Речь при пострижении в монашество кандидата Академии И. Абурруса, в иночестве Игнатия 7 июня 1903 года Источник Возлюбленный брат о Господь! Изволением блаженнейшего патриарха Антиохийской Церкви, к которой ты принадлежишь, и с благословения Первосвятителя Московской Церкви я совершил пострижение тебя в монашество. Радостно приветствую тебя с этим знаменательным днем твоей жизни. Окончив курс наук в высшей богословской школе, ты не вступаешь на обычный широкий жизненный путь, а избираешь тесный путь отречения от мира, чтобы беспрепятственно послужить Богу и миру и достигнуть спасения. Это – путь, каким шли и достигли царствия небесного многие святые угодники – преподобный Серий Радонежский, в обители которого ты совершал свое книжное учение, святые Антоний и Феодосий Печерские , в храме которых ты только что, пред лицом нас – грешных, пред лицом Самого Господа и святых Его, исповедал торжественные обеты своего нового иноческого жития. Радостен для тебя этот день, потому что ты давно его ожидал, но желанию твоего сердца суждено только теперь исполниться. Благословен Бог , благоволивый тако! Воистину добро дело и блаженно избрал еси ты. Радуюсь и я, послуживший тебе в этом добром деле. Радость моя основывается на уверенности в тебе. Знаю твое доброе, мягкое сердце, твою благочестивую настроенность, твою любовь к церковности, знаю тебя как моего ученика, знаю твой дом, знаю твою далекую, славную, многострадальную родину.... Какое же дам я тебе напутствие при вступлении в новую жизнь твою? Вступление твое на новый путь жизни соединено с восприятие нового имени, которым Церковь обручила тебя Христу. Тебе дано имя в честь Игнатия Богоносца , святителя Антиохийской Церкви. Союз этот должен заключаться в том, между прочим, чтобы ты подражал добродетельной жизни этого святого мужа. По имени твоему, да будет и житие твое. По преданию Церкви, Св. Игнатий именуется Богоносцем потому, что он был тем отроком, которого Спаситель во время земной жизни Своей взял на руки и указал на невинность его, как на условие для желающих наследовать царствие небесное 1 . «Того ради и Богоносец наречен бысть». Затем, в течение последующей жизни своей и пред мученическою кончиной своею он имел Бога на устах своих и носил в сердце своем. «Кто носит Христа-Бога в душе своей и устнами исповедует Его, той есть Богоносец. И я в себе ношу и исповедую Его», – отвечал Св. Игнатий мучителям своим на вопрос их, почему он называется Богоносцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Защитники австрийского священства оправдывают совершённый Иеронимом приём епископа в сущем сане двумя примерами из истории церкви. Савва и Феодосий, говорят они, приняли от Севировой ереси в сущем сане антиохийского патриарха Иоанна, и Максим исповедник принял Пирра, патриарха константинопольского. Об этих случаях повествуется в Четь-Минеях, на декабрь (5 день), в житии Саввы Освященного, и на январь, в житии Максима исповедника . Но из самих этих повествований и оказывается, что ни Савва с Феодосием, ни Максим никаких чиноприёмов над патриархами не совершали. Прежде рассмотрения самих четь-минейных сказаний должно заметить, что приём в церковь может быть совершён только над такими священными лицами, которые или получили хиротонию от еретиков, или сами были извергнуты из церкви (подобно – и над мирянами, которые или родились в еретичестве, или были отлучены от церкви). Принимать в церковь необходимо только находящегося вне оной. Тот же, кто находится в ограде церкви, хотя и погрешает не православными лжеумствованиями («еретически мудрствует»), должен только раскаяться, осудить еретичество и исповедать православную истину; и это может быть сделано или пред духовником, или пред всею церковью, – смотря по степени обнаружения самой вины и происходящего от оной соблазна для других. В житии Саввы Освященного рассказывается, что, по свержении с антиохийского престола патриарха Илии, возвели Иоанна, сына Маркиана, «еретически мудрствующа», который