Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим... И не пребудет в чести человек; он уподобится животному, которое умолкает навсегда» _( Пс 48,8–11,13 ). И еще: цену нашей жизни определяет Сын Человеческий: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк 8,38 ). Всякий, кто ради благ этого мира постыдится исповедать Христа перед этим миром, – как такой может рассчитывать на признание со стороны Сына Человеческого? Но на все это некоторые из слушателей Евангелия могли возразить: Кто нам гарантирует, что в конце все будет именно так, чтобы мы жили согласно словам Иисуса? Может быть, все будет совсем иначе? И Царство Божие к Иисусу не будет иметь никакого отношения? Кто отваживается на такие мысли, опасно заблуждается. Чтобы показать это со всей определенностью, Марк добавляет следующие слова Иисуса: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Многие понимают это высказывание как указание на Второе пришествие, и это их удивляет: ведь в таком случае Иисус ошибся, потому что Он не вернулся в силе и в славе при жизни тех людей, к которым были обращены эти слова. Некоторые обходят эту трудность, толкуя слова Иисуса не в смысле Второго пришествия, но иначе. Рассуждают так: Меньше чем за тридцать лет христианство распространилось по всей Малой Азии, в Антиохии, проникло в Египет, пересекло Средиземное море, достигло Рима и охватило всю Грецию. Христианство , подобно неудержимому приливу, захлестнуло весь тогдашний мир. И все это произошло еще при жизни многих из присутствовавших. Вопреки всем ожиданиям, христианство явилось в силе. Иисус вовсе не ошибался. Он был совершенно уверен в том, что все, что невозможно людям, возможно Богу. В таком толковании под «Царством Божиим в силе» понимается Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа явится во всем своем величии и торжестве. Если в момент Его первого пришествия, Его рождения, над вифлеемской пещерой явилось множество ангелов и возвестило своей песней благую радостную весть, то картина Его Второго пришествия будет намного величественнее. Вот как пишет об этом апостол Павел: Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут ( 1Фес. 4:16 ). Господь гласом труб архангельских соберет Своих избранных со всех сторон света, с одного края земли на другой, и тогда праведники воссияют, словно солнце, в Царстве Отца своего. А множество ангелов станут жнецами Божиими на ниве Господней. Величественным будет Второе пришествие Господа в блеске славы: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф. 24:30 ). Его пришествие воистину будет достойным Царя царей. Пред Ним, под Ним, вокруг Него будут кружиться лучезарные воинства ангелов. Будут трубить трубы и огненные молнии вспыхивать впереди шествия их: и пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их ( Мф. 24:31 ). Так говорил Господь о Своем грядущем пришествии. А прозорливый пророк, которого даже евреи не отвергают, писал: престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь; огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги ( Дан. 7:9–10 ). Так писал пророк, которого даже иудеи не отрицают. Внезапным будет пришествие Судии в силе и славе. Суд его таким будет, как Сам Он описал его: когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую ( Мф. 25:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Что значат слова дальнейшие Евангелия: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ee» ? Т. е. кто в этом мире «сбережет душу свою», именно – жизнь свою, например, при угрозе мучений и смерти за исповедание веры Христовой для сохранения себя от мучений и смерти, отречется от Христа или, желая жить на земле в собственное удовольствие, будет заботиться об одних удобствах жизни, выгодах и удовольствиях, «тот потеряет ее» (душу, жизнь) на Небе, т. е. лишит себя блаженной жизни в вечности. Так теряли свои души отрекавшиеся от Христа во время гонений на христиан, так потерял душу свою богач, веселившийся всякий день, о котором повествуется в притче о богатом и Лазаре. Кто же поступает иначе, т. е. кто из любви ко Христу охотно в случае надобности расстается с самою жизнью или вообще с выгодами жизни, отказывается от угождения своим греховным желаниям, а всячески стремится к исполнению воли Божией, тот спасет свою душу на Небе – получит вечную блаженную жизнь. Так поступали все Святые. Что значат последующие Евангелия: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ? " Стыдиться» Христа и Его слов – значит стыдиться веры в Него как Распятого на Кресте, стыдиться Его учения, как бы не заслуживающего внимания, т. е. из угождения людям, из боязни насмешек их, из каких-либо корыстных расчетов стыдиться принимать или обнаруживать веру во Христа, говорить о Нем и Его учении в обществе и исполнять Его учение и даже отрекаться веры в Него. «Того постыдится и Сын Человеческий», когда придет судить мир, т. е. сочтет недостойным Себя и Своего Царства, отвергнет от Своего лица и лишит участия в Царстве Своем. Какой смысл в словах в конце Евангелия: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие... пришедшее в силе» ? Т. е. многие, слушавшие учение Иисуса Христа, доживут, не умрут до воскресения Христова, когда последует открытие Царства Его – Церкви Его на земле и блаженства на Небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Итак, для человека нет заботы важнее спасения души. Он всегда должен помнить, что настанет день, когда Господь потребует от него отчета: как жил, сберег ли свою безсмертную душу способной к вечной жизни?  