Лишь получив от Цесаревича Константина письмо, в котором он, обращаясь к Николаю Павловичу как к Государю, подтверждал уступку ему своего права на наследие престола, Николай Павлович издал Манифест о своем восшествии на престол. Заминкой в наследовании престола решили воспользоваться некоторые революционные организации, мечтавшие ограничить в России Царскую власть или даже совсем ее уничтожить. Не надеясь на сочувствие и поддержку народа, вожаки движения прибегли к обману и начали распускать слухи, что Константин не добровольно отрекся от престола. Часть войск, поверив этому, решила встать на защиту того, кто являлся законным Государем, согласно закону о престолонаследии, выражавшему правовоззрения русского народа. Когда 14 декабря, в день принесения присяги Царю Николаю, заговорщики, напитанные идеями Запада, готовились произвести государственный переворот, обманутые ими войска и народ кричали: «Да здравствует Константин, да здравствует Конституция!», думая, что тем приветствуют законного Государя и его супругу-Царицу, имя которой мало кто знал. Никакие уговоры сначала не могли подействовать. Беспорядки готовы были начаться, предательски уже убит был генерал-губернатор граф Милорадович, и только самообладание и решимость Императора Николая I не позволили повториться событиям 1682 года, когда, тоже обманутые, стрельцы шли защищать законного наследника Иоанна Алексеевич а. Окружив вовремя верными ему войсками обманутые части, Император Николай вовремя усмирил мятеж. Но для полного рассеяния всех недоумений потребовалось, чтобы и во время самой Коронации Цесаревич Константин при всех братским поцелуем подтвердил добровольность своего отказа от принадлежавших ему прав. В манифесте о своем вступлении на престол Император Николай I объявил Наследником своего старшего сына Александра, и присяга на верность подданства была принесена им обоим. Лицо, не причисленное к Царской Семье, не обладает правами, принадлежащими его членам, в том числе и правом наследования престола, ибо Императорский Всероссийский Престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме (статья 25, глава II, раздел 1), что вполне соответствует истории, ибо всегда царствующим признавался весь Дом (Рюриковичей, Годуновых и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Патриаршее приветствие участникам V Торопецкой международной Свято-Тихоновской конференции «Пастырь добрый» 1 февраля 2008 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам V Торопецкой международной Свято-Тихоновской конференции «Пастырь добрый» . Организаторам, участникам и гостям V Торопецкой международной Свято-Тихоновской конференции «Пастырь добрый» Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне на родине Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, для участия в конференции, посвященной трем знаменательным датам: 110-летию со дня архиерейской хиротонии Святителя, 100-летию его возвращения на русскую землю после архипастырского служения на Американском континенте и 90-летию его восшествия на Московский Патриарший престол. В конце минувшего года мы торжественно отмечали 90-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, и имя Святителя Тихона, которому после почти 200-летнего Синодального периода Промыслом Божиим было определено стать первым Патриархом в судьбоносное для Церкви и нашей страны время, вспоминалось с особым молитвенным чувством. Отрадно, что Тверская епархия вносит свою лепту в юбилейные торжества, воздавая должное почитание всероссийскому Святителю, чья земная жизнь начиналась здесь, в семье приходского священника г. Торопца. Жите Святителя Тихона является для всех нас примером истинного служения пастыря доброго, жизнь свою полагающего за вверенных его попечению чад церковных, мужественного стояния за веру православную и правду Божию. Его Первосвятительские труды на ответственном посту Предстоятеля Церкви, его воззвания и послания, все его духовное наследие — бесценное сокровище для современного человека, проходящего путь спасения в многомятежном житейском море. Выражаю надежду, что настоящая конференция, проходящая на древней Торопецкой земле, станет значимым событием в ее церковной и общественной жизни. Призываю Божие благословение на ваши труды. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/358712.htm...

