Смерть патриарха в такой тяжелый период жизни – это ужасная непоправимая утрата... И только наша вера в Бога живого может укрепить и поддержать нас в этом горе... Из монастырей, храмов, одиноких холмиков, монашеских келий, бедных лачуг, с гор, ущелий, пропастей земных – отовсюду слышатся вопли и слезы, сливающиеся в общий гул молитвенного стона к Богу, живущему на небесах, о ниспослании Церкви Русской нового патриарха, да такого, который бы смело взял руль церковного управления и, наперекор бурным ветрам и волнам житейского моря, довел корабль церковный до тихой пристани спасения. «Услыши нас, Боже, Спасителю наш, упование всех концев и земли, и сущих в море далече... И милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны»... Пресвятая Богородица, спаси нас! Преподобие отче ваш Сергие, моли Бога о нас!.. Стоит она – святая обитель Сергия преподобного, которую так горячо любил Святейший патриарх Алексий, – стоит она и укрывает у себя под спудом останки патриарха Алексия... А он там, под Успенским собором, лежит, тихо и спокойно почивая... Но разве не видит он своей душой слезы осиротевшей паствы своей? Разве не слышит он глубокие вздохи верных ему сердец, которые все ноют и ноют, поведав ему, как отцу, свое сиротское горе... Но что это такое? Один за другим падают столпы Церкви Христовой! Вслед за Святейшим патриархом Алексием умирает глава Антиохийской Церкви патриарх Феодосий VI (19.10.1970), менее как через месяц умирает еще один – патриарх Эфиопии Василий (12.11.1970). Три патриарха за вторую половину 1970 года? Три столпа Церкви Христовой «пали» в земном поприще крестоношения. Взял их Господь в Свои светлые селения. Но вот еще падает один «столп» – 03.11.1970 умирает глава Старообрядческой Церкви, Высокопреосвященный Иосиф, архиепископ Московский и Всея Руси. Какое знамение дает нам Господь этими великими утратами в течение самого краткого времени?.. Четыре Церкви «обезглавлены» в 1970 году. Хотя мы верим, что Бог поставит новых исповедников и светильников на опустевшие патриаршие кафедры, но как это знаменательно и о чем это говорит, что предвещает нам в будущем?!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Месяцесловы: . Постепенно месяцеслов получает памяти на все дни года [ 183 ], первоначально по одной памяти [ 184 ], а затем все более [ 185 ]. Но не скоро этот, почти однообразный (разности в различных редакциях касаются большей частью чисел для 5–6 памятей в году), Константинопольский тип месяцеслова получает общее признание на православном Востоке: подле него кое-где существуют особенного, местного типа месяцесловы, иногда обнаруживающие родство и как бы преемство с сирским месяцесловам IV b. (см. выше, стр. 277), иногда пытающиеся сообщить себе более вселенский характер через привлечение западных и др. памятей. Первого рода месяцеслов, даваемый грузинской Праздничной Минеей с триодными вставками в ркп. Спб. Имп. Публ. библ. (из собр. еп. Порфирия) IX b., имеющий 28 дек. апп. Петра и Павла, 29 дек. еванг. Иоанна, 1 янв. святителей (всех), 29 янв. отцов преподобных, 29 янв. явление креста царю Константину, 25 июня «рождение Иоанна», 27 сент. «онемение Захарии» [ 186 ]. Таков древнейший антиохийский месяцеслов, насколько его можно восстановить с помощью творений св. Златоуста и патр. Антиохийского Севира и по двум сиро-финикийским Праздничным Минеям IX и Х в. в ркп. Британского музея 339), имеющий 1 янв. Василия Великого и Григория Богослова, 1 февр. Ефрема Сирина (как в древн. западных), 14 февр. Сретение, 24 марта Благовещение, 15 мая «Богородицы над колосьями» (т. е. Покровительницы хлебов), 16 мая ап. Андрея, 18 июня ап. Петра, 19 июня ап. Павла, 3 июля ап. Фомы, 17 июля Симеона столпника, 14 сент. Обновление Креста (т. е. Иерусалимской Церкви св. Креста, а 13 сент. Обновление храма Воскресения) и землетрясения (должно быть, в Антиохии 457 г.), 18 сент. «Св. Богородицы», 17 (?) окт. Игнатия Богоносца [ 187 ]. Из месяцесловов, сближающихся с западными, наиболее замечателен