Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. В 1735 г. в В. м. проживал 71 насельник, к мон-рю были приписаны ок. 6 тыс. крестьян. В 1743-1745 гг. вместе с т. н. комнатными московскими мон-рями В. м. находился в ведении митр. Московского Иосифа (Волчанского) , с 1745 г.- в ведении Святейшего Синода. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. В. м. отнесен ко 2-му классу, в 1764-1775 гг. являлся ставропигиальным, с 1775 г. входил в Московскую епархию с правом служения архимандрита со скрижалями. С 28 марта 1722 г. настоятель В. м. архим. Сергий (Белоградский) одновременно являлся асессором Московской синодальной консистории. При архим. Пахомии (1735-1757) в В. м. были построены ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (1744-1750) - посвящение престола связано с воспоминанием о спасении Петра I от взбунтовавшихся стрельцов в Троице-Сергиевом мон-ре в день праздника Толгской иконы (8 авг. 1689) - и ц. во имя Пахомия Великого (1753-1755). Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. размещались духовный цензурный комитет, различные лечебницы, б-ки. С 5 сент. 1812 г. в В. м. квартировалось ок. 1 тыс. франц. конников, к-рые в поисках драгоценностей вскрыли 5 надгробий Нарышкиных, расхитили церковную утварь. Ризницу и особо ценные реликвии архим. Иоанникий перевез в Ярославль. В Боголюбской ц. маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в поджогах. Расстрелянных перед монастырской стеной горожан хоронили у колокольни В. м. После разорения 1812 г. были упразднены Пахомиевская (возобновлена в 1914 с переосвящением престола во имя апостолов Петра и Павла) и Покровская (возобновлена в 1864) церкви. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Иконостас собора во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 2004 г. В ризнице В. м. хранились 3 Евангелия XVII в., богатейшие вклады Нарышкиных (церковная утварь, облачения), имущество их политических противников, в т. ч. принадлежавший ранее кн. В. В. Голицыну портрет патриарха Никона , выполненный мастером Оружейной палаты (ГИМ). Среди святынь В. м. были серебряные кресты с частицами Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей великомучеников Феодора Стратилата , Пантелеимона , Иоанна Воина свт. Алексия, митр. Московского, преподобных Анастасия Синаита , Григория Декаполита , почитаемые списки с Боголюбской, Владимирской, Толгской икон Божией Матери, копия 1701 г. с Влахернской иконы, образ свт. Петра с частицей мощей. В 1849 г. митр. Филарет (Дроздов) передал в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, к-рый зимой хранился в Сергиевской ц., летом в Боголюбском храме. В 1905 г. в св. воротах была устроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в к-рой постоянно читался акафист Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/161083.html

В эпоху расцвета (XI-XII вв.) аббаты К. контролировали более 200 мон-рей на территории совр. Франции, Англии, Шотландии, Италии, Испании и Португалии. К. стал одним из крупнейших европ. мон-рей: при аббате Петре Достопочтенном (1122-1156) здесь было от 300 до 400 монахов, не считая конверсов . К. неоднократно посещали Римские папы, напр., папа Урбан II незадолго до Клермонского Собора (1095). В мон-ре скончался и был похоронен папа Геласий II (1118-1119), здесь был избран на Папский престол Ги Бургундский, архиеп. Вьенны, принявший имя Каллист II (1119-1124). В 1245-1246 гг. в К. проходили переговоры папы Иннокентия IV и франц. кор. Людовика IX Святого , от которого папа добивался помощи в борьбе с имп. Фридрихом II . Церковь Клюни III. Литография Э. Саго (из кн.: Lorain P. Essai historique sur de Cluny. Dijon, 1839) Церковь Клюни III. Литография Э. Саго (из кн.: Lorain P. Essai historique sur de Cluny. Dijon, 1839) При Одилоне и Гуго I в основном оформился архитектурный ансамбль аббатства; в его состав входила главная монастырская церковь (т. н. Клюни III), к-рая до XVI в. была известна как крупнейший храм Европы. Покровителями К. считались апостолы Петр и Павел: в алтаре старой монастырской церкви, освященной в 981 г., хранились реликвии апостолов, подаренные монахами рим. мон-ря св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). В «Liber Tramitis», описании монастырских обычаев (consuetudines) (2-я четв. XI в.), упоминается о мн. реликвиях, почитавшихся в К.,- о частицах Св. Креста и облачения Девы Марии, о мощах мучеников и др. При аббате Понтии (1109-1122) в К. из Иерусалима были доставлены еще одна частица Св. Креста и палец св. Стефана; при аббате Гуго V Анжуйском (1199-1207) монастырю была подарена часть мощей (глава) сщмч. Климента , еп. (папы) Римского. Среди важнейших святынь К. была рака с мощами св. Гуго I, находившаяся за главным алтарем монастырской церкви. Храмы К. славились пышным убранством. Так, по указанию аббата Пьера II де Шатлю (1322-1344) на главном алтаре Клюни III были установлены золотая статуя Девы Марии и серебряные изображения 8 святых, в т. ч. аббатов К.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Черемисов Иван Иванович; род. 17.11.1939, ст. Терновка Воронежской обл.), митр. Орловский и Болховский. В 1946 г. вместе с родителями переехал в Вильнюс, окончил среднюю школу и муз. техникум. Служил алтарником, пел на клиросе в вильнюсском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре . В 1957 г. поступил в Минскую ДС, в 1965-1968 гг. учился в МДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1972 г. со степенью канд. богословия за соч. по кафедре Свящ. Писания НЗ «Профессор Н. Н. Глубоковский и его труд «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу»». В 1972 г. поступил в аспирантуру при МДА, работал в ОВЦС, в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом ин-те Боссэ (Швейцария). В годы учебы нес послушание личного секретаря митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) . 7 апр. 1971 г. в Покровском храме МДА еп. Дмитровским Филаретом (Вахромеевым) пострижен в монашество, 14 апр. рукоположен во иеродиакона, а 4 нояб. 1972 г.- во иеромонаха. В 1975-1982 гг. служил настоятелем и благочинным храмов Вильнюса, с 1982 по янв. 1985 г.- заместителем настоятеля Патриаршего подворья в Токио. 8 апр. 1979 г. еп. Виленским Викторином (Беляевым) возведен в сан игумена, а 24 марта 1987 г. митр. Херсонским Сергием (Петровым) - в сан архимандрита. С нояб. 1986 по апр. 1989 г. А. служил благочинным Данилова московского мон-ря . Антоний (Черемисов), еп. Красноярский Антоний (Черемисов), еп. Красноярский 22 апр. 1989 г. в Даниловом мон-ре А. был хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. 25 янв. 1990 г. переведен на восстановленную Тобольскую кафедру, а 20 июля того же года - на Красноярскую кафедру. С 19 февр. 1999 г. архиепископ. С 17 июля по 29 дек. 1999 г. временно управлял также Абаканско-Кызылской епархией. В дек. 1999 г. Красноярскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , высоко оценивший труды А. по укреплению Православия в Сибири. Святейший Патриарх наградил А. орденом св. кн. Даниила Московского 2-й степени. А. награжден др. церковными и светскими наградами, является почетным гражданином Красноярска.

http://pravenc.ru/text/116028.html

С началом правления имп. Павла I оклады архиерейским домам и монастырям были увеличены; их наделили из казенных оброчных статей мельницами, рыбными ловлями, землями и угодьями. В 1796 г. З. м. получил наряду с др. мон-рями 32 дес. земли в дачах дер. Соломыково Бронницкого у. В 1798 г. имп. указом по прошению игум. Доримедонты (Протопоповой) Московская казенная палата отвела во владение З. м. рыбную ловлю от устья р. Жуковки вниз по р. Москве до Луцковских дач на 3 версты (З. м. пользовался ею сам, с 1830 начал сдавать в аренду); одновременно была пожалована при с. Вакарине на р. Истре мельница (сдавалась в аренду). В этот период в З. м. было более 100 насельниц во главе с игум. Доримедонтой; была завершена перестройка соборного комплекса. Церковь Сошествия Св. Духа. Фотография. 2008 г. Церковь Сошествия Св. Духа. Фотография. 2008 г. Значительный урон З. м. принесло нашествие Наполеона 1812 г. Согласно описанию послушницы З. м. дочери генерал-аншефа Е. И. Козловой, игум. Доримедонта с сестрами осталась в мон-ре. Со 2 по 4 сент. врата З. м. были закрыты; свящ. Емилиан Егоров ежедневно служил литургию. 4 сент. св. ворота были взломаны, мон-рь подожжен. Сестры нашли защиту за Крымским мостом, а через трое суток вернулись в мон-рь, к-рый французы запретили грабить. 