– Ты, конечно, расспросил его: каким образом он очутился на берегу? – Удивительно сложились обстоятельства в мою пользу. Брат мой увидел во сне, что я тону – то погружаюсь в воду, то снова показываюсь из воды. Пробудясь, как он обрадовался, что это был сон, а не действительное приключение! Но еще не успокоился, хотел непременно видеть меня, чтобы собственными очами увериться в моем благополучии. На вопрос его: «где Вася (Неволин)?» служанка отвечала, что я пошел на берег. Она одна бодрствовала в это время, а прочие домашние, утомленные полевою работой, спали крепким сном. Ответ служанки произвел в душе брата сильное беспокойство на счет моей безопасности; он почти не сомневался в том, что его сновидение – не игра фантазии, но весть о несчастии, которое действительно постигло меня, и вот он изо всех сил побежал на берег. Не просто и не случайно появился он на берегу! – Ты правду сказал, что он послан на помощь тебе преп. Венедиктом. Христов угодник, прежде чем ты воззвал к нему, уже прозирал во внутренность твоего сердца и заранее готовил тебе помощь чрез твоего брата. Надобно также признать, что преподобный не только возбудил твоего брата искать тебя и привлек к тебе на помощь, но сам же невидимо исторгнул тебя из воды рукой твоего 12-тилетняго брата, а иначе, без его содействия или заступничества, вы оба могли потонуть. «Помните, говорит св. Амвросий, что рабов Божиих хранят более те, которые невидимы, нежели те, которые видимы. Но и хранят тогда, когда бывают призываемы вашими молитвами» (Serm. contr. Avxent. p. 866. Tom. 2. ed. 1690). 14. Отрадное видение 39 В ноябре 1861 года, состоя инспектором Вологодской семинарии, в первый раз я прочитал службу в честь св. Иннокентия Иркутского, и спустя два дня сподобился отрадного видения. Во сне представилось, что я вошел в Кирилловскую Иоанно-богословскую семинарскую церковь , и вдруг увидел святителя Иннокентия, уже выходившего из оной. Благословив меня недостойного, он из храма направил путь свой в архиерейские покои, в сопровождении Вологодского преосвященного, ректора семинарии и других лиц. Не знаю, видел ли я когда-нибудь прежде икону св. Иннокентия, но во сне почему-то признал его тотчас же. Волосы у него черные, брада обыкновенная, не малая; одежда простая, монашеская, только панагия и посох отличали его от простого монаха. Чрез несколько недель, в настоятельских покоях Спасо-Прилуцкого монастыря (в 5 вер. от Вологды), которым управлял тогда ректор семинарии, я увидел изображение на полотне св. Иннокентия, довольно сходное с виденным во сне угодником. А чрез несколько лет мне и самому Господь привел получить в управление Златоустов монастырь, где есть единственный в Москве придел во имя сего святителя, возобновленный при мне усердием Иркутских граждан, проживающих в Москве, и в особенности Александра Константиновича Трапезникова. Подлинно, дивен Бог во святых Своих!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

1 . Св. Иоанн Дамаскин : «Пред спасительным Своим страданием, Он должен был пить чашу, как человек, а не как Бог . Посему, как человек хочет, чтобы миновала Его чаша. Это были слова естественной боязни» («Точное Изложение Православной Веры»). 2 . Св. Афанасий Великий : «Человеческая по немощи плоти стремится отклонить страдания», («О явлении во плоти Бога Слова»). 3 . Св. Иоанн Златоуст : «Он произносит слова немощи, чтобы показать, что Он облечен таким естеством, которое боится смерти» (Творения, том 6). 4 . Преп. Ефрем Сирин : «Сказал это по причине немощи. Смущение пред предстоящей смертью напало на Него для того, чтобы явно сделалась Его природа» (Толкование на Четвероевангелие). 5 . Так же писали Свв. Григорий Нисский , Амвросий Медиоланский , Лев Папа Римский, Симеон Новый Богослов (Слово 39, 5) и т.д. Г. «Сострадательная любовь» 1 . Центр тяжести, или момент Искупления, переносится с Голгофы в Гефсиманию. а. «Дело искупления, подвиг сострадательной любви» так выражено у Вл. Митр. Антония в его «Догмате Искупления». О. Михаил Помазанский пишет: «Первая неточность: сострадать естественно по отношению к кающемуся грешнику. А той части человечества, которая живет преступно и отрицает покаяние, как можно сострадать? Можно о ней страдать, страдать за нее, за ее слепоту и преступность, а не с нею, когда сама она и не думает страдать». б. «Но вот пришла ночь Искупления». Вот перенос с Голгофы в Гефсиманию, что чуждо Церкви. Если Свв. отцы говорят о моменте, то это Голгофа на кресте и днем, так что тогда напрасно «солнце лучи своя потаило» (кондак 9-го часа), и богослужебные тексты теряют свою силу и значение, ибо противоречат. От внедрения модернизма в сердце православия «мы защищены литургическим богословием»,– говорит О. Михаил Помазанский . А принятие «догмата» открывает дверь менять тексты богослужебные, чего уже давно добились иудеи в новостильнической греческой Церкви, якобы оскорбляющие своим антисемитизмом. Вот и сострадательная любовь к врагам! Сам Спаситель сказал на кресте: «Свершилось»; а не в саду!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/k...

