«Внутренний вид Лавры на Афонской горе». Худож. П. Бирман. Акварель. 1835–1839 гг. (ГМИИ) Скиты зависят от мон-рей, на земле к-рых они расположены, что определяется заключенными между ними письменными и традиц. канонизмами и Патриаршим сигиллием (ст. 143). В Уставе перечислены 12 действующих на А. скитов, делящихся по своему устройству на обще- и особножительные. Общежительные: 1) скит во имя Успения Пресв. Богородицы (Мариинский, Βογορδιτσα) Свято-Пантелеимонова мон-ря, 2) скит во имя св. прор. Илии (Свято-Ильинский, Προφτου Ηλιο) при мон-ре Пантократор, 3) скит св. Иоанна Предтечи (Предтеченский, Τιμου Προδρμου) при Вел. Лавре, 4) скит во имя св. Андрея Первозванного (Свято-Андреевский, Серай, Αγου Ανδρου) при мон-ре Ватопед. Особножительные: 1) скит во имя прав. Анны (Αγας ρδβλθυοτεΑννης) и 2) скит во имя Св. Троицы (Кавсокаливийский, Αγας Τριδος τν Καυσοκαλυβων) при Вел. Лавре, 3) скит во имя вмч. Димитрия (Αγου Δημητρου) при Ватопеде, 4) скит во имя св. Иоанна Предтечи (Τιμου Προδρμου) при Иверском мон-ре, 5) скит во имя вмч. Пантелеимона (Αγου Παντελεμονος) при Кутлумуше, 6) скит в честь Рождества Пресв. Богородицы (Новый Скит, Να Σκτη) и 7) скит во имя вмч. Димитрия (Лакку, Αγου Δημητρου Λκκου) при мон-ре Св. Павла, 8) скит в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Εαγγελισμο τς Θεοτκου) при мон-ре Ксенофонт (ст. 142). Скиты представляют собой небольшие поселки, состоящие из хижин-калив, каждая из к-рых имеет 1-2 комнаты, храм и хозяйственные пристройки. В центре находится соборный храм (кириакон). Каждый скит управляется дикеем (скитоначальником), советниками и собором старцев. Скитские монахи занимаются сельским хозяйством, различными ремеслами и рукоделиями. С XVIII в. мн. скиты имели национальную принадлежность, отличную от того мон-ря, на землях к-рого они находились: скит Богородицы был болг. (до сер. 80-х гг. XX в.), Андреевский - рус., Ильинский - укр., Предтеченский - румын. (остается таковым до наст. времени). Подобное явление было характерно и для мн. келлий.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

28 июня - 5 июля 1918 г. руководил XXV чрезвычайным епархиальным съездом духовенства и мирян, на к-ром был избран членом Олонецкого епархиального совета. 7 июля вновь арестован, освобожден 12 июля с высылкой за пределы Олонецкой губ. «за недоброжелательное отношение к советской власти». 2 месяца проживал в Оятском Введенском мон-ре Петроградской епархии, откуда выезжал в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. для участия в прениях о реформе духовного образования. В сент. 1918 г. переехал в Петроград, где из-за отсутствия штатных мест в епархии с 1 нояб. работал на должности научного сотрудника сев. отд-ния Комиссии по изучению естественных производительных сил России при АН (до 1922), служил в различных храмах Петрограда. В 1919 г. вошел в инициативную группу по открытию храма св. апостолов Петра и Павла при Петроградском ун-те; в апр. того же года на собрании прихожан избран настоятелем этого храма и 14 апр. митр. Вениамином утвержден на этой должности. С закрытием домового храма при ун-те добился открытия новой университетской ц. Всех святых, в земле Российской просиявших (Биржевая линия, д. 8, кв. 19), и с 27 авг. 1919 по 14 дек. 1920 г. являлся ее настоятелем. 28 дек. 1919 г. избран зам. благочинного Василеостровского р-на. В 1920 г. включен в состав правления, с 17 янв. 1922 г. зам. председателя Об-ва правосл. приходов Петрограда. Совмещал служение в Петроградской епархии с обязанностями члена Олонецкого епархиального совета, помогая митр. Вениамину во временном управлении Олонецкой епархией. В окт. 1919 г. вошел в комиссию по организации Петроградского Богословского ин-та , где участвовал в разработке его устава («Положения») и составлении сметы. С открытием ин-та преподавал христ. педагогику с дидактикой Закона Божия; 23 янв. 1920 г. избран секретарем ученого совета, 6 февр.- ректором ин-та, 28 марта утвержден в этой должности Свящ. Синодом и Высшим церковным советом. В связи с избранием ректором подал Олонецкому еп. Евгению (Мерцалову) прошение об освобождении от членства в Олонецком епархиальном совете. 27 июля удостоен ученого звания профессора. В том же году инициировал создание при ин-те религиозно-философского об-ва и братства Св. Софии, в собраниях к-рого принимали участие проф. Ю. П. Новицкий (см. Юрий Новицкий, нмч.), прот. Николай Чепурин , Л. П. Карсавин , Ф. К. Андреев , И. П. Щербов и др. Помимо адм. и преподавательской деятельности прот. Н. Чуков проводил внебогослужебные беседы и публичные лекции в Казанском соборе, Богословском ин-те, Новодевичьем Воскресенском мон-ре и ряде храмов Петрограда. 14 дек. 1920 г. по просьбе приходского совета Казанского собора назначен его настоятелем. 17 февр. 1921 г. за труды по организации Богословского ин-та и руководству ин-том Патриархом свт. Тихоном награжден правом ношения митры.

