А теперь поставьте на место этого плаката образ «молодого самурая», тонкого и ранимого, не дорожащего жизнью, курящего травку, выпивающего спиртное или втягивающего в себя какой-то порошок. Для кругов, которые стоят за формированием этого образа, важно внедрить этот образ в умы подростков. Как только образ будет внедрен, начнется мыслительный процесс со всеми вытекающими отсюда последствиями (о которых писали преподобные Максим Исповедник и Марк Подвижник). И, если подросток не пресечет мыслительный процесс в заданном направлении, образ «прокопает» себе лаз в реальную жизнь. Он выплеснется наружу в виде конкретных слов и поступков. А данном случае - связанных с наркотической тематикой. На этот счет актуальной видится мысль Сергея Селиванова, сотрудника Национального научного центра наркологии. Он пишет, что «наркозависимость, как и алкоголизм, начинается с первых положительных мыслей о дурмане и спиртном» Во имя же чего подростку отклонить от себя предложение употребить наркотики? Тем более, если это предложение красиво сконструировано и аппетитно подано? Взрослые как «заложники системы» К этим вопросам можно прибавить и другие, не менее страшные. Во имя чего взрослым отклонить от себя предложение разбогатеть на наркоторговле? Почему взрослые должны ловить наркобаронов и бороться с наркомафией? Ответы на эти вопросы кому-то кажутся очевидными. Но они вовсе не очевидны. Ведь взрослые когда-то сами были подростками. А раз так, то и к ним относится все сказанное выше. «Проквашенные» определенными идеями через СМИ они усвоили себя простую мысль: на наркоторговле можно сказочно разбогатеть. Об образе разбогатевшего профессора, решившего свои финансовые проблемы с помощью торговли метамфитамином (сериал «Во все тяжкие») уже было сказано не раз. См. . Теперь настало время для следующих вопросов. В силу чего взрослый человек может отклонить от себя соблазн уподобиться этому профессору? В связи с чем работник, например, силового ведомства может отказаться от предложения по оказанию «услуг» наркоторговцам? О какие заслоны в его уме должна разбиться наркотическая идея?

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/28/...

В ряду чудес праведного Прокопия особенно замечательно следующее. У великоустюжского наместника, боярина Семена Борисовича был служитель, которого он весьма любил. Этот, надеясь на расположение к себе боярина, творил устюжанам очень много зла и разных пакостей, худой христианин, он умер не но христиански, не удостоившись исповеди и причастия св. Таин. Боярин велел похоронить любимого своего служителя близ собора и построить над его могилою палатку. Воля боярина была исполнена, но в ту же ночь палатка была разметана; боярин приказал построить новую, но и та, в следующую ночь, была так же разметана. Тогда боярин рассердился, думая, что это делается кем-либо по неудовольствии на него, и только слова одного из граждан утишили его гнев. «Успокойся, сказал он боярину, и не гневайся ни на кого напрасно, честный боярин. Никто из живых людей не трогал палатки и не имел намерения оскорбить тебя. Но я слышал от прадедов моих, что тут лежит праведный Прокопий, Христа ради юродивый». Боярин понял правду, велел перенести тело служителя в другое место и со слезами помолился: «прости меня блаженный Прокопий, грешного и неразумного раба твоего, что осмелился положить вблизи святых твоих мощей нечистого слугу своего». В малолетство царя Uoahha IV казанские татары не редко делали набеги на восточные и северные области России. Один раз они дошли до Устюга, все предавая огню и мечу, и в числе других пленных захватили одну бедную женщину Соломонию. Много лет томилась она в Казани, в тяжкой неволе, постоянно думая о своей далекой родине. Перебравши в уме