у., Воронежск. Удельн. Приказа, 1817 г. (5 случаев). 9. Воронежск., сл. Карабаново, 1818 г.; Тульск., Крапивенск. у., с. Рождествино, Лазарева. 1818 г.; Слободско-Украинск., Изюмск., у., Савинск. вол., 1818 г.; Саратовск., с. Репьевка, Волконской, 1818 г.; Симбирск., Наумова, 1818 г.; Гродненск., Глосевицк. староство, казен. кр., 1818 г.; Минск, п-цы Крашевской, 1818 г., Симбирск., Курмышск. у., Лазарева, 1818 г.;. Воронежск.. Острогожск, у.; сл. Морозовка, п-цы Тевяшевой, 1818 г.; Рязанск, Скопинск. у.. Миллера, 1818 г.; Тамбовск., Спасской окр, с. Бут, камергера Гагарина, 1818 г.; Витебск,, Полоцк, повета, имение Черницы, 1818 г.; Тамбовск., с. Молчановка, Кирсановой, 1818 г.; Обл. Войска-Донского, 1818 г.; Симбирск., Ардатовск. у., с. Богоявленское, г. м. Тучкова, 1818 г.; Тамбовск., с. Заметино и Матгерка, об.-камергера Нарышкина, г; Тверск., Вышневолоцк. у., с. Маковщина, п-ков Муромцева и Милюкова, 1818 г. (17 случаев); 10. Курляндск., Рижск. у., м. Ленсваден, 1819 г.; Калужск. губ. и у., Андроновск. вол., экономич. кр., 1819,: Симбирск., Елагиной, 1819 г.; Курляндск., м. Грендзен, Воронежск, Старобельск. у., сл. Штормовая, гр. Стенбок, 1819 г.; Певзенск., Городищенск. у., с. Павловское и Архангельское, д. т. с. Куракина (6 случаев). Подробная статистика крест. Волнений – Варадинов, История Министерства Вн. Д., ч. I. Н, кн. 1, 2. 696 В.И. Семевский – Крестьянской вопрос в России XVIII в. и первой пол. XIX, т. 1; его же – в сб. Крестьянский строй, т. 1. стр. 169–241. Иконников – граф Н.С. Мордвинов – стр. 34–35; стр. 209–244. Романович-Славатинский – Дворянство в России, стр. 159–380–383. Дубровин. После отечественной войны, Р. старина, 1904г., апрель, стр. 15–19; май, стр. 255–259. Семевский – Ник. Ив. Тургенев о крестьянском вопросе в царствование Александра I, В. Европы, 1909 г., т. I. 1, 2; его же – Политические и общественные идеи декабристов, гл XI. 697 Семевский – Сб. Крестьянский строй, стр. 179, 184.; Середонин – Исторический обзор деятельности Комитета Министров т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В стихах малороссийского поэта Климентия Зиновьева, писавшего во времена Петра и Мазепы, единственный раз были упомянут «Украинец породы Малороссийской» (в собирательном смысле), то есть вводилось уточнение, о каких конкретно слободских «украинцах» шла в данном случае речь. Летопись С.В. Величко (составлена между 1720 и 1728 гг.) включает документ сомнительного происхождения, датируемый якобы 1662 г. – письмо запорожцев Ю. Хмельницкому. В документе содержатся следующие фразы: «Не забудь к тому же и того, что мы, войско низовое запорожское, скоро поднимемся на тебя, а вместе с нами встанут и все обабочные украинцы, наша братия, и премногие другие пожелают отомстить тебе за обиды и разорения. В какой час и с какой стороны налетит на тебя вихорь и подхватит и унесет тебя из Чигирина, ты и сам не узнаешь, а поляки и татары далеко будут от твоей обороны». «Украинцами» названы казаки обоих берегов Днепра. Население Малороссии в целом Величко именовал «народом козако-руським». В Лизогубовской летописи (по В.С. Иконникову – 1742 г.) были упомянуты «поднестряне и забужане и иные украинцы»; таким образом, «украинцами» здесь именовались казаки – воинские люди различных окраин Малороссии. Выходец из известного малороссийского рода Я.М. Маркович (1776-1804) в своих «Записках о Малороссии, ее жителях и произведениях» (СПб., 1798) писал, что территория «между реками Остром, Супоем, Днепром и Ворсклой» (т.е. Полтавщина и юг Черниговщины) «известна под именами Украины, Степи и Полей, отчего и тамошних жителей называют Украинцами, Степовиками и Полевиками». Маркович также называл их «степными Малороссиянами» и полагал, что они произошли от русских или половцев, которые приняли казачий образ жизни; их потомков польский король Стефан Баторий расселил против крымских татар «при обоих берегах Днепра». «От сих Козаков произошли и Украинцы, составлявшие прежде Малороссийское войско: остатки оного суть нынешние Козаки; но они уже не воины, а сельские жители», – отмечал Маркович. Он также сообщал, что эти «украинцы», хотя и стали расселяться по Екатеринославской и Новороссийской губерниям, тем не менее составляли особое сословие и не смешивались с малороссиянами.