8 сент. была отслужена всенощная, на следующий день - литургия на неразоблаченном престоле в приделе свт. Алексия. Кроме монастырских в церкви жили ок. 200 чел., спасавшихся от пожара и неприятеля. После освобождения Москвы З. м. получил средства на восстановление. Уставом богоугодного заведения на жалованье к ц. в честь Сошествия Св. Духа были определены заштатный священник, а также церковница и несколько клиросных. В богадельне трудились бедные монастырские сестры, пользовавшиеся отапливаемой кельей и монастырской трапезой, а на белье, одежду и проч. получали жалованье, в свободное время им разрешалось работать на себя. Состояние дел в З. м. к сер. XIX в. отражает отчет игум. Калерии (Хвостовой) за 1821-1867 гг.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Согласно иконописным подлинникам сводной редакции (XVIII в.), под 17 окт. следовало писать «принесение мощем святаго праведного Лазаря, друга Божия, епископа Кипрского, от Кипрскаго острова в Константин град; образ рус, брада не велика, подоле мало Iakoba Зеведеова, и власы таковыж, ризы как у апостола Павла» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 173); в составленном акад. В. Д. Фартусовым руководстве для иконописцев Л.- «типом еврей Палестины, с небольшой бородой, с проседью; в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 51). По облику Л. может быть подобен свт. Иоанну Златоусту, напр., изображение Л. на поле иконы-реликвария с образом св. Иоанна Предтечи в среднике (кон. XVI в., ГММК). Храмы, посвященные Л., существовали не только на Кипре (напр., возведенная еще при имп. Юстиниане 3-купольная базилика в Ларнаке), но и в Др. Руси (воскрешению Л. был посвящен придел придворной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы «на сенях» в Московском Кремле (1393-1394)). Храмы и приделы с посвящением престолов Л. (в т. ч. кладбищенские) есть в Вологде, Курске, Суздале, Онеге (Архангельская обл.), Нов. Ладоге, Тамбове, Пятигорске, Ярославле, в костромском Ипатиевском мон-ре, Псково-Печерском мон-ре, Троицкой Александро-Невской лавре, в селах Сергове (Новгородская обл.), Хрещатом (Воронежская обл.). Лит.: Dalton O. M. Byzantine Art and Archeology. Oxf., 1911. P. 195; Delbr ü ck R. Constantinopler Elfenbeine um 500//Felix Ravenna. Ser. 3. 1952. Vol. 8. P. 5-24; LCI. Bd. 7. S. 384-385; Weyl Carr A.-M. Byzantine Illumination 1150-1250: The Study of a Provincial Tradition. Chicago; L., 1987. P. 43, 50-69; Nicolajevi I. Gli avori e le steatiti medievali dei Musei Civici di Bologna. Bologna, 1991. N 2. Fig. 12-17. P. 53-57; LCI. 1994. Bd. 3. S. 34-38; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 19972. P. 22, 71, 171, 184, 384, 422, 500; Евсеева. Афонская книга. С. 54, 74, 111, 166, 196, 284; Уваров А. С. Христ. символика: Символика древнехрист. периода. М., 2001; Царевская Т. Ю. Св. Лазарь в новгородских росписях XII в.//София. 2001. 1. С. 24-27; она же. Изображение св. Лазаря в Николо-Дворищенском соборе: (Вопр. иконографии и атрибуции)//Ежег. НГОМЗ, 2000. Новгород, 2002. С. 33-36; она же. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью. М., 2007; Zibawi M. L " arte copta: L " Egitto cristiano dalle origini al XVIII secolo. Mil., 2003. P. 65, 118, 121, 125; Andaloro M. Pittura medievale a Roma, 312-1431: Corpus e atlante. Mil., 2006. Corpus. Vol. 1: L " orizzonte tardoantico e le nuove immagine, 313-468. P. 143.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

28 июня - 5 июля 1918 г. руководил XXV чрезвычайным епархиальным съездом духовенства и мирян, на к-ром был избран членом Олонецкого епархиального совета. 7 июля вновь арестован, освобожден 12 июля с высылкой за пределы Олонецкой губ. «за недоброжелательное отношение к советской власти». 