все средства к своему освобождению и находя их или недостаточными, или недоступными для себя, она вспомнила о праведном Прокопии и, осенив себя крестным знамением, начала молиться и призывать его к себе на помощь. «Если вынесет меня Бог из татар на Русь, говорила она, и дойду я до Устюга и увижу своими очами чудотворный гроб блаженного Прокопия, то положу покров на гробницу его сколько силы моей будет». Давши такой обет, Соломония почувствовала в себе необыкновенную решимость, немедленно отправляется из Казани и, не будучи ни кем из встречавшихся ей на пути ни спрошена, ни остановлена, благополучно достигает русских пределов. По возвращении на родину она исполнила свой обет и рассказала клиру и народу о своем чудесном избавлении от плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много и других опытов духовной мудрости и прозорливости показал блаженный Прокопий во время многолетнего юродствования своего в Устюге. Когда он беседовал с людьми благочестивыми, пред которыми не считал нужным скрываться, то каждое его слово и действие было наставлением и предостережением; когда же юродствовал и казался помешанным, многие поступки его для людей внимательных имели смысл пророчественный: замечали например, что когда он бегал по городу и, размахивая своими кочергами, держал их головами к верху, то в тот год бывал хороший урожай на хлеб и плоды; если же оборачивал кочерги головами книзу, то бывал неурожай и вовсем недостаток, так что приходилось невольно всем смиряться. Важнейшим из многих пророчественных его предсказаний и чудсс, прославивших его, было избавление Устюга от истребления каменно-огненной тучей. Это было в 1290 году, за 13 лет до его кончины. Бог наш – Бог милости и любви, бывает за грехи наши и Богом отмщения, – мор и голод, трус и потоп и другие бедствия постигают людей за их нечестие. Но Отец небесный и во гневе своем милостив и, когда наказует, не перестает жалеть и любить наказуемых. Он некогда обещал пощадить виновные города для десяти праведников, но удерживает праведный гнев Свой и для одного великого праведника. Это ясно выразилось в жизни блаженного Прокопия. В однн воскресный день, когда много народа было за службой в соборе, юродивый вдруг обратился ко всем с таким увещанием: «приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвою, иначе город погнбнет от града огненного». – Он не в своем уме и никогда не говорит ничего дельного, что его слушать? сказали устюжане и необратили никакого внимания на слова праведника. Любвеобильному сердцу Прокопия тяжело было встретить в гражданах такую беспечность и легкомыслие в то время, когда страшная опасность, угрожавшая им, уже висела над городом. От печали и горести сердца он едва мог достоять до окончания литургии и, вышедши на паперть, удалился в свой угол, зарыдал и, обливаясь слезами, пронлакал весь тот день и ночь, да и на другой день не переставал плакать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобный случай произошел в другой раз в пустыньке. Народ собрался туда, чтобы повидать батюшку и получить от него хоть бы благословение. Но святой старец на этот раз почему-то решил никого не принимать и незаметно из кельи своей вышел в лес и спрятался в высокой траве. Среди посетителей в это время была Н.