Рим. 8:5–7 ; 1Кор. 3:3 ; Гал. 5:19 ; Еф. 2:3 ; Кол. 2:18 ). – Всякая слава человеческая и проч.: как дух возрожденного человека имеет славу свою, так и плоть – свою славу, свои цветы; только судьба их весьма различна. Плоть облекается в формы красоты, мудрости, благородства, богатства и т. п., даже благочестия; она развивается в формах мирской общественной жизни, в искусствах, науках. Но вся эта слава плоти, не проникнутой и не одушевленной Духом Божиим чрез слово Божие, не что иное как цвет на траве, тленный и более или менее скоропреходящий (ср. прим. к Иак. 1:11 ). – Слово Господне, чрез посредство которого возрождаются призванные ко Христу, пребывает вовек: вечно живет, вечно цветет, вечно сильно и действенно, а следовательно, вечно и то, что чрез него возрождается в духовную жизнь во Христе, то есть все плотское – временно и суетно, все духовное – вечно и блаженно. А это вечно живое и оживляющее слово, делает применение апостол, и есть то слово, которое проповедано вам, то есть читателям послания, а в лице их и всем призванным ко Христу, которым проповедано это слово, то есть слово евангельское. В приведенном ветхозаветном пророческом месте разумеется слово обетования Божия о Христе; апостол отождествляет это слово со словом евангельским, потому что то и другое в существе своем одно и то же, содержат в себе выражение одного и того же совета Божия об искуплении мира, и различаются только по различным степеням их откровения, соответственно с планом Божественного домостроительства об искуплении мира. Возрожденные сим вечно пребывающим словом Божиим к вечной жизни, христиане должны постоянно пребывать в нелицемерной любви друг к другу, так же пребывающей вечно ( 1Кор. 13:8 ). Глава 2. Наставления о духовном возрастании (1–3) и устроении (4–10), о добродетельной жизни (11–12), о покорности властям (13–17), повиновении слуг господам (18–20). Пример страданий Господних (21–25). Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 3ибо вы вкусили, что благ Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Феофил.). Мф.20:25–27 . Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; «Позвав их»: «так как они смутились, то Господь, прежде словесного убеждения, успокаивает их самым призыванием и повелением подойти к нему ближе, ибо два оные ученика, отделившись от десяти, стояли ближе к Иисусу, разговаривая с Ним наедине. Он подзывает и прочих, дабы сим самым, а равно и тем, что желает открыть всем сказанное наедине, умерить страсть и тех и других» (Злат., ср. Феофил.). Господь открывает им всем основное правило нравственности членов Его царства – смирение и самоотвержение, вопреки правилам нравственности языческой. – «У народов» (собственно – язычников βνν), или вообще в мире, так бывает, что князья господствуют над подчиненными им и вельможи властвуют над своими рабами. Но в Моем царстве не так: больший и первый должен быть слугою и рабом всем, – должен сознавать себя ниже всех и должен быть готов на всякое самоотвержение. Это не значит, что в церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, ни начальствующих, ни начальствуемых, ибо сам же Господь дал апостолам власть преимущественную пред другими верующими, власть начальственную; это изречение указывает только на нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в церкви. Господь «показывает сим, что желать первенства свойственно только язычникам, ибо страсть сия слишком насильственна; она постоянно стужает людям и великим, потому требовала и сильнейшего поражения. Посему-то и Он поражает их в самой глубине сердечной, постыждая надмевающийся дух их сравнением с язычниками. В одних уничтожает зависть, в других гордость» (Злат.). В доказательство сказанного, Господь указывает высочайший пример на Себе Самом. – Сын Человеческий: см. прим. к Мф.8:20 . «Не для того пришел» и пр.: будучи Богом, Он пришел к людям в образе раба, совершая Свое служение ( Флп.2:6–7 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– И исполнилось, осуществилось на деле, слово Писания, которое говорит: веровал Авраам Богу, и сие вменилось ему в праведность. Эти слова сказал бытописатель Моисей после изложения обетования Божия о умножении семени Авраама ( Быт. 15:6 ). Апостол Иаков указывает осуществление сего слова в событии жертвоприношения Исаака, когда вера Авраама выразилась в таком высоком деле, как жертвоприношение Исаака, как плод этого веровал Авраам. – И он наречен другом Божиим: не в это время прямо Самим Богом наречен так; так называется он от лица Божия у пророка Исаии ( Ис.41:8 ) и в книге Паралипоменон ( 2Пар. 20:7 ), что показывает величайшую любовь Божию к этому высокому праведнику, такую веру явившему делом жертвоприношения сына своего. Заключение из сего события и объяснения его (ст. 21–23) апостол выводит решительное: видите ли, что человек оправдывается, делается праведным пред Богом, делами, а не верою только, если вера обнаруживается в делах, в противном же случае она мертва и не имеет оправдательной силы. (Разрешение кажущегося разногласия этого учения с учением святого апостола Павла о сем и раскрываемого в сем же примере Авраама см. в прим. к Рим.4 ). Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. 25–26. Другой подобный пример оправдания от дел, а не верою только апостол указывает в блуднице Раав, о которой повествуется в книге Навина (гл. 2 и 6). Почему избран этот пример? – Вероятнее всего, для более наглядного доказательства всеобщности в Царстве Божием этого закона, что оправдывается человек не верою только, но соединенною с делами веры. Сперва выставлен пример величайшего праотца еврейского народа; но этот закон действует как в великих, так и в малых: вот Раав слишком далеко отстоит от великого Авраама,– женщина, хананеянка, блудница, однако же делами своими (опять обобщение одного факта, как и в ст. 21) оправдалась, и именно опять делами веры (ср. Евр. 11:31 ) – таков, следовательно, общий закон оправдания в Царстве Божием на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

7, 8, 9; см. прим. к ним). Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. 4–6. Вот плата и проч.: краткое и сильное изображение греховных поступков богачей, за которые постигнет их суд Божий в виде предстоящих им бедствий (ст. 1). Эти богатства нажиты несправедливостию (ст. 4), были средством к роскоши и сластолюбию (ст. 5) и разжигали к пролитию невинной крови (ст. 6). Первый грех богачей – несправедливость и жестокосердие их, и именно в отношении к тем, которые на них работали и трудом которых они наживали свои богатства: они насильственно удерживали плату у работников своих, или обсчитывая их, или недодавая им условленной платы, или не давая им платы, соответствующей их труду, и вынуждая таким образом бедных, не имеющих, может быть, насущного пропитания, для снискания этого пропитания за недостатком другой работы, работать на них за несоответствующую труду плату. Общее понятие работников представляется в частном примере жнецов, так как эта работа особенно трудная, поистине в поте лица, и по этой трудности особенно достойная соответствующей платы, а у них-то богачи и удерживали плату. Притеснение ближнего чрез насильственное удержание зарабатываемой им платы строго запрещаемо было законом Моисеевым ( Лев. 19:13 ; Втор. 24:14 ) и строго обличаемо было пророками ( Иер. 22:13 ; Мал. 3:5 ; ср. Иов. 31:39 ; Тов. 4:14 ; Сир. 34:22 ). Преступность такого действия богачей в отношении к работникам изображается сильным оборотом речи: эта удержанная плата вопиет, то есть к Богу, об отмщении; таким выражением изрекает Сам Бог Каину тяжесть его греха – убиения им Авеля ( Быт. 4:10 ). – Ту же тяжесть этого греха богатых выражает и дальнейшее изречение: вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Такое выражение употребляет Моисей, говоря о тяжести и жестокости работ, наложенных на евреев фараоном египетским пред исшествием их из Египта ( Исх. 2:23 ), и, таким образом, действия богачей в отношении к их работникам сравниваются с жестокими действиями египтян в отношении к евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Путь нравственного долга и догматической истины кажется мне совершенно ясным; но страсти (личные, народные, наследственные) имеют гораздо больше силы, чем вообще предполагают. Что думаете вы обо всём этом? Какой ожидаете вы пользы или какого вреда от этих попыток условных союзов в делах веры? Потрудитесь уведомить меня о себе и о занятиях ваших. Потеря Валуева сильно потрясла моё здоровье. Лихорадочные припадки, желчные страдания и воспаление глаз осудили меня на время на тягостное бездействие; но теперь я чувствую, что возвращается сравнительно доброе здоровье. (1846) Опыты переводов апостольских посланий Эти переводы были едва ли не последними занятиями покойного автора. Мы нашли в его рукописях два оконченных перевода: Послания к Галатам и к Ефесеям; сверх того заметку на текст из послания к Филиппийцам, по которой можно заключить, что автор продолжал свой труд. Прим. изд. К Галатам послание святого апостола Павла Глава I 1 . Павел, апостол (не от человеков и не чрез человека, но от Иисуса Христа и Бога Отца, воздвигнувшего Его из мёртвых) 2 . и все, которые со мною братья, Церквам Галатии: 3 . благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4 . отдавшего Себя Самого за грехи наши, чтобы исхитить нас от настоящего века лукавого, по воле Бога и Отца нашего, 5 . Которому слава во веки веков. Аминь. 