Апостол Павел пишет ученику своему Тимофею: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» ( 2Тим.2:11–12 ). Вспомним при этом и слова Самого Господа, сказанные Им задолго до Своих страданий: «кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» ( Лк.9:26 ). «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» ( Лк.12:8–9 ). Страшная угроза! А между тем, как легко мы отрекаемся от Христа даже в обстоятельствах не столь тяжелых, в каких оказался апостол Павел. Припомним свое прошлое; как часто мы пристыжали самих себя перед насмешниками и ругателями имени Божия! Как часто умолкали мы перед клеветниками и держали себя так, как будто бы мы совершенно не знали Спасителя и знать о Нем ничего не желали! Как часто в пустой светской болтовне мы слушали кощунственные анекдоты и не смели ничего возразить, боялись открытым серьезным словом остановить рассказчика! Как часто мы побеждались совершенно ничтожными, незначительными искушениями! Как часто в минуты неудач и неприятностей роптали мы на Бога и отходили от Него в досаде, что Он не помогает нам в наших невзгодах и не исполняет наших молитв! Один взгляд, одно слово, незначительное прекословие или вопрос не вовремя, ничтожнейшая неприятность, самая пустая вещь нередко бывают для нас поводами к тому, чтобы отречься от Иисуса Христа и Его учения. Особенно мы видим это в настоящее время: не говоря уже о нашей интеллигенции, которая почти вся безбожная, но даже люди, считающие себя в глубине души верующими, совершенно свободно и просто отказываются от своей веры, официально записываются неверующими из боязни потерять место или заработок и забывая, что нет никакой пользы человеку, если приобретет весь мир и погубит душу свою. Боятся недовольного взгляда, хмурого вида своего начальника и выбиваются из сил, чтобы отклонить от себя малейшие подозрения в религиозности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Если победили Каиафа и Иуда, то уничтожен самый принцип правды. Тогда добро бессильно и никогда не сможет одолеть неправду. Тогда зло - законный царь жизни. Тогда на кресте совершилось нечто ужасное: зло восторжествовало над воплощенным добром, ложь над Истиною, пошлость над Величием, низость над Чистотою, самолюбие и ненависть над Любовию и Бескорыстием. Кто же после всего этого может еще искренно верить в последнюю победу добра и правды? Но если Христос воскрес, то это значит, что правда и добро оказались могущественнее зла. Тогда Его Воскресение есть твердое ручательство за возможность спасения каждой нравственной личности и за окончательную победу правды на земле. Тогда можно верить, что есть правосудный Бог, есть правда, есть добро. Более того: можно верить, что приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего... и тогда, воздаст каждому по делам его. Воскресение Христово есть, наконец, торжество бессмертия. Здесь жизнь восторжествовала над смертью, и мы вместе с апостолом можем сказать: Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? (1 Кор. XV, 55). Если Христос не воскрес, то мы могли бы утверждать, что закон смерти непобедим, и что смерть никогда никого в конечном итоге не выпустит из своих челюстей. У нас не было бы ни одного примера полной победы над смертью, ибо, если мы и знаем случаи воскресения, например, Лазаря, сына Наинской вдовы и другие, то эта победа была лишь временная: смерть только на время уступила свои жертвы, но потом снова поглотила их. Без Воскресения Христова мысль о бессмертии, таким образом, оставалась бы всегда под большим сомнением. Но если один Сын Человеческий воскрес и не поглощен смертью, то, значит, бессмертие не мечта, не праздная фантазия; значит, оно возможно в вечности как действительный факт, и в этом мы имеем несомненное ручательство и нашего бессмертия, — бессмертия всех сынов человеческих. Мы можем верить, что и мы воскреснем вслед за Христом, почему апостол Павел и утверждает: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. XV, 20, 22-23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Мф.16:27 .  ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (Ср. Мк.8:38 ; Лк.9:26 – с добавлениями «кто постыдится» и прочее, чего у Матфея нет). Связь между этим стихом и предыдущим недостаточно ясна, ее нужно отыскивать в 24-м стихе, ставя с ним в ближайшее отношение стих 27, а промежуточные стихи 25 и 26 считать вставочным объяснением 24-го стиха. Таким образом, ход мыслей таков: от Сына Человеческого получается спасение, спасается только тот, кто следует за Ним, отрекаясь от самого себя (стих 24). Такое самоотречение необходимо, потому что кто не отречется от самого себя, тот может погубить душу свою и ничем не будет в состоянии ее выкупить (стихи 25–26). Сын Человеческий будет Судьей человека при втором Своем пришествии, во время которого будет обнаружено, кто следовал и не следовал за Ним, кто отрекался от самого себя ради Него и кто не отрекался. Тогда Он воздаст каждому по делам его. Так как слова «кто постыдится» и прочее ( Мк.8:38 ; Лк.9:26 ), определяющие и выражающие связь ближе и конкретнее, уже приведены были Матфеем раньше ( Мф.10:33 ), то он их теперь не повторяет, но добавляет опущенное другими евангелистами выражение: «и тогда воздаст каждому по делам его». Подобные же выражения встречаются в Иов.34:11 ; Пс.61:13 ; Притч.24:12 ; Иер.32:19 ; Иез.33:20 . Мф.16:28 .  Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. (Ср. Мк.9:1 ; Лк.9:27 ). У Марка и Матфея выражения почти одинаковы, у Луки – несколько иначе. Смысл изречений понятен. Не как земной царь, но как небесный, после гонения, страданий и смерти Христос войдет в славу Свою. Некоторые из слушавших Его лиц доживут до этого, будут свидетелями Его страданий, смерти и воскресения. Нет надобности говорить, как это предсказание Христа исполнилось, и притом с буквальной точностью. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 6: Четвероевангелие. - 1232 с./Евангелие от Матфея. 27-617 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ведь славить Его нужно не только в часы богослужения и молитвы, но и непрестанно, в каждую минуту нашей жизни, в любых условиях и обстоятельствах. «Благословлю Господа на всякое время»,– говорит св. Псалмопевец ( Пс. 33:2 ), и призывает всех нас делать то же «на всяком месте владычествия Его» ( Пс. 102:22 ). Славить имя Божие нужно чистыми устами, не допуская того, чтобы одним и тем же языком мы в одно время »благословляли Бога и Отца«, а в другое – »проклинали человеков, сотворенных по подобию Божию« ( Иак. 3: 9–10 ). Наконец, прославлять Бога нужно не одним лишь словом, не одним лишь возношением молитв и славословий, но всей своей жизнью, всем своим добрым христианским поведением. »Прославляйте Бога,– говорит св. апостол Павел, – и в телах ваших, и в душах ваших которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). Слово Божие увещевает нас быть всегда на страже своего сердца, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах, не допускать измены нашему Спасителю. «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, – говорит Господь, – того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. 8:38 ). Слово Божие предостерегает нас от соблазна видеть во Христе только Избавителя от земных невзгод и скорбей, забывая о том, что мы призваны в Царство Небесное, путь в которое узок и тернист, сопряжен с трудами и подвигами по очищению нашего сердца от порочных наклонностей и постыдных греховных страстей, и что именно в этих трудах и подвигах мы более всего нуждаемся в чудодейственной Божественной помощи. Позаботимся же о том, чтобы Господь и Спаситель наш был для нас не только великим Божественным Чудотворцем, Которого можно просить об избавлении от тех или иных скорбей и бедствий земной жизни и о даровании нам того, что нам самим кажется столь необходимым для нашего земного благополучия, но чтобы Он стал для нас прежде всего нашим Подвигоположником, Победителем живущего в нас греха, Исцелителем наших духовных язв и недугов. Избавителем от ищущей уязвить нас своим тлетворным дыханием духовной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Из этого евангельского чтения мы видим, что Господь повелевает нам исповедовать Его, обещая исповедующим вечное блаженство и угрожая за отвержение вечным мучением. Исповедовать Иисуса Христа перед человеками — значит не только веровать в Него и в Его учение, но и исповедовать это учение устами и делами своими везде и всегда, несмотря на то, что будут говорить другие, хотя бы и нашлись такие, которые бы над этим исповеданием смеялись. Святые Апостолы радовались, когда подвергались за имя Христово бесчестию. Поэтому и мы, если начнут притеснять за веру, должны еще более радоваться. Ибо это всего полезнее для христианина, потому что на главу его низводит мученическй венец. Стыд, боязнь, смущение — верные признаки маловерия.  Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов ( Лк.9:26 ). Веровать в Господа Иисуса Христа в тайне своего сердца, но не исповедовать веры своей явно — значит веровать только половиной своего сердца. В таком раздвоенном сердце нет всецелой любви к Господу Иисусу Христу, и вера такого человека не дает полной надежды на спасение. Потому апостол Павел и говорит:  Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению  ( Рим.10:9-10 ). Но исповедовать Иисуса Христа одними только устами, а жизнью и делами не сообразовываться с Его учением — это не исповедание, а одно лишь лицемерие. Истинный исповедник Иисуса Христа есть тот, кто при любых жизненных обстоятельствах устами и делами, чистотою и твердостью веры и святостью жизни исповедует Его пред людьми, так что сбываются на нем слова Господа:  Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех  ( Мф.5:16 ), и всегда готов за истину учения Его пожертвовать всеми земными благами и даже самой жизнью своей, если это будет угодно Богу.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