Аксакова с детьми. Не смея сами тревожить старца и даже искать его, богомольцы научили невинных деточек ходить по траве и звать батюшку откликнуться. Скоро они открыли скрывавшегося Божия угодника; но он начал им делать знаки, чтобы они не выдавали его. А невинные и обрадованные находкой деточки еще сильнее стали звать ждавших его посетителей; и батюшка с радостной улыбкой встал из травы, подошел с любовью к своим невинным “предателям”, которые без всякой боязни, как чистые сердцем, обступили его и стали ласкаться к такому же Божию дитяти (Мф.18,3-4). Тут уже подошли и взрослые. Иногда батюшка брал детей на руки свои. “В первый раз была я, – рассказывала Дивеевская сестра Анастасия Протасова, – у старца Серафима еще малолетнею вместе с моими родителями. Во второй раз я была у него семи лет от роду с матерью и Дивеевскою Ириною Прокопьевной. Он благословил нас и приказал приложиться к образу Божией Матери. А как я не могла достать образа, стоявшего на столе, то он сам поднял меня и дал приложиться к Царице Небесной”. В это посещение батюшка предрек уже ей, что она будет монахиней в Дивееве. На 16-м ее году о.Серафим прямо сказал ей: “Тебя Божия Матерь семи лет избрала в инокини”. Когда же к нему принесли еще трехлетнего брата ее Ивана, то батюшка взял его из рук няньки и, “подавая мне, – вспоминает Протасова, – спросил: “У вас есть сад?” – Я отвечаю ему: “Есть”. Тогда он сказал: “Ты, матушка, носи его по саду и говори все: “Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй!” Он возмужает и будет сокровище наше вожделенное, а корми-то его сама, из своих рук”. После Анастасия сделалась сестрою Дивеевской обители. Рассказывала еще о себе некая Наталия Евграфова: “Бывши от роду пяти лет, я была нечаянно облита кипятком. Врачебные пособия не приносили мне никакой пользы. Тетушка моя, от неосторожности которой я пострадала, обратилась в молитве к о.Серафиму. Принеся ко мне его изображение, она дала мне наставление, чтобы я и сама призывала на помощь благодетельного старца. Изображение его поставили у меня в головах”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пре­по­доб­ный Про­ко­пий вме­сте с дру­ги­ми рев­ни­те­ля­ми Пра­во­сла­вия вос­стал про­тив нече­сти­вой ере­си ико­но­бор­цев 12 марта. ПРАВМИР. Пре­по­доб­ный Про­ко­пий ро­дил­ся в VIII веке в стране Де­ка­по­лит­ской (то есть Де­ся­ти­гра­дии), на во­стоке от Га­ли­лей­ско­го озера. Оста­вив су­ет­ный мир, Про­ко­пий при­нял в од­ной оби­те­ли ино­че­ский чин и про­во­дил все вре­мя в мо­лит­ве и по­сте. Опыт­ный в мо­на­ше­ских по­дви­гах, укра­шен­ный ду­шев­ною чи­сто­тою, он был сла­вен и зна­ме­нит сре­ди по­движ­ни­ков. Меж­ду тем око­ло это­го вре­ме­ни по­яви­лась ико­но­бор­че­ская ересь. Воз­бу­дил ее нече­сти­вый им­пе­ра­тор Лев Ис­ав­ря­нин, ко­то­рый счи­тал ико­ны идо­ла­ми, а по­кло­ня­ю­щих­ся им – идо­ло­по­клон­ни­ка­ми. Пре­по­доб­ный Про­ко­пий вме­сте с дру­ги­ми рев­ни­те­ля­ми Пра­во­сла­вия вос­стал про­тив нече­сти­вой ере­си ико­но­бор­цев Он об­ли­чил безум­ное муд­ро­ва­ние ере­ти­ков и по­бе­дил их непо­бе­ди­мы­ми бо­же­ствен­ны­ми сло­ве­са­ми. Это и на­влек­ло на него гнев и неми­лость им­пе­ра­то­ра. По его по­ве­ле­нию, святого Про­ко­пия схва­ти­ли и под­верг­ли же­сто­ким му­че­ни­ям: его бес­че­ло­веч­но би­ли, стро­га­ли те­ло его же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми и за­тем бро­си­ли в смрад­ную тем­ни­цу. В этой мрач­ной тем­ни­це преподобный Про­ко­пий вме­сте со свя­тым Ва­си­ли­ем, его спо­движ­ни­ком по ино­че­ской жиз­ни, му­чил­ся до са­мой смер­ти им­пе­ра­то­ра Льва Ис­ав­ря­ни­на. Ко­гда же Лев умер, то Про­ко­пий вме­сте с Ва­си­ли­ем и дру­ги­ми свя­ты­ми му­че­ни­ка­ми, был вы­пу­щен из тем­ни­цы. Ко­нец сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Про­ко­пий Де­ка­по­лит до глу­бо­кой ста­ро­сти про­вел мир­но в ино­че­ских по­дви­гах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 июня, 2021 26 апреля, 2021

