Потому что, кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет блаженную жизнь в вечности; а кто не пощадит души (жизни) своей, ради Меня и Евангелия, тот спасет ее (и обретет блаженную жизнь). А что пользы человеку, если бы он и целый мир приобрел, душе же своей повредил, и себя самого погубил? и какой выкуп мог бы дать человек за душу свою? Потому что, если кто постыдится Меня и Моих слов, среди этого прелюбодейного и грешного рода; того и Сын человеческий постыдится в Свое пришествие. А Он приидет во славе Своей и Отца Своего со Своими святыми Ангелами; и тогда воздаст каждому по делам его». Слушая это, многие, естественно, могли подумать, (и, вероятно, думали), что, проповедуя терпение, лишения, страдания, Иисус Христос не соберет Себе последователей, а, напротив, суровым учением отдалит от Себя и тех, которые теперь присоединились к Нему, конечно, в ожидании близких выгод и почестей, да и Сам, едва ли, прославится. И Господь заключил Свою речь словами: – «истинно говорю вам: некоторые из стоящих здесь, не вкусят смерти, как уже увидят Сына человеческого, грядущего в царствии Своем, и царствие Божие, пришедшее в силе». Г. Дела и учение Иисуса Христа от Преображения Его на Фаворе до обявления ИМ Своего единства со Отцом на празднике обновления 1. Преображение Иисуса Христа (Мф. 17:1–13; Лк. 9:28–36; Мк. 9:2–13) С неделю спустя после беседы о кресте и о славе Царствия Своего, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскрешения дочери Иаировой, Петра и двух братьев –Иакова и Иоанна, и только с ними одними пошел на самую высокую, в том месте, гору – Фавор, чтобы там помолиться. Взошедши на верх горы, Он стал на молитву; а ученики Его, севши отдохнуть, от утомления заснули. Во время этой то молитвы, произошло чудное преображение Иисуса Христа; и осязательно ученикам Его открылась слава Его, как Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло, как солнце. Одежды Его сделались так белы, как на земле белильщик выбелить не может: они побелели, как снег, заблестели, как свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Рабы Христовы должны до конца верными быть, как Сам Господь говорит им: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2, 10 ). Всякое дело от конца, а не от начала совершенство свое получает. Конец все совершает. Верным рабам Христовым должно Господу своему служить всегда, в благополучии и неблагополучии. Раб истинный и верный должен быть неотлучен от господина своего. Так и Христов раб должен быть всегда со Христом Господом своим и Ему неотступно служить. Иначе лицемерная и неистинная служба есть, когда в благоденствии нашем любим Христа и служим Ему, а в злоденствии негодуем, ропщем и так сердцем отстаем от Него. Неотступными рабами Христовыми должны мы быть и везде Ему следовать, как Сам от нас того хочет: кто Мне служит, Мне да последует ( Ин. 12, 26 ). Поскольку душа человеческая всю доброту и красоту получает от Христа, Которому верою обручается, то несомненный признак того, что она эту доброту имеет и хранит, – когда от Него не отлучается к мирской любви, но к Нему, как невеста к Жениху, верой и любовью прилепляется, следует стопами Его, подражает смирению, терпению, кротости и любви Его и так хранит верность свою Ему, и как в смирении и страдании Его не отлучается от Него, так и в славе Его неотлучна от Него будет. Этого вера от души, Христу обрученной, требует. Как верность хранит мужу своему жена, когда от него ни в бесчестии, ни в изгнании не отлучается, так душа признается верной Христу, если от Него в смирении и страдании не отлучается. И как жена неверной мужу своему почитается, когда любит кого-то больше мужа своего или так же, как мужа своего, или в несчастье оставляет его, так та душа не хранит веры Христу, Сыну Божьему, которая к миру прилепляется и не хочет со Христом в смерти, терпении и страдании быть. И Христос такую душу неверной Себе почитает. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк. 8, 38 ). И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10, 38 ). Это и значит обещание и присяга Христу, при Крещении христианином данная, то есть что он как имя свое Христу записал и отдал, так верою и любовью Ему всю жизнь свою будет служить и следовать, как Сам Христос от христианина требует: кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет ( Ин. 12, 26 ). Если хранит душа это обещание, то сохраняет и веру Христу – Жениху своему – и с верою красоту и доброту, ей Христом данную.