Феодора, избранные депутаты от митрополитов, епископов и настоятелей монастырей явились во двор императора и, при содействии вельможи, допущены были до самого царя. После приветствий и благожеланий царю долгих дней царствования явившиеся депутаты изложили пред ним православное учение о почитаний икон. Обстоятельную речь держал игумен Феодор. Император выслушал благосклонно депутатов. На просьбу их восстановить иконы, он ответил: «хороши и прекрасны ваши слова, но так как я никогда до сего дня не поклонялся никакой иконе, то, какою я нашел Церковь , такою и оставляю ее; вам же я предоставляю власть свободно держаться догматов, как вы говорите, православной веры, впрочем вне этого города, где каждый из вас захочет жить, не опасаясь и не ожидая себе никакой опасности от нашей власти» 222 . Удивительный ответ! Просят восстановить почитание икон, а император отвечает: восстановляйте, а меня не тревожьте. Константинополь, столица государства, пусть останется без икон, а в других местах империи вам предоставляется свобода. Но ведь в столице находится кафедра патриарха. Спрашивается, патриарх может ли быть почитателем икон? В храмах столицы икон не должно быть. Доселе храмы были во власти иконоборцев. По мысли императора, и впредь все должно остаться в том же виде и порядке, в каком он нашел при своем восшествии на престол. На патриаршей кафедре держится еще иконоборец. Православный патриарх Никифор оставался в изгнании. Предполагалось, по смыслу императорского указа, возвращение ему Константинопольской патриаршей кафедры. Но на деле это не осуществилось. Иконоборец Феодот до смерти своей занимал патриарший престол. В 821 году он умер. Но и теперь Никифору не была возвращена кафедра. Император предложил ему такие условия, на которые уже никак не мог согласиться православный иерарх. Вот что он писал патриарху: «Кто прежде нас исследовал церковные догматы , тот пусть и отвечает за то, хорошо ли он тогда сделал что, или нет. Мы же, в каком положении нашли церковь , в таком решаемся и оставить ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Будущее, конечно, нам неизвестно: оно в руках Божиих, но то, что я пишу в этих строках, касается и настоящаго, и прошедшаго. Будьте же достойны того великаго жребия, который показывает Вам Божественный Промысл Своей всесильною десницею, и знайте, что русский народ готов простить личные грехи и всякие недостатки своим Царям, но неотступно требует от Них верности Св. Православию, почему и предлагает ему в Чине Миропомазания торжественно читать Символ нашей Веры. Это уразумел Ваш Высочайший Родитель, когда при восшествии иа Престол Своих Отцов, произнес торжественную клятву: «Клянусь хранить Православную Веру и верность нашей Св. Церкви». Напротив, Царь Лже-Димитрий, старавшийся угодить толпе народной и изменявший Православию, был народом единодушно свергнут с престола и выброшен в окно дворца на площадь на заостренные мечи. Итак, Ваше Высочество, знайте, что главная опора Русскаго Царствования заключается в хранении Царем Православной Веры; при этом условии был тверд Престол даже Грознаго и многогрешнаго Царя Ивана IV, а без него не устоит никогда Русское Царство. « М ною царие царствуют и сильнии соделывают правду». С такими мыслями и чувствами я имею счастие приветствовать Ваше вступление в указанное для Наследника Русскаго Престола совершеннолетие, напуствуя Вас Божиим благословением и древнею иконою Знамения Божией Матери. Пред такою иконою я любил молиться с ранняго детства в Великом Новгороде. Икона эта изображаегь Богородицу с молитвенно подъятыми руками, а устное предание прибавляет к тому, что, когда враги Христовы дерзостно приступили к Пренепорочной Матери Его уже осиротевшей, и требовали от Нея доказательств рождения Ею не обыкновеннаго Младенца, а Сына Божия, то Она молитвенно подняла руки, и вся окружавшая Ее толпа вдруг увидала на Ея груди Божественнаго Младенца и в благоговейном ужасе разбежалась, не причинив Ей никакого вреда. Вот этот священный момент и изображен на иконе Знамения, которая да оградит Ваше Высочество на всех путях Вашей начавшейся молодой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Для окончательного утверждения на престоле, самозванец по обычаю русских царей короновался 21 июля 1605г. Во время коронации с приветственной речью выступил иезуит патер Черниковский. Зорко следя за всем происходящим в Москве, Рим обратился к коронованному московскому царю с напоминанием о данных им обещаниях. Папа Павел V написал ряд писем об этом: а) приветствие с восшестствием на престол, где убеждал его Божиими