http://pravenc.ru/text/166689.html

В эпоху расцвета (XI-XII вв.) аббаты К. контролировали более 200 мон-рей на территории совр. Франции, Англии, Шотландии, Италии, Испании и Португалии. К. стал одним из крупнейших европ. мон-рей: при аббате Петре Достопочтенном (1122-1156) здесь было от 300 до 400 монахов, не считая конверсов . К. неоднократно посещали Римские папы, напр., папа Урбан II незадолго до Клермонского Собора (1095). В мон-ре скончался и был похоронен папа Геласий II (1118-1119), здесь был избран на Папский престол Ги Бургундский, архиеп. Вьенны, принявший имя Каллист II (1119-1124). В 1245-1246 гг. в К. проходили переговоры папы Иннокентия IV и франц. кор. Людовика IX Святого , от которого папа добивался помощи в борьбе с имп. Фридрихом II . Церковь Клюни III. Литография Э. Саго (из кн.: Lorain P. Essai historique sur de Cluny. Dijon, 1839) Церковь Клюни III. Литография Э. Саго (из кн.: Lorain P. Essai historique sur de Cluny. Dijon, 1839) При Одилоне и Гуго I в основном оформился архитектурный ансамбль аббатства; в его состав входила главная монастырская церковь (т. н. Клюни III), к-рая до XVI в. была известна как крупнейший храм Европы. Покровителями К. считались апостолы Петр и Павел: в алтаре старой монастырской церкви, освященной в 981 г., хранились реликвии апостолов, подаренные монахами рим. мон-ря св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). В «Liber Tramitis», описании монастырских обычаев (consuetudines) (2-я четв. XI в.), упоминается о мн. реликвиях, почитавшихся в К.,- о частицах Св. Креста и облачения Девы Марии, о мощах мучеников и др. При аббате Понтии (1109-1122) в К. из Иерусалима были доставлены еще одна частица Св. Креста и палец св. Стефана; при аббате Гуго V Анжуйском (1199-1207) монастырю была подарена часть мощей (глава) сщмч. Климента , еп. (папы) Римского. Среди важнейших святынь К. была рака с мощами св. Гуго I, находившаяся за главным алтарем монастырской церкви. Храмы К. славились пышным убранством. Так, по указанию аббата Пьера II де Шатлю (1322-1344) на главном алтаре Клюни III были установлены золотая статуя Девы Марии и серебряные изображения 8 святых, в т. ч. аббатов К.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. В 1735 г. в В. м. проживал 71 насельник, к мон-рю были приписаны ок. 6 тыс. крестьян. В 1743-1745 гг. вместе с т. н. комнатными московскими мон-рями В. м. находился в ведении митр. Московского Иосифа (Волчанского) , с 1745 г.- в ведении Святейшего Синода. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. В. м. отнесен ко 2-му классу, в 1764-1775 гг. являлся ставропигиальным, с 1775 г. входил в Московскую епархию с правом служения архимандрита со скрижалями. С 28 марта 1722 г. настоятель В. м. архим. Сергий (Белоградский) одновременно являлся асессором Московской синодальной консистории. При архим. Пахомии (1735-1757) в В. м. были построены ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (1744-1750) - посвящение престола связано с воспоминанием о спасении Петра I от взбунтовавшихся стрельцов в Троице-Сергиевом мон-ре в день праздника Толгской иконы (8 авг. 1689) - и ц. во имя Пахомия Великого (1753-1755). Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. размещались духовный цензурный комитет, различные лечебницы, б-ки. С 5 сент. 1812 г. в В. м. квартировалось ок. 1 тыс. франц. конников, к-рые в поисках драгоценностей вскрыли 5 надгробий Нарышкиных, расхитили церковную утварь. Ризницу и особо ценные реликвии архим. Иоанникий перевез в Ярославль. В Боголюбской ц. маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в поджогах. Расстрелянных перед монастырской стеной горожан хоронили у колокольни В. м. После разорения 1812 г. были упразднены Пахомиевская (возобновлена в 1914 с переосвящением престола во имя апостолов Петра и Павла) и Покровская (возобновлена в 1864) церкви. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Иконостас собора во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 2004 г. В ризнице В. м. хранились 3 Евангелия XVII в., богатейшие вклады Нарышкиных (церковная утварь, облачения), имущество их политических противников, в т. ч. принадлежавший ранее кн. В. В. Голицыну портрет патриарха Никона , выполненный мастером Оружейной палаты (ГИМ). Среди святынь В. м. были серебряные кресты с частицами Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей великомучеников Феодора Стратилата , Пантелеимона , Иоанна Воина свт. Алексия, митр. Московского, преподобных Анастасия Синаита , Григория Декаполита , почитаемые списки с Боголюбской, Владимирской, Толгской икон Божией Матери, копия 1701 г. с Влахернской иконы, образ свт. Петра с частицей мощей. В 1849 г. митр. Филарет (Дроздов) передал в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, к-рый зимой хранился в Сергиевской ц., летом в Боголюбском храме. В 1905 г. в св. воротах была устроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в к-рой постоянно читался акафист Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/161083.html

