Воронеж. Церковь Вознесения Господня на Чугуновском кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Одноименных церквей в Воронеже было только две - Вознесенская приходская и Вознесенская кладбищенская. В дополнение к существовавшим Терновому и Предтеченскому в начале XIX века возникло еще одно городское кладбище. Под него отвели обширный участок в конце Старо-Московской улицы, обязанной своим названием проходившей здесь некогда дороге на Москву. По генеральному плану 1774 года выезд в Первопрестольную переместился на Большую Московскую улицу, а старый тракт запустел. Четверть века спустя Старо-Московская (позже - Большая Садовая, затем К. Маркса) стала упираться в погост. Новейшие изыскания заставляют меня изменить датировку и очередность возведени храмов на Чугуновском кладбище по сравнению с первым изданием этой книги (1994). Судя по планам города, одна из церквей и само кладбище появились одновременно. В 1808 году слева от ворот, ведущих на погост, была построена Самуиловская тепла церковь. Строилась она на пожертвования одного из богатейших купцов того времени Самуила Никитича Мещерякова и потому посвящалась его небесному покровителю. В память святого пророка Самуила в епархии был единственный храм. Церковь святого Самуила была небольшой по размерам, без колокольни и внешним видом походила на длинный полуовальной формы дом. В сохранившейся метрической книге церкви Иоанна Богослова за 1814-1827 годы отмечалось место погребения прихожан. Помимо прежних в 1814 году упоминаетс «городское кладбище», с 1815 года оно называется Самуиловским, в 1819 году употреблено название «Мещеряковское кладбище», только потом оно стало Вознесенским. Официальное название кладбищу дала Вознесенская церковь. Но оно практически нигде, кроме документов, не употреблялось, в обиходе все горожане знали кладбище как Чугуновское. Не потому, что местность примыкала к железной дороге, или «чугунке», а потому, что и этот храм, ставший главным на кладбище, обязан своим появлением благотворительности Самуила Мещерякова, за огромную физическую силу прозванного «Чугунным». Каменная с трехъярусной колокольней церковь, построенная в 1808-1813 годах в стиле зрелого классицизма, имела в ряд с главным алтарем два придела: апостола Иоанна Богослова и Владимирской иконы Божией Матери (датировка строительства церквей приведена в позднейших Страховых и Клировых ведомостях).

http://sobory.ru/article/?object=35367

Сергиев Посад. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Всех Святых) на Кокуевском кладбище. Покровская Всехсвятская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Всех Святых , Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:1834. Ссылки:   Адрес: Московская область, Сергиев Посад, Северный тупик, 12 Координаты: 56.320438, 38.12321 Проезд: От Уточьей Башни Троице-Сергиевой Лавры ступайте по асфальтовой дороге вниз, в овраг, до маленькой речки (метров пятьдесят). Перейдя через речку, сверните направо и идите вдоль нее, поднимаясь на высокий берег. Идите по улице вдоль берега. Пройти нужно, пожалуй, километра полтора - пока не попадёте ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Уточьей Башни Троице-Сергиевой Лавры ступайте по асфальтовой дороге вниз, в овраг, до маленькой речки (метров пятьдесят). Перейдя через речку, сверните направо и идите вдоль нее, поднимаясь на высокий берег. Идите по улице вдоль берега. Пройти нужно, пожалуй, километра полтора - пока не попадёте на заброшенное кладбище. Выглядит оно как берёзовая рощица; церковь находится тут же, чуть левей, и легко заметна. Или: на автобусе несколько остановок до пруда на Гражданском Посёлке (пруд справа от дороги). Заброшенное кладбище находится тут же, за прудом. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В XIX – начале XX века к церкви в честь Обновления Храма Воскресения Христова была приписана кладбищенская церковь в честь Всех святых. Ее построили прихожане Ильинского и Воскресенского приходов в 1834 году в стиле ампир на приходском кладбище, располагавшемся на северо-западной окраине старого Сергиевского Посада. Кладбище это часто называлось Ку(о)куевским, по названию бывшего села, а затем улицы города, входившей в приход Воскресенской (Петропавловской) церкви. Особое усердие в строительстве Всесвятской церкви проявил Кукуевский крестьянин Г.А. Ломов. В июле 1840 года к храму был пристроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящал придел наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний (Медведев).

