Прп. Ефрем Сирин , как и св. Климент Римский , размышляет о втором пришествии Господа Иисуса Христа. «Хочешь ли знать, кто в точности зна­ющие эту великую и страшную тайну? Пророки, апостолы, евангелисты; они точно знают о страшном пришествии Христа и Жениха. Их вопроси, брат, и услышишь, что придет и не замедлит. Вопроси великого пророка Исаию, и ответит тебе так: Се, Господь идет, и мзда его с Ним 177 ... И дру­гой пророк говорит: Идый приидет и не умедлит 178 » 179 . Блж. Иероним переводит (га-ллухот) «скрижали» или «буковая доска». Видимо, ему было известно некое предание, что запись пророчества могла быть на буковых дощечках. Симмах переводит «страницы книги», что, очевидно, является вольным переводом, ведь во времена пророка Аввакума у книг еще не было страниц, это были свитки. Во времена Симмаха (II в.) кодекс, то есть книга, образованная из переплетенных листов, уже все более входила в употребление. Блж. Иероним отмечает, что га-ллухот – это не столько буковые доски, сколько сердца людей. «Под этими досками я разумею тех, о которых и апос­тол говорит в Послании к Коринфянам: Вы наше послание, написанное в сердцах наших, оно узнается и читается всеми людьми» 180 . Блж. Иероним указывает на терпение, которое надлежит иметь в ожида­нии неотложных обетований Божиих. «А если случайно вследствие твоей, читатель, нетерпеливости и пылкого желания тебе показалось бы, что обе­щанное несколько замедлило исполниться, то не отчаивайся в его наступ­лении, но терпеливо ожидай: ведь Я с тобою, Я обещающий и говорящий: Идущее придет и не замедлит. Если же кто-либо не верит в это мое обеща­ние и при Моих словах: идущее придет и не замедлит, начнет сомневаться и молчаливо выражать внутреннее колебание, думая, что не придет то, что замедлило на время, тот не угоден душе Моей» 181 . Блж. Иероним также относит исполнение Аввакумова пророчества ко Христу. Господствующая в мире неправда, так смущающая Аввакума, раз­решится не иначе, как через Христа. «Очевидно, что здесь мы имеем проро­чество о пришествии Христа. Отсюда и предложенный вопрос разрешается в том смысле, что пока Он не придет, в мире будет господствовать неправда и суд не достигнет до своего конца» 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1992. - С. 162. прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1998. - С. 182. прп. Максим Исповедник. Творения. Т. II. М., 1993. - С. 111. прп. Анастасий Синаит. 3 Слова об устроении человека по образу и подобию Божию.//Альфа и Омега 2(20) 1999. - С. 134. прп. Максим Исповедник. Указ. соч. Т. II. - С. 35. св. Ефрем Сирин. Творения. Т. VI. М., 1995. - С. 250. Прп. Григорий Синаит. Творения. М., 1999. - С. 25. прп. Григорий Синаит. Указ. соч. - С. 35. свт. Афанасий Великий. Творения. Т. III. М., 1994. - С. 332. Хайдар Али. Курс лекций по основам ислама. Казань, 1997. - С. 5. Ахмад б. Ханбал. Акида (Символ веры)./Хрестоматия по исламу. М., 1994. 413 ал-Маудуди Абу-ал-Аала. Принципы ислама. М., 1993. - С. 76. св. Мелитон Сардийский. Указ. соч. - С. 535. св. Феофил Антиохийский. 3 книги к Автолику./Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. - С. 153. свт. Софроний Иерусалимский. Слово на Рождество Христово./Проповеди. б.м., б.г., - С. 143. св. Григорий Палама. Указ. соч. Т. I. - С. 164. св. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина. М., 1999. - С. 46. ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. М., 2000. - С. 128. ас-Суйути Джалал ад-Дин. Указ. соч. - С. 155. Ушаков В.Д. Фразеология Корана. М., 1996. - С. 193. ас-Савваф Мухаммад Махмуд. Мусульманская молитва. М., 1994. - С. 62. ал-Бухари Имам Исмаил. Изречения и деяния (хадисы) пророка Мухаммеда. М., 1998. - С. 44. Аль-Хашими Махаммад Али. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне. М., 2000. - С. 27. Аль-Хашими Махаммад Али. Указ. соч. - С. 31. Зину Мухаммад бин Джамиль. Достоинства пророка. М., 2000. - С. 150. Зину Мухаммад бин Джамиль. Указ. соч.- С. 128. ал-Газали Абу Хамид. Избавляющий от заблуждения./Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. - С. 432. ал-Багдади Абд ал-Ка Юрий Максимов 17/11/2001 Смотри также: Интернет-журнал: Образ рая в христианстве и исламе Встреча с Православием: Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама Пресса: Как отреагировал православный и мусульманский Интернет на взрывы в США? Аналитическое обозрение: " Исламский вопрос " - глазами православного традиционалиста

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/og...

