По другой гипотезе, выдвинутой Ж. Грибомоном, преп. Марк был египетским «антиоригенистом», писавшим в самом начале V века. Ж. Грибомон является автором статей о преп. Марке в «Dictionnaire de spiritualité» 35 и «Encyclopedia of the Early Church» 36 . Наиболее ценными исследованиями о преп. Марке являются статьи Ж.-М. Дюрана в издании текстов преподобного в серии «Sources Chrétiennes» (тома 445 и 455). Он даёт оценку гипотез о том, кем был преп. Марк, в какое время он жил, кратко освещает вопрос истории текста, анализирует каждое из сочинений преподобного. Учёный предполагает, что «Послание к монаху Николаю», на котором строятся гипотезы о том, что преподобный был настоятелем монастыря в Анкире, на самом деле преп. Марку не принадлежит, так как сильно отличается от других творений преподобного 37 . Но, несмотря на это, Ж.-М. Дюран склоняется к тому, что преп. Марк жил в небольшом городе Малой Азии и писал в конце IV – первой трети V века 38 . Таким образом, в русскоязычной литературе единственной работой, в которой специально исследуется богословие преп. Марка, стало исследование А. Юрьевского, содержащее анализ труда «Против несториан». Среди западных православных авторов учение о таинстве Крещения у преп. Марка исследовал еп. Каллист (Уэр) . В ряде иноязычных исследований так же затрагиваются некоторые вопросы богословия преподобного, а Ж.-М. Дюраном был выполнен анализ каждого сочинения преп. Марка. Но при этом, насколько нам известно, нет работы, систематически анализирующей богословие всего корпуса трудов преподобного. Тем более нет работы, содержащей общий анализ богословия преп. Марка в свете Предания Церкви. Этим также объясняется актуальность настоящего исследования. Источниковая база исследования Источниковую базу исследования составили критическое издание творений преп. Марка в SC, сочинения церковных писателей содержащиеся в PG, PL, АСО, SC, TLG, а также переводы на русский язык. Цитирование основного корпуса творений преп. Марка Подвижника в работе производится по переводу Оптиной пустыни 39 , откорректированному нами по тексту SC. Сочинение «Против несториан» цитируется по переводу Б. Барчунова 40 , также в нашей редакции. Сочинение «О Мелхиседеке» цитируется по переводу, выполненному нами. Структура диссертации

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Старец Борисоглебский Леонтий, желая провождать такую же трудную подвижническую жизнь, какую провождал преп. Иринарх, сделал себе железные вериги и носил их на своем теле, да еще тридцать крестов медных. Желая отправиться в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре, пошел к преп. Иринарху попросить благословения на путь, оставив свои кресты у ученика его. Преп. Иринарх пророчески знал, что если пойдет, то непременно будет убит, не советовал идти. Леонтий же неотступно просил у преп. Иринарха благословения в путь. На неотступную просьбу Леонтия преп. Иринарх согласился, благословил его и прощаясь с ним, сквозь слезы сказал ему: «О чадо мое драгое Леонтие! уже сюда за своими честными крестами ты не воротишься». Если так, сказал ему Леонтий, будет по твоему пророчеству, то тебе завещаю мои кресты. Поклонившись преподобному, пошел в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре. На дороге действительно был убит разбойниками, как предсказывал преп. Иринарх. Кресты же его, по его завещанию преп. взял к себе, прилагая труды к трудам. §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем Ужища железного у преп. Иринарха было двадцать сажен. Три сажени он сам заказал сделать, три сажени дал ему человек из Углича, и три сажени дал Борисоглебский старец Феодорит, которому Игумен Гермоген (1598 года) приказал оставить труды и ходить за службу. Остальные 11 сажен дал ему старец Тихон, трудившийся на ужище железном семь лет. Убоявшись нашествия панов, отдал свое ужище преп. Иринарху 6 . На ужище трех сажен преп. Иринарх трудился 6 лет, на ужище в шесть сажен – шесть же лет, на ужище в 9 сажен трудился 13 лет, а на ужище 11 сажен с прибавлением прежних 9-ти сажен трудился 5 лет. Всего он трудился 30 лет и четыре месяца. Во время праведных своих трудов иногда он вязал свитки (власяные одежды), власяные клобуки, шил на нищих одежду. Иногда от великих трудов и изнемогал. Спал не более час, два, три и то ночью. Тело свое бил железною палкою, непрестанно творя молитву. §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пуплия