обещал осудить Халкидонский собор и принять общение с Севиром. Услышав об этом, Савва и Феодосий послали сказать патриарху, что, если он осудит Халкидонский собор и вступит в общение с Севиром, то от всего сонма преподобных отец, яко еретик, проклянется. Иоанн убоялся этой угрозы и оставался православным. Из этого рассказа видно, что и Иоанн не был отлучённым еретиком, а только колебался мыслями, разделял еретические мудрования. Далее рассказывается, что, оставаясь православным, он за то, что не перешёл открыто на сторону еретиков, епархом был посажен в темницу. Здесь он употребил хитрость, – дал обещание епарху, если его освободит, торжественно проклясть Халкидонский собор, а с Севиром вступить в общение. В то же время он послал к Савве и Феодосию и просил их прийти в назначенный день в его церковь, что последние и исполнили. Патр. Иоанн взошёл в свою церковь, встал на амвоне, имея по правую и по левую руку Савву и Феодосия, провозгласил православие Халкидонского собора и проклял Севира и других еретиков, что вслед за ним повторили и Савва и Феодосий. Таким образом, здесь не было и не могло быть никакого чиноприёма, а было торжественное засвидетельствование православной истины со стороны патриарха Иоанна и осуждение еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Самые ранние сообщаемые им автобиографические сведения состоят в том, что к 570 году он провел в лавре Фаран около десяти лет. 969 Таким образом, после событий, описываемых Кириллом Скифопольским , прошло не так много времени. Конон все еще являлся игуменом МарСабы. 970 Евстафий, которого Мосх встретил в бытность его настоятелем киновии Пещеры преподобного Саввы, 971 вступил в эту должность за несколько дней до того, как Кирилл закончил Житие преподобного Иоанна Исихаста (Молчальника). 972 Леонтий, игумен монастыря преподобного Феодосия, говорил Мосху, что пришел в Новую лавру после изгнания оттуда оригенистов, 973 то есть, тем самым, вместе с Кириллом. В 5634 гг. Евстохий лишился патриаршества, а его соперник Макарий вернул себе престол после отречения от оригенизма. 974 Создается такое впечатление, будто далеко не все монахи Иудеи были готовы признать Макария, 975 хотя зачастую они руководствовались вовсе не доктринальными соображениями. Так, например, Юлиан (Иулиан), слепой инок обители преподобного Феодосия, перестал соблазняться о Макарий только после беседы со святым Симеоном Новым Столпником с Дивной горы, что близ Антиохии. Тем не менее, Макарий оставался патриархом в течение почти двадцати лет. Некий Григорий, игумен лавры Фаран, в 564 году после долгих уговоров смог посетить отшельника Сергия, незадолго до этого перешедшего из Синая в пустыню Рува неподалеку от Мертвого моря. 976 Его ученика армянина Сергия смутили совершенно необычные знаки внимания, оказанного его наставником Георгию. Старец же уверил его в том, что увидел гостя в облачении патриарха, с омофором и с Евангелием в руках. Так и случилось. Примерно через шесть лет после недолгого игуменства на Синае 977 Григорий стал патриархом Антиохийским и оставался в этом сане до самой своей смерти в 593 году. 978 В 578 году в начале правления Тиверия Мосх находился в Египте и посетил Оазис (Харга). 979 Там он встретил каппадокийского инока по имени Лев, сказавшего ему: «Я буду царем». Вскоре после этого на Оазис напали мазики, уведшие в плен трех немощных монахов. Когда власти не смогли заплатить за них выкуп, Лев предложил в качестве выкупа себя, сказав, что находится в добром здравии. Разбойники приняли его предложение и отпустили трех старых иноков. Вскоре Лев совершенно изнемог. Разбойники отрубили ему голову, он же сподобился царственного венца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