http://pravoslavie.ru/47015.html

В Яранске молитвенно отметили 95-ю годовщину преставления преподобного Матфея Яранского 30 мая 2022 г. 10:17 29 мая 2022 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день 95-й годовщины преставления преподобного Матфея Яранского, Божественную литургию в Троицком соборе города Яранска (Кировская область) совершили митрополит Вятский и Слободской Марк , митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн , епископ Яранский и Лузский Паисий , епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн . За Литургией архипастырям сослужило духовенство Вятской митрополии . Песнопения исполнил детско-юношеский архиерейский хор Яранской епархии под управлением Марии Кирильчук. За богослужением молились заместитель министра внутренней политики Кировской области Д.С. Иконников, глава Яранского района А.А. Трушкова, глава Яранского городского поселения Н.Н. Зыков, прихожане храмов города Яранска и паломники. Проповедь перед причастием мирян произнес ключарь Троицкого собора иеромонах Давид (Сивер). В конце богослужения Преосвященные владыки совершили славление преподобному Матфею и приложились к его святым мощам. Затем митрополит Марк поздравил верующих с воскресным днем и 95-й годовщиной преставления яранского подвижника. Д.С. Иконников огласил приветственный адрес к участникам торжеств исполняющего обязанности губернатора Кировской области А.В. Соколова. Епископ Паисий поблагодарил архипастырей, прихожан и паломников за совместную молитву в день памяти чудотворца яранской земли. Митрополит Иоанн возглавил крестный ход к часовне в честь преподобного Матфея Яранского на Вознесенском городском кладбище. На месте бывшего упокоения старца владыка совершил молебен. После возвращения крестного хода в собор митрополит Иоанн прочитал молитву преподобному Матфею перед его святыми мощами. Матфей Яранский, подвижник благочестия и почитаемый в народе старец, отошел ко Господу 29 мая 1927 года. 23 ноября 1997 года отец Матфей был прославлен как местночтимый святой Вятской земли. В 2006 году по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа был учрежден крестный ход в память преподобного Матфея, Яранского чудотворца, который начинается 26 мая всенощной службой в часовне деревни Ершово, на месте праведной кончины старца, а заканчивается 29 мая молебном на месте упокоения — в часовне на городском кладбище Яранска . Информационный отдел Яранской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Яранской епархии молитвенно отметили 22-ю годовщину канонизации преподобного Матфея Яранского 25 ноября 2019 г. 14:51 23 ноября 2019 года, в 22-ю годовщину прославления преподобного Матфея Яранского в лике местночтимых святых Вятской митрополии , митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Божественную литургию в Троицком соборе города Яранска (Кировская область), где почивают мощи святого Матфея. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Йошкар-Олинский и Марийской Иоанн , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , епископ Яранский и Лузский Паисий , епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн , епископ Волжский и Сернурский Феофан , духовенство Вятской митрополии. За богослужением молились жители города Яранска, паломники из Кировской, Нижегородской областей, республики Марий-Эл и других регионов России. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Яранской епархии под управлением Анны Мининой. По окончании Литургии архипастыри совершили славление преподобному Матфею у его честных мощей. Затем митрополит Марк обратился к духовенству и мирянам с архипастырским словом. «К преподобному при жизни и после преставления приходило множество людей, никто не уходил от него без помощи и утешения. Особенно в его поддержке люди нуждались в годы гонений, когда были закрыты храмы, и духовное утешение можно было получить в единственном месте — на могиле святого. Сегодня преподобный почивает своими мощами в этом святом храме, и как много лет назад, ежедневно к нему за молитвенной помощью приходят десятки верующих», — сказал, в частности, владыка. С праздником верующих поздравил глава администрации Яранского района Д.С. Иконников. Затем состоялся крестный ход до Вознесенского кладбища города Яранска, где покоились честные мощи преподобного Матфея до их обретения. Прославление иеромонаха Матфея (Швецова) в лике местночтимых святых Вятской епархии состоялось 23 ноября 1997 года, спустя 70 лет после его кончины. Божественную литургию и чин прославления в Успенском соборе города Яранска совершили архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф , архиепископ Костромской Галичский Александр , епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн , епископ Верейский Евгений . Яранская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

