Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь 11 октября. ПРАВМИР. Преподобный Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии, Максимиане или Ликинии. В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы (память 24 сентября), уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога – Христа-Спасителя. Святой Исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь – знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители – Иерихонскую и Сукийскую, именуемую «Ветхой Гаврой». В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Харитон Исповедник, прп. - житие Преподобный Харитон жил в городе Иконии, Ликаонской епархии1. Он был благочестивый христианин, отличался добродетелями и в царствование нечестивого царя Аврелиана явил себя исповедником имени Христова2. Ибо, когда по всем странам разошлось безбожное повеление царя принуждать христиан к принесению жертвы идолам, неповинующихся же убивать, то, во исполнение сего предписания, в Иконии взят был под стражу игемоном той страны Харитон, как наиболее отличавшийся среди христиан благочестием и сиявший добродетелями. Он был связан и приведен на суд нечестивых, где игемон спросил его: – Почему ты не поклоняешься великоименитым богам, пред коими царь и все народы склоняют свои головы? Харитон отвечал: – Все боги язычников – демоны, кои некогда восхотели сравняться с Вышним Богом, и за свою гордость свержены были с неба в глубину преисподней; ныне же стремятся они к тому, чтобы быть почитаемыми от безумных и обольщенных людей, как боги. Впрочем, и они, и те, кто им кланяется, скоро погибнут и, как дым, быстро исчезнут: посему я им не поклоняюсь; верую же в истинного Бога, Ему служу и поклоняюсь, ибо Он есть Создатель всего, Спаситель мира, пребывающий во веки. – Уже этим первым грубым ответом, – сказал игемон, – ты сделал себя достойным смерти, потому что дерзнул похулить бессмертных богов, а нас, им поклоняющихся, осмелился называть безумными и обольщенными; за сие только следовало бы усечь мечом твою злоречивую голову. Но так как наши боги долготерпеливы и не спешат отмщать за причиненное им бесчестие, то я сделаю тебе снисхождение и не тотчас погублю тебя; быть может, придя в себя, ты рассудишь здраво и принесешь с нами жертву тем, которых ты теперь хулишь, и испросишь у них прощение за совершенный тобою грех; они же, как незлобивые, готовы принять тебя и простить тебе их бесчестие. Харитон отвечал: – Если ваши идолы – боги, то ты дурно поступаешь, игемон, прощая мне оскорбления, какими я их бесчещу; ибо всякий должен стоять за честь своего бога и высказывать в отношении к нему свою ревность. Если же они – не боги, то напрасно ты повелеваешь им поклоняться. Знай, что никакая муке не отторгнет меня от Живого Бога и не склонит к почитанию скверных идолов; ибо я – ученик блаженной первомученицы Феклы3, воссиявшей в нашей Иконии светлою зарею мученичества. Она же была наставлена к сему подвигу великим учителем – св. Павлом, с коим ныне и я говорю: " Кто меня разлучит от любви Божией – скорбь ли, или теснота, или гонение, или беда, или меч, или другое что-то трудное? " 4. Игемон же сказал:

http://pravicon.com/info-3597

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2013-01-23 20:33:00 Владелец: evgen75 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Всем здравствуйте! может кто то поможет опознать икону... Очень интересно в каком году была написана и кто изображен.. Надписи плохо читаемы: С.М. Ха...., С.Л.А...., С.Александр Невский, но я не уверен. Буду рад любой информации.. Заранее благодарен!!!! Попытки опознаний [ 2013-01-24 23:06:15 ] Tasha : Икона " Избранные Святые " . Слева святой Харитонъ Исповедник, если не ошибаюсь. Справа св. Александр Невский, как Вы уже заметили. А имя святой мученицы пока не удается установить. Икона конца 19 в.(?) Можете еще обратиться на форум : http://www.icon-art.info/phpBB2/index.php Там специалисты могут рассказать подробнее. Раздел атрибуции и обсуждения икон " [ 2013-01-25 19:49:07 ] evgen75 : Спасибо огромное, Tasha!!! Мы тоже склонялись к тому, что справа Харитонь, а в середине надпись очень похожа на ...Аксинья.. может поможет.. Мне не важна материальная ценность иконы...это семейное достояние...