благодеяниями, которых он удостоился за принятие будто бы католической веры, хранить её твёрдо и неизменно всегда; б) в августе новое письмо со своим чиновником Александром Рангони (по одним данным - внуком нунция, а по другим - его племянником ), которому просил верить во всём; в) в сентябре приветствие с коронацией в связи с посылкой нескольких иезуитов, как помощников в проведении плана латинизации, и обещал прислать даже епископа; г) письмо к Юрию Мнишку, чтобы он, пользуясь своим влиянием на Лжедмитрия, возбуждая в нем ревность к латинской вере и к распространению ее в России; д) письмо к кардиналу Бернарду Мациевичу, чтобы он действовал с этой целью на самого Мнишка. В июле 1605г. папский нунций в Кракове, епископ рижский Клавдий Рангони прислал в Москву патера Алоизуиса с поздравлением по случаю восшествия самозванца на русский престол, при этом советует служить польскому королю. Клавдий уведомляет Отрепьева о новом папе Павле V и присылает в подарок латинский крест, четки и латинскую Библию. Он побуждает Лжедмитрия от себя послать папе посольство с поздравлением и вообще писать ему чаще о своих обращениях. " Папе же всего исполнить обет свой, то есть соединить Российскую Церковь с Римским Костелом " . Он советовал действовать " неплошно, и мудро, и бережно " , чтобы для него самого не произошло " страху и убытку какого " . Лжедмитрий так и старался действовать. В душе он был латинянин, но пытался казаться и православным, посещал православные церкви. Держал при себе иезуитов как своих духовных руководителей, но избрал и православного духовника, архимандрита Владимирского Рождественского монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/r...

Фридрих сам рассказывает, в каком беспокойстве находился он относительно успеха Гольцева поручения в Петербурге. «На каком основании можно было предполагать, что переговоры в Петербурге примут благоприятный оборот? Дворы версальский и венский гарантировали Пруссию покойной императрице; русские спокойно владели ею; молодой государь, вступивший на престол, откажется ли сам собою от завоевания, которое ему обеспечено союзниками? Любостяжание или слава, какую бросает на начало царствования всякое приобретение, не удержат ли его? Для кого, для чего, по какому побуждению он откажется от него? Все эти трудные для разрешения вопросы наполняли дух неизвестностью относительно будущего. Но, – продолжает Фридрих, – исход дела был более счастлив, чем как можно было ожидать. Так трудно угадать причины второстепенные и распознавать различные пружины, определяющие волю человеческую. Оказалось, что Петр III имел превосходное сердце и такие благородные и возвышенные чувства, каких обыкновенно не бывает у государей. Удовлетворяя всем желаниям короля, он пошел даже далее того, чего можно было ожидать». Гольц приехал в Петербург 21 февраля и прежде всего обратился к английскому посланнику Кейту, который оставался верен политике прежнего Кабинета и отличался приверженностью к прусскому союзу. Кейт указал Гольцу влиятельных людей, которые расположены к Пруссии, и тех, которые против нее. Оказывалось, что последних гораздо более, чем первых, но собственный взгляд императора и расположение людей, самых близких к нему, ручались Кейту и Гольцу за успех; в пользу прусского дела служило и то, что послы австрийский, французский и испанский раздражили императора, отказавшись сделать визит самому любимому, самому близкому к нему человеку – принцу голштинскому Георгию. Само собою разумеется, что Гольц поспешил к принцу Георгию с приветствием от своего короля, у которого принц находился до того времени в службе. 24 февраля Гольц представлялся императору. Едва только успел он выговорить поздравление с восшествием на престол и уверение в дружбе своего короля, как Петр осыпал его самыми горячими уверениями в дружбе и бесконечном уважении своем к Фридриху II, ясные доказательства чему он надеется представить, и потом сказал на ухо Гольцу, что у него много есть о чем с ним переговорить. После аудиенции Петр пошел к обедне, и Гольц последовал за ним в церковь . Во время службы император все говорил с ним то о Фридрихе II, то о прусской армии, подробными сведениями о которой изумлял Гольца; не было полка, в котором бы Петр не знал трех или четырех последних поколений шефов и главных офицеров. В тот же день вечером, во время карточной игры, Петр показал Гольцу на своем пальце перстень с портретом Фридриха II и велел также принести большой портрет прусского короля. После ужина Петр долго разговаривал с Гольцем о том, сколько он терпел в прошедшее царствование за