император Muxauл III умер в 867 году. что это нынешний Батак, в пределах города Пловдива или Филиппополя. разумеется здесь война императора Muxauлa III с арабами в 865 г. чуда со змеем в печатном Прологе названо Раифским, и преосвящ. Филарет полагает, что здесь разумеется известная Раифская пустыня в двух днях пути от Синая. Но в рукописных древних житиях говорится не о Раифском месте, а Стыранском или Тиранском. Может быть, под «Тиранским местом» разумеется, по мнению акад. Веселовского, Тиранна, город и область близ Дураццо и Алессио на Балканском полуострове близ Адриатического моря. XIV b. при последнем терновском патриархе Евфимии, составившем святому Михаилу похвальное слово, мощи почивали в Тернове в патриаршем соборном храме. В начале XIX столетия они перенесены в Валахию. Память святого мученика Прокопия разумеется Кесария Палестинская — город на восточном берегу Средиземного моря; по разрушении Иерусалима (в 79 г.), была главным городом Палестины и местопребыванием епископа, которому подчинен был некоторое время и Иерусалим. Впоследствии Кесария была разрушена и ныне представляет совершенную пустыню с грудами развалин. императоре Диоклитиане (294–305). Диоклитиан разделил власть над империей с Максимианом, которому уступил восточную половину. При этом каждый император имел своего соправителя: Диоклитиаи имел соправителем Максимиана Галерия, который по смерти Диоклитиана стал императором востока; а на западе империи правил Максимиан Геркул с Констанцием Хлором. Таким образом, во время мученичества святого Прокопия в 303 голу, были четыре правителя в Империи. А цари почитались язычниками наравне с богами и в честь их ставились жертвенники и статуи и им приносили жертвы. Этому заблуждению язычников и не хотел послужить мученик Прокопий. Память святого мученика Менигна северная область Малой Азии, по берегу Черного моря. римский император, царствовал с 249–251 г. Память преподобного Агаввы подвигов и преставления преподобного Агаввы относят к V b. Житие святого отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Радуйся, тайнаго веления Божия послушавый. Радуйся, Авраама вере поревновавый. Радуйся, во страну Вятскую путь свой благочестне управивый. Радуйся, обитель иноческую тамо создати зело восхотевый. Радуйся, храмы Божия в ней благолепно устроивый. Радуйся, чудеса преславная при основании обители совершивый. Радуйся, яко Моисей молитвами воду источивый. Радуйся, Богородицы заступлению и покрову обитель твою вдавый. Радуйся, лика иноческаго предстоятелю богомудрый. Радуйся, града Хлынова святое украшение и покрове, Богом данный. Радуйся, сотворивый волю Господню и ины творити научивый. Радуйся, сего ради велий в Царствии Небесном нареченный. Радуйся, Трифоне, преславный чудотворче. Кондак 5 Боготечно, яко светозарная звезда, шествовал еси, угодниче Божий, в престольный град Москву, полезная обители твоей тамо устрояяя и от святейшаго патриарха Иова в архимандрита поставлен быв, с милостынею многою от благовернаго царя Феодора дарованною, в обитель твою паки возвратился еси, благодарственно воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видев враг спасения нашего обитель твою добре устрояему от тебе, преподобне отче, воздвиже на тя некиих от ученик твоих, иже противу тебе возставше, от обители твоея тя отгнаша. Ты же, на земли сие изгнание с кротостию приемый, ныне же вселивыйся в обителех небесных, услыши нас, поющих ти сицевая: Радуйся, яко за благая ко спасению словеса поругание приемый. Радуйся, аки кроткий агнец вся терпевый. Радуйся, с небесе утешение приемый. Радуйся, молчанием на укоризны отвещавый. Радуйся, во изгнание незлобиво отшедый. Радуйся, любовию Христовою козни вражия победивый. Радуйся, многи обители иноческия во странствии твоем посетивый. Радуйся, в