Андреев Михаил Петрович. Родился в 1882 г. в селе Щучье Челябинского уезда в семье священника. Окончил Челябинское духовное училище (1899 г.) Псаломщик при церкви села Новокумляк Троицкого уезда с 1900 г. Эконом Челябинского епархиального женского училища с 1909 г. Священник при церкви того же училища с 1913 г. В 1916 г. служил при церкви Зигазинского завода Верхнеуральского уезда. В марте 1919 г. – служащий Челябинского епархиального совета, а в августе – заведующий удешевленными столовыми в Чите. В конце Гражданской войны эвакуировался в Китай. Служил в Покровской церкви на Старом кладбище, был настоятелем Успенской церкви на Новом кладбище Харбина. Смотритель епархиального свечного завода (1925–1943 гг.) С 1943 по 1945 гг. служил в Трехречье в поселках Верх-Урга и Драгоценка. В период 1945–1947 гг. по болезни за штатом. С 1947 по 1952 гг. – настоятель Свято-Покровской церкви на Старом кладбище Харбина, духовник Харбинской епархии. В 1952–1955 гг. служил в пос. Улуси и на ст. Якеши, а в 1956–1959 гг. в Петропавловской церкви Сунгарийского городка г. Харбина. В 1959 г. эмигрировал в Австралию, где служил при Архиерейской церкви в г. Сиднее. Скончался 01.07.1964 г. Протоиерей Михаил Белов Михаил Авксентьевич. Надзиратель Челябинского духовного училища, а с 1910 г. еще преподаватель древней истории и славянского языка в челябинском епархиальном женском училище. С 1912 г. – челябинский уездный наблюдатель церковно-приходских школ. Проживал на станции Шумиха Челябинского уезда Оренбургской губернии. Во время Гражданской войны ушел с Белой Армией. В начале 1920-х гг. эвакуировался в Китай. Служил в г. Маньчжурия (1929 г.), на Мулинских копях и на станции Бухэду Западной линии КВЖД в 1930–1940 гг. Протоиерей Михаил Воздвиженский Михаил Васильевич. Служил в церквях Сунгарийского городка и района Механических мастерских Харбина в 1920-х гг. Законоучитель в гимназии имени А. С. Пушкина в Харбине в 1930-х гг. Протоиерей Михаил Воронцов Михаил. Эконом Русской духовной миссии в Пекине. В середине 1950-х гг. вернулся в СССР. Служил в Екатеринбургской епархии. Протоиерей Михаил

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобные неприятности заставили волковский и большеохтенский причт просить консисторию принять меры к тому, чтобы при погребаемых были представляемы узаконенные свидетельства. Консистория строго обязала приходских священников выдавать свидетельства непременно, но когда те объяснили, что свидетельства часто не выдаются потому, что сами погребающие не знают об этих свидетельствах, то консистория, 30 октября того же года просила губернское правление объявить обывателям – не привозить умерших на кладбища беъ свидетельств (Дело 1796 г., 347). Губернское правление, после неудачной, при безграмотности большинства населения попытки, распубликовать распоряжение о погребальных свидетельствах, прибегло к крутой мере: устроила пред кладбищем заставу для пропуска покойников не иниче, как со свидетельствами. Пред Волковским кладбищем, на Расстанной улице, против нынешней Тамбовской улицы, был устроен шлагбаум и караулка, где караул, под командой унтер-офицера, пропускал покойников, при которых были свидетельства. Чрез это причт освобождался от затруднений, которые теперь выпали на долю погребающих. Команда заставная не довольствовалась свидетельствами от священников, но требовала и полицейских свидетельств относительно всех погребаемых без различия, а если и пропускала по свидетельствам священников, то требовала их на обратном пути и, в противном случае, задерживала возвращавшихся с кладбища. Неумолимая военная строгость производила то, что улица запружалась покойниками, ожидавшими пропуска. Погребавшие заводили с командою перебранку, доходившую часто до крупных оскорблений словами и действием, а потом – до судебного разбирательства, со всеми его последствиями. В таком положении было дело во время вторичного настоятельствования о. Петра Федорова. Все вышеупомянутые предписания о записях свидетельств и о ведомостях не имели отношения к установлению порядка и лучшего содержания кладбищ. Относительно лучшего содержания кладбищ, с 1738 г. существовали следующие правила: 1) «кладбища огородить деревянным забором и построить при них деревянные покои для караульных и могильщиков; 2) для повышения назначенных для кладбищ мест делать вокруг и чрез оные каналы, в пристойных местах – пруды и вынутою землею низкие места засыпать и повышать; 3) могилы вырывать сколько возможно глубже и, зарывая, притаптывать землю накрепко» (Протокол Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

