При вступлении немцев в Варшаву собор стал исполнять функции гарнизонного костела и немецкой кирхи – первая католическая служба в «костеле св. Хенрика» состоялась 25 февраля, лютеранская – 5 марта. На хорах установили орган, на месте главной алтарной преграды – алтарь (иконы эвакуировали перед оккупацией в Россию), с куполов сняли позолоту. После обретения Польшей независимости одним из первых дел новой власти стало определение судьбы собора. В 1918–1920 гг. в периодике развернулась дискуссия на эту тему. Наряду с резкими выступления за уничтожение храма – прежде всего, в связи с русскостью его форм, раздавались голоса за переоборудование его в виде музея – “мартиролога польского народа” или этнографического; гарнизонного костела в национальных польских барочных формах (проекты Ст. Шиллера, Ст. Ноаковского): аргументом выступило то, что даже турки не снесли Св. Софию, и в Иерусалиме стоит бывший византийский храм – мечеть Омара. Дело, тем не менее, шло к печальному исходу, хотя решением сейма от 2 июля 1920 «в связи с экономическими трудностями» было отложено. Но политизированная часть общества, подогретая успехами в войне с Советской Россией, призывала каждого поляка не остаться в стороне от «общего дела». Так, «Газета Варшавска» писала: «Уничтожив храм, тем самым мы докажем свое превосходство над Россией, свою победу над нею». В качестве аргумента выступала необходимость увеличения территории скверов или, напротив, проведения на площади парадов; и даже то, что вид куполов и колокольни собора мог вдохновить большевиков на штурм Варшавы. Собор был обречен, однако для его разрушения пришлось совершить в общей сложности 14800 взрывов. Только в 1926 г. площадь окончательно опустела. Незначительные фрагменты отделки были перевезены на восток и использованы в отделке Покровской церкви в Барановичах, а также нижней церкви Митрополичьего собора на Праге и усыпальницы маршала Пилсудского в Кракове (яшмовые колонны, подаренные императором Николаем II) . Финским кирпичом замостили тротуары.

http://bogoslov.ru/article/4861337

К участию в конкурсе приглашаются организации, которые считают важным развитие инклюзивных проектов, уже проводят или готовы начать деятельность в этом направлении. Для потенциальных грантополучателей, не имеющих большого опыта в данной сфере, будет проведен ознакомительный курс по основам проектного менеджмента и знакомству с успешными кейсами. Размер грантового фонда на 2022 год: 750 000 рублей. Заявки принимаются с 28 марта по 24 апреля 2022 г. Премия " Жить вместе " (premiavmeste.ru) Учредитель премии - Благотворительный фонд " Жить вместе " . Его деятельность заключается в разработке и реализации культурных и просветительских проектов, а также научно-практических конференций в области культуры, социологии, обществознания. Фонд поддерживает проекты, которые создают и развивают эффективные и устойчивые сообщества, для решения конкретных проблем общего места проживания (дома, двора, города, территории), профессиональной сферы (общего места работы или учебы), общих интересов и общих ценностей. Номинации конкурса: " Память " (проекты, занимающиеся увековечиванием памяти о жертвах советских репрессий); " Культура " (театральные, музыкальные и выставочные проекты по темам: память и наследие, социальные проблемы, жизнь Церкви), " Среда " (Социальные проекты, направленные на оказание комплексной помощи нуждающимся в социальной поддержке и сопровождении: люди с ментальными нарушениями, социально незащищенные люди, маломобильные люди и др., а также их родственники), " Церковь " (проекты, связанные с духовным и церковным просвещением, усвоением опыта новомучеников и исповедников российских, литургическим возрождением, развитием общения на приходах, в общинах, других церковных группа), " Русская традиция " (проекты, которые занимаются сохранением и возрождением традиционной русской культуры в разных ее видах), " Пространство " (проекты, которые занимаются сохранением исторического наследия и памятников архитектуры и культуры, а также интеграции их в современную городскую среду).

http://mitropolia.spb.ru/docs/konkursy-d...

