Беседа о первом дне творения Первым действием образовательного творчества Божия было создание света: «и сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро: день один» (1, 3–5). Странным может показаться, как это мог появиться свет и чередоваться день и ночь с первого дня творения, когда еще не было солнца и других светил небесных. Это давало повод атеистам XVIII в. (Вольтер, энциклопедисты и др.) издеваться над Св. Библией . Но эти жалкие безумцы не подозревали, что их невежественные насмешки обратятся против их самих. Свет по своей природе совершенно независим от солнца (огонь, электричество). Свет только потом, по воле Божией, сосредоточился, и то не весь, в светилах небесных. Свет есть следствие колебания эфира, которое теперь производится главным образом через солнце, но которое может быть произведено и множеством других причин. Если первобытный свет мог явиться раньше солнца и мог быть, как например, свет теперешнего северного сияния, результатом соединения двух противоположных электрических течений, то, очевидно должны быть и моменты, когда этот свет начинался, достигал высшего блеска и затем опять уменьшался и почти прекращался. И таким образом, по библейскому выражению, были дни и ночи, могли быть вечер и утро, прежде чем явилось солнце, служащее именно мерилом для определения этих частей времени. Некоторые толкователи указывают, что древнееврейские слова «ерев» и «вокер» – вечер и утро – означают также «смешение» и «порядок». Св. Иоанн Златоуст говорит: «конец дня и конец ночи (Моисей) ясно назвал одним днем, чтобы установить некоторый порядок и последовательность в видимом (мире), и не было бы никакого смешения». Следует всегда помнить, что у науки не может быть предела познания: чем больше наука познает, тем больше перед нею раскрывается область непознанного. Потому наука никогда не может сказать своего «последнего слова». Что и подтверждалось уже множество раз и еще более подтверждается настоящим временем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Дальше, земля получает такое устройство, что на ней является уже жизнь, хотя еще только низшая, именно жизнь растительная. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. ( Быт.1:9–13 ). Отделение воды от суши в третий день не должно представлять простым, так сказать, отцеживанием готовой уже воды от твердых землянистых частей. Воды еще не было в том виде и химическом составе, как мы теперь ее знаем. Итак, во-первых , творческим словом Господним безобразное и неустроенное вещество нашей планеты преобразовано было в третий день мира в два вида: созданы были вода и суша, и последняя тотчас же образовала на своей поверхности разные водовместилища: реки, озера и моря. Во-вторых , планета наша оделась тонким и прозрачным покровом атмосферного воздуха, и появились газы с их многочисленными сочетаниями. В-третьих , и на самой суше предметом творческого делания стала не только поверхность суши с горами, долинами и проч., но и в самых недрах ее – разные слои земли, металлы, минералы и проч. В-четвертых , особым повелением Творца на земле явились всевозможные виды растений. Наконец, должно полагать, что в третий день мира и прочие темные и хаотические массы небесных тел получили окончательное устройство, сообразное своим целям, хотя бытописатель и говорит только об одной Земле. Полагать сие надо на том основании, что во второй и четвертый дни Господь действует во всем Мироздании, и значит – быть не может, чтобы целый третий день посвящен был одной только Земле, которая есть ничтожная песчинка в целом составе мироздания. Яснее творческое действие третьего дня можно предположительно представить себе в следующем виде. Земля все еще была сплошным морем. Тогда сказал Бог: «да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша; и стало так». Сгустившееся и постепенно охлаждавшееся вещество в одних местах поднималось, в других опускалось; возвышенные места обнажались от воды, делались сушею, а углубления и впадины наполнялись сливающеюся в них водою и образовали из себя море. «И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морем: и увидел Бог, что это хорошо». Но земля не обладала еще тем, что составляло цель ее создания: на ней не было еще никакой жизни, лишь голые мертвые скалы мрачно смотрели на вместилище вод. Но вот, когда совершилось распределение воды и суши и образовались необходимые условия для жизни, то, по слову Божию, не замедлили появиться и первые начатки ее – в виде растительности: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию ее), и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле, – и стало так. И увидел Бог, что это хорошо. Был вечер и было утро: день третий» .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Потоп От детей Адама и Евы род человеческий быстро размножился, люди в то время жили долго, до 900 лет и более. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди – «сыны Божии», а от Каина нечестивые и злые – «сыны человеческие». Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но впоследствии стали брать себе в жены дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худые обычаи, развращаться и забывать истинного Бога. Через продолжительное время, нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа – праведный Ной со своим семейством. Видя великое развращение людей, милосердный Господь дал им на покаяние и исправление сто двадцать лет. Но люди не только не исправились, а стали еще хуже. Тогда Господь определил омыть (очистить) землю водою от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить на земле, для дальнейшего размножения людей. Бог явился Ною и сказал: «конец пришел всякой твари, ибо земля наполнилась от них злодействами; и Я истреблю их с лица земли. Я наведу на землю потоп водный, чтобы погубить все, что есть на земле». Он повелел Ною построить ковчег , то есть большое четырехугольное судно на подобие дома, в котором могли бы поместиться его семья и животные, и дал ему для этого точные размеры и указания. Ной с верою принял повеление Божие и начал строить ковчег. Когда ковчег был готов, Ной, по повелению Божию, вошел в него со своею женою, тремя сыновьями и их женами и, по указанию Божию, взял с собою всех животных и птиц, которые не могут жить в воде, чистых, (т. е. которых можно приносить в жертву) – по семи пар, а нечистых – по одной паре, чтобы сохранить племя их для всей земли. Взял и запас пищи для всех на целый год. В тот день, когда Ной вошел в ковчег, воды потопа хлынули на землю – «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» , то есть произошло великое наводнение с морей и океанов, а с неба лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. И поднялась вода на земле выше самых высоких гор, усиливаясь сто пятьдесят дней , и потопила всех людей и животных, так что никто уже не мог спастись, кроме тех, кто был в ковчеге.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Как происходило крещение Иисуса Христа? Всё об истории праздника! Крещение Господне — один из главных праздников Православной Церкви. Совершается 6 января/19 января (н.ст.) Предлагаем читателям подборку материалов о празднике Крещения Господня. 17 января, 2015 Крещение Господне — один из главных праздников Православной Церкви. Совершается 6 января/19 января (н.ст.) Предлагаем читателям подборку материалов о празднике Крещения Господня. Крещение Господне — один из главных праздников Православной Церкви. Совершается 6 января/19 января (н.ст.) Предлагаем читателям подборку материалов о празднике Крещения Господня. Распечатайте листовки к празднику Крещения Господня! Как происходило крещение Господа Иисуса Христа? В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение«. Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий» Как провести Крещенский Сочельник Богословие. Проповеди Иконы Крещения Господня О святой воде Крещенские купания и ответы на вопросы Об очередях за святой водой Крещение Господне и русская культура Рассказы о Крещении Господнем Фоторепортажи о Крещении Господнем со всего мира Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-vs...

Предостерегая всех нас, чтобы мы не гордились, не хвалились, считая себя праведными и лучше других, но чтобы со смирением, видя свои грехи, сокрушались о них, никого не осуждая, потому что только смиренный человек возвышается душою к Богу, - Иисус Христос сказал следующую притчу. Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став впереди, молился так: " Боже! благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю " . Мытарь же стоял вдали. Он не, смел даже поднять глаз своих к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: " Боже, будь милостив ко мне грешнику! " Иисус Христос сказал: " говорю вам, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится " . ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 18, 9-14. Глава из Закона Божия Серафима Слободского ( Книга в Озоне или читать он-лайн ) Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о мытаре и фарисее Свт. Феофан Затворник Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному . Ибо вот фарисей кажется и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом. Непостижимо для нас, как так - творение добрых дел, или праведность, для нас обязательны, как необходимое условие спасения, а между тем мы не можем основывать на них сей надежды своей: но сколько бы ни было у нас правых дел, все их должны счесть недостаточными и для восполнения их прибегать к другим средствам. Непостижимо сие для нас, но так есть. Христианин в чувстве сердца своего должен носить глубокое убеждение в своем непотребстве при всей праведности, или при всем обилии добрых дел, о которых однако ж, должен ревновать неусыпно. Так спасались все, которые спаслись, и оставили нам в своем примере указание возможности таких чувств и побуждение к возгреванию их в себе самих. Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковью. Как они там осуждают себя перед Господом!... И следовательно, есть возможность в душе сознавать себя непотребным, несмотря на всю видимую чистоту души или исправность и честность поведения.

