Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего [ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его [ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего. Последняя из десяти Заповедей запрещает не внешние действия, а их причину – злые желания. И это понятно, ведь не будь злых желаний, не было бы и никакого преступления. Разве убийца пошел бы убивать, не разгневавшись? Разве впадали бы в прелюбодеяние те, кто не захвачен похотью? Господь сказал: «Исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» ( Мф. 15, 18–20 ). Поэтому необходимо, по слову Соломона, «больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Притчи. 4, 23 ). Ведь если отравлен будет родник твоей жизни, то яд неудержимо разольется по тебе, и как тогда тебя излечить? Потому христианин должен очищать себя от всякой скверны плоти и духа, творя святость в страхе Божием ( 2Кор. 7, 1 ). Но главная страсть, против которой направлена эта Заповедь, – зависть, которую святитель Василий Великий определяет как «скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях» (Беседа 11. О зависти). Ведь чего бы ни было у завистника, ему все равно будет мало. Недаром Писание запрещает есть и дружить с завистниками ( Притчи. 23, 6 ), ибо дружба усиливает эту страсть. По прекрасному описанию святителя Василия, «завистливых можно узнавать несколько и по самому лицу. Глаза у них впали, брови нависли, душа возмущена страстью, не имеет верного суждения о предметах. У них не похвальны ни добродетельный поступок, ни сила слова, украшенная важностью и приятностью, ни все прочее, достойное соревнования и внимания… завистливые не смотрят на светлость жизни, на величие заслуг, нападают же на одно гнилое». Зависть – причина всеобщей гибели, ибо через зависть диавола смерть вошла в мир. По зависти Каин убил Авеля, по зависти иудеи убили Господа Иисуса. К сожалению, сейчас нарушать десятую Заповедь считается чуть ли не добродетелью: то, что раньше все презирали как зависть, теперь называется гордым именем «правдоискательства», «поиском социальной справедливости», все возмущаются машинами, квартирами и коттеджами других,: мол, почему ему можно, а мне нельзя? А ведь это прямое нарушение воли Вседержителя!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Одно из последних обетований притчи о Пастыре – расширение состава народа Божия за счет язычников, о которых Бог также имеет попечение, это тоже Его овцы, хотя и «не от двора сего». Жизнь Пастыря будет принесена в жертву не только за Израиль: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин. 10: 16 ). Тайна вхождения язычников в Церковь отсылает слушателей к писаниям пророков, которые предуказывали неоднократно, что Мессия сделает возможным Богопознание и для языческих народов 317 . Господь связывает эти обетования и Свое служение и говорит о Страстях как об исполнении мессианских пророчеств. Евангелист отмечает разделение среди иудеев: одни считают эти речи словами бесноватого, другие, имея в памяти историю слепорожденного, не смеют хулить Христа: «Это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?» ( Ин. 10: 21 ; ср. в Ин. 9: 16 : «Не может человек грешный творить такие чудеса»). «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом» ( Ин. 10: 22–23 ). Беседа с иудеями на празднике Обновления храма отчасти продолжает тему притчи о Пастыре добром. Напомним, что праздник был установлен после восстания Маккавеев, когда Иерусалимский храм очистили от идолов, установленных там гонителем иудеев, сирийским царем Антиохом Епифаном IV. Это праздник национально-религиозной независимости Израиля. Именно в свете истории и характерных переживаний праздника необходимо смотреть на вопрос, который иудеи задают Христу: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» ( Ин. 10: 24 ). Смысл простой: если Ты готов стать вождем, вторым Маккавеем, мы готовы Тебя признать и пойти за Тобой; нам нужен Мессия-освободитель. Но что такое их недоумение? – несмотря на мессианские «задатки» в Иисусе, они не видят в Нем соответствия своему мессианскому идеалу – решимости порубить всех врагов, выгнать язычников, вернуть независимость иудеям, возвысить Израиль над всеми народами. За посягательство Христа на их представления о Царстве иудеи готовы Его убить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

По смыслу этой притчи, материальное богатство только в том случае может иметь положительное значение для жизни человека, если ему соответствует духовный рост собирателя и владельца этого богатства. Если же человек копит богатство «про черный день», эгоистически думая только о себе, о своем личном комфорте, беззаботной веселой, обеспеченной жизни, с расчетом «на многие годы», то тогда накопление им богатства явится для него чистейшим безумием, ибо земная жизнь человеческая настолько хрупка, что может внезапно оборваться смертью от неожиданной болезни или непредвиденного случая. Кому же тогда достанется все накопленное «для себя» богатство? Бессмысленность накопления такого эгоистического материального богатства, поражала в свое время и премудрого Соломона и языческого мыслителя Сенеку. Соломон