Иез.23:45 .  Но мужи праведные будут судить их; они будут судить их судом пре­любо­дейц и судом про­лива­ю­щих кровь, по­тому что они пре­любо­дейки, и у них кровь на руках. «Мужи праведные», т. е. сами неповинные в прелюбодеянии. Такими и были Халдеи, верные своим богам (ср. Иез.3.7, 5.6, 16.26 ); кроме того, «они праведны в том, что карают прелюбодейцу и детоубийцу по Моему приказанию» (блаж. Иероним). Но пророк мог и не иметь здесь в виду прямо халдеев, ибо в притче не всякая частность имеет символическое значение. – «Судом прелюбодейц» – Иез.16.38 . – «И у них кровь на руках» ст. 37. Иез.23:46 .  Ибо так сказал Го­с­по­дь Бог: соз­вать на них собрание и пред­ать их озлобле­нию и грабежу. Иез.23:47 .  И собрание по­бьет их камнями, и изрубит их мечами сво­ими, и убьет сыновей их и дочерей их, и домы их сожжет огнем. Как грех был публичный, так и суд должен быть всенародным. «Созвать» – неопр. вместо повел. слав.: «приведи». Пророк получает повеление сделать то, что он должен проречь, – метафора, употребляемая у Иер 1.10 и др.. Остальное см. Иез.16.40–41 ; ср. ст. 25. Иез.23:48 .  Так по­ложу конец распут­с­т­ву на сей земле, и все женщины при­мут урок, и не будут делать срамных дел подобно вам; Иез.23:49 .  и воз­ложат на вас ваше распут­с­т­во­, и по­несете нака­за­ние за грехи с идолами вашими, и узнаете, что Я Го­с­по­дь Бог. Кара будет предупреждающим примером для всего мира («все женщины» – все народы) и сами те две женщины, неся наказание, придут к истинному познанию Бога. – «На сей земле», которая осквернена и тяготилась поведением Оголы и Оголивы. – «Примут урок». Следовательно, по взгляду пророка и язычники могут быть добродетельными в своем роде; ср. ст. 45, Иез.16.41 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.9:8 .  И когда они их убили, а я остал­ся, тогда я пал на лице свое и возопил, и сказал: о, Го­с­по­ди Боже! неужели Ты по­губишь весь остаток Израиля, изливая гнев Твой на Иерусалим? «Я остался», т. е. один в храме. Хотя и само собою могло быть известно, что Иезекииль не был убит ангелами-карателями (здесь не может звучать, как думают некоторые, удивление, что он сам избежал убиения), но не само собою разумелось, что кроме него никого не осталось живым во храме. Из прежнего видно, что в городе все же были помеченные знаком спасения, а в храме, следовательно, таких не было. Впрочем пророк, как замечает блаж. Иероним, не прибавляет к «остался» – «один», чтобы подразумевали: с другими, имевшими запечатленное чело. – «Пал на лице свое» – для горячего ходатайства, ср. Чис 16.22 . – «Остаток Израиля» – пророческое обозначение для имеющего пережить катастрофу зерна народа, с которым связывались все надежды на будущее. Тут этим остатком Израиля назван Иерусалим (от которого после переселения Иехонии довольно мало осталось); гибель его была гибелью царства Иудейского, а оно – последнее, что осталось от Израиля и на чем покоились все надежды последнего. Пророк боится, что Господь не сохранит и такого остатка от Израиля, какой обещал ему же сохранить в Иез.5.3 и Иез.6.8–9 , боится, потому что по сравнению с множеством жертв число отмеченных знаком и пощаженных так мало, что кажется будто весь народ уничтожен. «Чувство, которое говорит в этих словах, и болезненная скорбь над судьбою Израиля, не частое у Иезекииля (ср. Иез.11.13 ), в то время, как у Иеремии они обычное явление; вообще же Иезекииль стоит холодным перед своим народом, обсуждая его бедствия только рассудочно, а не чувством; однако именно настоящее место показывает, что этого положения нельзя доводить до крайности» (Берт.); такое отношение пророка к народу происходит от избытка ревности его по Боге, Которого имя так обесчещено было Израилем. Иез.9:9 .  И сказал Он мне: нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия по­лна крови, и город исполнен неправды; ибо они говорят: «оставил Го­с­по­дь землю сию, и не видит Го­с­по­дь».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Избавление этого пророка было предвестием о Воскресении Богочеловека, а, следовательно, нашего Воскресения, ибо и Сам Он говорил: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). И разве восхищение пророка Илии ( 4Цар.2:11–12 ) не вселило в людях надежду воскресения? 