165. В списке: 166. неколебимым Е. 167. В Е каася и зазираа… исповедайтеся Господеви со знаком вставки приписано на нижнем поле. 168. В данном случае автор цитируемого текста не Симеон Новый Богослов, а Никифор Уединенник (XIIIXIV вв.), афонский монах, наставник преп. Григория Паламы. См.: Добротолюбие. Т. 5. С. 171–180. 169. Петр Дамаскин, XII в., преподобный, автор аскетических сочинений, известных на Руси с XIV в. 170. Нил Синайский, или Философ, V в., префект Константинополя, удалившийся в одну из синайских обителей, автор писем, «мыслей», аскетических сочинений, популярных на Руси с XIV в. См.: Добротолюбие. Т. 2. С. 215–324. См. также издание его «Творений» — М., 1858 и 1859. 171. помолитися Е. 172. Нет Е. 173. въздвизаемы Е. 174. Ефрем Сирин (t 373), сирийский проповедник и поэт, выдающийся учитель Церкви, автор множества слов, поучений, молитв и стихов, переведенных на ряд языков, известных на Руси с XI в. См.: Добротолюбие. Т. 2. С. 327–515. 175. частым E 176. тако повелевает творити Е. 177. Святой Марк — знаменитый египетский подвижник (t ок. 430), глава монастыря в Галатии, затем отшельник, известный в Древней Руси аскет–писатель. См.: Добротолюбие. Т. 1. С. 407–494. 178. Диадох Фотикийский, V в., автор аскетических сочинений, известных на Руси. См.: Добротолюбие. Т. 3. С. VII—77. 179. творяа Е. 180. тогда, рече Е. 181. И в списке из Нилова скита, и в Е слово добавлено на поле. 182. человеку Е. 183. Святаго отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшаго Ниневийска- го, Слова… С. 438. Слово 80 (17 греч.). 184. Макарий Великий, IV в., египетский подвижник, автор аскетических сочинений, известных на Руси. См.: Добротолюбие. Т. 1. С. 135–243; Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. М., 2002; Гомилия 8: PG 34, 916 D-917 А. 185. См.: Святаго отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшаго Ниневийскаго, Слова… С. 67–75. Слово 16 (32 греч.). 186. Там же. С. 438. Слово 80 (17 греч.). 187. См.: Добротолюбие. Т. 3. Гл. 27. С. 457. 188. Святаго отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшаго Ниневийска- го, Слова… С. 190. Слово 40 (34 греч.).

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

32 . Давыденков Олег иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 1997. – С. 7–15. 33 .  Дамаскин Иоанн прп. Точное изложение православной веры . – СПб., 1894. Репринт. – Ростов-на-Дону, 1992. – С. 47, 111, 27, 177. 34 . Деяния Вселенских соборов. ТТ. 3,4. – СПб., 1993. 35 . Дмитрук М. О чем звонит колокол.//Чудеса и приключения. 5, 1997. – С. 6–7. 36 .  Дмитрук М. Фантом смерти.//Чудеса и приключения. 1997. – С. 6–8. 37 . Добротолюбие. Т.1. – М., 1905. – С. 22. 38 .  Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. – М., 1990. – С. 158, 176, 182 – 184, 253, 242. 39 .  Дэвис П. Суперсила. – М.: Мир, 1989. – С. 204, 266, 224, 219–222. 40 .   Ефрем Сирин преп. Толкование на книгу Бытия. Творения. Т. 6. – Сергиев Посад, 1901//Репринт, М., 1995. – С. 249. 41 .  Желнов М.В. Критика гносеологии современного неотомизма. – М., 1971. – С. 46. 42 .  Зельдович Я.Б. Рождение Вселенной из ничего.//Сборник. Вселенная, астрономия, философия. – М., МГУ, 1988. – С. 39–40. 43 . Иоанн Златоуст свт. Беседы на книгу Бытия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 1993. – С. 105 – 106. 44 . Ириней Лионский св. Пять книг опровержения лжеименного знания. – М., 1996. 45 . Каноны или книга правил святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных и святых отцов. – Спб., Православный паломник, 2000. 46 .  Карташов А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. – С. 353– 356. 47 .  Керн Киприан арх. Антропология св. Григория Паламы . – М.: Паломник, 1996. – С. 290. 48 .  Киль Дж. Операция «Троянский конь». – Лондон, 1973. 49 .  Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. – Минск. Вышэйшая школа, 1986. – С. 25, 29. 50 .  Концепции современного естествознания. Учебник для вузов//Под общей редакцией В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. – 2-е изд. Переработанное и дополненное. – М.: ЮНИТИ, 2000. 51 .  Концепции современного естествознания.//Под общей редакцией С.И. Самыгина – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. -С. 144, 216–217. 