Вручены гранты конкурса «Православная инициатива» Фонда преподобного Серафима Саровского Москва, 9 ноября 2005 г . В конкурсе приняли участие более 50 проектов, 18 из которых стали победителями, сообщает пресс-служба Фонда преподобного Серафима Саровского. Церемония награждения проходила в актовом зале Нижегородской Духовной семинарии. Победителей поздравили полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко , который является председателем попечительского Совета Фонда, заместитель полномочного представителя Сергей Обозов , главный федеральный инспектор Нижегородской области Владимир Зорин , вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай , исполнительный директор Фонда преподобного Серафима Саровского Сергей Габестро. Дипломы победителей вручил Председатель Правления Фонда епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. «Патриарх Московский и всея Руси Алексей благословил создание Фонда в честь преподобного Серафима Саровского, поскольку на протяжении многих веков под влиянием батюшки Серафима и его святого учения меняются судьбы людей, – отметил епископ Георгий. – Влияние это многогранно. Фонд занимается сохранением и развитием мест, связанных с преподобным Серафимом. А в этом году Фонд впервые организовал конкурс «Православная инициатива». Радует, что многие приняли в нем участие и тем самым подтвердили, что проведение подобных мероприятий и обсуждение новых проектов необходимо». Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко выразил уверенность, что конкурс станет традиционным и будет проходить каждый год. Проекты рассматривались конкурсной комиссией в четырех номинациях: - проекты, направленные на приобщение к православным традициям; - проекты, посвященные социальному служению; - проекты, связанные с организацией православных праздников и проведением досуга; - проекты современных информационных технологий в православной сфере. Среди победителей конкурса – Нижегородская региональная общественная организация инвалидов-колясочников «Инватур», выступившая с проектом «Рождение образа». В рамках проекта будут изготовлены рельефные иконы для людей, имеющих проблемы со зрением. Кроме того, проект предусматривает привлечение людей с инвалидностью к процессу создания таких икон.

http://pravoslavie.ru/15079.html

Все было еще впереди, а пока напряженная и обостренная, скромно — монашеская, полная творчества и труда жизнь в Москве. Среди чтения рукописей и корректур, треволнений и восторгов сердечных идет медленная внутренняя перестройка по части литературной. Основная и давняя его закваска — французская. На ней взошел он. Но уже Андрей Тургенев кое — что заронил: есть и германская литература. В 1806 году просит Жуковский (Александра Тургенева) прислать «что — нибудь хорошее из немецкой философии», «она больше возбуждает энтузиазм». Гете и Шиллера знает он довольно давно, но доходят они неторопливо, как и язык немецкий. (Первый перевод его из Шиллера «Тоска по милом» — 1807 год — говорит о неполном владении языком). В «Вестнике Европы» он дает все еще много места французской литературе. Печатает Шатобриана (путешествие в Грецию, Иерусалим), Жанлис, Шанфора. Как критик находится во власти Лагарпа, хотя уже и Лессинга знает. Но Германия выдвигается — для его же собственной славы и успехов. В 1808 году напечатал он балладу «Людмила», переделку Бюргеровой «Леноры»: начало поэзии «чертей и ведьм». К его миру сердечному эта вещь отношения не имеет — писание чисто литературное. Бюргера ставит он еще в это время рядом с Шиллером. В гробовой и могильной балладе что — то его задело, он воодушевился, применил все к славянскому миру, соответственно облику своему кое — что и смягчил, во всяком случае, написал остро и возбужденно. Можно так или иначе относиться к «Людмиле», но считать ее вялой нельзя. В ней есть неприкрытая обветшалость, но под ветхими декорациями жива острота самого созидания. Написавший ее писал рьяно. И как с Жуковским часто случалось, менее удержавшееся в потомстве более шумело при жизни. «Людмила», конечно, имела успех: ярко, эффектно, ночная скачка с женихом — мертвецом, церковь, петухи, вместо свадьбы могила и брачное ложе со скелетом — читателям нравилось. Но во всяком случае, хорошо было то, что Жуковский, хоть и через Бюргера, несколько аляповатого, подходил к германской поэзии, где для души его нашлась истинная родина. Скоро появляются уж и Гете, Шиллер, среди всего этого один лишь француз — Мильвуа с «Песнью араба над могилою коня». Здесь блеснул Жуковский двустишием — рефреном:

http://azbyka.ru/fiction/zhukovskij-zajc...