привязанность к Фридриху, о том, как он радовался, что был удален из конференции, ибо причиною тому было уважение его к королю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Как Hukoлaй I в лице Фотия, так и Лев — в лице Михаила Керуллария встретил себе сильного оппонента. Михаил Керулларий (1043-1058 г.) был преемником на патриаршей кафедре Алексея, бывшего Студийского игумена. В его лице вступил на престол патриарх, который по своим дарованиям скорее был бы на месте на престоле императорском, чем патриаршем. Недаром его прочили в императоры, когда группа заговорщиков пыталась свергнуть с престола Михаила Пафлагонского. Михаил был аристократического происхождения и знатного рода; отец его занимал высокий сановный пост. Он был молод и холост; среди веселой богатой молодежи он выдавался своею серьезностью и самоуглубленностью; было ясно, что у него ум преобладает над сердцем. После неудачного заговора, летом 1040 г., Михаил Керулларий был лишен имущества и пострижен в монахи; тогда, за недостатком внешней деятельности, он углубил и развил свою духовную жизнь. Когда в 1043 г. вступил на престол Константин IX Мономах, то Михаил Керулларий был в числе приветствовавших это восшествие. Они не встречались близко ранее, но, аристократичность происхождения обоих и общая предшествовавшая судьба гонимых, тесно связала их и Михаил скоро появляется при дворе, в качестве ближайшего советника царя, а потом занимает и патриаршую кафедру. При каких обстоятельствах стал Михаил Керулларий патриархом, по воле лишь императора, или по собственному домогательству, или по избранию клира и народа — вопросы очень интересные. Однако, для решения их нет данных в исторических источниках. Обстоятельства, при которых у Михаила Керуллария произошло столкновение с Римом, являются такими сложными и запутанными, что их очень трудно прояснить. Перенести всю ответственность за печальные последствия от происшедших событий на патриарха Михаила Керуллария будет неправильным. Он не принимал никаких агрессивных полемических мер по отношению к Риму в течение 9-10 лет своего патриаршества, когда (до 1048 г.) римская кафедра худо представлялась. Это и понятно: данному спору, из-за каких бы тайных мотивов он ни проистекал, нужно было дать религиозную, догматическую окраску.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Хотя ни один русский правитель никогда не отказывался от войны, только если он не полагал это необходимым для сохранения веры и страны, святой Александр Невский и император Hukoлaй II стремились к миру ради своих подданных, и сотрудничали со своими врагами, чтобы сохранить его. В начале своего царствования император Николай II сделал волнующий международный призыв к миру путем разоружения европейских ведущих держав. Это вызвало огромное изумление в дипломатических кругах конца XIX века: его приветствовали как «царя, который будет известен в истории как “Николай Миротворец”». По его настоянию в мае 1899 года была созвана международная конференция в Гааге. На ней присутствовали двадцать европейских держав, среди них Соединенные Штаты Америки, Мексика, Япония, Китай, Таиланд и Персия. Хотя предложения разоружения ни к чему реальному не привели, император Hukoлaй II был удовлетворен сознанием, что на его конференции были достигнуты соглашения касательно правил войны и был учрежден первый постоянный международный арбитражный суд в Гааге. Во время правления императора Hukoлaя II было прославлено больше святых Русской Православной Церкви, чем с момента восшествия на престол императора Nempa I Великого (1869—1725) и до его собственного восхождения на престол в 1894 году. Наиболее примечательный из них — преподобный Серафим Саровский, который предрек, что царь, который прославит его, будет прославлен сам. Император Иоанн Милостивый Думается, уместно завершить этот список царственных святых последним православным императором, который был прославлен святой Церковью до сего дня: великим и благочестивым ссыльным императором святым Иоанном III Ватаци, называемым «Милостивый» (1222—1254). Святой император Uoahh III был уверенно-энергичным, политически проницательным человеком. При его царствовании ссыльная Римская империя в Никее была гораздо более здоровой, чем она была в Константинополе при царствовании поздних Комненов и Ангелов. Святой император Uoahh III провел б?льшую часть своего долгого царствования воюя с латинянами, а также с турками, которые угрожали его маленькому государству на Востоке, православным греческим повстанческим режимом в Эпире, и с болгарами под властью царя Acehя II (1218—1241).