52 .  Копейкин Кирилл свящ. Может ли «объект(ив)ная» наука стать «экзистенциальной»//Сборник докладов IX Международных Рождественских образовательных чтений. Христианство и наука. – М., 2001. – С. 97, 110.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Оставляя не только дурные, но и все земные помыслы, мы должны устремлять ум к небесным предметам и, как слуги, быть там, где Господь наш. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53 556). Ты хочешь владеть своей душой? Отовсюду приведи себя в безопасность, чтобы не погрязнуть в сластолюбивых помыслах и не потерпеть крушения в пристани ( 26, 105 ). Как положившие только начало, будем ежедневно приводить в порядок свои помыслы, ибо таким образом более укрепимся в силах. Преподобный Ефрем Сирин ( 26, 194 ). Мы должны знать, что есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас. От Бога бывают, когда Он удостаивает нас посетить просвещением Святого Духа, возбуждая нас к высшему преуспеянию, и вразумляет нас спасительным сокрушением о том, что мы мало преуспели, или, пребывая в беспечности, были побеждены чем-либо, или когда открывает нам небесные тайны, обращает волю и намерение наши к лучшему... От диавола происходят помыслы, когда он старается низложить нас как услаждением пороками, так и тайными обольщениями, с тонкой хитростью ложно представляя зло под видом добра и преобразуясь перед нами в Ангела света... А от нас помыслы происходят, когда естество вспоминает то, что мы делаем, или сделали, или слышали... Эту троякую причину мы постоянно должны наблюдать, и все помыслы, возникающие в нашем сердце, зорко рассматривать, сначала исследуя происхождение их, причины и виновников, чтобы можно было знать, как мы должны относиться к ним, смотря по достоинству внушивших их, чтобы нам сделаться искусными... Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 182 ). Будем избегать недоброго помышления, потому что помышление судится наравне с поступком ( 26, 460 ). Как дева, обрученная мужу, если ее обольстит другой, делается оскверненной в очах мужа, так и душа, увлекаемая нечистыми помыслами и дающая на них согласие, осквернена перед Небесным Женихом своим – Христом ( 27, 33 ). Часто человек не может совершить грех по многим причинам, и страх перед людьми нередко предотвращает грех; помышления же совершаются безбоязненно и без труда. Так, например, нередко кто-нибудь из вас обращал невоздержный взор и увлекался своим помыслом, но тотчас проходил мимо. Такой уподобляется подстреленной серне, которая убегает от ловцов, но уносит в себе вонзенную стрелу. Ибо кто из вас побежден помыслом, тот уже нецеломудрен перед Богом. Если бы не страх людской и не стыд, человек вместе с душой своей часто растлевал бы и тело. Потому он не увенчается уже как целомудренный, но если не покается, непрестанно будет нести наказание ( 27, 142 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Не наша похоть в этом будет, Бог управляет: десять, двадцать лет живут, а потом Господь дает им еще и радостных детей». 179 В семейных отношениях может происходить всякое: и охлаждение любви, и недостаток взаимопонимания, и острое видение недостатков супруга, затмевающее добродетели, и т. п. Но все негативное необходимо покрывать мужественным терпением, в котором укрепляет Бог . Как учит преподобный Ефрем Сирин : «Нет меры терпению, если только оно срастворено любовью». 180 Отец Зосима называл супружество «семейным счастьем». Действительно каждый человек является «кузнецом» своего счастья, тем более семьянин, который несет ответственность не только за себя, но и за своих домочадцев, является гарантом их благополучия. Ни при каких условиях нельзя становиться предателем, бросать несение креста семейной жизни: «Так и «семейного своего счастья» взяли крест – не топчите его, несите». 181 К брачным узам отношение у батюшки Зосимы было самое серьезное, основанное на евангельских словах Спасителя: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 182 И такого же отношения он требовал от своей паствы: «Если мы сами добровольно избрали свой крест семейной жизни, – нечего его топтать, никакого счастья, ничего не будет, когда потопчешь этот крест. Терпеливо, до конца уже нести. «Убьет меня муж,» – ну что ж, будешь мученицей, омоешь кровью своей грехи жизни, пойдешь в жизнь вечную. А бросать – никогда! Самые страшные для меня люди – это разведенные, это преступники века сего, бросившие крест свой жизненный, изменившие кресту. Грех тяжелый». 