Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Варлаам Хутынский, прп. Описания иконы Варлаам Хутынский, прп. - житие Преподобный Варлаама Хутынский, Новгородский чудотворец (Память 6 ноября и в 1-ю пятницу Петрова поста по старому стилю) Преподобный Варлаам, в мире Алексей, подвизался в XII веке на берегу Волхова. Он был сын богатых и именитых граждан великого Новгорода, Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. Опасаясь за здоровье юного подвижника, родители уговаривали его не изнурять себя постом, но Преподобный кротко отвечал им: " Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете. Не дороже ли всего для нас царство небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было лю[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XV.] Преподобные Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 4558.jpg:   Размер: 879x1100, 0.97 MPix, 164 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (247) , (11) . Описание: [Русь. XVI.] Блж. Прокопий Устюжский и прп. Варлаам Хутынский. Середина XVI в. 75 х 48. Из Сольвычегодского историко - художественного музея в 1966 поступила в Архангельский музей изобразительных искусств. Файл 4561.jpg:   Размер: 834x1200, 1 MPix, 266 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (212) , (3) . Описание: [Москва. 1579.] Прп. Варлаам Хутынский. Мастерская царицы Ирины Годуновой. Шитьё. Москва. 1579 г. 244. х 102.5. После 1926 года пелена поступила из Хутынского монастыря. НГОМЗ. Новгород.

http://pravicon.com/icon-1365

Савва Освященный, Евфимий Великий, Герасим на Иордане, Харитон исповедник, Кириак отшельник, принадлежали к семье первых деятелей палестинского монашества, находились в тесной связи между собой и проходили одинаковую монашескую школу: младшие под руководством старших. Монастыри, ими основанные, возникали при одинаковых условиях, имели одинаковый контингент насельников, преследовали одни и те же цели. Так Савва Освященный проводит первое время своей жизни в монастыре Преподобного Феоктиста, сотрудника Евфимия Великого, а потом под руководством последнего усваивает его «διαγωγν τε χαι πολιτεαν». Из обстоятельств жизни Св. Герасима наша статья отмечает одну черту, что ему служил лев и тем показывает, что за неимением типичных внутренних черт, воспользовались для его характеристики чертой внешней. Но что и это лицо стояло в близких сношениях с группой первых главарей палестинского монашества, на это есть указания в житии Саввы Освященного и Кириака. О Харитоне исповеднике и Кириаке отшельнике известно, что первый был старейшим представителем монашества в Палестине после Илариона Великого и основал Сукийскую лавру, в которой Кириак провел значительную часть своей жизни и прославился подвигами. Сказавши о том, что препод. Кириак прожил более 107 лет, жизнеописатель распределяет эти годы следующим образом: 9 лет провел он у св. Герасима, 10 – в монастыре св. Евфимия, 41 год – в лавре Сукийской и т. д. (Vita S. Cyriac. р. 126.). В пандектах Никона приводится из жития Харитона исповедника статья о посте для иноков в дни постные и полагается есть однажды в день только хлеб с солью и водой. (Сл. 60 л. 598 об.). На каком основании вошел в ряд деятелей по обработке иерусалимского устава патр. Софроний, трудно сказать что–нибудь положительное по отсутствию всяких указаний на этот счет в его биографии и других источниках. Но этим значением он уже пользовался в первых полных записях иерусалимского устава, а некоторые из них прямо надписываются его именем. Ничего положительного неизвестно и о деятельности Дамаскина по обработке устава, но значение его в этом отношении, как гимнографа, было, несомненно, очень важное, и его труды по составлению октоиха и в области минеи неизбежно должны были сопровождаться крупными переменами в составе служебного устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Филарет (Лебедев) (1887–1958) — архиепископ Рижский и Латвийский. Долгое время был белым священником. В 1943–48 гг. служил в г. Мичуринске. В 1946 г. овдовел, в 1948 принял постриг, меньше, чем в течение месяца возведен по всем монашеским степеням и хиротонисан во епископа Рязанского и Касимовского. В 1958 г. назначен архиепископом Рижским и Латвийским. Похоронен в г. Мичуринске. Филипп (Ставицкий) (1884–1952) — архиепископ Астраханский. Хиротонисан во епископа Аляскинского в 1916 г., с 1920 г. на