Сифилис в 1889 г. был зарегистрирован 246 раз, с 5 смертями. Всё это, как сказано в отчете, были старые сифилитики, со вторичными и третичными формами. Сифилитики, которых мне приходилось видеть, производили жалкое впечатление; эти запущенные, застарелые случаи указывали на полное отсутствие санитарного надзора, который, в сущности, при малочисленности ссыльного населения, мог бы быть идеальным. Так, в Рыковском я видел еврея с сифилитической чахоткой; он давно не лечился, разрушался мало-помалу, и семья нетерпеливо ожидала его смерти, – и это в какой-нибудь полуверсте от больницы! В метрических книгах смерть от сифилиса упоминается 13 раз. Больных цингою было зарегистрировано в 1889 г. 271, умерло 6. В метрических книгах смерть от цинги показана 19 раз. Лет 20–25 назад эта болезнь встречалась на острове несравненно чаще, чем в последнее десятилетие, и от нее погибало много солдат и арестантов. Некоторые старые корреспонденты, стоявшие за учреждение ссыльной колонии на острове, совершенно отрицали цингу и в то же время восхваляли черемшу как превосходное средство от цинги и писали, что население заготовляло на зиму сотни пудов этого средства. Цинга, свирепствовавшая на Татарском берегу, едва ли стала бы щадить Сахалин, где условия жизни в постах были нисколько не лучше. В настоящее время чаще всего эту болезнь привозят с собой арестанты на пароходах Добровольного флота. Это удостоверяет и медицинский отчет. Окружной начальник и тюремный врач в Александровске говорили мне, что 2го мая 1890 г. на «Петербурге» прибыло 500 арестантов, и из них не менее ста болели цингою; 51 были положены врачом в лазарет и околоток. Один из этих цинготных, полтавский хохол, которого я еще застал в лазарете, говорил мне, что заболел он цингою в харьковском централе. Из общих расстройств питания, кроме цинги, я упомяну еще о маразме, от которого на Сахалине умирают далеко не старые люди, принадлежащие к рабочим возрастам. Один показан умершим 27, другой 30, остальные 35, 43, 46, 47, 48… лет. И едва ли это описка фельдшера или священника, так как «старческий маразм», как причина смерти у людей не старых и не достигших 60 лет, упоминается в метрических книгах 45 раз. Средняя продолжительность жизни русского ссыльного еще неизвестна, но если судить на глаз, то сахалинцы рано старятся и дряхлеют, и каторжный или поселенец 40 лет большею частью выглядит уже стариком.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

10 Важнейшие положения, высказанные Сергеевичем в сочинении «Вече и князь» (цит. по изд. 1867 года), сводятся к следующему: 1) Вече не создано князем; оно составляло первоначальную форму быта (стр. 1); 2) по свидетельству летописца (Суздальского), втор. полов. XII в., во всех волостях (областях) тогдашней России существовал старинный обычай сходится на вече, как на думу (стр. 19); вечевой быт был явлением необходимым в древней Руси, а потому и всеобщим (стр. 20); 3) участие в вечевых собраниях понималось в древней Руси, как право, которое принадлежало всем свободным (стр. 41); 4) при жизни отцов дети не участвовали в народных собраниях (стр. 43); 5) вече – есть форма непосредственного участия народа в общественных делах, а не чрез представителей (стр. 57); 6) для обязательности решения веча необходимо было подавляющее большинство (стр. 58). О порядке созвания веча, месте его, продолжительности, порядке совещаний, предмете ведомства, см. стр. 51–85 (по изданию 1893 г., юрид. древ., II). Костомаровым (Ист. моногр. т. XII, 23) высказано: «вече существовали в незапамятные времена; варяжские князья не уничтожили этого коренного признака славяно-русской жизни, да и не могли, и не старались его уничтожить в ту эпоху, когда власть княжеская ограничивалась собиранием дани»; о сельских вечах см. стр. 31. Типично выразилась народная воля при избрании на Киевский стол Владимира Мономаха , а также затем в 1146 г. при избрании Ростислава. Граждане прямо высказались, что не желают переходить от одного князя к другому в виде наследства в частном быту. О вечевом помосте см. Забелина, Ист. русс. жизни, II, 403. Об участии народа в государственных договорах см. договоры Олега и Игоря с греками. 