В высшей степени замечательна способность сомнамбул узнавать будущее течение их болезней. Уже Гиппократ сказал, что бывают сновидения, предсказывающие телесные болезни. Как бы ни сомневался скептик в существовании у сновидцев такой способности, а она вполне констатирована громадным числом врачей. Здесь можно ограничиться ссылкой на мнение медицинского факультета Парижской академии. Доктор Дельпи сообщает, что одна эпилептическая особа в припадке своей болезни предсказала минуту своего выздоровления 512 . Бертран в своём «Traité du somnambulisme» насчитывает более шестидесяти опасных припадков конвульсий, предусмотренных сомнамбулами и определённых ими как относительно времени наступления, так и относительно продолжительности. Тот же врач сообщает об одной сомнамбуле, которая во время своего сна объявила о наступлении через 14 дней 43-часового горячечного бреда, что совершенно было забыто ею по пробуждении 513 . Сомнамбула д-ра Бендсона в точности определила время освобождения своего от глисты и даже длину последней 514 . Сомнамбулы предвидят иногда наступление своей смерти, хотя ничего не знают об этом по пробуждению. Соваж говорит о четырёх пациентах своих, предсказавших правильно день и час своей смерти, и об одном шестидесятилетнем старике, предсказавшем месяц своей смерти и умершем от лихорадки 515 . Впрочем, предсказания смерти своей даже такими сомнамбулами, на которых можно положиться во всём остальном, бывают по большей части ошибочны. Делёз отказывается от объяснения этого явления и говорит, что оно относится к числу самых загадочных явлений сомнамбулизма. Но, кажется, что дело объяснится само собой, если принять во внимание, что сомнамбулы, как и все вообще сновидцы, не рефлективно узнают своё будущее, но созерцают всё в образах. Если, теперь, пред ними является картина очень опасного кризиса или глубокого обморока, то, вследствие величайшего сходства своего с картиной кончины, даже смерти, она и может быть ими за неё принята. Сам Делёз наводит на такое объяснение ложности этих предсказаний сомнамбулов своим признанием принимаемых сомнамбулами за смерть кризисов всегда очень страшными и опасными 516 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1361 Евреи, покидая Египет, заимствовали или, лучше, выпросили, как показывает оригинальный текст, Исх.12:35–36 , у египтян несколько драгоценностей и одежд, потому что эти драгоценные вещи всего легче было взять с собою. Они были даны им по повелению Божию, под влиянием страха, причиненного второю казнью; это было лишь частичное вознаграждение за те значительные недвижимые имущества, которые они, уходя, оставляли в руках египтян. 1362 Неверующие наших дней старались лишить переход чрез Черное море его чудесного характера, предполагая, что этот переход имел место в конце залива, где легко было перейти в брод, и что израильтяне воспользовались морским отливом, между тем как их враги внезапно были захвачены высоким и сильным приливом и таким образом поглощены. Это изъяснение неудобоприемлемо. Продолжительность низкого прилива не была столь продолжительна, чтобы масса, считавшая до 2 миллионов лиц, могла перейти море. Непонятно также, каким образом египтяне, которые должны были предвидеть морской прилив, позволили себе войти в море в такой момент. Это изъяснение, кроме того, прямо противоречит библейскому тексту. Библия говорит, что „пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною no правую и no левую сторону“. Ни один факт не представляется в священных книгах с более очевидным чудесным характером. Позднейшие писатели ( Нав.4:22–25 ; Прем.19:7 ; Ис.43:16–17; 51:10 и т. п.) постоянно возвращаются к нему и прославляют его, как одно из величайших чудес Господа. Пр, пер. 1363 1Kop.10:2. – Роллен (Rollin), в знаменитом отрывке своего Traité des études, t, II, p. 138 sq., показывает литературные красоты Моисеевой песни. Этот труд воспроизведен целиком у аббата Drioux, Cours de littérature, style, composition et poitique изд. 1851, p. 404 sq. – О выходе из Египта и переходе чрез Чермное море см. La et les découvertes modernes, 6 ed., t. II, p. 350–439. [Ha русском языке см. о том же в специальных трудах: М. Савваитского „Исход израильтян из Египта“, С.