Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ «ООН про нас забыла». Бежавших из Сирии христиан загоняют в гетто 08.02.2018 13:34 Версия для печати На границе Ливана и Сирии разворачивается настоящая гуманитарная катастрофа. Мало кто знает, что за пределами расположенных здесь палаточных городов для беженцев живут тысячи сирийцев, чья судьба мало интересует крупнейшие организации, направляющие сюда помощь. Корреспондент РИА Новости встретился с некоторыми из них и выяснил, почему они оказались на обочине международной благотворительной системы. Вне системы Все родственники Салиба уже давно обосновались в Европе. Ему же лишь полтора года назад чудом удалось сбежать вместе с женой и детьми из охваченного войной сирийского Эль-Камышлы. Теперь он пытается найти работу в городе Захле на границе Ливана и Сирии. " Жена недавно устроилась, но получает копейки " , — говорит он. Межконфессиональная делегация религиозных деятелей из России доставила гумпомощь сирийским беженцам в Ливане Вопрос о возвращении на родину вызвал у него замешательство: " Не-не! Я не вернусь в Сирию! При любой возможности уеду в Европу " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Этим достигается равномерный расход дыхания и, следовательно, ровная звучность всего песнопения, что облегчает возможность следить непосредственно за развертыванием смысла: Пример 13 Глас 3. Кондак воскресный В этом примере и далее значок , стоящий над знаком разделения колен, обозначает пение на цепном дыхании (в том случае, когда он стоит над слогом текста, он обозначает речитативную веху). В некоторых случаях цезуры применяются не как выразительное, а как вспомогательное техническое средство – вне зависимости от смыслового строения текста. Это необходимо, когда на стыке близких по смыслу колен встречаются скачки одновременно в нескольких партиях, или одно из них оканчивается, а следующее начинается с гласной; также, если в окончании строки текста и в начале следующей встречается несколько согласных звуков подряд. Пример 14 Глас 5, напев из обихода Соловецкого монастыря. Стихира в субботу вторыя седмицы по Пасхе на стиховне вечера В приведенном примере при переходе от 3-й мелодической строки к 1-й в трех верхних голосах есть скачки – у 1-го и 2-го на кварту, у 3-го – на терцию вверх, поэтому между этими строками лучше взять дыхание, несмотря на то, что в тексте цезура – после строки «и от отметающихся» (в конце ее стоит точка). К тому же, начало 1-й мелодической строки «и от отметающихся» трудно и с точки зрения дикции. Иногда цепное дыхание и цезуры используются независимо от содержания текста, то есть всегда поют без пауз или всегда – с добором дыхания и слогообрывом в конце каждого колена. Тогда способ соединения текстовых строк приобретает характер исполнительской манеры, которая не направлена на достижение осмысленности пения. При пении на цепном дыхании следует обращать особое внимание на переходы от одного колена к другому, где по инерции образуются звуковые «наплывы». Они усугубляются любыми изменениями в певческой ткани в эти моменты: началом модулирующего движения, сменой аккорда или гласной. Темп и равномерность пения. Как и в одноголосном пении, установление и поддержание равномерного движения в строках на протяжении всего песнопения является одной из основных задач пения речитатива в гармонии: это движение должно быть устремлено к распевному окончанию строки, но без ускорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Относительно облачения для Светлой седмицы и в отдание Пасхи указаний нет, а практика различна 124 . Следует ли в пасхальную седмицу читать «светильничные» молитвы и когда? Известны два взгляда по этому вопросу: по одному, молитвы эти, как располагающие к покаянно-скорбному чувству, должны быть пропускаемы в торжественном пасхальном богослужении, а по другому – они во всяком случае должны быть вычитываемы, и именно, во время великой ектении, с которой они соединяются по содержанию. Какое «правило» и какие «входные молитвы» читать священнику в седмицу Пасхи? Священнику, готовящемуся к служению в дни св. Пасхи, довольно прочитать с вечера пасхальный канон, вместо канона «Иисусу Сладчайшему», канон ко св. причащению и вечерние молитвы, а утром молитвы ко св. причащению. Было бы мало уместным и пред самой литургией в дни св. Пасхи вполне вычитывать обычные входные молитвы. В числе обычных входных молитв первое место занимают покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи...» и проч. Естественно, что эти тропари благоприличнее заменять тропарями пасхальными, какие положены на часах пасхальных, т.