11 Древняя Россия не знала сословий; это явление царской эпохи нашей истории; только первые зародыши его относятся к концу княжеского периода; Сергеевич, Вече и князь, 31; см. согласное мнение Костомарова, Ист. моногр. т. XII, 56. 12 Пришлая власть не изменила древних народных обычаев и быта, не приносила с собой ничего существенно нового, и народы, при благоприятных условиях, могли впоследствии развиваться на собственных началах; «земли (области, отдельные княжеские) оставались со своим самоуправлением; варяжские князья, владея славянскими народами, не требовали от них существенных изменений быта», Костомаров, Ист. моногр т. XII, стр. 11. См. мнение Беляева, Крест. на Руси, стр. 20, 21. О неприкосновенности жилищ см. ст. 58 Троиц. и 16 Академ. списков Русской Правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Оба они вели борьбу с Селевком Никатором и Птоломеем Лагом и одно время владели Палестиной (XI:22). Следующие 4 обозначают Илиодора, отравившего Селевка Филопатора с целью овладеть престолом, Димитрия Сотера, изображаемого кроме того под символом правой головы, и двух сыновей Птоломея Епифана, Птоломея VI Филометора (180–146) и Птоломея VII Фискона (146–117). Антиох Епифан, воспользовавшись малолетством своих племянников, захватил Египет и отнял у него возможность соперничества (XI:24–31). За двумя последними придаточными крыльями скрываются: самозванец Александр Балас (150–145), выдававший себя за сына Антиоха Епифана, и Димитрий II Никатор (145–144). При них Сирия потеряла прежнее значение, и в 143 году Иудея получила независимость. Вождем народа был признан первосвященник Симон, представленный в видении в виде льва, а также помазанника. Толкование Шаврова захватывает две монархии, тогда как видение говорит об одной (XI:39–40; XII:11). Вследствие этого Шавров вынужден допустить одновременное правление двух царей, сирийского и египетского, между тем как книга Ездры говорит, что 12 Царей будут править по одному (XI:8; XII:14). Подробности, сообщаемые в книге Ездры о продолжительности правления второго большого крыла (XI:16), оставляются Шавровым без внимания. В самом деле Птоломей Лаг царствовал далеко не в два раза больше, чем Селевк Никатор. Съедение среднею головой пятого и шестого придаточных крыльев Шавров понимает лишь в аллегорическом смысле. Симон Праведный далеко не играл той крупной роли, которая приписывается в видении Мессии. Об окончательной гибели сирийской и египетской монархии в его время не могло быть и речи. Гильгенфельд (Judische Apokalyptik, 217–221; Esra und Daniel, 43–57; Messias Judaeorum. 85–95) признает, что под четвертой Данииловой монархией может разуметься только греко-македонское владычество. Оно окончилось в половине I века до Р. X., когда Египет и Сирия были завоеваны Римом. В этом усматривали признак будущего конца. В виде трех голов изображены члены второго триумвирата.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Почти половина мужчин в России не доживает до 65 лет Москва, 6 октября 2017 года. Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина      В России самый высокий в Европе процент смертности среди мужчин в возрасте до 65 лет. Об этом со ссылкой на данные Всемирного банка сообщило РИА Новости . Согласно исследованию, в России этот показатель составляет 43%, на Украине и в Белоруссии он чуть ниже — 40%, на четвертом месте — Молдавия с 37%, на пятом — Литва с 36%. Также в дюжину стран с самыми высокими показателями мужской смертности попали Грузия, Азербайджан, Болгария, Венгрия, Румыния, Армения и Эстония. Наименьший уровень мужской смертности зафиксирован в Исландии и Швейцарии: на уровне 10%. Долгой продолжительностью жизни также могут похвастаться Швеция, Италия, Нидерланды, Мальта и Норвегия, где число мужчин, не доживающих до 65 лет, не превышает 11%. По продолжительности жизни лидируют Исландия, Кипр, Испания, Великобритания и Люксембург. Данные Всемирного банка основаны на исследовании численности населения ООН 2017 года, которое базируется на официальной статистике стран за 2015 год и собственной аналитике ООН. Оно