так наз. « Неаполитанский мраморный», должно быть, IX b., с самыми поздними памятями VII b., открытый на обратной стороне мраморных дверных рам в Неапольской церкви Иоанна Предтечи (VI b.). Имеет памяти на все дни, кроме 3: все по одной памяти и ок. 25 дней по 2; 30 памятей только западных; 25 — неапольских епископов и неизвестных; остальные общи с Константинопольскими месяцесловами и кроме 20 и с славянскими, но часто в западные числа; не мало ветхозаветных свв. (Авраам, Исаак и др.), но нет, например, Исаии; мало Константинопольских епископов, имп. Константин без Елены, Феодосий Великий (10 окт.); есть удвоения памятей (встречаются и в Константинопольских древних), например, ев. Марка, ап. Филиппа, папы Сильвестра [ 188 ]. Таков же месяцеслов вышеописанных (стр. 359) Синайских канонарей IX–X b., следующий в общем уставу Великой Константинопольской церкви (см. ниже), но имеющий ему одному и Неапольскому отчасти свойственные памяти сицилийских и калабрийских свв., а также, например, чисто западные: 3 мая обретение Креста, 8 мая Арх. Михаила и Гавриила (в память явления Михаила на горе Гарганской в Италии 493 г.) [ 189 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Имп. Юлиан, которого прозвали «Отступником», был воспитан в православной среде, но в ней было больше ханжества, чем настоящего благочестия. Он был чтецом в церкви и до 20-летнего возраста не знал древней эллинской культуры, с которой познакомился после того, как ему пришлось скрываться и жить вдали от двора. По своей природе он был-фанатиком. Его привлек религиозный синкретизм, и он не только отверг христианство, но стал последовательным и непримиримым его врагом. Греческая языческая религия середины 4 века была пропитана восточной мистикой, полна символов, эмблем, тайных ритуалов и посвящений. Вступив на престол, Юлиан объявил сначала полную свободу культов, чем воспользовались гонимые арианами православные, но вскоре начал закрывать и разрушать христианские храмы и строить языческие. Он создал, параллельную христианской, языческую иерархию и начал дехристианизировать школы, вводя повсюду обязательное преподавание древних философских систем. Многие православные не только были преследуемы, но и погибли мученической смертью. Однажды он отдал приказ на первой неделе поста тайно окропить все съестные припасы на рынках Константинополя идоложертвенной кровью. Тогда архиеп. царьградскому явился во сне мученик Феодор Тирон и приказал не покупать припасов на рынках, а есть отваренное зерно с медом. С тех пор в Церкви на первой неделе поста совершается в память этого события освящение колива. В другой раз, проезжая мимо пещеры, в которой молился преподобный Домитий, имп. Юлиан приказал заложить ее камнями. Имп. Юлиан царствовал всего полтора года, но успел за этот краткий срок причинить очень много вреда Церкви. Он был убит персами в 363 году. При нем пострадали: св. великомученик Артемий префект антиохийский (память 20 октября), св. Кириак Иерусалимский (память 28 октября) и св. Иоанн Воин (память 30 июля). Святой Василий Великий и победа православия После смерти имп. Юлиана, арианство вновь попробовало завоевать господствующее положение, но в его среде появились разногласия, и оно не представляло уже той силы, как при имп. Констанции. На Западе, благодаря трудам еп. Илария, православие было восстановлено по всей Галлии. На Востоке собор в Александрии поддержал св. Афанасия. Последние свои годы св. Иларий и св. Афанасий могли провести в работе по устройству церковной жизни их областей. Св. Иларий написал трактат о Троечности, толкование на Евангелие и псалмы и много церковных песнопений. В своих трудах он был защитником православного учения о Св. Духе, о котором тогда возникли споры.