ИБО ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВО СЛАВЕ ОТЦА СВОЕГО , приидет  С АНГЕЛАМИ СВОИМИ , как Царь со Своими Безплотными Воинствами, чтобы сотворить Суд Страшный и праведный над всеми людьми от Адама до последнего земнородного,  И ТОГДА ВОЗДАСТ КАЖДОМУ , наградит или накажет каждого  ПО ДЕЛАМ ЕГО . «Видишь ли, – замечает святитель Златоуст, – что Отцу и Сыну принадлежит одна слава? Слава одна, следовательно, и сущность одна. Сын единосущен Отцу». «Я всегда трепещу, слыша о Суде, – продолжает тот же святитель, – ибо я не из числа венчаемых. Думаю, что и другие также страшатся и ужасаются, ибо кого не устрашит это слово, если он придет в сознание самого себя? Кого не заставит трепетать, и кого не заставит убедиться, что вретище и самый строгий пост нужнее для нас, чем для народа Ниневийского? Нам говорят не о разрушении града, не об общей погибели, но и о муке вечной, об огне неугасимом»... Предсказание Господа о Своих страданиях и смерти, Его учение о том, что для всех истинных Его последователей необходим крест, Его угрозы Страшным Судом – все это пробуждало в слушателях тяжелые чувства, а потому человеколюбивый Господь, «желая просветить взор их и показать, насколько это для них возможно, в чем некогда будет состоять та слава, в которой Он придет, открывает им эту славу еще в настоящей жизни, чтобы они, особенно Петр, не печалились о своей смерти, равно как и о смерти Господа своего» (свт. Иоанн Златоуст ). Для вас как бы так говорил Господь: трудно представить, что Я, Которого видите теперь в таком смиренном виде, приду некогда в небесном величии; но чтобы вы знали, что это несомненно будет, – Я дам некоторым из вас увидеть это величие теперь же, пока я с вами: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ЕСТЬ НЕКОТОРЫЕ ИЗ СТОЯЩИХ ЗДЕСЬ (Господь разумел Петра, Иакова и Иоанна),  КОТОРЫЕ НЕ ВКУСЯТ СМЕРТИ ,  КАК УЖЕ УВИДЯТ Меня ,  СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО , ГРЯДУЩЕГО В ЦАРСТВИИ СВОЕМ , увидят образ Моего будущего пришествия и славы праведных. И действительно, трое из апостолов видели славу Господа в Его Преображении; все, кроме Иуды, стали свидетелями Его Воскресения; Иоанн пережил исполнение грозных пророчеств Его об Иерусалиме и видел прекращение ветхозаветных жертв и разрушение храма... А во всех этих событиях полагалось основание духовному царству Христову на развалинах обрядового закона Моисеева...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Из этого евангельского чтения мы видим, что Господь повелевает нам исповедовать Его, обещая исповедующим вечное блаженство и угрожая за отвержение вечным мучением. Исповедовать Иисуса Христа перед человеками – значит, не только веровать в Него и в Его учение, но и исповедовать это учение устами и делами своими везде и всегда, несмотря на то что будут говорить другие, хотя бы и нашлись такие, которые бы над этим исповеданием смеялись. Святые апостолы радовались, когда подвергались за имя Христово бесчестию. Поэтому и мы, если начнут притеснять за веру, должны еще более радоваться. Ибо это всего полезнее для христианина, потому что на главу его низводит мученический венец. Стыд, боязнь, смущение – верные признаки маловерия. Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых ангелов ( Лк. 9: 26 ). Веровать в Господа Иисуса Христа в тайне своего сердца, но не исповедовать веры своей явно – значит веровать только половиной своего сердца. В таком раздвоенном сердце нет всецелой любви к Господу Иисусу Христу, и вера такого человека не дает полной надежды на спасение. Далее обращают на себя внимание следующие слова заповеди Спасителя: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. Любить отца, или мать, или сына и дочь более, нежели Господа, значит из угождения им не исполнять заповедей Божиих, а исполнять их приказания и прихоти, воле Божией противные. Конечно, любить родителей естественное дело и заповедано Богом, но любовь к Богу должна стоять на первом месте. А так как в сердцах человеческих любовь к Богу угасла из-за неправильной любви к родителям и сродникам или из-за пристрастия к ним, то, чтобы любовь эту сделать чистой и святой, Господь и дает сию заповедь. Любовь родителей и детей тогда только свята, когда они любят Господа Бога больше всякой твари, какая бы она ни была. А всякая любовь, заставляющая любить кого-либо паче Творца, беззаконная и пагубная как для любящих, так и для любимых. И вот, изгоняя сию-то любовь, Спаситель хочет насадить в сердцах