Но трудность победы над врагом заключается только в том, что враг может поколебать, хотя и временно, нашу веру в Бога, Его любовь к нам и веру в Его силу спасать даже самых отъявленных грешников. Поэтому охранение собственной веры от нападок лукавого существенно с точки зрения нашей способности приносить покаяние. Сильная вера не только побуждает с надеждой идти на исповедь, но и кладет начало подлинному исправлению. Ибо сильный в вере силен и с помощью благодати в исполнении заповедей, т.е. в любви к Богу: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14:21). В этом смысле учение святых отцов о том, что нет греха непрощенного, а есть только грех нераскаянный – это учение о должной вере и должной любви к Богу. О вере в то, что все грехи искуплены Спасителем и не прощается лишь то, что разрушает до основания способность покаяться. Так, сознательное и полное отвержение истины (хула на Святого Духа) закрывает дорогу к прощению, но не потому что любви Божией недостаточно, а потому что угасла в грешнике любовь к Богу и привела его к отречению от Него. Но если искренне пошел человек на исповедь покаяться, то его любовь к Господу жива, и Господь по молитвам Церкви явит грешнику Свою любовь, прощение и силу. И должно совершиться в покаявшемся то, о чем сказано в Евангелии: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (Лк.7:47) . Следовательно, путь покаяния – это путь любви к Богу, где через прощение многих грехов человек обретает способность и любить своего Господа много , т.е. творить Его волю и не впадать во множество грехов. Итак, если враг пытается исказить сознание человека и сделать неадекватным его восприятие, то Оптинские старцы стараются помочь людям выработать и сохранить ясное понимание того, что Господь законоположит согрешающим. Преп. Амвросий говорит: Что законоположит Господь согрешающим? Законополагает, чтобы каялись, глаголя во Святом Евангелии: покайтеся, аще не покаетеся, погибнете (Лк. 13:3) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

Первое: Он (Сын Божий) и создал этот мир. Сказано: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол.1:16 ). Второе: именно Его Словом создано Божественное Откровение (книг Ветхого Завета). Сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов…» ( 1Пет.1:10–11 ). Третье: Он и есть обетованный еще в Раю Спаситель мира. Сказано было о Нем: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:15 ). Блаженный Феофилакт писал: «Имя Иисус не греческое, а еврейское, и значит: Спаситель, ибо «яо» у евреев означает «спасение»» . В Толковой Православной Библии сказано о слове генезис («родословие»): «вообще оно обозначает сравнительно медленное рождение, более процесс рождения, чем самый акт, и в слове подразумевается зарождение, возрастание и окончательное появление на свет» 1 . Наиболее точно этот процесс явления в мир Христа Спасителя передает следующее пророчество из Пятикнижия Моисеева: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис.24:17 ). Последнее пророчество о сынах Сифовых заслуживает нашего особого внимания. Именно мы – сифиты (индоарийские народы) были покорены, сокрушены радостной вестью Святого Евангелия. Как мы видим, в пророчествах Библии есть и скрытый таинственный смысл, который не лежит на поверхности повествования и открывается только вдумчивому читателю. Впрочем, преп. Амвросий Оптинский учил: «Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие… Читать так, чтобы только твои уши слышали: понимаешь – не понимаешь, читай. Благодатное слово евангельское сильно прогоняет скуку и уныние и успокоит тебя, только читай побольше и подольше» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

...Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя — «не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст (Мф.15, 11), — дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище, теперь же пока кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» (Ср.: Мф.15, 11). То есть как бы так сказал Господь: как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело " Человека. А святой апостол Павел говорит: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4, 16). — Внешним человеком он назвал тело, а внутренним — душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его» (Ср.: Втор. 32, 15). О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «по неверию вашему» (Мф.17, 20), а потом прибавил: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9, 29). Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк.2, 18—20). Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными — Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, то есть в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 1//Творения. Т. 12. Ч. 1. С. 297. 108 Он же. Беседа на 1 Кор. 17, 3//Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 167. 109 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия. 21, 2//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 190: «Потому Он даровал ему и душу, чтобы он был и бессмертным навсегда». 110 Он же. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. Беседы на кн. Бытия. 13. 1. 111 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 112 Св. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. «На следующий день…», 1. 113 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 489. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл. XII, 1 и XIII, 3//Творения. М., 1996. С. 467, 476. (Б–ка отцов и учителей Церкви). 114 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Указ. соч. С. 489–490. 115 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 116 Г. Φλωροφσκυ. Ανατομα προβλημτων της πστεως. θεσσαλ., 1977. Σ. 62. 117 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику Кн. II, 24, 27//Указ. соч. С. 488–489. 