Феодора, избранные депутаты от митрополитов, епископов и настоятелей монастырей явились во двор императора и, при содействии вельможи, допущены были до самого царя. После приветствий и благожеланий царю долгих дней царствования явившиеся депутаты изложили пред ним православное учение о почитаний икон. Обстоятельную речь держал игумен Феодор. Император выслушал благосклонно депутатов. На просьбу их восстановить иконы, он ответил: «хороши и прекрасны ваши слова, но так как я никогда до сего дня не поклонялся никакой иконе, то, какою я нашел Церковь , такою и оставляю ее; вам же я предоставляю власть свободно держаться догматов, как вы говорите, православной веры, впрочем вне этого города, где каждый из вас захочет жить, не опасаясь и не ожидая себе никакой опасности от нашей власти» 222 . Удивительный ответ! Просят восстановить почитание икон, а император отвечает: восстановляйте, а меня не тревожьте. Константинополь, столица государства, пусть останется без икон, а в других местах империи вам предоставляется свобода. Но ведь в столице находится кафедра патриарха. Спрашивается, патриарх может ли быть почитателем икон? В храмах столицы икон не должно быть. Доселе храмы были во власти иконоборцев. По мысли императора, и впредь все должно остаться в том же виде и порядке, в каком он нашел при своем восшествии на престол. На патриаршей кафедре держится еще иконоборец. Православный патриарх Никифор оставался в изгнании. Предполагалось, по смыслу императорского указа, возвращение ему Константинопольской патриаршей кафедры. Но на деле это не осуществилось. Иконоборец Феодот до смерти своей занимал патриарший престол. В 821 году он умер. Но и теперь Никифору не была возвращена кафедра. Император предложил ему такие условия, на которые уже никак не мог согласиться православный иерарх. Вот что он писал патриарху: «Кто прежде нас исследовал церковные догматы , тот пусть и отвечает за то, хорошо ли он тогда сделал что, или нет. Мы же, в каком положении нашли церковь , в таком решаемся и оставить ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Служебная деятельность Кантемира. Начало служебной и литературной деятельности Кантемира относится к царствованию Петра II, когда при дворе возвысилась русская партия, мира во главе которой стояли Долгорукие и Голицыны; но не русский по происхождению и воспитанный хотя в России, но по началам европейского образования, Кантемир не мог сочувствовать этой партии, тем более, что в случае её торжества, он, как и другие, опасался гонений на реформы и возвращения старых порядков; он стал на сторону новой, или иностранной партии, во главе которой находились Остерман, Феофан Прокопович, Татищев и др. Сочувствие Кантемира к этой партии вполне выразилось в его первой сатире «На хулящих учение», которая была написана против врагов реформы и нового образования, и в которой самые резкие насмешки были направлены против монашества, считавшегося главным противником реформы, с ясным указанием на главного его представителя и личного врага Прокоповича, Ростовского архиеп. Георгия Дашкова. Прокопович и вся новая партия приняли сатиру Кантемира с восторгом; Прокопович написал ему приветственные стихи, в которых назвал его рогатым пророком: «Не знаю, кто ты, пророче рогатый; Знаю, коликой достоин ты славы: Да почто ж было имя укрывати? Знать, тебе страшны сильных глупцов нравы. Плюнь на их грозы, ты блажен трикраты. Благо, что дал Бог ум тебе толь здравый; Пусть весь мир будет на тебя гневливый, Ты и без счастья довольно счастливый» Подобное же приветствие в латинских стихах написал Кантемиру другой сторонник реформы, Новоспасский архимандрит, Феофил Кролик 161 . Ободренный их похвалами, Кантемир стал продолжать писать сатиры, которые сделали имя его популярным в обществе, как защитника наук. Между тем, случилось обстоятельство, которое должно было выдвинуть его вперед и на служебном поприще. При восшествии на престол Анны Иоанновны, Верховный Совет вздумал ограничить права её самодержавия; но дворянство подало адрес императрице с просьбою царствовать самодержавно; адрес этот составляли Татищев и Кантемир. Этим обстоятельством объясняется то, что Кантемир так скоро возвысился на служебном поприще, что 22 лет был назначен резидентом при посольстве в Англии. Исполняя обязанности резидента в Лондоне, Кантемир прилежно занимался чтением книг, переводил песни Анакреона, оды и послания Горация, историю Иустина и др. В 1738 г. Кантемир был переведен посланником в Париж 162 . Здесь он познакомился с знаменитыми в то время французскими учеными и писателями, Монтескье, и перевел его «Персидские письма», Мопертюи, под руководством которого написал книгу об алгебре, и Фонтенелем и перевел его книгу «О множестве миров». При такой любви к ученым и литературным занятиям, Кантемир мог написать очень много сочинений и сделаться знаменитым русским писателем; но, к сожалению, частые неприятности по службе скоро расстроили его слабое от природы здоровье, и он умер в 1744 г. на 36 г. от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В сан архиепископа были возведены: В сугубую ектению были включены особые прошения о здравии Предстоятеля Русской Церкви. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы о мире на Украине. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий прочитал молитву о Святейшем Патриархе Кирилле. По окончании Божественной литургии митрополит Онуфрий зачитал  поздравительный адрес  членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу. В завершение поздравления митрополит Онуфрий сказал: «Ваше Святейшество, в день Вашего семидесятилетия Священный Синод просит Вас возложить на себя знаки высшей награды Русской Православной Церкви ордена святого апостола Андрея Первозванного». Согласно Положению о наградах Русской Православной Церкви, утвержденному Архиерейским Собором 2013 года, Патриарх Московский и всея Руси при восшествии на Патриарший Престол «как Верховный начальник всех орденов возлагает на себя знаки ордена святого апостола Андрея Первозванного». На момент интронизации Святейшего Патриарха Кирилла действовало Положение о наградах, в котором подобного пункта не было. Святейший Патриарх Кирилл с благодарностью принял от Блаженнейшего митрополита Онуфрия знаки ордена. Затем Святейшего Владыку приветствовал председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество! Знаем, что Вас  поздравил  наш Президент Владимир Владимирович Путин. Сегодня он находится в зарубежной поездке. Со своей стороны, просим Вас разрешить поздравить Вас с замечательным, особым днем Вашей жизни. Вы более 7 лет являетесь Предстоятелем Русской Православной Церкви. Сложно переоценить Вашу деятельность. Вы очень многое делаете в плане сохранения наших традиций, наших духовных ценностей. Большое количество проектов сегодня Русская Православная Церковь во главе с Вами реализует в области культуры, образования. Неоценим Ваш вклад в миротворческую деятельность. Говоря о Вашей деятельности, очень сложно перечислить все ее грани... Позвольте пожелать Вам здоровья в Вашем служении на благо нашей страны».