говорил: «Все суета и томление духа. И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли он будет или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим...» ( Еккл. 2:17–19 ). А Сенека писал о смерти одного богатого знакомого: «Как глупо строить план жизни. Мы не можем распоряжаться собою даже на завтра. Каково же безумие тех, которые тешат себя надеждами на отдаленное будущее... «Я куплю, я построю, я дам взаймы, я возьму обратно и затем буду наслаждаться довольством в годы старости и утомления». Но древние не знали, что материальное богатство и труды над ним только тогда получают смысл и вечное значение, когда предпринимаются во имя Бога, когда человек не считает земное имущество своим, но Божьим, а себя – только управителем, подлежащим ответу. И здесь не «материя» сама по себе важна, но важно то, как человек трудится над этой материей, увеличивает ли при этом труде его – то богатство, которое вечно? О том, как надо пользоваться материальными благами для вечной жизни хорошо учил преподобный Серафим Саровский . Он учил, что через видимые предметы и действия надо идти к истинной цели христианской жизни – к «стяжанию благодати Святого Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Составление таких подборок цитат можно порекомендовать учащимся в качестве полезного и назидательного упражнения. Цитаты из книги Притчей в Новом Завете. Несколько цитат из книги Притчей встречается в Посланиях апостольских. Так, в послании к евреям в 12 главе говорится: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:4-6) – это книга Притчей, 3 глава (Притч. 3:11-12), причем цитируется по греческому тексту Септуагинты, а не по масоретскому. В первом послании Апостола Петра: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18) – это тоже цитата из книги Притчей из 11 главы (Притч. 11:31), и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. В послании апостола Иакова в 4 главе (Иак. 4:6) и в первом послании апостола Петра (1 Пет. 5:5) то же самое, что и в Послании к евреям: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из третьей главы книги Притчей (Притч. 3:34). Во втором послании апостола Петра во 2 главе: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22), – тоже цитата из книги Притч (Притч. 26:11). В послании к римлянам в 12 главе: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20) – это цитата из 25 главы книги Притчей (Притч. 25:21-22). Можно притчи пытаться изучать еще и по богослужебному употреблению, а именно так, как они употребляются в паремиях. Вообще говоря, само слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, книга Притчей дает название ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из книги Притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А.Олесницкого по следующей причине. «После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше, чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» с. 73].

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

Так что мы смело говорим: “Господь мне помощник, и не убоюсь: чтò сделает мне человек?”» ( Евр. 13:5–6 ). Климент Александрийский , во второй книге своих «Строматов» много рассуждающий о борьбе со страстями, применяет Нав. 1:5 своим наставлениям: «Величайший из даров нам Божиих, это дар умеренности. Сам Бог говорит: не оставлю тебя и не покину тебя. Как бы так сим говорит Он: позаботься, чтобы оказаться тебе достойным того избрания, которое тебя соединяет со Мною и Моего о тебе промышления» 75 . Иисусу Навину нечего бояться – он будет вести «войну Господню» ( 1Цар. 17:47 ), и Тот, Кто был с Моисеем, будет и с ним. Иисус знал, как близок был Господь к Своему рабу Моисею, «человеку Божию». И вот теперь он слышит: как Я был с Моисеем, так буду и с тобою. От него же только требуется быть твердым и мужественным: Будь тверд (qzx) и мужествен (/ma) (1:6) – тверд в верности Богу и завету с Ним, в хождении по Его заповедям и мужествен в борьбе с Его врагами. Этот призыв здесь повторен трижды: 1:6,7,9. В 7-м стихе добавлено: будь очень мужествен (dam/ma). К твердости и мужеству Иисус был призываем еще при жизни Моисея, как Моисеем ( Втор. 31:7 ), так и самим Господом ( Втор.31:23 ). К тому же Господь призывал и весь народ: «Будьте тверды и мужественны» ( Втор. 31:6 ). Без твердости и мужества не овладеть землею грозных хананеев. Слабым и трусам не видать победы: Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им. Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих (1:6–7). В мидрашах и послемидрашитской агадической литературе Иисус Навин представляется как верный и старательный исполнитель закона Моисеева, скромный, богобоязненный, и потому мудрый. Эти качества похваляются в так называемых книгах мудрых Израиля (канонические: Иов, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней; неканонические: книга Иисуса сына Сирахова, Притчи Соломона) и в Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Это пророчество Давида книжники, конечно, знали, но не понимали, а, если и понимали, то отвергали, не желая применить смысл его к пророку из Назарета. Тогда Христос сказал этим лжестроителям: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» ( Мф.21:42–44 ; Пс.117:22–23 ). После этого обличительного и грозного пророчества Ветхого и Нового Заветов, у слушателей не оставалось уже никакого сомнения, о ком идет речь. «И, слышав притчи Его, – говорит евангелист, – первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит». ( Мф.21:45 ). Возмущение фарисеев готово было выразиться в физическое насилие над Христом, они «старались схватить Его», но не решились этого сделать, т. к. «побоялись народа, потому что Его почитали за пророка». Тем не менее, «Иисус, продолжая говорить им притчами», сказал новую притчу, «о званных на брачный пир». ПРИТЧА О ЗВАНЫХ НА БРАЧНЫЙ ПИР ЦАРСКОГО СЫНА ( Мф.22:1–15 ) «Царство Небесное, – сказал Христос, – подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. «Свадебный пир», где всегда бывает много света, радости и веселия и где душа человеческая торжествует праздник в присутствии жениха и невесты, издревле был символом Царства Небесного. Ветхозаветный Израиль знал этот символ еще из творений царя Соломона. «Премудрость построила себе дом, – сказал Соломон, – вытесала семь столбов, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда» (т. е. ищи разум здесь). И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой», и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума...» ( Притч. 9:1–6 ). Новозаветный Израиль понимает это пророчество, как премирное свидетельство о Церкви Христовой и о святой Евхаристии Сына Божия, тайной Вечери Иисуса Христа. О «браке Агнца» (Христа) и «жены Его» (Церкви), которая «приготовила себя» и которой «дано было облечься в виссон чистый и светлый», т.е. в «праведность святых», – говорит Иоанн Богослов в своем видении о судьбах Церкви ( Откр. 19:7 ). Это единение Христа с торжествующей, прославленной святостью, Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

  Чтобы ощутить поразительный контраст между Притчами и книгой Екклесиаста, достаточно сопоставить, как в этих текстах употребляется слово «мудрость». Притчи превозносят мудрость, они персонифицируют ее, здесь даже чувствуются некоторые мессианские интонации. Что думает о мудрости проповедник?   «Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (1:18).   Проповедник признает, что мудрость имеет определенное преимущество перед глупостью. Но что в этом толку? Обоих постигнет одна и та же судьба (см. 2:13–14). «Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?» (6:12). Этот контраст между двумя соседними книгами Ветхого Завета озадачивал и раздражал меня. Неужели даже в Библии нет последовательности? Но со временем я научился ценить разнообразие как одну из наиболее сильных сторон Ветхого Завета. Библия, словно огромная симфония, звучит то радостно, то печально, и каждая интонация вплетается в общий хор. Весь наш опыт отражен в этой книге: иногда это испытания Иова, а порой — блаженная уверенность Псалма 22. Мы живем в мире, который то разумно следует принципам Притчей, то разрывается безумными противоречиями Екклесиаста. Проклятие благополучия Меня также озадачивало традиционное отождествление проповедника с Соломоном, автором многих притчей. Большинство исследователей Библии сомневаются в авторстве Соломона (сама книга не называет автора по имени, и некоторые приметы предполагают более позднюю датировку). И все же «тень» Соломона ощутимо присутствует в этом тексте (ср. 1:1, 12, 16; 2:4–9; 7:26–29; 12:9). Предположим, что герой какойнибудь пьесы — президент, сложивший с себя полномочия в результате скандала, угрожавшего ему импичментом. Нет никакой необходимости называть имя Ричарда Никсона, поскольку публика и так узнает его. Точно так же вся интонация Екклесиаста вполне соответствует духу царствования Соломона, когда государство Израиль достигло высочайшей точки в своей истории.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это- суета; потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. Еккл. 2, 15-16. - Но ведь можно сказать и иначе. Предшественники Соломона в Священной истории, праведники Ветхого Завета были лишены болезненной рефлексии. Они знали, как надо жить. Они любили жизнь. Их не угнетала ее конечность, не пугала смерть: они умирали удивительно спокойно и очень мало интересовались тем, что будет с ними после смерти, и будет ли что-то вообще. Они радовались, когда у них рождались дети, и им не приходило в голову стонать: зачем этот ребенок родился, ведь он все равно умрет. Они были здоровы в конце концов! Соломон на их фоне выглядит таким... рефлексирующим интеллигентом. Чуть ли не чеховским... - Предшественники Соломона действительно не похожи на него. Они жили верой и любовью к жизни, которая вполне их устраивала, и они не были философами. Философское восприятие мира вообще не свойственно древнему Израилю. Книги Ветхого Завета- это не философские, это исторические и пророческие книги. Экклезиаст являет собой некое исключение. Он как будто и впрямь принадлежит иной культуре. Это и дало библейской критике основания сомневаться в его тождественности Соломону. Экклезиаст, Когелет, а по нашему убеждению Соломон- это