е. после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе из мертвых...», читать «Предварившия утро яже о Марии...», «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...» и проч. 125 ; затем из обычных входных молитв неотложно читать «Пречистому Твоему образу...», «Милосердия сущи источник...» и «Господи, ниспосли руку Твою...» В Светлую неделю, по Номоканону при Большом Требнике, «помины не бывают» (п. 169). Под словом «помины» в данном случае разумеется великая панихида (парастас) и всенощное бдение (или отдельно совершаемые заупокойная вечерня и утреня) и литургии за упокой (равным образом панихида и лития за упокой), а не поминовение на проскомидии, которое можно совершать повседневно (когда отправляется полная литургия); поэтому в дни св. Пасхи можно принимать просфоры и поминать за упокой на проскомидии. По разъяснению некоторых, относительно совершения панихид в течение Светлой седмицы, устав говорит, что в эту седмицу нельзя совершать их «в притворе храма», а вовсе не воспрещает совершение их вне храма. Отпевание (и совершение при этом панихид) бывает и во храме (без совершения заупокойной литургии), «аще случится брату коему отъити ко Господу в сию св. седмицу Пасхи». Недели по Пасхе

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Почему же Херувимская повторялась трижды? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны восстановить первоначальную структуру византийского гимна Великого входа. II. Исконная форма песни византийского Великого входа: попытка реконструкции Антифонная псалмодия на Великом входе? Априорно, за исключением прямых свидетельств, сравнительное исследование христианской гимнологии наводит на мысль, что вряд ли Херувимская или ее сестры представляют собой изначальную форму гимнов Великого входа. Прежде всего, в кратких духовных композициях византийской евхаристической литургии такие песнопения как Херувикон, обычно называются тропарями, ибо первоначально предназначались для исполнения в качестве припевов антифонных псалмов. 357 Кроме того, на основе сведений из истории христианского литургического пения, мы можем предположить, что в 573574 гг. Херувикон был введен в качестве припева антифонного псалма, поскольку в тот период церковные (то есть небиблейские) композиции не исполнялись вне библейской псалмодии, а служили последней в качестве рефренов. Последующее широкое распространение церковной гимнологии постепенно задушило псалмопение, которому она была первоначально подчинена. 358 В конце концов, на основе сравнительной литургики мы можем заявить: 1) что большинство других литургий в этом пункте имеют (или имели) псалом с рефреном, так же как на входе (интроите) и причащении; 359 2) что в византийской литургии два песнопения, антифон первого, или «малого», входа и киноник, соответствующие интроиту и причастному гимну римского обряда, были некогда антифонными псалмами с рефренами. 360 Следовательно, уместно спросить, а не был ли и византийский гимн Великого входа антифонным псалмом, который позже исчез в результате капризов литургического развития? Эта гипотеза основывается на древенйшем свидетельстве о гимне Великого входа в обряде Великой Церкви. «Беседа о Пасхе и священной Евхаристии» Евтихия Приблизительно во время введения Херувикона в литургию при Юстине II в 573–574 гг. патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Влияние ранней и поздней Пасхи. Прежде чем говорить о частных случаях названных изменений, запомним главные положения Устава о значении праздника Воздвижения Креста в круге евангельских чтений: 1 . «Матфеевы седмицы», то есть зачала, начинаясь от Понедельника Святого Духа, идут (читаются) до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении. 2 . «Лукины седмицы» (зачала) могут начаться только после праздника Воздвижения и только от начала, то есть с понедельника, с 10-го зачала. Только приняв во внимание эти два положения, мы можем легко усвоить себе все случаи изменений в зачалах Матфеевых и