-Петербург, 1889, проф. В. И. Протопопова „Переход евреев чрез Чермное море. История его и религиозное значение по книгам Ветхого и Нового Завета, по святоотеческим толкованиям и по церковным песнопениям“, Казань, 1895. Пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Мнения расходятся, когда речь идёт об определении её продолжительности. Предложенные решения можно вкратце изложить трояко. Согласно первому из них, для недействительности брака достаточно того, чтобы названная неспособность существовала при заключении брака, даже если она излечима в дальнейшем. Согласно второму утверждению проводится различие между постоянной неспособностью взять на себя супружеские обязанности и неспособностью взять на себя постоянные супружеские обязанности. Именно эта неспособность препятствует заключению действительного брака, а не другая. Согласно третьему утверждению, в котором упоминается препятствие импотенции, требуется, чтобы постоянной была сама неспособность брать на себя существенные обязанности брака, из-за чего они никогда не будут исполнены. Действительно, если бы указанная неспособность была временной, то можно было бы говорить о простой трудности, а не о коренной невозможности 42 . Описанные случаи прямо рассматриваются в кан. 1095 нового канонического законодательства. Однако уже в течение некоторого времени, особенно за последние годы, они были рассмотрены и разрешены церковной юриспруденцией, которая в своих решениях учла, как отмечал Павел VI 43 , «успешные результаты, достигнутые юридическими, биологическими, психологическими и социальными науками, благодаря которым брак был лучше познан и глубже рассмотрен в его истинной природе общности любви». Уже Пий XII одобрял использование подобных результатов, «поскольку церковная юриспруденция не может и не должна пренебрегать подлинным прогрессом наук, которые затрагивают моральную и юридическую сферу; она не может считать допустимым и подобающим отвергать их только за их новизну». Ими необходимо воспользоваться, поскольку они помогают более совершенно постичь весь внутренний процесс человеческого акта согласия. Но, в то же самое время Папа предупреждал: «Однако необходимо тщательно, со всей проницательностью изучать и взвешивать, идёт ли речь об истинной науке, которая достаточным числом экспериментов и доказательств вселяет в нас уверенность, или же всего лишь о неясных гипотезах и теориях, не подкрепляемых позитивными и надёжными доводами; в этом случае они не становятся основой уверенного суждения, которое исключает всякое осторожное сомнение» 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Точное соотнесение этих сведений с информацией, предоставляемой ассирийскими, вавилонскими и иными небиблейскими источниками, задача весьма нелегкая, поскольку информация о продолжительности правления царей отнюдь не предполагает возможности вычислить, в какие именно годы они правили. Но, тем не менее, наиболее важные события можно датировать со значительной степенью достоверности: 970 г. до Р.Х. конец царствования Давида 970–930 гг. до Р.Х. царствование Соломона 930 г. до Р.Х. разделение царства 722 г. до Р.Х. падение Израиля 586 г. до Р.Х. падение Иудеи Название Повествование Третьей и Четвертой книг царств охватывает почти четырехсотлетний отрезок израильской истории от последних дней царствования Давида (ок. 970 г. до Р.Х.) до вавилонского пленения (ок. 586 г. до Р.Х.). Эти две книги непосредственно примыкают к целой группе других библейских книг, в совокупности своей традиционно называвшихся «Ранними пророками», а позднее получивших наименование «История Второзакония». В названную группу, помимо Третьей и Четвертой книг царств, входят Книга Иисуса Навина, Книга судей, Первая и Вторая книги царств. Изначально Третья и Четвертая книги царств, подобно Первой и Второй книгам царств и двум книгам Паралипоменон, представляли собой одну книгу. Однако в греческом переводе ВЗ (Септуагинте), в Вульгате и в большинстве других переводов эта цельная книга разделена на две. Такое разделение явно искусственно, не обоснованно логикой повествования. По этой причине в двух разных книгах оказались рассказы об Охозии (22,51–53) и Иосафате (22,41–50; 4Цар. 3,1–27 ), а также повествование о пророческом служении Илии (гл. 17–19; 4 Цар., гл. 1; 2). Содержание I. Царствование Соломона (1,1 11,43) А. Соломон утвержден преемником Давида (гл. 1–4) 1 . Восшествие Соломона на престол (1,1 2,11) 2 . Соломон укрепляет свою власть (2,12–46) 3 . Дар мудрости (3,1–15) 4 . Образцы мудрости Соломона (3,16 4,34) Б. Важнейшие достижения в период царствования Соломона (гл. 5–10) 1 . Приготовления к построению храма (5,1–18)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Шримад Бхагаватам " ( песнь 1, ч. 1, 2) Глава 3, комментарий к тексту 43: «Люди Кали-юги – рафинированные животные». Глава 4, комментарии к текстам 16 и 17–18: «Люди века Кали... в своем невежестве... не способны понять, в