Список используемой литературы     1. Н . Зарубина , « Российский предприниматель в художественной литературе XIX — начала XX века ». 2. И . Солоневич , « Диктатура слоя », Москва , « Отчий дом », 2009 г . 3. Л . Толстой . Полное собрание сочинений в 90 тт . М .- Л ., 1952 г . 4. Н . Гоголь , « Мертвые души . Женитьба . Ревизор », АСТ , Москва , Полиграфиздат , 2010 г . 5. М . Фасмер , Этимологический словарь русского языка , т . 1, М ., « Прогресс », 1986, стр . 182, 142. 6. Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета , « Российское библейское общество », Москва , 2007 г . 7. Преподобный Ефрем Сирин , « Избранные творения ». Издательство Сретенского монастыря , 2007 г . 8. Преподобный авва Дорофей , « Душеполезные поучения », ЛЕПТА , 2005 г . 9. Преподобный Варсонофий Оптинский , « Беседы , келейные записки , духовные творения , воспоминания , письма ...», Свято - Введенский монастырь Оптина Пустынь , 2009 г . 10. Священник Олег Стеняев , « Человек перед лицом соблазнов . Беседы на Священное Писание », Москва , 1999 г . 11. Архиепископ Иоанн ( Шаховской ), « Православное отношение к деньгам ». — М .: « ДАРЪ », 2006 г . 12. Н . Кочин , « Кулибин », Горьковское книжное изд - во , 1958 г . 13. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет ( Вахромеев ) « Экономика и нравственность », Минск : Белорусская Православная Церковь , 2008 г . 14. Архиепископ Иоанн ( Шаховской ), « Христианское отношение к богатству и бедности », САТИСЪ , СПб ., 2005 г . 15. Ю . Голицын , « Предпринимательство и русский характер ». 16. « Этический кодекс православного предпринимателя ». 17. Преподобный Амвросий Оптинский , « Умудряйся и смиряйся ». Издательство Сретенского монастыря , 2008 г . 18. Преподобный Серафим Вырицкий , « Житие . Акафист ». Общество святителя Василия Великого , СПб ., 2002 г . 19. « Свод нравственных правил и принципов хозяйствования ». 20. Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста , КОВЧЕГ , 2006 г . 21. « Житие преподобного Серафима Саровского с приложением акафиста , молитв и других необходимых сведений », Артос - Медиа , Москва , 2009 г .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Григорий Сардский, митр. 207 174 Григорий Синаит , прп. 5 2 , 28 93 , 112, 498 Д авид Псалмопевец, пророк (библ.) 17, 33, 141, 147, 148, 150, 318, 330, 338, 349, 373, 374, 383, 387, 402, 406, 407, 411, 413−417 Даниил, пророк 20 51 , 23, 26 Даниил Столпник, прп. 122 (17) Дарий, царь (библ.) 174 Демокрит, философ 169 Диадох, еп. Фотикийский, свт. 44, 49 (27) , 50 сн. , 52 Димитрий Кидонис, еретик 309, 462 21 Дионисий Ареопагит (Пс.) 447, 134 12 , 146 45 , 151 75 , 176 (24, 29, 31) , 181 64 , 182 65, 67 , 189 (98) , 190 105 , 194 (119, 120) , 197 129 , 201 148, 149 , 209 180 , 227 (259) , 231 270 , 240 313 , 245 337 , 247 351 , 249 (367, 368) , 250 (373) , 251 375 , 252 378 , 257 (396) , 258 398 , 273 476 , 278 518 , 284 (547) , 295 (604) , 296 605 , 300 12, 13 , 314, 316 6 , 326 (41) , 331 56 , 350 93 , 355 95 , 382 (206) , 383 (210) , 384 (217, 218, 221) , 398 264 , 450 5 , 461 19 , 462 (22, 24) , 474 77 , 498, 499, 505 Дионисий монах 5, 6, 133−138, 140, 143 24 , 149 62 Дионисий, ктитор 136 Диоскор I, патр. Александрийский, еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 219, 452 Дорофей, иеромон. 