последовательно были игуменами грек, сириец и армянин, из которых каждый, очевидно, являлся представителем трёх этнографических групп, на которые распадалась братия 252 . Что это разделение внутри монастырей существовало действительно, показывает, наконец, и известие, читаемое в житии преп. Александра Акимита, что монахи его монастыря делились на восемь хоров, составленных из четырёх национальностей, и говоривших по-латыни, по-гречески, по-сирийски и по-египетски 253 . После Египта и Палестины важнейшим притягательным центром религиозного подвижничества во все века начиная с V, являлась сама столица. Многочисленные и знаменитые монастыри Константинополя (числом до 150) привлекали иноков со всех концов Империи, и, например, в одном монастыре преп. Александра Акимита насчитывалось до 300 монахов греков, латинян и сирийцев, которых святой, следуя своей сирийской практике, разделил по национальности на шесть хоров 254 . Агиология насчитывает немало святых, пришедших подвизаться в столицу. Таковы преп. Далмат, воин-схоларий, оставивший на Востоке жену, дочь и имущество; преп. Вассиан, тоже происходивший «из восточных областей» 255 ; преп. Даниил Столпник, получивший в видении указание идти подвизаться не в Палестину, а во «второй Иерусалим» Константинополь 256 , преп. Авраамий Кратейский, оставивший Эмесу после набега измаелитов, египетские подвижники препп. Патапий и Вар, антиохийский аскет преп. Дий, памфилийка преп. Матрона Пергская; сирийцы препп. Александры и Маркелл Акимиты, восточный воин преп. Исаакий: преп. Михаилы Синкелл и братья-исповедники Феодор и Феофан Начертанные, амориец преп. Власий; восточный выходец преп. Василий Новый; никомидиец преп. Иоанн Психаит, и каппадокийцы препп. Иоанн Постник Игумен и Мелетий Новый 257 . Другими центрами, где сосредоточивались подвижники из разных мест империи, являлись монастыри г. Олимпа в Вифинии, обители Афона, и милетские лавры Латра и Галесии. Агиография сообщает, что к пр. Евстратию Авгарскому (на Олимпе) приходили люди «с Востока» 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покинув кафедру, преп. Исаак вновь удалился на пустынножительство. Имеется свидетельство, что он отправился в египетскую Скитскую пустыню. Косвенное подтверждение этому можно видеть в том, что в некоторых аспектах своего аскетического учения преп. Исаак развивал учение отца скитян преп. Макария Великого . Он также с большим уважением, отзывался в своих сочинениях об отцах египетского монашества, преп. Антонии Великом и других. Посещение Скитской пустыни также увязывается с экклезиологическо-вероучительными исканиями преп. Исаака. В Скитской пустынь он мог иметь дело с монофизитами и православными. Первые были совершенно чужды ему; со вторыми он, более чем вероятно, имел евхаристическое общение. Иными словами, в этот период жизни преп. Исаак находился не только в духовном, но и в буквальном единении с Кафолической Церковью. Приобретя новый аскетический опыт в египетской пустыни, преп. Исаак вернулся на родину и поселился среди отшельников в горах Хузистана. Затем он перешел в обитель аввы Шабуры. Там он усердно подвизался в делании молитвы и постническом подвиге, в частности, вкушал по куску хлеба с овощами три раза в неделю. От усердного чтения Священного Писания, писательских трудов и напряженной аскезы, преп. Исаак потерял зрение. С той поры свои аскетические сочинения он диктовал ученикам. Сирийские несторианские источники свидетельствуют, что в своем учении преп. Исаак высказывал три богословских мнения, не принятые многими. Даниил бар-Тубанита, епископ Бейт-Гармаи, написал сочинение в опровержение взглядов преп. Исаака. Что это были за «богословские мнения» остается неясным. Однако, есть все основания предполагать, что неправильные, с несторианской точки зрения, мнения могли быть изложением православного вероучения. Достигнув глубокой старости, преп. Исаак скончался в монастыре аввы Шабуры, где и был погребен. Кончина его последовала в самом конце VII – начале VIII столетий. Память преп. Исаака совершается Православной Церковью 28 января/10 февраля. Важно отметить, что хотя преп. Исаак Сирин по сану был епископом, канонизирован он не как святитель, а как преподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

