– Так как освященный церковный хлеб является святыней, его принято вкушать натощак, не допуская, чтобы крошки падали на пол. Благоговейное и с верой вкушение просфоры приносит душевное и телесное здравие. Бумагу, в которую был завернут церковный хлеб, желательно сжигать, так как в ней могут остаться крошки. Лучше для хранения просфор использовать специальные мешочки, которые продаются в церковных лавках. Хранить освященный хлеб надо с подобающей бережностью, в определенном месте (в святом углу рядом с иконами), не допуская плесени. Если в результате небрежного хранения освященный хлеб все же испортился, то его необходимо сжечь. 5.12. Можно ли на кладбище есть просфору? – Просфоры не едят «за мертвых» или «за живых». Эта святыня служит к освящению лишь тех, кто ее вкушает. Просфору есть на кладбище не надо, а надо вкушать ее дома, предварительно прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды», которая есть в православных молитвословах. 5.13. Можно ли на могиле покрошить просфору? – Так как просфора – это святыня, то крошить ее нехорошо. Усопшие не нуждаются в телесной пище, они нуждаются только в молитвах о них. 5.14. Что за хлеб раздают на всенощном бдении? – Это тоже освященный хлеб. Ранее богослужения длились довольно долго (а всенощная – всю ночь), и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Хотя продолжительность служб сейчас сократилась, этот обычай сохранился. 5.15. Когда освящают и дают рождественскую воду? – Специального освящения воды на Рождество Христово не бывает. 5.16. Что будет, если в обычную воду добавить крещенскую? – Крещенская вода освятит обычную воду, и вся она станет освященной. 5.17. Можно ли из оставшейся святой воды сварить суп? – Святую воду можно добавлять в пищу в небольшом количестве для ее освящения, ею можно окропить продукты. 5.18. Какая польза от принятия просфоры и святой воды? – Если человек с верой и благоговением употребляет просфору и святую воду, то к нему не приближается нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и он более располагается к посту, молитве и всякой добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В этот день можно посетить кладбище, но прежде следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и по возможности лично поучаствовать в богослужении. 9.28. Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище? – Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и Дни тезоименитства усопших. 9.29. Что делать при посещении кладбища? – Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист об упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного. 9.30. Можно ли устраивать поминки на кладбище? – Не принято вкушать на кладбище любую пищу, кроме освященной в храме кутьи. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать ее нищему или голодному. 9.31. Что положено употреблять в пищу на поминках? – По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутьи. Кутья или коливо – это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем. К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

7 . Приходской храм и приход являются особыми юридическими лицами. Глава II. О приходском храме 8 . Приходской храм есть святыня прихода, и потому забота о благоустроении храма есть священная обязанность причта и прихожан; обязанность охраны храма лежит на прихожанах под руководством причта. 9 . В приходе, кроме приходского храма, могут быть храмы приписные и кладбищенские, а также молитвенные дома и часовни. 10 . Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с разрешения епархиальной власти и с соблюдением церковных и гражданских на этот предмет узаконений, на средства прихода, епархии, казны, частных благотворителей, общественных организаций и другие. Примечание: храмоздателям и лицам, особо потрудившимся в деле сооружения, благоустроения или содержания приходского храма, епархиальным архиереем может быть присвоено, по представлению прихода, звание попечителей храма. 11 . В случае недостатка местных средств на построение храма или на неотложный капитальный ремонт его могут быть разрешаемы сборы: а) в своей епархии – властью епархиального архиерея; б) в —177— Других епархиях – по соглашению с местными архиереями и в) во всей России – с разрешения высшей церковной власти. 12 . В молитвенных домах и часовнях может быть совершаемо богослужение, не исключая и совершения, с разрешения епархиального архиерея, Божественной литургии. 13 . Существующие в приходе приписные и кладбищенские храмы, молитвенные дома должны быть охраняемы и поддерживаемы в благоустроенном виде. Глава III. О причте 14 . Приходский причт определяется в составе: священника, диакона и псаломщика. Число членов причта может быть епархиальною властью увеличиваемо или сокращаемо по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами; во всяком случае причт должен состоять не менее, как из двух лиц: священника и диакона или священника и псаломщика. Примечание: Должность псаломщика может быть замещаема и лицом в сане диакона. 