82 (20) Дорофей Газский, прп. авва 20 49 , 125 40 , 500 Е ва (библ.) 269 Евагрий Понтийский , еретик (см. также Нил Анкирский) 14 10 , 18 32 , 36 136 , 45, 50 (28) , 51 36 , 53, 88 53 , 100 126 , 150 71 , 329 сн ., 500, 509 Евлогия см. Ирина Хумнена Евномий Кизический, еп., еретик 169, 188, 191, 192, 204, 216, 218, 230, 243 (325, 326) , 274 486 , 279, 280, 283 (545) , 285 556 , 287, 290, 300, 301, 464; см. также ПУ (евномианство) Евсевий Кесарийский , еп. 235 288 , 491, 500, 513 Евстафий, врач, адресат Василия Великого 289 Евтихий, архим., еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 212, 219, 452 (18) Екклесиаст (библ.) 21, 98 Епифаний Кипрский (Саламинский), свт. 24 72 , 197 132 , 328 сн. , 500 Евфимий Зигабен (Зигадин), монах 47, 302 22 , 500 Ефрем Сирин (Пс.; Ephraem Graecus) 24 71 , 118 3 , 135, 410 60 , 501 З ахария, пророк (библ.) 147 (53) Зинон, имп. 230 Зоровавель (библ.) 174 И аков, еп. Иерусалимский, сщмч., ап. 17, 19

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

– Взаимоотношение молитвы и созерцания (16, 95; 21:145). – Немногие достигают чистой молитвы, разве один из тысячи, а достигший таинства, которое уже за этой молитвой, едва находится и в роды родов (16, 96; 21:145). – Что такое молитва и в чем состоит ее чистота и нечистота? (16:96) – Различные наименования духовной молитвы и признаки оной (16:97–98). – Почему созерцания, подаваемые Духом, называются молитвой? (16:99) – Почему эти высшие духовные состояния даруются во время молитвы, а не в другое какое время? (16:99–102) – Когда человек сподобляется сей благодати? (16:102) – Видение Антония Великого во время молитвы (17:105). – Пост – матерь молитвы (21:127). – Совершенство безмолвнического жития – непрестанное пребывание в молитве (21:144–145). – Только приявшие благодать Утешителя могут непрестанно молиться (21:144). – Молчание чистых может быть названо молитвой, и почему (21:145). – Что такое духовная молитва и как сподобляются ее? (21:145–146) – О стоянии на молитве в известные часы не нерадят и совершенные (21:146). – Человек сподобляется непрестанной молитвы тогда, когда хранением заповедей Господних совлечется греха (21:146).–Те, в коих воссиял свет веры, н е просят у Бога в молитве временных благ (25:160–161). – Величайшая благодать – утвердиться человеку во время молитвы в уповании на Бога (30:178). – Когда не испытываем во время молитвы возбуждения и непрестанного сокрушения, не должно сомневаться в силе ее (30:179). – За всякого рода памятованиями, занимающими ум, должна следовать определенная молитва (30:180–181). – Как достигать молитвы без парения мыслей? (30:181–182) – Как вредно смущение в молитве (30:182). – Помыслы, всеваемые врагом, нужно отсекать молитвой, а не прекословить им, и почему (30:183). – Слезы во время молитвы – признак милости Божией (30:184). – Молитва выше милостыни (30, 184; 56:354). – В скорби должно просить помощи Божией (36:202). – Некоторые молятся об отъятии у них дарований (36:202). – За молитвой должно следовать дело (38:211).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Вопрос. Каким образом человек отсекает прежнюю свою привычку и приучается в жизни к недостаткам и к подвижничеству? Ответ. Тело не соглашается жить без удовлетворения нужд его, пока окружено тем, что служит к наслаждению и расслаблению, и ум не может удержать его от этого, пока оное тело не будет устранено от всего, производящего расслабление. Ибо, когда открыто пред ним зрелище наслаждения и сует, и каждый почти час видит служащее к расслаблению, тогда пробуждается в нем пламенное пожелание сего и, как