О жизни и духовных наставлениях преподобного Серафима Саровского Воспоминания современников Детские воспоминания Надежды Аксаковой о преподобном Серафиме Саровском Из «Записок» Я.М.Неверова Из «Записок» генерала Отрощенко Воспоминания об отце Серафиме А.П.Еропкиной Рассказ об отце Серафиме сестер Екатерины и Анны Лопухиных Воспоминания дивеевской сестры Анастасии Воспоминания дивеевской старицы Евдокии Воспоминания дивеевской старицы Матрены Воспоминания священника села Дивеева отца Василия Воспоминания начальницы Ардатовской общины матушки Евдокии Воспоминания матушки, игуменьи монастыря в городе Свияжске Воспоминания игуменьи Пульхерии, настоятельницы монастыря в городе Слободский Вятской губернии Воспоминания матушки Платониды, монахини Симбирского монастыря Спаса Нерукотворенного Воспоминания иеромонаха Саровской пустыни Савватия, в схиме Стефана Воспоминания отца Рафаила, иеродиакона Саровском пустыни Воспоминания отца Феоктиста, иеродиакона Уфимского Успенского монастыря Воспоминания отца Василия, рясофорного монаха Нижегородского Печерского монастыря Воспоминания М. В. Н. Воспоминания жены управляющего селом Елизарьевым (Нижегородской губернии Ардатовского уезда) А. И. М. Воспоминания кн. А. К. Рассказ г-жи H. Н. Рассказ дворового человека В. А. об исцелении его жены А. Рассказ крестьянина М. Б. села Автодеева, Ардатовского уезда, Нижегородской губернии Воспоминания священника А. Н. Воспоминания г-жи Серафимы К. Воспоминания тамбовского мещанина И. Т. Т. Воспоминания г-жи Η. П. Л. Воспоминания кн. E. H. Е. Воспоминания генерал-майора A. E. М. Воспоминания князя Николая Николаевича Голицына Воспоминание симбирской помещицы Е.Н.Пазухиной Воспоминание вдовы Воспоминания ротмистра А. В. Т. Воспоминания Ивана Яковлевича Каратаева Воспоминания харьковского провиантского чиновника С. С. М. Воспоминания Богдановича Рассказ протоиерея Василия Конобеевского Рассказ Балаклавского архимандрита Никона (родного брата протоиерея Конобеевского) Рассказы современников об отце Серафиме, собранные иеромонахом Иосифом Рассказ иеродиакона Александра Рассказ саровского инока Александра Рассказ старицы Дивеевской обители Матрены и свидетельство саровского инока Петра Рассказ крестьянина Лихачевского Е. В. Рассказ об отце Серафиме И. М. К. Рассказ старицы Марии Иконниковой Беседа старца Серафима с Н.А.Мотовиловым о цели христианской жизни Из воспоминаний Елены Ивановны Мотовиловой о преподобном Серафиме Молитвы преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу Молитва первая Молитва вторая  