http://patriarchia.ru/db/text/4691307.ht...

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Павел (Черкасов), помощник проректора ОЦАД по учебной работе. По окончании Литургии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Волоколамский Иларион: " Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Милостивый Отец! Позвольте приветствовать Вас в этом небоподобном храме во имя святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских, построенном на том самом месте, где самодержец Иоанн Грозный встретил мощи честных мучеников, после того как они были привезены в стольный град Москву. Ваше Святейшество, девять лет назад, после Вашего восшествия на Московский Патриарший престол, на первом же заседании Священного Синода после этого события было принято решение о создании в Москве Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Вы возглавили Наблюдательный совет этого учебного заведения, а мне благословили быть ее ректором. С этого момента начались реставрационные работы на Черниговском Патриаршем подворье. И сегодня завершен очередной этап этих работ, ибо второй храм этого подворья в честь святых черниговских мучеников ныне освящен Вашим Святейшеством. Реставрационные работы здесь проходили под Вашим непосредственным наблюдением при участии города Москвы. И те росписи, которые Вы видите сегодня на стенах, это частично восстановленные фрески XIX века. Например, сцена, на которой изображен Христос и припавшая к Нему жена-грешница из Евангелия от Луки, частично сохранилась. Также некоторые эпизоды из евангельских историй. А то, что не сохранилось, восстанавливалось по найденным образцам. И сегодня этот храм предстал в том благолепии, в котором он был изначальном создан и благоукрашен. Ваше Святейшество, по Вашему благословению в стенах Черниговского Патриаршего подворья размещается Общецерковная аспирантура и докторантура высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, в котором учатся студенты и аспиранты из разных стран. Также Общецерковная аспирантура и докторантура осуществляет взаимодействие со светскими учебными заведениями. Совсем недавно наше учебное заведение получило государственную аккредитацию, что открывает нам новые возможности и для обучения, и для взаимодействия со светскими вузами.