840 Письмо датируется 817 г.; было доставлено в Рим студийскими монахами Дионисием и Евфимианом (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 314. Ред. 844 Апокрисиарии послы императора Льва V Армянина при Римской кафедре. Папа Пасхалий I отказался признать легитимность избранного при Льве Армянине патриарха Феодота I. Ред. 854 Письмо датируется 818 г., равно как и следующие три письма (276, 277, 278). Имя патриарха Александрийского, Христофор (805–836 гг. или 817–841 гг.), не указано в надписании, возможно, по той причине, что оно не было точно известно преп. Феодору. На полях рукописи Coislinianus 269 в надписании добавлено: «Это же послание отправлено и патриарху Антиохии». Ред. 857 Возможно, речь идет об иконоборческом сборнике, составленном к этому времени Иоанном Грамматиком по поручению императора Льва V Армянина (см.: ODB. Vol. 2. P. 1052). При Льве V началась новая волна иконоборчества. Ред. 858 В V, N, P, Sirm. и ТФС здесь добавлено: «Такое же письмо отправлено к патриарху Антиохийскому». Ред. 864 В Sirm. и ТФС в конце письма добавлено: «Такое же письмо послано и в обитель святого Феодосия». Обитель преп. Феодосия Великого находится в Палестине, близ Иерусалима. Ред. 866 Выражение «золотой род» (το χρυσον γνος) заимствовано из классической греческой мифологии (см., например: Гесиод. Труды и дни, 109–126), в которой «золотой век» (или «золотой род») в истории человечества наделялся идеализированными чертами, в частности, особой близостью к богам. Однако если в языческой мифологии этот век всегда отнесен в прошлое, то преп. Феодор относит его к современности к братии лавры, что является наивысшей похвалой. Ред. 869 В Sirm. и ТФС в конце письма добавлено: «Такое же письмо послано и в обитель святого Евфимия». Лавра преп. Евфимия находится в Палестине, близ Иерусалима. Ред. 873 О письме Феодора к четырем патриархам относительно иконоборческой ереси и гонения упоминается в 38-й главе его Жития. 879 В Mai и ТФС отсутствует: «за отрицание иконы Христовой». Об Иосифе см. примеч. на с. 274. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Этим посланием преподобный ясно показал свою великую ревность по благочестию. Прочитав его, царь устыдился и несколько смирился и на время прекратил внутри своего государства гонения на православных. Он отписал к преподобному со смирением, обвиняя других же в церковной смуте. «Человек Божий, – писал он, – в новшестве этом мы неповинны. Призываем дерзновенно во свидетельство всевидящее око Божие, – от тех происходит эта смута, которым много более других следовало бы в молчании почитать догматы веры и соборы. Они же желают каждый показаться выше других в слове и в достоинстве, нападают друг на друга и нас привлекают к себе. Небезызвестно твоему преподобию, что некоторые из иноков и клириков, считающие себя правомыслящими, вызвали эти соблазны, стараясь, как мы сказали, показать свое превосходство». Однако царь смирился ненадолго и по прошествии некоторого времени снова восстал против православия. И снова всюду, даже и во святом граде Иерусалиме, были возвещены постановления царя, отвергающие святые соборы, в особенности же Халкидонский. Снова духовный воин, преподобный Феодосий, хотя уже и престарелый летами, обнаружил юношеский подвиг. Когда все молчали из страха и весьма многие изъявляли согласие, преподобный пришел в Иерусалим из своей обители и, став в великой Иерусалимской церкви на возвышении, с которого обыкновенно священники предлагают чтения народу, и сделав рукою знак молчания, громко возгласил: – Кто не почитает четыре Вселенские собора, как и четыре Евангелия. Да будет анафема! Сказав это, он, как ангел, поразил народ, и никто из противников не осмелился ничего возразить. Потом, призвав из своих учеников усерднейших к вере, он обходил с ними окрестные города и селения, уничтожая зловерие и утверждая благочестие. Царь, услышав об этом, осудил его на изгнание, – окаянный не знал, что смерть стояла уже у дверей его. Преподобный был сослан в заточение, а царь Анастасий скоро лишился сей временной жизни, после чего исповедник Христов Феодосий вместе с другими, претерпевавшими изгнание за православие, немедленно возвратился в свою обитель. Писал к нему Феликс, епископ древнего