Вслед за этим Иезекииль описывает херувимов, причем это описание во многом сходно с 1-м видением славы Господней в начале И. п. к.: пророк говорит, что это «те же животные, которых видел» он при р. Ховар. Все тело херувимов и передвигавшиеся вместе с ними колеса «были полны очей», и у каждого было 4 лица: «первое лицо - лицо херувимово, второе лицо - лицо человеческое, третье лицо львиное и четвертое лицо орлиное» (Иез 10. 14-15). Поднявшись, херувимы перенеслись к восточным вратам храма, а над ними встала «слава Бога Израилева» (Иез 10. 19). Пророчество Иезекииля о падении Иерусалима. Миниатюра из Книги пророков. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 255) Пророчество Иезекииля о падении Иерусалима. Миниатюра из Книги пророков. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 255) Иезекииль был поднят духом, который перенес его также к вост. вратам храма. Там он увидел «князей народа», развращавших народ и дававших «худой совет в городе сем». Пророк, на к-рого при виде беззакония «нисшел... Дух Господень», обратился к народу с грозным обличением (Иез 11. 1-5). Говоря от имени Бога, он предсказывает скорый суд над Иерусалимом: Бог наведет меч на его жителей, боящихся меча и нарушавших заповеди, и отдаст их в руки чужеземцев (Иез 11. 7-12). Когда во время этого пророчества один из слушавших князей, Фалтия, сын Ванеев, умер, Иезекииль в ужасе «пал... на лицо, и возопил громким голосом», умоляя Бога не истреблять до конца «остаток Израиля». Утешая его, Господь говорит, что, хотя Он и рассеял мн. израильтян «по землям», Он тем не менее будет «для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (Иез 11. 13-16). Бог соберет рассеянных израильтян «из народов» и вернет их в «землю Израилеву»; Он даст им «сердце единое», вложит в них «дух новый», и они уничтожат на Св. земле «все гнусности ее и все мерзости ее». Вместо «сердца каменного» Он вложит в них «сердце плотяное», чтобы они могли соблюдать заповеди. От имени Бога Иезекииль возвещает обетование о том, что после мн. лет наказания Бог простит и примет Свой народ: «...и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез 11. 17-21). По окончании пророчества слава Господня поднялась и встала «над горою, которая на восток от города», определяемой обычно как Масличная (Елеонская) гора; оттуда, согласно Иез 43. 1-3, слава Господня в будущем должна вернуться в храм (ср.: Зах 14. 4; Деян 1. 9-12). Дух поднял Иезекииля и перенес его обратно «в Халдею, к переселенцам», к-рым он по окончании видения сообщил все слышанные им слова Господа (Иез 11. 22-25). |
По донесению Сергия, епископа Курского о возведении в сан архимандрита настоятеля Коренной Рождество-Богородичной пустыни игумена Ювеналия. 1862 г.//РГИА, ф. 796, оп. 143, д. 1145. Указ Св. Синода об избрании Настоятелей общежительных монастырей. 20 марта 1862 г.//РГИА, ф. 797, оп. 97, д. 333. Ювеналий (Половцев) . Письма к Моисею (Путилову). 1862 г.//РГБ, ф. 213, к. 95, ед. хр. 41. Письма к игумену Моисею (Путилову) монашествующих//РГБ, ф. 213, к. 51, ед. хр. 10. Ювеналий (Половцев) . Письма к Исаакию (Антимонову). 1862–1865 гг.//РГБ, ф. 213, к. 73, ед. хр. 16. Жизнеописание игумена Глинской Богородицкой общежительной пустыни. Рукопись 2-й пол. XIX в.//РГБ, ф. 214, ОПТ-292. Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина), написанное монахиней Борисоглебского монастыря Ангелиной. Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-284. Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-285. Амвросий (Гренков) . Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским) монахиням, 1862–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 5. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским), монахиням. 1864–1872 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 6. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре (Тимковской), монахине. 1868, 1870 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 7. Амвросий (Гренков) . Наставления и письма//РГБ, ф. 213, к. 50, ед. хр. 1. Илиодор, архимандрит Глинской пустыни. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре). 1857–1873 гг.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. Илиодор, схимонах. Письмо к Варваре и Серафиме, монахиням. 1863 г.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 92. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ). Письма к Серафиме (Тимковской), монахине. 1863–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 13. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Письма к Серафиме (Тимковской), монахине//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 14. |
При этом значительное количество списков, содержащих рассматриваемый нами итоговый славянский полный перевод «Вопросоответов», находятся в архивах России. Русские списки, расположенные по датам (Сначала идут рукописи преимущественно с белой датой и определенным писцом) РГБ 247.67, 1811 год. РНБ 717.8/8, 1815 год, Пахомий. РГБ 214.530, 1815-16 года, Маркиан. РГБ 178.1.4557, 1818 год. РНБ 1106.7, перв. четв. XIX в., до 1822 год. ГИМ, Сим. 25, 1826 год, Паисий. РГБ 214.528, 1827 год, Макарий/Алипий. РГБ 178.1.7644, 1829 год. РНБ, 717.9/9, 1833 год. РНБ, 905. F.612, перв. пол. XIX в., до 1842 года, Вонифатий. Мелхиседек. РГБ 178.1.8984, 1845 год. БАН, Алекс.-Свирск. 5, 1849 год. ГИМ, Сим. 26, втор. четв. XIX в. Иларион (Ремизов). РГБ 214.529, перв. пол. XIX в., Иоанн (Наголкин). РНБ, 905. F. 158, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 531, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 532, перв. пол. XIX в. РГБ 178.1.2238 перв. пол. XIX в. РГАДА 196.1.1670, перв. пол. XIX в. РГИА фонд 834 оп. 3. д. 3912, перв. пол. XIX в. РГБ 247.68, 19 в. перв. пол. XIX в. НАРМ 2119.2.18, 60-е годы XIX в. Список сокращений РГИА – Российский государственный исторический архив РГАДА – Российский государственный архив древних актов БМН – Библиотека монастыря Нямц РГБ – Российская государственная библиотека РНБ – Российская национальная библиотека БАН – Библиотека Российской академии наук ГИМ – Государственный исторический музей BAR – Библиотека Академии наук Румынии ИАБ – Исихазм. Аннотированная библиография Приложение Предисловие к книге свв. Варсонуфия и Иоанна из рукописи РГБ 214.530 [л. I] К читателем. Похваление наше великому старцу преподобному Варсонуфию, и его ученику и спостнику авве святому, несть нужно: самая бо их писания, сиесть ответы их, вопрошающим, в душевное наставление поданныи, толико сладчайшии, духовно-жизненных вод источник имущии, довольно явствуют, колико отменное святаго Варсонуфия, душевное преуспеяние, и к Единому Богу присоединение бе. И святаго Иоанна его ученика и спостника, с сущею их друг ко другу о Христе любовию: всяк со вниманием благоусердно чтущий узрит, и со удивлением возчувствует в душе своей благожелательное духовное обучение; узрит душевными очесы духовноискусное наставление, каковыми способами, душе в треволнениях бедствующей проходить сквозе лукавствия духов, к зрению лучи Божественныя отрады, награждающия небесным наследием. |