В 1799 г. Александра Павловна, сестра Марии Павловны, вступила в брак с великим герцогом Иосифом, наместником Венгрии. Перед тем велись длительные переговоры о возможности ее брака с наследным принцем Швеции Густавом Адольфом, однако они были прерваны из-за затруднений конфессионального характера 5 . Почти одновременно другая сестра, Елена Павловна, вышла замуж за наследного принца Мекленбург-Шверинского Фридриха Людвига. Вскоре обе сестры умерли: Александра 16 марта 1801 г. (похоронена в Иреме), а Елена — 13 декабря 1803 г. (похоронена в Людвигслюсте). На месте захоронений позднее были построены православные храмы 6 . В 1804 году состоялось венчание Марии Павловны с наследным герцогом Саксонии и Веймара Карлом Фридрихом. Исследователи называют две даты начала переговоров о возможности обручения Марии Павловны с герцогом Веймара; это либо 1800 г. 7 , либо 1802 г. 8 . Эти переговоры вел свойственник Фридриха Шиллера В. фон Вольцоген, как писал об этом Шиллер в своем письме Х. Гёшену от 10 февраля 1802 г. 9 . Жених, наследный герцог Карл Фридрих, в 1803 г. приехал в Петербург. Он был принят на русскую службу в чине генерал-лейтенанта; ему был пожалован орден святого Апостола Андрея Первозванного. 1 января 1804 г. состоялось торжественное обручение, которое совершил митрополит Амвросий 10 . В одном из писем Фридриха Шиллера мы находим точную дату: “Обручение праздновали на Новый год по российскому календарю, или 13 января по-на­шему” 11 . Летом состоялось венчание, по каковому поводу в манифесте сказано: “Божией милостью Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский и прочая и прочая и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным: Силою Всемогущего Бога и Его мудрым попечением июля 22 дня по обряду Православной Восточной Церкви совершено венчание нашей возлюбленной сестры Марии Павловны с Его Светлостью Наследным Принцем Саксонско-Веймарско-Эйзенахским Карлом Фридрихом. Призываем верных сынов России вместе с нами обратиться к Богу и вознести Ему благодарение и усердные молитвы о благополучии, мире и любви нововенчанных, ради услаждения драгоценных дней нашей чадолюбивой и всяческой любви достойной матери, Царицы Марии Феодоровны, и на утешение всей нашей семье. — Дано в Санкт-Петербурге июля 22 дня 1804 г.” 12 . Таинство брака совершали митрополит Амвросий и грузинский архиепископ Варлаам.

http://pravmir.ru/hram-svyatoy-ravnoapos...

С. 485. …Новый Поэт, наследовавший популярность Фаддея Венедиктовича четырнадцатилетним служением искусству… — Достоевский считает началом «служения» И. И. Панаева искусству 1847 год, когда Панаев и Некрасов стали издателями «Современника». 233 С. 485. …я любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином из времен Нерона… — Перикл (ок. 490–429 гг. до н. э.) — древнегреческий государственный деятель периода расцвета! афинской демократии. Марий Гай (155-86 гг. до н. э.) — римский полководец и политический деятель. При римском императоре Нероне (54–68 гг.) усилилось преследование первых христиан. В 64 г. возникло, в частности, так называемое «Нероново гонение», когда римская христианская община за предполагаемое участие в поджоге Рима подверглась гонениям и кровавой расправе. 234 С. 485. …в Швейцарию хочу бежать… — Намек на строку из юмористического стихотворения Н. А. Некрасова «Говорун. Записки петербургского жителя А. Ф. Белопяткина» (1843): «Бежать хотел в Швейцарию». Ср. «Зимние заметки о летних впечатлениях» (наст. изд. Т. 4). 235 С. 486. …я записывался в библиотеке у Смирдина, но сапогов себе не покупал. — Библиотека книгопродавца и издателя А. Ф. Смирдина (1795–1857) с 1832 г. находилась на Невском проспекте в доме лютеранской церкви св. Петра (ныне дом Посетителями ее были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский и другие известные писатели, поэты и журналисты. Бнблтлека выдавала книги и журналы для чтения на дому всем желающим по подписке. 236 С. 486. …мы прочли с ней вместе историю Клары Мовбрай… — Клара Мовбрай (или Мобрай) — героиня романа В. Скотта «Сен-Ронанские воды» (1823), упоминаемого Достоевским также в произведениях 40-х годов «Белые ночи» и «Неточка Незванова» (см.: наст. изд. Т. 2). 237 С. 486. …мне приятно было читать «Kabale und Liebe» или повести Гофмана. — Трагедия Шиллера «Коварство и любовь» («Kabale und Liebe», 1783) сыграла значительную роль в литературном формировании Достоевского наряду с другими драмами Шиллера. С «Коварством и любовью» имеет ряд сюжетных совпадений роман «Униженные и оскорбленные» (см.: наст. изд. Т. 4). Следы увлечения Гофманом отразились не только в ранних произведениях Достоевского («Двойник», «Белые ночи»); но, по замечанию Л. П. Гроссмана, «известное влияние Гофмана никогда не исчезало» (Гроссман Л. П. Библиотека Достоевского. Одесса, 1919. С. 112). 238