Рима 466 , также и Ефрем, епископ Антиохийский 467 , ублажая блаженного многими похвалами за то, что он обнаружил такую ревность – потерпел за истинную веру изгнание и готов был принять смерть. Но уже время перейти нам к сказанию о чудесах святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он поставил на свой счёт трапезу Иоанна. Слава о сём святом месте разнеслась, и приходили сюда из дальних мест, постригались в иночество и оставались жить с нами. Инок Феодосий, искусный в книжной мудрости, назвал монастырь Мурманским Успения Богородицы. Я грешный инок Лазарь состарился старостью, и явился мне друг мой, великий господин Василий, епископ великого Новгорода, и объявил мне о кончине жизни моей. Возблагодарив Бога и епископа Василия за такое видение, призвал я братию и сказал: «братия! сами вы видите, что пришёл конец жизни моей, да и сказано мне о конце. Выберите из среды вашей вождя и учителя Богоизбранному стаду своему». Они единодушно в один голос сказали: «не оставь нас, отче, сирыми; поставь нам сам пастыря и учителя». Я благословил Феодосия Святой горы, чтобы был он по смерти моей старейшиной и учителем всей братии». Тем оканчивается завещание преп. Лазаря. Феодосий присовокупил к тому несколько слов о кончине преподобного. Святой авва Лазарь, причастившись св. Таин, благословил братию и предал дух свой Господу. Братия погребли его за алтарём церкви Воскресения друга Божия Лазаря. Авва преставился марта 8-го 6898 (1391 г.); всех лет жизни его было 105 104 . Мощи его почивают под спудом в часовне, подле Успенской церкви давно закрытого Лазарева монастыря 105 . Св. священномуч. Феодорита, пресвитера Антиохийского При воцарении после императора Константина и детей его – племянника Константина Юлиана Отступника, отдохнувшая при Константине Церковь снова подверглась гонению. Кровь мучеников снова полилась по всей Римской империи. Последовало вместе с тем и разорение храмов христианских и превращение их в языческие капища. Богатейшая соборная церковь в Антиохии, воздвигнутая Константином, называвшаяся золотой по великолепию своих украшений, также подверглась опустошению. В это время пресвитером при ней и хранителем её сокровищ был Феодорит, и когда прибывший в Антиохию князь Юлиан, дядя царя – вероотступника, ворвался в храм с отрядом своим для разграбления церкви, то Феодорит мужественно воспротивился выдавать грабителям драгоценное церковное имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf О Соборе, состоявшемся в храме Святой Софии Предисловие Святой Собор, который был собран в правой части катихумен Великой церкви, т. е. храма Святой Софии [ 29 ] , состоялся в 879 г. от Рождества Христова, в 13-й год царствования Василия Македонянина. На нем присутствовали 383 отца [ 30 ] , главными из которых были святейший патриарх Константинопольский Фотий ; пресвитер Петр, кардинал и легат папы Иоанна, вместе с Павлом и Евгением [ 31 ] ; пресвитер Илия, представитель Феодосия Иерусалимского; пресвитер Косма, апокрисиарий Михаила Александрийского; Василий, епископ Мартиропольский и представитель Феодосия Антиохийского. Этот Собор был созван главным образом для того, чтобы прекратить раздоры, которые возникли между восточными и западными отцами относительно Болгарии [ 32 ] , а затем и для того, чтобы епископы, разделившиеся из-за изгнания Игнатия и поставления Фотия, объединились. Именно поэтому данный Собор провозгласил святой VII Вселенский собор истинно Вселенским и причислил его к прочим шести Вселенским соборам, а также предал анафеме всех, кто не причисляет его к ним (ибо в Галлии нашлись такие), признал святейшего Фотия и провозгласил его законным и канонично поставленным патриархом, а происходившие в Риме и в Константинополе Соборы против Фотия публично осудил и отверг. Итак, Собор исполнил это и справедливо и благочестно определил в своих 6-м и 7-м деяниях, чтобы в святой Символ веры не вносились новшества и чтобы он пребывал незыблемым вовек, а на того, кто дерзнул бы нечто прибавить к нему или отнять от него, провозгласил страшные анафемы. В 5-м же своем деянии Собор изложил и настоящие три правила, необходимые для благочиния и устроения Церкви. Эти правила вся наша Святая Церковь приняла и до сих пор принимает как подлинные – это совместно заявляют и подтверждают все толкователи священных правил, а также сам «Номоканон» Фотия [ 33 ] . 