Это выражение имеет близость с Платоновским учением о предсуществовании душ. 303 Выражения: «премудрость подвижнее всякого движения... сквозь все проходит и проникает... есть чистое излияние славы Вседержителя» (7:24–25; 8:1) очень близки к эманатическому, стоическо-филоновсвому, вероизложению и удаляются от чисто-библейского ветхозаветного учения. 304 Очень затруднительно для защитников каноничности книги выражение: «не невозможно было для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества (ξ λης μρφου) наслать на Египтян бедствия» (11:18). Вся находящаяся здесь терминология имеет себе очень и очень значительную параллель у Платона, Филона, Диогена Лаерция и т. п., 305 и не имеет параллели в ветхозаветном вероучении. В тесной связи с приведенным выражением, как его объяснение, находится и следующее: «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Художника» – Τεχντην (13:1). И здесь вся терминология, удаляющаяся от библейского учения о творении мира из ничего, приближается к греко-философскому учению об «образовании» лишь мира из первобытного «необразного» вещества, 306 и тем доказывает неточность вероучения книги Премудрости Соломона. «Влекла их к том концу судьба» (νγκη – 19:4). Целый ряд 307 приведенных «недоуменных» выражений показывает, что они не случайно появились в книге, а имеют органическую связь со всеми основными богословско-философскими воззрениями автора. Нужно, впрочем, добавить, что философские воззрения автором обрабатываются и подчиняются ветхозаветным основоначалам богословского учения. 308 Выше замечено, что книга эта не свободна и от исторических «недоумений». Так, в 10:5 выражение: «она же (Премудрость) между народами, смешанными (συγχυθντων=по LXX Быт.11:7–9 ) в единомыслии зла, нашла праведника... и сохранила мужественным в жалости к сыну». Очевидно, речь идет об Аврааме, представляемом современником вавилонского столпотворения и смешения языков...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Этот взгляд разделяет Ап. Павел. 3Езд.3:34 Итак взвесь на весах и наши беззакония и дела живущих на земле, и нигде не найдется имя Твое, как только у Израиля. 34 . В неповрежденном тексте (лат. рук., ар. 1. 2, арм.) этот стих приводится в таком виде: «Итак, взвесь на весах наши беззакония и беззакония тех, которые живут на земле, и обнаружится, куда наклонится стрелка коромысла» (et invenietur momentum puncti ubi declinet). Слово momentum было принято за nomen tuum, a конец стиха был восполнен применительно к контексту. 3Езд.3:35 Когда не грешили пред Тобою живущие на земле? или какой народ так сохранил заповеди Твои? 3Езд.3:36 Между сими хотя по именам найдешь хранящих заповеди Твои, а у других народов не найдешь. 36 . В Вульгате смысл этого места потерпел значительные изменения вследствие неправильно прочитанного сокращения. Мысль автора обнимает все человечество (homines), тогда как Вульгата ограничивает ее одним избранным народом (hos). Ездра ставит на вид Богу, что ни один народ в целом не соблюдал заповедей, как Израиль. «Ты найдешь, конечно, людей по именам, исполнявших Твои заповеди, но народов не найдешь». Праведники в языческой среде, подобные Иову, являются редким исключением: их можно пересчитать по именам. Только у евреев исполнение закона захватывало весь народ. Гункель (354), Фолькмар (11) и Кабиш (26–28) относят и первую половину стиха к праведникам из народа Божия вроде Авраама и Моисея. Кабиш приводит целый ряд выдержек из Талмуда, где только за евреями признается право называться людьми, а язычники считаются свиньями. Самые души язычников явились будто бы плодом смешения беса Саммаэла с Евой. Но такое понимание мало вяжется с ходом мыслей. Автор пытается устранить возражение, что и у язычников можно найти примеры исполнения заповедей. Там они носят единичный характер; между тем у Израиля при всей его греховности заповеди хранились всеми с такой ревностью, которой нельзя было встретить ни у какого другого народа в массе. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Третья книга Ездры. 