183 Кроме смерти нет причины, по которой можно разлучиться с супругой навсегда: «Взял крест семейной жизни – неси его твердо. Преступником не будь: то характерами не сошлись, то муж пьяница. Ты видела, за кого замуж шла? Ты видел, на ком ты женился, кого ты брал в жены себе? Все, до смерти, до гробовой доски». 184 Батюшка советует взирать на Подвигоположника нашего – Христа Спасителя, Который нес Свой Крест до самой Голгофы, умер на нем, но не бросил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Истинное терпение есть такая добродетель, на которую милосердный Господь взирает с особым благоволением и ниспосылает благодать Свою на сердце терпеливого. «На кого воззрю? – говорит Господь, – только на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» ( Ис. 56:2 ). Итак, видя, какие блага бывают от терпеливого перенесения скорбей и какая предлежит нам надежда и какие даны нам обетования Богом за терпение, мы, верные Господу Его последователи, должны не бояться трудов, мужественно и терпеливо переносить всякое восстание на нас лукавого и всякую скорбь в уповании на уготованное нам на небесах; всякую скорбь и искушения считать не трудными и жестокими, но легкими – с готовностью претерпеть их и даже умереть ради Господа. «Воспротивимся всякому восстанию врага» (диавола), – говорит прп. Ефрем Сирин , – с любовью имея «всегда пред очами смерть для Господа; и как сказал Господь, ежедневно подъемля на себя крест, т. е. смерть (крест самоотвержения с готовностью претерпеть все, даже смерть, ради Господа), будем переносить всякую скорбь как тайную, так и явную. Ибо если ожидаем претерпеть смерть за Господа и с желанием имеем ее всегда пред очами, то тем более с легкостью, охотою и радостью претерпим скорби, сколько бы тяжки они ни были. Ибо если с нетерпеливостью признаем («почитаем») скорби тяжкими и обременительными, то это потому, что не имеем пред очами смерти для Господа и мысль не всегда устремлена к Нему с любовью». Кто сильно, горячо желает быть наследником Христовым, тот в сообразность с этим да желает и пострадать, как пострадал Христос. «В том и познаются любящие Христа, что всякую скорбь, их постигающую, переносят мужественно и с готовностью, по упованию на Христа» 182 . В Отечнике помещена повесть из древне-отеческой жизни – как один инок научился терпеть все ради Христа. Вот эта повесть: «Некоторый брат жил в одном египетском общежительном монастыре, неся послушание, и был любим пятью братьями, а нелюбим одним собратом. Вследствие нерасположения одного брата он вышел из того монастыря и перешел в другой. Здесь полюбили его восемь братьев, а два возненавидели. Он вышел из этого монастыря, вступил в третий, в котором семь братий были расположены к нему, а пять не расположены. Брат не стерпел, убежал и оттуда. Он пришел к некоторому монастырю и прежде, нежели войти в него, сел и так рассуждал сам с собою: «Если я буду повиноваться своему помыслу, то не достанет мест во вселенной для моих переходов: поэтому отныне даю обещание терпеть». Потом он вынул бумагу и написал на ней вопрос себе: «Ты вышел из нескольких монастырей, не терпя ропота и укоризн; здесь будут делать тебе неприятностей больше, нежели в тех монастырях. Вспомни все поводы, побудившие тебя выходить: все эти поводы ты найдешь и здесь; будешь ли терпеть?» В ответ он написал: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, буду терпеть». Записку свил он в свиток, вложил в свой пояс и, помолившись, вошел в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Завершением апологетического времени можно считать деятельность Оригена (182 или 185 – ок. 251), пресвитера и выдающегося учителя Александрийского училища, которого Дидим назвал «вторым после Павла». Он – отец церковной науки в широком смысле и вместе с тем основатель богословия, развивавшегося в 4–5 вв. Ориген создал церковную догматику, заложил основание научного знания об иудейской и христианской религии, освободил христианское богословие от апологетических и полемических