чем заключается истинная ценность жизни... В этот век продолжительность жизни материального тела большинства людей сильно сокращается, а память слабеет». Глава 4, комментарий к тексту 24: «Большинство людей этого века, находящихся под влиянием гун страсти и невежества и не отличающихся особым интеллектом...». Глава 8, комментарий к тексту 5: «Вся эта система, в противовес цивилизации рафинированных кошек и собак, основана на принципах, ведущих общество к процветанию». Глава 9, комментарий к тексту 26: «Особо подчеркивается, что шудра не должен накапливать деньги. Как только у шудры появляются деньги, он тут же неправильно использует их на греховную деятельность: вино, секс и азартные игры. Вино, секс и азартные игры указывают на то, что население деградировало до уровня более низкого, чем уровень шудр. Высшие касты всегда должны заботиться о шудрах и обеспечивать их своей поношенной одеждой». Глава 9, комментарий к тексту 49: «Большая часть людей, особенно в этот век Кали, рождаются шудрами. Как правило, они неудачливы, имеют низкое происхождение, плохое воспитание, и у них дурное общение. Они не знают высшей совершенной цели жизни. Поэтому голоса таких безответственных избирателей не представляют ценности». Глава 4, комментарий к тексту 3: «... людей с низким интеллектом: женщин, шудр и падших представителей семей дважды рожденных». Глава 11, комментарий к тексту 34: «Нежелательные правители, кичащиеся своей мнимой властью и военной силой, сражаются между собой из- за идеологических разногласий... Все они – совершенные глупцы: они – низшие среди человеческих видов жизни; они напрочь лишены знания, хотя кажутся академически образованными. Все они обладают демоническим складом ума... Те, кто очень материалистичен и жаждет материальной силы и власти, несомненно, первейшие глупцы... Они – низшие из людей».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Ответ на возражение 7. Как сказано [в «Физике " ], «до» и «после» принадлежат времени постольку, поскольку они существуют в движении 43 . Следовательно, начало и конец [самого] времени также должно полагать как существующие в движении. Затем, в случае представления о вечности движения необходимо, чтобы в любой момент движения присутствовали начало и конец движения, тогда как в случае представления о том, что у движения было начало, такой необходимости нет. То же самое относится и к «теперь» времени. Ведь понятно, что идея о моменте «теперь» как о начале и конце времени вместе предполагает вечность времени и движения. И потому Аристотель и выдвигает это соображение против тех, которые утверждали вечность времени и отрицали вечность движения 44 . Ответ на возражение 8. Бог предшествует миру предшествованием продолжительности. Но слово «предшествование» в данном случае говорит не о предшествовании времени, а [о предшествовании] вечности. Или еще можно сказать, что оно говорит о вечности некоего мнимого, а не реально существующего времени; ведь говорим же мы, что выше небес нет ничего, притом что слово «выше» указывает на мнимое место, поскольку вполне можно вообразить размеры, превышающие размеры тела небес. Ответ на возражение 9. Как следствие вытекает из причины, действующей природным образом, согласно модусу ее формы, так же точно оно вытекает из волящего действователя согласно форме, предпосланной и определенной действователем, что явствует из вышесказанного ( 19, 4; 41, 2). Поэтому, хотя Бог от вечности и был достаточной причиной мира, не должно говорить, что мир был сотворен Им как-то иначе, кроме как будучи предопределенным Его волей, т. е. что он начал быть после того, как его не было, дабы очевиднее явить своего Творца. Ответ на возражение 10. При наличии действия, следствие проистекает согласно потребности формы, которая является принципом действия. Но в действователях, действующих волеизъявительно, в качестве формы как принципа действия выступает то, что замышлено и предопределено. Поэтому из вечного действия Бога отнюдь не обязательно проистекает вечное следствие, но – такое следствие, какое пожелал Бог, а именно: которое имеет бытие после небытия. Раздел 2. Является ли начало мира догматом веры?