271 Надежду воскресения вселяли и другие события: воскрешение сына сарептской вдовы пророком Илией ( 3Цар.17:17–24 ); воскрешение сына суннамитянки пророком Елисеем ( 4Цар.4:32–37 ); воскрешение умершего, которого израильтяне из страха перед грабителями поспешно бросили в могилу пророка Елисея. Как только мертвец коснулся костей пророка Елисея, он ожил и встал на ноги, что повергло в страх и трепет моавитян ( 4Цар.13:21 ). Еще пророк Иезекииль ясно указывает на Воскресение мертвых и Суд, когда говорит: «Душа, яже согрешит, та умрет [...], правда праведного на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет» ( Иез.18:4; 20 ). Наиболее ясно говорит он о Воскресении, изображая величественную картину иссохших костей в открытом поле ( Иез.37 ). Пророк обращается, по велению Божьему, к костям «сухим зело». И те, лишь только услышав «слово Господне», тотчас поднимаются на ноги и идут все вместе, полные жизни и небесной силы! Эта картина символизирует, в первую очередь, восстановление Израиля, но изображает и Воскресение мертвых. Вот почему вышеописанное пророчество воспоминается в наших храмах на вечерне Великой Пятницы, по вносе Святой Плащаницы после обхода. Исайя пророчествует еще более ясно, чем Иезекииль: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» ( Ис.26:19 ). [Текст Септуагинты еще точнее: «Мертвии будут воскрешены, и те, кто во гробах, восстанут " ]. Даниил же умножает надежды на Воскресение следующим образом: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). И премудрый Соломон утверждает: «А души праведных в руке Божьей, и мучение не коснется их.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Избавление этого пророка было предвестием о Воскресении Богочеловека, а, следовательно, нашего Воскресения, ибо и Сам Он говорил: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). И разве пророка Илии (4 Цар. 2, 11–12) не вселило в людях надежду воскресения? [ 271 ] Надежду воскресения вселяли и другие события: воскрешение сына сарептской вдовы пророком Илией (3 Цар. 17, 17–24); воскрешение сына суннамитянки пророком Елисеем (4 Цар. 4, 32–37); воскрешение умершего, которого израильтяне из страха перед грабителя ми поспешно бросили в могилу пророка Елисея. Как только мертвец коснулся костей пророка Елисея, он ожил и встал на ноги, что повергло в страх и трепет моавитян (4 Цар. 13, 21). Еще пророк Иезекииль ясно указывает на Воскресение мертвых и Суд, когда говорит: «Душа, яже согрешит, та умрет […], правда праведного на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет» (Иез. 18, 4; 20). Наиболее ясно говорит он о Воскресении, изображая величественную картину иссохших костей в открытом поле (Иез. 37). Пророк обращается, по велению Божию, к костям «сухим зело». И те, лишь только услышав «слово Господне», тотчас поднимаются на ноги и идут все вместе, полные жизни и небесной силы! Эта картина символизирует, в первую очередь, восстановление Израиля, но изображает и Воскресение мертвых. Вот почему вышеописанное пророчество воспоминается в наших храмах на вечерне Великой Пятницы, по вносе Святой Плащаницы после обхода. Исаия пророчествует еще более ясно, чем Иезекииль: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Ис. 26, 19). [Текст Септуагинты еще точнее: «Мертвии будут воскрешены, и те, кто во гробах, восстанут»]. Даниил же умножает надежды на Воскресение следующим образом: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2). И премудрый Соломон утверждает: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. […] Надежда их полна бессмертия» (Прем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Изображая духовное блуждение ее с самодельными божествами, Иезекииль продолжает Божественную речь так (между прочим): «взяла шитые платья свои и одела их (языческие божества) и ставила пред ними душистое масло мое и благовонное курение мое. И хлеб мой, который я давал тебе, и пшеничную муку, оливковое масло и мед, которыми я кормил тебя, ты отдавала их к услаждению их обоняния. Это точно было, говорит Господь Иегова. И взяла сыновей своих и дочерей своих, которых ты родила мне, и заколола их в пищу им (речь о приношении людей в жертву Молоху), мало ли того, что ты блудила? Ты блудила с соседями своими Египтянами ( Иез.16:26 )… Блудила ты с Ассириянами, не зная сытости ( Иез.16:28 )… Пустилась блудить по земле Ханаанской до самой Халдеи, но и тем не довольствовалась ( Иез.16:29 ). Как должно быть испорчено сердце твое, говорит Господь Иегова, когда все это ты делала более, нежели какая либо самовольная блудница» ( Иез.16:30 ). «У тебя, при блудодействе твоем вышло наоборот против того, что бывает с женщинами: не за тобою гонялись, и не тебе давали подарки, а ты давала подарки, вышло наоборот (т.