http://sobory.ru/article/?object=06195

Барнаул. Церковь Воздвижения Креста Господня на бывшем кладбище. Крестовоздвиженская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь на городском кладбище, построена в 1908 году. Закрыта вместе с кладбищем в 1929 году. В церкви разместился планетарий. Кладбище было уничтожено - все могилы были срыты, убраны надгробья. Здесь разместился парк культуры и отдыха Октябрьского района. Внешне церковь пострадала несильно, снесены только купол с крестом. С 2001 года ведутся разговоры о передаче храма верующим, однако пока они не увенчались успехом. В январе 1902 г. барнаульская городская Дума рассмотрела вопрос о постройке каменного храма на христианском кладбище по Московскому (Гоньбинскому) тракту, выбрав попечителем над стройкой гласного Думы купца первой гильдии Василия Дмитриевича Сухова. Решено было строить храм, с тем, чтобы он не был причислен к приходским храмам и имел бы отдельного священника для исполнения ежедневных служб и треб. В июне 1902 г. из Томской Духовной Консистории в Строительное отделение Томского губернского управления были направлены на рассмотрение и утверждение проект чертежей, расчет устойчивости и пояснительная записка на постройку каменной во имя Воздвижения Животворящего Креста церкви на новом кладбище в г. Барнауле на 250 человек. В пояснительной записке было отмечено, что на месте предполагаемого построения церкви грунт твердо-глинистый, глубоко промерзающий. Общая площадь храма составляла 14,65 кв. саж., в том числе площадь средней части храма - 8,82 кв. саж., двух боковых частей по 1,96 кв. саж., площадь трапезной - 2,67 кв. саж. Рассчитывая площадь храма по 1 кв. саж. на 15-18 человек, получалось вместимость церкви до 250 человек. Под фундамент решено было выкопать рвы глубиной 3,5 арш. и 1,5 арш. ширины. Толщина стен фундамента, сложенных из железняка, равнялась 4,5 кирпича, толщина цоколя - 4 кирпича и высота 1,5 кирпича. Толщина наружных стен составляла 3,5 кирпича, толщина подпружных арок - 3 кирпича, высота в замках при пролете 0,79 саж., составляла 2,5 кирпича. Перекрытие средней части храма представляло сложный свод, состоящий из четырех распалубков и четырех лотков. В северной и южной частях церкви предполагались коробчатые своды, в алтарной и трапезной – крестовые своды толщиной в 1 кирпич в замках и 1,5 кирпича в пятах. Во избежание промерзания сводов предложено было покрыть их войлоком. Полы должны были быть выполнены из разноцветного кирпича. Над камерой калорифера предполагалось устроить сводики на железных балках длиною 1,41 саж. при пролете в 1,17 саж., для этого потребуется шести прокатная балка 15 по сортировке Тильманса.

