Груз. язык не имеет родственных связей ни с индоевроп., ни с семит. языками, поэтому перед переводчиками стояла сложная задача, они не могли воспользоваться наработками родственных языковых сред. Древнейшее свидетельство о существовании груз. перевода Псалтири, Евангелия и Посланий ап. Павла встречается в «Мученичестве св. Шушаники» Иакова Цуртавского (V в.). С развитием богослужения, прежде всего в груз. мон-рях, в Иерусалиме усиливается необходимость создания груз. переводов Б. В греч. Типиконе св. Саввы ( 532) грузинам и сирийцам разрешается читать на богослужении Евангелие и Апостол на их родном языке. Наиболее ранними рукописными свидетелями груз. переводов Б. (V-VII вв.) являются фрагменты т. н. ханметных палимсестов (обнаруживающих написание фрикативного (  ) для субъектного глагольного суффикса 2 л., объектного косвенного суффикса 3 л. и сравнительной степени). В VIII в. на смену ханметности приходит явление хаэметности, т. е. использование в таких случаях придыхательного h ( hae). В ханметных палимпсестах встречаются фрагменты ветхозаветных (Бытия, Второзакония, пророка Иеремии, Притчей Соломоновых, 1-й книги Ездры) и новозаветных (значительные части Евангелий, небольшие фрагменты Посланий к Римлянам и к Галатам) книг. Груз. перевод Деяний св. апостолов. Рукопись 977 г. (Sinait. georg. 31). Fol. 54v. Деян 8. 24–29 Груз. перевод Деяний св. апостолов. Рукопись 977 г. (Sinait. georg. 31). Fol. 54v. Деян 8. 24–29 IX-X вв. датируются рукописи Четвероевангелия: Адишское (897), Опизское (913), Джручское (936), Пархальское (973), Синайское (977), Бертское (до 988), Тбетское (995). X в. датируются нек-рые списки Апостола: рукописи из мон-ря вмц. Екатерины на Синае - MS. Sinait. georg. 39, 974 г. (Деяния св. апостолов, кроме 1. 1-2. 17, и Послания ап. Павла) и MS Sinait. georg. 58, 31 и 60 (977). Древнейшая рукопись Откровения ап. Иоанна Богослова написана мон. Сабой в мон-ре Краним в Вифинии, датирована 978 г. Предметом предположений остается язык оригинала, с к-рого был сделан груз.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Сер. XVI в. Свт. Григорий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Юность Г. В. совпала с непродолжительным временем восстановления в Италии римско-визант. культурных традиций, в промежутке между отвоеванием Византией этой территории у готов и очередным нашествием варваров - лангобардов . Это позволило Г. В., с детства предназначенного к политической карьере, получить основательное образование, особенно в области права. Поступив на гос. службу, он ок. 573 г. стал одним из высших должностных лиц в Риме. Однако после смерти отца решил оставить политическую деятельность и принять монашество. Он основал 6 мон-рей в наследственных поместьях на Сицилии ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 5) и в 574/5 г. превратил свой дом в Риме, находившийся на склоне Целийского холма близ ц. мучеников Иоанна и Павла, в мон-рь во имя св. ап. Андрея Первозванного ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 6). Распродав оставшееся имущество, Г. В. раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь в Андреевском мон-ре простым монахом в посте, молитве, изучении Свящ. Писания и святоотеческих творений. Св. Сильвия поселилась в келье недалеко от основанного сыном мон-ря (Ibid. I 9). Строгая аскеза ухудшила физическое здоровье Г. В., остававшегося слабым всю последующую жизнь ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Beda. Hist. Angl. II 1). Вскоре Г. В. был призван к церковному и общественному служению: в 577/8 г. против его воли он был рукоположен, вероятно, папой Бенедиктом I ( Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 64-65) во диакона-регионария, а примерно через год преемником Бенедикта I папой Пелагием II был послан в качестве папского представителя, апокрисиария , в К-поль ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 25, 26) ко двору визант. имп. Тиверия I с целью заручиться военной поддержкой императора в борьбе римлян против опустошавших Италию лангобардов. В К-поле Г. В. приобрел большой опыт в гос. и церковно-адм. делах, продолжая вести, насколько было возможно, вместе с приехавшими с ним неск.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Н. Т.-М. Иконография Наиболее раннее изображение И. Г. относится ко 2-й пол. XII в.: это роспись костницы Петрицонского (Бачковского) мон-ря в совр. Юж. Болгарии, основанного в 1083 г. Григорием Пакурианом . Изображение И. Г. и преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев находится на зап. стене, под композицией «Успение Пресв. Богородицы» ( Bakalova etc. 2003. P. 74-77. Fig. 12. Color pl. 55). Во 2-м слое (XIII в.) росписи кафоликона во имя Пресв. Богородицы мон-ря Ахтала святой представлен в ряду изображенных фронтально и имеющих надписи груз. святых: св. Нины, преподобных Иоанна Зедазнийского, Шио Мгвимского, Евагрия Шиомгвимского, Евфимия и Георгия Святогорцев ( Амиранашвили. 1971. С. 243; Беридзе. 1974. С. 155). В тимпане росписи 1-й пол. XIV в. ц. во имя вмч. Георгия мон-ря Убиси И. Г. представлен в молении (орант) и облачен в мантию. Фреска имеет надпись, выполненную асомтаврули ( Бурчуладзе. 2006. С. 161-164. Ил. 62). И. Г. изображен на одном из крыльев (вероятно, правом) груз. многостворчатого складня XIV в., хранящегося в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. Погрудные фигуры святых написаны на золотом фоне в 3 ряда: в верхнем регистре помещены образы арх. Гавриила, апостолов Петра и Павла, в среднем - преподобных Антония Великого, Саввы Освященного и Максима Исповедника, внизу - прп. Петра Ивера, И. Г. (орант, в мантии и с непокрытой головой) и прп. Шио Мгвимского. Все изображения имеют надписи, выполненные асомтаврули, внизу подписано: «Светила грузинские», что относится ко всем 3 святым ( Бенешевич. 1925. Вып. 1. С. 43. Табл. 23; Mouriki. 1990. Р. 40). На всех упомянутых изображениях И. Г. представлен средовеком с небольшой округлой бородой, волосы коротко подстрижены возле ушей, на лбу - в виде полукруга с тонзурой. В росписи Ахталы у И. Г. рыжие волосы, в Убиси и на синайской иконе он седой. На одной из миниатюр из сборника богословских трудов и молитвословий (НЦРГ. А 910, нач. XVIII в.) представлены 4 фронтальные фигуры груз. святых: И. Г., преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев и св. Нины. Подписи выполнены груз. церковным шрифтом - хуцури. Левая рука И. Г. поднята у груди. Он, как и 2 др. преподобных, в монашеском одеянии. И. Г. представлен пожилым; с седыми, коротко подстриженными волосами, с высоким лбом и с длинной редкой бородой ( Жордания. 1902. Т. 2. С. 170-189; Схиртладзе. 2008. Ил. 8).