15 . Избрание и назначение на священно и церковно-служительские должности принадлежит епархиальному архиерею, который при этом принимает во внимание и кандидатов, о коих ходатайствует приходское собрание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5) согласно действующим постановлениям, производить дела, касающиеся: а) сооружения и содержания храма, причетнических домов и других учреждений (благотворительных и просветительных) прихода, и б) устройства кладбища и заведования им; 6) давать заключения по касающимся прихода вопросам о разделении или изменении существующих приходов или учреждения новых. § 16. Кандидат на должность церковного старосты назначается на церковно-приходском собрании посредством выборов и с соблюдением правил, установленных по сему предмету в инструкции о сих старостах. § 17. Решения церковно-приходского собрания по делам, касающимся займов или наложения сборов на несколько лет, или же продажи или изменения порядка употребления имущества, доставшегося приходу в дар или по завещанию на определенные в общую пользу прихода цели, представляются на утверждение высшей епархиальной власти. § 18. Дела, касающиеся сооружения и содержания храма и причетнических домов, а также устройства кладбища и приходских благотворительных и просветительных учреждений, производятся согласно с действующими по сим предметам узаконениями. § 19. На церковно-приходском собрании ведется протокол с обозначением рода дел и состоявшихся по ним решений, а также заявлений или особых мнений по требованию имеющих право голоса. Протокол ведется председателем или лицом, назначенным для сего приходом. § 20. Протокол церковно-приходского собрания поверяется собранием или назначенными им на каждый раз поверенными, немедленно по окончании прений, а если это невозможно, то в другое объявленное время и подписывается председателем и по крайней мере тремя из присутствовавших на собрании членами, или же поверенными, когда таковые были назначены для поверки. § 21. Сверенный протокол должен быть прочитан приходу в церкви в следующее воскресение, с указанием порядка, который должен соблюдать желающий обжаловать решение собрания. Настоятель прихода делает также надпись на протоколе о времени объявления его. § 22. Церковно-приходскому совету или другим лицам, коим собрание поручило приводить в исполнение свои решения, распоряжением председателя должна быть доставлена необходимая выпись из протокола каждого собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Умершие должны быть погребаемы на отведенных для того кладбищах, вне городов и селений (Св. зак. т. XIII уст. врач. упр. ст. 925). Для погребения тел священно- и церковнослужителей, назначаются места, лучшие на кладбищах и, если возможно, то отдельные от тех, на коих погребаются миряне (Требн. Петр. Могил. о чин. погреб.). Места для кладбищ должны быть отводимы в местностях высокого и сухого грунта (Указ. Синод. 1756 г.). В городах кладбища устрояются общим иждевением обывателей, на выгонной земле – удобной, расстоянием от последнего городского жилья не ближе ста сажен (Св. зак. т. XIII уст. врач. упр. ст. 909, 911, 914). В селениях кладбища должны быть не ближе полуверсты от них (Там же, ст. 915); они должны быть огораживаемы, а в безлесных местах обводимы рвом (Там же, ст. 916). Никакого строения не дозволяется возводить на сих кладбищах (Там же), за исключением смертных домов или усыпальниц (Там же). Умершие от заразы не должны быть погребаемы на сих кладбищах, но на особом карантинном кладбище (Указ. Синод. 1840 г. дек. 27). Для погребения иноверцев отводятся кладбища близ кладбищ, находящихся при православных церквах (Св. зак. т. XIII уст. врач. упр. о карант. ст. 1286). Младенцы мертворожденные, или умершие до совершения над ними крещения, не должны быть погребаемы на общих кладбищах (Требн. Петр. Могил. о крещ. и некрещ. млад. умер. и о погреб. их). При церквах, внутри города находящихся, погребать умерших не дозволяется (Том XII, прим. к ст. 925). При церквах, но не в самых церквах, находящихся в селениях, дозволено погребать тела умерших местных протоиреев и священников, честно и беспорочно проходивших свое служение и христиански скончавшихся (Указ. Синод. 