публикуется раз в два года и в следующий раз будет обнародовано в 2019 году. Профессор РАНХиГС Михаил Колонтай считает, что ситуация с мужской смертностью в России, на Украине и в Белоруссии отчасти объясняется ситуацией 90-х годов прошлого века. «Страны вышли из советской экономики, пережили тяжелые девяностые годы, и понятно, что уровень жизни мужского населения оказался гораздо ниже, чем в странах Европы, в той же Исландии, например, или в Швейцарии, где показатели — 10 и 11 процентов соответственно», — сказал эксперт. Он отметил, что на продолжительность жизни мужчин влияют несколько факторов: «ВВП, у нас он не такой высокий на душу населения, также важны достаток, доступ к материальным благам, которые обеспечивают поддержание здоровья человека, второй фактор — это развитие медицины». «Нельзя сказать, что у нас медицина — лучшая в Европе». В качестве третьего фактора, влияющего на низкую продолжительность жизни мужчин в России, эксперт назвал культуру потребления и отношения к спорту, к заботе о своем здоровье. По его мнению, в России культура потребления продуктов питания и напитков хромает. «К сожалению, у нас недостаточный контроль за качеством продуктов питания, качеством воды и напитков, а также за экологией. Как известно, смертность мужчин во многом определяется употреблением спиртных напитков», — объяснил эксперт показатели России.

http://pravoslavie.ru/106927.html

Не по виду лишь притворяйтесь кающимися, а покажите плоды покаяния «пред очима Моима», которые испытывают тайники сердца. 4. Но и очистившись от грехов, мы должны иметь эти самые грехи перед своими глазами. И если Бог по Своему милосердию простит тебе грех, ты имей его перед глазами ради безопасности своей души, потому что память о прежних грехах предохраняет от будущих, и кто сокрушается о прежних, тот остерегается от их повторения. Потому-то и Давид говорит: «и грех мой предо мною есть выну» ( Пс.50:5 ), чтобы, имея перед глазами прежние грехи, не впасть в будущие. А что Бог требует от нас такого памятования, послушай, как Сам Он говорит: «Аз есмь заглаждаяй... грехи твоя, и не помяну. Ты же помяни, и да судимся, – говорит Господь, – глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» ( Ис.43:25–26 ). Бог не требует для покаяния продолжительного срока: сказал твой грех – и ты оправдан, покаялся – и помилован; не время оправдывает, а усердие кающегося уничтожает грех. Может случиться, что и трудившийся много времени не достигнет спасения, и в короткое время искренно покаявшийся освободиться от греха. Блаженный Самуил употребил много времени на молитву о Сауле и много ночей провел без сна, (молясь) о спасении согрешившего, но Бог, не взирая на время, потому что с молитвой пророка не соединилось покаяние согрешившего, говорит Своему пророку: «Доколе ты плачеши о Сауле, Аз же уничижих его» ( 1Цар.16:1 ). Слово: «доколе» означает продолжительность (молитвы) и настойчивость молившегося. И Бог пренебрег продолжительностью молитвы пророка, потому что с ходатайством праведника не соединилось покаяние царя. Напротив, блаженному Давиду, который, получив от святого пророка Нафана обличение греха, тотчас же вслед за угрозой обнаружил искреннее обращение и сказал: «согреших ко Господу» ( 2Цар.12:13 ), – одно это слово, в одно мгновение произнесенное от чистого сердца, тотчас же лишь только он покаялся, принесло всецелое спасение, потому что за этим словом последовало немедленное исправление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

п.); освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются в армейский запас на 15 лет преподаватели учебных заведений, содержимых правительством или уставы коих им утверждены; сроки действительной службы в армии по жребию сокращаются на степени полученного образования (от 4 лет в начальных училищах до 6 месяцев в высших учебных заведениях) с увеличением на соответствующее число лет срока состояния в запасе. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбывать воинскую повинность в армии без жребия, вольноопределяющимися, и соответственно полученному образованию они обязаны прослужить в действующих войсках 3 месяца, полгода или 2 года. Широкими льготами по образованию военная реформа весьма много способствовала распространению народного просвещения. Мысль закона 1874 г. в том и состоит, что по современным условиям войны только та армия может разсчитывать на боевой успех, в которой грамотными, развитыми и находчивыми солдатами командуют офицеры с основательным образованием не только специальным, но и общим. При действии устава 1874 г. европейская армия России по составу обученных людей не превышала в военное время 1,270,000 человек, когда Германия могла выставить армию в 3,734,000, а Австро-Венгрия в 1,821,000. Между тем являлись поводы опасаться вооруженного столкновения с ближайшими соседями на Западе. Чтобы увеличить боевые силы, не обременяя населения чрезмерно личной повинностью, а казны непосильными, расходами, правила 14 июня 1888 г., сократив действительную службу на один год, увеличили срок состояния в запасе на 3 года, так что продолжительност действительной и резервной службы с прибавкой к последней четвертого года, взятого у первой, возросла с 15 до 18 лет (как в Германии). Трехлетняя прибавка распостранена на льготных по образованию и на вольноопределяющихся. По тому же закону срок состояния в ополчении продолжен до 43-летнего возраста. С целью пополнить в армии состав офицерских чинов образованными людьми и побудить последних поступать в ряды войск добровольно, законом 1886 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Пока доказательств того, что вл. Варфоломей был католиком, нет. Тем не менее автор пишет: “как явствует из его собственных слов в последующих материалах допросов, … тайно перешел в католичество”. Действительно, это “признание” (“царица доказательств” в той системе терминологии, которую язык не поворачивается назвать юридической) есть только в протоколах допросов. Воздавая должное компетентности автора (не всякий публицист получает доступ к тайнам компетентных органов), заметим все же, что исповедующим Христа в духе и истине не следует, наверное, столь многое возлагать на истинность пыточных записей, — а именно таковыми были следственные материалы той поры. Крики пытаемых не принято записывать на магнитофон, чтобы затем спокойно прослушать. Считать, что единственное место, где христианин говорит “одну только правду” — это застенок, христианину вряд ли подобает. Историку же должно быть известно, что протоколы допросов могли фальсифицироваться, как и досье и другие документы. Очевидно, пресловутые архивы Лубянки, от которых наивные и не очень наивные люди ожидают истины в конечной инстанции, могут содержать немало поводов для дурных сенсаций, оспорить которые мало кто решится, — уж очень мы привыкли считать бесспорными “секретные” документы. А между тем это — не столько потаенная истина, сколько зубы дракона, посеянные для того, чтобы продолжало твориться зло; впрочем, это мифологическое сравнение может заменить притча об изгнанном нечистом духе, возвращающемся и приводящем еще более злобных (см. Мф 12:43–45). Следует отметить и то, что материалы допросов приводятся выборочно, и то, что в них отсутствуют данные о дате и продолжительности допроса (обязательно фиксируемые протоколом), и, наконец, то, что вовсе не приводятся данные о возбуждении дела, — а между тем по таким данным множеству людей стало известно, чей донос лег в основание их дела. Сам автор отмечает, что факт перехода владыки Варфоломея в католичество — факт странный, и свидетельства, источник которых несомненен, ему противоречат, — и тут же обращается к другим источникам (следует ли понимать, что более сомнительным?). Источники эти — переписка епископа Пия-Эжена Неве (как уже было сказано, Апостолического администратора в Москве), епископа Мишеля д’Эрбиньи, президента папской комиссии “Pro Russia”, и материалы следственного дела (об этом источнике лжи и смерти мы уже говорили). Существует также нечто удивительное: “две официальные грамоты”, но без номера протокола (?) и “полусекретные” — очевидно, что-то вроде закрытых писем ЦК; описание их стоит того, чтобы привести его полностью:

http://pravmir.ru/avtobiografiya-i-pisma...