http://pravenc.ru/text/389215.html

Церковь Спасителя в Ани. 1036 г. Церковь Спасителя в Ани. 1036 г. Система живописного оформления храма, развивавшаяся в 1-й пол. X в., представлена ансамблями Ахтамара, Татева, Гндеванка. Во многом определяемая характером центричного купольного пространства, она близка визант., но в целом отличалась от нее, поскольку включала и элементы зап. системы росписи. В куполе и в верхних зонах интерьера помещались ветхозаветные, на стенах наоса - новозаветные сюжеты. В апсиде присутствовали изображения святителей. Арм. росписи сохранили один из наиболее ранних и полных циклов композиции «Страшного Суда» и первые в А. живописные изображения ктиторов (Капуткох, X-XI вв.). Рельефная скульптура X - 1-й пол. XI в. (Ахтамар, Карс, Бхено-Нораванк) включается в программу декорации храма, определяемую его посвящением. Так, в соборе св. Апостолов в Карсе, в аркатуре барабана, помещены рельефные изображения 12 апостолов. Рельефы по-прежнему играют активную роль на фасадах построек, где в широких горизонтальных полосах представлены отдельные персонажи, сюжетные и иногда геральдические композиции. Ярким образцом ктиторского изображения служит почти круглый рельеф на анийском храме Сурб Григор, 1001-1020 гг.,- статуя царя Гагика I, с макетом церкви в руках, высотой более 2 м. Скульптурные композиции создаются и в интерьерах, напр., в мон-ре Оромос 8 рельефных наклонных плит образуют центральный шатер со световым фонарем гавита ц. св. Иоанна (ок. 1038). На вост. грани представлена композиция, прославляющая Бога и Церковь: вверху Господь с предстоящими, во 2-м регистре - изображения первых патриархов Армянской Церкви. Пророки. Роспись апсиды ц. святых Петра и Павла мон-ря Татев. 930 г. Пророки. Роспись апсиды ц. святых Петра и Павла мон-ря Татев. 930 г. Резьба на хачкарах, как и фасадная скульптура храмов, тяготеет к крупным обобщающим формам, объемной трактовке, плиты с изображениями «процветших» крестов становятся элементами оформления фасадов и интерьеров (главная церковь Мармашена). В пределах исторических областей А. формируются местные архитектурные школы Сюника, Васпуракана, Ани-Ширака и Тайка и др. Известны имена выдающихся зодчих X-XI вв.- Мануэл (Ахтамар) и Трдат (Аргина, Ани, восстановление Софии К-польской).