На эту землю имеются план от 1843 г.. проект от 27 октября 1843 года и акт от 30 ноября 1848 года. Причт: 1 свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 p., причт. дома ветхи, а хоз. построек нет. Приписные деревни: Перча в 5 вер., Рудня-Хочинская в 3 вер. и Рудня-Пержанская в 3 вёрстах. Дворов – 140, прихожан – 1,143 д. об. п., р.-кат. 3 д. об. п. Свящ. – Яков Иван. Иваницкий (с 1886 года) и псаломщ. – Пётр Павлов. Бородич (с 1857 года). Итого в 4-м благочинническом округе Овручского уезда находится всего 23 церкви, из коих 15 приходских самостоятельных, 5 приписных и 3 кладбищенских. Кроме того, есть ещё две по ветхости закрытые церкви, из коих одна, ныне (в 1880 г.) уже отстраивающаяся, находится в. с. Юровой (Журжевичского прихода), а другая – в селе Копищах. Во всём Овручском уезде находится всех церквей – 94; из коих 65 приходских самостоятельных, 22 приписных и 7 кладбищенских. 233 Городской благочиннический округ Овручского уезда соединён с 1-м благочинническим округом того же уезда – в силу указа Волынской дух. Консистории от 5 февраля 1882 года за 788, согласно прошению бывшего благочинного настоятеля Овручского Собора протоиерея Андрея Барановича, причём Овручский соборный причт оставлен в непосредственном ведении епархиального начальства. 234 В области – Малой России – были княжества – местные: Киевское, Древлянское и Черниговское. В Древлянском было 5 удельных княжеств: Туровское, Чарторыйское, Корецкое, Пинское и Дрогичинское. (Созерц. Рос. Государ., изд. 1796 г.). 235 См. Памятники старины в западных губерниях Империи, с Высочайшего соизволения издаваемые К. Н. Батюшковым. Вып. IV. СПб. 1868. Некоторые, впрочем, утверждают, что первоначально Овруч назывался Обруч, потому что, как гласит местное предание, наверху земляных укреплений, окружавших весь город, были вместо палисадов деревянные брусья, имевшие вид обручей. Полагают, что древнее название этого города Вручай произошло от небольшой речки, которая протекала с западной стороны города и называлась Ручай, a ныне – Руч (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Место вокруг церкви должно быть свободно от построек (в городах церкви должны находиться от соседней межи в расстоянии 20 саж. а в случае затруднения отвести это пространство,– по крайней мере 10 саж.); заведения для раздробительной продажи питей воспрещается устраивать ближе 40 саж. от дверей храма, или от церковной ограды, если есть таковая. Кроме храмов или церквей – приходских, бесприходных (каковы кафедральные соборы, кладбищенские церкви, ружные городские церкви) и домовых (домовыми в обширном смысле называются не только в домах частных лиц устроенные, но и церкви в разных установлениях и заведениях), существуют у нас часовни и молитвенные дома. Часовнями в уставе духовных консисторий называются такие молитвенные домы, которые устраиваются в городах и селениях в честь св. икон, или в благочестивое воспоминание событий церковных и отечественных, а молитвенными домами такие священные здания, которые в приходах, расположенных на больших пространствах, устраиваются в отдаленных от приходских церквей деревнях. В обыкновенном словоупотреблении и такие молитвенные дома также называют часовнями, и в некоторых местностях России почти каждая деревня имеет таковую часовню. В католических странах от церквей отличаются капеллы и оратории. Те и другие соответствуют нашим домовым церквам: они могут быть публичные(с особым входом и выходом на улицу для публики) и частные (в стенах дома, для потребностей частного лица). Относительно кладбищ у нас существуют особые правила, изложенные в уст. врачебн, и др. Кладбище может находиться и в церковной собственности, и в собственности городских и сельских обществ, не может лишь, как разъяснено граждан. кассац. департаментом сената в 1897 г., состоять в собственности частного лица, хотя бы земля под кладбище была отведена частным лицом. На кладбище, все равно находится ли оно в церковных, или не в церковной собственности, не допускаются какие-либо хозяйственные распоряжения и мероприятия, противоречащие его священному характеру, напр. обращение его в пастбище для скота; но если, в видах поддержания чистоты на кладбищах, производится сенокошение, то извлекаемый отсюда доход может идти только в пользу церкви. Запрещается заводить близ кладбищ питейные дома и ставить шалаши для продажи съестных припасов. Могилы не должны быть разрываемы за исключением особых случаев, когда дозволяется высшим начальством перевезти преданное уже земле тело в другое место, или предписывается вырытие его для врачебного освидетельствования в интересах правосудия. Старые опустевшие или закрытые кладбища, находящиеся среди населенных мест, должны быть огораживаемы владельцами той земли, на которой они находятся, а в безлесных местах должны быть обводимы рвом. Не