7. Учение преп. Аммона выявляет характер христианской аскетики, которая, в отличие от основных течений аскетики нехристианской, нацелена на преображение плоти, а не на отрицание плоти и ненависть к ней. Так, преп. Аммон поясняет, что у истинных подвижников тела живы и духовны, а у лжепостников, отвергающих духовный пост, тела – мертвы и не духовны. Он учит, что «смертность телесную человек приобретает любовию к тщеславию и стремлением ко всяким житейским наслаждениям» («Церковная жизнь», Архиерейский Синод РПЦЗ, 1992 г., Письмо первое). Глава четвертая. Преподобный Пахомий Великий §1. Жизнеописание Преп. Пахомий Великий родился около 292 года в селении Шенебоске, в Фиваиде, в Верхнем Египте. Родители его были язычниками, и он в молодости был язычником. В период прохождения военной службы преп. Пахомий познакомился с христианами и был поражен их любвеобильностью и благотворительностью. Вернувшись домой, примерно, в 314–315 годах, он принял святое крещение. После этого преп. Пахомий начал проходить аскетическую жизнь под руководством известного в той местности старца Паламона. После 10-ти лет ученичества, преп. Пахомий, бродя по пустынной местности среди развалин селения Тавенниси, услышал голос: «Пахомий, подвизайся на этом месте». Преп. Пахомий, получив благословение старца, со временем устроил общежительный монастырь в той местности. На рубеже конца 320-х – начала 330-х годов киновия преп. Пахомия достигла расцвета и уже не могла вместить всех желающих. Поэтому постепенно преп. Пахомий устроил еще восемь монастырей на берегу Нила, недалеко один от другого. В монастырях был введен одинаковый устав, полученный преподобным от Ангела; все они находились под руководством аввы Пахомия. Стараниями преп. Пахомия на другом берегу Нила был устроен также и женский монастырь, руководительницей коего стала его сестра. Монастыри преп. Пахомия находились в замкнутой ограде, внутри которой были келлии для иноков, живших вместе по роду их труда. Монахи занимались как физическим трудом, так и умственным, они обязаны были выучивать наизусть Псалтирь и Новый Завет . Велико было старание преп. Пахомия о том, чтобы ученики его всегда преуспевали в иночестве. Он часто посещал монастыри и делал наблюдения, и если замечал что-либо требовавшее исправления, то говорил об этом с отеческой любовию. В монастыри преп. Пахомия, помимо египтян, стало поступать много иностранцев – римлян и особенно греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Бартелинк. С первого взгляда непросто увидеть причины подобного комментария. Что может быть естественнее для подвижника, терзаемого страстями и борющегося с ними, чем желать от них освободиться? Поэтому, на наш взгляд, причина обвинения, собственно, не в преп. Ипатии. Дело в том, что эта фраза практически полностью повторяет аналогичное высказывание преп. Макария Великого: «Должно…христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего Царства и избавления, и говорить: «Если не избавлен я сегодня, буду избавлен наутро»» . Ж. Бартелинк склоняется пользу прямого цитирования преп. Ипатием преп. Макария. Поэтому данная фраза воспринимается исследователем в контексте всего учения преп. Макария, которое он, по-видимому, считает мессалианским. В таком случае, эти обвинения отсылают нас к давней и сложной проблеме предполагаемого некоторыми западными исследователями мессалианства преп. Макария Великого. Это давняя гипотеза, имеющая в западной патрологии как приверженцев, так и оппонентов . Православные исследователи (прот. Георгий Флоровский , В. Н. Лосский , прот. Иоанн Мейендорф , архим. Киприан (Керн) , А. И. Сидоров , А. Г. Дунаев ) традиционно защищают православность «Духовных бесед», опровергая подозрения в их мессалианском характере – хотя и несколько с разных сторон. Если предельно обобщить и упросить аргументы защитников, то их можно свести к утверждению, что мессалиане были знакомы с творениями преп. Макария, и их учение является крайним развитием подлинно православной мистики. На наш взгляд, защита преп. Макария западными и отечественными исследователями вполне убедительна. Поэтому даже если рассматривать приведенную фразу в контексте всего учения преп. Макария, мессалианской она не является. Если же брать ее в отдельности – так, как ее употребляет преп. Ипатий, то оснований для обвинения в мессалианстве нет вовсе. Поэтому в случае с преп. Ипатием вывод о его мессалианстве представляется нам еще менее основательным, чем в случае с преп. Макарием. В целом учение преп.