http://pravenc.ru/text/76104.html

Все апостолы изображены с нимбами; подписи имен отсутствуют. И. и Орест облачены в светлые хитоны, молящиеся апостолы - в фелонях с омофорами. В визант. памятниках можно отметить последовательность размещения единоличных образов И. и сцен мучения. Так, в настенных минологиях 1-й вариант (полуфигура) встречается в цикле на нояб. (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318,- под 10 нояб.; ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376-1381,- под 11 нояб.), а 2-й (усекновение мечом) - в апрельском цикле (ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния, ок. 1386,- под 8 апр.). В поздних памятниках такая закономерность не прослеживается (в притворе нартекса архиеп. Даниила II в Пече, Косово и Метохия, 1561,- под 8 апр. полуфигура вместе с апостолами Агавом и Флегонтом; ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория, 1717-1718,- под 8 апр. в рост). И. представлен в числе апостолов от 70, изображенных в жертвеннике и диаконнике кафоликона свт. Ираклидия в мон-ре св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр (ок. 1400). Отдельный иконографический извод с образами 70 апостолов впервые появляется в росписях Мистры - в церквах Пресв. Богородицы «Одигитрии» (Афендико) (1366) и Пресв. Богородицы «Пантанассы» (ок. 1430) ( Emmanuel. 1999. P. 246-247). В греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 109) парное изображение И. и ап. Агава помещено под 8 апр., И. представлен как темноволосый средовек, обликом (залысины на лбу, короткая борода) напоминает ап. Павла, в левой руке свиток, к-рый он упирает в ногу, правой благословляет. Отдельные иконные изображения святого, в т. ч. в рус. иконописи, встречаются редко. Как правило, их появление обусловлено пожеланием заказчика, чьим небесным покровителем являлся И. Ростовая фигура И. представлена на поле Казанской иконы Божией Матери (Гуслицы?, кон. XIX в., частное собрание, Москва). Ап. Иродион. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери, с избранными святыми. Кон. XIX в. Гуслицы (?) (частное собрание, Москва) Ап.

http://pravenc.ru/text/674095.html

Известно 2 проложных жития А. и служба ей с каноном 8-го гласа, написанные, по всей вероятности, в Крушедольском мон-ре в 1-й пол. XVI в. Старший список службы с первым из житий содержится в прибавлении 20-х гг. XVII в. к июльской служебной Минее из Крушедола (Белград. МСПЦ. 164). В XVIII в. служба и житие дважды издавались в Сербляке - сборнике служб серб. святым (Рымник, 1761, Венеция, 1765 - т. н. «московский» Сербляк); в белградском издании сборника 1861 г. службу сопровождает др. житие. Общий канон св. Стефану Слепому и А. 8-го гласа помещен 2-м в общей службе святым семейства Бранковичей, написанной также в Крушедоле в кон. XVI в. (сохранилась в монастырском списке 1720 - Белград. МСПЦ. 233), отдельные песнопения А. содержатся в службах ее святым родственникам. В печатных Минеях, изданных Московской Патриархией в 1978-1989 гг., помещена бденная служба Иоанну, деспоту Сербскому, и родителям его, Стефану и А. (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 361). Известно прижизненное изображение А. до ее пострижения - на печати, подвешенной к грамоте 1495 г. Эсфигменскому мон-рю (вместе с сыновьями), где помещена достаточно условная жен. фигура в одежде западноевроп. типа. Условное изображение преподобной жены помещено на серебряном окладе Павла Смедеревца 1656/57 г. из Крушедола, и есть основание считать его изображением А. На иконе святых семейства Бранковичей изображение А. отмечено чертами сходства с сыном св. Иоанном (МСПЦ, 2-я пол. XVI в.). Фресковые изображения А. XVIII-XIX вв. находятся в Крушедоле, Хиландаре и на паперти («припрате») собора Печской Патриархии. С XVIII в. широко распространены гравированные изображения А. в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741), на его же гравюре 1746 г. «Четверо сербских святых» (Бранковичей), сопровождаемой рассказом о сожжении мощей турками, на офорте Захарии Орфелина (1775), в центре к-рого помещено изображение мон-ря Крушедол, в рымникском Сербляке (1761). А. посвящены неск. церквей в Среме. Празднование ее памяти в Крушедоле отличается особой торжественностью.