2 месяца проживал в Оятском Введенском мон-ре Петроградской епархии, откуда выезжал в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. для участия в прениях о реформе духовного образования. В сент. 1918 г. переехал в Петроград, где из-за отсутствия штатных мест в епархии с 1 нояб. работал на должности научного сотрудника сев. отд-ния Комиссии по изучению естественных производительных сил России при АН (до 1922), служил в различных храмах Петрограда. В 1919 г. вошел в инициативную группу по открытию храма св. апостолов Петра и Павла при Петроградском ун-те; в апр. того же года на собрании прихожан избран настоятелем этого храма и 14 апр. митр. Вениамином утвержден на этой должности. С закрытием домового храма при ун-те добился открытия новой университетской ц. Всех святых, в земле Российской просиявших (Биржевая линия, д. 8, кв. 19), и с 27 авг. 1919 по 14 дек. 1920 г. являлся ее настоятелем. 28 дек. 1919 г. избран зам. благочинного Василеостровского р-на. В 1920 г. включен в состав правления, с 17 янв. 1922 г. зам. председателя Об-ва правосл. приходов Петрограда. Совмещал служение в Петроградской епархии с обязанностями члена Олонецкого епархиального совета, помогая митр. Вениамину во временном управлении Олонецкой епархией. В окт. 1919 г. вошел в комиссию по организации Петроградского Богословского ин-та , где участвовал в разработке его устава («Положения») и составлении сметы. С открытием ин-та преподавал христ. педагогику с дидактикой Закона Божия; 23 янв. 1920 г. избран секретарем ученого совета, 6 февр.- ректором ин-та, 28 марта утвержден в этой должности Свящ. Синодом и Высшим церковным советом. В связи с избранием ректором подал Олонецкому еп. Евгению (Мерцалову) прошение об освобождении от членства в Олонецком епархиальном совете. 27 июля удостоен ученого звания профессора. В том же году инициировал создание при ин-те религиозно-философского об-ва и братства Св. Софии, в собраниях к-рого принимали участие проф. Ю. П. Новицкий (см. Юрий Новицкий, нмч.), прот. Николай Чепурин , Л. П. Карсавин , Ф. К. Андреев , И. П. Щербов и др. Помимо адм. и преподавательской деятельности прот. Н. Чуков проводил внебогослужебные беседы и публичные лекции в Казанском соборе, Богословском ин-те, Новодевичьем Воскресенском мон-ре и ряде храмов Петрограда. 14 дек. 1920 г. по просьбе приходского совета Казанского собора назначен его настоятелем. 17 февр. 1921 г. за труды по организации Богословского ин-та и руководству ин-том Патриархом свт. Тихоном награжден правом ношения митры.

http://pravenc.ru/text/166689.html

(кладбище Кламар). Систематического исследования некрополя не проводилось ( Denajar L. L " Aube. P., 2005. P. 577-578, 583-584. (Carte archéologique de la Gaule; 10); Cré té -Protin. 2002). До XII в. сведения о гробнице и о посвященных И. храмах отсутствуют. О капелле св. И. в Труа, которая существовала до XIX в., впервые упоминается в документах, датированных 1117 и 1137 гг. (Collection des principaux cartulaires du diocèse de Troyes/Éd. Ch. Lalore. P.; Troyes, 1890. T. 7: Cartulaire de l " abbaye de Montiéramey. P. 33, 49). С XII в. литургическое поминовение (commemoratio) И. фиксируется в календарях и бревиариях, происходящих из еп-ства Труа или из монастырей, приписанных к цистерцианскому аббатству Молем. Более торжественное празднование памяти святой (festum) указано в богослужебных книгах XIV-XVI вв., предназначенных для городских храмов Труа. В XIII в. основным центром почитания И. стал мон-рь Жуар , куда были перенесены мощи мученицы. В источниках нет точных сведений о времени и об обстоятельствах этого события. Согласно позднему монастырскому преданию, перенесение мощей состоялось 29 янв. 1111 г. В лит-ре XIX в. без указания источников приводятся сведения о том, что ок. 1223 г. мощи И. были перенесены в Жуар монахинями, жившими при гробнице святой, ввиду того что г. Труа подвергался угрозе во время военных действий. В Жуаре святыню приняла аббатиса Алиса, к-рая велела изготовить драгоценную раку для мощей. На раке И. сохранилась надпись о ее изготовлении по указанию аббатисы Евстафии II, о к-рой в др. источниках не упоминается (см.: Gr é sy E. La châsse de S. Jule à Jouarre (Seine-et-Marne)//Annales archéologiques. P., 1848. T. 8. P. 295-303). В наст. время рака с мощами И. хранится в приходской ц. святых Петра и Павла в Жуаре. В мон-ре Жуар празднование памяти И. было особенно торжественным, с октавой (монастырский бревиарий XIII в.- Paris. lat. 750. Fol. 125v-130). Известно о чудесах от мощей И., которые произошли при аббатисе Жанне VI Лотарингской (1624-1638).