3 правила Собора, состоявшегося в храме Святой Софии с толкованиями Правило 1 Этот святой и Вселенский собор определил, чтобы те из находящихся в Асии, Европе или Ливии италийских клириков, или мирян, или епископов, которые связаны епитимией, или извержены, или анафематствованы святейшим папой Иоанном, были и у святейшего Фотия, патриарха Константинопольского , на той же степени епитимии, т. е. или изверженными, или преданными анафеме, или отлученными. При этом, чтобы и святейший папа Иоанн и его святая Божия Римская Церковь тех клириков, или мирян, или лиц архиерейского и священнического чина, которых Фотий, святейший наш патриарх, в какой бы то ни было области (παροικα) подвергнет отлучению, или извержению, или анафеме, признавали находящимися под той же присужденной епитимией, потому что среди привилегий, принадлежащих святейшему престолу Римской Церкви и ее предстоятелю, не должно быть никаких нововведений ни сейчас, ни впредь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Награды и ученые степени . К. за годы служения был награжден орденом св. равноап. вел. кн. Владимира 2-й степени, орденом прп. Сергия Радонежского 1-й и 2-й степени, орденом св. блгв. кн. Даниила Московского 1-й степени, орденом св. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, 2-й степени, орденом свт. Алексия, митр. Московского, 2-й степени (РПЦ), орденом преподобных Антония и Феодосия Печерских 1-й степени, орденом свт. Феодосия Черниговского, в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы (УПЦ), орденом св. воеводы Стефана Великого 2-й степени (Православная Церковь Молдовы), орденом сщмч. Исидора Юрьевского (Эстонская Церковь), орденом прп. Саввы Освященного 2-й степени, Большим крестом ордена ап. и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь), орденом св. апостолов Петра и Павла 1-й степени (Антиохийская Православная Церковь), Большим крестом Святогробского братства (Иерусалимская Православная Церковь), орденом равноап. имп. Константина (Сербская Православная Церковь), орденом равноап. царя Бориса (Болгарская Православная Церковь), Золотым орденом ап. Варнавы (Кипрская Православная Церковь), Большим крестом ордена ап. Павла (Элладская Православная Церковь), орденом равноап. Марии Магдалины 1-й степени (Польская Православная Церковь), орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), Золотой медалью свт. Иннокентия (Православная Церковь в Америке), орденом св. Григория Парумальского (Малакарская Православная Сирийская Церковь (Индия)), орденом св. Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь); ислам. орденами: «Шейх-уль-ислам» (Духовное управление мусульман Кавказа (Азербайджан)), «За заслуги перед Умой» 1-й степени (Координационный центр мусульман Сев. Кавказа). Патриарх был награжден орденами ряда гос-в: Дружбы народов, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» 3-й и 2-й степени, Александра Невского (РФ), Дружбы народов (Республика Беларусь), Ярослава Мудрого 1-й степени (Украина), «Шараф» (Азербайджанская Республика), «Орденом Республики» (Республика Молдова), св. Месропа Маштоца (Республика Армения), «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная автономия), Большим крестом ордена Почета (Греция) и др. К. имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных орг-ций, является почетным гражданином городов Смоленска, Калининграда, Немана (Калининградская обл.), Мурома (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовии и др. В 1993, 2000, 2001, 2002, 2003, 2009 и 2010 гг. Московский биографический ин-т назвал К. Человеком года в номинации «Религия».