http://religare.ru/2_115229.html

здания семинарии. По внутреннему устройству семинарии преосвященным Амвросием произведена реформа в преподавании предметов, в составе наставников, пополнена семинарская библиотека и значительно увеличено число учащихся. Не менее видную деятельность проявил он в Казани и по обращению инородцев. В 1792–1793 гг. им устроены были новые прекрасные школы для новокрещенцев: дети иноверцев, маленькие черемисы, мордва, чуваши и татары, обучались в них Закону Божию и русской грамоте. В 1795 г. преосвященный Амвросий высочайшим указом вызван был в Петербург для присутствования в Св. Синоде и 30 декабря в придворной церкви приветствовал императрицу речью, в которой благодарил за дарованное ему счастие узреть ее священную особу и быть в сонме избранных ее и передал выражение верноподданнических чувств разных языков, племен и народов Казанскаго царства. В это же время ему был пожалован бриллиантовый крест на клобук – последняя милость к нему императрицы; в 1796 г. он принес ей послед­нюю дань признательности в похвальном надгробном слове. С восшествием на престол императора Павла преосвященный Амвросий еще больше приблизился к престолу. 10 ноября 1796 г. Государем был возложен на преосвященного Амвросия орден св. князя Александра Невского при следующем рескрипте: «Долговременная усердная Ваша служба, равно неусыпные труды, подъемлемые Вами в управлении вверенными Вам епархиями, обратили на Вас Высочайшее Наше внимание и милость, что желая доказать пред светом, Всемилостивейше пожаловали Мы Вас кавалером ордена Нашего, именования св. князя Александра Невскаго, коего знаки возложив Мы сами на Вас, повелеваем носить установленным порядком. Удостоверены, впрочем, что Вы, продолжением Вашей службы, потщитесь заслужить вящую монаршую Нашу милость. 10 ноября 1796 г.» После коронации Государя 5 апреля 1797 г. преосвященный Амвросий выпросился в Казань, но в декабре того же года получил следующий Высочайший рескрипт: «Преосвященный архиепископ казанский! Находя прибытие Ваше сюда нужным, Я желаю, чтобы Ваше Преосвященство оным поспешили».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Можем ли мы усомниться в том, что после многих десятилетий неустанных теплых молитв таких усердных молитвенников, как наш святитель Иоанн и его преемники и собратья – архиепископ Антоний, епископ Нектарий, которых многие из нас помнят и чтят, или их предшественника святителя Тихона, исповедника, озарившего наши края своим благодатным пастырским подвигом за десять лет до восшествия на патриарший престол, да и множества других наших достойнейших православных братьев и сестер, отцов и матерей, верных чад Христовой Церкви и дивных пастырей и наставников их и во Отечестве и в рассеянии сущих, – разве мы можем усомниться в том, что главная их молитва и воздыхание о порабощенной богоборцами, мучителями и гонителями России, могла остаться не услышанной? Господь Бог, по Промыслу Своему, не только даровал России избавление от власти богоборцев, от гнета безбожного, Он, по несказанному Своему милосердию, сделал это так, что ни один зрячий и слышащий человек не может в этом сомневаться. Явственно, на наших глазах, предстают со всех сторон картины, свидетельства, образы и наглядные доказательства о том величайшем чуде, которое Всемилосердный Господь и Всесильный Владыка сотворил на нашей земле, в Отечестве предков наших русских, в Доме Богородицы. Каждый может сам, даже не покидая дома, услышать со всех концов земли дивный пасхальный благовест, разливающийся над всей Россией, во всех ее концах, стоит только поднять телефон или включить вещание. Каждый может сам убедиться, при помощи доступной технологии, в том огромном количестве исповедующих, проповедующих и с трепетом оберегающих каноническое, чистое православие, которые открыто и свободно действуют через электронное вещание, донося до любой точки Земли наши вероучения, песнопения, иконопись, святоотеческие творения, духовное и культурное наследие всех истинных христиан. Разве можно было себе представить всего лишь 20 лет назад, в дни Чернобыльской катастрофы, что настанет час, когда можно будет напечатать на любом алфавите, например, слова «святитель Игнатий (Брянчанинов)» – и на компьютерном экране мгновенно появятся, словно в сказке, не один, не два, но сотни и даже тысячи источников, материалов, статей… и не только самих творений святителя Игнатия, но и уже обильного потока последователей его учения об аскетизме, ревнителей его памяти, подражателей ему…

