Однако, в современных исследованиях, посвященных учению преп. Симеона Нового Богослова о Евхаристии, встречаются богословские оценки, значительно искажающие оригинальную мысль Святого по поводу исторического и евхаристического тела Христа Спасителя. Так, например, в Православной Энциклопедии, в статье, посвященной Таинству Евхаристии в богословии преп. Симеона Нового Богослова , мы находим утверждение о том, что, «называя воскресшее тело Спасителя “нематериальным”, преп. Симеон, вероятно, следовал богословской традиции, восходящей к Евагрию Понтийскому . Эта традиция оказала непосредственное влияние на ту линию развития византийского богословия Евхаристии, которая... (позже) была вытеснена крайним евхаристическим реализмом, восходящим к Apophthegmata patrum, преп. Анастасию Синаиту и другим святым отцам» 4 . Но если Евагрий придерживался отличной от библейской антропологии, принимая, в частности, оригенистские идеи о предсуществовании душ, то преп. Симеон был, несомненно, чужд ложного спиритуализма подобного типа, и одной из наших задач будет – выяснить истинный смысл термина «нематериальное» в его системе. Другими авторитетными исследователями опровергается высказанное выше суждение в плане признания того, что преп. Симеон все же придерживается традиционной для отцов Церкви библейской антропологии, а также евхаристического реализма. Так, митр. Иларион (Алфеев) обращает внимание на параллели в мысли преп. Симеона с яркими реалистическими высказываниями о Евхаристии преп. Ефрема Сирина и делает вывод «о всецелом единении» причастников «со Христом в Таинстве Евхаристии» в системе Преподобного 5 . Архиеп. Василий (Кривошеин) особенно отмечает учение преп. Симеона о «двойном характере Причащения» – чувственном и духовном, который «соответствует двум природам Христа» 6 . Исследователями было также отмечено значительное влияние на творчество преп. Симеона текстов преп. Макария Египетского 7 . По слову протопр. Иоанна Мейендорфа , «в то время как Евагрий отождествляет человека с “интеллектом” и мыслит христианскую духовность как дематериализацию, то Макарий понимает человека как психосоматическую целостность, предназначенную к “обожению”» 8 . Оригенистской и платонической антропологии Евагрия преп. Макарий противопоставляет библейское понимание человека и духовность, опирающуюся на реальность Крещения и Евхаристии как путей единения со Христом и обожения «всего человеческого бытия... включая телесный» 9 . Нашей задачей будет – еще раз подчеркнуть верность преп. Симеона именно святоотеческой традиции (в том числе и преп. Макария), а не оригенистским положениям Евагрия, как в антропологии, так и в евхаристологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Мрачность-то духа, хотя и ко искусу посылается иногда, однако все надобно испытать: не за гордость ли посылается? — и надобно смириться. (преп. Макарий) Унывать не следует. И в скорбных переживаниях сокрыта милость Божия. Непостижимо для нас строит Господь жизнь нашу. (преп. Никон) Во время сухости и томности не должно падать в ров уныния и отчаяния, не искать в себе того, чего мы недостойны, — великих дарований Божиих, а упокоиваться на смирении, считая себя недостойным оных. (преп. Макарий) Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвою краткою: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную — оные отражать. (преп. Антоний) Причиною упадка духа и страха, конечно, суть наши грехи. (преп. Макарий) Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва. (преп. Макарий) Бывают дни красные, радостные, бывают и черные, мрачные от разных житейских неприятностей. А это указывает, чтобы в радости не забываться, а в неприятностях не слишком упадать духом, ибо как после ненастья бывают дни красные, так и после уныния весело бывает на