Архимандрит монастыря уважал преподобного Ферапонта и почитал святым. Но подвижник избегал славы человеческой. Он тайно оставил обитель и переселился в область Галича в пустынный Благовещенский монастырь на устье реки Монзы, при впадении ее в реку Кострому, в котором тогда жил строитель монастыря старец Адриан. За свои великие подвиги и усердные молитвы прп. Ферапонт получил благодатный дар прозирать и предсказывать будущее и творить чудеса. Чудесным образом он содействовал устроению Монзенской обители, в которой потом подвизался. В монастыре Павла Обнорского († 1429; память 10/23 января) подвизались два друга-инока — Пафнутий и Адриан. Раз Пафнутий ночью видел наяву на востоке необычный свет, как бы зарю, а в ней церковь и кресты с дивным сиянием. После того другой ночью, лишь только Пафнутий помолился и лег спать, ему явился незнакомый человек и сказал: «Пошли друга своего старца Адриана на изыскание места для новой обители, того самого места, которое ты видел в заре на востоке. Место то расстоянием отсюда 50 поприщ. На нем явится человек свят». Затем он предсказал Пафнутию, что ему не придется жить в этой обители, и стал невидим. В чудесном пришельца после узнали прп. Ферапонта. Когда Пафнутий рассказал о видении своему другу, преподобный Адриан отправился на изыскание чудесно указанного места и скоро нашел его. Это была непроходимая дебрь, достигнуть которой от города Солигалича можно было только на лодке рекой Костромой. Оно называлось Устье. Там стояла пустая ветхая церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Благовещения. Прп. Адриан увидел, что место удобно для монастыря: вокруг него много было леса, годного для устройства келлий и служб, в реке — рыбы для пропитания, удобно было распахать пашни, поставить близ монастыря деревни, на реке выстроить мельницу. Когда прп. Адриан вернулся в Павло-Обнорский монастырь и рассказал Пафнутию все виденное, тот дивился и помышлял о том, что и он переселится для подвигов с другом своим на новое место, чудесно ему открытое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В Костроме прошли торжества по случаю 450-летия со дня преставления преподобного Геннадия Костромского 5 февраля 2015 г. 19:14 5 февраля 2015 года, в праздник Собора Костромских святых, день 450-летия преставления преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, по приглашению епископа Костромского и Галичского Ферапонта и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра  управляющий делами  Митрополичьего округа в Республике Казахстан   епископ Каскеленский Геннадий  возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином соборе г. Костромы. Его Преосвященству сослужили епископ Костромской Ферапонт и духовенство Костромской епархии . Богослужение завершилось славлением всем святым Костромского края, после которого епископ Геннадий обратился к собравшимся со словами проповеди. Управляющий делами Православной Церкви Казахстана передал епископу Ферапонту, духовенству и верующим Костромской земли слова поздравления от митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, более 20-ти лет возглавлявшего Костромскую епархию. В Собор Костромских святых входят имена более 30 угодников Божиих. Многие из них были учениками и духовными последователями Игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников святого Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На Костромской земле в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики — преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря. В XIV-XV веках на Костромской земле подвизались преподобные Паисий Галичский, Тихон Луховский, Александр Вочский, Варнава Ветлужский и Макарий Унженский — основатель знаменитой Макариево-Унженской обители, настоятелем которой с 1675 по 1682 год был святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В XVI столетии Костромская земля была прославлена подвигами преподобных Ферапонта Монзенского и Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца. С 1821 по 1825 год ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря города Костромы был преподобный Макарий (Глухарев), апостол и просветитель Алтая. В ХХ столетии, в годину гонений на святое Православие, на Костромской земле засвидетельствовали свою веру многие новомученики и исповедники Русской Церкви. Среди них — священномученики Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский, иерей Василий Сыпановский и другие страдальцы за веру Христову. Празднование Собора Костромских святых было установлено в 1981 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и приурочено ко дню памяти преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3983903.ht...