них себе утешение и отраду обретый. Радуйся, чудеса дивная во изгнании твоем совершивый. Радуйся, многи на путь иноческаго жития наставивый. Радуйся, блаженнаго Прокопиа на подвиг юродства о Христе благословивый. Радуйся, яко сый на земли яве с небожители беседовал еси. Радуйся, Трифоне, преславный чудотворче. Кондак 6 Проповедует присно страна Вятская подвиги и труды твоя, преподобне, в странах Архангельских, Устюжских, пермских, и светло красуется, стяжавши тя помощника и покровителя себе особне. Молим убо тя, святче Божий, не лиши и нас грешных небесныя твоея помощи и покрова молитв твоих, к твоему бо заступлению в скорбех наших вседушно прибегаем и прославльшему тя Господу со умилением зовем: Аллилуиа. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Попытки верующих и духовенства оказать сопротивление при изъятиях окончились, как отмечает Д.В. Поспеловский, «лишь новыми арестами, судами и высылками тысяч людей в лагеря и под надзор» 651 . Это, видимо, и было одной из целей новой власти. Однако старания верующих спасти святыни не всегда заканчивались неудачами. Известно, что верующие, «противясь вскрытию мощей, порой уносили их из церквей и прятали от представителей власти» 652 . Одним из известных подобных случаев является сокрытие главы преподобного Сергия Радонежского священником Павлом Флоренским и Ю.А. Олсуфьевым. Эти люди по личному благословению Святейшего Патриарха Тихона (по материалам игумена Андроника (Трубачёва)) взяли главу от тела преподобного уже после вскрытия, состоявшегося 11 декабря 1919 г., примерно «около 30 марта 1920 г...» 653 . По материалам Легченкова, это произошло «в самый последний момент перед вскрытием раки» 654 . Глава святого была подменена на череп князя Голицына, который был взят из захоронения в родовом склепе князей Голицыных, находившемся на территории лавры. Эту честную главу священник сначала «прятал дома в подставке под цветочные горшки, потом в саду в земле. Когда опасность миновала (в 1946), святыня была положена на своё исконное место» 655 . В некоторых случаях получалось отстоять святыни. Так, при вскрытии мощей праведника Прокопия Устьянского 7 марта 1919 г. по инициативе уездных властей под серебряной крышкой раки с надписью: «Радуйся, Прокопий, Устьянский Чудотворец» – сняли покрова, присутствующие увидели прекрасно сохранившиеся «мумифицированные» останки чтимого святого. Три недели спустя Вельский исполком постановил увезти мощи Прокопия в Вологду. Однако, как докладывал отдел юстиции Вологодского губисполкома ликвидационному отделу Наркомюста, «при исполнении этого постановления населением было оказано сопротивление, выразившееся в избиении коммунистов, в самочинном выпуске арестованных и в разнообразных угрозах Волостному исполкому» 656 . В результате к бунтовавшим послали усмиривший их военный отряд, но мощи оставили на месте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если так, то не падай духом и не бойся, если безбожные ненавистники поносят тебя за добрую о тебе славу, за доброту твоего нрава, и за видимое для всех благочестие. Так блудники смеются над целомудренными, и нечестивые издеваются над благочестивыми, и порочные ругатели над добродетельными, слепцы называют себя дальновидными, и негодяи с восторгом прославляют грехи и самые постыдные страсти, бесстыдно уверяя, что горькое сладко. Мы можем лишь посмеяться над ними, даже осуждая их, будем проливать слезы о погибели всех подобных им. 21. Никодиму Ты обязан благодарить Бога за то, что нет у тебя денег, о которых потребовали бы у тебя отчёт в день суда. Ибо сказано: И от всякого, кому дано много, много и потребуется ( Лк. 12:48 ) – спросят с него истязатели Ангелы. Богач за данные ему деньги подвергнется тяжкому наказанию, строгой ответственности и страшному исследованию, хорошо или плохо он распорядился тем, что было ему передано Промыслом Божиим. 