верующих взаимную любовь, которая была бы основана на любви к Нему, Богу и Спасителю нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Из этого евангельского чтения мы видим, что Господь повелевает нам исповедовать Его, обещая исповедующим вечное блаженство и угрожая за отвержение вечным мучением. Исповедовать Иисуса Христа перед человеками – значит не только веровать в Него и в Его учение, но и исповедовать это учение устами и делами своими везде и всегда, несмотря на то, что будут говорить другие, хотя бы и нашлись такие, которые бы над этим исповеданием смеялись. Святые Апостолы радовались, когда подвергались за имя Христово бесчестию. Поэтому и мы, если начнут притеснять за веру, должны еще более радоваться. Ибо это всего полезнее для христианина, потому что на главу его низводит мученическй венец. Стыд, боязнь, смущение – верные признаки маловерия. Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов ( Лк. 9:26 ). Веровать в Господа Иисуса Христа в тайне своего сердца, но не исповедовать веры своей явно – значит веровать только половиной своего сердца. В таком раздвоенном сердце нет всецелой любви к Господу Иисусу Христу, и вера такого человека не дает полной надежды на спасение. Потому апостол Павел и говорит: Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим. 10:9–10 ). Но исповедовать Иисуса Христа одними только устами, а жизнью и делами не сообразовываться с Его учением – это не исповедание, а одно лишь лицемерие. Истинный исповедник Иисуса Христа есть тот, кто при любых жизненных обстоятельствах устами и делами, чистотою и твердостью веры и святостью жизни исповедует Его пред людьми, так что сбываются на нем слова Господа: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех ( Мф. 5:16 ), и всегда готов за истину учения Его пожертвовать всеми земными благами и даже самой жизнью своей, если это будет угодно Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

2) косвенно относящиеся к нему; 3) являющиеся каноническим основанием для совершения чинов отречения и присоединения к Церкви лиц, отпавших от общения с ней через оккультизм. Прямое отношение к оккультизму имеют восемь правил Вселенской Церкви: 24-е правило Анкирского собора; 36-е Лаодикийского; 65, 72, 81 и 83-е правила святителя Василия Великого ; 3-е святителя Григория Нисского и 61-е правило Шестого Вселенского собора. Данная группа правил характеризует оккультизм как тяжкое церковное преступление. Оно является следствием неисполнения или отказа от исполнения главной канонической обязанности для всех христиан – хранения и исповедания своей веры. Аналогию тяжести преступлений против веры можно видеть, если сравнить их со статьями из прежнего уголовного кодекса об измене или предательстве Родины. В сотериологическом отношении необходимость исповедания веры перед иноверными подтверждается словами апостола Павла в послании к Римлянам: «... сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют к спасению» ( Рим. 10, 10 ). Необходимость исповедания своей веры в деле спасения души подтверждается Основателем Церкви: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. 8, 38 ). Каноны относят подобные преступления к формальному виду, то есть преступление считается оконченным без обязательного наступления материальных последствий. Причина этого известна – участники оккультных деяний вступают в непосредственную или опосредованную связь с демонскими силами. Особенностями этой группы канонов является то, что они дифференцированно подходят к субъектам преступлений, то есть к участникам или соучастникам в магии, колдовстве, гадании или прорицании будущего – в этой группе канонов устанавливаются церковные наказания различной степени тяжести. Одни правила приравнивают участников оккультных действий к душевным убийцам. 65-е правило святителя Василия Великого гласит: «Покаявшийся в волшебстве или в отравлении да проведет в покаянии время, положенное для убийцы» 15 . То же самое провозглашается 72-м правилом того же отца Церкви: «Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимией столько же времени, сколько убийца». Другие правила назначают 5–6-летние сроки отлучения от полного церковного общения. 83-е правило святителя Василия Великого гласит: «Волхвующие и последующие обычаям языческим... да подлежат правилу шестилетия». Эти же сроки устанавливает 24-е правило Анкирского собора и 61-е Шестого Вселенского собора 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