КОЗМОДЕМЬЯНСКИЙ, муж. существовавший некогда в уездном городе Галиче. Церковь этой обители, во имя св. Бессребренников Козмы и Дамиана, обращена в 1764 году в приходскую. ВАСИЛЬЕВСКИЙ, муж. в уездном городе Галич, с церковью св. Василия Кессарийского. О этой обители, когда она была основана и уничтожена, сведений нет; известно только, что в 1632 году она еще существовала. ЗАЧАТЕЙСКИЙ, женский, находившийся в древности в уездном городе Галиче; когда и кем был основан, неизвестно; а упразднен в 1764 году. МОНЗЕНСКИЙ, муж. в 25 верстах от уездного города Галича и в 30 верст. от Чухломы, на речке Монзе, при впадении ее в реку Кострому. Основан был в XVI веке Преподобным Ферапонтом и учеником его, препод. Адрианом. Здесь церковь Благовещения Богородицы, в которой почивают под спудом мощи означенных основателей; тут же погребена бывший в числе здешних иноков и прославившийся своей добродетельною жизнью и подвигами, труженик, Феодосий. Обитель упразднена в 1764 году и церковь обращена в приходскую. БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. существовавший в древности в уездном городе Юрьевце-Польском. Здесь, в церкви Богоявления Господня, погребен блаженный и Христа ради юродивый Симон, которого память местными жителями уважается. О времени основания и уничтожения этой обители неизвестно. СТРОЕВО-ГОРСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. находился за Нерехтою, в Сорохотском стану; о времени его основания и уничтожения сведений нет. В послушной вотчинной грамоте 1569 года значится, что царь Иоанн Васильевич Строево-Горскому игумену с братиею пожаловал в Сорохотской волости село Шабухино с деревнями. В 1642 году разбойники разорили этот монастырь, убив в нем черного попа Иосифа. ТРОИЦКАЯ, пуст. муж. существовавшая с XIV века на реке Ветлуге, на том самом месте, где ныне находится уездный город Варнавин. Пустынь эта называлась прежде и Лапшингскою, по небольшой речке Лапшанге, впадающей подле ее в Ветлугу. Она основана была Преподобным Варнавою. Здесь три церкви: 1) Соб. Апостола Варнавы , в которой и мощи основателя опочивают под спудом; 2) Живоначальной Троицы; 3) Николая Чудотворца. Сии две последние церкви, построенные учениками Препод. Варнавы, после его кончины, уже не существуют; а первая, Апостола Варнавы , обращена в городской собор. Обитель упразднена в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

12. Понедельник. Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца. Прп. Ферапонта Монзенского. Служба свт. Спиридона Тримифунтского шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Учитывая повсеместное широкое почитание памяти свт. Спиридона Тримифунтского, можно считать допустимым совершение ему полиелейной службы (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Преподобне отче, блаженне Спиридоне...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Небесных чинов...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Святителей Божественный сосуд...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Марие Богородице...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Чудо чудес...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Чудо чудес...». Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и святителя на 6. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона святителя. По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Преподобне отче, святителю прехвальне...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богородице, всех Царице...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пречистая Богородице...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-25/