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

С самого начала монастырь формировался из числа прихожан православных общин Елабужского уезда. Так, в 1869 г. из 21 рясофорной послушницы 17 чел., или 81% были из сёл и городов Вятской губернии (Елабуги, Сарапула, Слободского, Еранска), а из 80 белиц послушниц - 67 чел., или 84%. Но были монашествующие и издалека: Перми, Рыбинска, Орловской, Смоленской, Оренбургской, Тобольской губерний. Основная часть монашествующих в 1914 году прибыла из Вятской губернии (77 чел., 76%), из Казанской губернии (7 чел., 7%), остальные из Уфимской, Самарской губерний, Перми, Рыбинска. Для обучения послушниц, не знавших грамоты, уже в сентябре 1869 г. в монастыре была открыта школа. В 1870 г. в ней обучались 31 насельница. Сестры работали на пасеке, в саду, а также в иконописной и златошвейной мастерских. С 1870-х г.г. при монастырях, в том числе женских, стали создаваться иконописные школы академической ориентации. Эта тема недостаточно ещё изучена и освещена в современной исторической литературе. Даже в «Православной энциклопедии», изданной к 2000-летию Рождества Христова в обширной статье «Живопись» И. Л. Бусевой-Давыдовой имеется лишь беглое упоминание о женщинах-иконописцах. Иконописная деятельность монахинь Елабужского монастыря насчитывает более 40 лет. В отчете игуменьи обители матушки Анфии за 1877 г. отмечалось, что послушание в живописных кельях несла монахиня Феофания Титова. Судя по всему, она и была одной из первых, кто начинал в монастыре иконописную деятельность. Анализируя архивные данные, нами установлено, что за период с 1877 по 1918 год несли послушание в живописной мастерской одиннадцать монахинь и рясофорных послушниц. Старшими в мастерской были - в 80-е г.г. XIX в. - монахиня Евпраксия (Анастасия Иванова Фирсова); в 90-е г.г. XIX в. - монахиня Аполлинария (Анна Димитриева Иконникова), а последние пятнадцать предреволюционных лет - монахиня Аглаида (Александра Петрова Тютикова). Примечательно, что церковной живописью занималась целая семья Иконниковых выходцев из починка Удалово Елабужского уезда: сестры Анна и Евдокия, а также их племянница Ольга. Отметим, что ещё две их сестры Стефанида и Мария были тоже монахинями обители.

http://sobory.ru/article/?object=10275

Лучшие местные (земские) деятели говорят, что хотя и «отпраздновали 50-летие местных учреждений, но еще почти не притрагивались к местной истории»... Сознавая глубокую справедливость этих слов, в описании первого по алфавиту прихода Казанского уезда решаемся привести некоторые материалы церковного архива по истории народного образования не только в приходе, но отчасти и вне его, дабы дать нечто вроде общего обзора по уезду и не повториться в других описаниях. Как беспристрастно отметили проф. Ключевский, Демков, Каптерев и нек. др., русское трудовое, практическое спасительное просвещение шло сначала из монастырей, а потом и от приходских церквей. Такое же просвещение по мере надобности было при существовании храмов и в Алатах. При обилии богатств природы и скромности потребностей прежде всего старались научиться читать божественное, душеспасительное от членов клира, келейниц, и даже на заре земской школы от пчеловода Ивана Степаныча на пасеке Бажанова. Так что почти в каждой деревне было несколько человек, умеющих читать, удовлетворявших духовные запросы населения. До сего времени от них сохранились старопечатные книги, апокрифические лицевые сказания и даже цветник, изд. «типом в друкарни Его Королевского Величества в Вильне, во академии». Умеющих писать было гораздо меньше. Так, в предбрачных документах, начиная с 1802 г., несколько лет рукоприкладчиком за жениха, невесту и поручителей был Алатский мещанин Никифор Парфенов. Лишь иногда встречаются яранские, слободские купцы, казанские, симбирские и муромские мещане в качестве рукоприкладчиков. В 1807 г. встречатеся графа Петра Андреевича Шувалова служители, и в 1808 г. архиерейского хора певчий. С 1809 г. стал подписываться села Алат крестьянский сын Степан Тимофеев, торговавший калачами. И он, попеременно с отставным солдатом Василием Иконниковым, доходы за рукоприкладства получал 40 лет. Вступил было в соперничество с ними «Казанской Академии информатории ученик Герасим Однооков, в риторике и пиитике именовавшийся Кристалловым, а в философии – Хрусталевым. Но при ревизии в Консистории обыскной книги в 1826 г. было запрещено ученикам рукоприкладствовать. Поэтому иногда рукоприкладствовали крестьянские сыновья Василий Кузьмин, Петр Алексеев, Ипат Дмитров и солдатский сын Василий Никитин. Затем начали встречаться рукоприкладчики и из д. Малых Алат – Егор Михайлов, Макар Михайлов и нек. др., преимущественно из людей торговых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