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Но что я делаю? Врачую скорбь, успокоенную уже, как думаю, и временем и размышлением, а не разверну перед тобою картину подобных же несчастий царей и бедствий нашего времени, чтобы показать, что не столько нужно оплакивать того, кто лишился этой жизни, сколько нужно радоваться за того, кто избежал стольких зол! Констанций, покровитель арианской ереси, умирает в деревеньке Мопсе в то время, когда готовится против врага и, гневный, спешит к сражению, – умирает, оставляя с глубокою скорбью власть врагу. Юлиан, предатель собственной души и поругатель (jugulator) воинства христианского, узнает в Мидии того Христа, которого прежде отверг в Галлии; в то время, когда хочет раздвинуть еще более пределы римские, теряет и прежде раздвинутые. Иовиан, едва вкусивши царственных благ, погиб, удушенный угольным чадом, показывая всем, что такое могущество. Валентиниан умер, когда была опустошена его родина, умер, оставив неотомщенную свою отчизну. Брат его Валент, потерпев поражение в готской войне во Фригии, Фригию же имел местом смерти и погребения. Грациан, после измены войска, отвергнутый и городами, к которым подходил он, был посмешищем для врага своего, и твои стены, Лугдун (Лион), остаются свидетелями жестокости людской! Валентиниан, юноша и почти отрок, после бегства, после ссылки, после возвращения власти ценою множества крови, был убит вблизи города, свидетеля братней смерти, и бездушный труп его был опозорен виселицею. Что сказать о Прокопие, Максиме, Евгение, которые, пока были всесильны, были грозою народов? Все они пленные стояли пред лицом победителей и (что для некогда могущественнейших верх бедствия) были поражены бесчестием рабства прежде, чем мечем вражеским. Кто-нибудь скажет: такова уже судьба царей, «и молнии поражают те горы, которые наиболее возвышенны» (Гор. Од. X, 2). Перейду к низшим чинам; не буду даже я говорить о тех, которые умирали в последнее двухлетие, и, чтобы не говорить о других, опишу различный конец трех недавно консульских мужей. Бедный Абунданций сослан в Питиунт.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

15:53). За гордость свою предает возвеличение, приготовленное Богом для смиренных. За гнев, ярость и ненависть к ближним предает любовное общение с ангелами и всеми святыми: одним словом, за грех предает Бога и является Иудой предателем. Он также и льстец, ибо иногда приходит как будто к покаянию, исповедует устами свои грехи, на деле же творить плоды, достойные покаяния, и не думает. Он «молится устами, а сердце его далече отстоит от Бога» (Ис. 29:13); скверными своими устами лобзает Христа, недостойно причащаясь пречистых Тайн, а потом снова возвращается к своим греховным делам. Он только льстит, говоря «каюсь», он только обещается быть добрым, но неисправимым пребывает Иуда, раб и льстец, и потом отчаянием убивает свою душу. Итак, грешник такой во всем подобен Иуде и является вторым Иудой. И как много таких Иуд среди христиан! Если из-за одного Иуды волны бросали корабль апостольский, то как не будет бедствовать в волнениях корабль отечества христианского из-за такого множества Иуд, существующих среди нас?! В житии святого Порфирия, епископа газского, мы читаем, что когда этот святой возвращался водным путем вместе с другим — блаженным Иеронимом — и находился вблизи острова Родоса; то на море поднялась буря и волнение, и все находились в большом страхе, боясь потопления. Так было весь день и всю ночь. Когда же взошла утренняя заря, святый Порфирий задремал немного и увидел преподобного Прокопия пустынника, извещавшего его, что среди них на корабле есть один потайной еретик Ариева заблуждения, что из-за этого еретика волнуется море и что оно не утихнет, пока он не будет склонен к православию. Так и оказалось: начальник корабля был тайный еретик; как только он исповедал православную веру, тотчас прекратилась буря, и наступила тишина на море. Вот мы видим, что из-за одного тайного еретика и святые бедствовали в