118 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на книгу Бытия. XVII, 9//Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 153. 119 Свт. Григорий Нисский. Слово о блаженствах, 3//Творения. Т. 38 (Ч. 2). С. 395. 120 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия XVIII, 3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 158. 121 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Ефесянам 19, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 158; О воскресении мертвых, 8//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 479. 122 Преп. Максим Исповедник. О богословии. Гл. 5. Сотница 6. Гл. 48. 123 Свт. Григорий Палама. Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы//Св. Григорий Палама. Беседы/Пер. архим. Амвросия (Погодина). Репр. изд. M., 1994. С. 76. Т. 3. 124 В книге Бытия: И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть! И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Что касается язычников, то «за их нечестие и отпадение от веры, хотя Бог , по законам правды, не удостаивал их того покровительства и особенного руководства, каким удостаивал избранный народ свой, Израиля; но по бесконечной благости, и им не переставал свидетельствовать о Себе 31 , и их приготовлял мало по малу к познанию и принятию великой тайны спасения» 32 . Так, перед каждым человеком открыта книга природы, достаточно красноречиво проповедующая основные истины о бытии Божием. Такое начальное познание Бога доступно душе повсюду: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны», говорит Апостол 33 . «Невидим Бог сам в себе», – объясняет эти слова св. Феофан, – «но Он ясно видится умом, при размышлении о тварях... След бытия Своего, Своих Божественных свойств и присносущной силы Своей, отпечатлел Бог ясно на творении Своем. Не закрывай только очей ума и будешь видеть... Бог окружил людей таким множеством свидетельств о Себе для того, чтобы они не могли не познать Его и не разуметь. Если оказываются после сего люди, не разумеющие Его, кто виноват?» 34 Если бы человек взыскал это знание, то переходя «от веры к вере» 35 , с помощью Божией все более бы возрастал в познании Бога и тайны спасения, предначертанной Его благим промыслом. Святой Феофан, толкуя последние слова ап. Павла («от веры к вере»), ссылается на преп. Исаака Сирианина, который «в своих писаниях указывает на разные степени веры: вера в Бога естественно насаждена в духе нашем, равно как и ведение добра и зла в совести. Вера эта, пробуждаясь, рождает страх, сей страх оживляет совесть и рождает покаяние. Все это вместе понуждает желать и искать Спасителя и спасения в Нем. Услышав благовестие, таковой охотно приступает к нему верою» 36 . Амвросиаст же замечает, что «сама природа учит их (язычников) верить в Бога и во Христа, то есть в Отца и Сына... В мудрости первое – бояться Бога Отца, от Которого все, и Господа Иисуса, Сына Его, через Которого все. Природа сама по себе знает своего Создателя не через закон, а через разумное устройство. Так творение в самом себе различает Творца» 37 . Св. Кирилл Александрийский говорит, что человеку присущ некоторый «закон врожденного богопознания», который и побудил первых сыновей Адама (Каина и Авеля) «к исполнению долга приносить благодарственные жертвы всех Зиждителю и Подателю нам всякого блага Богу». И «хотя повреждена и, быть может, не является истинной точка зрения идолопоклонников на то, кто есть Творец всяческих, однако врожденный и необходимый закон производит и самопроизвольное познание возбуждает в нас мысль о существе высшем и несравненно превосходнейшем нас, то есть Боге» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Чтобы понять эту мысль до конца, необходимо событие Рождества Пресвятой Богородицы осмыслить в контексте всей мировой истории человечества. В двух словах весь смысл всего Ветхого Завета можно выразить одним предложением: вся подготовка избранного народа, вывод из Египта и завоевание обетованной земли, пленение, возврат евреев из плена и т.д., — все это сводилось к одному — к ожиданию Мессии. Когда-нибудь Мессия, Помазанник Божий, будет явлен миру и разрешит эту эпоху Ветхого Завета, эпоху Древнего мира. Поэтому, по словам преп. Иоанна Дамаскина, «именование Матери Божией содержит в себе всю историю божественного Домостроительства в мире» . Но Господь никогда не насилует свободу и волю человека. Ведь встреча человека с Богом, что на личном уровне, что на уровне всего общества, – это всегда соединение двух воль — воли земной и воли Божественной. И вот как только человечество принесло Богу это чистейшее и смиреннейшее существо, или, как мы называем Пресвятую Богородицу, верных украшение (в переводе со славянского языка удобрение означает украшение)  состоялся и сам факт Боговоплощения. Поэтому сам праздник Рождества Пресвятой Богородицы мыслится не иначе, как начало нашего спасения, как дверь нашего спасения – вот оно, началось, Спаситель идет в мир. Но это объяснение по праву можно назвать символическим. Интересную связь этого образа мы видим с книгой пророка Иезекииля. В 44 главе пророк говорит: «И привел он меня обратно ко внешним воротам (πλης) святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, [как] князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое» (Иез. 44; 1-4). «Кого же, как не Марию обозначают эти врата? – говорит свт. Амвросий Медиоланский. —  Они заперты, потому что она – дева. Итак, врата обозначают Марию, чрез которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства» . Как мы видим, в таинственном смысле врата — это прообраз пренепорочности Девы Марии, которая осталась в чистом и ненарушенном девстве навсегда, не только до рождества, и в рождестве Спасителя, но и по рождестве.