http://sobory.ru/article/?object=05376

При Никольском Единоверческом монастыре, в котором настоятельствовал отец Павел, открытом на мужском отделении Преображенского Кладбища, остался и доселе существует единоверческий приход, причт которого живет в каменном двухэтажном доме, находящемся вне монастырской ограды, на земле, принадлежащей обществу федосеевцев Преображенского Кладбища. Жил он здесь с самого открытия единоверческого прихода на мужском отделении Кладбища, т.е. около тридцати лет; но в 1883 году федосеевцы начали у мирового судьи дело об удалении единоверческого причта с их земли, из дома, прежде принадлежавшая им. Существование прихода и приходская духовенства при Никольском монастыре, по всей вероятности, лишь на время допущенное митрополитом Филаретом при открытии этого монастыря, но доселе продолжающееся, представляет явление исключительное, которого нельзя встретить ни в одном из существующих в России монастырей, и крайне стеснительное для братства, особенно же для начальства монастырского. Отец Павел не только видел, но и горько испытывал неудобства, проистекавшие для монастыря из этого совместного с приходом существования, ибо в монастырских храмах должны; отправляться и (венчание браков, крещение младенцев и пр.) вообще служить духовенство, не принадлежащее к монастырскому братству, подчиненное своему особому начальству; но все эти неудобства он переносил с свойственным ему терпением, – малого того, к монастырю приходского духовенства, и во всяком затруднении приходил к нему на помощь. Так и теперь он принял близко к сердцу угрожающее приходскому причт его монастыря изгнание из дома, в котором он жил столько лет. Дело это огорчало его ещё и потому, что в нем ясно выступало намерение федосеевцев Преображенского Кладбища показать единоверцам свою силу и хотя бы этим способом отомстить церковному правительству за обращение мужского, столь дорогого им, отделения Кладбища в единоверческий монастырь. Считая необходимо нужным защитить Единоверие от притеснения со стороны раскольников, и не расчитывая на помощь Московской епархиальной, тем паче гражданской власти в этом деле, отец Павел признал за лучшее поискать помощи в Петербурге и просил меня быть его посредником в этом предприятии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Отдел XII. Церковно-приходские документы 411. Чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати. Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Обер-Прокурора в 22-й день февраля сего 1836 года, Высочайше утвердить соизволил одобренное предварительно Святейшими Синодом предложение, чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати, для приложения к документам, от церкви выдаваемым, и для печатания конвертов, отправляемых с бумагами по делам церковным, с тем, чтобы для таковых печатей избрано было изображение церкви в древнем русском виде с надписью кругом, в которой означалось бы славянскими буквами, в какой епархии каком селе и какого наименования та церковь , для коей печать дается. Вместе с тем Его Величество соизволяет, чтобы и в монастырях введены были в употребление одинаковые печати с гербом Государственным с тем только отличием от печатей гражданского ведомства, чтобы надпись кругом, объясняющая наименование монастыря, была вырезана шрифтом церковным. Декабря 4 дня 1836 года. 412. О ведении и хранении метрических и обыскных книг. Пб указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имел рассуждение, что по духовному регламенту и посланным из Святейшего Синода во все епархии в 1779 г. указам, непременно должны быть при приходских церквах для записки рождающихся, вступающих в браки и умирающих метрические книги, которые велено раздавать к каждой церкви в начале года из духовных правлений за скрепою присутствующего, а по прошествии года неупустительно представлять в первых месяцах чрез духовные же правления, за рукоприкладством всех священно и церковнослужителей, в Консистории, где и содержать их, разделяя по городам с уездами каждый год в особом переплете; а таковые же заручные и при церквах в ризницах оставляя хранить, чтобы во всегдашнее время, когда о чем востребуются справки, без всякого сомнения на оных основание полагать было можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воронеж. Церковь Самуила пророка. Карта и ближайшие объекты В Воронеже было только две одноименные церкви - Вознесенская приходская и Вознесенская кладбищенская. Этой второй, не имевшей прихода и больше известной под названием Чугуновской, и посвящен данный очерк. В дополнение к существовавшим Терновому и Предтеченскому, в начале XIX в. возникло еще одно городское кладбище. Под него отвели обширный участок в конце Старо-Московской улицы, обязанной своим названием проходившей здесь некогда дороге на Москву. По генеральному плану 1774 г. выезд в первопрестольную был переведен на Большую Московскую улицу, старый тракт запустел. Четверть века спустя Старо-Московская (позже - Большая Садовая, ныне улица К. Маркса) стала упираться в погост. Судя по планам города, церковь и кладбище появились одновременно. В 1808 г. в створе улицы была построена Вознесенская церковь, она и дала официальное имя кладбищу. Но оно практически не употреблялось, все горожане знали кладбище как Чугуновское. Не потому, что местность примыкала к железной дороге, или " чугунке " , - ее еще тогда не было, - а потому, что храм строился на пожертвования богатого купца Самуила Никитича Мещерякова, за огромную физическую силу прозванного " Чугунным " . Каменная с трехъярусной колокольней церковь, построенная в стиле зрелого классицизма, имела в ряд с главным алтарем два придела: апостола Иоанна Богослова и Владимирской иконы Божией Матери. Вознесенский храм не отапливался и поэтому считался холодным, или летним. Десятилетие спустя после его появления на кладбище начали строить вторую церковь, что было исключительным случаем. Народное предание, записанное Д.И. Самбикиным, дает этому событию такое толкование. Побуждением к постройке второй церкви стало то, что во вновь возведенной повесилась какая-то девушка. В храме уже был поставлен иконостас, рабочие отправились обедать и по возвращении увидели самоубийцу. По решению епархиального начальства Вознесенская церковь до времени оставалась неосвященной. Возможно, все произошло именно так, как это сохранила народная память, но можно найти и другую, более логичную причину: желание иметь теплый храм для зимнего времени. И эта церковь была построена по обету и на средства купца Мещерякова в 1822-1824 гг. наименовали ее во имя Самуила. Святой Самуил - учитель добра и справедливости у евреев, провозвестник воли Божией и пророк Господень. Его мощи были перенесены в Константинополь в 406 г. императором Аркадием. Престольный праздник отмечается 20 августа (2 сентября). В его память в епархии был единственный храм.