бы, разжигая его, раздражает. Посему-то Искупитель Господь обязавшемуся идти вослед Его всепремудро 181 и весьма хорошо заповедал обнажиться и выйти из мира 182 , потому что человек должен сперва отринуть все, служащее к расслаблению, и потом приступать к делу. И Сам Господь, когда начал брань с диаволом, вел оную в самой сухой пустыне. И Павел приемлющим на себя Крест Христов советует выйти из града. Да исходим к Нему, говорит, вне града и приимем поношение Его 183 , потому что пострадал Он вне града. Ибо, если отлучит себя человек от мира и от всего, что в мире, скоро забывает прежнюю свою привычку и прежний образ жизни, и долгое время не трудится над этим. А от приближения его к миру и к вещам мирским скоро расслабевает сила ума его. Посему должно знать, что особенно споспешествует и ведет к преуспеянию в сей страдальческой и спасительной брани. Итак, пригодно и споспешествует в сей брани, чтобы монашеская келия была в скудном и недостаточном состоянии, чтобы келия у монаха была пуста и не содержала в себе ничего, возбуждающего в нем вожделение покоя. Ибо, когда удалены от человека причины расслабляющие, нет ему опасности в двоякой брани – внутренней и внешней. И, таким образом, человек, который вдали от себя имеет служащее к удовольствию, без труда одерживает победу в сравнении с тем, у которого вблизи возбуждающее его к вожделению. Ибо здесь сугубый подвиг. Когда человек желает иметь только нужное для поддержания тела его, тогда и потребности его делаются удобопренебрегаемыми, и даже в необходимое время умеренного удовлетворения потребностям своим взирает он на сие не с вожделением, и малым чем-нибудь 184 подчиняет себе тело, и смотрит на это как на нечто удобопренебрегаемое, и приближается к пище не из-за сладости ее, но, чтобы помочь естеству и подкрепить оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Дерзость (вольное обращение). Уклоняйся от дерзости в речах, как от смерти (9:77). – Как избавиться от вреда, порождаемого вольностью в обращении? (56:348) – О благоговейном хождении (поведении) пред другими, и какая от сего польза (89:508). Диавол . Должно молиться, чтобы не впасть в диавольское искушение (5:58–59). – Образ действия диавола на душу человека (30:182). – Цель его искушений (57:360). – Диавол из денницы стал сатаной за превозношение (57:368). – Различные (четыре) способа брани его с подвижниками (60:396–406). – Диавол не может искушать без попущения Божия (60:397–398). – Для чего попускает Бог диаволу вести брань со святыми? (60:404–405) – Бог попускает на нас иногда явную брань диавольскую к познанию нашей немощи и смирению (61:411). – Диавол знает время, когда напасть на человека (75:458). – Последовательность диавольской брани (75:459–461). – Диавол непрестанно подстерегает, чтобы уловить человека (75:460). – Мысль о смерти более всего ненавидит диавол и стремится истребить ее в человеке (86:498–499). – Кто обрел зависть, тот обрел с ней диавола (89:507). – (См.: Демоны ). Дионисий Ареопагит . Его изречения (16, 97–98; 17:105). Добродетель. Начало добродетели – страх Божий, и в чем основание добродетели (1:25–26). – Слово о добродетели требует сердца, не занимающегося землей, и почему (1:30). – Нужно опытное знание добродетели, чтобы наставлять в ней (1:32–33). – Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостью приемлет последующие за тем бедствия (2:37). – Побуждение к добродетели и подвигам (2:37–38). – Без добродетели недостижимо созерцание (2:40–41). – Добродетель есть здравие души, а страсти – недуг ее (4:48). – Почему добродетель утесняет тело, а душу возращает? (4:49–50) – Добродетель мирян и добродетель иноков, и превосходство последней (14, 89–93; 30:184–185). – Пока человек не смирится, не получает награды за доброделание (34:195). – Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но, рождающемуся от них, смирению (34:195).