1833 г. апр. 13). Погребение мирян при церквах должно быть допускаемо сколько возможно реже и не иначе, как по особому, всякий раз, разрешению епархиального архиерея и по самым уважительным причинам, как то: в благодарность создавшему храм своим иждивением или обеспечившему содержание приюта, и притом – имевшему житие благозаконное и кончину непостыдную 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Кто привезет из-за границы мертвое тело в пограничные города и порты, не получив на то особого позволения, тот за сие подвергается: денежному взысканию трехсот рублей; а когда без надлежащего дозволения будет провозить тело из одной губернии в другую или из одного уезда в другой, тот подвергается взысканию тридцати рублей (Там же, ст. 1082). Кто без дозволения правительства выроет погребенное тело для перевезения оного в другое место, тот за сие подвергается: денежному взысканию от двадцати до ста рублей, или же аресту на время от трех недель до трех месяцев, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его (Там же, ст. 1079). Те, которые, в случае учреждения нового кладбища, будут, без особенного разрешения правительства, вырывать находящиеся на старом гробы и мертвые тела для перенесения их в другие места, или же обращать прежнее кладбище под пашню, или другим каким образом истреблять оставшиеся на оном месте могилы, подвергаются за сие: аресту на время от трех недель до трех месяцев и, сверх того, денежному взысканию по двадцати рублей за каждое, вырытое ими, мертвое тело (Св. зак. т. XV, кн. I. Улож. о наказ. ст. 1080). Во всех городах лица, имеющие долг наблюдать за сохранением доброго порядка, а в селениях управители, приказчики, старосты, выборные, сотские, пятидесятские и десятские, каждый при селении своем, и в случае заразы там, где была зараза, должны тщательно смотреть, чтобы и кладбища, и могилы не были для ограбления разрываемы (Том. XIV, уст. о пред. и пресеч. прест. ст. 137). Виновные в разрытии могил в любом случае предаются суду (Там же, ст. 138). За разрытие могил для ограбления мертвых или для поругания над мертвыми, виновные приговариваются: к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу в крепостях, на время от десяти до двенадцати лет (Том. XV, кн. I. Улож. о наказ. ст. 268). Если могила разрыта ими не для ограбления погребенного в оной тела и не для поругания над ним, но для каких-либо суеверных действий, то они, по лишении всех прав состояния, ссылаются на поселение в Сибирь (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Есть такой рубль, который, сколько раз его не выдавай, он все-таки опять является целым в кармане. Но для того чтобы добыть такой рубль, нужно претерпеть большие страхи. Всех их я не помню, но знаю, что, между прочим, надо взять черную без одной отметины кошку и нести ее продавать рождественскою ночью на перекресток четырех дорог, из которых притом одна непременно должна вести к кладбищу. Глава первая Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, то есть такой рубль, который, сколько раз его не выдавай, он все-таки опять является целым в кармане. Но для того чтобы добыть такой рубль, нужно претерпеть большие страхи. Всех их я не помню, но знаю, что, между прочим, надо взять черную без одной отметины кошку и нести ее продавать рождественскою ночью на перекресток четырех дорог, из которых притом одна непременно должна вести к кладбищу. Здесь надо стать, пожав кошку посильнее, так, чтобы она замяукала, и зажмурить глаза. Все это надо сделать за несколько минут перед полночью, а в самую полночь придет кто-то и станет торговать кошку. Покупщик будет давать за бедного зверька очень много денег, но продавец должен требовать непременно только рубль, — ни больше, ни меньше как один серебряный рубль. Покупщик будет навязывать более, но надо настойчиво требовать рубль, и когда, наконец, этот рубль будет дан, тогда его надо положить в карман и держать рукою, а самому уходить как можно скорее и не оглядываться. Этот рубль и есть неразменный или безрасходный, — то есть сколько ни отдавайте его в уплату за что-нибудь, — он все-таки опять является в кармане. Чтобы заплатить, например, сто рублей, надо только сто раз опустить руку в карман и оттуда всякий раз вынуть рубль. Конечно, это поверье пустое и нестаточное; но есть простые люди, которые склонны верить, что неразменные рубли действительно можно добывать. Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил. Глава вторая Раз, во время моего детства, няня, укладывая меня спать в рождественскую ночь , сказала, что у нас теперь на деревне очень многие не спят, а гадают, рядятся, ворожат и, между прочим, добывают себе «неразменный рубль». Она распространилась на тот счет, что людям, которые пошли добывать неразменный рубль, теперь всех страшнее, потому что они должны лицом к лицу встретиться с дьяволом на далеком распутье и торговаться с ним за черную кошку; но зато их ждут и самые большие радости… Сколько можно накупить прекрасных вещей за беспереводный рубль! Что бы я наделал, если бы мне попался такой рубль! Мне тогда было всего лет восемь, но я уже побывал в своей жизни в Орле и в Кромах и знал некоторые превосходные произведения русского искусства, привозимые купцами к нашей приходской церкви на рождественскую ярмарку.