http://zavet.ru/k/vp/p01-nmf.htm

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью... Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» ( Иак.3:13,17 ). Святой Иоанн Лествичник о кротости сказал так: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся; а сама она не колеблется. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим ( Пс.24:9 ). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. «На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного» (Исаии 66,2). «... В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола» («Лествица», Слово 24). Семья, в которой господствует кротость и любовь, имеет истинное счастье. Ведь кротость не вызывает ссор и раздоров, успокаивает возбуждения и обиды, распространяя на всех членов семьи чувство удовлетворения, ласки, любви и смирения. Такая семья будет частью Великой Семьи Небесной. Истинная тайна благочестивой жизни проявляется в сердечном смирении и кротости Христовой. Ибо Господь «прославляет смиренных спасением» ( Пс.149:4 ). Поэтому в Своей третьей заповеди блаженства Иисус Христос провозглашает о том, что кроткие блаженны, то есть счастливы, «ибо они унаследуют землю». В другом месте Библии говорится так: «Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» ( Пс.36:11 ). Итак, в третьей заповеди Блаженства говорится о том, что кроткие станут блаженными, то есть счастливыми и унаследуют землю. По поводу того, о какой же земле идет речь, в богословской литературе существует несколько пояснений. Целый ряд богословских авторов считает, что в третьей заповеди идет речь о земле духовной. Кроткие «получат во владение Небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном» («Закон Божий», составитель Протоиерей Серафим Слободской , 1987 г. стр.310). Сторонники этого объяснения утверждают, что обещанная земля не будет омрачена страданием и проклятием, так как в Библии сказано: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр.3:13 ). «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» ( Откр.22:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Тогда Нафан сказал Давиду: «этот человек – ты. Так говорит Господь Бог: Я помазал тебя в цари над Израилем, Я избавил тебя от руки Саула, зачем же ты пренебрег слово Господа? Жену Урии ты взял себе, а его ты убил мечем аммонитян. За это меч не отступит от дома твоего. Я воздвигну на тебя зло из дома твоего». И сказал Давид Нафану: «согрешил я перед Господом». Нафан ответил ему: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь, но умрет родившийся у тебя сын». И пошел пророк Нафан в дом свой. Давид понял, как зло поступил он и глубоко покаялся. Он со слезами молился Богу, постился, лежа на земле. На седьмой день ребенок умер. Велик был грех Давида, но и раскаяние его было искреннее и великое. И Бог простил его. За время своего покаяния, царь Давид написал покаянную молитву-песнь (50-й псалом), которая является образцом покаяния и начинается такими словами: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой Меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня...» За великую веру, кротость и послушание царя Давида, Господь благословил его царствование и помогал ему во всем. Он успешно вел войны с соседними народами. Давид завоевал город Иерусалим и сделал его столицею царства еврейского. Вместо обветшавшей Моисеевой скинии, он поставил в Иерусалиме новую скинию и торжественно перенес в нее ковчег завета. Давиду хотелось построить и постоянный храм, но Господь сказал: «Ты не построишь храма, потому что много воевал и пролил много крови; построит его сын твой, который будет царем после тебя». Но в то же время Господь возвестил Давиду: «Престол твой устоит во веки» . Это значило, что от его потомства произойдет Спаситель мира – Христос, Который будет царствовать во веки. И мы знаем, что Иисуса Христа часто называли сыном Давидовым. Давид написал много священных песней, или псалмов, которые он воспевал в молитве к Богу, играя на гуслях или других музыкальных инструментах. В этих песнях-молитвах Давид взывал к Богу, каялся в своих грехах пред Ним, воспевал величие Божие и предсказывал пришествие Христово и страдания, которые будет терпеть Христос за нас. Поэтому святая Церковь называет царя Давида псалмопевцем и пророком .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Народ отвечал: «это – Иисус, пророк из Назарета Галилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано: – Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов – а вы сделали его вертепом разбойников». Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «осанна Сыну Давидову !» Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?» Иисус Христос ответил им: «да разве вы никогда не читали: – из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» ( Пс.8:3 ). В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея ( Мф.21:1–17 ); от Марка ( Мк.11:1–19 ); от Луки ( Лк.19:29–48 ), от Иоанна ( Ин.12:12–19 ). Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это – один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященные ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых. Тропарь праздника Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Ковчег же Завета, будучи великой святыней Господней недолго оставался у филистимлян. Сам Бог вразумил их тем, что их идол Дагон был разбит, у жителей того города появились мучительные наросты на теле, а мыши наполнили поля их. Устрашенные филистимляне поставили Ковчег Завета на новую колесницу, запрягли в нее двух молодых коров и отпустили из своей земли. Коровы, никем не управляемые сами пошли в израильскую землю. Израильтяне с великою радостью встретили Ковчег Завета. После судии израильского – первосвященника Илия, поставлен был судьею народа израильского пророк Самуил . Самуил управлял народом не только как судия, но и как пророк Божий. Он убедил евреев истребить всех языческих идолов, какие были у них, молиться Богу о прощении и поститься. Весь народ каялся и говорил: «согрешили мы пред Господом». По молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Самуил был строг и правосуден и пользовался от всех большим уважением и любовью. Он управлял народом сорок лет. Под старость он передал власть двум своим сыновьям, которые брали подарки и судили несправедливо. Нетерпеливые евреи стали просить Самуила, чтобы он поставил над ними царя, как и у прочих народов. Самуил старался убедить народ остаться при прежнем управлении, но безуспешно. Тогда Самуил помолился Господу, и Господь сказал ему: «послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». Потом Господь сказал, чтобы он предупредил евреев, что царь заставит весь народ служить себе, возьмет себе лучшие земли, лучшее имущество народа, и они должны будут все отдавать царю. Но народ не внял предостережениям Самуила и сказал: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы». По повелению Божию, Самуил помазал на царство Саула , возлив на голову его священный елей (жидкое растительное масло), и тогда Дух Святый сошел на Саула, и получил Саул свыше силу управлять народом. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию – «Книга Судей Израилевых» ( Суд.1–21 ) и «1-я Книга Царств» ( 1Цар.1–9 ; 1Цар.10:1–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Во время этой беседы пришли к Спасителю Матерь и братья Его и стояли вне дома, так как не могли подойти к Нему по причине народа. («Братьями» в то время, как по-еврейски, так и вообще по восточному обычаю, назывались все близкие родственники). Фарисеи воспользовались этим случаем, чтобы помешать продолжению Его проповеди и возбудить недоверие в народе к Его небесному происхождению, сказали: «Вот Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои стоят вне дома, и хотят говорить с Тобою». Тогда Иисус Христос пожелал еще раз напомнить людям, что Он Сын Пресвятой Марии только по человечеству, но в то же время Он, от вечности, есть Сын Божий и пришел в мир для того, чтобы спасти грешный род человеческий, – исполнить волю Отца Своего Небесного. Поэтому, как Ему Самому, так и Его Пречистой Матери и всем верующим надлежит прежде всего творить волю Отца Небесного. Для этого необходимы высшие вечные духовные обязанности поставить выше временных, земных. Господь знал, что Матерь Его сохраняет в сердце Своем все Его слова. Она самая внимательная слушательница и исполнительница Его Божественного учения, и ставя Ее всем в пример , Он сказал: «Кто Матерь Моя и братья Мои?» И указав рукою на учеников Своих сказал: «Вот Матерь Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного (как исполняет ее Матерь Моя), тот Мне брат, и сестра и Матерь». Так Господь возвысил достоинства Своей Пречистой Матери, Которая блаженна не только потому, что Она родила Бого-человека, но еще более блаженна потому что Она стала первой и совершенной исполнительницей Его Божественной воли. Он, как Сын Божий, знал, что Матерь Его, и сейчас, пришла к Нему не для того, чтобы помешать Ему проповедовать Евангелие Царства Божия, но для того, чтобы вместе с Ним сострадать . Поистине, жестокая внутренняя боль пронзала Ее сердце: по любви к Божественному Сыну Своему, Она страшилась видеть Его страдания; но повиновение воле Божией, любовь к грешникам, для искупления которых от вечной смерти приносил Себя Ее Сын и Бог в жертву умилостивления, побуждали Ее принимать безропотно все, что предопределено было Троическим Советом Божиим от создания мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010