Пророк обращается с вопросами о дальнейшей судьбе этой лозы: «Не вырвут ли корней ее, и не оборвут ли плодов ее, так что она засохнет?» (Иез 17. 1-10). Использованные пророком символы были хорошо понятны его современникам. «Верхушка кедра» - это юный царь Иехония, уведенный в 597 г. до Р. Х. в «город торговцев» Вавилон «могучим орлом», т. е. царем Навуходоносором. «Семя этой земли» - последний иудейский царь Седекия, к-рого Навуходоносор сделал царем вместо Иехонии. В притче изображена неверность Седекии Вавилону: понадеявшись на помощь др. «могучего орла» - Египта, он вступил в антивавилонскую коалицию. Иезекииль предрекает, что нарушение клятвы верности Вавилону приведет Израиль и его вероломного царя к катастрофе: «...клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову» (Иез 17. 19). Надежда на фараона тщетна, ибо союз с ним заключен против Божией воли: «С великою силою и с многочисленным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне...» (Иез 17. 17). Несмотря на предстоящее наказание, притча заканчивается утверждением верности Бога Своему завету с Израилем. Он сделает то же, что и Навуходоносор: «...с вершины высокого кедра... с верхних побегов его» оторвет «нежную отрасль» и посадит «на высокой и величественной горе». В отличие от мирских царей - «могучих орлов», ведших Израиль к погибели, Бог этим действием спасет уцелевший остаток народа, когда он осознает свой грех и смирится: «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю...» (Иез 17. 22-24). Развивая тему спасения Богом остатка Израиля, Иезекииль критикует распространенное в его время понимание ответственности детей за грехи родителей: «...зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?» (Иез 18. 2). От имени Бога пророк отменяет эту пословицу, говоря, что за грех будет наказан только согрешивший, а праведник «непременно будет жив» (Иез 18. 9). Сын, к-рый видит «все грехи отца своего...

http://pravenc.ru/text/293579.html

Соплеменники, вероятно, признавали Иезекииля пророком и приходили к нему, чтобы через него вопрошать Бога. Этот статус Иезекииля признавался и старейшинами Израиля, которые пришли к нему «вопросить» Бога, то есть услышать слово Господне (ср.: 20:1–3). По этому случаю Иезекиилю было открыто, что старейшины служат не только Богу. Они поклоняются и ложным богам. Весть, которую сообщил им Иезекииль, отчетлива и проста: они должны покаяться и отрешиться от идолопоклонства. Всякий, кто не оставит попытки одновременно поклоняться идолам и искать совета у пророка Божьего, понесет наказание. Если же пророк будет потворствовать их прихотям, он тоже заслуживает кары (см. также: 20:1–44). Нет оснований утверждать, что старейшины не верили в Бога Израиля. Их вина состояла в том, что, наряду с Ним, они поклонялись разным языческим богам. Никто не может служить одновременно двум (или более) господам ( Мф. 6:24 ). Должно поклоняться только Господу. Это библейский аргумент против современного религиозного плюрализма, когда кажется таким привлекательным свободный выбор объекта поклонения и широкое признание многих богов. Однако при более углубленном знакомстве с теми или иными религиозными учениями мы начинаем осознавать, что одно несовместимо с другим. Например, если Христос есть истинный путь к Богу ( Ин. 14:6–7 ), то это единственный путь, и нам незачем размышлять о каких–то других «путях». 1–11 Бог говорит Иезекиилю о старейшинах: «Сии люди допустили идолов… в сердце свое… могу ли Я отвечать им?» (2–3). Иезекииль должен объявить им: покайтесь и отвратитесь от своих идолов. Если израильтянин или чужеземец, проживающий в Израиле, поклоняется языческим богам и при этом вопрошает Господа через пророка, он должен знать, что Бог против него. «Я… сокрушу его… и истреблю из народа Моего, и узнаете, что Я – Господь» (4–8). Если же пророк поддастся обольщению и произнесет ложное пророчество как бы от Бога, он будет истреблен из народа Израиля. Он виновен, как и те, кто обращается к нему за словом. Господь объясняет: это необходимо, «чтобы впредь дом Израилев не уклонялся от меня… но чтобы были Моим народом, и Я был их Богом» (9–11).