душе. (преп. Антоний) Унынию не поддавайся, а всегда старайся веселой и довольной быть, это вполовину облегчает скорбь. (преп. Иосиф) От уныния спасай себя, как от недуга блудного. Он из числа семи смертоносных страстей. (преп. Моисей) Нападет на тебя тоска, читай Евангелие. (преп. Амвросий) А что томно бывает, то рассмотри совесть: нет ли какого нераскаянного грешка? (преп. Анатолий) УПОВАНИЕ НА ГОСПОДА Будьте мужественны и тверды духом в вере и уповании на щедроты милостивого Господа, что Он и противными нам мнящими случаями соделывает наше спасение. Познайте свою немощь и недостаточество к покорности воле Божией и к исполнению святых Его заповедей, от какового познания приобрящете себе смирение и увидите помощь Божию. (преп. Лев) Труждающимся и обремененным покой у Господа готов. И не стоят того все наши труды, что ждет труждающихся в кратковременной жизни к вознаграждению вечному. Подвизайся, брате, добрым подвигом со упованием на Господа Бога. (преп. Моисей)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ Молитесь Матери Божией. Она будет ходатайствовать за вас и в этой жизни, а по смерти поможет пройти мытарства и достигнуть Царствия Небесного. (преп. Варсонофий) ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ Царствие Божие внутрь вас есть,- сказал нам Господь (Лк.17:21), т.е. в сердце, то и надобно его искать в сердце, очищая его от страстей и прило-гов вражиих, никого не осуждая и не укоряя. (преп. Макарий) ЧТЕНИЕ Книги читать поутру с четверть часа до работы, а потом целый день жуй, что читала, как овца жвачку. (преп. Амвросий) Описывать с книг, пожалуй, можно, только нужно усваивать; что понятно, то читать. Читать надо меньше, но понимать. (преп. Амвросий) Ну какую же нам принесут пользу книги, если мы будем только читать, а на дело не подвигнемся. (преп. Макарий) Разумение Священного Писания дается по мере чистоты сердца нашего и смирения; эта глубина неудобозримая и бесконечная. (преп. Макарий) Только хоть прочитай книгу. Если и не запомнишь ничего в то время (т.е. во время чтения), получишь пользу. (преп. Амвросий) Читайте отеческие книги и занимайтесь их учением, оно пригодится к познанию своей немощи и к приобретению смирения, терпения и любви и вразумляет нас, как противиться страстям, как очищать сердце свое от сего терния и насаждать добродетели. (преп. Макарий) Чтение духовных книг советую не оставлять, ибо, бывает иногда, и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годового издания и останется навсегда в памяти. (преп. Антоний) Прошу вас, Бога ради, читайте слово Божие и отеческие наставления почаще, обрящете пользу, найдете там, что один путь к спокойствию — терпение и смирение. (преп. Макарий) Лучшим руководством будет для вас чтение жития святых. (преп. Варсонофий) ЯЗЫК Если взять в размышление один свой язык, то сколько им произнесено было зла — хулы на Бога, осуждения на ближних, ропота, насмешек, кощунства, болтовни, брани, божбы и прочее и прочее! И проходит ли в году хотя один день, в который бы мы языком своим не согрешили, забывая о том, что за каждое праздное слово ответ отдадим Богу. Посему Господь Бог, промышляющий о нашем исправлении и спасении, и посылает скорби, от которых человек не только празднословить, но и дельное говорить затрудняется. (преп. Антоний)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Лонгин муч., с Орент ием и др., 24 июня. Лот праведный с Авраамом , 9 окт., (покрывало, евр.). Лука (тоже, что Лукан, из Лукаши), евангел., ап. из 70, 18 окт. и 22 апр. Лука , диакон вавилонский, муч. кордувский, 30 июля. Лука , диакон, муч. емисский, 29 января. Лука преп., из Тавромены, 5 ноября. Лука , преп. елладский, 7 февр. Лука преп., игумен Спасовой обители реки Глубокой, 7 сент. Лука новый, столпник халкидонский, 11 декабря. Лукиллиан , муч. византийский, 3 июня. Лукина (светлая, лат.), св. жена, с Маркеллом напою, 7 июня. Лукиан (светиый, лат.), муч. белгийский, 3 июня. Лукиан , муч. диррахийский, 7 июля. Лукиан , пресв. антиохийский, муч. никомидийский, 15 окт. Лукиан , муч., с Илиею и друг., 13 сент. Лукиан , муч. кампонийский, 6 июля. Лукиан мучен., тарсянин, 3 июня. Лукий (светящий, лат.), апост. из 70, 10 сент. Лукий , муч. римский, 1 июня. Лукия (светлая, лат.), девица, муч. сиракузская, 13 дек. Лукия , мученица миринейская, 4 июля. Лукия демица, муч. кампанийская, 6 июля. Лупп (волк, лат.), мучен., 23 августа. Лупп , муч. солунский, 26 окт. Любовь , мученица римская, 17 сент. Людмилла , княгиня чешская, сент. Мавра (темная, греч.), муч. фиваидская, 3 мая. Мавра преп., 30 окт. Маврикий (см. ниже Мавр) и 70 воинов мучч., 22 февр. Маврикий , из числа 45 муч. никопольских, 10 июля. Мавр (темный, греч.), муч. римский, 19 марта. Мавр воин, муч. римский, 7 июня. Мавсима , пресвитер сирийский, 23 янв. Магн (великий, лат.), муч. кизический, 29 апреля. Макарий (блаженный, греч.), муч. африканский, 10 апр. Макарий , муч. аназарвский, 5 февраля. Макарий , муч. мелитинский, 6 сентября. Макарий исповедннк, пресв. антиохиский, 19 февраля. Макарий , преп. египетский, 19 января. Макарий , преп. александрийский, 19 янв. Макарий прен., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 января. Макарий , игумен пеликитской обители, исповедник, 1 апр. Макарий , игумен калязинский, 17 марта и 26 мая. Макарий , преп. желтоводский, 25 июля. Македоний (македонский, длинный, великий μακδνος, греч.), муч. смирнский, 11 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Преп. Пахомий обладал многими дарами Святого Духа: даром прозорливости, властью над бесами и силою исцелять болезни. Великое дерзновение имела его молитва . Высокая жизнь преп. Пахомия и его мудрость сделали его вторым, после преп. Антония Великого , вождем иночества. Как преп. Антоний является основоположником отшельнической жизни, так преп. Пахомий Великий является основателем и отцом общежительного монашества. Если преп. Антония можно сравнить с Авраамом, вышедшим ради Господа из земли своей, то преп. Пахомия правомерно называть Моисеем, получившим скрижали иноческого завета. Почил преп. Пахомий Великий около 348 года от моровой язвы. Память его празднуется 15/28 мая. §2. Сочинения Сохранившиеся сочинения преп. Пахомия немногочисленны, но весьма интересны. Согласно древнему церковному преданию, преп. Пахомий при жизни часто беседовал со святыми ангелами. По этой причине часть его писаний можно по праву именовать богодохновенными. К примеру, знаменитый монастырский «Устав» или «Правило» было получено преп. Пахомием от ангела. Это сочинение носит аскетико-дисциплинарный характер. Отпечаток общения с горним миром лежит и на письмах преп. Пахомия к игуменам монастырей и братии, каковых сохранилось 11-ть. Письма – эзотеричны, и эта эзотерика могла бы быть, пожалуй, сведена к сознательному использованию преп. Пахомием созданного им же шифра, если бы не факты его общения с ангелами. Уже блаж. Иероним Стридонский указывал, что преп. Пахомий использовал в своих письмах звучание ангельского языка, известного и аввам его монастырей, к которым он обращался. Можно уточнить, что «Ангельский язык», используемый преп. Пахомием, называется так не потому, что на нем говорили ангелы, а потому, что ангел сообщил систему этого «языка» (см. в следующем параграфе, п. 1). В некоторых местах писем греческими буквами обозначаются соответствующие им буквы египетского алфавита, воспроизводящие звучание ангельского языка, известного только посвященным. Например, в первом письме имеется следующая фраза: «Пой к ω, но не давай ω петь к тебе», что предположительно переводится: «Пой миру, но не давай миру петь тебе» (Цит. по: Амвросий, иеродиакон, «Введение в патристику», компьютерный набор, Свято-Троицкая семинария, Джорданвилль, б. г., «Письма преп. Пахомия»).