я приобрел эту икону лет 13 назад и мне всегда было интересно, кто на ней изображен... [ 2013-01-28 18:15:40 ] Tasha : Как только не обрабатывала в фоторедакторе, но прочесть имя так и не получается. Я даже не уверена, что первая буква " А " . Предлагаю такой вариант решения - на место надписи наложите чистый листочек бумаги (не очень плотный). Затем надо слегка заштриховать его простым карандашом. (как заштриховывают монетки через лист бумаги, знаете?) Рельеф надписи проступит на бумаге. Если получится определить хотя бы несколько букв, то дальше уже смотреть по святцам. Вот здесь достаточно полный список имен. http://days.pravoslavie.ru/ABC/#w [ 2013-11-04 03:46:17 ] animaisa : Согласна, что слева изображен св. Харитон, но только не исповедник, т.к.в церковных святцах нет Харитона исповедника.Если бы это был Харитон, епископ Иконийский, или Харитон, игумен Сянжемский (Вологодский), то они должны были бы быть изображены только в священнических одеяниях.Есть в святцах ещё преподобный Харитон Псковский. Но т.к. у изображения святого на этой иконе стоят буквы с. м. , то остаётся только муч. Харитон римский.Что в середине изображена св.Аксиния - этого просто не может быть, т.к. такой святой просто нет.Есть св. мч.Анисия, Акилина и др.Но по нечёткой надписи точно трудно сказать.Справа неадпись хоть и расплывчата, но можно прочесть, что это св. Александр Невский.

http://pravicon.com/unknown-417

Кто-то из них обретал веру во Христа и принимал Крещение, кто-то приходил к жительству по Богу, оставляя мирскую суету и попечения, становился иноком и старался во всем подражать преподобному. Ради собравшегося там народа Харитон построил и третью Лавру, названную Сукас. Но так как сам он весьма любил безмолвие, ибо опытно знал его сладость и пользу в стяжании добродетели, недалеко от новосозданной обители святой отец нашел богозданную, " подвешенную " высоко над землей, на крутой и неприступной горе пещеру. Туда можно было добраться только с помощью лестницы. Однажды поднявшись в эту пещеру, мужественный Харитон там и поселился. Харитон провел в безмолвии долгое время, но будучи не в силах по причине старости и многолетних подвижнических трудов служить и ходить за водой, но и не желая назначать на это послушание никого из своих учеников, чтобы не стать им в тягость, богоблагодатный задумал следующее. Он знал, что по молитве праведника Бог и невозможное может сделать возможным, а трудное – весьма легким. И – о чудо! – тотчас же после молитвы исповедника в пещере забил источник чистейшей воды. И до сих пор он вытекает с одной стороны пещеры, не только утоляя жажду, но и врачуя всякую немощь. Это – лучшее свидетельство святости преподобного и того дерзновения, которое имел ко Творцу источающий благодать Харитон. Данному повествованию недостает рассказа об успении преподобного, которое тот предвидел по Божественному откровению. После того, как преподобный Харитон узнал о приближающейся кончине, он спустился из пещеры в святую Сукасскую Лавру и вместе с игуменом и братиями пришел в монастырь Эльпидий, откуда в сопровождении пастырей и паствы обеих обителей прибыл в святую Фарасскую Лавру – туда, где впервые пролил пот своих подвижнических трудов. Здесь он оставил в наследство своим ученикам завещание. Суть его такова: «Поскольку приблизилось время моей кончины, я пойду к Богу, куда и вы, чада мои, возлюбленные о Господе, потщитесь прийти со всяким прилежанием, хорошенько подготовившись сейчас, пока есть время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И ныне, Богородичен: Блажим Тя, Богородице Дево,/ и славим Тя, вернии, по долгу,/град непоколебимый, стену необоримую,/твердую Предстательницу//и прибежище душ наших. Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе//и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову: Апостол к Коринфяном, зачало 176. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа: Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную: Преподобный Харитон Исповедник (†ок. 350) жил в городе Иконии Ликаонской епархии в Малой Азии. Он был благочестивым христианином и особо почитал память святой первомученицы Феклы, последователем которой себя считал. Во время гонения на христиан императора Аврелиана (270–275) был схвачен и святой Харитон. Он мужественно и твердо исповедал веру во Христа Спасителя, принял жестокие мучения, но по Промыслу Божию остался жив и после смерти Аврелиана был освобожден из заключения. С тех пор святой Харитон всю свою жизнь посвятил служению Господу. Однажды он направился в Иерусалим для поклонения святым местам и попался в руки разбойников; не найдя у него ничего ценного, они связали его и бросили в пещере, намереваясь потом убить. Святой лежал связанный и молился, благодаря Бога и готовый принять смерть по воле Божией. В это время в пещеру заползла змея. Она стала пить вино из стоявшего сосуда и при этом отравила его своим смертельным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники стали пить отравленное вино и все до одного погибли. Преподобный же Харитон, воздав благодарение Богу, освободил себя от уз и остался жить в пещере. Найдя в ней много награбленного золота, он часть его раздал нищим, часть отдал в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь . Постепенно к преподобному стали собираться желающие жить вдали от мира, и из этого братства образовалась Фаранская обитель. Попечение об обители и забота о братии нарушали безмолвие преподобного Харитона, и тогда он, стремясь к уединению, ушел глубже в пустыню. Однако и там его нашли те, кто искал его руководства, и таким образом были основаны две обители – Иерихонская и Сукийская, именуемая Ветхая лавра. В конце своей жизни преподобный Харитон взошел на гору близ Сукийской обители и там подвизался в пещере. В пещеру эту можно было подняться лишь по очень высокой лестнице. По молитве святого из горы забил источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Матфей и Харитон, схимонахи Троице-Сергиевой лавры и иеромонах Тихон (Память 9 августа). Схимонахи о.о. Харитон и Матфей подвизались в Гефсиманском скиту. Различная была их прежняя жизнь, различным был и подвиг спасения. О. Харитон пришел к монашеству от жизни довольной, обычно-мирской, исполненной многих соблазнов, а жизнь о. Матфея была проста, как и сам он был прост душой и незлобив сердцем. Посему, что давалась о. Харитону с большим трудом, то без всяких усилий принимал о. Матфей. Много скорбей потерпел о. Харитон от нападений вражиих. Непрестанны были его борения с самодовольством, тщеславием и унынием. Но духи лукавства не переставали озлоблять его, то они выкрадывали память молитвенную, в чтении закрывали слова, в стоянии расслабляли силы, то устрашали и смущали пустыми привидениями. «В этом подвиге, писал наместник Сергиевой лавры о. Антоний к м. Филарету, нужно терпение, смирение и благодушная вера в Господа спасающего. Но работа эта тяжела: не скоро выкинется нравственная пыль, а покуда, по грязи этой близко и свободно подходят демоны. Да, видно, задолго до уединения, уединению надо учиться». Так шел подвиг о. Харитона. Отец же Матфей без особенной борьбы восходил от силы в силу, от меры в меру чистоты и святости. Вот, как описывает беседу с этим подвижником о. наместник Лавры архим. Антоний в письме к м. Филарету: «в воскресенье, вечером, бывши в скиту, я взял с собой о. Илариона, и в 7 часов пошли к о. Матфею. Тихонько подошли мы к его келлии и услышали, что он поет. Постучали, сотворили молитву; по обычаю, сотворил и он и, узнав нас, принял с радостью. Мы сказали, что слышали, что он пел, и он простодушно ответил: так что-то весело на сердце стало, я и попел. И попросил повторить то, что он пел. После некоторого отказа, он согласился, сел и стал петь. И видимо, душа его восходила к поемому им. Сначала он стал прославлять Святую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, и заключил прошением прощения всех грехов и освящения благодатью. Потом обращался к Божией Матери, к Предтече и все с особыми прошениями о предстательстве за всех верующих. Далее – к небесным Силам, праотцам, патриархам, пророкам, апостолам, святителям, учителям церковным, мученикам, исповедникам, преподобным и праведникам. В каждом лике поименно именовал святых многих, и заключал к каждому лику прошением о предстательстве пред Господом о грехах наших. После всего пел кондак великого канона «душе моя, душе моя» ... и потом стихиры Кресту, которые поются в скиту после правила. И нельзя было не приметить благодатной радости в душе его, проявляющейся на лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Противостояние было не