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Тайновидцу, поставленному на высокой горе была открыта изумительная панорама града Божия, в котором центральное место занимал Храм ( Иез. 40 ) – видение мессианского Царства Божия. Это последняя Книга – Книга утешения (гл. 33–48). Расположенный в сердце города Храм был отделен от всего мирского. «Вне Храма стена со всех сторон его». И в этом мы усматриваем указание пророка на центральную роль веры в жизни общества. В следующих главах пророк проводит подробное описание Дома Божия. Здесь следует обратить внимание на главу 44. Здесь пророчество о Божией Матери (этот текст читается как одна из паремий на многие богородичные праздники) и рождении Христа: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез. 44,1–3 ). Образ живой воды, который вытекает из-под порога Храма, олицетворяет неиссякаемый поток благодатной силы, который не только наполняет человека, но и омывает мир, изгоняя из него горечь греха и нравственного несовершенства. «Потом привел он меня обратно к дверям храма; и вот из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма по южную сторону жертвенника.» Кстати, отсюда взято, что алтарь храма ориентирован на восток. « И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем обращенным к востоку; и вот вода течет по правую сторону» ( Иез.47,1–12 ), то есть вода как бы отекает храм и благодать храма омывает весь мир. Открывая перед Израилем картины будущего мира, Иезекииль требовал от него действий. Дело Божие, созидаемое Самим Богом не отделимо от человеческой воли. Перед лицом греха Бог не пощадил ни Иерусалимского Храма, ни народа. Духовное очищение Израиля, стремление к нравственному совершенству является условием для того, чтобы воздвигнут был город, именуемый «Господь здесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Так как нового Израиля на место старого Бог творит, главным образом, через пророчество и пророка, то с возобновления в сознании Иезекииля уже открытых ему (в III гл.) пророческих обязанностей и начинает Господь свои утешительные откровения о славном будущем Израиля. Народ подвергся карающему суду Божию в падении Иерусалима, но этим суд еще не закончен: и впредь нечестивым пленникам грозит гибель. Но из нее Богом открыт выход, сделано доступным для каждого своевременное обращение через возвещение пророкам предстоящего суда, имеющего при своем наступлении застать каждого, как он есть: к этим предостережениям пророк обязывается под страхом ответственности за каждую вверенную ему душу (ст. 1–9). Ни для кого суд Божий не неотвратим, и никто не должен отчаиваться в милости Божией, как бы ни угнетали его сознание грехи (ст. 10–20). В таких предостережениях и заботах о душах пророк всегда полагал свое призвание в народе (ср. Иез.3.16–21 ), но он вынужден был иногда молчать (ср. Иез.3.22–27 ); теперь ход событий (известие о падение Иерусалима) сделал его хозяином своего положения, вернул ему свободу речи (ст. 21–22), как то ему и обещал Господь ( Иез.24.23–24 ). С этим первым в новом положении пророка откровением, излагающим программу его теперешней деятельности в отношении к Израилю, близко связаны 1) речь против оставшихся в Ханаане, которые через падение Иерусалима еще не пришли к раскаянию (ст. 23–29) и 2) замечание о тех пленниках, которые только внешним образом подчиняются пророческому авторитету (ст. 30–33. Сменд). Иез.33:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Настоящее откровение, по всей вероятности, получено во время, указанное в 21 ст., и дата поставлена только там, чтобы это откровение имело вид программного введения в новую часть книги, посвященную новому и непохожему на прежний периоду деятельности пророка. Иез.33:2 .  сын человеческий! изреки слово к сынам народа твоего и скажи им: если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и по­ставит его у себя стражем;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это – пророки Иезекииль и Даниил. Иезекииль был послан к сынам израилевым (2, 3) и он так истолковывал им пути Божии о них, о других народах и требования Господни, которые они и другие народы должны исполнять. Иерусалим был поставлен Господом «среди народов и вокруг его земли» (5, 5) очевидно для того, чтобы быть светом для земель и народов. Но он оказался нечестивее язычников (5, 6; ср. 8, 7–18). За это народ Божий изгоняется из его земли, но это наказание Господь смягчает следующим определением: «хотя Я и удалил их к народам, и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (11, 16). Во многих речах пророк раскрывает евреям те грехи, за которые они подвергаются наказанию, причем в ряду преступлений наряду с злословием отца и матери пророк порицает то, что пришельцу, т. е., иноплеменнику у Израиля причиняются обиды (12, 7). Но каковы бы ни были преступления Израиля, он не должен думать, что его ждет неминуемая гибель. «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (18, 23). Народы, которые злорадствуют над страдающим за грехи Израилем, будут наказаны. Так будут наказаны моавитяне, сеир, филистимляне, тиряне (25, 26). Возвышение и гибель народов совершается по воле Божией, и евреи должны знать, что могущество царя вавилонского есть дело Божие: «Укреплю мышцы царя вавилонского, а мышцы у фараона опустятся; и узнают, что Я – Господь, когда меч Мой дам в руку царю вавилонскому и он прострет его на землю Египетскую» (30, 25). Это выражение, что узнают, будет узнано, народы узнают, что Я – Господь, повторяется у пророка Иезекииля до пятидесяти раз. Это познание Господа народами стоит в связи с вавилонским пленом евреев; таким образом, этот плен, как возвещает сам Господь, будет иметь миссионерское значение. Плен будет иметь конец, и Израиль будет восстановлен (36), это восстановление будет материальным и духовным, и в восстановлении побежденного и плененного Израиля народы узнают руку всемилостивого и всеблагого Бога, возстановляющего разрушенное (36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