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Потом были Троице-Сергиева Лавра, Саратов, ректорство в Киевской духовной семинарии. И многолетняя служба за границей, чему способствовало знание нескольких языков. В Дамаске он представлял Московскую Патриархию, и у него было двенадцать приходов – шесть в Сирии и шесть в Ливане. В Берлине, будучи Патриаршим Экзархом Средней Европы, руководил работой православных церквей нескольких европейских стран. С 1962 по 1967 год он – митрополит Нью-йоркский и Алеутский, Патриарший Экзарх Северной и Южной Америки. В Ярославль приехал сразу после США. Церковная деятельность митрополита Иоанна отмечена патриаршими наградами: орденом святого князя Владимира II степени, Преподобного Сергия Радонежского I и II степеней, правом ношения двух панагий. Блаженнейший Патриарх Антиохийский Феодосий наградил его орденом святых апостолов Петра и Павла, Патриарх Александрийский Христофор – орденом святого апостола Марка, блаженнейший митрополит Пражский и всей Чехословакии Дорофей – орденом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Его трудовая деятельность геолога отмечена правительственными наградами. За миротворческую деятельность Владыка Иоанн награжден двумя медалями Советского Фонда мира, серебряной и бронзовой. Одним из его корреспондентов во время жизни за границей был доктор Альберт Швейцер. Вот несколько выдержек из этой переписки. “Глубокоуважаемый и издалека любимый доктор! Вам пишет русский православный архиепископ Иоанн Вендланд . Я уже около двух лет живу в Берлине как представитель Патриарха Московского Алексия. Я много слыхал и читал о Вас, дорогой доктор, и мне хочется вас приветствовать и поздравить с днем Вашего рождения, так как я знаю, что 14 января 1962 года Вам исполнится 87 лет. Примите же мои поздравления вместе с молитвенным пожеланием здоровья и сил. Позвольте мне к этому дню Вашего рождения выразить свое восхищение тем, как Вы сумели всю свою жизнь посвятить на благо человечества... Как хотелось бы мне когда-нибудь увидеть Вас, беседовать с Вами, увидеть Ваших больных около Вас, послушать музыку и помолиться вместе с Вами...”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Лишь в 380 г. после вступления на Константинопольский престол императора Феодосия I Великого, Никейская вера стала официальным вероисповеданием Римской империи. Церкви ариан, поставленных вне закона, были переданы православным, а на Антиохийскую кафедру из ссылки вернулся епископ Мелетий, которого император Феодосии I вскоре вызвал в столицу на II Вселенский собор (381 г.). На нем присутствовало 65 епископов Востока, на первых заседаниях председательствовал Антиохийский епископ Мелетий. Собор подтвердил Никейский Символ веры и дополнил его определениями о Святом Духе. Одним из важнейших направлений развития церковной жизни Антиохийской Церкви раннего периода было монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V b. начинают усиливаться проявления сурового аскетизма, возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или на столпе. Самым известным из аскетов этого направления был преп. Симеон Столпник (+459), ставший олицетворением антиохийской святости. Десятки лет он провел на высоком столпе близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления. С IV b. начинается строительство монастырей, как правило это были скромные двухэтажные постройки. Творения монахов Антиохийской Церкви, среди которых наиболее известны труды преподобных Симеона Столпника, Иоанна Мосха, Дорофея Газского и др., стали большим вкладом в церковную традицию подвижничества. Христологические споры V b. привели к нарушению духовного единства христиан. В 431 г. из-под юрисдикции Антиохийской Церкви выходит Кипрская Церковь, а на IV Вселенском Соборе епископ Иерусалимский Ювеналий окончательно выходит из-под контроля антиохийского предстоятеля и договаривается о взаимных границах с Патриархом Максимом. В конце концов, от Вселенской Церкви обособились четыре национальных: Персидская, Армянская, Коптская и Сирийская, причем последняя возникла на территории Антиохийского Патриархата в результате распространения монофизитской доктрины. В дополнение к расколам, Антиохии не раз наносили ущерб природные катастрофы, особенно землетрясения