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Кирил нагород ряд 18 липня 2017 р. 17:35 18 июля 2017 года, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, по окончании Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев Лавры вручил церковные награды архиереям Русской Православной Церкви, а также представителю Антиохийского Патриархата . Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 45-летием иерейской хиротонии Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий награжден памятной панагией. За церковные заслуги и в связи с 10-летием восстановления канонического общения в единой Поместной Русской Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей , удостоен права ношения второй панагии в пределах Русской Зарубежной Церкви. В связи с 40-летием служения в г. Москве митрополит Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, награжден памятной панагией. В связи с 65-летием со дня рождения митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий награжден памятной панагией. Во внимание к архипастырским трудам и в связи с 15-летием архиерейской хиротонии митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий удостоен Патриаршей грамоты. Во внимание к архипастырским трудам, в связи с 55-летием со дня рождения и 20-летием архиерейской хиротонии архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан награжден орденом преподобного Серафима Саровского III cmenehu. Во внимание к архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III cmenehu. Во внимание к архипастырским трудам, в связи с 60-летием со дня рождения и 35-летием иерейской хиротонии епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени. В связи с 60-летием со дня рождения епископ Серпуховской Роман удостоен памятной панагии. Во внимание к архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Каскеленский Геннадий награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Во внимание к архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Во внимание к пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря , награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4963985...

Святой Иоанн Златоуст (347–407 гг.) Глава 14. Подвижники пустыни Дополнение к главе 14: Рассказы из житий святых монахов и пустынников Глава 15. Почитание икон и иконоборчество. Преподобный Иоанн Дамаскин Преподобный Иоанн Дамаскин – защитник почитания икон и богослов Глава 16. Просветители славян – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий Святые Кирилл и Мефодий (Память 11/24 мая) Глава 17. Великое разделение Церквей. Расцвет византийской культуры. Падение Византии. Расцвет византийской культуры Глава 18. Православный Восток в XV-XX веках (краткий обзор) Константинопольский Патриархат Александрийский Патриархат Антиохийский Патриархат Иерусалимский Патриархат Московский Патриархат Грузинская Православная Церковь Сербская Православная Церковь Румынская Православная Церковь Болгарская Православная Церковь Кипрская Православная Церковь Церковь Эллады Албанская Православная Церковь Православная Церковь в Польше Православная Церковь в Чешских землях и Словакии Православная Церковь в Америке Синайская Архиепископия Финляндская Православная Церковь Японская Православная Церковь Глава 19. Христианский Запад после Великого разделения (краткий обзор) Глава 1. Появление христианства на Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Начало Русской Церкви. Глава 2. Русская Церковь в XI и XII веках. Преподобный Феодосий, игумен Печерский Преподобный Феодосий, игумен Печерский Глава 3. Период татарского ига. Святой благоверный князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский Святой благоверный князь Александр Невский Преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец Глава 4. Церковная жизнь Московского государства в XV-XVI веках. Святитель Филипп, митрополит Московский Святой Филипп, митрополит Московский Глава 5. Московский Патриархат. Начало старообрядческого раскола Глава 6. Церковная реформа Nempa I Глава 7. Русская Православная Церковь в XVIII и XIX bekax Приложения к главе 7 Глава 8. Русская Православная Церковь в ХХ веке Две тысячи лет. История Православной Христианской Церкви. Рассказы для детей старшего школьного возраста — Софья Сергеевна Куломзина

http://azbyka.ru/deti/sofja-kulomzina-dv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010