Смоленской кафедре, уклонялся в обновленческий раскол, но принес покаяние, с декабря 1943 г. на Астраханской кафедре. Филипп (1507–1569) — святитель, митрополит Московский. Происходил из боярского рода Колычевых. Известен независимой позицией по отношению к Ивану Грозному, к которому многократно обращался с увещеваниями и призывами остановить кровопролитие, за что принял мученическую смерть — был задушен Малютой Скуратовым. Флоренский Павел Александрович (1882–1937) — священник, ученый, религиозный философ. Расстрелян в Соловецком лагере. Фоменко Анатолий Тимофеевич (р. 1945) — математик, академик РАН (1994). Автор оригинальной концепции исторической хронологии. Фра Анжелико (1400–1455) — художник флорентийской школы. Фридрих III Мудрый (1463–1525) — курфюрст Саксонии, покровитель Лютера. Хабиб Хананеич — преподаватель греческого языка в Тамбовской духовной семинарии. Хаммерли — пастор, знакомый митрополита Питирима. Харитон Исповедник (IV в.) — епископ Иконийский, преподобный. Память совершается 28 сентября (11 октября). В этот же день установлено празднование памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей Преподобного Сергия. Харлампий (Харалампий) Магнезийский (II — III вв.) — священномученик. Память совершается 10 (23) февраля. В день памяти мученика Харлампия скончался о. Александр Воскресенский.  Хмельницкий Богдан (ок. 1595–1657) — украинский государственный и военный деятель, гетман Украины (1648). Хомейни (ок. 1900–1989) — аятолла, руководитель Исламской Республики Иран.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Параскева, преподобномученица. 25 июля. 162.       Поликарп, священномуч. Смирнский, при М. Аврелии Антонине (161–180). 23 февр. 163.       Иустин Философ, Харитон, Харита жена, Евелпист, Иеракс, Пеон и Валериан, мучч. Римские. 1 июня. Ок. 164. Филицата и 7 сынов ее, мучч. Римские. 25 янв. Ок. 166. Ермий воин, муч. Команский. 31 мая. Ок. 175 Конкордий пресв. муч. Сполетский. 4 июня. 161–180. Аверкий, еп. Иерапольский. 22 окт. Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп с дружиной, мучч. 16 янв. 180–192. Левкий исповедник, еп. Врунтисиопольский, при Коммоде. 20 июня. 3 век Ок. 203.       Онисий и Конон, мучч. Исаврийские. 5 марта. Пофин и преемник его Ириней, священномучч. Лионские. 23 авг. Перпетуя, Сатир, Ревокат и др., и св. Филицитата, мучч. Африк. 1 февр. 202–211.       Харлампий, еп. Магнисийский, Порфирий и Ваптос, воины и другие, мучч. Антиохии Писидийской. 10 Февр. Разумник, муч. Римский. 12 дек. Серапиоп муч. 13 июля. Ок. 225.       Татиана дева, диаконисса, муч. Римская, и друг., при Александре Севере (222–235). 12 янв. Ок. 228.       Пасикрат и Валентин, мучч. Доростольские. 24 апр. Ок. 230.       Кикилия, и с нею Валериан, Тивуртий и Максим, мучч. Римские. 22 ноября. Феодотия, мученица Никейская. 17 сент. 236.             Анфир, папа Римский, при Юл. Вере (Максимине). 5 авг. 238–244.       Еликонида Селунская, мученица Коринфская, при Гордиане и Филиппе. 28 мая. 249–251.              Мучч. Александрийские , при Декии: Кириак, Фавст пресв., Авив диакон и 13 других. 6 сент. Пансофий. 15 янв. Евтропия. 30 окт. Епимах. 31 окт. Максим, муч. Асийский. 14 мая. Терентий, Африкан, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор и друг., мучч. от Фортунатиана в Африке. 10 апр. Полихроний, еп. и муч. Вавилонский. 30 июля. Фирс, Левкий и Каллиник, мучч. Вифинские. 14 дек. Кирилл, еп. и муч. Гортинский. 9 июля. Философ, муч. Египетский. 31 мая. Галактион и Епистима, мучч. Едесские. 5 ноября. Семь отроков Ефесских: Максимилиан, Ексакустодиан и другие. 4 авг. Александр, еп. и муч. Иерусалимский. 12 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Его узнаваемый иконографический тип сохранился в поствизант. живописи. В это время он обычно изображался со свитком: в росписи собора мон-ря Нямц, Румыния (1497); на иконах «Большой Деисус со святыми» (2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), «Св. Евфимий» (XVI-XVII вв., ГРМ), «Святые Феодосий и Евфимий» (2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) - оба с раскрытыми свитками, на иконе (XVII в.) из мон-ря Дионисиат на Афоне; в росписях парекклисиона св. Архангелов собора мон-ря Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634); в церкви монастыря Хурези, Румыния (1654). С длинным посохом Е. В. представлен на иконе Эммануила