846-986 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но если обратить внимание на ветхозаветные книги с описательным, учительным и пророческим содержанием, то вместо системы и строгой последовательности можно нередко встретить здесь ряд афоризмов, отрывочных рассказов, отдельных картин и т. д. Так книга пророка Даниила, по характеру своего содержания очень близко подходящая к апокрифу псевдо-Еноха, на первый взгляд представляется читателю чем-то совершенно бессвязным, где пророческие видения постоянно перемешиваются с историческими рассказами и одно описание сменяется другим, по-видимому совершенно не идущим к делу; не даром эта особенность во внешней форме изложения давала повод некоторым ученым признавать пророческую книгу Даниила (именно канонические части ее) за сборник нескольких отдельных писаний 77 . То же самое нужно сказать и относительно третьей книги Ездры, предметом содержания которой служат главным образом не исторические повествования, а пророческие видения и символические описания. Понятно после этого, что и апокриф псевдо-Еноха в тех своих отделах, которые содержат пророческие видения и описания тайн неба и земли, является как бы сборником независимых друг от друга трактатов. Нравственные увещания, пророческие видения, разного рода замечания относительно всех тайн природы, все это при своей отвлеченности и темноте сравнительно с историческими фактами представляет слишком разнообразный и слишком громадный материал, чтобы можно было псевдо-Еноху справиться с ним и избежать резких переходов от одного предмета к другому и частых повторений 78 . Кроме того, недостаток систематичности и последовательности в изложении книги Еноха в значительной мере объясняется как отсутствием в авторе систематического образования, его незнакомством с требованиями научной систематизации, о чем было уже сказано, так и его национальным характером. Можно признать общепризнанным тот факт, что все вообще восточные народы и в частности семиты никогда не отличались строгостью и выдержанностью мысли. Строгая последовательность и систематичность положительно не в природе восточного человека: он слишком подвижен, слишком наделен фантазией, чтобы при изложении своих мыслей руководиться стеснительными требованиями логики; чувство и ассоциация представлений, – вот что руководит им.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

После сказанного не трудно определить, каким характером могли отличаться царствования в этом государстве. Не имея за собою личного достоинства, обращающегося в нравственную силу, – без славы предков, без авторитета, освященного древностью, без расположения к себе со стороны народа, цари ищут опоры своей власти в силе, усвояют себе направление военного деспотизма и для достижения произвольного господства стремятся освободиться от всякого законного ограничения. Тяжелое правление царей, ознаменованное насилиями и подавлением народных стремлений к свободе, порождало народное недовольство, нередко усиливаемое понижением древнего блеска государства, зависевшим от неудачной внешней политики царей, и вызывало противодействие со стороны народа. Таким образом, царская власть становится в зависимость от народных партий, которые, не связанные религией, пользуются ею по своему произволу и производят расстройство общественного порядка. Вопреки своему назначению царство не возвышается над борющимися партиями и их разрушительными стремлениями. Постоянная перемена династий пожирала силу Израиля внутри, столь необходимую для охранения самостоятельности по отношению к иноземным народам. Что касается внешних отношений и внутреннего состояния самого государства, то они, за редкими исключениями, представляют собою ряд печальных картин. Ряд несчастных следствий необходимо сопровождал само разделение царства. С последним политическая сила Израиля сломлена навсегда. Вместо прежнего единства наступает внутренняя разорванность колен, выразившаяся в самой упорной и слепой страстной борьбе, направленной к взаимному обессилению обоими царствами друг друга. Израильское царство, скоро обессиленное вследствие этой взаимной вражды с родственным иудейским царством, подвергается угнетениям и стеснениям со стороны иноземных народов. Возвышение всякой новой династии тем легче сопровождалось новыми потерями для Израиля, что внутренние неустройства всегда были настолько сильны, что царь готов был соглашаться на всевозможные уступки соседним народам – лишь бы выиграть время для усиления на троне и устроения порядка внутри. – С понижением внутренней национальной силы Израиля постепенно ослабляется и духовная жизнь народа; спокойное прочное развитие последней было затрудняемо как внутренними потрясениями и внешними несчастиями, наполнявшими историю Израиля, так и произвольным вмешательством его деспотических правителей, подрывавших самое основание его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