U Сия мука сводницам, кои подваживают блуд творити всякого чину, и за то тем за язык удицами повешены будут на оном веце вечно.// Сия мука тем, кои вдовицы и всякого чина блудницы обременении бывают и стыда ради траву и корения ядят и зелия пьют того ради, чтоб во утробе зачатое понемногу изнурилося и вышло, и за то за руки висят вечно.// Сия мука мускому полу, кои со скотом и со птицею и с муским полом и з женою своею в задний проход блуды творят, и за те дела будут повещены удицами за пуп вечно висеть.// Сия мука тем, кои муж з женою своею не советно живут в непослушании друг другу, в роптании, не помнят страха Божия и венца своего. Указано едину веру иметь, едину любовь всякому мужу с своею женою. Тои венец наречеся, жену аки себя любить, а жене мужа своего якоже себя любить, и за то стремь главами своими висят вечно. Список сокращений Рукописные собрания Ал.-Св. – собр. Александре-Свирепого монастыря, БАН Ант.-Сийск. – собр. Антониево-Сийского монастыря, БАН Арханг. – Архангельское собр., БАН Арханг Д. – собр. Архангельского древлехранилища, БАН Арханг Мисс. – Архангельское собр., Миссионерская библиотека, БАН Арханг С. – собр. Архангельской семинарии, БАН Белокр. – Белокриницкое собр., БАН Беломор. – Беломорское собр., БАН Больш. – собр. Т. Ф. и С. Т. Большаковых, РГБ Вологод. – Вологодское собр., РГБ Волок. – собр. Иосифо-Волоколамского монастыря, РГБ Вят. – Вятское собр., БАН Гильферд. – собр. А. Ф. Гильфердинга, РНБ Григор. – собр. В. И. Григоровича, РГБ Доброхот. – собр. П. Доброхотова, БАН Друж. – собр. В. Г. Дружинина , БАН Епифанов – собр. А. М. Епифанова, БАН Калик. – собр. Ф. А. Каликина, БАН Каргоп. – Каргопольское собр., БАН КДА – собр. Киевской духовной академии, ИР НБУ Кир.-Бел. – собр. Кири л ло-Белозерского монастыря, РНБ Колоб. – собр. Н. Я. Колобова, РНБ Лукаш. и Марк. – собр. И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича, РГБ М. – Музейское собр., РГБ Мазурин – собр. Ф. Ф. Мазурина, РГАДА Макарий – собр. митр. Макария (Булгакова) , ИР НБУ МГАМИД – собр. Московского главного архива Министерства иностранных дел, РГАДА МДА – собр. Московской духовной академии, РГБ Мих. – собр. Н. М. Михайловского, РНБ Никифоров – собр. Г1. Н. Никифорова, РГБ Никол. – собр. Н. К. Никольского , БАН Олонец Семин. – собр. Олонецкой семинарии, РГБ ОРК – Отдел редких книг, БАМ и РНБ ОСРК – Основное собр. рукописных книг, БАН и РНБ – собр. Петра 1, часть А (кириллические рукописные книги), БАН Перетц – собр. В. Н. Перетца, ИРЛИ Пискарев – собр. Д. В. Пискарева, РГБ Плиг. – собр. Ф. О. Плигина, БАН Погод. – собр. М. П Погодина, РНБ Рогож. – собр. Рогожского кладбища. РГБ Романч. – собр. Н. Ф. Романчспко, БАН Румянц. – собр. Н. II. Румянцева, РГБ Севаст. – собр. П И. Севастьянова. РГБ Синод. (ГИМ) – Синодальное собр., ГИМ Синод. (РГИА) – собр. Синода. РГИА Смирнов – собр. И. А. Смирнова , ИРЛИ Солов. – собр Соловецкого монастыря, РНБ Солов. (БАН) – собр. Соловецкого монастыря, БАН |
27) Патрология: Церковная письменность I–III вв.: Курс лекций читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910–1911 гг. в 3 частях/Под. ред. доц. МДА Н.И. Муравьева (Маишнопись). Загорск. 1951. Библиотека МДА. 110290. С. 1–488. 28) Лекции по патрологии. 1914–1915 гг. Литографическая рукопись. Библиотека МДА. 110295. С. 1–468. 29) Лекции по патрологии: Церковная письменность I–III веков. Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии. СПб.: 2010. С. 1–608. Перечень рукописных материалов С.Л. Епифановича, хранящихся в Национальной Библиотеке Украины им. В.И. Вернадского 1. Максим Исповедник . Черновик. Ф. 187. 383 л. 30. 2. Памяти студента М.С. Верченко (10 февраля 1916 г.). Черновик. Ф. 187. 3. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Монография. После 1915 г. Ф. 187. 4. 4. Преподобный Максим Исповедник . Магистерская диссертация. 25 декабря 1909 г. Ф. 187. 2. 5. Преподобный Максим Исповедник . Материалы к диссертации. 1909 г. Ф. 187. 6. Курс лекций по патрологии читанный в КДА в 1912–1913 уч. гг. Стеклограф. 331 л. Ф. 187. 16. 7. Курс лекций по патрологии читанный в КДА в 1913–1914 уч. гг. Стеклограф. 260 л. Ф. 187. 17. 8. Лекции по патрологии. 1911–1912 гг. 322 л. Литография. Ф. 187. 15. 