http://pravenc.ru/text/1237885.html

Петра и Павла в Кожевниках). Близкими по типу являются также такие новгородские памятники, как ц. Двенадцати апостолов на Пропастех (1455), несохранившиеся храмы св. Лазаря в Лазаревом мон-ре (1461, см. ниже) и особенно свт. Николая в Гостинопольском мон-ре (между 1471 и 1475), к-рые, по предположению Вл. В. Седова, могли быть выстроены одной артелью, работавшей при архиерейском доме. Церковь св. Симеона является последним датированным произведением архитектуры независимого Новгородского гос-ва. Она фактически завершила эволюцию самостоятельной новгородской архитектурной школы. Богоматерь перед киворием. Вмч. Феодор Тирон. Роспись ц. во имя св. Симеона Богоприимца. Между 1467 и 1472 гг. Фотография. 2008 г. Богоматерь перед киворием. Вмч. Феодор Тирон. Роспись ц. во имя св. Симеона Богоприимца. Между 1467 и 1472 гг. Фотография. 2008 г. Возможно, после разорения церкви шведами (в 1654?) были переложены свод, купола, алтарная конха, центральные и четверные своды храма, в сев.-зап. углу фрески обгорели. При последующих перестройках появилась крупная луковичная глава, на месте деревянной паперти - обширный 2-этажный объем каменного притвора и ризницы с запада (XIX в., до 1860) без декора. В процессе реставрации в 1964-1967 гг. (архит. Штендер) были раскрыты и восстановлены первоначальные формы окон, портала, декор. Оставлено 8-скатное покрытие XVII в. В 70-х гг. XX в. завершены работы в основном объеме: устроено междуэтажное перекрытие на металлических связях, настлан кирпичный пол и осуществлено приспособление храма для музейного показа. Памятник сохраняет роспись, которая датируется по ктиторскому изображению свт. Ионы периодом между 1467 и 1472 гг. Она была раскрыта в 1923 г. (экспедиция Главмузея под рук. Юкина), 1944-1948 гг. (Д. Е. Брягин, Е. А. Домбровская) и 1971-1976 гг. Живопись XV в. сосуществует с фрагментами XVII, XVIII и XIX вв., поэтому до полного раскрытия древних фресок ряд исследователей указывали на их «ремесленный» характер. Роспись рассчитана на восприятие с близкого расстояния, миниатюрна и близка к иконной.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Свт. Иаков, еп. Нисибинский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Артель Гурия Никитина Помимо библейских святых (Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, четырех Евангелистов, 12 и 72 апостолов, прор. Илии и др.) особо почитаемыми являются Мар Авген ( Евгений ; пам. сир. 4-я пятница периода Благовещения), «греческие Учители» ( Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский и Несторий ; пам. сир. 5-я пятница периода Благовещения), «сирийские Учители» (прп. Ефрем Сирин , Мар Нарсай , Авраам, Иулиан Сава, Иоанн, Михаил, Иов Адиабенский, Исаия, Бар Саума; пам. сир. 6-я пятница периода Благовещения), 40 мучеников Севастийских (пам. сир. 8-я пятница периода Благовещения или 9 марта), многочисленные мученики и исповедники, пострадавшие во время гонений царя Шапура II (пам. 1-я пятница по Пасхе), Раббан Хормизд (VI-VII вв., пам. сир. понедельник 3-й седмицы по Пасхе), Мар Аддай (пам. сир. 5-я неделя по Пасхе), св. Иаков Нисибинский и Мар Мари (пам. сир. 1-я пятница периода Апостолов), мц. Хмони (Соломония, мать мучеников Маккавеев) и др. В основе совр. восточно-сир. месяцеслова лежит список святых, сформировавшийся при патриархе Ишояве III в 650-651 гг. К этому списку были добавлены имена нек-рых епископов VII-X вв. и монахов-основателей крупных мон-рей (кроме столпников). Особенностью древнейшего месяцеслова являлось преобладание коллективных памятей святых, празднуемых вне периодов Великого поста и Рождества Христова. В нач. XVI в. список святых, почитаемых в АЦВ, был пересмотрен халдейскими патриархами, имевшими резиденцию в мон-ре