8 . Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим, как бы в день восточного ветра. 9 . И чрез это загладится беззаконие Иакова, и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца. С 3-го по 5-й стих пророк объявляет слова Самого Господа; в стихе 6 и 7 пророк говорит об судьбах Божиих, ему открытых, и говорит о Господе в третьем лице (см. местоим. Он в 7 стихе). С 8-го стиха пророк обращается к Господу, говоря: „Ты Господи наказывал его....“ В 8 и 9 стихах пророк воспоминает справедливость и милосердие Божие, и те пути, которыми Он ведет Израиля к покаянию 999 , чтобы даровать ему прощение. „Мерою наказывал Ты!“ Эти слова Исаии дополняются пророчеством Иеремии, который ( Иер. 30:11 ) говорит: „Я Господь буду наказывать Тебя (Израиль) в мере,-но не наказанным не оставлю тебя“. Весьма замечательно выражение Исаии пророка о том, что Израиль будет выброшен из места жительства, как дуновением сильной бури „в день восточного ветра“ (8) и (ст. 9) „через это загладится беззаконие Иакова“. Далее пророк указывает, что с него снимется грех, когда совершенно искоренится среди его идолопоклонство. Вникая в это пророчество, мы видим несколько исторических моментов, отвечающих этому пророчеству. Вспомним, как глубоко вкоренилось идолопоклонство в нравы Израиля и Иуды, пока народ обетования не был уведен в плен. Вспомним еще, что даже когда половина Иерусалимских жителей была уведена Навуходоносором в Месопотамию, когда бедствия уже обрушились на царство Иудейское, Иезекииль на Ховаре видит в видении идолопоклоннические мерзости, которые совершаются в Иерусалиме. ( Иез. 8:3–18 ). Но вот Вавилонская буря сносит град и храм, от которого отошла слава Божия ( Иез. 10 ) и народ посреди идолов Вавилонских отрезвляется и с той поры никогда более не впадает в идолопоклонство. Тогда „снимается грех с Иакова“ и Господь позволяет народу Своему снова воздвигнуть храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Архиепископ Иоанн (Шаховской) поясняет это таким образом: «Предсказывать, угадывать будущее может не только потемненный совестью человек, но и животные: крысы, лошади, собаки… Крысы бегут с корабля, который должен потонуть, собаки воют перед смертью любимого хозяина и т.д. – такое пророчество, угадывание не чуждо зверям и птицам. Но оно не есть пророчество. Это лишь – предчувствие, выход из трехмерности мира. Более совершенно, чем зверь, может предчувствовать человек. Даже видеть будущее он может. И это еще не пророчество. Пророчество есть способность в Божием свете видеть не только будущее, но и настоящее и прошедшее. Можно видеть внешнюю сторону жизни, как прошедшей и настоящей, так и будущей. Но и это не пророчество. Пророк – тот, кто зрит единое и вечное в настоящем, прошедшем и будущем, озаряя этим Вечным всю жизнь. Пророк – тот, кто умеет видеть великое и сокровенное в обыденном. … Ясновидение делается прозорливостью и видение делается пророчеством лишь тогда, когда от Единого Истинного Света – Логоса – дан дух Его правды, Его разумения и Его суда. Когда Царствие Божие отражается в откровении будущих, настоящих и прошедших событий». c. 204–205]. То есть пророк – это не просто тот, кто говорит, что будет нечто: поезд с рельс сойдет или еще что-то случится – это, в конце концов, и просто сообразительный человек может предсказать. Если рельсы разъехались, то, скорее всего, когда поезд приедет, он с них свалится. А пророк – это тот, кому открыто то, на что еще нет никаких указаний, что известно одному всеведущему Богу, и, кроме того, открыт духовный смысл происходящего и имеющего произойти. Пророчество – это проекция вечности в истории, вечного в преходящем. И это – от Бога. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Кроме того, пророческое слово может быть обращено и к будущим поколениям, современники могут и не понимать его. Об этом свидетельствуют слова книги пророка Иезекииля: «И вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, – вот, уже и сбывается, – тогда узнают, что среди них был пророк» (Иез. 33:32-33).