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим... И не пребудет в чести человек; он уподобится животному, которое умолкает навсегда» _( Пс 48,8–11,13 ). И еще: цену нашей жизни определяет Сын Человеческий: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк 8,38 ). Всякий, кто ради благ этого мира постыдится исповедать Христа перед этим миром, – как такой может рассчитывать на признание со стороны Сына Человеческого? Но на все это некоторые из слушателей Евангелия могли возразить: Кто нам гарантирует, что в конце все будет именно так, чтобы мы жили согласно словам Иисуса? Может быть, все будет совсем иначе? И Царство Божие к Иисусу не будет иметь никакого отношения? Кто отваживается на такие мысли, опасно заблуждается. Чтобы показать это со всей определенностью, Марк добавляет следующие слова Иисуса: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Многие понимают это высказывание как указание на Второе пришествие, и это их удивляет: ведь в таком случае Иисус ошибся, потому что Он не вернулся в силе и в славе при жизни тех людей, к которым были обращены эти слова. Некоторые обходят эту трудность, толкуя слова Иисуса не в смысле Второго пришествия, но иначе. Рассуждают так: Меньше чем за тридцать лет христианство распространилось по всей Малой Азии, в Антиохии, проникло в Египет, пересекло Средиземное море, достигло Рима и охватило всю Грецию. Христианство , подобно неудержимому приливу, захлестнуло весь тогдашний мир. И все это произошло еще при жизни многих из присутствовавших. Вопреки всем ожиданиям, христианство явилось в силе. Иисус вовсе не ошибался. Он был совершенно уверен в том, что все, что невозможно людям, возможно Богу. В таком толковании под «Царством Божиим в силе» понимается Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ваша где вера, которой Я от вас в слове Моем требовал? Где плоды ее и добрые дела? Стыдились вы тогда Меня и Моих слов, стыжусь и Я ныне вас. Не хотели вы последовать Моему смирению, терпению, кротости и любви, не хочу и Я вас ныне принять в славу Мою. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ; см. еще Мф.7:13–14, 21, 23 ; Лк.13:24–27 ). О, как страшно и жалостно будет слышать ответ этот христианам, которые показывали вид, что они лучше неверных, но часть их с неверными полагается ( Мф.24:51 ), которые слышали в слове Божием о вечной жизни, блаженстве, царствии, славе, радости и прочих вечных благах, но лишатся тех, ибо не искали их истинною верою, но, осуетившись помышлениями своими, в мире этом хотели богатеть, славиться, утешаться, и, если бы возможно было, вечно в нем царствовать! Да убоимся, возлюбленный христианин, страшного того ответа и плачевного лишения вечной жизни. Послушаем Духа Святого, через апостола нас увещевающего: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Ин.2:15–17 ). 2) Рассуждай и о том, христианин, что есть грех, который человеку сладким кажется. Он есть отступление от Бога живого и животворящего; он есть измена, которою присягу Богу, в крещении данную, нарушает человек. Как Государю своему изменяет тот, кто присягу, ему данную, не сохраняет и неверно ему служит, так и человек изменяет Богу, когда по обещанию своему не верно служит Ему, но противится Ему грехом и вслед сатаны идет, как о неких вдовицах апостол написал: «некоторые уже совратились вслед сатаны» ( 1Тим.5:15 ). Также грех есть нарушение святого, праведного и вечного закона Божия, который на то от Бога дан нам, дабы его цело и со всякою осторожностью хранили мы, как говорит Богу псалмопевец: «Ты повелел заповеди Твои хранить строго» ( Пс.118:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами ( Мк.8:38 ). Не пройди без внимания мимо этого слова! Оно – строгое. В нем речь не о явном отступничестве от Христа, а как будто о малом, совсем безгрешном: о постыжении Христом и Христовым. Господь только что изложил ученье о непримиримости с миром греха, и, как следствие его, ученье о пути креста, и делает выводы