http://sobory.ru/article/?object=08970

Григорово. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь, Пророко-Ильинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка , Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1808 и 1815. Адрес: Владимирская область, Александровский район, Григорово Координаты: 56.309376, 38.472359 Проезд:По дороге с.Площево - г.Струнино, после поворота на " Лизуново, Гидеево, Перематкино " , следующий поворот налево, перед автобусной остановкой, далее по грунтовой дороге. Указателя населённого пункта нет. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В конце 17 века в двух верстах от Григорова находилось кладбище на реке Грязевке. На этом кладбище священник села Тимофеевского Анания Исаев в 1694 году построил деревянную церковь во имя Пророка Илии. Ныне существующая каменная церковь построена на месте деревянной в 1808-1815 годах. В советское время закрыта и разорена, разрушена глава и колокольня. Из книги протоиерея Олега Пэнэжко " Храмы г.Александрова и окрестностей " , 2003 год. Небольшая церковь в духе традиционного зодчества. В трапезной помещался Казанский придел. Григорово-Нееловский приход. " Село Григорово-Неелово находится в 140 верстах от губернского города и в 20-ти от уездного. В конце XVII столетия в двух верстах от нынешнего села Григорова-Неелова на речке Грязевке находилось пустое кладбище, время и причины запустения коего неизвестны. На этом пустом кладбище священник села Тимофеевского, вотчины кравчаго Кирилла Алексеевича Нарышкина, Анания Исаев построил вновь в 1694 году церковь во имя св. пророка Илии: " и Св. иконы и книги и всякую церковную утварь покупал и заводил на свои деньги " . При церкви тогда числилось 6 приходских крестьянских средних дворов, земли церковной пахатной 13 четв. в поле, сенных покосов 20 копен и дани было положено 17 алтын, заезда гривна. Самостоятельного священника к церкви не было определено; хозяином церкви и церковной земли оставался вышеназванный поп Анания Исаев, который и нанимал от себя священников на определенное число лет, а иногда и сам " наездом " отправлял богослужение и требы.

http://sobory.ru/article/?object=06841

Москва. Церковь Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище. Карта и ближайшие объекты Церковь Троицы Живоначальной была заложена в 1830 г. по проекту архитектора А.Г. Григорьева и освящена в 1835 г. В начале 20 века при церкви работала церковно-приходская школа. В 1930-е гг. церковь не закрывалась, была передана обновленцами. Возвращена РПЦ в 1944 г. 25 декабря 1772 года на Крестовском кладбище была поставлена деревянная церковь, освященная именем преподобной Параскевы Сербской, впоследствии кладбище стало именоваться Пятницким. В 1778 году во время летней грозы церковь сильно пострадала: снесло крышу, повреждена колокольня. Общими усилиями священника и прихожан церковь отремонтировали, однако в скором времени из-за мизерных пожертвований от бедного люда и малой посещаемости она пришла в упадок. В 1827 году стараниями настоятеля о. Симеона удалось получить разрешение Духовной консистории на установление кружки для сбора пожертвований от паломников, идущих в Троице-Сергиеву лавру, на строительство новой каменной церкви вместо деревянной, для чего была даже построена часовня на Троицкой дороге, куда перенесли иконы из старой церкви. Строительство шло медленно по той же причине - нехватки средств. В сентябре 1828 года купец Свешников передал по завещанию свое имение и деньги (на помин души) на постройку нового каменного храма и двух домов. При составлении плана строительства храма выяснилось, что для его осуществления не хватало земли, ранее выделенной кладбищу городской властью. Нашелся другой доброхот - даритель граф Дмитрий Шереметьев, отдавший часть своей земли под строительство храма. Лучшие архитекторы города А.В. Балашов и Ф.М. Шестаков стали проектировщиками фасада храма. Существует мнение, что автором проекта здания храма был А.Г. Григорьев, однако это не подтверждается архивными данными. В архитектуре Москвы тех времен преобладал так называемый русский классицизм (ампир), как отклик воспоминаний о недавней победе России над Наполеоном в 1812 году. Этот стиль отличается монументальностью форм с непременным возведением колонн по фасаду, украшенному элементами военной атрибутики, что придавало зданию величественность и вызывало в душе людей чувство умиротворения. Все это нашло отражение в построении храма, строительство которого началось в 1830 году. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) не только поддержал ходатайство о сооружении храма, но принимал горячее участие в ходе его осуществления.