http://bogoslov.ru/article/3409402

Среди наиболее знаменитых обителей, чье появление связано с кругом преп. Сергия следует отметить основанные им самим Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове; Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин - вблизи Коломны; Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову - вблизи Дмитрова; Борисоглебский - неподалеку от Ростова Великого. Преп. Никон Радонежский явился продолжателем дела своего учителя, став еще в последний год его жизни вторым по счету игуменом Троице-Сергиева монастыря. Другие ближайшие ученики преп. Сергия дали начало множеству новых обителей. Уже упоминавшийся препп. Сергий Нуромский и Павел Обнорский основали одноименные монастыри в вологодских пределах, в обширном Комельском лесу. Здесь же подвизался еще один ученик Сергия - преп. Сильвестр Обнорский. Преп. Авраамий Чухломский основал несколько обителей в Костромских и Галичских землях, где наиболее известен Покровский Авраамиев Городецкий монастырь на Чухломском озере. Неподалеку отсюда возникла и Галичская Предтечева обитель преп.Иакова Железноборского. Преп. Мефодий Пешношский основал свою Никольскую обитель вблизи Дмитрова. Преп. Савва Сторожевский, третий по счету Троицкий игумен, позднее перебрался под Звенигород, где создал знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь. Родственник Сергия - преп. Никита - основал свою Богоявленскую обитель в Костроме. Другой сродник Игумена, его племянник Феодор, о котором мы уже упоминали как об архиепископе Ростовском, - основал в окрестностях Москвы Симонов мужской монастырь, а позднее - Ростовский Богородице-Рождественский девичий. Из Симоновой обители вышел преп. Кирилл Белозерский, который не являясь непосредственным учеником Сергия, был его близким другом и собеседником. Духовное родство Кирилла с Игуменом всея Руси также ставит его в число ближайших преемников Сергия. Кирилл основал свой знаменитый Кириллов-Белозерский монастырь, который в течение всего XV столетия продолжал воспитывать подвижников, основывавших новые обители. В их числе был и преп. Зосима, положивший начало Соловецкому монастырю. Сподвижник преп. Кирилла - преп. Ферапонт, - вышедший также из Симонова монастыря, дал начало Ферапонтову монастырю на Белом озере и Лужецкому вблизи Можайска.