только военным, но и духовным. Именно в это время по границам русского православного мира станут духовные твердыни-монастыри: Соловецкий, Псково-Печерский, Пафнутьево-Боровский, Оптина пустынь… Появится монастырь и на Торопецкой земле. Его возникновение будет связано с именем преподобного Харитона Кудинского. Сторожевая башня – символ Торопца Хотя сведения о житии святого весьма скудные, мы можем отметить тот факт, что преподобный Харитон жил в эпоху рассвета русского монашества и был современником таких великих подвижников, как архиепископ Геннадий Новгородский, Корнилий Комельский, Нил Столобенский, Александр Свирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий… Удивительные рассказы о жизни святых угодников передавались из уст в уста, уходили в народ, и их пример воодушевлял. Наставником Харитона стал преподобный Евфросин Псковский . Годы жизни Евфросина известны: 1386–1481. На этом основании можно сделать предположение, что Харитон родился в середине XV века. Вероятно, не позже 1460-х годов . Постриг Харитона, вернее всего, совершился в Спасо-Елиазаровском монастыре, основанном преподобным Евфросином. Обитель эта сохранилась и находится в 25-киллометрах к северу от Пскова . История не сохранила мирского имени преподобного. Харитоном он мог быть наречен в честь святого Харитона Палестинского, исповедника (день памяти обоих святых приходится на 11 октября ). Древнегреческое слово «Харис» переводится как «радость» или «благодать», а имя Харитон переводится как «благосклонный», «доброжелательный». Сохранился монастырский устав преподобного Евфросина, представляющий собой общее наставление инокам: Насельником Спасо-Елиазаровского монастыря и современником Харитона Кудинского был старец Филофей, впервые обстоятельно развивший концепцию «Москва — третий Рим» («…два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти») . Концепция сыграла огромную роль в развитии политической, юридической и богословской мысли того времени и в итоге способствовала радикальному изменению статуса Русской Церкви – учреждению Московского Патриархата .

http://pravoslavie.ru/159699.html

Первоначальником иноческого жития в Палестине обыкновенно почитается преподобный Иларион, ибо до него, как свидетельствуют древние писатели, не было в Палестине монастырей, и никто прежде в Сирии не видал монахов. Под влиянием этого светлого примера появилось не мало монастырей, иноки которых удивили Василия Великого чрезвычайным воздержанием в пище и питии, постоянным трудом и бодростью в непрестанной молитве. Впрочем, монастыри, устроенные преподобным Иларионом или по его примеру, сосредоточивались лишь в окрестностях Газы 12 . Но в то же самое время, то есть в начале IV века, является в Палестине преподобный Харитон, который и был основателем монастырей собственно в пустыне Иерусалимской. Святой Харитон Исповедник, пострадавший при императоре Аврелиане, идя помолиться в Сятой Град, был на пути взят в неволю разбойниками и увлечен в Фаранскую пустыню, в дикую пещеру, служившую им убежищем. Гнездившийся здесь змий отравил своим ядом вино, и разбойники вместе с вином выпили смерть, а преподобный Харитон, сделавшись свободным, решился в благодарность за чудесное избавление остаться в этой самой пещере служить Господу. Вскоре молва о его святой жизни и чудесах собрала к нему учеников; пещера была обращена в церковь и основалась знаменитая лавра Фаранская, первоначальная из всех обителей в пустыне Святого Града. Вторая лавра была основана им же близ Иерихона (вероятно, в пещерах Сорокадневной горы) и потому называлась Иерихонскою; наконец, третья на потоке Сукка, между Фекуею и Мертвым морем, и потому носила название Сукки по-сирски или Старой лавры по-гречески. В этой последней лавре преподобный Харитон дожил до глубокой старости, но последние дни своей земной жизни пожелал окончить в первой своей обители – лавре Фаранской, где и погребен. Впрочем, во время преподобного Харитона пустыня Святого Града еще мало была известна в мире христианском; в V и VI веках она достигла известности и почитания, ибо много всяких мужей прославили ее святостью жизни и дивными чудесами. В главе этих мужей стоит преподобный Евфимий, который, как Антоний Египетский, был отцом всех палестинских пустынножителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Из