http://sobory.ru/article/?object=03730

Церкви приписные, упраздненные и домовые Приход Крестовоздвиженской церкви образовался из трех самостоятельных приходов, церкви которых по малочисленности оставшихся после 1812 года прихожан приписаны в 1814 году к Крестовоздвиженской. Церкви были каменные, небольшие, и находились: одна, Николаевская, в Сапожках, на площади близ Троицких ворот, а две другие, Николаевская и Благовещенская, на Старом Ваганькове, в Ваганьковском переулке. Храм св. Николая, что в Сапожках, близ Троицких ворот. (С рис. М.Н. Воробьева 1817 г., наход. в Третьяковской галерее, под 59) надо думать, у этой церкви митрополит Филипп встречал В. К. Ивана Васильевича, возвращавшегося в Москву после победы над Новгородом 191 . В 1625 г. храм платил установленную дань в размере 3 алтын 4 ден., с 1628 г. увеличенную до 25 алтын 192 . По Строельной кн. 165 (1657) года значится «земли под церковью и кладбища вдоль 25 1/3 с., поперег 14 ½ с., в другом поперечнике подле церковного крыльца 5 ½ с; и то кладбище тесно». Подле церкви и кладбища было много белых дворов. «И по Государеву указу к церкви, для утеснения церковной земли и кладбища, велено жилецких людей дворы очистить против иных церквей, а имать указано от дворов по пяти сажен от двора». Вследствие этого указа под церковную землю очищено «Якова Черкасова, да пономаря Офонкино дворовое их место, вдоль 11 с., поперег 7 с., в другом конце 6 ¼ с., да по правую сторону церкви попа Ивана (местного), да попа Фадея (придворной церкви), да стрельца Кондрашки Аверкиева дворовое их место вдоль 18 ½ с., поперег в переднем конце 10 с., в другом конце 6 с.; и то новое кладбище огорожено надолбами изредка, а старое забором наглухо» 193 . В 1691 г. уставщик Сергей Суворов поставил вокруг церкви и кладбища ограду, устроил богадельню и каменные лавки с харчевнею, «идучи из города, с каменного мосту, на левой стороне». Сход с лавок и харчевни шел частью в пользу церкви, частью на богадельню 194 . Около этого же времени была обновлена и церковь вместе с приделом, и к освящению выданы антиминсы в главный храм 27 июня 1703 г., а в Знаменский придел 25 нояб. 1710 г 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

сост. А.Попов IX. Город Саранск и Саранский уезд Уездный город Саранск расположен по обеим сторонам р. Саранки, впадающей у самого города в р. Инсару, и находится под 54° 11´ сев. шир. и 62° 51´ вост. долг., от Пензы на расстоянии 131 в. и от соседних городов – Городища в 120 в., Инсара в 75 в. и Мокшана в 91 в. Основан город в начале XVII стол., в 1708 г. вместе с Шишкеевским пригородом приписан к Азовской губ., в 1719 г. приписан к Пензенской провинции Казанской губ., а с 1780 по 1798 г. был уездным городом Пензенского наместничества, по упразднении которого причислен с своим уездом к Симбирской губ., а в 1801 г. вошел в состав Пензенской губернии. Город занимет пространство 330 дес. Жителей в г. Саранске по статистическим данным числится ж. п. 7266, ж. п. 6882, обоего пола 14148 чел., в том числе: православных 14080, католиков 24, лютеран 11, евреев 22 и магометан 11. В г. Саранске церквей: собор 1, приходских 9, домовых 2, кладбищенских 2, при мужском монастыре 2, часовень и молитвенных домов 2. Все церкви каменные. Учебных заведений: женская прогимназия, городское четырехклассное училище, нач. мужское и женское училища, волостное училище, 2 церковно-прих. школы и 5 школ грамоты. Саранский уезд, находящийся в северо-восточной части губернии, лежит на границах Инсарского, Мокшанского и Городищенского уездов Пенз. губ., Лукояновского Нижегородской губ., Ардатовского и Корсунского уездов Симбирской губ. Пространство уезда равняется 2947,7 кв. вер.=307052 дес., в числе которых 43761 д. находится под лесом, 115300 д. под посевами, а остальные под лугами, населением и т.п. Жителей в Саранском уезде по статистическим данным числится: муж. п. 75203, ж. п. 76070, обоего пола 151273, в том числе: православных 137,938, раскольников 1634, католиков 23, лютеран 8, магометан 11670. В уезде церквей – приходских 61, приписных 6, кладбищенских 7, единоверческих 1, домовых 1, при монастырях 6, часовень и молитвенных домов 2. В числе церквей – каменных 33, деревянных 49. Школ церковно-приходских 18, школ грамоты 23 и училищ земских 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010