задач, сообщив ему самостоятельное значение. Он провозгласил примирение науки с христианской верой 663 . Большим авторитетом пользовался возглавивший Александрийское училище ок. 232 г. после Оригена Дионисий Великий, позднее – епископ Александрийский (ум. 265), известный полемист с монархианами, писавший против Савеллия, Павла Самосатского, автор целого ряда догматических, канонических, экзегетических трудов. Мефодий, епископ Олимпийский (позднейшие писатели называют по недоразумению местом его епископства Патры, отчего он также известен как Мефодий Патарский ум. ок. 310), написал несколько книг против Порфирия, от которых дошли лишь отдельные фрагменты у Иоанна Дамаскина ; Евсевий Кесарийский – 25 книг против Порфирия и небольшое сочинение против Иерокла. § 2. Святоотеческая письменность (патристика). В данном разделе, исходя из педагогических целей, широкий термин «святоотеческая письменность» мы применяем узко, только в отношении трудов собственно богословских. Эта категория нарративных источников, несмотря на узкую специализированность предмета, может содержать ценную информацию относительно историко–церковных реалий своего времени. «Золотой век» в истории христианской богословской письменности пришелся на 4 столетие, когда христианство из религии гонимой превратилось в религию равноправную, а затем – и господствующую в Империи. Среди крупнейших богословов 4 в. должны быть упомянуты: «отец Православия» Афанасий Александрийский (ок. 295–373); три великих каппадокийца – Василий Великий (ок. 330–379), его брат Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394) и близкий друг Григорий Назианзин (или Богослов) (ок. 330 – ок. 390); читель и проповедник, архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (ок. 347–407). Важны для развития христианской мысли труды Кирилла Иерусалимского (315–386), Дидима Слепца Александрийского (ок. 313 – ок. 398), главы Александрийского огласительного училища (ок. 282) и, позже, епископа Тмуитского (ок. 339) Серапиона (2–я пол. 3 – сер. 4 в.), Амфилохия Иконийского (ок. 340 – ок. 396). Не менее известны экзегет и переводчик Библии Иероним Стридонский (ок. 342–420); экзегет и проповедник Ефрем Сирин (ок. 306–373); историк и знаток Писания Евсевий Кесарийский (ок. 260–339); ересеолог Епифаний Кипрский (367–403). На Западе трудятся богословы Иларий, епископ Пиктавийский (ок. 315–367), и Амвросий Медиоланский (ок. 340–397) 664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 1994. – 11/12. – С. 32, 42–55:339. Изречения, поучения, наставления, извлеченные из сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : О молитве Иисусовой; Слово о молитве Иисусовой; Слово о пути соединения человека с Богом и о мире Христовом: [Дух молитвы новоначального; Слово о келейном молитвенном правиле; Слово о церковной молитве; Слово о молитве устной и гласной; Слово о поучении, или памяти Божией; Слово о молитве умной, сердечной и душевной]; О молитве; Сотница первая: О трезвении троечастной души в молитве; Сотница вторая: Об очищении внутреннего человека и о состоянии сыновней блаженной любви: [ред. назв.]//Сердце чисто созижди во мне, Боже! И дух прав обнови во утробе моей/Свято-Троиц. Ново-Голутвин. монастырь. – Коломна, 1995. – С. 80–145 1-й паг., 277–293 2-й паг. – Все тексты публ. в сокр. 340 . Молитва: [Зрение греха своего]: (в сокр.)//Лазарь, архим. О тайных недугах души/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь, Моск. подворье. – М., 1995. – С. 182–183:341. О чтении святых Отцов. Священное Писание и святые Отцы//Москва. – 1995. – 5. – С. 191–194:342. Поучения святых Отцов: [Отрывки из творений свт. Игнатия]//Благовестник. – Вологда, 1995. – 3. – С. 3; 5. – С. 8; 7. – С. 2; 10. – С. 3; 13. – С. 2:343. Пример покаянного самовоззрения: Молитва свт. Игнатия (Брянчанинова) : [Зрение греха своего]: (в сокр.)//Лазарь, архим. Таинство исповеди. О грехах явных и тайных недугах души/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь. – М., 1995. – С. 255:344. Совет душе моей; Жалоба; К земному страннику: Неизданные стихотворения святителя Игнатия (Брянчанинова) //Крас. Север. – Вологда, 1995. – 13 мая. 345 . Любовь к отеческим гробам/Предисл. ред.