Цанеса (1682, Греч. ин-т визант. и поствизант. исследований, Венеция). Его продолжали изображать и без свитка, как на иконе Дичо Зографа «Антоний Великий и Евфимий Великий» (1859-1860) из иконостаса собора Св. Троицы во Вране, Сербия. На Руси была воспринята византийская традиция изображения Е. В. Вероятно, образ святого был включен в декорацию первых древнерус. храмов, но его не всегда можно идентифицировать. Во имя Е. В. были освящены церкви на Владычном дворе в новгородском Детинце (1445) и в Вяжищском мон-ре (1466), обе не сохранились ( Лифшиц. С. 516-518. Ил. 414). Е. В. изображен в ц. Симеона Богоприимца в Зверином Покровском мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.); в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502); на 2-частной иконе из праздничного чина (сер. XVI в., ПИАМ). Е. В. представлен среди избранных святых: на 2-сторонней иконе-таблетке «Святые Антоний Великий, Евфимий Великий и Савва Освященный» (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ); на новгородской иконе «Избранные святые» (1498, ГРМ); на иконах «Преподобные Савва Освященный, Антоний Великий, Евфимий Великий, Герасим иже на Иордани, Феодосий Великий и Харитон Исповедник» (кон. XV - нач. XVI в., Покровский старообрядческий собор в Рогожской слободе, Москва) и «Богоматерь Владимирская с избранными святыми» (сер. XVII в., ГВСМЗ) - на поле.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Отзовемся, братья христиане, на приглашение Святой Церкви неизменным решением: «Во всяких, даже тягчайших бедах, да будет мне величайшим утешением правая Твоя воля, о Боже, как в жизни, так и смерти для перехода в жизнь бесконечную; буди воля Господня, буди, буди» 221 . И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин 2,17 ).  138 в виду Томас Мор (1478–1535) – английский гуманист, государственный деятель, писатель, святой Католической Церкви.  150 V (1500–1558) из рода Габсбургов. Король Испании в 1516–1556 гг. Немецкий король в 1519–1531 гг. Император Священной Римской империи в 1519–1556 гг.  151 Николаевич Муравьев в сочинении «Жития святых Российской Церкви» за сентябрь месяц под 30-м числом говорит: «Некоторые неправильно смешивают Михаила, первого митрополита Киевского, с другим епископом, который за сто лет прежде его, во дни Аскольда, крестил Русь и совершил означенное здесь чудо». – Прим, перев.  158 Киприан и мученица Иустина пострадали в Никомидии в 304 году при гонениях Диоклетиана. Мученик Феоктист прославлен вместе с ними в лике святых. Память 2 октября старого стиля. 162 Ачети де Порти (или Серафино да Фермо; 1496–1540) – итальянский поэт, регулярный каноник Латерана.  165 Павел Фивейский (341) – первый христианский отшельник, подвизавшийся в Фиваиде в Египте. Память прп. Павла празднуется 15 января старого стиля. О преподобном Антонии см.: примечание к гл. 3, часть I.  167 Иоанн, патриарх Александрийский (617), за свое нищелюбие и милосердие прозван Милостивым. Его память совершается 12 ноября старого стиля.  171 Харитон Исповедник пострадал во время гонений на христиан при императорах Галерии (305–311), Максимиане (305–313) или Ликинии (311–324). После прекращения гонений был освобожден из темницы и продолжил свои подвиги в Палестине. Память 28 сентября старого стиля.  172 история рассказывает про святого Роберта (1029–1111) – первого настоятеля монастыря в Молезме (Франция).  179 Ирина (803) царствовала в 797–802 гт. Была свергнута с престола чиновником Никифором. Умерла в ссылке.  189 – символ сана древнеиудейского первосвященника, именно: щит, украшенный двенадцатью блестящими драгоценными камнями.  190 изложил это положение в следующем двустишии:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   И святая мученица Анастасия Римляныня (Память 29 октября.) тоже жила в монастыре с другими инокинями и с блаженной Софией-игуменией, и все носили одеяние иноческого образа. И жили они также во времена царя Декия.    Но царь Декий жил спустя несколько лет после святых апостолов, что засвидетельствовано в житии святой мученицы Ориозилы: крестил ее святой апостол Андрей Первозванный, а мучений за Христа она сподобилась во времена царя Декия.    