подвижников Фаранской лавры, кроме основателя ее преподобного Харитона, знамениты: Григорий игумен, Косма скопец, Павел, Феодор Илиотский и Фалалей Киликийский. Преподобный Харитон Исповедник (память 28 сентября) родом был из Малой Азии и жил в столице древней Лакаонии – Иконии, между жителями которой славился благочестием и добродетельною жизнью. В гонение на христиан при римском императоре Аврелиане он обнаружил необыкновенную твердость веры и приобрел славу Христова исповедника. Когда указ императорский о преследовании христиан пришел в Иконию, св. Харитон, как известный и славный в городе христианин, первый из христиан был представлен на суд к начальнику области. –      Почему ты не поклоняешься богам, пред которыми смиряются царь и все народы? – спросил св. Харитона областеначальник. – Языческие боги, – смело отвечал Харитон, – суть бесы, которые некогда за гордость свою, за то, что хотели уподобиться Всевышнему, низвержены с неба во ад, ныне же безумными и прельщенными людьми почитаются за богов. Но и они сами, и поклоняющиеся им скоро погибнут и как дым исчезнут. А я имею истинного Бога, Который есть Создатель всяческих, Спаситель мира, пребывающий вовеки. –      Уже по первому твоему дерзкому ответу, – сказал областеначальник, – ты достоин смерти, ибо осмелился хулить бессмертных богов и нас, им поклоняющихся, называть безумными и прельщенными, и потому должно злоглаголивую главу твою отсечь мечом. Но поскольку боги наши долготерпеливы и медлят мстить за наносимое им оскорбление, то и я потерплю и не хочу тотчас погубить тебя: может быть, ты придешь в чувство и принесешь вместе с нами жертву тем, коих теперь хулишь, и испросишь у них прощения за свой грех. Св. Харитон отвечал, что никакие муки не в силах отторгнуть его от истинного Бога и преклонить к почитанию скверных идолов, ибо он ученик блаженной первомученицы Феклы, в сем городе увенчавшейся венцом мученичества. –      Если бы наши боги не были в самом деле богами, – возразил правитель, – то не даровали бы нам счастливой жизни, богатства, славы, здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исследователи склонны считать, что Харитон шел по Иерихонской дороге, где разбойные нападения и задолго до этого были в порядке вещей; так, уже в Евангелии от Луки мы читаем в притче о добром самарянине: «На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (Лука, 10:30). О многочисленности разбойников в этих местах (т.е. в окрестностях Маале-Адумим) писал, кажется, и Иероним Стридонский (согласно Ди Сеньи, в 108-й эпистоле, PL T. 22, col. 887). Разбойники захватили Харитона на дороге и, связав, привели и бросили в своей пещере: «Когда он шел туда и был уже вблизи Иерусалима, то попался в руки разбойникам, кои, не найдя у него ничего ценного, схватили его, и увели в свою пещеру, чтобы там предать его лютой смерти. Впрочем, они не убили его, так как поспешно отправились искать путников, чтобы ограбить их; святого же Харитона оставили лежащего связанным в пещере» (Житие). Стоит отметить, что «предать Харитона лютой смерти» разбойники могли и на дороге; вероятно, они привели его в пещеру, чтобы выяснить, кто он такой и нельзя ли получить за него выкуп. Далее следует известная история о змее, избавившем преподобного от его пленителей. Согласно Житию, пока Харитон лежал связанный, «...в пещеру вполз змей и, найдя здесь сосуд с вином, стал пить из него; опившись, змей изблевал вино опять в сосуд вместе с своим ядом, и потом уполз. Воротились домой разбойники и, будучи томимы жаждою, все один за другим напились из того сосуда, и тотчас отравились тем ядом: ибо все упали на землю, и в страшных муках умерли. Так приняли они достойную казнь за грехи свои и ужасным образом закончили свою жизнь. Избавившись от смерти, святой Харитон освободился с помощью Божиею от уз и нашел в той пещере великое множество золота, которое разбойники собрали в течение многих лет разбоями своими. Богатство это, недобрыми средствами приобретенное разбойниками, святой Харитон истратил на пользу, на остальное построил на том месте обитель, по имени Фаре, и, обратив разбойничью пещеру в церковь, собрал здесь братию».

http://sobory.ru/article/?object=18570

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010