http://pravenc.ru/text/115058.html

стене нартекса парекклисиона во имя ап. Иоанна Богослова мон-ря Дионисиат, расписанного мон. Меркурием в 1614/15 г. (Treasures. 1997. Cat. 2. 97. P. 166; Τοτος, Θουστρης. 2010. Σ. 274); такой же прием украшения использован в иконе с поясным образом Спасителя в изводе Пантократора (Treasures. 1997. Cat. 2.102. P. 170). В стилистике критской живописи был написан поясной образ свт. Николая Чудотворца с Никейским чудом, украшенный резным деревянным обрамлением (2-я пол. XVII в.; см.: Ibid. Cat. 2.104. P. 171-172). Ряд поствизант. икон XVII в. имеют слав. надписи или представляют образы сербских святых, почитавшихся в позднем средневековье, напр. св. кн. Лазаря. Поздние иконы (XVII-XIX вв.) представляют различные варианты иконографии вмч. Георгия, в т. ч. с избранными святыми и в составе композиции «Чудо Георгия о змии», к-рая имела черты ктиторской: на мраморной плите с рельефом этого извода (закончен 28 авг. 1820, позднее включен в декорацию нового кафоликона - см.: Ibid. Cat. 7.4. P. 288) образ города заменен многоярусным крепостным сооружением, напоминающим монастырский пирг П. м. Соединением искусства резьбы и иконописи служили походные врата, аналог древнерусских походных складней/церквей, на створках к-рых внутри были иконные изображения, а снаружи их поверхность, разделенная на ячейки, была заполнена орнаментальными и рельефными композициями (как правило, праздничными), напр. в келии св. Харалампия Нового скита (XVI в.; Ibid. Cat. 8.2. P. 297-298). Среди икон позднего происхождения есть почитаемые чудотворные, как, напр., пядничного размера икона Богоматери с Младенцем в окладе (1756) с именем Антифонуса. В мон-ре сохранились рус. иконы кон. XVI-XVII в.: «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)», неск. икон из комплекта годовых миней 1-й пол. XVII в. с образами святых, Господскими праздниками и Страстным циклом, упомянутые еще Григоровичем-Барским. Узнать их московское происхождение можно не только по слав. надписям, но и по памятям святых: Преставление свт. Петра, митр.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Церковь во имя прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского Седмиезерной пуст. Фотография. 2000 г. Церковь во имя прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского Седмиезерной пуст. Фотография. 2000 г. Иеродиак. Тихон поддерживал переписку с Оптинскими старцами, по совету прп. Амвросия покинул Москву, в июне 1882 г. получил отпуск и отправился в Раифский мон-рь , где в дек. того же года был принят в число братии, 24 апр. 1883 г. рукоположен во иерея. Утверждения архим. Симеона, что в Раифском мон-ре Г. был офиц. братским духовником, документами не подтверждаются. Конфликтовал с архим. Вениамином (Аверкиевым), 7 окт. 1883 г. был назначен экономом Казанского архиерейского дома, через месяц переведен в Седмиезерную пуст. , 3 марта 1889 г. указом архиеп. Казанского Павла (Лебедева) был награжден набедренником, 4 марта назначен духовником и благочинным обители. Участвовал в крестных ходах с главной святыней мон-ря - Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери, от к-рой происходило множество чудотворений. Осенью 1892 г. надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага, в тот же день получил тяжелый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 окт. 1892 г. по благословению архиеп. Казанского Владимира (Петрова) принял постриг в великую схиму с именем в честь арх. Гавриила. 5 лет Г. не вставал с постели, часто причащался Св. Таин. «Чем более страдал, тем легче себя чувствовал», - писал он впосл. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости. На пожертвования светских посетителей, к-рые приходили к нему за советами (ок. 10 тыс. р.), в 1899-1900 гг. в Седмиезерной пуст. была построена ц. во имя прп. Евфимия Великого и Тихона Задонского, предназначенная для чтения неусыпаемой Псалтири по усопшим и служения ранних литургий. Благоволивший к Г. архиеп. Казанский Арсений (Брянцев) 16 окт. 1900 г. освятил этот храм, а 8 авг. 1901 г. назначил преподобного и. о., а затем наместником Седмиезерной пуст., с 9 июня 1902 г.- в сане архимандрита. Г. наладил хозяйство в обители, расширил скотный и молочный дворы, кирпичный завод, организовал кузнечную, столярную, сапожную мастерские, маслобойню, пасеку.