О святом Архангеле Иеремииле в Третьей книге Ездры пишется так: Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера (3 Езд. 4, 35–37), т. е. будущий век наступит лишь тогда, когда количество умерших праведников достигнет определенного предела. Этот ответ дает им Архангел Иеремиил (Апокалипсис Иоанна Богослова дает точную цифру запечатленных из всех колен Израилевых, именно 144000 (см. Откр. 7, 4)). Все девять Ангельских чинов соберутся в день Страшного Суда Господня, когда приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24, 30–31). И тогда услышат избранные слова Спасителя мира: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Ангел Хранитель От любве душевныя вопию ти, Хранителю моея души, всесвятый мой ангеле: покрый мя и соблюди от лукаваго ловления всегда, и к жизни настави небесней, вразумляя, и просвещая, и укрепляя мя. (Из канона Ангелу Хранителю) Согласно Священному Писанию, это тот Ангел, который приставлен к каждому человеку от рождения для помощи во всех добрых делах. Господь поручает Ангелам, этим блаженным духам, защищать праведных, расстраивать козни демонов, возносить молитвы людей к Богу, отводить душу в загробную жизнь. Ангелам предоставлено право отделять добрых от злых на Страшном Суде Христовом. Вера в Ангелов всегда существовала у христиан, и Сам Спаситель подтвердил это верование, говоря, что Ангелы малых сих… на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10). Не только человек, но и каждый народ имеет своего Ангела Хранителя. Можно предположить, что каждая Поместная Церковь также имеет своего Ангела Хранителя, и это мнение широко распространено. Однако верования в Ангелов существовали и в дохристианские времена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Павла, суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание ( Гал.5:22, 23 )! Те же духовные плоды войдут с душами святыми в царство небесное, и, конечно, получат новое совершенство и усугубят меру блаженства душ святых. Блаженство праведников в раю во второй период будет блаженством и для души, и для тела. Они будут наслаждаться, радоваться и душою и телом, как свидетельствует пр. Исаия, говоря: «На земле своей сугубая стяжут», т.е. тогда возрадуются славою души и тела. Кроме духа, человек и после воскресения своего тела будет иметь две природы: душу и новое, тонкое тело. И так как участвовали в делах человека дух, душа и тело, то и награда за гробом, – по учению ап. Павла: «приимет каждый яже с телом содела или блага, или зла», – должна быть и для души и для тела. Будет блаженство духовное, внутреннее, и внешнее, соответствующее новому, тонкому эфирному телу. Это внешнее, так сказать, чувственное блаженство составляют: 1) природа райская, нигде и ничего подобного красоте которой душа не видела, не слышала, а потому и вообразить себе не может, по свидетельству ап. Павла, и 2) общество св. ангелов и святых душ. Учение Господа Иисуса Христа о небесном блаженстве следующее: «в дому Отца небесного обители – многи». Эти слова Господа не нужно принимать так, что они означают разные степени блаженства на небесах. Они, как пишет архимандрит Михаил в своем толковании Евангелия на это место, означают только великое число обителей, пространное место, могущее вмещать много. Учение Иисуса Христа о разных степенях блаженства основывается на других Его словах: «Прощаются ее грехи многие, за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» ( Лк.7:47 ). Вот свидетельство награды, но не в одинаковой степени: «приидет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его». Как различны дела, так различны и воздаяния, и как одна и та же добродетель (добрые дела) может иметь большую или меньшую степень, так и одна и та же награда будет иметь разные степени: «принимающий вас принимает Меня, а принимающий Меня принимает пославшего Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«Представь себе состояние той жизни, сколько возможно это представить, ибо к надлежащему изображению ее не достанет никакого слова; только из того, что слышим, как бы из каких–нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное представление об ней. Отбеже, сказано, болезнь, и печаль, и воздыхание (Исаии XXXV, 10). Что же может быть блаженнее этой жизни? Не нужно там бояться бедности и болезни; не увидишь ни обижающего, ни раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого гнусною похотью, ни мучимого заботою о снискании потребного к жизни, ни скорбящего о начальстве и власти: ибо воя буря наших страстей, затихнувши, перестанет, и все будет в мире, веселии и радости, все тихо и спокойно, все день и ясность, и свет, свет не этот нынешний, но другой во сто крат светлее этого, во сколько этот (солнечный) ярче света от свечи. Ибо там свет не помрачается ни ночью, ни набегом облаков; не жжет и не палит тел, потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жара, ни другой какой перемены времен; но иное какое – то состояние, такое, которое узнают одни достойные. Нет там ни старости, ни спутников старости; но все тленное изгнано, потому что вовсюду господствует нетленная слава. А что всего этого важнее, – это непрерывное наслаждение общением со Христом, вместе с ангелами, с Архангелами, с горними Силами... Ни в чем не будет тогда смятения и борьбы, потому что велико будет согласие в лике святых, по причине непрерывного взаимного между всеми единомыслия» (св. Иоанн Златоуст , слово к Феодору падшему, в Христ. Чт. 1844 г. I, 370 – 372). б) Степени блаженства праведников Подобно мучениям грешников, и блаженство праведников будет иметь свои степени, соответственно нравственному достоинству каждого. В доме Отца Моего обителей много (Ин. XIV, 2), сказал Господь Иисус Христос. И еще Он же сказал: Приидет Сын человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. XVI, 27). Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из шлих сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (X, 41, 42). В притче о талантах верные рабы за различное употребление талантов получили от своего господина различные награды ( Лук. ХХ, 17 – 20 ). Каждый получит награду по своему труду ( 1Kop. III, 8 ): таков закон строгой справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Иисус Христос учит: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну... дал Ему власть производить суд» ( Ин.5:22,27 ); и в другом месте говорит: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ). И Апостолы проповедовали о суде: «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» ( Деян.17:31 ); «Се идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах» ( Иуд.14:15 ); ап. Павел многократно свидетельствует о всеобщем, окончательном суде, и, наконец, о том же пишет Иоанн Богослов ( Откр.20 11–15). Св. Церковь всегда исповедовала этот догмат всеобщего суда. В символе Афанасиевом читается: «Прийдет (Христос) судить живых и мертвых, его пришествием все человеки воскреснут с телами своими, и воздадут о делах своих ответ». Этот догмат свидетельствуется всеми святыми Отцами и учителями Церкви в их писаниях. Вот потрясающая душу картина окончательного суда над человечеством, картина, которую представляет нам слово Божье ( Мф.25:31–46 ) и которая подтверждается здравым умом. Части этой картины суть: 1) Судья – Бог, 2) соучастники в суде – ангелы и Апостолы, 3) подсудимые, 4) предмет суда, 5) разлучение праведных от грешных и 6) окончательный приговор тем и другим. На первом месте картины страшного суда, по свидетельству Самого Иисуса Христа, предстанет Сын Божий, как Бог-Царь и Судья, сидящий на престоле Своей славы, окруженный всеми св. ангелами и св. Апостолами. Сидение на престоле – выражение образное, взятое от обыкновенных царей! Они восседают на троне в особенно важных обстоятельствах. Далее представляются исполнители воли Божьей, или как бы соучастники в суде – ангелы и Апостолы: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф.24:31 ), и соберут от царства Его все соблазны и делающих беззаконие (13:41), и отделят злых из среды праведных» (49). Вот участие, деятельность ангелов на страшном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Но как тогда, так и теперь находится много таких людей, которые не только не хотят принять истины этого спасительного учения, но даже не ценят и принесенной за их искупление безконечной жертвы. Они настолько преданы мipy и похотям его, что подобное учение склонны считать мечтательством и химерой. Они с радостью последовали бы за Мессией, который явился бы в образе великого завоевателя, покорил бы весь мip и собрал бы со всех концов земли наилучшие сокровища для обогащения каждого из своих последователей. А этот галилейский Учитель, который Сам не имеет, где главы приклонить, и странствует повсюду, как отвергнутый всеми, особенно учеными законниками и книжниками, - может ли Он разсчитывать на привлечение к себе приличных последователей? Его учением могут увлекаться разве только те бездомные, заброшенные, обездоленные люди, по большей части мытари и грешники, которым нечего терять в жизни и которые готовы предаваться всякому мечтательству и всяким фантастическим учениям. " Приличным " людям остается только стыдиться и избегать общества такого Учителя. И действительно, как в древности, при земной жизни Спасителя Христа, так и теперь многие стыдятся исповедывать веру в Него и в Его учение. Тогда оно провозглашалось слишком странным и чудовищным, а теперь провозглашается уже совсем устарелым и непрактичным. Чтобы серьезно заниматься им, а тем более следовать ему, Никодим, не имевший мужества открыто следовать Иисусу Христу и только под покровом ночи приходивший побеседовать с Ним о тайнах Царства Божия, был лишь одним из многих, которые " стыдились " Сына Человеческого, особенно когда видели, что Он имел общение с мытарями и грешниками. В кружках новейших книжников и фарисеев также признавать себя открыто последователем Христа и Его Церкви - значит навлекать на себя всевозможные издевательства, и потому многие также " стыдятся " Сына Человеческого. Но пусть эти малодушные, стыдящиеся исповедать свою веру во Христа, а не боящиеся погубить свою душу в суете мipckoй, помнят, что в своем праведном гневе сказал о них Сын Божий: " Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами " . Тогда, конечно, возвратится мужество и к малодушным, но они услышат роковой ответ: " Не знаю вас! " - и они уже не будут в числе тех верных рабов, которым произнесена будет великая похвала и награда: " Добрые рабы! Войдите в радость Господина вашего " .

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/06/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010