http://moral.ru/американские-ученые-о-пр...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 60-е заседание Священного Синода со времени начала своего Первосвятительского служения 30 августа 2019 г. 12:08 30 августа 2019 года в зале заседаний Священного Синода Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Перед началом заседания от лица членов Священного Синода Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва : «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Позвольте сказать, что сегодня Вы возглавляете 60-е заседание Священного Синода с начала Вашего Первосвятительского служения Церкви Божией. От имени всех присутствующих здесь постоянных и временных членов Синода хотелось бы поблагодарить Вас, выразив надежду, что Вы еще долго-долго будете председательствовать на заседаниях Священного Синода, и возгласить Вам " многая и благая лета " ». Членами Синода было возглашено многолетие Его Святейшеству. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию : «Сегодня у нас есть возможность сердечно приветствовать Блаженнейшего владыку Онуфрия, который в августе отметил пятилетие своего восшествия на Киевский престол. В непростое время, владыка, Вы были привлечены промыслом Божиим к этому служению. Вы достойно прошли эти пять лет — очень непростых в истории украинского Православия. Благодарим Вас за верность каноническому порядку в Церкви и за Ваши архипастырские труды. Многая и благая лета Блаженнейшему владыке!» Было возглашено многолетие митрополиту Онуфрию. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви сообщил собравшимся о повестке дня предстоящего заседания: «Сегодня повестка состоит из двадцати пунктов. Будут приняты решения об избрании новых архиереев, как правящих, так и викарных. Мы заслушаем доклады председателей Синодов Белорусского экзархата и Среднеазиатского митрополичьего округа, а также доклады председателя Отдела внешних церковных связей о работе за рубежом. Будет утвержден еще один собор епархиальных святых, а также принято очень необходимое решение о порядке распределения выпускников региональных семинарий».

http://patriarchia.ru/db/text/5492091.ht...

Поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с годовщиной интронизации 1 февраля 2011 г. 11:45 1 февраля 2011 года по окончании Божественной литургии в Храме Христа Спасителя митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир огласил приветственный адрес по случаю годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от лица членов Священного Синода Русской Православной Церкви. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Милостивый Отец! Молитвенно празднуя день Вашего восшествия на Московский Патриарший престол, с благодарностью обращая к Вам взоры и сердца, просим принять наши теплые и искренние поздравления со второй годовщиной интронизации вкупе с пожеланиями многих лет жизни и служения Вашего на благо Русской Православной Церкви. Взирая на вехи Вашей жизни, мы убеждаемся в действии Всеблагого Промысла Божиего, призвавшего Вас к Первосвятительскому служению в судьбоносное время бытия нашей Церкви. Два года тому назад, получив знаки Патриаршего достоинства и стоя на этом святом месте перед лицом Бога и всей церковной Полнотой, Вы сказали: «Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства… Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского — дерзновенного защитника и поборника Православной веры. Задача Патриарха — не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола " надлежит быть " (1 Кор. 11:19), в расколы, нестроения и лжеучения». Ныне мы видим, с каким усердием Вы несете возложенный на Вас Патриарший крест, как разнообразно Ваше служение и сколь плодотворны Ваши труды. Отдавая все свои силы, способности и дарования делу Церкви, Вы неустанно возвещаете правду Божию, защищаете канонические рубежи Церкви, заботитесь о сохранении и укреплении духовных связей народов Русского мира, вносите свой весомый вклад в развитие диалога с Церквами-Сестрами во имя утверждения единства Вселенского Православия.

http://patriarchia.ru/db/text/1398307.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010