1995. P. 43). Сходство надписаний отрывков Зах 9-11 («Пророческое слово Господа на землю Хадрах» - Зах 9. 1) и Зах 12-14 («Пророческое слово Господа об Израиле» - Зах 12. 1), а также всей Книги прор. Малахии («Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию» - Мал 1. 1) позволило нек-рым исследователям предполагать, что все 3 текста первоначально представляли собой анонимные пророчества, добавленные впосл. к «Перво-Захарии» ( Eissfeldt O. The Old Testament: An Introd. N. Y., 1965. P. 440). На основании стилистических различий между Зах 9-11 и Зах 12-14 делаются выводы о том, что «Второ-Захария», возможно, также не принадлежит одному автору ( Radday, Wickman. 1975). В соответствии с этим наименование «Второ-Захария» иногда относят лишь к главам 9-11, а для глав 12-14 используют обозначение «Трито-Захария» (Third Zechariah - Redditt. 1995. P. 94). Имеются также теории, в которых говорится о еще большем количестве авторов (см., напр.: Saeb ø . 1969. P. 313). В отношении датировки глав 9-14 в науке высказывались различные, в т. ч. взаимоисключающие, мнения. Наиболее консервативные ученые придерживаются традиц. т. зр., согласно к-рой прор. Захария является автором всей книги (см., напр.: Young E. J. An Introduction to the Old Testament. Grand Rapids, 1956. P. 273; Harrison R. K. Introduction to the Old Testament. Grand Rapids, 1969. P. 956). Неоднократно высказывалось мнение, что текст 2-й части книги может восходить к допленному периоду. Так, А. Маламат пытался доказать, что отрывок Зах 9. 1-8 описывает достижения ассир. царя Саргона II и, т. о., должен датироваться примерно 720 г. до Р. Х. ( Malamat A. The Historical Setting of Two Biblical Prophecies on the Nations//IEJ. 1950/1951. Vol. 1. P. 149-159). Предлагались также решения проблемы, при к-рых ряд отрывков глав 9-14 датировался допленным периодом, в то время как остальные фрагменты должны были быть написаны позднее (разбор различных теорий см.: Redditt. 1995. P. 94-95). Большинство ученых сходятся в том, что главы 9-14 были написаны в послепленный период, однако в отношении более точной датировки имеются значительные разногласия.

http://pravenc.ru/text/182655.html

Среди исторических событий, нашедших отражение в речах Иеремии,- битва при Кархемише, 605 г. (Иер 46. 3-12); пленение царя Иоахаза егип. фараоном Нехао, 609 г. (Иер 22. 11-12); по мнению одних комментаторов, поэмы о нашествии народа «с севера» (ряд текстов в главах 4-6 и нек-рые др.) говорят о вавилонском вторжении в Иудею в 597 или в 587 г., по мнению других - в этих текстах имеется в виду вторжение скифских племен в Сирию и Палестину, предположительно, в посл. четв. VII в. до Р. Х. И. п. к., и особенно ее масоретская редакция, в целом может отражать интересы израильтян, оказавшихся в изгнании именно в Вавилонии; наиболее ярко эта позиция проявилась в гл. 24, где израильтяне, оставшиеся в Иудее, сравниваются с гнилыми смоквами. По мнению исследователей, некоторые тексты, имеющие внутренние датировки, в действительности относятся к иной исторической ситуации. В частности, ряд текстов, по мнению Кэрролла, представляет интересы политических групп в период возвращения из изгнания при Ахеменидах. Так, Иер 22. 28-30 отражает борьбу партий за власть в период реставрации; эти строки опровергают право Зоровавеля, внука Иехонии, на престол ( Carroll. 1986. P. 442). Содержание Призвание пророка на служение (Иер 1. 1-19). В начале книги сообщается о происхождении ее автора («Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе...» - Иер 1. 1), приводятся сведения о времени его служения и перечисляются иудейские цари, при которых оно происходило (Иер 1. 2-3). Пророческое служение Иеремии предваряется божественным призванием: он слышит «слово Господне», в к-ром сообщается, что еще прежде рождения Бог поставил его «пророком для народов». Несмотря на возражения Иеремии, ссылавшегося на свою молодость и неопытность, Господь «простер... руку Свою, и коснулся уст» его; это действие означало поставление его на пророческое служение: отныне он будет изрекать слова Божии (Иер 1. 4-9). Иеремия получает от Господа символические видения (миндальное дерево, кипящий котел), свидетельствующие о непреложности божественных решений и о бедствиях, ожидающих жителей Иерусалима «за все беззакония их» (Иер 1. 10-16). Пророк выходит по повелению Божию «против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей», чтобы обличать грех и отступление от Бога (Иез 1. 17-19). Пророчества об Иудее

http://pravenc.ru/text/293622.html

