тичным, а не новоевропейским, Гораций самую инициативу описывает в терминах подражания-состязания 4, соотнося ее с эолийским образцом, редуцируя к достаточно формальному моменту. И все же, несмотря на вопиющие различия, поворот темы у Горация по существу ближе, скажем, к вариациям на эту же тему у Державина и Пушкина, чем на ее разработку у египетского предшественника. Библейская традиция находится в этом отношении по ту же сторону границы, что и культура древнего Египта; и она сохраняет верность себе даже и в поздних своих порождениях, хроно-логически принадлежащих эпохе эллинизма. В заключительной приписке к Книге Екклесиаста похвала мастерству автора воздается в самой общей форме: Слова у мудрых — как стрекало погонщика, И как вбитые гвозди — у собирателей пословиц. И у бен-Сиры описываемый им идеальный книжник читает " древних " вообще, " пророчества " и " притчи " вообще — так, что нельзя даже помыслить о специальном выделении если не конкретных авторов, то хотя бы конкретных текстов: Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах. Он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей, будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей... Следующая у него же похвала славным мужам Израиля (гл. 44-50) равным образом не содержит ни единого слова, которое позволительно было бы хоть с натяжкой понять как характеристику того или иного автора — для нас сейчас безразлично, фактического или легендарного — из приписываемых ему творений. Да, Давид " после каждого дела своего приносил благодарение Святому Всевышнему словом хвалы " (47, 9], да, Соломон " наполнил землю " своими притчами 17],— но речь идет не о свойствах псалмов, которые отличали бы их от любых других гимнов и молитв, не о свойствах притчей, которые определяли бы их специфическое положение среди всех более или менее аналогичных им текстов, но исключительно о свойствах самих мужей древности: Давид был предан Богу, Соломон был мудр,— причем в обоих случаях важно не то, что выделяет их между всеми иными благочестивцами и мудрецами, но единственно то, что их с этими последними объединяет. Пример особенно важен по двум причинам: во-первых, трудно отрицать, что жанр поименного восхваления великих мужей давал бы место и повод для характеристики связанного с именами этих мужей литературного наследия, если бы только в такой характеристике ощущалась хоть самомалейшая потребность; во-вторых, текст относится к весьма позднему времени, когда эллинистическая культура обеспечивала мощное распространение вширь стандартов греческой литературной критики, доводимых до сведения в различной этнокультурной и социокультурной среде. Тем более интересно, что автор, укорененный в библейской традиции, этими возможностями не заинтересовался 5.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Часть 4. УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум ( Притч. 3:6 ). Предварительные сведения В Библии есть книги нравственно-назидательного содержания, которые принято называть «учительными». По сравнению с книгами Моисея, которые содержат прямые и обязательные заповеди Божии, учительные книги написаны с целью расположить и ободрить человека к благочестивому образу жизни. Они учат человека строить свою жизнь так, чтобы она была благословенной Богом, приносила благоденствие и душевный мир. В эту группу входят книги Иова, Псалтырь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова. По своей форме большинство из ветхозаветных учительных книг являются поэтическими произведениями, написанными в еврейском подлиннике в стихах. Особенностью еврейского стихосложения, заметною даже и в переводах на другие языки, является стихотворный параллелизм. Он состоит в том, что мысль писателя высказывается не сразу в одном предложении, а в нескольких, большею частью в двух, которые совместно раскрывают мысль сравнением или противоположением, или обоснованием. Это так называемый параллелизм синонимический, антетический и синтетический. В качестве примеров различных стихотворных параллелизмов можно привести следующие места из Псалтыри: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его» (синонимический параллелизм, Пс. 113:1–2 ). «Иные – на колесницах, иные – конями, а мы именем Господа хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (антетический парал. Пс. 19:8–9 ). «Закон Господа совершен, укрепляет душу; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек» (синтетический парал. Пс. 18:8–9 ). У евреев учительные книги с некоторыми историческими (Руфь, Есфирь, Ездра, Неемия, 1 и 2 Паралипоменон) и пророческими книгами (Плач Иеремии, кн. Даниила) известны под именем «Кетубим» (по-гречески – «Агиографы), т.е. – «Священные Писания». Книга Иова