е. Иудеи приносили мнимым богам жертвы, ничего сами от них не получая)». Содом и Самария меньше были развратны. И при всех своих мерзостях и при любодействе своех, ты не вспомнила о днях юности своей, когда ты была гола, нага и брошена» ( Иез.16:22 )… Подобным образом в другом месте олицетворяет Пророк царства Иудейское и Израильское, представляя их в виде двух женщин Оголы и Оголивы. Были две женщины, дочери одной матери, так сказано было Пророку, и блудили они в Египте, блудили в своей молодости и т.д. изображается духовное блудодейство избранного народа, чрез перенятие пороков и особенно идолопоклонства, с Ассириянами и Халдеями ( Иез.23 ); по разрушении Израильского царства или отвержении Оголы, сестра ее Оголива – Иудейское царство – «это видела и хуже ее занялась любодейством ( Иез.23:11 ). Она более и более продолжала блудить, вспомнив дни молодости своей, в которые блудила на земле Египетской» ( Иез.23:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Но уже у некоторых пророков встречаются выражения, из которых можно заключить, что умершие не просто спят вечным сном, но испытывают и определенные состояния. Так, пророк Иезекииль говорит, что «пораженные, падшие от меча» будут положены среди необрезанных в самой глубине преисподней (32, 18–32). А пророк Исаия о посмертной участи нечестивых говорит: червь их не умрет и огонь их не угаснет (66, 24). Ветхозаветная религия, в лице пророков, чает воскресения мертвых. Эту надежду высказывает праведный Иов, когда говорит: …я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (19, 25–27). О всеобщем воскресении говорит вполне определенно Исаия («Оживут мертвецы Твои», 26, 19), осуществление его предвидит Иезекииль (гл. 37). По воскресении для праведников будет вечная блаженная жизнь, а грешникам – посрамление ( Дан. 12, 2 ). Однако ряд важных особенностей выделяют ветхозаветную религию из прочих религий. Это учение о творении мира из «ничего» 358 , о сотворении человека как образа Божия, о грехопадении человека и др. Здесь остановимся на ее учении о Мессии и особом избранничестве еврейского народа. 1 . Ожидание Мессии (греч. Χριστζ – Помазанный; евр. – машиах – Помазанник) является центральным пунктом ветхозаветного Откровения, душой всей ветхозаветной религии. В отдельных ветхозаветных книгах Мессия наделяется различными чертами: царя, первосвященника, пророка. В некоторых текстах Он объединяет в Себе все эти служения ( Иер. 33, 14–18 , и др.) Но самое важное, что Он является Спасителем всего человечества, евреев и неевреев, от греха, зла и страданий, Который принесет на землю правду и истину и устроит вечное Божие Царство всеобщей святости, любви и мира ( Ис. 25,3 ; Мих. 4 и др.). Но невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3, 16 ), и это Откровение Божие о Христе. Иудейские священники, богословы и учители внушили своему народу чисто земное, вполне языческое, политическое истолкование Мессии: Он будет еврейским царем, которому подчинятся все народы земли и для еврейского народа наступит царство полного земного благоденствия 359 . Отсюда становится понятным, почему за учение о Своем Царстве не от мира сего ( Ин. 18, 36 ) был отвергнут пришедший Мессия Господь Иисус Христос, и богооткровенная ветхозаветная религия прекратила свое существование. Возник иудаизм, сохранивший во многом внешнюю, формальную сторону ветхозаветной религии, но утративший ее существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Огласительное поучение девятое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И также на слова Иова: Кто этот, омрачающий Провидение словами без смысла? и проч. (ср. Иов38:2 ).] 