море. Что же нам думать? Как много среди нас находится волков в одежде овчей, которые под именем православного христианина делают бесславное и делами своими превосходят нечестивых язычников и поганых! И как корабль церкви Христовой и всего отечества не будет бросаем волнами великих бедствий, попускаемых на нас от Бога по праведному Его суду?! Посмотрим в древность. Прекрасен был корабль народа израильского, прошедший по суху Чермное море и наследовавший святую гору Иерусалима: «И бысть в мире место его, и жилище,его в Сионе» (Пс. 75:3). Когда же умножились среди них беззакония и они «прогневаша Бога вышняго и свидений Его не сохраниша» (Пс. 75и след.), когда превратились в «лук развращен», тогда Бог, разгневанный их злыми делами, тяжело наказал израиля. О том же, как именно наказал, мы слышим следующее: «Предаде в плен крепость их и доброту их в руки врагов и затвори во оружии люди Своя, и достояние Свое презре. Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша, священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы быша».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Теперь он понял, что имеет дело с немощным старцем, и решил взять его лаской. «Отче, – начал он мягко, – если ты умрешь, я так опечалюсь, что не захочу уже ничего. А если мы сейчас сделаем цистерну, то буду говорить: «Вот, Старец мой сделал эту цистерну, и мне теперь легко». И буду молиться от всего сердца: «Боже, упокой моего Старца, спаси его, Господи! " » И не замедлил растопить отеческое сердце отца Никифора: «Ну ладно, бери деньги и делай что надумал». Так, несмотря на тысячу разных мелких препятствий на пути неопытного в этих делах отца Ефрема, появилась эта первая, его собственными руками построенная цистерна. Вода пришла на кухню. Старенький отец Прокопий мочил свои ручки в воде и радостно повторял: «Родник, родник!» Он тоже не поддерживал отца Ефрема, хотя и не мешал ему. Привыкший к многолетним неудобствам, он считал роскошью даже малейшее бытовое улучшение. «Что есть старец, только диавол знает, – повторял нам отец Ефрем. – Потому что сила диавола через старца упраздняется. Берешь благословение старца, и нет для тебя преград. Исповедуешь помысел, и очищается душа. Как-то раз перешел я в другую комнату, ушел из соседней со Старцем, где мог хорошо его слышать и не упускать из внимания. Но меня последнее время, когда я спал, беспокоило шлепанье его тяжелых башмаков. Перешел подальше, где было тихо. Вот как вы меня, а я вас, – услышал: «Бессовестный, бессердечный! Бросил своего Старца. Если что случится и он будет нуждаться в тебе – кто его услышит? » И я сразу же вернулся обратно в свою комнату». С отцом Прокопием Отец Прокопий был второй по старшинству в братстве после отца Никифора. Он имел благословение Божие умереть, находясь в послушании, в котором и провел всю свою жизнь. В миру его звали Панайотис Бакос. Он был рабочий-железнодорожник в Фивах. Пришел в Катунаки чуть позднее отца Никифора. Послушание его своему Старцу, отцу Ефрему Старшему, было совершенным и труды огромны. Он продолжал до конца идти этим спасительным путем послушания, несмотря на свою старость.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