человек, у которого не было, может быть, глубокой религиозности. В Песни Песней не упоминается Творец, а Соломоновы Притчи при легкой редакции могли быть использованы атеистами. Бог там упоминается, но Он не в центре, и не Он все определяет. Соломон в этом смысле последователен, он таков, и иным быть не может. Вы не случайно провели параллель между ним и русским интеллигентом конца XIX века. В том веке у нас был святитель Филарет Московский, были Оптинские старцы, Феофан Затворник был и, в конце концов, Гоголь и Достоевский, которые- пусть не ровно, не гладко, но вели своих читателей по пути православной веры. Однако же и Лев Толстой был, и очень трудно ответить на вопрос, чего этому графу в Православии не хватило, за что он так его невзлюбил. В отношении Когелета можно сказать, что Бог его использует- кстати, Бог и Льва Николаевича использовал. Я знаю многих людей, которые читали Толстого в советские времена, потому что он был вполне доступен, и через него задумались над глубинными духовными проблемами. И это послужило толчком, в конечном итоге эти люди пришли к Православию. Напротив, я не знаю ни одного православного человека, который начитался бы Толстого и ушел из Церкви в толстовство. Знал бы это Лев Николаевич!..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

иером. Макарий Симонопетрский Память ста тысяч мучеников Тбилисских 851 В 1227 г. войско Джелал ад-Дина (1220–1231), шаха среднеазиатского государства Хорезм 852 , с помощью предателей овладело столицей Грузинского царства Тбилиси. Тысячи жестоких убийств утопили город в крови. Шах приказал снять купол с Сионского собора и заменить его своим троном, а также заставил бросить иконы Христа и Пресвятой Богородицы на мост через р. Куру. Собрав оставшихся в живых, безбожники приказали им идти по мосту и плевать на иконы. Все те, кто отказался осквернить святые образа, были немедленно обезглавлены, а их тела брошены в реку. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Книги Священного Писания в алфавитном порядке: BETXIЙ ЗАВЕТ Авв – Книга пророка Аввакума Книга пророка Малахии Книга пророка Авдия Книга пророка Михея Книга пророка Аггея Книга Иисуса Навина Книга пророка Амоса Книга пророка Наума Книга Неемии Книга пророка Варуха Книга пророка Осии Второзаконие Первая книга Паралипо- Книга пророка Даниила Первая книга Ездры Вторая книга Паралипо- Вторая книга Ездры Третья книга Ездры Песнь песней Соломона Книга Екклесиаста, или Плач Иеремии Проповедника (Соломона) Послание Иеремии Книга Есфири Книга Премудрости Соло Книга пророка Захарии Книга пророка Иезекииля ПритчПритчи Соломона Книга пророка Иеремии Псалтирь Книга Иова Книга Руфи Книга пророка Иоиля Книга Премудрости Иису Книга пророка Ионы са, сына Сирахова Книга пророка Исаии Книга пророка Софонии Книга Судей израилевых Иудифь – – Книга Иудифи Книга Товита Первая книга Царств Первая книга Маккавейская Вторая книга Царств Вторая книга Маккавейская Третья книга Царств Третья книга Маккавей Четвертая книга Царств НОВЫЙ ЗАВЕТ Послание к галатам Евангелие от Матфея Деяния апостолов Откровение Иоанна (Апо Послание к евреям калипсис) Послание к ефесянам Первое послание Петра Послание Иакова Второе послание Петра Евангелие от Иоанна Послание к римлянам Первое послание Иоанна Первое послание к солуня- Второе послание Иоанна нам (фессалоникийцам) Третье послание Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иов восстает против такой неотвратимой связи со всей силой своей невиновности. Он не отрицает земного воздаяния, – он ждет его, и в конце концов в эпилоге Бог воздает ему. Но для него огорчительно то, что в настоящий момент ему отказано в воздаянии и что он напрасно ищет смысла своих испытаний. Он отчаянно борется за то, чтобы обрести скрывающегося Бога, и все же не расстается с верой в то, что Бог благ. И здесь Бог вмешивается для того, чтобы раскрыть трансцендентность Своего Существа и Своих планов и тем самым понудить Иова к молчанию. Вот то послание, которое несет книга: человек должен укрепляться в вере, даже если его разум не находит удовлетворения. Автор книги Иова не смог перешагнуть эту ступень откровения. Для раскрытия тайны безвинного страдания необходима убежденность в посмертном воздаянии и вера в спасительную силу, которой обладает страдание человека в соединении со страданиями Иисуса Христа. На мучительный вопрос Иова дают ответ два текста апостола Павла: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим 8:18 ) и «ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполню недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь » ( Кол 1:24 ). Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Перевод М. Журинской Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с «морской песни» Моисея в Исх 15 , «песни источника» в Числ 21:17–18 , победной песни Деборы в Суд 5 , плача Давида о Сауле и Ионафане в 2Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, – вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: «книга браней Господних» ( Числ 21:14 ) и «книга Праведного» ( Нав 10:13 ; 2Цар 1:18 ). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010