1 . Невозможно видеть Бога телесными очами, ибо бестелесное не может быть предметом зрения телесного, и это засвидетельствовал Сам Единородный Сын Божий, Который говорит: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ), ибо хотя бы кто на основании написанного у Иезекииля и сделал нам возражение, однако что говорит Писание? Видел Иезекииль подобие славы Господней, а не Самого Господа; подобие славы, а не саму славу, какова она сама в себе есть. И узрев только подобие славы, а не саму славу, пал он на землю от страха. Если же виденное подобие славы приводило пророков в страх и трепет, то, конечно бы, и жизни лишился тот, кто осмелился бы зреть Самого Бога, так как сказано: человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Потому-то Бог, чтобы не погубить нас, по неизреченному Своему человеколюбию, для покровения Божества Своего, распростер небо. Это не мои слова, но пророк сказал: О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего ( Ис.64:1 ). И почему удивляешься, что Иезекииль, увидев подобие славы, пал, когда Даниил, узрев Гавриила, служителя Господня, вдруг пришел в ужас и пал на лицо, и, доколе Ангел не принял на себя подобия человеческого, пророк не смел отвечать? Итак, если явившийся Гавриил приводил пророков в трепет, то не погибли ли бы все, если бы узрели Самого Бога в существе Его? 2 . Итак, невозможно видеть существа Божия телесными очами, но возможно от дел Божественных восходить к созерцанию Всемогущества, как говорит Соломон: ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их ( Прем.13:5 ). Не сказал он, что из созданий можно созерцать Творца, но присоединил, что сравнительно, ибо Бог тем более представляется каждому, чем более человек занимается созерцанием тварей; и, чем более посредством рассматривания возвышает сердце свое, тем более созерцает он Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

По описании кары Божией Седекии пророк опять возвращается к греху его, о котором ранее так много сказано. У древних, по отношению к врагам (каким был Навуходоносор для Иудеи) вообще нравственные обязанности не были так строги, как к друзьям. И если пророк такое значение придает неверности Седекии, то по особенным основаниям, о которых и говорит в 19 ст. Таким образом в 18–21 ст. грех Седекии рассматривается с новой, увеличивающей его тягость, точки зрения: как нарушение клятвы именем Божиим. – «Дал руку свою», т. е. фараону. Договаривающиеся давали друг другу руку: Иер 50.15 ; 1Езд 10.19 ; Гал 2.9 и др. Иез.17:19 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: живу Я! клятву Мою, которую он пре­зрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. Неверность Седекии Навуходоносору была преступна тем, что сопровождалась нарушением клятвы, принесенной во имя Божие; благодаря этой клятве и союз Седекии с Навуходоносором был союзом (слав. «заветом») Божиим. За это оскорбление святейшего имени Иеговы Седекия и будет сурово наказан. Следовательно, «взгляд Иезекииля на грех Седекии более религиозный, чем этический» (Берт.). Иез.17:20 .  И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои; и при­веду его в Вавилон, и там буду судиться с ним за веролом­с­т­во его про­тив Меня. Пока грех Седекии рассматривался по его отношению к Навуходоносору, этот последний изображался и мстителем (ст. 16). Теперь, когда этот грех рассматривается по отношению к Богу, сам Бог является и карателем. В ст. 16 предсказана Седекии смерть в Вавилоне; употребленный здесь образ – охотника – позволяет пророку вырисовать и взятие в плен Седекии. Второй половины стиха (от: «и приведу…») и начала 21. ст. нет во многих греч. кодексах. Иез.17:21 .  А все беглецы его из всех по­лков его падут от меча, а остав­шиеся раз­веяны будут по всем ветрам; и узнаете, что Я, Го­с­по­дь, сказал это. Судьба войска Седекии, на которое он так надеялся. – «Беглецы». Таргун и Пешито, читая еврейское слово с перестановкой букв (вместо «миврахав» «мивхарав»), переводят «храбрые». Слав. одно и тоже слово переводит дважды в том и другом чтении: «и вси избегши его и вси иэбраннии» (дуплет). О беглецах дальше речь: «будут рассеяны»; посему чтение Таргума и Пешито оправдывается контекстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По преданию, Иезекииль был «судьей» пленников, то есть – их духовным вождем. Однажды он спас группу пленных от разбойников и во время неурожая своей молитвой умножил пищу. За обличение старейшин израилевых в идолопоклонстве пророк Иезекииль претерпел мученическую смерть. Язык и изложение книги пророка Иезекииля отличаются обилием символических видений , действий, притч и аллегорий. В этом книгу Иезекииля можно сравнить разве только с Откровением св. Иоанна Богослова. Видение славы Господней, описанное в первых трех главах его книги, столь необычайно, что трудно его себе и представить. Вообще, образность и символизм речи пророка делают его книгу трудной для понимания, на что жаловались даже такие знатоки Библии и еврейского языка, как блаженный Иероним . В книге пророка Иезекииля встречаются даже свои особые названия: Бог – Адонаи-Саваоф, т.