Но не только цель оправдывает смехотворство. Оно и само должно проистекать из доброго источника. Смех – не грех , если он не связан с осуждением и злословием, если не рождается от беса блуда и тщеславия, 60 если за ним не скрываются зависть, праздность и другие пороки. Добрым смехом в подлинном смысле можно считать смех детский, который не осуждает, не злорадствует, не тщеславиться, не похотствует, 61 но исполнен любви и доброжелательства ко всем. Вот таким смехом пусть смеется душа наша, ощущая радость Божьего вездеприсутствия и чистоты совестной, как это делала и душа преп. Амвросия, щедро делясь своим душевным смехом со всеми, кто обращался к нему за утешением. Аминь. 2019 г. О честности (в день памяти св. мученика Лонгина сотника – 16/29 окт). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Верно и всякого принятия достойно апостольское слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников ( 1Тим.1:16 ) и доказательством сему является не только яркий пример разбойника, который первым вошел в рай, но и не менее показательный пример того римского воина, который совершил едва ли не самый тяжкий из всех возможных для человека грехов. Звали его Лонгин. Он был центурионом, т.е. командиром римской сотни, и непосредственно руководил солдатами, приводившими в исполнение смертный приговор Спасителю нашему, а затем охранявшими Гроб Господень. Но, став свидетелем чудес, сопровождавших крестные страдания и воскресение Господа, Лонгин уверовал в божественность Иисусову. Согласно свидетельству Евангелия, сотник и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 . Ср. Мк. 15:39 Лк. 23:47 ). Предание церковное к засвидетельствованному в Евангелии прибавляет еще и то, что Лонгин был тем самым воином, который пронзил ребра распятому Господу Иисусу Христу, и от истекшей крови и воды получил исцеление своих больных глаз. Окончательно же он уверовал во Христа, как Сына Божия, когда находился в числе стражей, приставленных ко Гробу Господню, и видел как сошедший с небес Ангел Господень, вид которого был, как молния, и одежда которого была бела, как снег, приступив, отвалил камень от двери гроба, показав тем самым, что Христа нет во гробе, ибо Он воскрес ( Мф. 28:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Так учит великий богослов христианский св. Максим Исповедник (Quaest. ad Thalass. L, Migne P. G. 90, 465–468 и Ambigua ib. 91. 1129–1132: cp. проф. C.JI. Enuфahobuч, Преп. Максим Исповедник и византийское богословие, 114–115), выражая основные начала толкования Писания славнейших отцов и учителей Церкви, или прямо построивших систему Новозаветно-церковно-христианского Богословия, или же в последовательных истолкованиях священного текста поставлявших на первое место раскрытие идейно-богословской стороны Нового Завета: Ориген , Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Кирилл Александрийский , Иоанн Златоуст , Дионисий Ареопагит , Амвросий, Августин, Максим Исповедвик и др. мн. Напротив толкования антиохийца-буквалиста Феодора Мопсуестийского, Пелагия, Иеронима и др. – крайне бедны, мало содержательны и бездарны, – ограничиваются почти одним только перифразом. Такова существенная и преимущественная сторона Нового Завета. Без нее, все эти новозаветные цейтгешихты, евангельские и апостольские хронологии, неизвестные Церкви жизни и характеристики Христа, – истории текста, канона, вопросы о подлинности и достоверности, – филологические изыскания, археологические и исторические справки, даже все многотомные комментарии... окажутся мертвыми костями без плоти живой и духа, – жалким и неосмысленным занятием взрослых людей детскими игрушками, – или, по крайней мере, безыдейным и бездельным научным спортом людей, не желающих или не умеющих найти себе серьезный идейный труд. Это – трагедия целой жизни, даже многих поколений, донкихотствующих ученых теологов. Разумеем главным образом немецко-протестантскую историко-филологическую школу.      «Исследуйте Писания, потому что вы думаете в них жизнь вечную иметь, и они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Благо, Богочеловек и Вечная Жизнь – вот начало, средина и конец Новозаветного Богословия, – долженствующего составить главную задачу нашего церковно-православного и научно-богословского изучения Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ведь я — монах. Давал обет терпеть всякое озлобление, и укоризну, и поношение, и изгнание. И если это сбывается, если сие терплю, то радоваться подобает, как совершается чин пострижения на деле, а не унывать. Сказано: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Ср.: Иак.1, 2). Помню я, когда еще был Николаем, батюшка Варсонофий сказал надо мной молит­венно такие слова: «Господи! Спаси сего раба Твоего! Буди ему Помощник! Защити его, когда он не будет иметь ни крова, ни приюта!..» (преп. Никон). «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24, 9). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле (преп. Варсонофий). Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру (преп. Никон). ...Заметьте, Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекою кровь христиан-му­чеников... Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят, поправят (преп. Варсонофий). ...Монастыри будут в великом притеснении и гонении... Истинные христиане будут ютиться в маленьких Церквочках... Не дай, Господи, дожить до этого времени... А вы доживете, будете в монастыре, которые вообще будут в гонении, а потом и в лишении (преп. Варсонофий). Нам... прискорбно видеть и слышать о невинно страждущих, но Бог знает больше нас, что кому нужно и сколько надобно искушений скудельному сосуду. Будьте спокойные (преп. Лев). Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12), если не от людей, так от бесов, и Господь глаголет: «враги человеку домашние его» (Мф.10, 36). Терпи все и смиряй­ся, тогда будет хорошо и спокойно (преп. Амвросий). Ты указываешь на два лица... которые особенно затруждают путь твой, подстрекаемые завистью. Что делать, когда так идет от начала мира и продолжается во всех временах года. Некоторые о сем затруднении выражаются очень просто: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова. Но держащиеся добра впоследствии получают успех, хотя и много случается им потерпеть от прилежащих злу. Не вотще Апостол говорит: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). Теперь нет Диоклитианов и Максимианов, но враг находит удобство досаждать держащимся благочестия через слабых и нерадивых (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если кто из приходящих в вашу обитель упомянет и мое грешное имя, что ему сказано простое благословение, по его желанию, отправиться в вашу общину. В принятии же приходящих сами усматривайте для вас и для обители. И к этому прибавлю, что недугующих пустою завистью и не следует принимать. В таких людей нужно всматриваться (преп. Амвросий). Пишешь, что мамаша и дедушка рады твоему желанию поступить в лик преподобных мудрых дев. И я радуюсь и утешаюсь твоим желанием. Да и как нам не радоваться о тебе, когда такому делу радуются даже Ангелы на небесах! Блажен, егоже избрал и приял еси Господь! Особенно в юности! (преп. Анатолий). Вновь желающим поступить в монастырь — в принятии весьма уклоняться из братий других монастырей, а из светского звания прямо поступающих с рассмотрением при­нимать и по довольном удостоверении в поведении хорошем определять советую (преп. Моисей). Потеря зрения Сожалею я о вашей сестрице, что она лишилась зрения одним глазом. И я тоже пользуюсь одним только глазом, но на Бога смотреть можно. Так и вы посоветуйте от меня сестрице своей, чтобы ясным глазом смотрела она к небу, а другим на суету сует, чтобы не видеть их (преп. Антоний). Поучение других Вы пишете, что говорите сестрам некоторым о жизни духовной, о бранях и прочее. Я вас в этом не связую, в случае нужды почему не сказать? но помните и свою ни­щету, и слово Апостола: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2, 21) и: «не многие делайтесь учителями» (Иак.3, 1) и опасайтесь, как бы не попасть вам в наставницы в своем мнении и в ироническом мнении других, а келью свою (т. е. душу) засорить сором чуждым, хотя теперь еще и не много, но могут и умножиться. Я вам и прежде о сем писал: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10, 16)... (преп. Макарий). Ежели вы возьметесь с намерением исправить ее, а и сами еще находитесь в недуге страстей, то лучше прежде брани искать мира (преп. Макарий). Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить несказанно. Если мы желаем получить милость Божию и прощение грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам во Евангелии: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11, 29—30). Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь сей и держись пути правого (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что ни думай, что ни толкуй, а смерти не миновать и Суда Божия не избежать, на котором воздастся каждому по делом его. Поэтому хорошо заблаговременно опом­ниться и взяться за настоящий разум. Евангельское учение начинается и заканчивается словами: «покайтеся!» «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9, 13). «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 28—29). Призывает Господь труждающихся в борьбе со страстями и обремененных грехами и обещает успокоить их чрез искреннее покаяние и истинное смирение (преп. Амвро­сий). Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение (преп. Амвросий). Старец поздравил всех с праздником Всех святых и к этому сказал: «Все они были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не огляды­вались назад, как жена Лотова». На замечание : «А мы-то все смотрим назад» сказал: «За то и подгоняют нас розгами и бичом, т. е. скорбями да неприятностями, чтоб не оглядывались» (преп. Амвросий). Объясняя псаломские слова: «высокие горы - сернам; каменные утесы - убежище зайцам» (Пс.103, 18), старец говорил: «Серны, т. е. олени, — это праведники на горах, т. е. высоко стоят. А зайцы — грешники. Им прибежище — камень. А камень — это Сам Христос, пришедый в мир не праведных спасать, а грешных привести на покаяние» (преп. Амвросий). Что законоположит Господь согрешающим? Законополагает, чтобы каялись, глаголя во Святом Евангелии: покайтеся, «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 3). Некоторые из христиан от неверия совсем не каются, а некоторые, хотя и каются для порядка и обычая, но потом без страха опять тяжко согрешают, имея неразумную на­дежду на то, что Господь благ, а другие, имея в виду одно то, что Господь правосуден, не перестают грешить от отчаяния, не надеясь получить прощения. Тех и других исправляя, слово Божие объявляет всем, что благ Господь ко всем кающимся искренно и с твердым намерением не возвращаться на прежнее. Несть бо грех побеждающ человеколюбие Божие. Напротив, правосуден Господь для тех, которые от неверия и нерадения не хотят каяться, также и для тех, которые хотя иногда и приносят покаяние для порядка и обычая, но потом опять без страха тяжко согрешают, имея неразумное упование на то, что Господь благ. Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольско­му, недостойно причащаются Святых Тайн, а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

...Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия... (преп. Лев). Всеблагий Господь, имиже весть судьбами, да вразумит нас и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, ими же приобретается жизнь вечная и веч­ное блаженство, где кому Промысл Божий укажет место, как сказано в псалмах: «на всяком месте владычества Его, благослови душе моя Господа» (Пс. 102, 22) (преп. Амвросий). « ...Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по сказанному: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) и «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22), чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел или прославится, или постыдится (преп. Амвросий). ...Убеждаю поверить... Евангельскому слову Самого Господа, глаголющего: «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). И паки: «Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное» (Мф. 7, 21). Вникни рассудительно в слова сии и не надейся спастись одним исполнением келейных правил, без исполнения заповедей Божиих, из которых главная сия: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5) (преп. Амвросий). Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гласа: «покойся в Господе». Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться исполнять все заповеди Господни, по сказанному от святого Давида пророка: «ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех» (Пс. 118, 128). При таком направлении, хотящему иметь покой в Господе, необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправдания и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165) (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

ГНЕВ Познайте корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи Бога, призирающего на смиренные. (преп. Макарий) Смущаетесь, и в душе кипит на всех зло. Это от самолюбия и тщеславия. Старайтесь всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молитесь в это время: Господи, помилуй нас грешных, разумея и себя, и тех, на кого гневаетесь, не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию,- это происходит от гордости. А гнев мужа,- по слову святого апостола Иакова, — правды Божия не соделовает (Иак.1:20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться. (преп. Амвросий) Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет никакой пользы. (преп. Амвросий) Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце. (преп. Иларион) ГОНЕНИЯ В настоящее время люди века сего смотрят на нас, верующих, как на юродивых, как на глупых. Им не нравится наша Православная вера, наши церковные постановления, правила и обряды. Они смеются презрительно над всем, для нас священным. Часто приходится слышать от верующих, вынужденных жить среди мира враждебного, как тяжело переносить им постоянные насмешки, глумления. Надо честью для себя считать такое отношение. Аще укоряема бываете о Христовом имени, блажени, яко слава и Дух Божий на вас почивает, — сказал апостол Петр (1Пет.4:14). Если над нами смеются, если нас не любят, значит, мы — не от мира сего. Огорчаться и смущаться таким отношением к нам не следует. (преп. Никон) Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое (Мф.24:9). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле. (преп. Варсонофий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010