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

471. По поводу пятидесятилетия со дня кончины Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского, († 21 февраля и 12 апреля 1852 г.) Г.А. Воскресенский. 1902, I, 3, 596–620. 472. К характеристике личности Н.В. Гоголя. П.М. Минин. 1902, I, 3, 621–637. 473. К характеристике литературной деятельности В.А. Жуковского (По поводу пятидесятилетия со дня его кончины). П.М. Минин. 1902, I, 4, 766–787. 474. Ницше и Достоевский. (Черты из нравственного мировоззрения того и другого). Н.Д. Тихомиров. 1902, II, 7–8, 505–534. 475. Из юношеских идеалов Шиллера. К столетию со дня его смерти † 27 апреля 1805 г. (Дружба в изображении Шиллера. Философский комментарий к трагедии «Дон Карлос»). П.В. Тихомиров. 1905, II, 6, 279–292. 476. Духовная цензура в России в первой половине XIX в. (1799–1855). А.Н. Котович. 1906, I, 4, 654–691. 477. «Закон Божий, правила государственные, благонравие и литература» в сознании духовных цензоров эпохи Александра I. А.Н. Котович. 1906, II, 7–8, 497–529. 478. Комитет 4 апреля 1851 г. (Синодальный секретный цензурный комитет). А Н. Котович. 1906, III, 10, 298–325. 479. Антоний романа и Антоний предания. П.А. Флоренский. 1907, I, 1, 119–159. 480. Крестный путь Бранда. П. Любимов. 1907, II, 7–8, 718–730. 481. Алексей Михайлович Жемчужников, († 25 марта 1908 г.) П.И. Астров. 1908, II, 6, 292–304. 482. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, как исторический источник. Пробная лекция. С.Л. Авалиани. 1909, I, 3, 368–383. 483. Заметка о посещении Н.В. Гоголем Московской Духовной Академии. Н. (Л). Т(уницкий). 1909, I, 3, 479–485. 484. Адрес Обществу Любителей Российской Словесности от Московской Духовной Академии по поводу торжественного открытия памятника H. В. Гоголю в Москве 26 апреля 1909 г. 1909, I, 4, 671–673. 485. Античные мифы о превращениях в художественной обработке римского поэта (этюд о Метаморфозах Овидия). С.П. Знаменский. 1909, II, 5, 84–110. —43— 486. Литературный вечер в память Н.В. Гоголя, в Московской Духовной Академии, 23 апреля 1909 г. (I. Вступительное слово руководителя Литературного Кружка Н.Л. Туницкого. II. О страшном у Гоголя. А.К. Горский. III. Гоголь и Белинский. М. В. Беляев. III. Тени Гоголя. Стихотворение. С.А. Голованенко. V. Приветствие Обществу Любителей Российской Словесности от студентов Московской Духовной Академии по случаю открытия памятника Гоголю, составленное и прочитанное А.А. Сперанским. 1909, II, 5, 111–137.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