О том же свидетельствует и мучение семи святых отроков, что в Ефесе (Память 4 августа.): ибо от первого года царствования Декия, когда святые отроки заснули, до тридцать восьмого года царствования Феодосия Младшего, когда святые отроки проснулись, прошло триста семьдесят два года. И если кто-нибудь подсчитает, то увидит из сего истинного свидетельства, что от вознесения Христова до Декиева царствования — восемьдесят лет, от того времени до царствования великого Константина — двести двадцать лет, а от того времени до тридцать восьмого года царствования Феодосия Младшего — сто пятьдесят лет.    Также и святая мученица Евгения (Память 24 декабря.) постриглась в мужском монастыре в Египте, назвавшись евнухом, и много лет жила она иноческой жизнью, пострадала же Христа ради в царствование Коммода, которое было за много лет до Константина Великого.    И в житии святой мученицы Христовой Февронии (Память 25 июня.) написано, что она постриглась в монастыре блаженной Вриенны и Фомаиды и жила в монастыре около двадцати пяти лет, не видев мирского. Когда кто-нибудь из мирян желал с нею побеседовать, то беседовал в иноческом образе, ибо монахини не хотели видеть ничего мирского.    Также и преподобный Харитон Исповедник (Память 28 сентября.) создал три монастыря и собрал множество иноков, и было это во времена царя Аврелиана.    И Антоний Великий (Память 17 января.), намереваясь вести иноческую жизнь, нашел тех, кто до него постился и уже состарился, живя так много лет; у них он учился и подражал житию их: постничеству одного, молчанию и терпению другого. И были у него спостники, подобные ему возрастом и годами: Аммон Нитрийский, Феодор и Паламон, наставник Пахомия Великого, — и еще было у него множество учеников, живущих по разным местам в монастырях и пустынях. И был монастырь, где жил он сам, как указано в житии Илариона Великого (Память 21 октября.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Православные праздники 10 октября — Апп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Евангелие от Марка. 1. Начало служения (Мк 1-2) Венецианский лев Республика Святого Марка Апостолы Апостолы  Апостол от 70-ти евангелист Марк был учеником апостола Петра. В ночь Крестных страданий следовал за Христом. Написал Евангелие для уверовавших язычников, был первым епископом в Александрии, положил начало египетскому христианству, умер мученической смертью от язычников. В 820 г. мощи апостола Марка были перенесены в Венецию и находятся в Соборе Святого Марка, апостол Марк считается небесным покровителем Венеции. — Сщмч. Петра, митр. Крутицкого (1937). О жизни и подвиге священномученика Петра, митрополита Крутицкого Митрополит Петр (Полянский): Неофициальный патриарх Священномученик Петр, митрополит Крутицкий был ближайшим помощником патриарха Тихона, после его смерти стал патриаршим местоблюстителем, помогал заключенным священникам, выступал против обновленческого раскола, за отказ превращать Православную Церковь в марионеточный орган революции в 1925 г. был арестован, содержался в крайне тяжелых условиях заключения, 2 октября 1937 г. был расстрелян. Архиерейским Собором 1997 г. прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.   Православные праздники 11 октября — Прп. Харитона Исповедника (ок. 350). КАКИЕ БЫВАЮТ СВЯТЫЕ Преподобный Харитон Исповедник - аскет и проповедник, основатель палестинского монашества, один из родоначальников Иерусалимского Устава, на местах его отшельничества основаны Фаранская и Суккийская лавры и Монастырь Искушения.   — Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские: святые родители святого Преподобный Сергий Радонежский Преподобные Кирилл и Мария Радонежские были ростовскими боярами.  В 1328 г семейство, спасаясь от набегов татар, переселилось в Московское княжество, в город Радонеж. Вели праведную жизнь, строго соблюдали церковный устав, помогали страждущим, в старости приняли иночество. Кирилл и Мария воспитали детей в духе праведного христианства и перед смертью дали благословение своему сыну Варфоломею (преподобному Сергию Радонежскому) на иноческий подвиг.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