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Люди с душой возвышенной находят ее прекрасной и без того, саму по себе, и потому стремятся к ней, – живут добродетельно не из-за наград, а для угождения Богу, и высоко ценят целомудрие не для того, чтобы избежать наказания, а потому, что так повелел Бог . Если же кто более немощен – тот пусть представляет себе и награды» 181 . Таким образом, только для немощных, несовершенных нужно напоминать о награде за добродетель, совершенные же знают ценность добродетели и потому будут добродетельными и без наград. Становясь на указанную точку зрения немногих, оо. Церкви никогда не забывали ее несовершенства, и, допуская ее в жизни, никогда не освящали ее, никогда не забывали указывать своим пасомым, что это только подготовительная степень, и только в этом смысле допустима в христианстве. “Первый шаг ко спасению, говорит Климент Александрийский , есть наставление, сопровождаемое страхом, вследствие которого мы отстаем от того, что худо; второй шаг есть надежда, в силу которой мы желаем лучшего; но любовь, как прилично завершает, воспитывая соответственно познанию” 182 . “Это уже вторая степень похвальной жизни – делать что-либо из награды и воздаяния; и третья избегать зла по страху наказания» 183 . „Из награды делающие, что должно, по словам преп. Исидора Пелусиота , ниже благоискусных в добре по любви к нему, но лучше делающих это по страху, а не по любви, и лучше в большей мере, нежели в какой сами уступают над собою победу упражняющимся в добродетели по любви к оной» 184 . Поэтому, даже в своих обращениях к самым начинающим и притом в аскетических упражнениях, которые особенно суровы и, след., по Златоусту, наиболее нуждаются в подкреплении воли обещаниями, даже в этих случаях отцы-подвижники напоминали истину о бескорыстной добродетели. “Если возможно для тебя говорит преп. Исаак Сирин , таким ограничительным выражением указывая на трудность иметь возвышенное настроение, – делай добро и не ради будущего воздаяния» 185 . След., попытки обосновать добродетель на побуждениях, чуждых чистой нравственности, на выгоде или пользе, имеет в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Скажешь: «Я не праведник, чтобы уповать мне на Господа». Но ты действительно для делания правды вышел в пустыню, исполненную скорбей, и для этого соделался послушным Божией воле. Итак, когда несешь труды сии, всуе трудишься, потому что Богу тогда только желателен труд человеческий, когда приносишь ты Ему жертву любви – скорбь свою. Сию рассудительность показывают все любящие Бога, подвергающие себя скорбям из любви к Нему. Ибо благоизволяющие жить о Христе Иисусе в страхе Божием избирают для себя скорбь, терпят гонение. И Он делает их обладателями тайных сокровищ Своих. О выгодах, доставляемых искушениями тем, которые терпят их с благодарностию и мужественно Некто из святых говорил: «Был один отшельник, старец почтенный, и я пришел к нему однажды, будучи в печали от искушений. Он лежал больной; поприветствовавши его, я сел подле него