из этого учения применительно к жизни. Вывод такой: у тебя, христианин, свой путь и ты иди им. Иди прямо, открыто, без смущения! Что же стесняться жизни и Света, к которым ты идешь? Тебе будет очень трудно, потому что ты окружен миром греха. Если же ты для облегчения тяжести жизни среди зла, как тебе думается, станешь на путь сглаживания пропасти между тобой и миром зла, то ты только потеряешь, потому что всякий компромисс есть путь истребления христианства (ср. 8:32–33). Незаметно для себя самого ты отвергаешься от Меня, и тогда Мое лицо должно отвернуться от тебя. Вот почему всякое, даже, по-видимому, малое компромиссное отклонение от Христа, даже только «стыжение» Его перед лицом мира-греха так строго встречается Господом, что Он постыдится такого верующего («отвернет Свое лицо: не вем вас»...), когда придет во славе Отца с ангелами Своими. Глава 9 И сказал им (Господь ученикам и народу): истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк.9:1 ). Конечно, отвергшиеся себя, взявшие крест и ушедшие за Ним, за своим Спасителем, конечно, не вкусят смерти. Ведь только что было сказано, что они сберегут душу свою (ср. 8:35) и станут причастниками неумирающей жизни. Они перешли от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). И, конечно, они увидят Царствие Божие, которое внутри нас, в наших сердцах и душах. Как только они родятся от Духа, так и сделаются причастниками Царства Духа, потому что «рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). И Царствие Божие объявится в них в силе. Это будет не теория, не рассудочное знание, а огненная стихия, вдвинутая в их души. Это будет сила жизни, новая сила новой жизни. Совершенно понятно, что это будет «сила», потому что «Дух животворит». Вот плоть – та не пользует (им) нимало, а «Дух животворит» ( Ин.6:63 ). Он – сила. Эту силу и обретут причастники Божия Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

   Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (см.: Откр.12). Однако врата ада не одолеют ее (Мф.16:18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (см.: 1 Кор.11:26). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто не приняли любви истины для своего спасения (2 Сол.2:10).    Согласно пророчествам Даниила (см.: Дан.7:25), продолжительность царствования антихриста — три с половиной года. Апокалипсис называет срок в 42 месяца (см.: Откр.11:2, 13:5) или 1260 дней (см.: Откр.12:6), что составляет те же три с половиной года. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.    В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь: пример — повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв (см.: Откр.15:16). Кроме того, по Промыслу Божию, ради избранных (тех, кто сохранил веру) те дни сократятся (см.: Мф.24:22). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами будет невозможно: И дано ему (антихристу. — О. Д.) вести войну со святыми и победить их... (Откр.13:7).    Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: ...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Сол.2:8). В Книге Откровения сказано об этом так: И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним... Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою (Откр.19:20-21). 2.4. Второе пришествие Христово, его действительность и образ    Греческое название Второго пришествия — παρουσα (парусия). Соответствующий латинский термин — adventus. Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его первого пришествия на Землю, будет со славою и величием: ...приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего... (Мф.16:27) и сядет не престоле славы Своей... (Мф.25:31). Выражение «во славе» в данном случае нужно понимать как «окруженный особым сиянием». В день Второго пришествия явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф.24:30). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но по святоотеческому Преданию, этим знамением будет крест. Явление Спасителя будет видимым, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:11). Господь придет окруженный ангелами (см.: Мф.16:27; Иуд.14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Положим, – говорит, что ты приобрел весь мир, – что пользы в благоденствии телесном, когда худо состояние душевное?... И в будущей жизни никто и ничего не может представить в замен своей души. Здесь можно плакать, воздыхать, творить милостыню, там нельзя. Ибо там встретит нас Судия неподкупимый, который судит каждого по делам, – а вместе страшный, который придет во славе Своей и со Ангелами, а не в уничиженном виде» . Да! Человек не может искупить ни свою душу, ни выкупить душу другого человека. Сказано: «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек» ( Пс.48:7–9 ). Действительно, как и чем мы можем искупить свою душу? Что такое мы можем предложить Богу как средство Его умилостивления? Апостол Павел однозначно отвечает на этот вопрос, он пишет: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» ( 1Кор.7:23 ). Иначе, апостол Павел как бы говорит: «Вы куплены ценою Крови Сына Божия; не становитесь рабами человекам, так как ни кто из них не способен помочь вам в деле вашего собственного спасения». Ефимий Зигабен, истолковывая слова: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир» , пишет: «Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим – временное, а наказание души – вечное…» И далее мы читаем: Мф.16:27 . «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». Эти слова свидетельствует о необратимости Божественного возмездия, которого никто не сможет избежать, и здесь нам надо с новой силой осознать, что единственная ценность земной жизни и заключается в том, что примириться с Богом мы можем только здесь и пока мы живы. Священномученик Климент, папа Римский, пишет: «итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Между образом и первообразным имеется сходство и подобие. Истинные же христианские добродетели свидетельствуют о доброй и красивой душе не иначе, как добрые плоды о добром дереве (Мф. 7:17). Поскольку душа человеческая всю доброту и красоту получает от Христа, как выше сказано, Которому верою обручается, то несомненный знак того, что она ту доброту имеет и хранит, когда от Него не отлучается к мирской любви, но Ему, как невеста Жениху, верою и любовью прилепляется, следует стопам Его, подражает смирению, терпению, кротости и любви Его, и так хранит верность свою к Нему, дабы как в смирении и страдании Его не отлучалась от Него, так и в славе Его неотлучной от Него была. Ибо этого вера от души, Христу обрученной, требует. Как верность хранит мужу своему жена, когда от него ни в бесчестии, ни в изгнании не отлучается, так верной Христу душа признается, если от Него в смирении и страдании не отлучается. И как жена неверною мужу своему почитается, когда любит кого более мужа своего, или равно мужу своему, или в несчастье его отлучается от него, так та душа не хранит веры Христу, Сыну Божию, которая к миру прилепляется и не хочет со Христом в смерти, терпении и страдании быть. И Христос такую душу за неверную Себе почитает. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8:38). И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:38). Сие-то значит обещание и присяга Христу, при крещении от христианина данная, то есть что он как имя свое Христу записал и отдал, так верою и любовью Ему всю жизнь свою будет служить и следовать, как Сам Христос от христианина сего требует: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Когда хранит душа это обещание, то сохраняет и веру ко Христу – Жениху своему – и с верою красоту и доброту, ей от Христа данную. § 432. Когда христианин отвращается сердцем и любовью от Христа и обращается ко греху и миру, тогда веры ко Христу не сохраняет; следовательно, погубляет доброту и красоту души своей и восприемлет гнусное безобразие на душу свою. Поэтому хотящему опять сыскать доброту души своей должно учинить следующее:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Однако из некоторых знаков познается, как от теплоты огонь, и от вкуса мед, и от слова разум. 