в VI b. В 540 г. персидская армия шаншаха Хосрова I Ануширвана захватила Антиохию и почти полностью разрушила ее, уведя в плен немалое число горожан. Император Юстиниан I отстроил город, назвав его по-новому — Феополь (Божий Град), но от былого величия Антиохии уже практически ничего не осталось. Эпидемии, войны и землетрясения привели к прекращению судостроения и мореходства в прибрежных городах, упадку торговли и строительства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Открылась конференция, посвященная 90-летию архимандрита Алипия Псковская область, 30 августа 2004 г. 30 августа в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре открылась конференция, посвященная 90-летию со дня рождения архимандрита Алипия (Воронова), сообщает Седмица.Ru. В 8 часов утра началась Божественная литургия. В 10:00 у захоронения архимандрита Алипия в Богом зданных пещерах, в храме Воскресения Словущего, прошла панихида. Конференция начала работу в старом здании воскресной школы монастыря и продолжится после перерыва на обед и совершения заупокойной литии. По завершении конференции для ее участников пройдет экскурсия по монастырю. Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 году в семье бедного крестьянина в подмосковной деревне Тарчиха. В 1927 году переехал в Москву, где окончил в 1931 году среднюю школу. С 1942 по 1945 годы он находился в действующей армии, имел ряд наград. После войны был принят в Союз московских художников. 27 февраля 1950 года он поступил послушником в Троице-Сергиеву лавру. 15 августа того же года пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иоанном (Разумовым)  (впоследствии митрополитом Псковским и Порховским) с наречением имени Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского. 12 сентября 1950 года Патриархом Алексием I рукоположен во иеродиакона, а 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, - во иеромонаха с назначением ризничим Троице-Сергиевой Лавры. В 1952 году отец Алипий был награжден наперсным крестом, а к празднику Пасхи 1953 года возведен в сан игумена. Вместе с несением послушания ризничего ему поручено было руководить художниками и мастерами, проводившими восстановительные работы в лавре. Затем до 1959 года он принимал участие в восстановлении и украшении ряда московских храмов. Указом Святейшего Патриарха Алексия I от 28 июля 1959 года игумен Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. В 1961 году возведен в сан архимандрита. В 1963 году награжден Патриаршей грамотой за усердные труды по восстановлению Псково-Печерской обители. В 1965 году к престольному дню монастыря - празднику Успения Божией Матери, был награжден вторым крестом с украшениями, в дальнейшем был удостоен орденов святого князя Владимира III и II степени, а также награжден Патриархом Антиохийским и всего Востока Феодосием VI орденом Христа Спасителя и крестом II степени.

http://pravoslavie.ru/10873.html

Высоко над грешным миром, поучая примером своим парили эти святые люди. «Легкостью крыл прелетен от многомятущего и тре-волновательного мира и вне бурного пристанища достиг,» – говорит о блаженном Прокопий Устюжском Минея 8 июля. Преподобный Михаил Клопский (по Минее 11 января) «клокот демонский креста знамением неявствен сотворил и клокочущееся море житейское волнами сует, скорее еленские борзости прескочил и в прудных местах греха не потопился.» Ревность о вере Англичанин Горсей, не раз посещавший Россию, ярко описывает, как обличил святой Никола Салос Иоанна Грозного во Пскове. Об этом же пишет и Флетчер, бывший позднее английским послом, подчеркивая то уважение, которым пользовались юродивые. Архимандрит Павел Сирийский, сопровождавший патриарха Антиохийского Макария во время поездки последнего в Россию в 1654–1656 г.