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

161 . (В деле благодарности) мы должны подражать земле 265 , которая возвращает, обычно, принятое семя в гораздо большем количестве (numero), (по сравнению с тем) что она приняла. Вот почему и написано для тебя. «Как земледелие, человек немудрый и, как виноградник, муж, скудный разумом. Если оставишь его, он опустеет» ( Притч.24:30, 31 ) 266 . Также и мудрый муж подобен полю (agricultura), которое в большем количестве возвращает (maiore mensura restituat) те семена, которые оно приняло, как бы в рост. Ибо земля или произвольно рождает плоды, или же вверенные ей возвращает (refundit ac reddit) с значительным избытком. И тому, и другому должен ты (подражать) по некоторому унаследованному от матери обычаю, дабы ты не уподобился (в противном случае) необработанному полю. Правда, кто (ничего) не дал, тот еще может (чем нибудь) отговориться, но чем (quomodo) может оправдаться тот, кто не возвратил (полученного им от другого)? Не дать кому-либо едва ли извинительно (vux licet), не возвратить же (должного), – это уже совсем грешно (non licet) 267 . 162 . Прекрасно сказал Соломон: «когда сядешь вкушать пищу за стол властелина, то разумно обследуй, что тебе предлагается; и протяни руку твою, зная, что тебе должно приуготовить таковое. Если же ты голоден, то не желай яств его, ибо они имеют ложную жизнь» ( Притч.23:1 и сл.) 268 . В подражание этим наставлениям писали и мы. Оказать милость – есть благо; но кто не ведает о воздаянии, тот весьма жестокосерд. Сама земля подает (нам) пример человеколюбия; она добровольно подает (тебе) плоды, которых ты и не сеял, и приумноженным возвращает то, что она приняла. Ведь, если несправедливо отказываться от уплачиваемых тебе (по займу) денег, – то как же (после этого) возможно (не признавать обязанности) – (тем или другим образом) отблагодарить того, который оказал (тебе) милость? И притчи тебя научают (тому), что воздаяние за благодеяния так много значит пред Богом, что даже в день погибели, когда грехи перевешивают (чашку весов), оно обретает милость ( Сир.3:31 ). И что мне приводить еще другие примеры, когда сам Господь за заслуги святых обещает в Евангелии великую награду и убеждает нас творить добрые дела, говоря: «Прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, переполненною отсыплют вам в лоно ваше ( Лк.6:37–38 ) 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1 Хвалите Бога, пребывающего во святыне на тверди, за всё Его могущество и величие. 3 Всё живущее пусть хвалит Его на псалтири, гуслях, тимпанах, кимвалах и в хорах. 1 Я был младшим среди братьев, пас овец и играл на сделанной мною псалтири. 3 Я ничем не был известен, но Господь выделил меня из моих братьев. 6 Я вышел на Голиафа, обезглавил его и спас тем сынов Израилевых. Книга притчей Соломоновых Собрание кратких поучений царя Соломонапритчей. Книга внушает любить премудрость и всем сердцем устремиться, чтобы её взыскать. Мудрый человек следует Божественной воле: начало мудрости – страх Господень. Некоторые разделы повествуют о Премудрости как личности — Сыне Божием, втором Лице Пресвятой Троицы. Притчи разнообразны по содержанию, показывают разницу между праведным и грешным, учат поведению в тех или иных жизненных ситуациях, обличают пороки. Книга оканчивается знаменитым поучением о добродетельной жене. Всего 31 глава. 1 Для чего даются притчи; 7 «начало мудрости — страх Господень»; 8 наставление для юноши: «если будут склонять тебя грешники, не соглашайся»; 20 премудрость провозглашает свои предостережения, но посмеивается над отвергающими их. 1 Ищи мудрости, как серебра; «Господь дает мудрость»; 12 «дабы спасти тебя от пути злого» и вести «стезями праведников». 1 «Надейся на Господа»; «не будь мудрецом в глазах твоих»; 11 «кого любит Господь, того наказывает»; 21 здравомыслие и безопасность; 27 «мерзость пред Господом развратный». 1 «Главное — мудрость»: «высоко цени её, и она возвысит тебя»; 10 «не вступай на стезю нечестивых … ибо стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня»; 20 «больше всего хранимого храни сердце твое». 1 Горькие последствия от связи с чужой женой; 15 «утешайся женою юности твоей». 1 Остерегайся поручительства за другого; 6 ленивцу: «Пойди к муравью … посмотри на действие его»; 12 посевающий раздор, особенно между братьями; 20 полное безумие блуда и гибель прелюбодея. 1 Близкая связь с мудростью охраняет от хитростей чужой жены; 6 бесстыдные козни блудницы и простота юноши, которого она увлекает; 24 «Дом её — пути в преисподнюю».