(кладбище Кламар). Систематического исследования некрополя не проводилось ( Denajar L. L " Aube. P., 2005. P. 577-578, 583-584. (Carte archéologique de la Gaule; 10); Cré té -Protin. 2002). До XII в. сведения о гробнице и о посвященных И. храмах отсутствуют. О капелле св. И. в Труа, которая существовала до XIX в., впервые упоминается в документах, датированных 1117 и 1137 гг. (Collection des principaux cartulaires du diocèse de Troyes/Éd. Ch. Lalore. P.; Troyes, 1890. T. 7: Cartulaire de l " abbaye de Montiéramey. P. 33, 49). С XII в. литургическое поминовение (commemoratio) И. фиксируется в календарях и бревиариях, происходящих из еп-ства Труа или из монастырей, приписанных к цистерцианскому аббатству Молем. Более торжественное празднование памяти святой (festum) указано в богослужебных книгах XIV-XVI вв., предназначенных для городских храмов Труа. В XIII в. основным центром почитания И. стал мон-рь Жуар , куда были перенесены мощи мученицы. В источниках нет точных сведений о времени и об обстоятельствах этого события. Согласно позднему монастырскому преданию, перенесение мощей состоялось 29 янв. 1111 г. В лит-ре XIX в. без указания источников приводятся сведения о том, что ок. 1223 г. мощи И. были перенесены в Жуар монахинями, жившими при гробнице святой, ввиду того что г. Труа подвергался угрозе во время военных действий. В Жуаре святыню приняла аббатиса Алиса, к-рая велела изготовить драгоценную раку для мощей. На раке И. сохранилась надпись о ее изготовлении по указанию аббатисы Евстафии II, о к-рой в др. источниках не упоминается (см.: Gr é sy E. La châsse de S. Jule à Jouarre (Seine-et-Marne)//Annales archéologiques. P., 1848. T. 8. P. 295-303). В наст. время рака с мощами И. хранится в приходской ц. святых Петра и Павла в Жуаре. В мон-ре Жуар празднование памяти И. было особенно торжественным, с октавой (монастырский бревиарий XIII в.- Paris. lat. 750. Fol. 125v-130). Известно о чудесах от мощей И., которые произошли при аббатисе Жанне VI Лотарингской (1624-1638).