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Для мусульманина убийство и смерть являются проявлением великой религиозности, превращая его либо в воина Аллаха – одного из моджахедов, либо в мученика, если его убьют. В случае гибели ему обещан мгновенный рай, без ожидания Судного Дня, как это приходится делать простым смертным. Быть убитым в войне с неверными является вернейшим пропуском для быстрого прохода в рай, а рай для мусульманского воина был поистине раем! Прежде всего, это место бесконечной сексуальной активности. С момента прибытия, павшему воину предоставляются семьдесят две гурии с широко раскрытыми глазами для его услаждения, лежащие на обтянутых шелком диванах, все прекрасные, как рубины, великолепные, как кораллы, с возобновляемой девственностью и с цветом лица подобного бриллиантам и жемчугам. «Там они будут наслаждаться, лежа на зеленых подушках и красивых коврах, 43 » – говорится в коране. Те, кто любит верховую езду, «получат рубинового коня с двумя крыльями», который понесет всадника туда, куда он пожелает. Эротика, похоже, особенно волновала этих выносливых воинов пустыни. В мусульманском раю оргазмы длятся по тысячи лет и усиливаются в сто раз, «чтобы сделать его обладателя достойным своего счастья», – объясняет британский историк Эдвард Гиббон. Другая книга милосердно сокращает продолжительность счастья до более приемлемых двадцати четырех лет. В коране не указано, как мусульманка проводит свое время в этом мужском раю, где доминируют мужчины. Всем в Раю меньше тридцати. Ни младенцы, ни старики туда не допускаются; сначала они должны изменить свой возраст, и, конечно, в этот рай попадают только мусульмане. Пророки, как и мученики, занимают своё, совершенно определённое место в раю. Авраам, Енох, Моисей, Иосиф и Иисус, считающиеся пророками в мусульманской теологии, находятся именно там. Более того, Мухаммед встретил их, когда посетил Небеса в знаменитом ночном путешествии, которое предпринял на двенадцатом году своей миссии, после того как ангел Джибрил разрезал его от груди до пупка, чтобы вынуть его сердце и омыть его в местной воде из колодца Зам-Зам.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

674 О хронологии см.: Dölger F. Die Chronologie des groBen Feldzuges des Kaisers Johannes Tzimiskes gegen die Russen//BZ 32 (1932). S. 275–292. Иначе у Д. Анастасиевича (Лев Диакон о годе отвоевания Цимисхием Болгарии от русских//SK 3 (1929). Р. 1–4; Die Zahl der Araberzüge des Tzimiskes//BZ 30 (1929–1930). S. 400–405 и Chronologische Angaben des Skylitzes über den Russenzug des Tzimiskes//BZ 31 (1931). S. 328–333; Les indications chronologiques de Yahya relatives à la guerre de Tzimisces contre les Russes//Mélanges Diehl, I. Paris, 1930. P. 1–5; La chronologie de la guerre russe de Tzimisces//Byz 6 (1931). P. 328–333), который пытался доказать тезис о том, что война против Святослава продлилась не три месяца, а три года (до 974 г.). См., однако, Грегуара ( Grégoire Н. La dernière campagne de Jean Tzimiskès contre les Russes//Byz 12 (1937). P. 267–276), который, как и Дёльгер, передвигает поход на время с апреля по июль 971 г., а также Dölger F. в BZ 38 (1938). S. 232–234. Ср. тж.: Карышковский П.О. О хронологии русско-византийской войны при Святославе//ВВ 5 (1952). С. 127–138. 675 Текст капитуляции Святослава сохранился в русской летописи: ПСРЛ. Т. 1. С. 72–73. Он датирован июлем 14 индикта 6497 года, т.е. июлем 971 г. Уже этот факт, на который в полемике между Дёльгером и Анастасиевичем (ср. предыдущее примечание) не было обращено внимания, недвусмысленно отвечает на вопрос о продолжительности войны со Святославом. 676 То, что Феофано на была дочерью Романа II, как это старался доказать К. Улирц ( Uhlirz К. Über die Herkunft der Theophanu, Gemahlin Kaisers Otto II//BZ 4 (1895). S. 466–477), но, скорее, как это предполагал уже Мольтманн ( Moltmann J. Theophano, die Gemahlin Ottos II. Diss. Gottingen, 1878), была родственницей Иоанна Цимисхия, доказал посредством убедительных аргументов Шрамм ( Schramm P.E. Kaiser, Basileus und Papst in der Zeit der Ottonen//Historische Zeitschrift 129 (1924). S. 424–475). С учетом новых попыток иной идентификации, предпринятых Морицем ( Moritz H. Die Herkunft der Theophano, der Gemahlin des Kaisers Otto II//BZ 39 (1939–40). S. 387–392: дочь Константина VII) и Матильдой Улирц ( Uhlirz M. Studien über Theophano//Deutsches Archiv fur Geschichte des Mittelalters 6(1943). S. 442 ff.: дочь Стефана Лакапина), Дёльгер ( Dölger F. Wer war Theophano?//Historisches Jahrbuch 62/9 (1949). S. 546 ff.) вновь поднял этот вопрос, чтобы показать невозможность таких идентификаций и поставить вне сомнения правильность тезиса Мольтманна и Шрамма. Ср. тж. добавление в BZ 43 (1950). S. 338–339. – Васильев ( Vasiliev А.А. Hugh Capet of France and Byzantium//DOP 6 (1951). P. 227–251) безосновательно пытался вновь оживить старый тезис, согласно которому Феофано была дочерью Романа II. См. мою заметку: BZ 46 (1953). S. 156.