г., описывает, как патриарх Никон подносил лично в сыропустную неделю у себя за обедом пищу юродивому Киприану, поил его из серебряных сосудов и остатки допивал сам. И потому на Русской земле, освещавшейся столькими праведниками, возможны были такие явления: казачий атаман Ермак Тимофеевич, задумывая поход на Сибирь, обязывает свою рать «обетом целомудрия»: грозно корил он «за всякое дело струдное,» считая, что и с малым числом воинов добродетельных можно одолеть врага. Казаки молились и побеждали. Ревность о вере, стояние за православие, небоязненное исповедание его – были отличительными признаками людей старой России. Митрополит Кирилл на церковном Соборе 1274 года во Владимире, указывая на страшные бедствия от татарского ига, говорил: «И все это постигло нас за то, что мы не хранили правил святых отцов наших,» омрачили их «облаком еллинской мудрости.» К согласованию всей жизни именно со святыми канонами и направлял деятельность Собора великий ревнитель веры. Мы читали выше послание преподобного Феодосия, обличавшего «кривоверов,» «двоеверцев,» не отстаивающих свое истинное православие. Строго боролись с еретикам наши иерархи. Анафеме предает святой митрополит Петр еретика Сеита. Святые Геннадий, архиепископ Новгородский, и Иосиф Волоколамский (Волоцкий) сокрушают злостных еретиков – жидовствующих. Святой Иосиф выпустил 16 обличительных посланий, или «слов,» против жидовствующих (послания эти известны под названием «Просветитель»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

У Ассемани писатель жизни ее есть Кирилл, еп. Милассы карийской, живший в 6 веке (Calend. Т. VI, р. 104). Ле-Кьен (Ог. christ. Т. I, р. 921) не знает Кирилла в 6 веке, а известен Кирилл миласский, умерший при жизни святой Ксении в V веке. Преподобная скончалась по житию 24 января в субботу во второй половине V века. Преосв. Филарет полагает кончину ее не позднее 457 года, не представляя основания сему известию (Подвижницы восточ. церк.). В житии говорится, что она скончалась в день памяти св. Ефрема, еп. миласского, а память его в канонаре синайского евангелия IX в. 18 января, память ее самой в месяцеслове Василия также 18 января. Может быть, ради великих святителей Афанасия и Кирилла память ее в X веке перенесена с 18 на 24, а потом и в житии число исправлено. Метафрастово житие ее на греч. языке издано со списка XI в. в полном курсе Патрологии Миня. (Т. 114.) В греч. стишном синаксаре 18 января Ксении приписывается кончина в огне. Это или другая Ксения или вернее по смешению из преподобной сделали мученицу.    Опр. Македонии имеются достоверной сведения в истории Боголюбцев Феодорита, в его истории (V, гл. 19) и в речи Иоанна Златоустого к антиохийскому народу по случаю возмущения (17). У Миня кончина его относится к 430 году.    Кто преп. Зосима в греческих минеях? Болландисты думают, что это Зосима киликианин, еп. Вавилона египетского в 6 веке. В Макарьевской минее есть 3 января Зосима синайский; вероятно, он ныне в греч. минеях.     Филон калпасийский. Никодим пишет об нем в Синаксаристе. Он был сперва диаконом. Но когда Епифаний, по приглашению болящей сестры Аркадия и Гонория, должен был отправиться в Рим, то он, по откровению Божественному, посвятил Филона в епископа Карпасия или Калпасия кипрского в 401 году и, возложив на него попечение по митрополии Контанции, отправился в Рим. Сему Филову приписываются комментарии на Пятокнижие и на Песнь Песней. 25    Св. Григорий Богослов. В Константинополе ему построен был храм некоим Патрикием при Феодосии Младшем (408—460).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Годы служения их. Константин был первый епископ Синайский. Он подписал определения четвертого Константинопольского Собора в Георгий, по свидетельству составителя Патерика Синайского, присутствовал при блаженной кончине преподобного Иоанна Лествичника , и спустя десять месяцов преставился к Господу. Феодосий вместе с тем же составителем Патерика, жившим в царствование Ираклия, напутствовал в вечность Синайского Авву Стефана. После Феодосия в седьмом и осьмом веках, вероятно, посвящаемы были Епископы в Синайский монастырь; но ни деяния, ни имена их неизвестны. В девятом, десятом и одиннадцатом столетиях там святительствовали: Епископы Соломон, во дни которого алтарное углубление в приделе неопалимой Купины украшено золотистою мозаикою, как это видно из надписи тут, показывающей год 820 или 850 Марк, которого имя Синайский архиепископ Иоасаф прочел в приписке к одному Арабскому евангелию под 6387 годом. Архиепископы. Иоанн, Григорий, Иоанн, Авраамий, Иоанн, Антоний, Онуфрий, Иоанн, Антоний, Симеон, Гавриил, Симеон, Макарий, Афанасий, Иоанн, Петр, Арсений. 