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Этот случай произвел перемену в преп. Ефреме, всецело восстановив в нем веру в Промысл Божий. Вскоре он оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского. Под его руководством преп. Ефрем упражнялся в подвигах благочестия и изучал Слово Божие. Когда св. Иаков стал епископом Низибии, то поручил преп. Ефрему проповедовать и обучать детей. Согласно преданию, свят. Иаков брал преп. Ефрема в Никею на Первый Вселенский Собор. После смерти свят. Иакова около 338 года, и после того как Низибия была захвачена персами, преп. Ефрем оставил этот город и удалился на родину своей матери в город Амиду, а оттуда направился в город Эдессу для поклонения святыням: Нерукотворенному Образу и мощам св. апостола Фаддея. В Эдессе преп. Ефрем познакомился со старцем, предложившим ему вступить в какую-либо из окрестных монашеских обителей. Удалившись в горы, преп. Ефрем нашел там много подвижников, которые проводили время в подвигах и молитвах, жили в пещерах и питались растениями. Преп. Ефрем тоже начал вести такую строгую жизнь и продолжал заниматься изучением Священного Писания. Спустя какое-то время преп. Ефрем начал составлять толкование на Пятикнижие. Этот первый опыт толкования на сирийском языке привлек к нему многих эдессян. Нежелание славы побудило его оставить свою пещеру и скрыться. Но Господь в видении открыл преп. Ефрему, что он не должен уклоняться от общественного служения. И тогда он не только возвратился на прежнее место, но и стал посещать город. С этого времени он начал устно и письменно учить верующих. Экзегетико-вероучительная деятельность преп. Ефрема была непосредственно связана с Эдесским богословским училищем, в котором он с 363 года стал главным учителем-экзегетом (т. е. главой училища). Преп. Ефрем оживил деятельность этой древней христианской школы. Из нее вышло много учеников преп. Ефрема, ставших впоследствии знаменитыми учителями Сирийской Церкви. Направленность школы была экзегетическая и церковно-практическая. Библейские толкования преп. Ефрема до середины V века являлись школьным преданием. Согласно сирийским источникам, преп. Ефрем записал устное предание, идущее от самого основателя Эдесской школы, св. апостола Фаддея. В середине V века экзегетическое предание преп. Ефрема было заменено только что переведенным с греческого на сирийский язык толкованием Феодора Мопсуестского, представителя Антиохийского училища, родственного Эдесскому. К сожалению, эта замена способствовала уклонению Эдесского училища, и особенно его Низибийского филиала, в несторианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Преп. Корнилий был современником преп. Нила Сорского. Об общении или свиданиях между двумя подвижниками нет никаких указаний. Поэтому нельзя установить факт влияния преп. Нила на преп. Корнилия. Но несомненно, что оба они принадлежали к греческой школе исихастов. Преп. Корнилий словами своего биографа учит: " Сердце же хранить елико сила умною молитвою от скверных помысел.... " Эти слова, выражающие сущность исихазма, свидетельствуют о том, что преп. Корнилий и его ученики знали и творили " умное делание " . Слова эти в устах биографа-ученика и сотаинника преподобного приобретают неоспоримую историческую достоверность, научную ценность этого жития мы только что отметили. Как уже выше было упомянуто, проф. Кадлубовский говорит, что " влияние Афона и южного славянства на русскую жизнь в XIV и XV вв. достаточно выяснены. Таким образом, влияние Афона и греческого подвижничества, под которым находился Нил, испытывали и другие русские люди, не отрывало поэтому