Лукиных. Представим себе случай самой ранней Пасхи, какая была, например, в истекающем пасхальном году. Эта Пасха, отодвинувшись от неподвижного Воздвижения на 22 марта, образовала столь большое вместилище седмиц (22 марта – 14 сентября), что, кроме 7 седмиц Пятидесятницы, в него вошли все 17 седмиц Матфеевых (11 мая – 6 сентября) и осталась еще пятерица дней (7–11 сентября), лишенная евангельских зачал (12 и 13 сентября имеют свои чтения, так как это соответственно суббота и Неделя пред Воздвижением, а сам праздник Воздвижения попадает на понедельник, то есть на 14 сентября. – Ред.). Таким образом, при ранней Пасхе все 17 седмиц Матфеевых оказались, так сказать, внутри Пасхи, то есть в ее вместилище. Возьмем теперь случай самой поздней Пасхи. Эта Пасха, приблизившись к неподвижному Воздвижению до предела 25 апреля, столь сократила вместилище седмиц (25 апреля – 14 сентября), что, кроме Пятидесятницы, в нем могли остаться только 12 полных седмиц Матфеевых и пять седмичных дней 13-й седмицы. Остальные седмицы этого звена оказались вне ряда и не могли быть прочитаны на своем месте. Та же картина наблюдается и на другом конце пасхального года. Поздняя (отдаленная) Пасха, увлекая за собой десять седмиц Триоди, отрывает Неделю мытаря и фарисея от Лукиных седмиц, образуя больший или меньший промежуток, лишенный евангельских зачал. Ранняя (приближенная) Пасха, напротив, придвигает Триодь иногда вплоть к празднику Крещения, как, например, в прошлом пасхальном году, когда Неделя мытаря и фарисея низошла до 11 января. Результатом этого является пропуск зачал даже и в Лукином ряде.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Но, утверждая это, автор не приводить никакого свидетельства, как будто достаточно, в этом случае, его собственного авторитета. Между тем существует, как увидим ниже, другое, гораздо более авторитетное, свидетельство насчет-двухдневного празднования первого дня Пасхи не только вне Палестины, но и внутри ея, и именно в Галилее и в самом Иерусалиме – галилеянами. в) „Иные утверждают», продолжает автор, „без всякого впрочем основания и без исторических указании, что между фарисеями и саддукеями было различное календарное исчисление, которое расходилось одним днем, и Иисус ел пасхального агнца вместе с последними. Но, не смотря уже на то, что это мнение не имеет никакого исторического основания, пасхальный агнец мог быть приносимым единственно только в тот день. который был объявлен законным синедрионом и священниками, но он никак не мог быть приносим в два различных дня». Последнее замечание также не подтверждено никаким свидетельством, или историческим указанием; да и по логической последовательности, из того, что „пасхальный агнец мог, быть приносим единственно только в тот день, который был объявлен законным синедрионом и священниками», не то следует, чтобы этого нельзя было сделать в два различных, один за другим следовавших дня, посвящавшихся одному и тому же празднику представителями разных народностей той же Палестины, которые приходили к Пасхе в Иерусалим (из Иудеи и Галилеи), а то – что разрешить принесение агнца в тот либо другой день зависело от самого синедриона и священников. И самое влияние на такое разрешение, кроме удобства для самих священников, зависело не от разных календарных исчислений, будто бы существовавших у фарисеев и саддукеев, а от преобладания той либо другой партии – в понимании, как поступить при некоторых совпадениях праздничных дней, в чем, как увидим, сознается впоследствии и сам автор. г) „Другие ученые«, продолжает автор, „утверждают, что для того, чтобы не следовали один за другим два праздника, т. е., первый день Пасхи и немедленно же за ним следующая суббота, синедрион установил было тогда, когда распяли Иисуса Христа, перенести первый день Пасхи с пятницы 15-го на следующую субботу, и поэтому пасхальный агнец был принесен 15-го вместо 14-го; Иисус же ел строго по Моисееву закону пасхального агнца уже 14-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Аудиозапись с обращением аль-Багдади говорит об агонии ИГ, уверен эксперт 29.09.2017 15:50 Версия для печати Москва, 29 сентября. Появление аудиозаписи с записанным на ней, как утверждается, обращением лидера ИГ Абу-Бакра аль-Багдади свидетельствует об агонии «Исламского заявил в