726 Своекоштный – ученик, не состоящий на казенном содержании (коште), живущий на квартире за свой счет. 728 Александр Алексеевич Сергиевский (ок. 1802–1877), служивший учителем греческого языка и инспектором Коломенских духовных училищ, впоследствии принял священнический сан, был протоиереем, настоятелем московской Воскресенской церкви на Семеновском кладбище. 736 Начиная с этого л. 3 (на нем вытеснено: «Из лавки В. А. Зверева») и до конца почерк более мелкий. 741 Далее зачеркнуто: Одни евреи приняли непосредственное руководительство Божие, но предназначаемо оно было всему роду человеческому. Всему роду человеческому, в лице Адама, Бог даровал первое обетование и установил первое богослужение (в учреждении жертвоприношений): и не прежде часть рода человеческого лишилась благоволения Божия, как когда в лице предка своего Каина, и вслед за ним удалилась от лица Божия ( Быт. 4:16 )]. 752 Далее зачеркнуто: вниманием к данному закону, богослужению и обетованиям снискивать веру в Искупителя рода человеческого, а сею верою достигать спасения было равно предоставлено всем народам. 754 Далее идут шестнадцать крайне неразборчивых строк, над которыми вписаны еще шесть строк; все они включают большей частью сокращенные и частично зачеркнутые слова. 755 Цитата (стихи 33–35) из программного стихотворения Фр. Шиллера «Die Künstler» («Художники», 1788). В классическом переводе Д. Е. Мина: «Искусство, человек, имеешь ты один./Лишь светлого прекрасного вратами/В мир чудный знанья вступишь ты…» (Художники: Стихотворение Фридриха Шиллера/Перевел Д. Е. Мин. СПб., 1857. С. 8). 761 Фидий (Φειδας, ок. 490 – ок. 430 до н. э.) – древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. 763 Франсуа Пьер Гийом Гизо (Guizot; 1787–1874) – французский историк, критик, политический и государственный деятель; в его исторических трудах заметно влияние творчества В. Скотта. 764 Генрих Эбергард Готтлоб Паулус (Паулюс, Paulus; 1761–1851) – немецкий протестантский теолог рационалистического направления; профессор Иенского, Вюрцбургского, Гейдельбергского университетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Благотворительная столовая. Подробное описание на стр. 109. Калужская область ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕНТР МИЛОСЕРДИЯ 249091, Калужская область, г. Малоярославец, ул. Кирова, д. 26 Телефон: 8 (48431) 3–03-27 Директор: Молоткова Галина Павловна Проекты: Подробное описание на стр. 111. Камчатский край ДУХОВНО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» 683007, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 95 Телефон: 8 (4152) 27–66-18 Председатель: Сизов Игорь Борисович, телефон: 8 (909) 835–75-16 Духовник: иерей Николай Бородин Приют на 30 мест. Подробное описание на стр. 115. Карелия республика СОЦИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ПОПЕЧЕНИЕ» ПРИ ХРАМЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ 185035, г. Петрозаводск, ул. Вольная, д. 1 Телефон: 8 (8142) 78–26-55 Email: priest40@yandex.ru Директор: протоиерей Андрей Верещагин, телефон: 8 (911) 401–45-01 Благотворительная столовая. Подробное описание на стр. 120. Кемеровская область БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ ПРИ ХРАМЕ СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ Г. ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ 652518, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, пл. Кирова, д. 7 Телефон/факс: 8 (38456) 5–38-93 Духовник: протоиерей Василий Гутович Руководитель: Иванова Светлана Николаевна Благотворительная столовая. Подробное описание на стр. 128. СОБОР РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Г. ПРОКОПЬЕВСКА 653052, Кемеровская область, г. Прокопьевск, проспект Строителей, д. 22 Телефон: 8 (3846) 66–09-73 Настоятель: протоиерей Владимир Колесников Проекты: Подробное описание на стр. 129. СОБОР РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Г. ЮРГА 652000, Кемеровская область, г. Юрга, пр. Кузбасский, д. 15а Телефон/факс: 8 (38451) 4–41-10 Настоятель: протоиерей Константин Добровольский Проекты: ХРАМ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПОС. ЯШКИНО 652010, Кемеровская область, пос. Яшкино, ул. Больничная, д.8 Настоятель: иерей Вячеслав Морозов, телефон: 8 (923) 516–24-24 Проекты: Коми республика КЫЛТОВСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ 169211, Республика Коми, Княжпогостский район, пос. Кылтово, ул. Монастырская, д. 1 Телефон: 8 (8212) 31–28-37

http://azbyka.ru/zdorovie/pomoshh-bezdom...

Она отвергла оба проекта устройства управления в болгарских епархиях, присланные ей турецким правительством 30 октября 1868 г., с приложением к своему ответу подробного разбора их положений на основании церковных правил. Она заявила, что эти проекты, кроме несогласия со священными канонами, противоречат «самой сущности и духу христианства, т.е. догмату веры». «Известно, что всякий православный христианин, признающий себя истинным членом нашей православной церкви, кроме других догматов церкви, должен исповедовать единую церковь . Церковь одна и признается таковою, когда православные христиане, в какой бы местности земного шара они ни находились, ненарушимо исповедуют одни и те же догматы, соблюдают одни и те же обряды и управляются по одной церковной администрации, кратко формулированной в св. Писании и развитой в апостольских и соборных правилах, и когда они управляются церковными предстоятелями, поставленными по предписанию тех же самых священных правил. Как только какая ни будь часть православных христиан изменит, что бы то ни было из того, что повелевают св. Писание и священные каноны, эта разномыслящая часть образует иную церковь , отличную от единой православной церкви. Так как проекты стремятся образовать церковную администрацию, вводящую принципы диаметрально противоположные Евангелию и во многих пунктах отличные от администрации, основанной и предписанной священными канонами, – вследствие этого проекты сии имеют целью основать иную церковь, отличную от единой церкви, и как таковые, они противоречат догмату евангельской и божественной веры... Поэтому, если августейшее правительство, слушаясь только так называемых представителей болгарского народа, утвердит и осуществит эти проекты, то оно, вопреки своим благим намерениям и желаниям, вовлечено будет ниспровергнуть основания православной веры, и помимо воли, нарушить свободное отправление культа стольких других православных народов, ему подданных»... В виду разности воззрений, обнаружившихся между двумя православными народами, патриарх предлагал министру, как единственно возможную меру к решению вопроса, сование вселенского собора (Прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010