и сказал: «Помолись обо мне, отче, потому что весьма печалят меня демонские искушения». Он, открыв глаза свои, внимательно посмотрел на меня и сказал: «Молод ты, чадо, и Бог не оставляет тебя без искушений». Я отвечал ему: «Да, я молод, терплю же искушения мужей сильных». – И он продолжал: «Итак, Бог хочет умудрить тебя». – Я возразил: «Как же умудрить меня? Ежедневно вкушаю смерть». – И он сказал на это: «Любит тебя Бог; молчи! Он дает тебе благодать Свою». Потом присовокупил: «Знай, чадо, тридцать лет вел я брань с демонами, и по истечении двадцатого года вовсе не видел себе помощи. Когда же прожил я и пятый из последних десяти, тогда начал находить покой. И с течением времени он возрастал. И когда прошел седьмой год, а за ним наступил восьмой, покой простерся до гораздо большей меры. В течение же тридцатого года, и когда оный приходил уже к концу, так силен стал покой, что не знаю и меры, до какой он увеличился». И еще присовокупил: «Когда захочу встать для совершения службы Божией, Бог позволяет мне еще совершить одну славу 182 ; а что до остального, то, если буду стоять три дня, в изумлении пребываю с Богом и нимало не чувствую труда». Вот какой ненасыщаемый покой порожден многотрудным и долговременным делом! О том, что хранение языка не только заставляет ум воспрянуть к Богу, но и содействует воздержанию

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Лит.: Белый А. Вяч. Иванов//Русская лит-ра ХХ в. (1890-1910)/Под ред. С. А. Венгерова. М., 1916. Т. 3. С. 114-149; он же. На перевале: Сирин ученого варварства: (По поводу кн. В. Иванова «Родное и вселенское»)//Знамя труда. 1918. 163, 170; он же. Поэзия слова: Пушкин. Тютчев. Баратынский. Вяч. Иванов. А. Блок. Пг., 1922; Бердяев Н. А. Ивановские среды//Русская лит-ра ХХ в. (1890-1910). М., 1916. Т. 3. С. 97-100; Зелинский Ф. Ф. Вяч. Иванов//Там же. С. 101-113; Ландау Г. А. Византиец и иудей//РМ. 1923. Кн. 1/2. С. 182-219; Il Convegno. Mil., 1933/1934. Vol. 14. N 8/12 [спец. вып., посвящ. И.]; Тарановский К. Ф. Пчелы и осы в поэзии Мандельштама: К вопросу о влиянии Вяч. Иванова на Мандельштама//To Honor R. Jakobson: Essays on the Occasion of His 70-th Birthday, 11 Oct. 1966. The Hague; P., 1967. Vol. 3. P. 1973-1995; Котрелёв Н. В. Вяч. Иванов - проф. Бакинского Университета//Тр. по рус. и слав. филологии. Тарту, 1968. Вып. 11. С. 326-339. (УЗ Тартуского гос. ун-та; 209); Бахтин М. М. Из лекций по истории рус. лит-ры: Вяч. Иванов// Он же. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 374-383; Минц З. Г. А. Блок и Вяч. Иванов. Ст. 1: Годы первой рус. революции//Единство и изменчивость ист.-лит. процесса. Тарту, 1982. С. 97-111. (УЗ Тартуского гос. ун-та; 604: Тр. по рус. и слав. филологии. Литературоведение); Vyacheslav Ivanov: Poet, Critic and Philosopher/Ed. R. L. Jackson, L. Nelson. New Haven, 1986; Cultura e memoria: Atti del III Simp. Intern. dedicato a V. Ivanov/A cura di F. Malcovati. Mil., 1988. 2 vol.; Аверинцев С. С. Системность символов в поэзии Вяч. Иванова//Контекст: Лит.-теорет. исслед. М., 1989. С. 42-57; он же. «Скворешниц вольных гражданин...»: Вяч. Иванов: путь поэта между мирами. СПб., 2001; Davidson P. The Poetic Imagination of V. Ivanov: A Russian Symbolist " s Perception of Dante. Camb.; N. Y., 1989; Брюсов В. Я. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. М., 1990; Cymborska-Leboda M. Dramat pod znakiem Dionizosa: Myl estetyczna a poetyka gatunków symbolistów rosyjskich.