//Крас. Север. – Вологда, 1996. – 31 дек. 346 . Неизданные творения свт. Игнатия: Жизнь схимонаха Феодора; Христианский пастырь и христианин-художник; Понятие о ереси и расколе/Собр. игум. Марк (Лозинский) ; Примеч. ред.//Богосл. тр. – 1996. – Сб. 32. – С. 270–297:347. О последних временах: [Сб.]/ Ефрем Сирин , Игнатий Брянчанинов , Лев Тихомиров , Н. Виноградов /Сост. B. Свешников. – М.: ТОО «Рарог», 1996. – 120с. 348 . Преосвященный епископ Игнатий о молитве Иисусовой. Наставление еп. Игнатия о молитве Иисусовой для новоначальных//Искатель непрестанной молитвы, или сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве/Братство иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». – М., – С. 58–68:349. Преосвященный епископ Игнатий о молитве Иисусовой. Наставление еп. Игнатия о молитве Иисусовой для новоначальных//Искатель непрестанной молитвы, или сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве/Сост. игум. Тихон; Свято-Тихон. Православ. богосл. ин-т; Братство во имя Всемилостивого Спаса; О-во ревнителей православ. культуры. – М., 1996. – С. 32–39:350. Что такое – человек?: [Слово о человеке]: (в сокр.)/Предисл. ред.//Благодат. лучи. – 1996. – 3. – C. 12–18: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

21) В каноне в Шестодневе по старому: «Кто сей красен иже от Едема приходит», а по-новому: «Кто сей красен иже от Едома». А Едом – помощники воцарившегося змея ( Ефрем Сирин сл. 105). Разбор: Такое толкование неправильно, ибо св. Отцы объясняют Едом – чермный (красный). Григорий Богослов , стр. 678, изд. 1912 г.: «Если будут дивиться, говоря как в лицедейственном представлении у Исаии: кто сей прешедый от Едома и от земных, и отчего у бескровного и бестелесного червлены ризы как у виноделателя, истоптавшего полное точило ( Ис.63:1–3 ), ты укажи на лепоту одежды пострадавшего тела украшенного страданием и просветленного Божеством, которое всего любезнее и прекраснее». Иероним ч. 9, стр. 155–157, в толк. 63 гл. ст. 1 Исаии: «Кто это идет от Едома, в обагренных ризах от Босры (по 70-ти от Восора)... и теперь о Нем же (т. е. о Христе) говорится, что Он после страдания окровавленный восшел к Отцу»... И в песни песней говорится: брат мой бел и чермен ( Песн.5:10 ), – чермен в страдании, бел в воскресении. И так, вопрошают ангелы, устрашенные необычайностью явления и ибо тайна страдания и воскресения Христова была, но апостолу Павлу, неведомою для всех прежних поколений – ( 1Кор.2 ): кто это окровавленный идет от земли Едома? – Едом же на нашем языке переводится чрез земной или окровавленный». У него же ч. 13, стр. 174: «Едом значит красный». Феодорит ч. 4, стр. 291, на 3 гл. ст. 19 прор. Иоиля: «Едом толкуется: чермный и земляный». 22) Пидалион стр. 182: Совершая литургию Василия Великого священники не должны говорить во время пресуществления св. даров, слов: «преложив Духом Твоим святым», потому что эти слова каким то дерзким невеждою и, вероятно, из противоборства латинянам, перенесены в литургию Василия Великого из литургии Златоустого. Мы не нашли их в древних рукописных литургиях, да и по составу речи они не имеют тут места». Разбор: Ответ на это находим в «Сборнике протоколов общества любителей дух. просвещения» год 2, стр. 417 (из чтения «о нуждах единоверия» прот. И. В. Васильева): «Я укажу на три, имеющиеся у меня служебника, из которых один одобрен патриархом Каллиником с собором и напечатан в патриаршей типографии, другой утвержден знаменитым ученым патр. Константием и напечатан в Бухаресте, третий издан в Афинах по благословению тамошнего Синода. Во всех этих изданиях освятительные евхаристические слова значатся также, как и в наших служебниках. Не довольствуясь этим, я справился с текстом литургии Василия Великого , напечатанным литургистом Гоаром, долго жившим на востоке, а равно с Codex liturgicus ecclesiae orientalis Дантиеля. И там указанное место ни одною йотою не отличается от принятого у нас. Этим можно было бы удовлетвориться; тем не менее я сличал употребляемый ныне текст литургии Василия Великого , с напечатанным с древнейшей так называемой Барбериновой рукописи, относимой учеными к VIII веку. т. е. ко времени седьмого вселенского собора. И там евхаристическая форма слово в слово по нашему».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010