Нила от русской жизни, в которой составляло заметную струю " . Этим общим влиянием византинизма объясняется сходство в характере подвижничества, а именно " внутреннее делание " преп. Нила и преп. Корнилия. Известны пять учеников преп. Корнилия. Во-первых, преп. Геннадий (± 1565 г.). Он именуется Костромским, так как ушел с преп. Корнилием в Костромские пределы, в дикий лес, на Сурское озеро, где они основали обитель. Преп. Геннадий остался на месте после возвращения преп. Корнилия в свой первоначальный монастырь. Преп. Геннадий благоустроил новосозданную обитель. Великий аскет и труженик, он исцеляет от болезни Вологодского епископа Киприана. " На нем почила благодать Св. Троицы " , говорит житие. Второй ученик преп. Корнилия — Иродион Илоезерский (+ 1541 г.). Он уходит после смерти преп. Корнилия к Белоозеру. Здесь ангел указывает ему местожительство и велит построить храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Прожил 3 года в безмолвии. Ангел известил его о приближении его кончины. Обитель возникает после смерти преподобного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела. (преп. Амвросий) Видя свое малодушие, познайте и то, откуда оное происходит: очевидно, от самолюбия, которое не может нести оскорбления — смущается. (преп. Макарий) Посудите, какая польза от смущения после какого-либо поползновения? Не лучше ли смирить себя и приносить раскаяние? Здесь рождается спокойствие, а там лишаются оного. (преп. Макарий) Смирение успокаивает и подает благонадежие к исправлению, а смущение более отягощает и врага на вас воздвизает к большим браням. (преп. Макарий) Главная причина смущения от зазрения ближних и несамоукорения, а враг имеет силу еще более воздвигать бурю смущения в таком устроении. (преп. Макарий) Смущение во всяком случае есть от диавола, от которого да покроет и сохранит нас Господь. (преп. Лев) СОЕДИНЕНИЕ С БОГОМ Вход Господа в душу человека приготовляется изгнанием из нее всякого греха. (преп. Никон) Для того, чтобы сердце наше было готово и способно к принятию зова Божия, необходимо его очистить от всякого зла, чтобы не было в нем никакой злобы, никакого пристрастия к чему-либо, тем более к чему-либо греховному. (преп. Никон) Подобно тому, как древле Господь призывал Своих учеников, так и ныне не перестает звать к Себе каждого из нас. Но души наши весьма ожесточились и прилепились к земле, и мы не слышим гласа Господня, остаемся и пребываем в нераскаянном своем состоянии. (преп. Никон) Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться. (преп. Никон) Если мы всегда будем с Господом, то и мы будем иметь силу и мощь свидетельствовать о Нем, и мы будем иметь мужество, твердость и крепость исповедовать Его, и исповедовать не только языком, но и самою жизнью своею. (преп. Никон) Каждый человек есть дом Божий, он предназначен на то, чтобы в нем обитал Святой Дух, чтобы в нем непрестанно возносились славословия Богу. А Бог может быть только в чистом сердце, место надо приготовить для Него. Как это сделать? — Очищать себя от страстей и молиться. Тогда сердце наше будет храмом — домом Божиим, мы будем видеть тогда попечение Божие о нас и будем непрестанно славословить Его. (преп. Никон)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