В иудейской же пустыне примерно в то же время стал подвизаться другой великий старец – св. Харитон Исповедник, который основал одну за другой три лавры, первой из которых была лавра Фаран, заложив тем самым основы своеобразной формы жизни палестинского иночества. В его лице наглядно представляется отмеченная выше связь мученичества и первомонашества. «Житие» его свидетельствует, что после того, как святой, претерпев многие страдания за веру Христову 182 , отправился со своей родины в Малой Азии (г. Икония) в Палестину, он на пути был схвачен разбойниками и помещен ими в одну пещеру. Затем, чудесным образом освобожденный Господом (разбойники выпили вино, в который выпустила свой яд ехидна, и умерли), преподобный начал свои подвиги в той же пещере. Став невольным наследником неправедного богатства, награбленного разбойниками, он его «хорошо распределил и явил себя исполнителем Божественной заповеди, раздав часть бедным и святым отцам, жившим в пустынях. Они были редки и немногочисленны и сами во время гонения предпочитали пустыню отечеству, живя рассеянными в пещерах Каламоновых близ Мертвого моря. На остальные деньги он построил... Святую лавру и, сверх того, святейшую в ней церковь , которую освятил Макарий, некогда державший бразды Церкви Божией в Иерусалиме и бывший в списке благочестивого Собора, собравшегося в Никее» 183 . Таким образом, около 330 года в Палестине образовался еще один центр монашеского жития 184 . «Подвижники лавры Фаранской не были свободными отшельниками, руководствовавшимися в своей жизни только собственною волею; отличались они и от учеников преп. Илариона: так, не жили, подобно последним, в далеком расстоянии от того подвижника, духовному руководству которого себя вверяли, а группировались в известной местности и в известном порядке. Инок лавры Фаран, оставаясь тем же одиночником, каким был и раньше, до устройства первой палестинской лавры, входил, однако, в состав общины, каждый из членов которой жил отдельно от других, хозяйничал и трудился для себя; но для всех был общий закон, общий начальник и общий храм молитвы, и таким образом отдельные жилища и их обитатели соединялись в одно целое. Церковные историки противополагают жизнь лаврскую строгому отшельничеству, но вместе с тем отличают лавры и от строгих общежитий: лавры составляли как бы посредствующую ступень между этими двумя формами монашеской жизни» 185 . Можно только отметить, что аналогичную посредствующую ступень составляла и нитрийская монашеская община, хотя она вряд ли находилась под единым руководством (ею, скорее всего, управлял «совет старцев»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Апостол Павел называет себя Проповедником и Учителем языков в Вере и Истине ( 2Тим.1:11 ); но сие название преимущественно дается Диаконам, потому что они провозглашают во время Богослужения Евангелие и молитвы, которыя должны воссылать находящиеся в Церкви. Исповедники суть те Святые, которые за исповедание Веры или Православие претерпели многоразличные страдания, но умерщвлены не были; каковы: Харитон Исповедник, Максим и проч. Воздержниками (Σγκρατευτι) называются все прославившиеся строгим соблюдением постов, воздержанием и другими подвигами благочестия. Они назывались сперва подвижниками (Ασκηται), а потом, по уединенной, пустынной жизни, Монахами ныне же Преподобными. Между всеми сими Святыми, в Литургии Василия Великого воспоминаются еще Учители. Св. Апостол Павел в посланиях( 1Кор.12:28 и Еф.4:11 ), исчисляя чины Богом учреждевные в Церкви к распространению и утверждению Веры Христовой, сперва полагает Апостолов, потом Евангелистов, как их споспешников, а после них Учителей которых должность состояла в том, чтоб в отсутствие Апостолов и Евангелистов продолжать учение, на основании от них положенном. В последовавшие после Апостолов века, сию их должность, по преемству, продолжали Св. Отцы, именуясь, как и ныне всею Церковию именуются, вселенскими учителями. В Греческой Церкви при Престоле Константинопольского Патриарха (по свидетельству Кедрина лист 189, Меурсия и других) находился еще и особый чин учителей называемых у некоторых писателей риторами церковными, или Проповедниками, каковые и доныне продолжаются. См. Thesairus Ecclesiasm. Suiceri под словом: Διδσκαλος и в примеч. Беверег. на правило 19 Собора в Трулле, Пандект. том 2, стр. 131. 1018 Хотя здесь исчисляются лики Святых одного мужеского пола, но к ним причисляются и Святые женского пола; а потому Священник и заключает свое моление: И о всяком дусе Праведном, о всех Святых, всякого состояния и пола. На Проскомидии же некоторые поимянно поминаются: Пресвятая Дева, Мученицы: Фекла, Варвара и проч.: Преподобные матери: Пелагия, Феодосия; Святые Богоотцы: Иоаким и Анна, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010