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

3Цар.4:31 .  Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. 3Цар.4:32 .  И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; 3Цар.4:33 .  и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. 3Цар.4:34 .  И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его. Доселе была речь об органах правления Соломона и внешних чертах его быта. Теперь говорится о самом Соломоне и его чрезвычайной мудрости – не в смысле только практической, напр., судейской мудрости (ср. 3Цар.3:16–28 ), но и в смысле религиозной мудрости жизни (хокма), остроты, проницательности разумения (тебуна), широты умственного кругозора (рохав-лев) – способности обнимать умом самые разнородные предметы. Мудростью Соломон превосходил всех «сынов Востока» бене-кодем, Vulg.: «orientalium»; LXX, слав.: ρχαων νθρπων, «древних человек»; так и И. Флав., но сопоставление «древних» и Египта было бы неуместно): восточные племена: арабские, сирские, халдейские, славились своей приточной мудростью ( Иер.49:7 ; Авд.1:8 ; Вар.3:22–23 ); Египет славился естествознанием, и мудрость его в этом отношении вошла в поговорку ( ( Ис.19:11 ; Деян.7:22 ); И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 2, 5). Из самого народа еврейского «в то время славились некоторые мудростию; почему писатель упомянул о них, назвав поименно» (блаженный Феодорит, вопр. 17), таковы: «Ефан» (LXX: Γαιθν, слав.: «Гефан»), «Еман», «Халкол» и «Дарда». Все эти лица (с добавлением некоего Зимри) названы в ( 1Пар.2:6 ) сыновьями Зары (евр. Зерах, откуда и название Емана и Ефана – Езрахитяне). Ефан и Еман были левиты – певцы ( 1Пар.15:17–19 ), кроме того, надписание имени первого стоит в заголовке ( Пс.88:1 ) (евр. 89), а второго – ( Пс.87:1 ) (евр. 88). Вероятно, певцами и поэтами были и Халкол и Дарда. В соответствии с тремя названными категориями мудрецов стоит указание произведений мудрости Соломона: 1) притчи, 2) песни и 3) произведения по естественной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6. И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин. (И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей испиют радость, испиют вино). К обетованию помощи и покрова, а также и всяких благ временной жизни, на Сионе, пророк присоединяет обетование и высшей радости, которую сотворит Господь всем народам на сей же горе, на Сионе. Здесь, на Сионе, где предварительно Господь совершит свой суд над народами, здесь же Он сотворит и радость. Как обыкновенно на горе, покрытой виноградниками, жители страны пили вино и вместе радовались, так и на горе Божией, на Сионе, все народы будут иметь вино и с ним преисполняться радостью. Это обетование пророка Исаии есть повторение и подтверждение пророчества Давида о том, что Господь устроит пиршество в своем храме и все будут есть и насыщаться ( Пс.21:27–30 ); оно есть также повторение и подтверждение пророчественной притчи Соломона о том, что Премудрость создаст себе дом, приготовит свою трапезу и предложит на ней всем, ищущим благостной жизни, хлеб и вино ( Прит.9:1–6 ). Но Давид говорит, что от трапезы Господней «насытятся убогие и душа их будет жива» тогда, когда «обратятся к Господу все концы земли и поклонятся пред Ним все отечества язычников», когда Господне будет царствие и Он будет обладать всеми народами. А это будет после страданий и смерти праведника – Мессии ( Пс.21:27–32 ). Следовательно, мир Божий есть мир веры; это есть вечеря любви Сына Божия, который на горе Сионе предложил, под видом хлеба и вина, свое тело и свою кровь, для спасения всех народов и как источник вечной радости для всех верующих Нового Завета. Точнее – это есть таинство Евхаристии. «Вполне исполнилось это пророчество на Господе нашем, когда на горе Иерусалимской преломил Он тело свое и преподал кровь свою, и сказал: сие творите в Мое воспоминание ( Лук.22:19 ). Вот пиршество небесное и духовное, пиршество от века соблюденное и тучное, пиршество Животодавца и Крепкого, пиршество в век пребывающее, которого будут причащаться все народы» ( Ефрем Сирин ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