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый доклад ЕРБ ВОЗ: смертность, связанная с употреблением алкоголя, снизилась в Российской Федерации благодаря строгим мерам контроля над алкогольной продукцией Источник: Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения      Согласно новому докладу ВОЗ, снижение употребления алкоголя повлекло за собой значительное увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации. Это стало результатом целого комплекса мер по контролю над алкогольной продукцией, реализуемых государством с 2003 г. Согласно данным, представленным в докладе Alcohol Policy Impact Case Study: The effects of alcohol control measures on mortality and life expectancy in the Russian Federation [ Тематическое исследование: влияние мер по контролю над алкогольной продукцией на статистику смертности и ожидаемую продолжительность жизни в Российской Федерации ], общее употребление алкоголя на душу населения с 2003 г. непрерывно уменьшается и к 2016 г. снизилось на 43%: зарегистрированное употребление сократилось на 40%, незарегистрированное употребление – т. е. употребление алкоголя, производимого и продаваемого вне рамок государственного контроля, – на 48%. Отражением этой тенденции стало сокращение смертности от всех причин за период с 2003 по 2018 г., которое составило 39% у мужчин и 36% у женщин, при этом наиболее значительно снизилось число смертей, связанных с употреблением алкоголя. Благодаря этому, в 2018 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни достигла в Российской Федерации исторического максимума: почти 68 лет для мужчин и 78 лет для женщин. «Значительное сокращение употребления изготовленных кустарными методами, контрабандных или незаконно произведенных алкогольных напитков в Российской Федерации объясняется введением в действие основанной на фактических данных государственной политики контроля над алкогольной продукцией. Полученные результаты показывают, что такие меры, как внедрение системы мониторинга, повышение цен и ограничение доступности алкоголя, позволяют спасти человеческие жизни и сократить затраты в сфере здравоохранения. Я надеюсь, что другие страны Европы будут придерживаться аналогичных стратегий в сфере охраны здоровья своих граждан», – отметила Carina Ferreira-Borges, руководитель программы «Алкоголь и запрещенные наркотики» Европейского регионального бюро ВОЗ.

http://pravoslavie.ru/124307.html

Откровение изображает вечность Бога co всею раздельностью. Аз есмь Сый, говорит ο Себе Сам Бог. Внутренняя зависимость вечности Божией от Его неизменяемости ясно выражена в вышеприведенных словах Псалмопевца: в началех Ты, Господи, основал еси землю… Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Ο степени продолжительности бытия Божия, приспособительно к нашим обозначениям времени, оно представляет свидетельствующим Самого Бога: Аз есмь первый, и Аз есмь в век (Ис 48, 12; сн. 41, 4; 44, 6). Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец (Апок 1, 8). Аз есмь первый и последний (— 17 ст.). Прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет (Ис 43, 10). Мысль этих изречений та, что человек, куда бы ни простирался своим умом при измерениях времени — к началу или концу, он везде встречает Бога, Который, следовательно, выше самых больших измерений времени: прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, от века и до века Ты еси (Пс 89, 2). Самый образ вечного бытия Божия Писание представляет отличным от образа бытия конечного и возвышенным над существующими у нас измерениями времени. Псалмопевец говорит ο Нем: тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний (Пс 89, 5), a ап. Петр, повторивши эти слова, прибавляет, что и един день перед Господем, яко тысяща лет (2 Пет 3, 8).   4. Неизмеримость и вездеприсутствие. — Находясь выше условий времени, Бог неограничен и никакими пределами пространства, — Он неизмерим и вездесущ. Подобно времени, пространство не есть что-либо существующее независимо от вещей, а есть также форма существования конечных вещей, так как им свойственны пространственные определения и отношения. Определенная протяжимость (длина, ширина, высота, глубина) вещей конечных происходит от недостатка в них самобытности и зависимости их по бытию от внешних условий, полагающих пространственные пределы или границы их бытия. Но Бог, как существо самобытное и независимое ни в чем и ни от чего стороннего или внешнего, не может быть ничем со вне стесняем или ограждаем, ничем исключаем или заключаем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010