...Душа, в продолжение времени и многих лет оказывающаяся благоискусною, ничем не преогорчевающая и не оскорбляющая благодать, в самой постепенности находит для себя пособие (прп. Макарий Египетский , 85, 227). Источник. ...Благодать тайно производит в сердцах любовь свою и горечь превращает в сладость, а жестокосердие – в мягкосердие (прп. Макарий Египетский , 85, 228). Источник. ...Без благодати никто не может служить Богу, т. е. благоугождать, исполняя во всем волю Божию (прп. Макарий Египетский , 85, 239). Источник. ...Благодать, как Божественная и небесная, просвещает, руководит, умиряет... все устрояет во благое (прп. Макарий Египетский , 85, 249). ...Бывает время, когда благодать сильнее воспламеняет, утешает и упокоивает человека; и бывает время, когда она умаляется и меркнет, как сама она домостроительствует сие на пользу человеку (прп. Макарий Египетский , 85, 259). Источник. ...Кто достигает совершенной любви, тот делается уже узником и пленником благодати (прп. Макарий Египетский , 85, 266). Источник. ...Цветущая духом благодать не в ком другом бывает, а только в умертвивших себя греху (свт. Григорий Нисский , 18, 326–327). Источник. ...Говорят: почему благодать простерлась не на всех, напротив того, иные приступили к учению, немалая же часть остается неприступившею, без сомнения потому, что Бог или не хотел, или не мог, чтобы благодеяние для всех было щедро? А то и другое не освобождает от порицания. Ибо неприлично Богу и не хотеть и не быть в силах делать добро. Посему если вера есть нечто доброе, то почему, спрашивают, благодать не на всех?.. Источник. Имеющий власть над вселенною, по преизбытку чести уделенной человеку, предоставил иному и в нашей быть власти, и над этим каждый сам единственный господин. А это есть произволение, нечто не рабственное, но самовластное, состоящее в свободе мысли. Итак, подобное обвинение справедливее возложить на тех, которые не были приведены к вере, а не на Призывавшего к согласию (свт. Григорий Нисский , 21, 77–78). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В немощи и поползновении случающемся смиряй себя не краем языка, а сердечным чувством, да получишь залог благого делания. (преп. Макарий) Всеми мерами старайся стяжавать противоположное гордости — смирение, и как оное приобретается, учись в книгах святых отцев: всегдашнее само-укорение — ближний к оному путь. (преп. Макарий) Необходимо смиряться. Без смирения добродетель, и вообще ничто, не принесет никакой пользы. (преп. Варсонофий) Две добродетели — любовь и смирение — так обуславливают одна другую, равно как теплота и свет. (преп. Варсонофий) Сознавай свою греховность в гордости и нетерпении и смирись под крепкую руку Божию, никого не обвиняя, кроме себя, тогда и увидишь помощь Божию: как Бог тебя успокоит и расположит к тебе сердца противящихся тебе. (преп. Макарий) Отчего несть мира в костех наших, в душе нашей и в сердце нашем? От грехов наших! Оттого, что нисколько не поучаемся в смирении, оттого, что любим очень спорить и доказывать, что мы более других все знаем, оттого, что мы не оставляем разговора с помыслами своими, которые вместо палачей непрестанно мучат нас. (преп. Антоний) Будьте мирны и здоровы, в духовных бранех мужественны, а не малодушны; крепкое оружие на врага — самоукорение и смирение, потому оно и трудно, что сокрушает всю его силу, и он тому противится: искус покажет пользу оного! (преп. Макарий) Больше старайся смиряться. Смирение все недостатки покрывает и согрешения прощает. (преп. Иосиф) Гордость любит иметь преимущество пред всеми, а смирение ни с кем себя не сравнивает, считая себя хуже всех. (преп. Антоний) Bce зло от гордости происходит, а все блага смирением приобретаются. Велика сия добродетель — смирение! И как драгоценный камень редко обретается, а паче в нынешнее бедственное время. (преп. Макарий) Не гордитесь и не тщеславьтесь ни сами в себе, ни перед другими. Сказано: «не труби перед собой и перед другими», а считайте себя хуже всех и свыкайтесь с мыслью, что вы приговорены к адским мучениям, что вы достойны их и что избавиться от них можете только по милости Божией. Хотя это нелегко, и только святые достигают того, что считают себя достойными адских мучений и худшими всех считают самих себя. (преп. Варсонофий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010