дозволяется застраивать их или обращать под пашню и вообще каким бы то ни было образом истреблять оставшиеся в нем могилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Епархии Русской Православной Церкви делятся на благочиннические округа, обнимающие от 10 до 30 приходских церквей с их причтами. Округ поручается наблюдению одного из приходских священников, носящего титул благочинного, причем, если в округе более 15 церквей, к благочинному может быть придан помощник 209 . Положение благочинного в округе, как епископского мандатра, определено синодальной инструкцией, которая, однако, как не получившая высочайшего утверждения и не внесенная в полное собрание законов российской империи, не есть церковный закон. Благочинный есть орган надзора, наблюдающий за церковным порядком в пределах округа. Он возводится в свою должность епархиальным архиереем, которому консистория представляет кандидатов на открывающееся место 210 . Наблюдение благочинного простирается как на благоустройство церквей, например, правильное устроение храмов, достаточное снабжение утварью и богослужебными книгами, поддержание чистоты на колокольнях, кладбищах 211 и проч., так на поведение духовенства и семейств духовных лиц 212 , на исправное исполнение должностных обязанностей 213 , правильное совершение треб, в особенности крещения, погребения, браковенчания, и правильное ведение церковного хозяйства и письмоводства 214 , ношение приличного духовному сану одеяния 215 . Свой надзор за духовенством округа и за состоянием приходских церквей благочинный осуществляет посредством личного обозрения; ему предписывается инструкцией посещать порученные его наблюдению церкви дважды в год и дважды же в год рапортовать епархиальному начальству о состоянии вверенных ему церквей 216 . Вместе с надзором, благочинному поручается духовное руководство приходского духовенства 217 и прихожан 218 , причем в отношении к духовенству ему предоставлена известная дисциплинарная власть, так как он может «штрафовать священника внушением при причте, а диакона и причетников и поклонами в церкви» 219 . Кроме того, благочинный принимает известные меры в случае смерти одного в подчиненных ему церковно-должностных лиц, доносит о смерти епархиальному архиерею, делает опись оставшемуся после умершего именно и представляет ее в попечительство о бедных духовного звания, вместе с назначением опекуна, если остались малолетняя сироты, а в случае смерти священника, в особенности, немедленно отправляется в тот приход, который лишался священника, и, поверив церковное имущество, суммы по документам и дела церковные, передает их новоопределенному священнику, или же до определения его – наличному причту с церковным старостой; и затем, когда явится новоопределенный священник, благочинный должен прочитать в приходской церкви его ставленую грамоту и таким образом ввести его в должность. Наконец, благочинный является для проверки церковного имущества и документов в случае удаления или смерти церковного старосты 220 , и руководит выбором нового старосты 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Опадчий Василий Степанович. Родился в 1873 г. в Черниговской губернии. Украинский церковный и общественный деятель в Харбине. Один из основателей украинского прихода на Старом кладбище. Оказывал помощь в строительстве приходского Покровского храма. Скончался 31.12.1934 г. в Харбине. Р. Б. Василий Семенов Василий Николаевич. Родился в 1881 г. в Симферополе. Эмигрировал в Китай в 1918 г., жил в Пекине. Работал секретарем начальника Пекинской духовной миссии. В Харбине основал Иверское Братство (1920 г.) Член Харбинского епархиального ревизионного комитета с 1924 г. С 1930 г. жил в Тяньцзыне. Скончался в Пейхао 19.07.1940 г. Р. Б. Василий Скворцов Василий Петрович. Родился в 1884 г. в Нижегородской губернии. Коммерсант. Начинал свою деятельность в бакалейной торговле Миасского завода, затем г. Челябинска (1908 г.) и г. Кургана (1912 г.) В 1919 г. переехал во Владивосток, а позднее – в Харбин. Член приходского совета Свято-Николаевского собора. Скончался 01.03.1938 г. в Харбине. Р. Б. Василий Фролов Василий Савельевич. Педагог в гг. Харбине и Дальнем. Окончил учительскую семинарию в Благовещенске. В 1920-х гг. эмигрировал в Харбин. Директор гимназии им. Ф. М. Достоевского в Харбине, а после ее закрытия в 1945 г., директор гимназии им. А. С. Пушкина в г. Дальнем. Его преданность православию проявилась особенно в 1943–1944 гг., когда он воспрепятствовал поклонению учащихся своей гимназии японской языческой богине. Арестован в 1945 г. Срок отбывал в инвалидном лагере в Свердловской области. Р. Б. Василий Цепкий Василий Силантьевич. Родился в Уфе в 1886 г. Купец в Благовещенске. С 