http://pravenc.ru/text/1237885.html

В 1919 г. вошел в инициативную группу по открытию запечатанного храма свв. апп. Петра и Павла при Петроградском ун-те; в апреле того же года на собрании прихожан избран настоятелем этого храма и 14 апр. митр. Вениамином утвержден на этой должности. С закрытием домового храма при ун-те добился открытия новой университетской церкви Всех Святых в земле Российской просиявших (Биржевая линия д. 8. кв.19), и с 27 августа 1919 по 14 декабря 1920 г. являлся ее настоятелем. 28 декабря 1919 г. избран заместителем благочинного Василеостровского района. В 1919 г. включен в состав правления, с 17 января 1922 г. заместитель председателя «Общества православных приходов Петрограда и его губернии». Совмещал служение в Петроградской епархии с обязанностями члена Олонецкого епархиального совета, помогая митр. Вениамину во временном управлении Олонецкой епархией. Впоследствии консультировал Олонецких епископов Евфимия (Лапина), Венедикта (Плотникова), Феодора (Яковцевского). В октябре 1919 г. вошел в комиссию по организации Петроградского Богословского ин-та, составил смету, решал организационно-хозяйственные и кадровые вопросы, участвовал в разработке положения, которое было утверждено Св. Патриархим Тихоном. Читал разработанный им курс «Христианская педагогика с дидактикой Закона Божия». С 23.01.1920 – секретарь Ученого совета, с 06.02.1920 — ректор, 28.03. утвержден в этой должности Свящ. Синодом и Высшим церковным советом. 27 июля удостоен ученого звания профессора. В том же году инициировал создание при институте религиозно-философского общества и братства Св. Софии, в собраниях которого принимали участие нмч. Юрий Новицкий, В.Н.Бенешевич, прот. Н. Чепурин, академики Б.А.Тураев и Л. П. Карсавин и др. Постоянно проводил внебогослужебные беседы и публичные лекции в Богословском ин-те, Новодевичьем Воскресенском мон-ре, Казанском и в других соборах, храмах и подворьях монастырей Петрограда. 14 декабря 1920 г. по просьбе приходского совета Казанского собора назначен его настоятелем. 17 февраля 1921 г.