Первые тогда воссияют, как солнце (см. Мф. 13:43 ), взыграют от радости, возликуют в восторге сердца, прославят немолчными песнями, пребудут с Владыкой, Которому они так хорошо послужили; такими явятся, во-первых, мученики за исповедничество, пролившие свою кровь, апостолы, пророки, преподобные и праведные, а после них те, кои пострадали духовно, – архиереи, иереи, монахи, миряне, все закончившие благо жизнь и показавшие доброе поведение. Другие же воскрежещут зубами, будут стенать, плакать, тужить и вопить: «Горе мне, горе!» – проклиная себя за безрассудство и не имея возможности когда-либо избавиться от этого; связанные, гонимые с побоями от суровых Ангелов, а еще более сами себя осуждая и обвиняя, они войдут (316) в те мучения, на кои они по заслугам осуждены бессрочно, ибо тамошнее осуждение не временное, а на веки веков: идут сии, сказано, в муку вечную, праведницы же в живот вечный ( Мф. 25:46 ). Греховные страсти сходны с дикими животными Теперь, взвесив все это в своем уме, а не потому только, что это ужасно (наше описание не дает полной картины, а лишь ничтожный намек на то, что будет), неужели мы будем нерадеть в своих работах и трудах, неужели обратимся понемногу вспять от добродетельного жития, заскучаем от продолжительности здешней жизни? Наоборот, не должны ли мы содрогнуться в сердцах, не должны ли мы подняться горячее огня, чтобы исполнить нужное раньше, чем придет день нашей смерти? Посему, братия мои, займемся этим, – кто этого не делает, тот совсем пойман страстями, храпит, спит, смежает очи, огрубел сердцем, поблажает сластям, любит споры, питает недоброжелательство, хвастает, ленится, уклоняется, смотрит вниз, как медведь, ища себе только что-нибудь поесть да попить, рыкая, как лев, когда потерпит неудачу в своих скверных замыслах, скачет, как пантера, строя всякие планы и выдумки насчет удовольствий, лукавит, подобно лисе, чтобы достигнуть желаемого, приходит в ярость, как верблюд, когда ему представляется случай отомстить своему ближнему, горячится, как конь, женонеистовствуя на одушевленные и неодушевленные предметы, бесстыдничает, как вол, чтобы погубить свою или чужую душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Yandell, D. (2003) Infinity and explanation, damnation and empiricism. In S. Wallace (ed.), The Existence of God, 131–140. Aidershot, Hampshire: Ashgate. Zhang, J., Zhang, X., and Liu, H. (2007) Holographic dark energy in a cyclic universe. European Physical Journal C 52, 693–699, preprint: Zhang, X. (2007a) Can black holes be torn up by phantom in cyclic cosmology?, preprint: http://arxiv. org/PS_cache/arxiv/pdf/0708/0708.1408vl.pdf. Zhang, X. (2007b) Comment on «Turnaround in Cyclic Cosmology» by Paul Frampton and Lauris Baum, preprint: http://arxiv.org/abs/0711.0667vl. 38 Эта типология в какой-то мере стала стандартной (Routledge Encyclopedia of Philosophy 1998, ср. Standford Encyclopedia of Philosophy 2004a). 39 По поводу истории этого аргумента см. Craig (1980), Wolfson (1966), Wolfson (1976), Davidson (1987) и Dales (1990). 40 Ввиду сбивающего с толку разнообразия сложных вопросов, поднимаемых космологическими аргументами, Г. Оппи предостерегает, что, еще до того, как взглянуть на них, мы должны сделать вывод, согласно которому такой простой аргумент, по всей видимости, не может обосновать свое заключение (Oppy 2006b, с. 173). Однако, чтобы ни говорил Оппи, сложность вопросов, связанных с оценкой истинности посылок аргумента, не требует, чтобы сам аргумент имел «десятки сложных посылок». Аргументы в поддержку двух основных посылок и ответы тем, кто их опровергает, могут разрастаться почти на манер фрактала. 41 Несмотря на взаимно однозначное соответствие, Больцано настаивал на том, что сочетающиеся таким образом две бесконечности, тем не менее, могли бы быть неэквивалентны. 43 Этот критерий допускает, что до первого эталонного события могут быть события более короткой продолжительности. Принимая в качества эталонного события более короткий интервал, их можно сделать произвольно короткими. 