9. Обозрение курса лекций по патрологии, прочитанных в КДА за 1911–1917 гг. Рукопись. Стеклограф. Ф. 187. ед. хр. 10. Заметка о том, что сделали в Константинополе римские легаты (нет окончания рукописи), 2 л. Ф. 187. 7. 11. Отзыв о сочинении студента Василия Кудрявцева на тему: Сочинение Афанасия Великого «О девстве». Черновик. 4 л. Ф. 187. 8. 12. Рецензии: 1) Священник Д. А. Лебедев «Антиохийский Собор 324 г. и его послание к Александру еп. Фессалоникийскому». СПб. 1911 г.; 2) Евсевий Никомидийский и Лукиан. 1912 г. и др. работы. Январь. 1913 г. Черновик. 55 л. Ф. 187. 5. 13. Цитаты, выписки из богословских сочинений на греч. яз. Ф. 187. 9. 14. Программа лекций по Общей церковной истории для студентов КДА (1908–1909 уч. г.). Стеклограф. 2 л. Ф. 187. 10. |
Все произведения, указанные одновременно во всех трех Уставах, могут быть признаны принадлежащими к первоначальному составу Иерусалимского Устава; указанные только в греческих или только в славянских (кроме житий славянских святых, являющихся, конечно, наслоением славянской редакции) – сомнительными по своей принадлежности к оригиналу Устава. Позднейшие списки Устава греческие и за ними славянские дополняют представленный сейчас состав рядом новых произведений, не указанных ни в Алексеевском, ни в Евергетидском Уставах, каковы жития: св. Евфимия Нового 15 октября 9, 242, 244), житие св. Саввы, архиеп. Сербского 242, 244, 9) 956 , Макария Египетского 19 января 9, 242), изъбранье сты (трех святителей) спн. самое Ксанфопоуло кръ никифоро 30 января 957 380, 445, 242, 244), житие Феодора Стратилата 8 февраля (П. Т. 445, 239, 336, 9, 242, 244), житие св. Мелетия Антиохийского 12 февраля 242), житие св. Венедикта 14 марта 445, 239, 336, 242, 244), [Житие Феодосия Печерского в Патерике 3 мая 242, 9)], житие св. Феодора Едесского 9 июля 9), [житие св. Антония Печерского 10 июля 242)], воспоминание о муч. Фоке, еже написа Ксанфопул кир Никифор 445, 336) 22 июля, мучение св. Христины 23 июля (греч. 380, слав. 445, 336, 244), мучение св. Дометиана (греч. 488, 380, слав. 9, 242) 7 августа, мучение св. Агафоника 488, 9, 242, 244) 22 августа. Правила распределения четьего материала по отдельным моментам богослужебного последования совершенно тожественны с таковыми же обоих константинопольских Уставов – Алексеевского и Евергетидского Каждое произведение, смотря по величине, читается в один прием, или делится на несколько чтений или даяний – δβεις. В сравнении с Алексеевским и Евергетидским, Иерусалимский Устав гораздо чаще указывает количество частей или чтений, на которые должно быть разделено произведение при чтении. Из этих указаний следует, что деления Иерусалимского Устава приспособляются к числу чтений данного периода времени, а так как это число всегда по Иерусалимскому Уставу на одно больше, чем в Евергетидском, то и самых частей делается здесь больше. |
Имя Дата посещения [источник информации] Свт. Филарет, 1 октября 1855 г. освятил Троицкий храм и возглавил литургию [Творения святителя ФИЛАРЕТА, митрополита Московскаго и Коломенскаго. М.: CDIL, 1885. Т. 5. На книгу Бытия. С. 328–332] митрополит Московский и Коломенский Прп. Антоний (Медведев), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Много раз. Например: 16–17 октября 1851 г. (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария.М., 1997. С. 133), 12 января 1863 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 93 и 103–104] Прп. Антоний (Путилов), старец Оптинский Много раз. Например: 17 мая 1844 г., 18 июля 1844 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л.22об., 32об.], 11 – 17 октября 1851 г. [Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария.М., 1997. С. 133], 1 октября 1855 г. [ОР РГБ. Ф. 214, д. 362, л. 220об.,221], 21–25 июля 1857 г. [ОР РГБ. Ф.213, к.79, д.З, д.61] Прп. Моисей (Путилов), старец Оптинский 1 октября 1855г.