http://bogoslov.ru/person/482393

Ночью на место казни пришли христиане со священниками. Они хотели похоронить мучеников, но не знали, как отличить их тела от останков преступников. После горячей молитвы они увидели души мучеников, витающие каждая над своим телом, собрали мощи и похоронили под алтарем соборной церкви. Там открылся источник св. воды, от к-рой происходили исцеления. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) Житие И. помещено дважды - под 8 янв. и 21 июня, под последней датой события изложены весьма подробно, но опущено начало истории (не упом. о браке И., а имя Василисса носит мать К.). В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) Житие И. приводится только под 21 июня. В краткой редакции славяно-рус. Пролога Житие И. помещено под 21 июня, в пространной - под 22 июля, а в ВМЧ - под 21 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 322 (2-я паг.)). В К-поле в честь этих святых имп. Анастасием I (491-518) был построен храм близ форума. Освящение этой церкви отмечалось визант. календарями 5 июля (SynCP. Col. 800). По сообщению Добрыни Ядрейковича (впосл. Антоний , архиеп. Новгородский), в 1200 г. мощи И. находились в одной из церквей «за Пятерицею», т. е. за кварталом Петрий (Книга Паломник. С. 31). В Иеронимовом Мартирологе память И. и др. Египетских мучеников отмечена 6 янв., в мраморном Неаполитанском календаре (IX в.) - 7 янв., в Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.) и в Римском Мартирологе (XVI в.) - 9 янв. Без указания дня памяти В. упоминается Венанцием Фортунатом (ок. 600) в гимне «О девстве» в числе св. дев и мучениц ( Venant. Fort. Carm. VIII 3. 35) и оба супруга - англосакс. св. Альдхельмом, еп. Шерборнским († 709 или 710), в соч. «О девственности». При свт. Григории I Великом , папе Римском, честная глава И. была перенесена из Египта в Париж. В наст. время частицы мощей И., К., В. и М. хранятся в ц. ап. Павла на Остийской дороге. Частицы мощей И. также находятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне. Ист.: BHG, N 970-971, 2209р; ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 575-587; PG. 117. Col. 505; SynCP. Col. 375-377, 759-762; MartHieron. Comment. P. 28; MartRom. Comment. Р. 13; Segui G., Thoenes C., Mortari L. SS. Celco e Giuliano. R., 1966; Halkin F. La Passion ancienne des saints Julien et Basilissa (BHG, N 970-971)//AnBoll. 1980. T. 98. P. 243-296; Fros H. Inédits non recensés dans la BHL//AnBoll. 1984. T. 102. P. 195-196; Herrojo Rodr í guez J. Los origines del culto al mártir de Antinoe y so extención por Asterias desde el siglo IX//Studium Ovetense. 1998. T. 26. P. 167-236; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 239-256; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 44-46; 19984. Τ. 5. Σ. 256-261.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Захумско-Херцеговачка и Приморска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри на территории исторической обл. Хум (Захумле, Герцеговина) и побережья Адриатического м. (г. Дубровник ). Кафедра находится в мон-ре Тврдош . Правящий архиерей - еп. Григорий (Дурич), на кафедре с 3 окт. 1999 г. Епархия разделена на 2 наместничества: Мостарско-Невесинское и Требинско-Дубровникское, в к-рые входят 10 церковных общин, 34 прихода, 7 мон-рей: Добричево , Дужи , Житомислич , Завала , Тврдош, Герцеговинская Грачаница (2002) и жен. мон-рь во имя святых Петра и Павла в с. Чичево. В епархии служат 3 архимандрита, 4 иеромонаха, 24 священника, 5 диаконов. Епархия окормляет ок. 100 тыс. верующих (2008). После получения Сербской Церковью автокефалии (1219) св. архиеп. Савва учредил 8 епархий, в т. ч. Хумскую. Целью создания этой кафедры было укрепление позиций в регионе, вокруг к-рого шла постоянная борьба между правосл. Сербией (обл. Рашка) и прокатолич. Боснией и Дубровником (см. ст. Босния и Герцеговина ). Кафедрой был избран мон-рь Пресв. Богородицы в г. Стон (совр. Хорватия), оставленный в нач. XIII в. бежавшими от богомилов католич. епископами. Территория Хумской епархии первоначально охватывала долину р. Неретва до среднего течения р. Лим с прибрежными островами Адриатического м., бассейны рек Требишница, Пива, Тара, Дрина, Морача. 1-м Хумским епископом стал ученик св. Саввы Иларий (Иларион; до 1239). Его наследником был еп. Феодосий. Серб. кор. Стефан Урош (1243-1276) был щедрым благотворителем Хумской епархии и мон-ря Пресв. Богородицы в Стоне. В 1253 г. Дубровник, Болгария и хумский жупан Радослав объединились против Сербии, поэтому в целях безопасности кафедра Хумской епархии была перенесена ближе к Сербии, в мон-рь святых Петра и Павла на р. Лим, а кор. Стефан Урош подтвердил привилегии, данные ранее Хумской епископии. Еп. Даниил, управлявший епархией с 1316 г. (в 1324 возглавил Печскую архиепископию, см. Даниил II ), просил серб. кор. Стефана Уроша II (см. св. Милутин ) оказать епархии помощь. Последний известный Хумский еп. Стефан Пекпал был изгнан с кафедры после захвата Хума в 1322-1324 гг. боснийским баном Стефаном II Котроманичем (1314-1353). Окончательно Стон и п-ов Пелешац были утрачены Сербией в 1333 г., когда контроль над территорией при условии сохранения на ней Православия был передан за деньги Дубровнику. Несмотря на соглашение, в 1335 г. в мон-рь Пресв. Богородицы был назначен католич. священник, в 1349 г. обитель передали францисканцам. Из-за утраты Сербией Стона и Хума Хумская епархия в 1330-1343 г. была упразднена.