22. Диакону Афродисию Не очень уповай на старость, потому что и старцы падают. Но всегда призывай на помощь Христа, чтобы Он был твоим хранителем и твоей нерушимой оградой. 23. Епископу Харисию Честная душа твоя спрашивает меня, что значит написанное апостолом: а сила греха – закон ( 1Кор. 15:56 )? Не так будто бы божественный закон служит виной падений, как превратно понимали иные невежды, и не то, что будто закон придаёт силу греху. Да не будет! Закону скорее свойственно пресекать и уничтожать грехи после сильного обличения поступающих дурно и по обнаружении, что именно непристойно, апостол заграждает уста иудеев, которые непрестанно хвалились Божественным Писанием, но в то же время, безбоязненно греша, нарушением закона бесчестили Законодателя. Поэтому божественный апостол говорит это и подобное этому в лице хвалящихся и гордящихся законом. 24. Монаху Ермолаю Взирай в небо к Богу. Что общего у тебя с землей? Не желай и видеть того, что делают мирские, потому что ты удалился от мира и от житейских путей. Поэтому не смотри на дела житейские, но будь внимателен только к себе самому и заботься о том, чтобы совершать тебе своё дело, как это пристало подвижникам. Итак, смотрите, поступайте осторожно ( Еф. 5:15 ) – постоянно наблюдайте за своей жизнью, как гласит Божественная заповедь. 25. Пресвитеру Прокопию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Аввакума, проклятого нашими архиереями». В ответ на это Морозова называет Аввакума истинным учеником Христовым, страждущим за правое учение 4248 . Вероятно, не без влияния его склонилась на сторону старообрядства сестра Морозовой Урусова и соузница их Мария Данилова, составлявшие вместе «трисиянную троицу», по выражению Аввакума. Сам Аввакум рассказывает о совращении им в раскол Федора Юродивого. Встретились они в Устюге, где юродствовал Федор и куда попал Аввакум проездом из Сибири (1664): «Псалтырь у Феодора была тогда новых печатей в кельи, – маленько еще знал о новизнах. И я ему разскал подробну про новыя книги: он же, схватив книгу, тотчас и в печь кинул, да и проклял всю новизну». В это время Федор сделался духовным сыном ссыльного протопопа 4249 . Какой-то поп Димитрий, не разумея, служил по-новому, потом «без покаяния» стал опять служить по-старому и прислал Аввакуму просфору. Но протопопа будто бы стали мучить бесы, он бросил просфору в печь и отписал Димитрию. Тот покаялся и сделался духовным сыном Аввакума и с попадьей —522— своей. Сюда надо причислить Алексея Копыстовского, «новорожденное чадо» протопопа Аввакума 4250 . Во главе с Аввакумом его духовные дети составили довольно прочную и дружную семью. Противление церкви, новшествам, несомненно, много содействовали прочности этой покаянной семьи. Мы видим, что Аввакум в Москве, поселился у Морозовой. «У света у Федосьи Прокопьевны Морозовой не выходя жил во дворе, понеже дочь моя духовная, и сестра ее княгиня Евдокия Прокопьевна дочь же моя» 4251 . По всему заметно, что он был очень близок к этим мученицам староверства. Он «знает тайные подвиги Морозовой – ночные молитвы, власяницу под одеянием, милосердие нищелюбие, служение больным и непрестанный труд; знает все это потому, что сам руководил ее в подвигах 4252 . Он видел боярыню счастливой матерью, когда она гладила по головке своего единственного сына Ивана, любовалась, как он на лошадке поедет или стегала четками 4253 . Помнил хорошо Аввакум, как «боярила» Морозова, рассуждала «домочадцев и деревенския крестьянския нужды», сколько сотен рабов и тысяч крестьян было в ее распоряжении и владении, – как, вообще, велики ее богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ряду чудес праведного Прокопия особенно замечательно следующее. У