   Considera tu, quot sunt Christiani hujus provinciae, quot in Palestina. Extende rursus mentern ab hac provincia in totum imperium Romanum, ac ex eo deinde considera universum mundum, Persarum et Indorum gentes ac nationes, Gotthos et Savromathas, Gallos et caet. Perspice cujuslibet nationis episcopos, sacerdotes, diaconos, monachos, virgines et reliquos laicos. (Посмотри же, сколько христиан живет в этой провинции, сколько их в Палестине. Потом обратись от этой провинции ко всей Римской империи, а после представь весь мир, народы и племена: персов и индийцев, готов и савроматов, галлов и проч. Представь своим внутренним взором в каждом этом народе епископов, священников, диаконов, монахов, монахинь и остальных мирян (лат.).) Cyril I. Hierosol. Catech. XVI. P. 235. Oxoniae, 1703 (180).    Ubi sunt nunc ilia Platonis, Pythagorae et eorum, qui Athenis erant? Extincta sunt. Ubi sunt ilia piscatorum et tentoriorum artificum? Non nunc ilia in ludaea solum, sed etiam apud barbaram lingvam splendidius, quam sol ipse, fulgent. Et Scythae et Traces et Savromatae et Mavri et Indi... iis, quae scripta sunt, in lingvam suam translatis philosophantur. (Что осталось от Платона, Пифагора и прочих людей, живших в Афинах? Все истреблено временем. А где искусство, что принадлежало рыбакам и плотникам? Не просияло ли оно ныне ярче солнца не только в Иудее, но и на варварских языках? И скифы, и фракийцы, и савроматы, и мавры, и индийцы... философствуют, обретя переводы Писания на свой язык (лат., греч.).) Chrysost. Т. 12. Р. 371. Venet., 1741 (210).    Ибо Танаисом он прямо называет Керченский пролив, или Киммерийский Босфор, и ссылается притом на Прокопия, а Прокопий здесь именно полагает готов-тетракситов, рассказывая, что они-то и присылали послов к императору Юстиниану просить епископа, тогда как о других каких-либо жителях при Танаисе, отправлявших в Царьград подобное посольство, у Прокопия нет ни слова. Evagr. Hist. eccles. Lib. IV. Cap. 23 (192).    Это известие находится в житии преподобного Стефана под 28 ноября, которое в славянском переводе почти слово в слово помещено и в нашем Прологе (103) под тем же числом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После него на следующий день императором из примицерия доместиков был поставлен – XXXVII. Иовиан. 367. Иовиан, вынужденный затруднительным положением дел, отдал Сапору царю Персидскому Низивию и значительную часть Месопотамии. В Антиохии Мелетием и его сторонниками составлен синод, на котором, отвергши единосущие и неподобие (homousio annomeoque) приняли среднее между ними македонианское подобосущие (homoiousion). Иовиан от сырости или угара от углей, которых он приказал разжечь в чрезмерном количестве, умер в Дадастане на 33 году жизни. После него был провозглашен в Никее августом Валентиниан трибун щитоносцев, родом из Дибалы в Паннонии и для соучастия в правлении в Константинополе взял брата своего Валента. XXXVIII. Валентиниан и Валент (царствовали 13 лет и 5 месяцев). 368. Валентиниан в других отношениях был пре­красный император и характером похож на Аврелиана; только в его чрезмерной строгости и бережливости некоторые видели жестокость и жадность. Аполлинарий лаодикийский епископ составляет различ­ный сочинения по предметам веры. 369. Вследствие повсюдного землетрясения, море вышло из берегов, разрушены города Сицилии и многих островов и погибло безчисленное множество народа. Прокопий, захвативший власть в Константипополе, убит во Фригии и казнены и лишены имения весьма многие из Прокопиевской партии. Дамас рукополагается XXV епископом Римской церкви. А спустя не много времени Урсин, поставленный некоторыми в епископа, со своими нападает на Сицинин, и когда сюда сбежался народ партии Дамаса, то совершены жесточайшие убийства людей различного пола. 370. Валент, приняв крещение от Евдоксия епископа арианского, преследует наших (православных). Грациан сын Валентиниана в Амбианах 11 сделан императором. 371. В Константинополе была такая буря, что выпавшим необычайной величины градом убито несколько человек. В Атребатах выпал дождь смешанный с шерстью (или пухом – lana). 372. Умирает Иларий епископ Пиктавийский. Никея, и прежде часто разрушаемая, землетрясением разрушена до основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010