886 по 1008 Все эти имена читаются в одном старинном Помяннике Синайского монастыря, писанном на пергамине. Он начинается так: πρ υσεβν βασιλων κα κτητρων μν ουστινιανο κα Θεοδρας, т. е. о благочестивых царях и ктиторах наших Иустиниане и Феодоре. Потом следует: ρχιεπσκπων πρ μνμης, νσεως κα ν Χρις ναπυσεως τν ψυχν τν σων πατρων μν Ιωννου, Γρηγορου, ωννου κ. τ. λ. Об архиепископах О памяти, оставлении и во Христе упокоении душ преподобных отцев наших Иоанна, Григория, Иоанна, и пр. Хотя в этом помяннике не означены годы служения и смерти сих архиепископов; но я полагаю, что они управляли Синайским монастырем с 886 года по 1008, и полагаю, основываясь на следующих соображениях: 1 ., При Греческом царе Льве мудром (886–912) составлен был список всех епархий подведомых патриархам, Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, и Иерусалимскому. В этом списке Синайская кафедра значится 24 в ряду архиепископий (а не епископий), подведомых патриарху Иерусалимскому. Стало быть, она возведена была на эту степень по смерти вышепомянутого епископа Марка, который жив был в 879 году. По случаю повышения ее, в Синайском монастыре начали писать новый помянник, и после Ктиторов вносить в оный имена архиепископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Отец Феодосий сказал: «Тебе в Америке надо дело сделать» – Постепенно я стал присматриваться к людям, заново формировал церковный совет. И потихоньку дела стали налаживаться. Я и сам стал опытнее и увереннее, потому что рядом со мной – надежные люди. Наш староста – Владимир Карпов, по профессии врач-психиатр. В Америку с женой Аней они приехали в 1991 году. Здесь у них родилось четверо детей. А свой путь к Богу он начинал с Соловков. Как и многие в конце 1980-х – начале 1990-х, молодой москвич студентом приезжал летом трудиться в находившуюся на реставрации обитель. Это и стало толчком к осознанному приходу в церковь. В Москве это был недавно открытый Данилов монастырь, по приезде в Америку, в Вашингтон, – Свято-Иоанно-Предтеченский собор. Двадцать лет назад по работе Владимир переехал в город Вирджиния-Бич и вместе с приходом прошел все места молитвы. – А сам приход как развивался все эти почти 30 лет? Постоянного помещения у прихода не было, и верующие молились то в гостиной дома о. Серафима, то в помещении рыбного рынка, то в гараже – Приход, созданный в 1989 году в юрисдикции Антиохийской Церкви американцем о. Серафимом Стивенсоном, при основании был посвящен священномученику Игнатию Богоносцу. Постоянного помещения у него не было, и верующие молились то в гостиной дома о. Серафима, то в помещении филиппинского рыбного рынка, то в гараже священника. В 2007 году он был преобразован в приход во имя преподобного Иосифа Оптинского Русской Православной Церкви за границей. На частной территории одного из прихожан построили деревянный храм, но вскоре приход вынужден был выехать оттуда и впоследствии находил пристанище сначала на территории протестантской церкви, потом в конференц-зале госпиталя города Норфолк. А года два назад местная греческая церковь откликнулась на просьбу своего прихожанина и сдала в аренду нашему приходу Феодоровскую часовню в городе Норфолк. Все хорошо в греческой церкви, но нет места, где прихожане могли бы собираться: знакомиться, общаться, трапезничать, что очень важно – чтобы люди приходили в храм не раз в год, а регулярно участвовали в богослужениях, таинствах и приходской жизни. Стали задумываться о своем храме.

http://pravoslavie.ru/149773.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010