Здесь вспоминаются слова Христа: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38). Таким образом, мученики, воспеваемые в приведенных гимнографических текстах, или, по-другому, свидетели веры – все святые, память которых чтится в Неделю всех святых. Святость и обожение Текст кондака содержит следующее утверждение: мученики – первые плоды человеческого естества, которые наша вселенная приносит Богу. В греческом оригинале «естеству» соответствует «φσις», «вселенной» – «οκουμνη», имеющей русский аналог «ойкумена» – вся обитаемая земля . Святые есть первые плоды и являют собой лучшее от человеческой природы, обоженной Христом. Ему и преподносит весь человеческий мир эти дары. Святые являют собой лучшее от человеческой природы, обоженной Христом Итак, мученики или святые – те, что может наш мир принести от себя Богу. Такое приношение соответствует греческому глаголу «προσφρω»: «πρς» (подносить от, по направлению к) + «φρω» (несу, ношу) . В кондаке говорится: мы, то есть вся Ойкумена, действительно приносим наших святых Богу. От этого же глагола образовано существительное «просфора» . Характер приношения аллегорически соотнесен с приношением хлеба в таинстве Евхаристии. Только здесь приносятся святые, чтобы мы через них чудесно приобщились самого сакрального – Божественной благодати. Приобретшие в себе Бога Святые именуются богоносными: «мученики богоносныя» или, иными словами, стяжавшие в себе Святого Духа. По-гречески это звучит как «θεοφρος» – буквально тот, кем обладает Бог или носящий в себе Бога . Таким образом, святые – те, кто приобрел в себе Бога. Об этом пишет апостол Павел в послании к римлянам: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8, 9–10). И так исполняется благоволение Иисуса Христа: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17, 21).

http://pravoslavie.ru/140103.html

3 . Открыто исповедовать Христа – это великая добродетель! Сколько таких христиан, которые говорят: «Верую в Бога», а делом не веруют. Сколько уст немеют, когда нужно защищать в обществе славу Божию и святых Его! Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины христианства. Оттого мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам совершенные язычники. Не стыдиться полагать на себе правильно крестное знамение, ибо правильным крестом побеждаем злую силу: «Иже крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеся того коварства и ловительства...». Не только образу Христа Бога поклоняйся, но и образу Креста Его, потому что он есть знамение победы Христовой над диаволом и над всем полчищем сопротивных сил, почему они трепешут и бегут, когда видят его изображаемым. Многие невежды, машущие по лицу своему рукой, делая вид, что они крестятся, трудятся напрасно, потому что не изображают на себе правильного, истинного креста. Такому маханию радуются бесы, а те, которые крестятся истово (правильно), ровно складывая три пальца правой своей руки и полагая руку свою на челе, и на животе, и на правом плече и потом на левом, то Ангелы, видя истовое изображение креста, веселятся; и тогда Ангел хранитель радуется и помогает нам. Итак, отбросим ложный стыд, ложный страх, а открыто и мудро, с рассуждением будем исповедовать Христа и идти за Христом. Этим христиане и отличаются от язычников, сектантов, маловерных, что открыто, но мудро исповедуют Христа. А «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ). 4 . Соблюдать посты телесные и духовные по церковному уставу: Великий, Петров, Успенский, Рождественский, а также соблюдать постные дни: среду и пятницу. Для больных и престарелых телесный пост ослабляется. 5 . Делать с любовию добрые дела ближним и удаляться от дел злых. Считать пропавшим тот день, в который не сделали ни одного доброго дела ближнему или сделали зло ближнему. Ни в какой мере не строить своего благополучия на несчастье другого. Добром платить за зло; за всех молиться и желать всем спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне ( Откр.12 ). Однако “…врата ада не одолеют ее” ( Мф.16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова ( 1Кор.11:26 ). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто “…не приняли любви истины для своего спасения” ( 2Фес.2:10 ). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков — Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв ( Откр.15, 16 )). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни ( Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: “И дано ему вести войну со святыми и победить их…” ( Откр.13:7 ). Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста ( Дан.7:25 ) — три с половиной года. Апок. называет 42 месяца ( Откр.11:2; 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительнорть царствования антихриста составит три с половиной года — ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: “…Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего” ( 2Фес.2:8 ). В Апок. сказано: “И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,… оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою” ( Откр.19:20–21 ). Второе пришествие Христово Греческое название Второго пришествия — “parousia” ; соответствующее латинское название “adventus”. Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием — “…приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего…” ( Мф.16:27 ). Выражение “во славе” в данном случае нужно понимать как “окруженный особым сиянием”. И “… сядет не престоле славы Своей” ( Мф.25:31 ).

http://sueverie.net/antixrist-i-vremya-e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010