пятницу РИА Новости российский специалист по исламскому радикализму, эксперт Института национальной стратегии религиовед Раис Сулейманов. «Поскольку как проект уже подходит к финалу, подобные видео свидетельствуют, с одной стороны, об агонии Им нужно показать, что он (аль-Багдади – ред.) жив, все равно жив», — сказал Сулейманов, комментируя появившуюся запись. При этом он отметил, что и после победы над в Сирии и Ираке «радикальный исламизм никуда не денется». Собеседник агентства предположил, что подобные записи с «живым» главарем террористов могут появиться еще не раз, вне зависимости от того, жив ли в действительности аль-Багдади или же нет. «Это всегда так: есть злодей, который должен как птица Феникс возрождаться», — отметил Сулейманов. Он напомнил, что подобным образом ранее не раз «вылезали из пепла» и другие уже похороненные предводители террористов — например, Усама бен Ладен, Шамиль Басаев, Доку Умаров.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

К домонгольскому, вероятно, периоду относится обычай хоронить особенным образом всех умиравших внезапно – самоубийц и покойников, найденных на дороге или в поле. Их не отпевали каждого отдельно, а до седьмого четверга по Пасхе (семика) держали в общих «божедомках " или «скудельницах» – ямах (иногда с «молитвенными храмами») вне городов на вспольях, и тогда сразу отпевали общую панихиду. В качестве особых обрядов существовали у нас настолование и братотворние. Первое состояло в том, что новорукоположенного митрополита или епископа другие епископы во время литургии возводили на стол или кафедру, стоявшую посреди церкви, и паства торжественно приветствовала его, как законного епископа, возглашением и целованием. Братотворение было церковным освящением дружественного союза, заключаемого между мужчинами или женщинами. В требниках последующего времени находятся два чина братотворения: краткий состоял в чтении священником нескольких молитв над вступающими в братство; полный же аналогичен с чином венчания: вступающие в братство становились перед алтарем, клали руки на Евангелие; священник опоясывал их поясом и давал по свече; затем читались ектении, молитвы, Апостол и Евангелие; побратимы приобщались преждеосвященными Дарами и обводились вокруг аналоя при пении тропарей. Глава V. Религиозно-нравственное состояние общества 280 § 26. Обыкновенно бывает, что народ, принимая новую религию, не от решается вдруг от прежней, с которой свыкся, но так или иначе соединяет различные религиозные мировоззрения и религиозную практику. То же случалось и с русским народом: приняв христианство, он продолжал язычествовать. Этому способствовали некоторые местные условия: боязнь княжеского гнева заставляла многих принимать христианство без убеждения в его истинности и даже без знания о его сущности; нерадивость пастырей церкви в деле учительства и низкий уровень просвещения мешали народу разумно сопоставить христианство и язычество; домовый характер языческой религии делал неудобным преследование ее светской и церковной властью; наконец, неразвитость славянской религии и некоторые особенные черты ее мифологии облегчала для простого народа совмещение этой религии с христианством или, по крайней мере, сглаживали контраст между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Свт. Иаков, еп. Нисибинский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Артель Гурия Никитина Помимо библейских святых (Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, четырех Евангелистов, 12 и 72 апостолов, прор. Илии и др.) особо почитаемыми являются Мар Авген ( Евгений ; пам. сир. 4-я пятница периода Благовещения), «греческие Учители» ( Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский и Несторий ; пам. сир. 5-я пятница периода Благовещения), «сирийские Учители» (прп. Ефрем Сирин , Мар Нарсай , Авраам, Иулиан Сава, Иоанн, Михаил, Иов Адиабенский, Исаия, Бар Саума; пам. сир. 6-я пятница периода Благовещения), 40 мучеников Севастийских (пам. сир. 8-я пятница периода Благовещения или 9 марта), многочисленные мученики и исповедники, пострадавшие во время гонений царя Шапура II (пам. 1-я пятница по Пасхе), Раббан Хормизд (VI-VII вв., пам. сир. понедельник 3-й седмицы по Пасхе), Мар Аддай (пам. сир. 5-я неделя по Пасхе), св. Иаков Нисибинский и Мар Мари (пам. сир. 