6 . Дивлюсь я, что вы так скоро переходите от призвавшего вас к благодати Христовой в иное благовестие, 7 . которое (впрочем и) не есть иное; но только есть люди, смущающие вас и хотящие извратить благовестие Христово. 8 . Но если бы и мы, или Ангел с неба стал благовестить вам иное, чем что мы благовестили вам, отлучён да будет. 9 . Как мы уже сказали, и ныне снова говорю, если кто вам благовестит будет иное, чем что вы приняли, отлучён да будет: 10 . ибо ныне, кому прямлю я: людям или Богу, или ищу я людям угождать? Угождай я доныне людям, не был бы я рабом Христу. 11 . Объявляю же вам, братья: то благовестие, которое мною благовествовано, оно не по человеку; 12 . ибо не от человека принял я оное или научился, но чрез откровение Иисуса Христа. 13 . Вы конечно слышали о моём прежнем житии в Иудействе, как я безмерно гнал Церковь Божию и разрушал её,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Во всех остальных случаях описания творения в Библии используется еврейский глагол «аса», означающий создание из ранее существующего. Пророк Моисей повествует: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену… (Быт. 2, 22). При этом русскому глаголу создал соответствует в оригинальном тексте глагол аса . Следовательно, жена не является новым или иным творением Божиим по сравнению с Адамом (человеком). Как уже ранее говорилось в книге Бытия: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). Таким образом, «женщина есть равноценная и равнозначная по своему достоинству половина человеческого рода. Это – основная истина (о творении человека – прим. авт.), которую раскрывает нам Откровение»17. Мы слышим хор голосов, говорящих, что назначение женщины – продолжение рода. Не будем с этим спорить, однако если человек в райском состоянии мог быть бессмертным, вкушая плоды дерева жизни (см. Быт. 2, 7; 3, 22–23), то продолжение человеческой жизни в детях, потомках, в раю не было актуальным. Так для чего же нужно человеку не быть одному? Обратимся к словам святого апостола и евангелиста Иоанна: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7–8). Можно любить цветы, разных животных… Но, увы! Эта любовь не делает человека добрее и любвеобильнее. Известны примеры любителей классической музыки, кошек, собак, которые отличались глубочайшей подлостью и неимоверной жестокостью. Только любовь человека к другому человеку может сделать его добрее и возвышеннее. Человек есть образ Божий, и, учась любить этот образ в другой личности, можно возрастать в любви к невидимому Творцу. И такая любовь может быть лишь истинной, задушевной и искренней, здесь не поможет тепловатое лицемерие. Адаму нужно было дорасти до того, чтобы стать подобным Богу в любви. Помочь в этом могли только другие люди. Подобным и соответственным Адаму мог быть лишь другой человек. В духовном совершенствовании только люди могут помочь друг другу. Лишь согретые любовью ум, сердце, чувства и силы человека могут достигнуть своего наивысшего совершенства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Святой апостол Павел пишет: Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом (ветхозаветным – прим. авт.), что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то€, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7, 15–20). В этих словах великий апостол открыл нам тайну жизни человеческой души, которая разбита, расщеплена грехом и не имеет внутренней цельности. Но не следует из-за этого унывать. Конечно, в одиночку с этой бедой не справиться, но ведь есть победитель смерти и ада – Иисус Христос. То, что враг нашего спасения нашептывает нам гадости, так это старо, как род человеческий. Почитайте об этом в Библии, в третьей главе книги Бытия. Великий русский писатель Достоевский так выразил мысли древних святых отцов: в этом мире идет война, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»8. Так что борьба с плохими мыслями и образами является нормальной и необходимой для любого православного христианина. Но бывают такие ситуации, когда голос искусителя очень сильно и настойчиво звучит в уме и сердце человека. Наиболее ярко это может быть у тех, кто привык к этому «голосу» прислушиваться и беседовать с ним или выполнять его советы, особенно когда они кажутся правильными и разумными. Однако следует помнить, что цель дьявола – погубить человека. Что же делать? Сначала скажу о том, чего делать ни в коем случае нельзя, хотя это и стало модным поветрием. Ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации и ехать на появившийся у нас во второй половине XX века католический обряд «отчитки». Нельзя с бесами в «жмурки» играть! Неужели вы думаете, что их можно одурачить? С ними просто нельзя вступать ни в какие контакты. При совершении Таинства Крещения мы или наши крестные за нас отреклись от дьявола, плюнули на него и отвернулись.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Надевая на головы молодых венцы, мне хочется пожелать каждому из них в конце земной жизни иметь право сказать то, что сказал о себе апостол Павел: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4, 7–8).   Славою и честью венчай их В озложив на головы будущих супругов брачные венцы, священник произносит слова, после которых они уже перестанут быть будущими, а станут настоящими супругами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их – прим. ред.)». Трижды произносятся эти слова, и трижды священник благословляет супружескую чету. Свершилось! Дело человеческое стало делом Божиим. Слава и честь, которых мы просим для супругов у Бога, – это совсем иного рода слава и честь, чем те, которых ищут люди у людей. Суетна, преходяща и непрочна всякая человеческая слава. «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…» – неоднократно повторяет Церковь во время богослужений. Только Слава Божия – подлинная Слава. А человек прославляется в той мере, в какой прославляет он Бога. Священномученик Ириней Лионский сказал: «Слава Божия – человек, живущий полной жизнью». Вот к этой полноте жизни, полноте любви и правды призваны супруги, и тогда их совместная жизнь действительно увенчается славою и честью.   Муж да любит… Жена да боится… Т еперь, когда Таинство совершилось, Церковь предлагает супругам услышать отрывки из Священного Писания, в которых говорится о смысле происходящего сейчас и того, что ждет их в дальнейшем. Сначала читается отрывок из послания апостола Павла к Ефесянам. Приведем его по-русски почти целиком: 22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

потому, что только верующий может восприять это таинственное явление или откровение, или – войти в духовное общение с Христом и Отцом Небесным во Святом Духе. Далее – ответ на вопрос, почему не хочешь явить Себя миру, ответ, заключающийся в ответе на первый вопрос. Потому, что не любящий Меня, кто в сердце своём не имеет любви к Господу Иисусу, тот не соблюдает слов Его, ежели их и слышит, не следует им (ср. ст. 21), и потому (ст. 21 и 23) он не способен к восприятию этого таинственного духовного явления, откровения или общения, о котором говорит здесь Христос. А так как слова Его – слова Отца Небесного (ср. 7:16; 8:28; 12 и прим.), то и Отец не может обитель у него сотворить, т. е. войти с ним в духовное общение. Следовательно, миру – неверующему во Христа обществу людей – ни Он Сам, ни Отец во Святом Духе даже и не могут явить Себя. – Иуда и ученики должны были понять, что мечты о чувственном царстве Мессии совершенно противны учению их Учителя и Господа, которого, как видно и из вопроса Иуды, они, несомненно, считали Мессией. – Но так вошла в душу их эта ходячая мысль о царстве Мессии, что совершенно и теперь они не расстались с ней (ср. Деян. 1:6 ). И только по сошествии на них Духа Святого в день Пятидесятницы не видно более в них этой мысли, во исполнение теперь сказанного слова Христова: в тот день узнаете и пр. (ст. 20). 25. Ин. 14:25 . Сие сказал Я вам, находясь с вами. 26. Ин. 14:26 . Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам. Ин. 16 д.; 1Ин. 2:20, 27 . Сие сказал Я вам и пр.: ученики в настоящее время ещё не могли понять многого, что нужно будет им знать для их будущей деятельности и чего посему Господь не открывал им теперь (16:12). Сие же, сколько Он открыл им теперь и сколько они могли вместить теперь (сравнительно со всем, что откроет им Дух Святый; ст. 26), сказал им Господь, находясь ещё с ними, – выражение, указывающее на близость разлуки, с извещения о которой и начал эту речь Господь, возвращаясь, таким образом, к началу её.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010