Раббан-Хормизд на горе Карду близ Алкоша. Новый список содержал памяти всех почитаемых в нач. XVI в. святых с указанием мест их погребения и представлял собой не столько литургический календарь, сколько путеводитель для паломников. Имена нек-рых святых из месяцеслова были исключены, т. к. их почитание либо прекратилось, либо не имело центра в виде известного храма или гробницы. С XVII в. в связи с деятельностью халдейского патриарха Иосифа II (1696-1712) начинается латинизация восточно-сир. месяцеслова, проявляющаяся в установлении неподвижных памятей святых (напр., вмч. Георгия - пам. сир. 24 апр., мч. Петиона - пам. сир. 25 окт., Мар Биньямина Шимуна XXI, патриарха АЦВ (1903-1918),- пам. сир. 3 марта), а также во включении в календарь памятей святых, почитаемых в других христ. Церквах ( Fiey J. M. Le sanctoral syrien oriental d " après les évangéliaires et les bréviaires du XIe au XVIIIe siècle//L " Orient Syrien. 1963. Vol. 8. P. 21-54).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

1045. Петровский на Поле, мужской, заштатный (с 1764 г.), Ярославской губ., Ростовского у., в 3 вер. к сев.-вост. от Ростова, на берегу Ростовского оз. Основан при епископе Игнатие (1261 – 1288 г.) принявшим христианство ордынским царевичем Петром на том месте, где явились ему ап. Петр и Павел с повелением построить церковь . В церкви св. ап. Петра и Павла, построенной в 1684 г., покоятся под спудом мощи основателя, преставившегося в 1290 г., 29 июня, в каковой день чтится его память. Здесь над гробницею находится замечательная по древности письма икона преп. царевича Петра. “Сказание о блаженн. Петре царевиче Ординском», помещено в “Православн. Собеседнике за 1859 г.», стр. 356–376; “Вид, с краткою летописью, Ростов. Петровского мон.», Спб., 1838 г.; “Петр блаженный Ордын. царевич, Ростов. Чудотворец», Ярослав., 1880 г.; “Ист. Росс. Иер.», V, 534; Ратшин, 553; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 136; “Опис. монаст.», 1817 г., 86; “Словарь ист. о свят.», 227; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», в “Чтен. И. Общ. Ист. и древн.», 1847 г., 2, 48, 69; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.», 309; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 68; “Ежегодник Владим. губ. Стат. Комит.», III, Отд. I, 78; Бакмейстер, “Топо- граф. известия», 1771 г., 106; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1844 г., 97 (надел. лесом); “Пут. по св. мест. Русск.», I, 74; “Яросл. губ. в.», 1852 г., 8 (начало монаш. в Ростов. обл.); “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 99, 230 (св. Петр царевич); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 353, 10; Ключевский, “Жит. свят.», 38; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 123 (царев. Петр скончался после 1288 г.), 176, 342 (отрывки из жития Ордын. царев. Петра); VIII, 48 (празднов. мощей); “Известия Археол. Общ.», 1861 г., III, 469 (проезд в 1694 г. архиеп. Вологод. Гавриила); “Чтения в И. Общ. ист.», 1876 г., III, 49 (воспомин. архим. Пимена); 1877 г., I, Отд. 2, 339 (тоже); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 70 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 411 (в 1724 г. определено быть в м-ре игуменству); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 49 (служба св. Петру царевичу, Ростов. чудотворцу), 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память царевича Петра 16 янв., а преставление его 29 июня); “Матер. для ист. г. Ростова XVII и XVIII ст.», 30 (в 1678 г. м-рь имел на посад. земле, на выморч. дворов. месте Ивашки Клока, подворье), 31 (двор внутри города); “Церковн. ведом.», 1890 г., 33, при- бавл., 1093 (600-летие памяти основателя м-ря, св. Петра царев. Ордынского).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010