8 .И не растлил меня растлитель, который любит пустыни и равнины, и не нарушил мою девственную непорочность соблазнитель, который похож на хитрого змия. Весь период цветущего моего возраста я была замужем. 9 .Когда вы повзрослели, умер отец ваш, и он был счастлив, ибо прожил жизнь, радуясь о многих и хороших детях своих, и не чувствовал горечи бесчадия. 10 .Он учил вас, пока был с вами, Закону и Пророкам. 11 .Читал вам об Авеле, который был убит Каином, и об Исааке, который был принесён в жертву, как всесожжение, и об Иосифе, который был в темнице, 12 .и говорил вам о ревнителе Финиесе, и учил вас об Анании, Азарии и Мисаиле, которых бросили в огонь. 13 .Прославлял и Даниила, которого бросили в ров со львами, которого и ублажал. 14.Напоминал вам и писание Исаии, который говорит: «и если пройдёшь посреди огня, не опалит тебя пламя» ( Ис 43:2 ). 15.Пел для вас стихи гимнографа Давида, который говорит: «Многи скорби праведным, но от всех их избавит я Господъ» ( Пс 33:20 ). 16 .Приводил вам притчи Соломона, который говорит: «Для тех, кто творит волю Его, она – древо жизни» ( Притчи 3:16 ). 17.Читал для уверения Иезекииля, глаголющего: «И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии ?» 18 .Но не забыл и песнь, каковой научил Моисей, и говорит: «Я умерщвляю и Я оживляю» ( Втор 32:39 ). 19 .Сия есть ваша жизнь и долгота дней. 20 .О, горький тот день, который не был, однако, горьким, когда жестокий тиран Еллинов, после того как зажёг огонь над левитами и со «жгучим» гневом привёл на катапульту и на все мучения семь отроков дочери Авраама, 21 .ослепил дочерей их и отрезал языки и различными муками умертвил. 22 .За всё это божественная правда преследовала и будет преследовать и в будущем надменного тирана. 23 .Но юноши, потомки Авраама, со своей победоносной матерью вселяются в место отцов, приняв бессмертные и непорочные души от Бога, 24 .Которому принадлежит слава во веки веков. Аминь. После того как закончил текст, Старец сказал: – Итак, из этого текста Ветхого Завета ясно видно, что человек – является свободным, и благим помыслом побеждает всякую страсть и похоть и то, что происходит от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

8) после смерти всем будет Страшный Суд Христов, на котором и слово, и дело, и помышление злое будут судиться; 9) после того Суда добрым – вечная радость на небесах со Христом и со всеми святыми, злым – вечная мука в аду с диаволом и ангелами его злыми. V. Детям накрепко возбранять водиться, общаться и дружить со злыми, так как злоба изменит и добрый разум. Тот, кто прикасается к смоле, очернится; и тот, кто общается с гордым, будет подобен ему, – говорит Сирах (Сир 13:1). И еще: Со строптивым развратишься, – говорит Псаломник (Пс 17:27). Да и самим родителям крайне беречься должно, чтобы соблазна детям не подавать, потому что дети житие родителей своих так, как образец или правило имеют и так, что в родителях видят, то и сами делать стараются. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит, – говорит Христос Господь (Мф 18:7). Родители же не только не научающие, но и соблазняющие детей своих, – окаяннейшие убийцы, поскольку убийцы тело тленное, а они душу бессмертную убивают, когда детей своих соблазняют и показывают путь ко греху. VI. Чтобы не подать соблазна, но более показывать детям добрый пример, родители как в слове, так и в деле должны крайне осторожно поступать. В слове: не говорить при них ничего праздного, гнилого, скверного, хотя и всегда от этого должно удаляться, ибо и за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда, – по слову Христову (Мф 12:36). В деле: не делать при них не только ничего дурного, но и того, что может со временем им послужить причиной злого похотения и грехопадения, хотя бы это для самих родителей было и безгрешно, например, наказание рабов, и прочее. VII. Для поощрения и примера помнить бывших прежде отцов, которые детей своих в страхе Господнем воспитывали, каким был Авраам, праотец наш, о котором Сам Бог говорит: Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя сохранять пути Господни, творить правду и суд, и прочее (Быт 18:19). VIII. Если дети будут непослушны, наказывать их как подобающими словами, так и наказание на них налагать. Так Писание учит: Наставляющий сына своего усладится о нем; не играй с ним, да не сотворит тебе печали; не смейся с ним, да не будешь горевать о нем и впоследствии да не стиснешь зубы твои. Не давай ему власти в юности; сокруши ребра его, пока он молод, чтобы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе (Сир 30:2, 9–12). И еще смотри Притчи Соломоновы, главу тринадцатую, девятнадцатую, двадцать первую, двадцать третью, двадцать девятую.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