http://bogoslov.ru/article/5177484

Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? — то скажи своему помыслу: теперь поздно говорить — опоздала (преп. Амвросий). Будь сама к другим снисходительна (преп. Амвросий). Нужно ближнего успокаивать, — и с тобой то же может быть (преп. Амвросий). Сама живешь нерадиво, а с других строго требуешь, чтобы исполняли все (преп. Амвросий). Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить (преп. Амвросий). Шуточками лучше высказывай, когда непокойна (немирна на кого) бываешь (преп. Амвросий). Не должна вмешиваться в их (вместе живущих) спор. А уйди в свою келью, возьми бутылку воды и полей между ними; особенно же каждой можно говорить. Скажи К.: мы без щей насидимся, — ни я, ни ты не умеем варить, а другой скажи: потерпи — она Петербургская (преп. Амвросий). Не должно выбирать сестру по духу, а то будет по плоти (преп. Амвросий). Будь проста, и все пройдет. Считай себя хуже N. Если будешь внимать себе, то найдешь, что ты действительно хуже N. (преп. Амвросий). Смотри на всех просто (преп. Амвросий). Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Е—да. Прошла, и только. Это значит, думать просто. А то при виде проходящей Е—ды подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у ней такой-то. Вот уже это непросто (преп. Амвросий). Если непокойна то скажи: все по своим местам! Себе внимать и Авву Дорофея читать! — Напиши это и где-нибудь приколи (преп. Амвросий). Ты ей, N, раз уступишь, а она тебе десять раз (преп. Амвросий). Когда ты непокойна на N, то клади поклоны от 3 до 9 с молитвой: Господи, якоже веси, помози рабе Твоей N.. и за ее молитвами меня, окаянную, помилуй. — Тогда клади поклоны, когда непокойна (немирна), а то не надо (преп. Амвросий). ...Ты пошла книзу, что скоро и жизни не рада будешь. Как говорят: ни Богу свеча, ни миру калач. Что святые отцы хвалят, каким путем сами они шли и нам по любви своей для нашего облегчения завещали, ты поносишь, — говорю о пути старчества и откровения помыслов. Куда ты готовишь себя? Или надеешься избежать врат смерти? Ей, не избежишь! Пощади себя, сестра! (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ты выражаешь свое удивление, какая великая сила сокрыта в исповедании борющих помыслов. Не удивляйся этому. И самое монашество есть тайна, а откровение помыслов духовным отцам, как монашествующих, так и других лиц, составляет существенную часть Таинства покаяния (преп. Амвросий). Откровение святыми отцами положено, чтобы легче спастись. Ибо путь спасения вообще труден, но кто спасается с откровением и вопрошением старших, тот много облегчает себе этот трудный путь! Спасайся! (преп. Анатолий). ...Матушке... не укосневай открывать все от врага навеваемые помыслы, и сие ко исцелению тебе послужит... (преп. Лев). Надо говорить помыслы м. И., помыслы и ослабеют. А откуда они, от гордости (преп. Амвросий). Помыслы записывать каждый день. А когда пойдешь к м. И. (для откровения), то выпиши их вообще, например, сердилась и т. п. (преп. Амвросий). все должно говорить; сказать, что осуждаю, и помыслы приносятся, а повторять их не надо. Это враг наносит. Ефрем Сирин называет это лаянием бесовским. Если спросит: какие? — тогда можно сказать (преп. Амвросий). ...Ходить на откровение легче всего и спасительнее. А потому ходи и все открывай (преп. Анатолий). Чужие дела не передавай (преп. Амвросий). Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей (преп. Амвросий). Батюшка строго приказывал — чужих грехов не говорить матушке Игуменье, но себя винить (преп. Амвросий). Надо говорить: приходят помыслы хульные против вас и осуждающие. (Если бывают помыслы против старицы или старца) (преп. Амвросий). Не рассказывать, где что делается (преп. Амвросий). Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысл целый день приражается, и ничего, а другой враз оцарапает — тот и нужно говорить (преп. Амвросий). Открывать помыслы очень полезно. Старайся держаться этого пути... (преп. Анатолий). Открывай, что можешь... Если не исправляешься, укоряй и осуждай себя. Господь и это примет за доброе дело (преп. Анатолий). К Матушке ходить я никого не понуждаю. А только советую, потому что на себе испытал, что открывать помыслы — облегчает тяготу душевную. А страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских) немощей и считай себя достойною скорбей (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Великим постом не служат