http://pravmir.ru/nerazmennyj-rubl/

Примечание. Вырывать из могилы тело для перенесения его в другое место запрещается, без особого дозволения от губернатора или градоначальника. Непогребенные тела перевозятся из одной губернии в другую или из уезда в уезд только с разрешения гражданского начальства. Православное кладбище, - даже если на нем и нет церкви, - должно почитаться священным местом (см. выше о почтении к храмам). Закрытое кладбище нельзя отводить под пашню или каким-либо другим образом уничтожать оставшиеся на нем могилы; оно должно быть (в населенных местах) огорожено или окопано за счет владельцев земли. Закон об укреплении начал веротерпимости (Высочайше утвержденный указ 17 Апреля 1905 г.). Метрические записи и другие церковные документы События крещения (а также присоединения к православной Церкви), бракосочетания и погребения умерших записываются в установленные книги, называемые метрическими. Ведение этих записей сделано обязательным для всех приходских причетов еще в 18 столетии; (Дух. регл., приб. ст. 29; Ук. Син. 1723 г. Нояб.13 и 1724 г. Февр.20.) впоследствии для них была установлена единообразная форма (1837 г.). В настоящее время причетам выдаются духовным начальством изготовленные по этой форме печатные бланки (в тетрадях). Метрические книги разделяются на три части: 1 о родившихся, 2 о бракосочетавшихся и 3 об умерших. В них вписываются, в отдельных графах, - в первой части: имена крещенных, время их рождения и крещения, родители и восприемники; - во второй части: время совершения брака, вступившие в брак, их возраст, поручители жениха и невесты; - в третьей части: умершие, их возраст, время смерти и погребения, причина смерти, место погребения; в каждой части в особой графе указываются и лица, совершившие таинства крещения и брака, напутствовавшие умиравших исповедью и причащением, и совершившие погребение. В первую часть вносятся и присоединенные к православной Церкви иноверцы. Метрики ведутся в двух экземплярах. Один экземпляр, прошнурованный, скрепленный печатью и надлежащей подписью, выдается из Консистории на один год, по истечении которого отсылается в нее для хранения. Другой экземпляр хранится при церкви. Записи производятся священником, или, по его поручению, кем-либо из причета, немедленно после совершения подлежащей внесению в метрические книги требы, с надлежащей тщательностью и безошибочно, под страхом взыскания за ошибочность записи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Нелегок был жизненный крест этого священника. Потеряв жену в возрасте 33-х лет, он впоследствии лишился своих взрослых детей. Сын умер в молодом возрасте, когда ему открывалось поприще профессора Московского университета, единственная дочь скончалась вскоре после того, как сделалась супругой «одного из московских пастырей». Отец Гавриил, очевидно, был похоронен на церковном погосте, рядом со своим храмом. Один из присутствовавших на его погребении отозвался о почившем в своей речи в следующих словах: «Обращаясь к твоей жизни, деятельности и взглядам как приходского пастыря, законоучителя и миссионера, я … укажу здесь только одну черту, замеченную мною и резко выдающуюся из числа других. Эта черта - верное понимание цели жизни и назначения человеческого здесь - на земле, вследствие ясного и просвещенного взгляда на нее … Ты увидел в ней не источник радостей и удовольствий, а наоборот, источник скорбей и бедствий - душевных и физических. Поэтому труд и деятельность ты предпочитал