http://pravenc.ru/text/161241.html

2. С. 82, 108, 112). Иконография Прижизненные и посмертные изображения Е. А. довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Петр и Павел» кон. XIII в., вложенной в собор ап. Петра в Риме и ныне находящейся в Музее-сокровищнице базилики св. Петра в Ватикане (см.: М. Икона апостола Петра и Павла у Ватикану//Зограф. Београд, 1967. Бр. 2. С. 11-16), и вместе с Милутином - на датируемом примерно тем же временем образе свт. Николая, хранящемся в соборе в Бари (см.: Муро В. Српске иконе у цркви св. Николе у Бapujy//ЗЛУ. 1966. 2. С. 107-124). Изображения Е. А. в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в мон-ре Джурджеви Ступови (1282/83) и соборов в Арилье (ок. 1295), Градаце (не сохр.), Сопочани и Грачанице; в 2 последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях мон-ря Градиште (1620) Е. А. изображена с короной в богатом облачении. Ист.: Данило II, архиеп. Животи и архиепископа српских. Београд, 1988. С. 79-107. Лит.: Ч. Ко je Jeлeha. Нови Сад, 1902; Иларион (Руварац), архим. Кральице и царице српске//Зб. Илариона Руварца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 8-12; Г. Jeлeha Ahжyjcka - ктитор црквених споменика у Npuмopjy//Ucmopujcku гласник. Београд, 1958. Бр. 1-2. С. 131-148; Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смередево, 1965. С. 85-88; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975 (по указ.); Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1976 (по указ.); Jupeчek J. К. Ucmopuja Срба/Прев. J. Радонин. Београд, 19782. 1, 2 (по указ.); McDaniel G. On Hungarn-Serbian Relations in the XIII Century: John Angelos and Queen Jelena//Ungarn Jb. Münch., 1982/1983. Bd. 12. P. 43-50; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 168-171. В. С. Путятин, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.)

http://pravenc.ru/text/189749.html

Илии (Обыденного) (1702), святых Космы и Дамиана в Шубине (нач. XVIII в., 1703-1722), Св. Троицы в Троицкой слободе (1696-1708) и др. К др. типу сооружений относятся те, в которых были предприняты попытки соединить сложившуюся, целесообразно и функционально оправданную структуру правосл. храма в рус. варианте с композиционными и декоративными формами, мотивами, приемами западноевроп. происхождения. Наиболее ярко эти черты отразились в ц. арх. Гавриила (Меншикова башня) (1704-1707, архит. И. П. Зарудный), в которой использован тип базиликального здания, с колокольней над входом, имевшей завершение в виде шпиля (не сохр.), ставшее одной из новых градостроительных доминант М. (к этому же типу будет принадлежать Петропавловский собор в крепости С.- Петербурга). Те же формы были использованы в архитектуре ц. Петра и Павла на Нов. Басманной ул. Лучшие черты петровской архитектуры соединил в себе Спасский собор Заиконоспасского мон-ря, который включил объем храма сер. XVII в. После перестройки в 1709 г. он отличается изяществом ярусного силуэта, легкостью пропорций и тонкостью прорисовки архитектурных деталей, чрезвычайно щедро воспроизводящих европ. элементы (арочные архивольты, лучковые фронтоны, люкарны, балюстрады и т. д.). Эти качества присущи и др. храмам, напр. ц. свт. Панкратия Тавроменийского (главный престол - Всемилостивого Спаса) в Сухаревой слободе (перестроена в 1700-1701; составляла ансамбль с самым выдающимся гражданским сооружением рубежа XVII и XVIII вв.- Сухаревой башней, не сохр.), ц. Св. Троицы на Капельках (1703-1712; не сохр.), надвратной ц. Тихвинской иконы Божией Матери в Донском монастыре (1711-1720) и др. Устройство арочных субструкций, несущих здания церквей и создающих вокруг стен пространство наподобие открытой паперти, сближало церкви М. с итал. образцами. Архитектурная декорация в них сейчас практически утрачена, как в ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул., в ц. в честь Вознесения Господня в Варсонофьевском мон-ре (1709-1730), в ц. Успения Пресв. Богородицы на Покровке (1696-1706, не сохр.). В ц. св. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717) декорация многообразна и структурна: фасады четверика центрированы круглыми фронтонами, декоративными аттиками в виде портиков с треугольными фронтонами на пилястрах в обрамлении обращенных вниз волют. Присутствие столь развитых декоративных компонентов по 4 сторонам 8-лоткового свода подчеркивает крестообразность, не выраженную в плане храма.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010