http://sedmitza.ru/lib/text/431369/

Глава 24 Кипящий котел. Смерть жены В день, когда Навуходоносор начал осаду Иерусалима, около которой вращалась вся доселешняя проповедь пророка и исход которой должен был показать, истину ли он пророчествовал и открыть ему уста (ст. 27; ср. Иез.3.20 ), пророк получает откровение от Бога об этом и под образом котла, с которого должна быть выкипячена ржавчина, представляет в качестве неотвратимого исхода осады разрушение города (ст. 1–14). В то же время ему объявлено, что его жена внезапно умрет и что он не должен оплакивать ее в знак того оцепенелого ужаса, которым наполнит известие о падении Иерусалима сопленников пророка. Это было последнее пророчество о гибели Иерусалима, последнее грозное пророчество; затем пророк в течение 1 1/2 года осады Иерусалима молчит об Израиле до конца осады (до XXXIII главы), посвятив этот перерыв в пророчестве об Израиле пророчествам об иноземных народах. Иез.24:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне в девятом году, в десятом месяце, в десятый день месяца: Первая дата после Иез.20.1 – через 3 года 5 месяцев. По нашему январь 587 г. до Р. Х. Иез.24:2 .  сын человеческий! запиши себе имя этого дня, этого самого дня: в этот самый день царь Вавилонский подступит к Иерусалиму. Записать число нужно, чтобы убедить впоследствии всех в верности предсказания или богосообщенного дальнозрения. Осада началась в этот день и по 4Цар 25.1 и Иер 52.4 . День при Захарии пр., ок. 518 г., уже чтился постом ( Зах 8.19 ). Высказанное несколькими рационалистами мнение, что мы здесь имеем будто бы явно дело с vaticinium ex eventu (пророчеством после события и на основании его) опровергается людьми того же лагеря, которые соглашаются видеть здесь факт ясновидения, похожий на знание Шваденборга о пожаре Стокгольма в 1759 г. Иез.24:3 .  И про­изнеси на мятежный дом притчу, и скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: по­ставь котел, по­ставь и налей в него воды; «На мятежный дом». Пророк так не называл Израиля с Иез.12.2 . – «Притчу». как в Иез.17.2 ; следовательно, описываемое далее было не символическим действием, к каковому мнению (Кречм.) могут дать повод повел, накл.: «поставь котел», «налей воды». «Котел». Для настоящей притчи пророк, таким образом, воспользовался тем сравнением, которое он слышал из уст оставшихся в Иерусалиме после Иехониина переселения и которое в Иез.11.3, 7 опровергал. Здесь он в некоторой мере принимает их сравнение: как и они, он считает их мясом, кипящим в котле (а там мясом пророк вопреки им называл убитых ими), но дает сравнение свое применение и неблагоприятное для авторов дополнение: мясо из котла будет выброшено (плен), а накипь расплавлена (избиение части населения и сожжение города).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.37:1 .  Была на мне рука Го­с­по­да, и Го­с­по­дь вывел меня духом и по­ставил меня среди по­ля, и оно было по­лно костей, «Была». Асиндетон (без союза), как в Иез.40.1 ; ср. напротив Иез.1.1 . – «На мне рука Господа» см. объяснение Иез.1.3 . – «Вывел». Указание, кажется, на телесное перемещение; ср. Иез.3.10, 24 . – «Духом» – в видении, экстазе ( Иез.3:14, 8:3, 11:24 ). – «Среди поля», может быть, того же, что в Иез.3.23 , но вероятнее другого, потому что оно было полно костей. Имеется в виду поле битвы, которое мог не одно видеть пророк. – «Костей» не погребенных, чтобы пророк видел, что с ними будет. Иез.37:2 .  