http://pravenc.ru/text/200479.html

164. Книга в десть, на бумаге, Минея Ноябрь, вначале: житие Козмы и Домиана, заставица писана золотом, травчатая. 165. Книга в десть, на бумаге, Пролог, а в нем пять месяцев. Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь. 166. Книга в десть. Пролог, а в нем 4 месяца: Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль. 167. Книга в десть, на бумаге, Пролог, а в нем 3 месяца: Март, Апрель, Май. 168. Книга в десть, на бумаге, Пролог с Ноября месяца. 169. Книга в десть, Исаак Сирин, вначале помечено: Митрополичья. 170. Книга в десть, на бумаге, Григорий Богослов, в начале назнаменован Григорий Богослов на золоте. 171. Книга в десть малую, на бумаге. Григорий Богослов, а в ней 16 глав, сначала писано: не хотяй же божественный Григорий…, ветха. 172. Книга в десть, на бумаге, библия письменная, толста, дачи Варлама митрополита всея Русии. 173. Книга в десть, на бумаге, о образе веры, митрополита Иоасафа, поволочена в затылок. 174. Книга в десть, на бумаге, Евангельские беседы Матфей евангелист, заставица писана золотом. 175. Книга в десть, на бумаге, евангельские беседы Матфей же, поволочена кожею в затылок, дачи митрополита Иоасафа. 176. Книга в десть, на бумаге, Евангельские беседы Матфей евангелист, письмо плохо, поволочена кожею в затылок. 177. Книга в десть, на бумаге, Григорий Богослов, толста, Князя Дмитрия Жижемского. 178. Книга в десть, на бумаге, Торжественник постный от мытаря фарисея по Велика дни, поволочена кожею. 179. Книга в десть, на бумаге, Торжественник, Титова письма. 180. Книга в десть, на бумаге, Василий великий, поволочена кожею. 181. Книга в десть, на бумаге, Патерик Скитский Митропол. Иоасафа. 182. Книга в десть, на бумаге, Минея месячная Четья, Сентябрь месяц. 183. Книга в десть, на бумаге, Минея месячная Четья, Октябрь месяц, поволочена в затылок. 184. Книга Минея месяца Ноября, в десть, на бумаге. 185. Книга Минея месяца Декабря, в десть, на бумаге. 186. Книга в десть, на бумаге, Минея Четья. Январь месяц. 187. Книга Минея месячная Четья, Февраля месяца. 188. Книга в десть, на бумаге, Минея Месячная Четья месяца Марта 189.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

53 . Хотя весьма просвещенные у тебя учители, посох твой да будет постоянно в руке твоей. В море без посоха не входи 180 и во тьме без жезла не ходи: собак отгонит он, змей поразит он, моря коснется он, диких зверей прогонит он. «Клюкой немощных» называл его блаженный Иоанн. 181 Опирайся на него, и никогда не упадешь, ибо нет помощника, подобного Богу, и те, кто стучится с усердием, получат все. Блажен, кто помнит на всяком месте, что не должен он пренебрегать этим, а именно постоянной молитвой, постоянной памятью о Боге. Кто постоянно молится, тот постоянно помнит о Боге, а кто постоянно помнит о Боге, тот – жилище Духа. Мысль о Боге сама является молитвой, а разум, в котором мысли о Нем 182 постоянно вращаются, постоянно в молитве и ни на миг не остается праздным. 54 . Молитва есть не только повторение , но и то чувство, 183 которое пробуждается в глубинах ума по отношению к Бытию. Благодаря постоянному размышлению о Нем по временам пробуждается разум, взирая на Него словно в изумлении, и соединяются движения его с Духом, и неизреченным образом видит он Его близко. 184 Блажен, кто постоянно и без смущения ожидает у двери Его! 55 . Не уповай на познание себя, 185 чтобы не тебе оставленным в руках демонов и чтобы не ввергли они тебя в сети ухищрений своих, и чтобы не окружили они тебя мучениями, и чтобы не ты в смятение, так чтобы не знать даже, где ты находишься. 56 . Без моления не простирай ногу твою в путешествие – особенно на темных путях. Да не утихнет моление в устах твоих, и да сопутствует ему исповедание немощи твоей и невежества, так чтобы по крайней мере за смирение твое получил ты милость, 186 хотя ты и недостоин. Где отсутствует деятельность, там смирение и исповедание полностью принимает Бог вместо нее; и за дела, которые не совершены, получает награду тот, кто смирился. 57 . Дорог для Бога тот, кто из-за отсутствия необходимого пребывает в смирении, – больше, чем тот, кто по причине обилия деланий своих делает одолжение Богу. Тот же, кто обладает и служением, и смирением, установил внутри себя два [...] светила, благодаря которым он и себе доставляет удовольствие, и Бога радует на всякий миг.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010