3) Знамение душевной красоты есть свидетельство добрых дел, нелицемерно от сердца происходящих, как-то: чистоты, любви, смирения, терпения, кротости, истины, милосердия, молитвы – всякого добра ходатаицы, и прочих. Добрыми делами, от чистого сердца и веры нелицемерной происходящими, показывает в себе подобие свое, которым Богу сообразуется, как образ первообразному. Бог свят, полон любви, истинен, щедр, милостив, благ, кроток, долготерпелив, и прочее, и христианин, когда Ему сообразуется добродетелями, то подает свидетельство имеющегося в нем образа Божия, в котором доброта и красота душевная состоит. Между образом и первообразным имеется сходство и подобие. Истинные же христианские добродетели свидетельствуют о доброй и красивой душе не иначе, как добрые плоды о добром дереве ( Мф.7:17 ). Поскольку душа человеческая всю доброту и красоту получает от Христа, как выше сказано, Которому верою обручается, то несомненный знак того, что она ту доброту имеет и хранит, когда от Него не отлучается к мирской любви, но Ему, как невеста Жениху, верою и любовью прилепляется, следует стопам Его, подражает смирению, терпению, кротости и любви Его, и так хранит верность свою к Нему, дабы как в смирении и страдании Его не отлучалась от Него, так и в славе Его неотлучной от Него была. Ибо этого вера от души, Христу обрученной, требует. Как верность хранит мужу своему жена, когда от него ни в бесчестии, ни в изгнании не отлучается, так верной Христу душа признается, если от Него в смирении и страдании не отлучается. И как жена неверною мужу своему почитается, когда любит кого более мужа своего, или равно мужу своему, или в несчастье его отлучается от него, так та душа не хранит веры Христу, Сыну Божию, которая к миру прилепляется и не хочет со Христом в смерти, терпении и страдании быть. И Христос такую душу за неверную Себе почитает. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ). «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ). Сие-то значит обещание и присяга Христу, при крещении от христианина данная, то есть что он как имя свое Христу записал и отдал, так верою и любовью Ему всю жизнь свою будет служить и следовать, как Сам Христос от христианина сего требует: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин.12:26 ). Когда хранит душа это обещание, то сохраняет и веру ко Христу – Жениху своему – и с верою красоту и доброту, ей от Христа данную.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Таковы те, которые, если поразит их холод болезни, каются, грешить перестают и обещают благочестиво жить и Богу служить; но когда здоровыми станут, опять к прежним прихотям и делам обращаются. Знай, что такие люди не истинные христиане, а лицемеры. Поскольку истинные христиане в благополучии и злополучии, в болезни и здравии, в нищете и богатстве, в презрении и чести, в славе и унижении, в неволе и на свободе постоянны; всегда и везде находятся в покаянии, плоды покаяния творят, Бога любят и Богу служат. Это рассуждение увещевает тебя не подражать вышеупомянутым людям, но быть постоянным всегда, в счастье и несчастье, от прихотей своих отказываться и Богу угождать. А если сам такой же, то увещевает исправиться, чтобы с лицемерами не услышать от Христа: «Не знаю вас, откуда вы» (Лк.13:25). XLVI. Видишь мертвого, который на плач родственников не отзывается, и от похвалы не утешается, и от поношения не оскорбляется. Этот случай учит нас тому, что кто хочет быть истинным христианином, тот не должен ни похвалой мира сего превозноситься, ни бесчестием и поруганием раздражаться, ни слушать похотей плоти своей, как бы искренних своих родственников, но должен быть, как мертвый. То есть «умереть для мира» (Кол.2:20), «умереть для себя» (2Кор.5:15) «и отречься от себя» (Мк.8:34). Именно этого требует от нас Господь наш, если хотим быть Его рабами и учениками и за Ним следовать: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24; Лк.9:23). Этим учишься не смотреть на тех христиан, которые хотят и Христу служить, и миру и своим прихотям угождать, и чести, и славы, и богатства в мире этом искать; от поруганного, обесчещенного и умаленного Христа удаляются, стыдятся Его, но с воскресшим и прославленным хотят быть, — что невозможно, как Он Сам говорит: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38). Надо более внимать святому Божию слову, которое учит нас у Христа учиться смирению, любви, терпению, кротости и прочему добру; но прежде от своего злонравия отречься и так благим Христовым нравам следовать

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010