и ставил выше всякого другого времяпровождения, спокойного и беззаботного». Судя по данным метрических книг тех лет, прихожан уже не погребали на церковном кладбище. Хоронили, главным образом, на Ваганьковском кладбище. Реже - на Лазаревском и Калитниковском. В следующий, после о. Гавриила, период настоятельства (с 1890 по 1898 г.), в документах встречается сведение только о заштатном священнике храма - Сергее Виноградове (за 1898 г.). Возможно, место Гавриила Сретенского занял протоиерей Алексей Горский, имя которого, как настоятеля, встречается в документах лишь с 1899 года. По «Книге для записи расходов и прихода по Вознесенской церкви на Б. Никитской улице за 1895-1898 г.г.» можно познакомиться с повседневной жизнью храма. 1895 г. март - окраска церкви снаружи масляной краской; устройство палаток для освящения пасхи; октябрь - израсходовано на выписку: а) «Церковных ведомостей»; б) «Церковных ведомостей издаваемых Священным Синодом»; в) Журнала «Православный Благовестник»; ноябрь - уплачено по счету Хомякову за сделанную им в церкви в 1899 г. медную решетку; 1896 г. февраль - уплачено по счету Кондрашеву за промывку живописи в церкви и за написание новых картин; за окраску церкви масляной краской; 1897 г. июнь - покупка железа для церковной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=02266

подр. Волын. Е.В. 1897, 12–13; см. также Лит. Е.В. 1891, 25–26). – За места для погребения на столичных кладбищах хотя и взимается установленная плата, но крестьяне, дворовые люди, мастеровые, работники и фабричные, все снискивающие себе пропитание подённою работою, служащие и отставные нижние чины, нижние служители казённых мест и бедные служащие и отставные чиновники, не исключая и семейства их, освобождаются от всякой платы за места на кладбищах (Извлеч. из Отч. Г. Обер-Прокурора Св. Синода 1844 г., 53 стр.; Обозр. узак., 234 стр.). – Относительно погребения умерших в С.-Петербурге и на С.-Петербургских кладбищах постановлены особые правила (см. указ С.-Петерб. Дух. Конс. от 27 нояб. 1867 г. и изд. в 1871 г. прав. об устр. кладбищ в С.-Петербурге). – В губерниях Царства Польского действуют (см. Уст. Врач., 2 прим. к 704 ст.) особые правила, утверждённые Советом Управления Царства Польского от 31 мая 1846 г. о погребении умерших, содержащие в себе и некоторые постановления относительно устройства и содержания кладбищ и помещённые в 38 томе Дневника Законов (см. Холм.-Варш. Е.В. 1897; 16). – Особые правила о выдаче свидетельств на погребение умерших в Варшаве см. в Уст. Врач., 731–739 ст.). – Закона, запрещающего хоронить православных на лютеранском кладбище, нет (Ц.Вед. 1896, 3; сн. 2 прим. на 1345 стр.). – Нигде нет указаний на право приходского священника обращать в свою пользу холст, коим покрывается гроб умершего и при посредстве коего гроб опускается в могилу, и потому подобные вещи, во избежание раздора в причте, приличнее обращать в доход церкви (см. Ц.Вед. 1897, 45; сн. выше, 1 прим. к 951 стр.). – Существует обычай устроять в память усопшего после его погребения похоронный обед. Этот обед обыкновенно предваряется литией об усопшем и вкушением колива (кутии), оканчивается вкушением киселя с молоком (коровьим, а в постные дни так называемым миндальным) и так называемою заупокойною чашею с пением заупокойных стихов (см. Ц.В. 1896, 27). Вкушение указанных снедей и питий имеет связь с молитвою об отшедшей душе и служит символами этой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010