http://sedmitza.ru/lib/text/436269/

§1. Жизнеописание Преп. Исаия Отшельник был плодовитым аскетическим писателем. Личный авторитет и аскетические сочинения, опирающиеся на подвижнический опыт, поставили его в ряд духовных вождей монашества. Существуют две версии о времени жизни преп. Исаии. По одной версии, он жил в IV столетии, был знаком с преп. Макарием Великим , пользовался уважением у свят. Афанасия Великого и скончался в 370 году. По другой версии, преп. Исаия жил во второй половине V – первой половине VI столетий, был учеником преп. Пимена Великого , был знаком с преп. Варсонофием Великим и пользовался уважением у патр. Евлогия Александрийского. Общими в этих версиях являются следующие факты. Преп. Исаия был сыном бедных родителей и родился, вероятно, в Египте. Образование он получил, в основном, из чтения Священного Писания. Он подвизался в Скитской пустыне, был строгим подвижником, имел дар плача и непрестанной молитвы. Именно о преп. Исаии сказал авва Пелусий во время общей еженедельной трапезы иноков: «Я знаю, что один из братий вкушает пищу с нами... но молитва его, как пламень огненный, восходит к Богу» (Еп. Игнатий/Брянчанинов/, «Отечник», С.-Петербург, 1880 г., « Авва Исаия », 5). На духовный совет к преп. Исаии приходили иноки. Иногда он немного юродствовал с целью назидания учеников. Он жил с двумя келейниками: Петром и строптивым Елисеем. Последнему, за грубое отношение к старцу, сделал замечание первосвятитель Александрийский. На закате жизни преп. Исаия подвизался в полном отшельничестве, за что и получил свое прозвание. Скончался преп. Исаия, скорее всего, в месте своих всежизненных подвигов. Память преп. Исаии Отшельника совершается в Субботу Всех святых, в постничестве просиявших (Сырная суббота). §2. Сочинения Преп. Исаия Отшельник сочетал пустынножительство и отшельничество с плодотворной церковно-литературной деятельностью. Нужно иметь в виду, что писательский труд в условиях пустынножительства требовал немалых усилий. Характер его сочинений – аскетический. Язык оригинала сочинений определить затруднительно. Возможно, преподобный писал на египетском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

551-554 МАКАРИЙ II († февр. 1556), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555) 554-556 МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) 556-558 558-560 560-562 МАКАРИЙ АНЧЕЛИ свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. и в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 562-563 563-582 МАКАРИЙ ЛЕТЕТЕЛИ Макарий Лететели (Немощный), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 582-583 МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора 583-587 МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 587-597 МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. , в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАКАРИЙ ПАТМОССКИЙ († 1737), прп. (пам. греч. 17, 19 янв. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Патмосских святых) 597-598 598-601 МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) 601-603 МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) 603-604 МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/vol/xlii.html

По возвращении из ссылки преп. Макарий до самой кончины продолжал руководить насельниками Скитской пустыни. Он отошел ко Господу глубоким и всеми уважаемым старцем около 390 года. Память преп. Макария Великого празднуется 19 января/1 февраля. §2. Сочинения Та роль, которую играл преп. Макарий Великий в монашеском возрождении IV века, предопределила и его учительское служение. Плодом сего служения стал свод сочинений, являющихся по форме беседами и отчасти посланиями. Несмотря на то, что православная церковная традиция на протяжении столетий признавала подлинность сочинений преп. Макария, ряд исследователей ставят этот факт под сомнение и предлагают вести речь о псевдо-Макарии и о «Макариевском корпусе». Можно допустить, что преп. Макарий не являлся автором всех приписываемых ему сочинений и даже что не он, а его ученики с его слов составили рукописный свод его творений, но нет достаточных оснований сомневаться в том, что ядро «Макариевского корпуса» принадлежит именно преп. Макарию. Тот факт, что среди ближайших учеников преп. Макария был первый «философ пустыни», авва Евагрий, свидетельствует, что преп. Макарий – не был старцем-простецом, а обладал гибким и глубоким умом и великой мудростью, что и отразилось в его сочинениях. «Макариевский корпус» включает в себя около 70-ти сочинений, из которых традиция устойчиво считает принадлежащими преп. Макарию 50-т «Духовных бесед», 7-мь слов (наставлений), два послания и пять молитв, вошедших в ныне употребляемые утреннее и вечернее правила (по греческим рукописям утренняя молитва «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души...» тоже приписывается преп. Макарию). Соответственно, сочинения преп. Макария носят нравственно-аскетический и литургический характер. Нравственно-аскетические сочинения преп. Макария обращены не к новоначальным послушникам, приходившим в Нитрийскую пустыню или в Тавеннисиотское общежитие, а к скитянам, превосходившим своей жизнью прочих египетских монахов. Молитвы преп. Макария скорее всего носили не просто личный характер, а являлись богослужебными (не забудем, что он, будучи пресвитером, возглавлял богослужения). Благодаря тому, что эти молитвы, вероятно, стали общеупотребимы в богослужебной практике Скитской пустыни, они были записаны и сохранены. Если в самом деле молитвы преп. Макария были созданы нарочито для богослужебного пользования, то он – один из первых представителей монашества участвовавших в церковно-литургическом творчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010