Все присягнули с усердием вдовствующей царице Ирине, но скоро узнали, что вместе с нею вдовствует и трон Мономахов, что венец и скипетр лежат на нем праздно, что Россия, не имея царя, не имеет и царицы: Ирина приняла пострижение иноческое в Новодевичьем монастыре с именем Александры. Из всех областных городов созваны люди выборные на Великий Собор и наконец 17 февраля 1598 года, правитель Борис Годунов единогласно избран и возведен па престол царский. Окончим словами нашего незабвенного историографа: «Что по-видимому могло быть торжественнее, единодушнее, законнее сего наречения? И что благоразумнее? Переменилось только имя царя: власть державная оставалась в руках того, кто уже давно имел оную и властвовал счастливо для целости государства, для внутреннего устройства, для внешней чести и безопасности России. Так казалось; но сей, человеческой мудростью наделенный, правитель достиг престола злодейством.... Казнь небесная угрожала царю преступнику и царству несчастному». 118 Глава V Состояние Церкви Киевской митрополии в XVI веке. – Церковная уния. – Состояние Церкви Московской митрополии. – Упадок иноческой жизни. – Угодники Божии: преподобные Никандр Псковский, Адриан и Ферапонт Монзенские; юродивые: Симон Юрьевецкий и Иоанн Московский. Когда на престоле Московского государства прекратился державный род св. равноапостольного Владимира в лице царя Феодора, и нашему отечеству готовились тяжкие, продолжительные испытания, в первопрестольной и Боголюбовой Москве существовала уже крепкая опора для православных сынов ее, поставленная Промыслом Божиим не задолго до пресечения царственной династии: мы говорим о возвышении первосвятительской кафедры, которое придало ей новый блеск, новое освящение в глазах народа. Первые патриархи Московские, вынося на старческих раменах своих бремя власти, не только церковной, но и государственной, явили себя истинными отцами Церкви и отечества. 119 Не такова была судьба православной Церкви в западной Руси, под скипетром королей иноплеменных и иноверных, под высшим управлением патриархов Цареградских, отдаленных по месту жительства и чуждых по языку, при архипастырях слабых и не редко увлекаемых честолюбием. Мы говорили в своем месте о первых стеснениях православной веры при Ягайле, вскоре по соединении Литвы с Польшей. 120 Хотя общих гонений и не было, но самое разделение Русской Церкви на две митрополии не могло не вредить чистой вере, 121 и пролагало путь к унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Декабрь, 30 1563 Преподобный Геннадий Костромской. Январь, 23 1565 Святитель Герман, архиепископ Казанский. Ноябрь, 6 1567 Преподобный Феодосий Тотемский (Суморин). Январь, 28 1568 Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Январь, 9 1569 Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Февраль, 20 1570 Преподобный Арсений Новгородский. Май, 8 1570 Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские. Июнь, 24 ок.1570 Святитель Варсонофий, епископ Тверской. Октябрь, 4 1575 Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый. Февраль, 28 1576 Преподобный Кирилл Астраханский. Март, 18 ок.1576 Блаженный Иоанн Власатый, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец. Сентябрь, 3 1580 Преподобный Никандр Пустынножитель, Псковский Чудотворец. Сентябрь, 24 1581 Преподобный Анания Новгородский. Июнь, 17 1581 Преподобный Трифон Кольский, или Печенгский. Декабрь, 15 1583 Блаженный Симон Юрьевецкий, Христа Ради Юродивый. Ноябрь, 4 1584 Преподобный Агапит Маркушевский. Май, 21 1584 Преподобный Сергий Малопинежский. Ноябрь, 16 1585 Блаженный Иоанн, по прозванию Большой Колпак, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец. Июль, 3 1589 Преподобный Игнатий Ломский. Декабрь, 28 1591 Благоверный Царевич Димитрий Угличский И Московский, чудотворец. Май, 15 1591 Преподобный Ферапонт Монзенский. Декабрь, 12 1597 Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский). Июль, 8 до XVII в. XVII в. Праведный Афанасий Наволоцкий. Январь, 18 XVI-XVII вв. Преподобный Иона Яшезерский. Сентябрь, 22 XVI-XVII в. Праведный Василий Мангазейский (Туруханский). Март, 23 1602 Преподобный Мартирий Зеленецкий. Март, 1 1603 Праведная Иулиания Лазаревская. Январь, 2 1604 Святитель Иов, Первый Патриарх Московский и всея Руси. Июнь, 19 1607 Преподобномученица игуменья Анастасия и с нею 35 монахинь. Апрель, 10 1609 Преподобный Сергий Шухтовский (Шухтомский). Май, 19 1609 Преподобный Серапион Кожеезерский. Июнь, 27 1611 Преподобный Иосиф Заоникиевский. Сентябрь, 21 1612