1-я пятница периода Апостолов), мц. Хмони (Соломония, мать мучеников Маккавеев) и др. В основе совр. восточно-сир. месяцеслова лежит список святых, сформировавшийся при патриархе Ишояве III в 650-651 гг. К этому списку были добавлены имена нек-рых епископов VII-X вв. и монахов-основателей крупных мон-рей (кроме столпников). Особенностью древнейшего месяцеслова являлось преобладание коллективных памятей святых, празднуемых вне периодов Великого поста и Рождества Христова. В нач. XVI в. список святых, почитаемых в АЦВ, был пересмотрен халдейскими патриархами, имевшими резиденцию в мон-ре Раббан-Хормизд на горе Карду близ Алкоша. Новый список содержал памяти всех почитаемых в нач. XVI в. святых с указанием мест их погребения и представлял собой не столько литургический календарь, сколько путеводитель для паломников. Имена нек-рых святых из месяцеслова были исключены, т. к. их почитание либо прекратилось, либо не имело центра в виде известного храма или гробницы. С XVII в. в связи с деятельностью халдейского патриарха Иосифа II (1696-1712) начинается латинизация восточно-сир. месяцеслова, проявляющаяся в установлении неподвижных памятей святых (напр., вмч. Георгия - пам. сир. 24 апр., мч. Петиона - пам. сир. 25 окт., Мар Биньямина Шимуна XXI, патриарха АЦВ (1903-1918),- пам. сир. 3 марта), а также во включении в календарь памятей святых, почитаемых в других христ. Церквах ( Fiey J. M. Le sanctoral syrien oriental d " après les évangéliaires et les bréviaires du XIe au XVIIIe siècle//L " Orient Syrien. 1963. Vol. 8. P. 21-54).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

– В народе есть поверье: чтобы избавиться от бесплодия, нужно съесть несколько сережек освященной вербы. Вроде бы, кому-то помогло. Может быть, здесь работает принцип «по вере вашей да будет вам»? – Давайте крайностей не будем допускать: что кушать, заваривать, прикладывать, помазывать… Все-таки это ближе к язычеству. Но не стоит забывать: пророк пророчит, а Господь как хочет. Дух Святой дышит, где хочет. Не факт, что кто-то получил просимое оттого, что сережки скушал. Может, это произошло потому, что человек поверил, что Бог воскрес: Господь увидел, что сердце просящего исцеления готово принять благодать. Есть много случаев действия благодати Божией, которые не поддаются объяснению. К примеру, апостол Петр пришел, стал проповедовать еще не крещенным язычникам, а на них сошел Дух Святый. «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников… Тогда Петр сказал: “Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?”» (Деян. 10: 45–47). Господь зрит на сердце, обращаясь к каждому из нас, Он взывает: «Даждь Ми сердце твое». Мы же смотрим на низшее – на сережки, на вербочки: дай пожевать, дай похлестать… Если человек воспринимает веточку как магический талисман, то он становится похож на козлика из мультика, которому говорят: «Слушай, сколько можно поедать хозяйскую герань?». А Господь зрит на сердце, готово ли оно принять Его. – Как мирянин должен веселиться, отмечая праздник Пасхи вне храма, чтобы при этом не согрешать? – Мне кажется, сейчас есть такая проблема: зачастую люди не понимают, что такое Пасха и что такое веселье. Если человек, находившийся долгое время в тюрьме, выходит на Божий свет и видит, что оковы с него спали, то он будет радоваться и мотыльку, и свежему ветерку, и лучику солнышка. Когда человек понимает, от чего спасен, зачем он живет, то соответственное отношение у него будет и к Пасхе. А если ему все равно, Пасха сегодня или День шахтера, значит, ему нужен только повод, чтобы напиться. Когда же верующий совершает осмысленное восхождение к вершине, проходящее через весь Великий пост к Пасхе, то, естественно, в конце этого пути он будет испытывать радость. Через подвиг веры православный христианин вступает в этот великий праздник, свидетельствующий нам о вечной жизни. Разумеется, за сорокадневный пост невозможно полностью освободиться от греха, какие-то страстишки в душе остаются, не все поборено, но в сердце все равно ликование – от надежды на милосердие Божие, праздник от осознания того, что стремящийся исполнять заповеди ради Христа никогда не будет забыт Богом. Это чудо! Словами такое трудно объяснить.

http://pravoslavie.ru/30140.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010