http://pravoslavie.ru/17307.html

В 1603 г. Лжедмитрий поступил на службу к князю Адаму Вишневецкому, который неожиданно поддержал версию Отрепьева. По приказу короля Сигизмунда III Вишневецкий подробно допросил самозванца. По мнению современного историка «исповедь» (кстати, до сих пор еще не переведенная на русский язык) Лжедмитрия выглядит неловкой импровизацией и невольно обличает его самозванство . Значит, с первых же дней пребывания Отрепьева в Польше правительство знало об обмане и пользовалось его именем для своих захватнических целей. Через некоторое время королевская знать устроила несколько показательных очных ставок с лицами из России, которые «подтвердили» «царское» происхождение Отрепьева. В Кракове Лжедмитрия стали обрабатывать иезуиты. Почувствовав в них силу, Отрепьев дал согласие принять католичество: папский нунций Рангони совершил миропомазание. Король Сигизмунд III назначил Лжедмитрию оклад в 40 тыс. золотыми в год; за это он взял обязательство с Отрепьева, что по восшествии на русский престол тот возвратит Польше Смоленск, разрешит ставить по всей Русской земле костелы, поможет Сигизмунду захватить Швецию и множество других требований. Самозванец с готовностью обещал выполнить все, что от него требовали . Иезуиты увидели, что им предоставляется самый удобный путь к осуществлению заветных целей Римского престола — подчинить Русскую Церковь папскому владычеству. Интересно, что знаменитый иезуит Антонио Пассевино пристально следил из Италии за событиями в России и Польше. Сохранилась его большая переписка с иезуитами из окружения Лжедмитрия. В 1605 г. в Венеции появилось сочинение Б. Барецци «Повествование о чудесном завоевании отцовской власти яснейшим юношей Дмитрием». Впоследствии было доказано, что автором этой книги был Пассевино, с радостью в ней приветствовавший открытую экспансию против России . В августе 1604 г. Лжедмитрий выехал из Самбора, богатого поместья своего будущего тестя — воеводы Юрия Мнишека, в сопровождении двух иезуитов Николая Черняковского и Андрея Лавицкого и двинулся в Россию.

http://sedmitza.ru/lib/text/439791/

Мой папа служил здесь. И я очень часто посещал этот собор. Вот здесь, с левой от Вас и с правой от меня стороны, стоял большой образ святителя Николая. Где-то он, наверное, сегодня в другом месте. И перед ним по четвергам совершалось пение акафиста. И как бы ни был я занят, каким бы ни был уставшим от ученических трудов, каждый четверг при совершении акафиста моим отцом я стоял здесь. А поскольку тогда акафисты не читались, а по обыкновению пелись всем народом, то громко-громко пел. Вот так протекала моя жизнь под сводами этого собора. Поэтому Вы можете понять, с каким особым чувством я сегодня совершал Божественную литургию, радуясь, что собор снова наполнен, что он прекрасно отреставрирован, что благоговейно совершается служба в этом святом для всех петербуржцев, в том числе для меня, месте. Да хранит Господь сей святой храм!» Затем Святейший Патриарх Кирилл поздравил с праздником Преображения Господня временно исполняющего обязанности губернатора г. Санкт-Петербурга А.Д. Беглова, отметив его усердные труды на государственных постах и пожелав ему помощи Божией в дальнейшем служении на благо Отечества.  Святейший Патриарх Кирилл также приветствовал главу Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга В.С. Макарова и представителей местной власти: «Еще раз хотел бы сказать, что благодарю Бога за то, что власти Петербурга с любовью и вниманием относятся к жизни православных граждан сего святого града. Пусть Господь помогает вам в ваших трудах!» Верующим были вручены иконки Преображения Господня с Патриаршим благословением. Спасо-Преображенский собор — действующий православный храм в Центральном районе г. Санкт-Петербурга, памятник архитектуры XIX вв. Первое здание собора было возведено по проекту архитектора Михаила Земцова в 1743-1754 гг. в память о восшествии на престол императрицы Елизаветы Петровны с помощью солдат и офицеров Преображенского полка. Впоследствии собор получил почетное название «собор всей гвардии». В нем хранились полковые реликвии и воинские трофеи.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5487359...