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем – Патриарх Всероссийский; † 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 27 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее? крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Знаменском храме в городе Осташкове Калининской епархии. Литература: 1 . Успенский В., священник. Жизнь и подвиги преподобного Нила, Столобенского чудотворца. М., 1913. 2 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов русских святых. Ч. 9. Май. Тверь, 1899. 3 . Протоиереи Вл. Шуста, Нил Рясенский. Преподобный и богоносный Нил, Столобенский чудотворец – ЖМП, 1967, 5, с. 56–61. Преподобнаго Ферапонта Монзенскаго, Галичскаго чудотворца (Службу зри 12 декабря) Тропарь, глас 8: Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми,/сожительствовал еси Василию блаженному,/и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/в пустыню вселился еси,/в ней же вельми подвизался еси в жизни сей временней,/плоть умерщвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./Темже и Христос даром чудес обогати тя,/но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/преподобне отче Ферапонте,/и моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже: Возложив себе Богу от юности, преподобне,/Того паче всех возлюбив,/и Тому от всея души любовию последовал еси,/тленная и красная мира нивочтоже вменив, в пустыню вселився,/в ней же добре подвизался еси противу невидимых врагов козней/и, яко светозарное солнце, в концех Галическия земли возсиял еси,/отонуду же, веселяся, прешел еси к Небесным обителем,/и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, Ферапонте, отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прп. Иаков Железноборовский. Фрагмент иконы«Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский». 20-е гг. XVII в. (ЦИАМ Костромской епархии) Прп. Иаков Железноборовский. Фрагмент иконы«Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский». 20-е гг. XVII в. (ЦИАМ Костромской епархии) Единоличные иконы И. кон. XIX - нач. XX в. имеются также в собрании ЦИАМ Костромской епархии (с поновлениями XX в.?), в ц. арх. Михаила в Ярославле (в левой руке святого свиток с текстом: «Бе что добро что красно но еже житии братии вкупе яко миро на главе сходящее на браду хорошо, сходящее на ометы одежды его яко роса ермоинская сходящая на горы сионские»). Позднюю традицию изображения святого иллюстрируют 2 иконы кон. XIX - нач. XX в. на золотом гравированном фоне, с видом церквей на заднем плане: И. показан в рост, старцем в схиме, накладывающим на себя крестное знамение и с раскрытой книгой в левой руке (икона из ц. Рождества Христова с. Борок), или с поднятой правой рукой и с четками в левой (Железноборовский мон-рь). В подобных произведениях наблюдается возвращение к ранней традиции изображения святого (жест правой руки), хотя личное трактовано в академической манере. Образ преподобного (правая рука на груди, в левой развернутый свиток) включен в роспись сев. стены четверика этого храма (кон. XIX в.). Примерами трактовки образа И. в академической стенописи являются его изображение на стене лестницы в сев.-зап. части храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в.- Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 86) и образ в одной из композиций галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Существует неск. икон, где И. представлен вместе с Костромскими или избранными святыми, напр. «Преподобные Иаков Железноборовский и Ферапонт Монзенский» 2-й пол. XIX в. (ц. Воскресения Христова г. Буй Костромской обл.); «Прп.

http://pravenc.ru/text/200169.html

Кострома. Церковь Петра и Павла и Преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских. Церковь в Паново Карта и ближайшие объекты Храм в костромском микрорайоне Паново воздвигнут попечением федерального унитарного издательско-полиграфического предприятия " Кострома " . Закладка храма состоялась 16 апреля 2001 года, а его освящение управляющий епархией архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил 4 января 2003 года. Сейчас рядом с храмом завершена постройка звонницы. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) Костромская епархия Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03223

Преподобный Адриан Монзенский (+ 1619) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 5 мая в день преставления, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Адриан (в миру — Аммос) по исполнении совершеннолетия должен был вступить в брак, но благочестивая душа его не искала мирской жизни. Он тайно ушел из дома своих родителей и поселился в Толгском монастыре. Родители нашли его здесь и возвратили домой. Но вскоре прп. Адриан снова ушел от них и поступил в Геннадиеву обитель (память прп. Геннадия Костромского 23 янв.), где и был пострижен. Потом подвизался в разных обителях, пока ему свыше не было указано место на реке Монзе, в 20 верстах от Костромы, где он основал Благовещенскую обитель в храме, ставшем приходской церковью, в которой он почивает под спудом (см. прп. Ферапонт, 12 дек.). • Уроженец Костромы, прп. Адриан до принятия пострига начал подвизаться в Толгском монастыре близ Ярославля. • Иноческий постриг с наречением ему имени Адриан он принял в Спасо-Геннадиевом монастыре, который находился в Костромских лесах близ г. Любима, на берегу оз. Сурского. (Ныне это место в Любимском р-не на севере Ярославской обл.; Ярославская епархия). • После чудного видения храма между двух рек, случившегося ему во время болезни, преподобного не оставляла мысль о месте для основания обители. Тем самым местом стало устье р. Монзы при впадении ее в Кострому (Костромская епархия). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437156/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010