и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на по­верхности по­ля, и вот они весьма сухи. «И обвел меня кругом около них», чтобы видеть, какое их множество, какие они и насколько мало по человеческим соображениям надежды на их оживление. – «Весьма много их на поверхности поля». Ими завалено было поле. – «Весьма сухи» – от долгого пребывания на воздухе и, следовательно, тем не способнее к оживленно. В тело, только что оставленное душою, не истлевшее, человеку кажется, как-то легче вернуться душе: 3Цар 17.17 и д. 2Цар 2.18 и д. Деян 20.9 и д.; напротив Ин 11 . Иез.37:3 .  И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Го­с­по­ди Боже! Ты знаешь это. Вопрос предлагается, чтобы показать все величие чуда. Пророк отвечает уклончиво, но в ответ проявляет почти христианскую веру во всемогущество Божие. Вместе с тем ответ показывает, что вера в воскресение мертвых в Ветхом Завете не была всеобща и тверда. Христианин ответил бы: «да». Иез.37:4 .  И сказал мне: изреки про­роче­с­т­во на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Го­с­по­дне!» «То, что пророк получает, есть не только ответ, но и поручение». (Skinner по Берт.). Оживление костей производится не непосредственно силою Божией, а через пророческое слово, потому что это слово само есть «реальный агент, простирающий действие свое на внешний мир; ср. напр., Иез.32.18 (Берт.; см. объяснение там) и потому что оживление костей производится тем же Духом Святым, которым одушевлен пророк. – «Сухие» прибавка, имеющая целью напомнить об естественной невозможности осуществиться имеющему сейчас последовать повелению. – «Слушайте». Прекрасная просопопея (Трош.), уместная особенно в виду того, что кости представляют пленных (Гроций).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Повинуяй люди моя под мя». Сие приличествует Зоровавелю, и Священнику Иисусу; потому что они были тогда вождями народа. Пс.143:3 .   Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? «Господи что есть человек, яко познался еси ему, или сын человеч, яко вменяеши его?» Вместо: «познался еси», Симмах перевел: дал познать Себя. Весьма удивляюсь, говорит Пророк, безмерному Твоему человеколюбию, потому что Ты, Бог и Создатель всех, столько попечения прилагаешь о сем ничтожном живом существе. Потом показывает бренность естества. Пс.143:4 .   Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень. «Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят». Феодотион говорит: человек уподобился испарению, Симмах: – пару; потому что, подобно пару удобно образующемуся и разсевающемуся истлевает естество человеческое, и подобно тени проходит жизнь человеческая. А Ты столько заботился о бренных человеках! Пс.143:5 .   Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся. «Господи, преклони небеса, и сниди». Пророк выразился по человечески, зная, что естество Божие не ограничивается небом, но призывая помощника для наказания врагов. «Коснися горам, и воздымятся». Сие было на горе Синае. Ибо сказано: «гора дымяшеся» ( Исх. 19, 18 ). Пс.143:6 .   Блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их. «Блесни молнию, и разженеши я: посли стрелы Твоя, и смятеши я». Пророк изрекает сие в виде желания. Предсказывает же будущее, что и предрек Бог устами Пророка Иезекииля ( Иез. 38, 22 ). Ибо так истребил всех врагов. Пс.143:7 .   Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных. «Посли руку Твою с высоты», научая, что достаточно Твоего мановения, чтобы даровать спасение просящим. " Рукою» же Пророк назвал действенность, как говорили мы неоднократно. «Изми мя и избави мя от вод многих». «Многими водами» Пророк назвал множество врагов. Так и в псалме сто двадцать третьем сказал: «поток прейде душа наша: ...воду непостоянную» ( Псал. 123, 4–5 ). И показывая, что " водами» иносказательно назвал врагов, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010