При вступлении немцев в Варшаву собор стал исполнять функции гарнизонного костела и немецкой кирхи – первая католическая служба в «костеле св. Хенрика» состоялась 25 февраля, лютеранская – 5 марта. На хорах установили орган, на месте главной алтарной преграды – алтарь (иконы эвакуировали перед оккупацией в Россию), с куполов сняли позолоту. После обретения Польшей независимости одним из первых дел новой власти стало определение судьбы собора. В 1918–1920 гг. в периодике развернулась дискуссия на эту тему. Наряду с резкими выступления за уничтожение храма – прежде всего, в связи с русскостью его форм, раздавались голоса за переоборудование его в виде музея – “мартиролога польского народа” или этнографического; гарнизонного костела в национальных польских барочных формах (проекты Ст. Шиллера, Ст. Ноаковского): аргументом выступило то, что даже турки не снесли Св. Софию, и в Иерусалиме стоит бывший византийский храм – мечеть Омара. Дело, тем не менее, шло к печальному исходу, хотя решением сейма от 2 июля 1920 «в связи с экономическими трудностями» было отложено. Но политизированная часть общества, подогретая успехами в войне с Советской Россией, призывала каждого поляка не остаться в стороне от «общего дела». Так, «Газета Варшавска» писала: «Уничтожив храм, тем самым мы докажем свое превосходство над Россией, свою победу над нею». В качестве аргумента выступала необходимость увеличения территории скверов или, напротив, проведения на площади парадов; и даже то, что вид куполов и колокольни собора мог вдохновить большевиков на штурм Варшавы. Собор был обречен, однако для его разрушения пришлось совершить в общей сложности 14800 взрывов. Только в 1926 г. площадь окончательно опустела. Незначительные фрагменты отделки были перевезены на восток и использованы в отделке Покровской церкви в Барановичах, а также нижней церкви Митрополичьего собора на Праге и усыпальницы маршала Пилсудского в Кракове (яшмовые колонны, подаренные императором Николаем II) . Финским кирпичом замостили тротуары.

http://bogoslov.ru/article/4861337

В 1930-е на Вольском кладбище появилось много могил русских эмигрантов. До наших дней сохранились могилы литераторов М. П. Арцыбашева и Д. В. Философова, географа и директора Русской гимназии И. Голубовского, богослова Г. Клингера, физика и математика Д. Соколова, инженеров В. Орловского и Н. Жибуртовича, балерины А. Забойкиной. Привлекает внимание большая надгробная часовня кн. Мещерских, возведенная в 1930-е в неорусском стиле. На кладбище можно встретить надгробия работы польских скульпторов А. Прушынского, Б. Сыревича, Г. Жыдка, С. Гунделаха, архитекторов Б. Цинзерлинга, С. Ноаковского. За алтарем церкви похоронены видные представители духовенства Польской Православной Церкви, в их числе митрополиты Варшавские: Дионисий, Тимофей, Стефан, Василий. Справа у входа на кладбище — могила ста детей Вольского православного приюта св. Иоанна, убитых гитлеровцами 5 августа 1944, во время варшавского восстания, когда погибли также настоятель храма архим. Феофан (Протасевич) и прот. Антоний Калишевич с семьей. На Воле можно увидеть также мемориальную доску с именами убиенных во Вторую мировую войну мирян и священнослужителей. Сейчас кладбище занимает площадь около 18 гектаров. В его северо-западную часть в 1965–1966 перенесли несколько надгробий староверов с упраздненного старообрядческого кладбища на Праге (Каменке). Есть отдельные участки украинских солдат и офицеров, грузин и армян, цыган, а также рабочих, погибших при возведении Дворца науки и культуры в Варшаве. Северный участок кладбища за оборонительным валом в 1970 был отдан католикам. В 1965 кладбище объявлено историческим памятником и взято под охрану государства. Это единственный православный некрополь Варшавы, если не считать устроенного в 1912 военного кладбища, от которого остались лишь две русские могилы. Настоятелем церкви св. Иоанна с 1973 служит прот. Анатолий Шидловский. При нем в 1977–1978 произведены ремонт и расширение нижнего храма и хоров верхней церкви. В 1983 к востоку от кладбища построен новый приходской дом (арх. Ю. Амброзевич) с канцелярией и залом для собраний. В 1973–1980 верхний храм был расписан фресками и украшен витражами по проекту проф. Адама Сталены-Добжанского; росписи — в нижнем исполнил известный художник проф. Ежи Новосельский из Кракова. В память Тысячелетия Крещения Руси была возведена новая колокольня по проекту М. и В. Сандовичей.

http://sobory.ru/article/?object=21437