[ОРРГБ. Ф.214.д.362. л.220об., 221] Несколько раз. Например: 20 сентября 1840 г. [ ОР РГБ. Ф. 213, к. 76, д. 22, л. 121], 11–17 октября 1851 г. (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонахаМакария. М., 1997. С. 133), 1 октября 1855 г. [ОР РГБ. Ф. 214, д. 362, л. 220об., 221], 21–25 июля 1857 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 79, д. 3, л. 61] Владыка Леонид 19сентября 1866 г. (не служил) [ОР РГБ. Ф. 262, к. 57, д. 26, л. 4; к. 35, д. 98, л. 17] (Краснопевков), епископ Дмитровский Владыка Савва 21–25 августа 1863 г. возглавлял литургию 24 августа [ОР РГБ.Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 285–286] (Тихомиров), епископ Можайский Владыка Игнатий 7 октября 1866 г. возглавлял литургию [ОР РГБ. Ф. 262, (Рождественский), к. 57, д. 26, л. 6]. В 1872 году возглавлял литургию [РГИА. Ф. 796, оп. 442, епископ Можайский д. 80, л. 6–7] Владыка Анастасий В начале июля 1907 г. посетил Зосимову пустынь во время обзора церквей Верейского уезда [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 549, д. 121, л. 8–9] (Грибановский), епископ Серпуховской Владыка Ювеналий 20 августа 1999 г. 9 апреля 2000 г. возглавлял литургию [Московские епархиальные ведомости. 2000. 5–6]; |
85. НИОР РГБ. Ф. 541. Карт. 1–15. Ед. хр. 1–599 (Голубинский Е.Е.). 86. НИОР РГБ. Ф. 559. Карт. 1–9. Ед. хр. 1–245 (Делицин Π.Ф.). 87. НИОР РГБ. Ф. 596. Папка 1. Ед. хр. 1–47 ( Голубцов А.П. ). 88. НИОР РГБ. Ф. 649. Карт. 1. Ед. хр. 1–28. 433л. (Сперанский В.М.). 89. НИОР РГБ. Ф. 759. Карт. 1–3. Ед. хр. 1–156 ( Попов К. М.). 90. НИОР РГБ. Ф. 767. Карт. 1–2. Ед. хр. 1–73 ( Смирнов С. К.). 91. НИОР РГБ. Ф. 769. Карт. 1–4. Ед. хр. 1–81 ( Лебедев А. П. ). 92. НИОР РГБ. Ф. 770. Карт. 1–3. Ед. хр. 1–40 (Пантелеймон (Успенский) Д.П., архим.). 93. НИОР РГБ. Ф. 823. Карт. 5. Ед. хр. 1–97 (Кудрявцев-Платонов В.Д.). 94. НИОР РГБ. Ф. 868. Карт. 1–4. Ед. хр. 1–76 (Чельцов Μ.П.). IV. Хроники, уставные материалы, отчеты 95. Годичные акты Московской духовной академии. М., 1875–1910. 96. Десятилетний юбилей питомцев LV курса Московской духовной академии (1900г.–1910.). М.: Русская Печатня, Триумфальная-Садовая, д. 1910. 40 с. 97. Журналы собрания конференции Московской духовной академии. М.: Синод. тип., 1831–1832. 6, 7 с. 98. Журналы Совета Московской духовной академии. М., 1871–1916 (Извлечение из Журналов собраний Совета Московской духовной академии. СП: Тип. ТСЛ, 1907–1912). 348, 383, 349, 444, 566 с. 99. Именной список ректорам и инспекторам императорских духовных академий, духовных семинарий, преподавателям императорских духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, состоящим в священном сане преподавателям духовных семинарий и училищ, священнослужителям при русских церквях заграницей и начальникам заграничных духовных миссий на 1915 год. Пт.: Син. тип., 1915. 178, XXVI с. С. 20–27 (МДА). 100. Московская духовная академия. Братство прп. Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам. Устав. СП: Тип. ТСЛ, 1902. 39 с. 101. Московская духовная академия. Попечительство о бедных при храме Московской духовной академии. Отчет попечительского отдела Пастырско-просветительного братства. СП, 1909. 8 с. 102. Московская духовная академия: Списки начальствующих наставников и студентов (1814–1864 гг.). М., 1864. 85 с. |