Влияние месопотамского права можно проследить и в повествовательной части Пятикнижия, и непосредственно в библейских законодательных сборниках 74 . О высокой степени этого влияния говорит то, что в древнейшем библейском законодательном своде, Кодексе Завета ( Исх. 21:1–23:19 ), около половины постановлений имеет связь с древними месопотамскими законами, а внешняя форма текстов, формулирующих договор, соглашение (завет) между Богом и Израилем ( Исх. 20–31 ; Втор. 1–32 ) соответствует форме, которую использовали в Месопотамии при оформлении договоров с правителями подвластных народов 75 . Особенно близки правовые традиции Месопотамии к тем обычаям из области семейного права, которые мы видим в Книге Бытия. «Семейные отношения еврейских патриархов – наилучший комментарий к законам Хаммурапи. Можно сказать, что и Авраам, и Иаков, и Лаван жили по вавилонскому праву», – отмечал Б.А. Тураев 76 . При этом, библейские законы отличаются своим уникальным характером, соответствуя общему библейскому учению. Бог является не только инициатором установления законности и социальной справедливости (как в месопотамской традиции), но и непосредственным автором законов, близким и внимательным к человеку. Библейские законы отстаивают высокое достоинство личности человека, как носителя образа Божия, придают большое значение личной ответственности человека. Наконец, своей высшей целью они имеют духовное совершенствование человека, обретение богоподобия, соединение человека с Богом. Библия включает в себя и большой объем текстов, связанных с пророческой традицией. Эти тексты, находящиеся и в книгах пророков, и в качестве составной части исторических и поэтических библейских книг, также вполне сопоставимы с древними ближневосточными текстами. Хотя на древнем Ближнем Востоке мы и не встречаем развитой пророческой литературной традиции, подобной библейской, тем не менее, имеется ряд произведений, свидетельствующих о наличии феномена пророчества, имеющего ряд общих черт с библейским пророчеством 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Воздержание это не есть благо, если оно происходит не по вере в высшее Благо, Которое есть Бог. До потопа, однако же, мы не Встречаем никого, кто поступал бы так. Сам Енох, Седьмой от Адама, о котором говорится, что он не умер, а взят, прежде чем взял его Бог, родил дочерей и сыновей, в числе которых был и Мафусал, вошедший в ряд упоминаемых поколений. Но почему же в поколениях, происшедших от Каина, упоминается так мало преемств, коль скоро их нужно было довести до потопа, тем более что возраст, предшествовавший возмужалости, не был настолько продолжителен, чтобы люди не могли рождать детей в продолжение ста и более лет? Ведь если автор этой книги не имел в виду известного лица, до которого ему необходимо было довести ряд этих поколений, как при перечислении поколений, происшедших от Сифа, имел в виду дойти до Ноя, от которого, в свою очередь, последовал ряд поколений, необходимый для его целей, то какая была нужда пропускать перворожденных сыновей, чтобы дойти до Ламеха, на сыновьях которого, т. е. на восьмом поколении от Адама и на седьмом от Каина, кончается этот ряд поколений? Разве было что-нибудь, начав с чего можно было бы дойти или до Израильского народа, в котором земной Иерусалим послужил пророческим прообразом небесного града, или до Христа по плоти, Который «сущий над всем Бог, благословенный во веки» ( Puм. IX, 5 ), есть Создатель и Правитель небесного Иерусалима; когда все потомство Каина было уничтожено потопом? Можно поэтому заключить, что в этом ряду поколений упомянуты были перворожденные. Почему же в таком случае их так мало? Ведь не могло же их быть столько до потопа, если отцы не уклонялись до столетнего возраста от обязанности рождения детей и если возмужалость не являлась поздно, соразмерно с долголетием тогдашней жизни. Пусть они имели полных тридцать лет, когда начинали рождать детей; тридцать, взятое восемь раз (ибо было восемь поколений, считая Адама и тех, которые рождались от Ламеха), составит двести сорок лет: неужели в оставшееся затем до потопа время они уже не рождали? Какая же была бы в таком случае причина, по которой писавший это не захотел упомянуть последующие поколения? Ведь от Адама до потопа по нашим кодексам насчитывается две тысячи двести шестьдесят два года, а по еврейским – тысяча шестьсот пятьдесят шесть. Если мы примем это меньшее число за более вероятное и вычтем из тысячи шестисот пятидесяти шести двести сорок, то разве возможно, чтобы в продолжение тысячи четырехсот с лишком лет, остающихся до потопа, потомство Каина могло уклоняться от рождения?