44 Людвиг Витгенштейн прекрасно выразил эту стратегию, когда в ответ на торжественное заявление Гильберта сделал колкое замечание: «Мне бы и в голову не пришло пытаться выгнать кого-то из этого рая. Я бы сделал кое-что совершенно другое: я бы попытался показать вам, что это не рай, – чтобы вы покинули его с вашего собственного согласия. Я бы сказал: «Добро пожаловать в него; просто осмотритесь вокруг»...» (Wittgenstein 1976, р. 103). Однако мы используем эту стратегию в интересах метафизического, а не математического финитизма. Оппи возражает, что такие головоломки показывают, самое большее, невозможность существования некоторых типов актуальных бесконечностей, но что этот вывод нельзя обобщать (Орру 2006b, р. 140). Эта попытка ослабить силу нелепостей встречается с двумя трудностями: а) кажется, будто в различных ситуациях ничто не является метафизически невозможным, не считая допущения актуальной бесконечности, и б) данные нелепости не привязаны к рассмотрению объектов особого типа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

Когда Диоклетиан овладел верховной властью, он, по словам Дж. Бейкера, «находился в самом расцвете своих жизненных сил; судя по портретам, это был ничем не примечательный человек с мелкими чертами лица, коротко подстриженными волосами и мягким взглядом. В повседневной жизни, – пишет Бейкер, – мы часто встречаемся с такими людьми – довольно упитанными бледными блондинами» (Бейкер Джордж. Константин Великий . Первый христианский император. М., 2004, с. 43). Следуя примеру Кара, Диоклетиан не утруждал сенат прось­бой о его утверждении императором. Достигнув верховной вла­сти, он решил переломить тенденцию, пагубную для государства и совсем уже печальную для самих императоров. За предшество­вавшие полстолетия «средняя продолжительность жизни импера­тора, (если не считать соправителей, узурпаторов и неудачливых претендентов на престол) составляла около двух лет» (Азимов, цит. изд., с. 220). Собственноручное совершенная им казнь Апера должна была произвести впечатление на офицеров и солдат, склонных к легко удававшимся мятежам, внушить им мысль о го­товности императора защищать свою жизнь, а значит, и свою власть самым брутальным образом и тем самым напомнить им о том, что император как народный трибун в соответствии с древ­ней правовой традицией Рима особа священная и неприкосно­венная, sacrosantus, хотя, впрочем, большинство воинов не осо­бенно чтили и даже, вероятно, плохо знали римские традиции и законы, имея, по большей части, варварское происхождение. Римляне и италики давно уже избегали воинской службы, препо­ручая ее поверхностно романизованным галлам и германцам, ил­лирийцам и фракийцам или совершенным варварам без римского гражданства, которое они как раз и добывали для себя службой. Параллельно с этим сдвигом, с превращением нации кресть­ян и воинов в нацию рантье и бездельных пролетариев, живущих засчет казны, падало политическое значение Рима. Центром вла­сти в империи стала преторская палатка императора, перемещав­шаяся из одной пограничной провинции в другую, а не сенатская курия, как это было в давние времена. И способный к смелым, но при этом продуманным, трезвым решениям Диоклетиан сделал имевший колоссальные исторические последствия вывод из сло­жившейся ситуации. Своей резиденцией он выбрал не столичный Рим, а незначительный город Вифинской провинции Никомидию, которую он украсил помпезными постройками; там рас­полагался его дворец, а также штаб вооруженных сил, в окрест­ностях города сосредоточены была значительная часть армии, откуда ее можно было оперативно перебрасывать в подкрепле­ние войскам, расквартированным на границе с Ираном и на Бал­канах, где лимес подвергался постоянной угрозе со стороны го­тов и сарматских племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010