Пророк Исаия еще за 700 лет до рождества Христова предсказал, что Мессия родится чудесным образом от Чистой Девы без мужа. Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя ему Еммануил ( Ис.7:14 ). Как ни ясно видно из этого, что Мессия родится от Девы, но иудеи, опираясь на толкование позднейших раввинов, не прилагают слов пророческих к Иисусу Христу. Они говорят: у Исаии сказано, что Еммануил родится от «алма», а слово алма означает по-еврейски молодая женщина; Христос же родился от девы (бесила); поэтому пророчество Исаии, по их мнению, относится к жене; царя Ахаза, матери Иезекии. Она, говорят они, и должна была родить такого сына, который будет так благочестиво жить и царствовать во Иудеи, что во времена его будет с Израилем «Еммануил». Что пророчество Исаии не относится к Иезекии, это видно даже из того, что оно было возвещено тогда, когда царскому сыну, Иезекии, было уже 9 лет от роду, следовательно, оно к нему никак не относится. Касательно значения слова «алма», долгом считаю сказать следующее: Во многих местах свящ. Писания встречаем, что чистая дева называется не только именем: «бесила», но и «алма». Так, напр., свящ. бытописатель называет Ревекку: «алма», в то время, когда она пребывала еще девою: се аз стах у кладезя водного, и дщери граждан исходят почерпати воды: и будет девица (алма), ей же аще аз реку: напой мя от водоноса твоего мало водою... ( Быт.24–43 . Исх.2:28–15:20 ; Пс.67:21 ; Песн.6:7 ). В учении многих древних раввинов находим подтверждение пророчества Исаии, именно, что Мессия родится от алмы, и что слово алма значит: «сокровенная девственница». Так выражался ученейший Таргум Онкелос. Раввин Мейше-Гершен, в Мидраше, при объяснении слов псалма: истина от земли возсия (с еврейского возникнет – тыц-мах), и правда с небесе приниче ( Пс.84 ), пишет следующее»: рабби Иуда говорит: это наше спасение, т. е. Спаситель, возникнет от земли чрез непосредственное действие Божие, и будут тогда обе, т. е. истина и правда соединены вместе. А почему сказано: «возникнет», а не «родится»? «Потому что образ рождения Его, т. е. Спасителя, не будет подобен рождению тварей земных, но совершенно отличен от них во всех отношениях». |
Псалтири с восследованием рубежа XV и XVI вв., переписанные Герасимом (Замыцким) и Герасимом Чёрным (РГБ. Вол. 152; ГИМ. Епарх. 90), отражают особенности «Псалтыри митр. Киприана» 1-й четв. XV в. (РГБ. МДА. Фунд. 142), хранившейся в Троице-Сергиевом мон-ре. Сборник 20-х гг. XVI в. (РГБ. ТСЛ. Фунд. 686) содержит старший список сокращенной редакции Жития деспота Стефана Лазаревича, созданной, вероятно, в И. В. м., а Жития св. кор. Стефана Дечанского и еп. Илариона Мегленского восходят вероятно к сборнику РГБ. Вол. 655. Краткие летописцы обители свидетельствуют о тесных связях с Боровским мон-рем ( Дмитриева. 1974. С. 223-225). Один из ранних списков «Просветителя» (РНБ. Солов. 326/346) был не позднее 1508 г. переписан прп. Нилом Сорским и Нилом (Полевым) в Сорской пуст., что позволяет говорить о тесных контактах между учениками преподобных Иосифа и Нила Сорского. Изучение индексов истинных и ложных книг, которые переписывались в И. В. м., позволило проследить заимствование и обогащение кирилловской книжной традиции иноками обители. Отмечены лит. контакты братии И. В. м. и Павлова Обнорского мон-ря ( Грицевская И. М. Индексы истинных и ложных книг в Волоколамском мон-ре//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 494-504; Пигин. О литературных контактах. 2006. С. 99-104). А. А. Зимин отмечал, что «помимо развития взглядов Иосифа Волоцкого в самостоятельных произведениях его последователей, в сборниках сер. XVI в., вышедших из-под пера монахов Волоколамского монастыря, помещались произведения и постановления Соборов, которые были направлены на защиту монастырского землевладения» ( Зимин. Крупная феод. вотчина. 1977. С. 276). В этих рукописях находятся: трактат прп. Иосифа в защиту монастырских имуществ (РГБ. Муз. 1257. Л. 264-297), «Соборный ответ» 1503 г. (РГБ. Вол. 514. Л. 426-433), «Ответ» Макария, обосновывающий право мон-рей владеть селами (РГБ. Муз. 1257. Л. 154-178), постановления Стоглава (РГБ. Вол. 517. Л. 206-209), «Слово кратко», отстаивавшее неприкосновенность монастырских владений (РГБ. |
| |