С XI в. папирус перестал употребляться в папской канцелярии и Б. стали издаваться только на пергаменте. В сер. XI в. папа Лев IX провел реформу папской канцелярии, что повлекло за собой упорядочение формуляра Б. и правил их использования. В XI-XIII вв. сформировался тип больших и малых Б. (также «привилегии» и «послания»), отличавшихся степенью торжественности. Все Б. начинались с имени папы, написанного готическим майюскулом. В больших Б. после слов «episcopus, servus servorum Dei» шла клаузула, формула, оговаривавшая неограниченный срок действия документа,- «in perpetuam memoriam» или «ad perpetuam rei memoriam» (сокращенно IN PP. M); в малых Б. вместо нее стояло «salutem et apostolicam benedictionem» (приветствие и апостольское благословение). Адресат в тексте не указывался. Со 2-й четв. XII в. большие Б. подписывались папой и кардиналами-епископами (в центре под именем папы), кардиналами-пресвитерами (слева) и кардиналами-диаконами (справа). Внизу документа, слева от подписи папы, ставилась т. н. рота, состоявшая из 2 концентрических кругов, в пространство между к-рыми был вписан папский девиз (signum), краткое изречение из Свящ. Писания, выбранное понтификом при восшествии на престол. Девизом Льва IX, напр., было изречение «Misericordia Domini plena est terra» (Милосердием Божиим полна земля), а папы Адриана IV - «Oculi mei semper ad Dominum» (Очи мои всегда ко Господу). В центре роты располагались имена апостолов Петра и Павла, над и под ними - имя папы. Справа от папской подписи и напротив роты стояла монограмма, заменившая древнюю формулу благословения «Вепе valete» (Будьте здоровы). Начиная с понтификата Льва IX эти слова писались не полностью, а в виде монограммы. В малых Б. рота, монограмма «Bene valete», подписи папы и кардиналов отсутствовали, их подписывал только кардинал-канцлер. В отличие от малых Б. текст больших Б. всегда заканчивался угрожающими или запретительными клаузулами «Decernimus ergo ...» (Постановляем поэтому ...), «Si quis igitur ...» (Если же кто ...). В XI в. последнюю строку текста заполняли многократным повторением слова «Amen». В «Datum» указывались имя должностного лица, выдавшего Б., день месяца, индикт, год от Воплощения Господа, год понтификата. Напр., «Дано в Латеране рукой Роланда, святой Римской Церкви кардинала-пресвитера и канцлера, в 12-й день до июньских календ, 5-го индикта, в год от воплощения Господня 1157, понтификата же господина папы Адриана четвертого год третий» (Datum Laterani per manum Rolandi sanctae Romanae ecclesiae presbyteri cardinalis et cancellarii, XII Kl. Junii, indic [tione] Vo, anno dominicae incar. MCLVIIo pontificatus vero domini Adriani papae quarti anno tertio мая 1157]). Вплоть до понтификата папы Льва XIII (1878-1903) Б. писались особым шрифтом с разнообразными сокращениями и отсутствием пунктуации. Поскольку текст был довольно труден для чтения, вместе с Б., как правило, посылалась копия (transsumpta, transsumptio), написанная более простым шрифтом.

http://pravenc.ru/text/153635.html

Впрочем, вернемся на московский тракт, к царскому поезду. Не доезжая несколько верст до Первопрестольной, он разделился: кареты императрицы и ближайших придворных свернули направо, в поместье графа Разумовского, Покровское, куда собрались все должностные лица Москвы и масса приглашенных, а остальная кавалькада поехала в древнюю столицу. Граф пригласил Екатерину II отдохнуть у него несколько дней перед въездом в Москву. Въезд императрицы в стольный город назначен был на 13 сентября. В Москве меж тем устроили несколько триумфальных ворот: на Тверской улице, в Китай-городе и в Кремле. Москва преображалась. Из окон по стенам домов свешивались ковры, заборы увивали зеленью. Все это было удивительно. Удивительно потому, что древняя столица, получив известие о перевороте, свершенном 28 июня 1762 года, причинила много беспокойства новой власти. Когда московский губернатор в июле собрал в Кремле пять военных полков и раздал каждому солдату по двадцать патронов, встревоженные этим известием москвитяне со всех сторон кинулись на Ивановскую площадь. Толпа была так велика, что, казалось, дышали в затылок друг другу. Губернатор читал во весь голос манифест о восшествии Екатерины II на престол и об отречении императрицы от мужа. Когда кончил чтение, закричал: «Да здравствует императрица Екатерина II!» Но вся толпа и полки хранили глубокое молчание. Он повторил свой крик – ему ответили тем же молчанием, которое прерывалось только глухим шумом солдат, роптавших между собою на то, что гвардейские полки располагают престолом по своей воле. «Губернатор, – писал современник, – с жаром возбуждал офицеров, его окруживших, соединиться с ним. Они закричали в третий раз: „Да здравствует императрица!“ – опасаясь быть жертвою раздраженных солдат и народа, и тотчас приказали их распустить» 9 ... Въезд государыни в Первопрестольную был необыкновенно торжественным, как того требовал указ от 7 июля «О бытии коронации в сентябре». Колокольный перезвон плыл над Москвой. По обе стороны Тверской от Земляного вала до Никольских ворот Кремля выстроились армейские полки. Горожане, принаряженные, приветствовали государыню, и особенно цесаревича. Из церквей к царскому поезду выходили священники с крестами и святыми иконами.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010