з нагоди Собору у 31 жовтня 2023 р. 13:29 30 октября 2023 года в Кирове прошли молитвенные торжества по случаю первого празднования Собора новомучеников и исповедников Вятской митрополии . Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк . В обращении главы Вятской митрополии по поводу празднования отмечалось: «Радостное известие пришло в Вятскую митрополию: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 30 октября по новому стилю утверждено празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Вятской митрополии на епархиальном уровне. Сегодня мы с благоговением вспоминаем их нравственный подвиг, их великое духовное противостояние богоборческим силам. Молитвами новомучеников и исповедников, просиявших на земле Вятской, Господь не оставил нашу землю и даровал русскому народу победную волю на свершение многих достойных и богоугодных деяний». Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископ Яранский и Лузский Паисий , епископ Уржумский и Омутнинский Всеволод , духовенство Вятской и Костромской митрополий. В храме присутствовали губернатор Кировской области А.В. Соколов, министр внутренней политики Кировской области Д.С. Иконников, жители и гости Кирова. Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор (регент — Юлия Скопина) и хор кафедрального собора (регент — Анна Русакова). Проповедь перед причастием произнес ключарь кафедрального собора протоиерей Александр Былыбердин. По окончании Литургии был совершен праздничный молебен. Митрополит Марк обратился к верующим с архипастырским словом. Архиерей также поблагодарил митрополита Ферапонта за принесение в Киров из Костромы для поклонения верующих чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. На молитвенную память о торжествах владыка Марк подарил главе Костромской митрополии икону святителя Виктора (Островидова) с частицей его честных мощей и икону Собора новомучеников и исповедников земли Вятской. В ответном слове митрополит Ферапонт тепло поблагодарил митрополита Марка за приглашение принять участие в торжествах. По материалам сайта Вятской епархии Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6073349...

В Яранске прошли торжества по случаю дня памяти преподобного Матфея Яранского 31 мая 2018 г. 13:51 29 мая 2018 года, в день преставления преподобного Матфея Яранского, в г. Яранске (Кировская обл.) состоялись праздничные богослужения. Божественную литургию в Троицком соборе, где пребывают мощи преподобного, возглавили митрополит Вятский и Слободской Марк , епископ Яранский и Лузский Паисий , епископ Уржумский и Омутнинский Леонид и епископ Сарапульский и Можгинский Антоний в сослужении духовенства Вятской митрополии и других епархий Русской Православной Церкви. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор под управлением М.А. Кирильчук. По окончании богослужения архипастыри, священники, горожане и многочисленные паломники прошли крестным ходом до Вознесенского кладбища, где был захоронен святой Матфей. В часовне на месте погребения преподобного было прочитано зачало из Евангелия от Матфея. Затем крестный ход вернулся в Троицкий собор, где верующие поклонились мощам Яранского чудотворца. Глава Вятской митрополии обратился к собравшимся со словом проповеди. Приветственный адрес губернатора Кировской области И.В. Васильева огласил заместитель министра внутренней и информационной политики Кировской области В.М. Зайцев. Также с приветствием к присутствующим обратился глава Яранского района Д.С. Иконников. В завершение правящий архиерей Яранской епархии поблагодарил архиереев, гостей и паломников за радость совместной молитвы и пожелал всем помощи Божией и предстательства преподобного Матфея Яранского. Информационный отдел Яранской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

18, 15-18, 25-27. Погибель Иуды. Наступило утро пятницы. Немедленно первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион составили совещание. Они привели Господа Иисуса Христа и снова осудили Его на смерть за то, что Он называет Себя Христом, Сыном Божиим. Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душой. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: " согрешил я, предав Кровь невинную " (т. е. предал на смерть неповинного Человека). Они же сказали ему: " что нам до того; смотри сам " (то-есть сам отвечай за свои дела). Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился). Первосвященники же, взявши серебрянники, сказали: " непозволительно положить эти деньги в церковную сокровищницу, потому что эта цена крови " . Посоветовавшись между собой, они купили на эти деньги землю у одного горшечника для погребения странников. С тех пор, и до сего дня, земля та (кладбище) и называется, по еврейски, Акелдама, что значит: земля крови. Так сбылось предсказание пророка Иеремии, который говорил: " и взяли тридцать серебрянников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника " . ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 3-10. Иисус Христос на суде у Пилата. Иисус Христос на суде у Пилата. (Глава из " Закона Божия " протоиерея Серафима Слободского). Первосвященники и начальники еврейские, осудив Иисуса Христа на смерть, сами не могли привести в исполнение своего приговора без утверждения начальника страны - римского правителя (игемона или претора) в Иудее. В это время римским правителем в Иудее был Понтий Пилат.

http://zavet.ru/ssedm-sl03.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010