обедни вот почему: Литургия - это победный гимн христианства, пост — время плача и покаяния (преп. Никон). В праздности грех время проводить. И службу церковную и правило для работы упускать грех. А то смотри, Господь как бы тебя не наказал за это (преп. Амвросий). К службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает. А будешь ходить, здорова и трезвеннее будешь. — Батюшка Макарий, случалось, заболит, а все пойдет в церковь. — Посидит, потом в архиерейскую келью выйдет; там места не найдет, перейдет еще в келью к отцу Флавиану, — там побудет, но когда уже увидит, что не в силах быть долее в церкви, перекрестится, да и уйдет. А то все не верит себе (преп. Амвросий). К началу ходить к службе — трезвеннее будешь (преп. Амвросий). К утрени надобно ходить, потому что во время Литургии за нас приносится Бескровная Жертва Богу, а ходя к утрени, мы сами себя приносим в жертву Господу, жертвуем для Него своим покоем (преп. Моисей). Кафизму иногда стоять и непременно вставать на славах (преп. Амвросий). Кафизму попробуй стоять в уголке, а потом выйди на свое место (преп. Амвросий). Четки даны для того, чтобы не забывать молитву творить. Во время службы должно слушать — что читают, и перебирать (четки с молитвою): «Господи помилуй», а когда не слышно (чтения), то: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную» (преп. Амвросий). Во время чтения Апостола дома можно сидеть, если кто другой читает. И в церкви можно сидеть, когда не в силах стоять (преп. Амвросий). Оттого дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда и сюда (преп. Амвросий). «Христос воскресе» — читать, когда положено Церковию, а то не должно (преп. Амвросий). Кто бывает в храме Божием, тот может возглашать: «во дворех Твоих воспою Тя Спаса мира, и преклонь колена, помолюся Твоей непобедимей силе, вечер, и утро и полудне, и на всякое время благословлю Тя, Господи». А сидящий в келье и большею частью лежащий как и что воспоет? (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1163 Там же. С. 43—44. 1164 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 24. С. 134. 1165 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. II. С. 6. 1166 Преп. Варсонофий Вел. Отв. 196. 1167 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 149. С. 293; Преп. Антоний Вел. Наставления, § 61//Добротолюбие. Т. 1. С. 45. 1168 Иеросхм. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 121. 1169 Там же. С. 104. 1170 Преп. Исаак Сирин. Слово 5. С. 28. 1171 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I, п. 121. С. 144. 1172 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. Кн. III. М., 1859. С. 206. 1173 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма, п. 222. С. 408. 1174 Иеросхм. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 88: «Скорби ведут к смирению, а смирение к святости». 1175 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 30. С. 142—143. 1176 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. IV. Беседа 38 на Бытие. С. 421. 1177 Иаков, архиеп. Новгородский, Дьяченко. Утешение скорбящих. Ч. I. С. 44; преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 43; Фалласий. О любви. Сот. 4, § 36. 1178 Преп. Антоний Великий. Отшельническая жизнь, § 221//Добротолюбие. T. I. С. 113; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 347 и 432. С. 612, 714. 1179 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. Кн. 3, п. 144. С. 294—295. 1180 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 198. 1181 Преп. Исаак Сирин. Подвижн. наставления, § 65//Добротолюбие. T. II. С. 615. 1182 Иеросхм. Макарий. Письма к мирским особам, п. 404. С. 686. 1183 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V, п. 79. С. 102. 1184 Еп. Игнатий Брянчанинов. Письма//Христ. чтение, 1895. T. V-VI. С. 560. 1185 Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 65. 1186 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. III. О терпении. С. 152. 1187 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. X. С. 351; T. IX. С. 373. 1188 Там же. T. IX. С. 373—374. 1189 Цветник духовный. Ч. II. С. 45. 1190 Преп. Марк Подвижник. Слово 1. О законе духовном, § 49. 1191 Преп. Серафим Саровский//Летопись Сераф.-Дивеев. монастыря. Изд. 2-е. С. 78. 1192 Иером. Арсений. Маргарит. С. 167; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. С. 376. T. IV. С. 679.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010