е. «Господь воинств небесных», Саддаи – «Всемогущий», народ – Израиль, что значит «борющийся с Богом». Нередко пророк называет себя «сыном человеческим», в смысле своего смиренного и униженного положения, как пророка плененного народа. Знаменательно видение Иезекииля, в котором Ангел Божий делал особое начертание на челах жителей Иерусалима, «скорбящих и воздыхающих о всех мерзостях, совершаемых в этом городе». Эти люди, отмеченные Ангелом, избегли участи остальных жителей Иерусалима, которые были умерщвлены во время взятия города неприятелем. Согласно видению, наказание нечестивых должно было начаться со служителей при святилище ( Иез. 9:1–7 ). Это видение Иезекииля очень схоже с видением ап. Иоанна Богослова ( Откр. 7:1–4 ) и говорит о том, что благодать Божия, как некая печать выделяет и ограждает людей, любящих Бога, от общей участи нечестивых. Согласно предсказанию Иезекииля верующие люди грядущего Царства Мессии будут не только внешне исполнять заповеди Божии, как это делали лучшие из ветхозаветных иудеев, но по своему духовному содержанию будут совсем другими людьми: «Я дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное (телесное – мягкое, доброе), чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их. И будут Моим народом, а Я буду их Богом» ( Иез. 11:19–20, 36:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником Рождества Христова и Новым годом! Рождественское послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии 7 января (25 декабря) 1984 года «Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены…» ( Галл.4:4 ). Зачем же нужна была «полнота времен», чтобы родился Христос»? Радость и счастье тогда переживаются полнее, когда им предшествует горе и несчастье. Вспомните, как нам было тяжело в борьбе во время Великой Отечественной войны. Но зато какая ликующая радость охватила нас всех в день Победы! Нечто похожее мы видим в событии Рождества Христова! Человечество было лишено настоящей, подлинной радости, потому что отдалилось от Бога. Люди, подчиненные греху и страстям, не могли быть счастливыми: с грехом всегда приходит горе. Чтобы почувствовать горе греха и несчастье богооставленности, требуется время. Но родился Христос – и с нами Бог! Родился Христос – и властно стал отпускать грехи тем, кто веровал в Него и любил Его. Родился Христос – и с нами жизнь, счастье, радость. Есть и еще причина, требовавшая времени. На земле должна была родиться та Дева, которая достояна была стать Матерью Христа. И такая Дева появилась на земле – это Пресвятая и Пречистая Дева Мария ставшая Богородицей. Она «престол свят», «небо одушевленное», «сад живоносен». О Ее близости к Богу сказал Пророк так: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на Тебе» ( Песнь Песней 4, 7 ). Будем же радоваться о рождении Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. Пусть наступивший год будет лишен мрака, угроз и несчастий. Пусть счастье и радость будут со всеми нами. Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником Рождества Христова и Новым годом! Слово на праздник Рождества Христова 7 января (25 декабря) 1989 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Для кого родился Господь наш Иисус Христос? Ответим на это: для спасения человеческой души. Святой Пророк Иезекииль много обличал человеческие грехи. Например, обличал женщин, которые по дороге в Иерусалим, для принесения правильной жертвы Богу, заколали детей своих для идолов ( Иез.23:39 ). За эти грехи разрушен Иерусалим. В то же время Иезекииль обращал гневные речи против тех, кто в неразрушенном Тире злорадствовал по поводу падения Иерусалима; поэтому Тир впоследствии тоже был разрушен ( Иез.26:2–4 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010