1922 г. жил в Шанхае. Занимался церковно-благотворительной деятельностью, был членом строительной комиссии по сооружению Богородицкого собора в Шанхае. Р. Б. Василий Чупряев Василий Григорьевич. Родился в 1864 г. Приехал в Харбин с первой партией строителей КВЖД в 1898 г. Участвовал в строительстве железнодорожных мостов. Мостовой мастер. Член строительного комитета Благовещенской церкви Харбина. Скончался от воспаления легких 21.01.1934 г. Похоронен на Новом кладбище. Р. Б. Василий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В метрических записях об умерших показываются также места погребения их и те лица, которые совершали погребение. По общему правилу, мертвые погребаются на особенно отведенных для того кладбищах, вне городов и селений (Уст. Врач. ст. 925). По указу Св. Син. от 12 апр. 1833 г., при церквях, внутри городов состоящих, погребение тел не дозволяется, но при церквях, находящихся в селениях, дозволяется погребать тела местных протоиереев и священников, честно и беспорочно проходивших свое служение и христиански скончавшихся, а также дозволяется, по особенному каждый раз разрешению архиерея и по самым уважительным причинам, погребать некоторых и из мирян, – именно строителей храма на свои средства, обеспечивших причт содержанием и притом имевших «житие благозаконное и кончину непостыдную». В Ук. Св. Син. от 24 авг. 1797 г. 5188 (в первом пункте этого указа) и в прим. к ст. 910 Уст. Врач. в XIII т. Св. Зак. сказано, что для погребения иноверцев отводятся кладбища близ кладбищ, находящихся при православных церквях. Следуя таким постановлениям при погребении умерших, священники и в метрических записях обязаны точно показывать места погребения тех или других лиц. Так, если в городе или приходе несколько кладбищ, то в графе «где кто погребен» нужно писать, на каком именно кладбище погребен известный покойник, наприм. «на городском Щекавицком», «Байковом», «Волковом» и т. п.; если тело покойника погребено при церкви сельской приходской, то так и писать, с ссылкой на указ Консистории, когда нужно, о дозволении погребения в церковной ограде 297 и проч., если же тело покойника, по совершении обряда погребения, отвезено куда-либо, в иной город или в деревню для предания земле, то так и записать, сделав ссылку на число и номер указа, которым дано таковое разрешение, но ни в каком случае не оставлять в метриках незаписанными покойников, тела которых для предания земле отвозятся в другие места, потому что перевозимые тела покойников для предания земле в другие места отпеваются предварительно и, следовательно, должны быть записываемы в метрической книге именно в той приходской церкви, в приходе которой они скончались.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

1) утверждение голосового списка прихожан; 2) выбор церковного старосты и назначение членов церковно-приходского совета; 3) утверждение смет по расходу церковно-приходских сумм: на поддержание в благолепии храма, на ремонт домов причта и на сооружение или обновление других приходских учреждений; 4) определение правил для заведования и расходования сумм и имуществ прихода, а также установление порядка ведения отчётности и проверки последней; 5) благоустройство кладбища и заведование им; 6) разрешение дел по особым требованиям высшего начальства; 7) ввиду того, что выбор прихожанами кандидатов в клир не противоречит по существу каноническим правилам древней Церкви греческой и практике русской Церкви, желательным является и предоставление церковно-приходской общине права предызбрания и рекомендации местному епископу желательных для неё кандидатов на различные церковные должности, но при условии, чтобы рекомендуемые вполне удовлетворяли всем требованиям, предъявляемым высшей церковной властью особенно к кандидатам священства. Таких предызбранных и достойных кандидатов епископ возводит в священные степени; если же община не укажет в течение месячного срока своего кандидата, или предызбранный не будет удовлетворять требованиям для кандидата священства, то епископ назначает кандидата по своему усмотрению, так как епископу, собственно, и принадлежит это право. Постоянным выразителем голоса церковно-приходского собрания и исполнителем его воли является церковно-приходский совет. Церковно-приходский совет состоит из приходского священника, церковного старосты и прихожан, избранных на определённый срок церковноприходским собранием от сельского общества, каждого посёлка и деревни, но с тем, чтобы число выборных членов было чётное и превышало число постоянных. Церковно-приходский совет, под председательством настоятеля прихода (или лица, его замещающего), собирается по инициативе председателя совета, смотря по церковно-приходским