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Исследовательница фресок Д. Мурики говорит о реминисценциях в росписях купола церкви Св. Иерофея тем Страшного суда и Апокалипсиса 806 . Композиция «Христос на троне» генетически связана с «Вознесением Христа» и предполагает вблизи себя ряд апостолов, который не изображен в Св. Иерофее, но фланкирует «Христа на троне» как на византийских темплонах, так и на Пала д’Оро. Симметрично фигуре Богоматери с пророками в росписях церкви Св. Иерофея. с другой стороны барабана, представлена Етимасия с двумя парами коленопреклоненных ангелов с каждой стороны. Это соответствие напоминает первоначальную композицию Пала д’Оро. где верхнему ряду ангелов симметричен расположенный ниже апостольского чина ряд пророков. а фигуре Богоматери – Етимасии. Но ангельский ряд последовательно представлен и на средневизантийских темплонах. Программа росписи барабана и купола церкви Св. Иерофея. в первую очередь, на наш взгляд, соответствуют программе многоярусных иконостасов XI–XII вв. (Христос на троне, ангелы перед Етимасией), и это делает вероятным присутствие пророческого ряда в последних. Фризы, состоящие из пророческих фигур, имеющие в центре изображения Богоматери, известны и в палеологовской монументальной живописи: они изображались как в барабанах вторых куполов, имеющих в своем зеркале «Богоматерь с младенцем» типа Никопеи (фрески церкви Одигитрии в Мистре раннего XIV в.) 807 , так и в барабанах основного купола, и тогда «Богоматерь с младенцем» помещалась в центре ряда, как во фресках церкви Св. Иерофея (фрески церкви Перивлепты третьей четверти XIV в. в Мистре) 808 . Некоторые из пророков этих фризов несут предметы – символы Богоматери и содержание текстов на их свитках также относятся к Марии. По мнению Д. Мурики. данная тема монументальной живописи в конечном счете связана с композицией «Похвала Богоматери» и является иллюстраций литургических гимнов и тропарей, содержащих пророчества о Воплощении 809 . Подобные композиции палеологовских росписей также могли послужить иконографическим источником пророческого ряда высокого иконостаса, созданного на Руси, тем более что иконография «Похвалы Богоматери» во второй половине XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

«Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром ( Пс.28;11 ). Благочестивые слушатели! Святые и верные слова эти произнес боговдохновенный пророк, царь израильский Давид. Он одержал многие победы, смирил многих врагов Израиля под ноги Израиля, доставил государству границы, которые указывались существенною потребностию государства. По совершении трудного, обширного, славного подвига Давид как бы оглянулся на свои победы и завоевания и, рассмотрев цель и плод побед и завоеваний, узрел и признал в цели и плоде их – в мире – Божие благословение. Господь, дарующий людям Своим крепость на бранном поле, являет Свое благословение им в благотворном мире. Возлюбленные братия! Взорам нашим предстоит подобное зрелище. В прошедшем мы видим ряд походов, ряд кровопролитных сражений, ряд громких торжеств. Видим ту крепость православных воинов, которую вложил в сердца их Господь, Господь, препоясуяй силою на брань ( Пс. 17; 40 ). В настоящем мы созерцаем благодатное действие мира. Пред нами повторяется событие пророческих слов: Раскуют мечи своя на орала, и копия свои на серпы, и не возмет язык на язык меча ( Ис. 2; 4 ), яко Господь благословит люди Своя миром. Какое дело было первым делом героя царя в первые, девственные минуты дарованного Богом мира? Принесите Господеви славу и честь, – воззвал победоносный царь к победоносному, обладаемому им народу! Принесите Господеви славу имени Его, поклонитеся Господеви во дворе святем Его ( Пс. 28; 2 ). Подобный призыв по причине подобных событий мы услышали ныне и на призыв собрались во святый храм, чтоб принести благодарение и славословие Всесильному и Всеблагому Богу, даровавшему крепость людям Своим, благословившему люди Своя миром. Глас Господень на водах, – восклицал в священном восторге пророк-полководец, достигший с мечом в руке и берегов Средиземного моря и берегов Евфрата. Глас Господень в крепости. Глас Господень в великолепии, глас Господа, сокрушающего кедры, глас Господа, пресецающего пламень огня! Глас Господа, стрясающего пустыиню ( Пс. 28; 3–8 ). Вдохновенный пророк в современных ему событиях, в которых он был главным деятелем, видел волю Господа, видел действие Господа, слышал таинственный, но всемощный глас Господень, распоряжающийся судьбами царств и народов, судьбами всея земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010