LXXXVII. Допустим, что животным известны и другие врачебные средства, но следует ли отсюда, что не природа, а разум указал им эти средства? Если бы разум изобретал у них средства, то он изобрел бы тогда не одно только это именно указанное средство у змей, а, может быть, еще и второе и третье, потом еще иное и у орла, и так далее у прочих животных, словом, он изобрел бы их ровно столько же, сколько их существует у людей. Но коль скоро теперь каждое животное, в зависимости от свойств его природы, обладает только определенным врачебным средством, то отсюда ясно, что у животных нет ни мудрости, ни разума, но только естественное, дарованное (Божественным) Словом 448 расположение к таким вещам, которые предназначены служить средством к их благополучию (σωτηρας νεκεν). И если бы у меня была охота по данному вопросу вступить с Цельсом в более продолжительные пререкания, то я мог бы привести место из Притчей Соломона, где говорится: «Вот четыре малых на земле; но они мудрее мудрых: муравьи – народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши – народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах» ( Притч. 30:24–28 ). Но если я привел эти слова, то вовсе не потому, что я их понимаю в буквальном смысле; напротив, согласно уже с самим заглавием книги, обозначенной именем Притчей, – я стараюсь отыскать, какой именно переносный (ανγματα) смысл заключается в них. Ведь у мужей, толкующих Писания, существует обычай те места (Писаний), которые, кроме буквального смысла, заключающегося в них, скрывают в себе еще иной – таинственный смысл (Ср. выше. 4:38), распределять на многочисленные виды: к одному из них относятся и Притчи. Вот почему и наш Спаситель сказал, как написано в Евангелиях: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами» 449 . Следовательно, не эти видимые муравьи суть мудрее мудрых, но те, которые подразумеваются в (прикровенной) форме притчей; тоже нужно сказать и относительно прочих животных. Между тем, Цельс полагает, что «книги иудеев и христиан отличаются безусловной простотой и безыскусственностью (πλοστατα κα διωτικ ββλια)» и что, поэтому, «все, старающиеся толковать их иносказательно (τος λληγοροντας), допускают насилие по отношению к мысли их писателей». Итак, из сказанного, думаю, ясно, что возражения и обвинения, приведенные Цельсом против нас, не имеют никакого основания; его взгляд и утверждение, что «змеи и орлы, будто бы, мудрее людей», являются пустыми и ничтожными словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

“Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Христос Иисус . Краеугольным камнем, и Источником благодати, питающей своими Божественными соками. “Приступая к Нему, камню живому”... Сюда применимы: притчи о неразумных девах, которые собрались также во имя жениха встретить его, но без масла в светильниках ( Мф.25:12 ). Сыновья первосвященника Скевы , которые также проповедовали Христа, но без призвания и власти, почему и избиты бесноватым и злой дух не повиновался им. ( Деян19:15–16 ). Сатанинские собрания , которые именуют себя иудеями, а они не таковы, но сборище сатанинское. ( Откр.2:9 ). Или как говорит премудрый Соломон в притчах своих, что “кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва мерзость” ( Притч.28:9 ). Так и сектантам, как ослушникам Церкви скажет Господь: “Что зовете меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю”. ( Лк.6:47 ). “Я есть виноградная лоза . ” Подателем небесной пищи верующим и Главою Тела Церкви. “Приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда”... “И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего”... Спасителем тела Церкви, как муж жены. “Потому, что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви, и Он же спаситель тела”. Он есть обетование Воскресения. 2) Подобное первому месту, на коем сектанты пытаются, вопреки указаниям Господним и Апостольским, создать свои самочинные общины есть: ( 1Пет.2:4–7 ). “Он начаток и первенец”. “И сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом”. Ибо когда Апостол Петр писал это послание, то в этой христианской общине были уже особые пастыри: “Пастырей ваших умоляю” говорит Апостол. Слово же сами, означает ничто иное, как высокое назначение каждого христианина, которые могут сами приносить свои (духовные) жертвы как то: молитвы с чистым сердцем и добрые дела, а не через посредством уже языческих жрецов, ибо Апостол Петр писал свое послание к язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010