нуждам, или когда о том просит не менее половины числа членов совета. Ведению совета могут подлежать следующие дела:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председательство в приходах городских церквей принадлежит тому, кто будет для сего членами совета избран, а в селениях – приходскому священнику. Советы сии собираются в городских прихода по мере надобности три или четыре раза в год, а в селениях дважды в год: осенью по окончании полевых работ и весною пред начатием сих работ. Священники представляют совету о церковных и своих нуждах, но в рассуждениях об удовлетворении последних не участвуют. Удовлетворение всех означенных, нужд церквей и причтов при них состоящих как то: отопление, устройство помещений, капитальные исправления оных, доставление прислуги, раскладка денежного пособия, количество оного и проч. зависят от усмотрения советов приходских и производятся теми способами, какие они признают для сего наиболее удобными. Кроме того на них возлагается попечение о призрении бедных прихода, погребении неимущих умерших, устройство участи бесприютных сирот, распространение грамотности и религиозного образования между прихожанами, устройство кладбищ, примирительное разбирательство всех тех, кто обратится к суду совета приходского, и рассмотрение случаев по нарушению правила о безвозмездном исполнении причтами духовных треб, о коих – если окажется нужным – доводится до сведения епархиального начальства. Ведение и распоряжение церковными доходами и расходами, не исключая свечной и кружечный доходы, принадлежит к числу главнейших обязанностей советов приходских, которые обязываются в сем случае надлежащею отчетностью 18 . Таков был первый опыт организации православного «прихода». Как видно из представленных «правил» о приходских советах, его задачею служила область хозяйственная и благотворительно-просветительная в церковном духе. И соответственно этому назначению приходу даны были весьма широкие полномочия. Св. Синод определением своим постановил испросить Высочайшее соизволение на применение этих правил и к другим местностям Российской империи, насколько будет возможно по местным условиям. Второй опыт организации православного прихода был введен в следующем 1860 году в округах пахотных солдат южных поселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В случае отсутствия попечителя вместо него в попечительстве председательствует священник – настоятель приходской церкви. Попечительства могут приглашать в заседание свои, кроме их членов, и другие лица по своему усмотрению. Предлагаемые на обсуждение приходских попечительств предметы разрешаются по большинству голосов; в случае разделения голосов поровну, имеет перевес та сторона, на которой голос председательствующего в собрании. Время заседаний попечительств, порядок их занятий, разделение обязанностей между членами и т. п. определяются самими попечительствами, с доведением в потребных случаях до сведенья епархиальных Архиереев. Приходские попечительства обязаны заботиться: 1) о содержании и удовлетворении нужд приходской церкви и об изыскании средств для производства нужных исправлений в церковных строениях и для возведение новых, взамен пришедших в упадок; 2) о том, чтобы приходское духовенство пользовалось всеми предоставленными ему средствами содержания, а в случае недостатка сих средств, об изыскании способов для увеличение оных; 3) об устройстве домов для церковного причта; 4) об изыскании средств для учреждения в приходе школы, больницы, богадельни, приюта и других благотворительных заведений, устройство и заведывание коими лежит также на обязанности попечительств; 5) вообще об оказании бедным людям прихода, в необходимых случаях, возможных пособий, также о погребении неимущих умерших и о содержании в порядке кладбищ. Ближайшим источником денежных и вообще материальных средств для приходских попечительств полагаются добровольные пожертвования от прихожан и от посторонних. Пожертвования в своем приходе собираются или в выставляемые для того кружки, или по особым подпискам; кружки могут быть обносимы и в церкви. Для сбора пожертвований вне пределов прихода могут быть выдаваемы епархиальным Архиереем сборные книги. Сбор пожертвований производится отдельно: а) в пользу церкви, б) в пользу причта и в) для школы и благотворительных учреждений. Если бы таковых пожертвований оказывалось недостаточно для удовлетворения всех потребностей, то попечительство, по совещании с почетнейшими прихожанами, составляет предположение о назначении определенного сбора с прихожан, единовременного или постоянного, деньгами или натурою, для производства причту пособия или для другой надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010