http://pravenc.ru/text/182725.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Черемисов Иван Иванович; род. 17.11.1939, ст. Терновка Воронежской обл.), митр. Орловский и Болховский. В 1946 г. вместе с родителями переехал в Вильнюс, окончил среднюю школу и муз. техникум. Служил алтарником, пел на клиросе в вильнюсском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре . В 1957 г. поступил в Минскую ДС, в 1965-1968 гг. учился в МДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1972 г. со степенью канд. богословия за соч. по кафедре Свящ. Писания НЗ «Профессор Н. Н. Глубоковский и его труд «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу»». В 1972 г. поступил в аспирантуру при МДА, работал в ОВЦС, в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом ин-те Боссэ (Швейцария). В годы учебы нес послушание личного секретаря митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) . 7 апр. 1971 г. в Покровском храме МДА еп. Дмитровским Филаретом (Вахромеевым) пострижен в монашество, 14 апр. рукоположен во иеродиакона, а 4 нояб. 1972 г.- во иеромонаха. В 1975-1982 гг. служил настоятелем и благочинным храмов Вильнюса, с 1982 по янв. 1985 г.- заместителем настоятеля Патриаршего подворья в Токио. 8 апр. 1979 г. еп. Виленским Викторином (Беляевым) возведен в сан игумена, а 24 марта 1987 г. митр. Херсонским Сергием (Петровым) - в сан архимандрита. С нояб. 1986 по апр. 1989 г. А. служил благочинным Данилова московского мон-ря . Антоний (Черемисов), еп. Красноярский Антоний (Черемисов), еп. Красноярский 22 апр. 1989 г. в Даниловом мон-ре А. был хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. 25 янв. 1990 г. переведен на восстановленную Тобольскую кафедру, а 20 июля того же года - на Красноярскую кафедру. С 19 февр. 1999 г. архиепископ. С 17 июля по 29 дек. 1999 г. временно управлял также Абаканско-Кызылской епархией. В дек. 1999 г. Красноярскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , высоко оценивший труды А. по укреплению Православия в Сибири. Святейший Патриарх наградил А. орденом св. кн. Даниила Московского 2-й степени. А. награжден др. церковными и светскими наградами, является почетным гражданином Красноярска.

http://pravenc.ru/text/116028.html

2. М. в мон-ре (Л. 313; показан пишущим в келье Деяния ап. Павла). 3. Кн. Константин Димитриевич узнает за монастырской трапезой в старце своего сродника (Л. 316). 4. Изведение М. источника (Л. 317 об.; М. коленопреклоненно молится, рядом группа монахов, смотрящих на старца с мольбой). 5. Умножение монастырской житницы молитвами М. (Л. 319). 6. Беседа М. с разбойниками (Л. 320 об.; М. изображен перед группой разбойников с мечами, он слушает одного из них и обращается к игумену). 7. Второй приход князя в мон-рь и просьба к нему М. построить каменную Троицкую ц. (Л. 322; по озеру плывет ладья под белым парусом, в ней гора камней для строительства Троицкого собора; на озере большие волны, в виде черных спиралей - эпизод, иллюстрирующий чудо об усмирении М. бури). 8. Пророчество М. игум. Феодосию (Л. 324). 9. Чудо о 2 вельможах (Л. 326). 10. Чудо о попе - М. обличает иерея Никифора в воровстве (Л. 327 об.). 11. Чудо об архиеп. Евфимии - М. уличает архиерея в неправедном поступке (Л. 328). 12. Пророчество М. об архиерейской хиротонии свт. Евфимия Новгородского (Л. 328 об.; М. покрыл голову белым платком, предрекая т. о. будущую архиерейскую хиротонию, святителя). 13. Пророчество и чудо М. о посаднике Григории Посахно (Л. 330 об.; М. в молении иконе Св. Троицы, под иконой лежит молящийся вельможа; вверху - вельможа бьет палкой человека, ловившего по благословению М. рыбу в его угодьях). 14. Посещение Клопского мон-ря кн. Дмитрием Шемякой (Л. 334; художник изобразил одновременно 2 прихода князя в мон-рь: при 1-м князь стоит, при 2-м, после неудачи в междоусобной войне, падает на колени в земном поклоне). 15. Встреча М. со свт. Евфимием, архиеп. Новгородским, в Вяжищском мон-ре (Л. 336 об.; миниатюра предваряет главу «Пророчество святаго о рождении великаго князя Иоанна, и о взятии Великаго Нова града»). 16. Встреча в Клопском мон-ре М. и посадника Ивана Немира (Л. 337 об.). 17. М. подает последнее благословение братии мон-ря (Л. 339). 18 и 19. Посмертные чудеса М. (на миниатюрах не изображен).

http://pravenc.ru/text/2563470.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010