великоустюжского наместника, боярина Семена Борисовича, был служитель, которого он весьма любил. Этот, надеясь на расположение к себе боярина, творил устюжанам очень много зла и разных пакостей. Худой христианин, он умер не по-христиански, не удостоившись исповеди и причастия святых Таин. Боярин велел похоронить любимого своего служителя близ собора и построить над его могилой палатку. Воля боярина была исполнена, но в ту же ночь палатка была разметана. Боярин приказал построить новую палатку, но и та в следующую ночь была так же разметана. Тогда боярин рассердился, думая, что это делается кем-то по неудовольствию на него, и только слова одного из граждан утишили его гнев. «Успокойся, – сказал он боярину, – и не гневайся ни на кого напрасно, честный боярин... Никто из живых людей не трогал палатки и не имел намерения оскорбить тебя. Но я слышал от прадедов моих, что тут лежит праведный Прокопий, Христа ради юродивый». Боярин понял правду, велел перенести тело служителя в другое место и со слезами помолился: «Прости меня, блаженный Прокопий, грешного и неразумного раба твоего, что осмелился положить вблизи святых твоих мощей нечистого слугу своего». В малолетство царя Uoahha IV казанские татары нередко делали набеги на восточные и северные области России. Один раз они дошли до Устюга, все предавая огню и мечу, и в числе других пленных захватили одну бедную женщину Соломонию. Много лет томилась она в Казани, в тяжкой неволе, постоянно думая о своей далекой родине. Перебравши в уме все средства к своему освобождении и находя их или недостаточными, или недоступными для себя, она вспомнила о праведном Прокопии и, осенив себя крестным знамением, начала молиться и призывать его к себе на помощь. «Если вынесет меня Бог из татар на Русь, – говорила она, – и дойду я до Устюга и увижу своими очами чудотворный гроб блаженного Прокопия, то положу покров на гробницу его, сколько силы моей будет». Давши такой обет, Соломония почувствовала в себе необыкновенную решимость, немедленно отправляется из Казани и, не будучи никем из встречавшихся ей на пути ни спрошена, ни остановлена, благополучно достигает русских пределов. По возвращении на родину она исполнила свой обет и рассказала клиру и народу о своем чудесном избавлении от плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его святые молитвы да будут с нами! 22. «Я БЫЛ РЯДОМ, А ТЫ ИСПУГАЛАСЬ?» (свидетельство Эммануила Капетанаки, пенсионера, учителя, гор. Афины) Старче, мы летим!!! Я познакомился со св. Порфирием в 1972 г. в Калисье, когда мы первый раз приехали туда с женой. Все его учение было только о Христе. Особенно его отличало полное отсутствие ропота – что бы ни случалось в жизни. Он всегда благодарил и славил Господа. Он обладал многими благодатными дарами, особенно прозорливостью и исцелением. Однажды, уже после смерти Старца, мы с женой, вместе с митр. Кефаллинийским Прокопием посетили одну знакомую нам супружескую чету в Колонаках. Нас в гости позвали духовные чада Старца: Дмитрий и Елена, жившие недалеко от храма св. Дионисия Ареопагита . По благословению Старца, Елена работала портнихой, обслуживала обеспеченные семьи, и дела у неё шли хорошо. Мы весь день вспоминали Старца, т.к. все мы его знали и любили чрезвычайно. Между прочим, Елена рассказала о следующем чуде. Однажды Старец попросил её отвезти его на машине в Эретрию, дело было срочное. Она с удовольствием согласилась. От Милеси надо было доехать до шоссе и повернуть направо на Оропос. Оттуда нужно было сесть на паром и достичь на противоположенном берегу Эретрии, что на Эвбейском полуострове. Но когда машина достигла шоссе, то поднялась в воздух и полетела! Руки у Елены затряслись на руле и сердце застучало. Когда сознание к ней вернулось, она повернулась к Старцу и сказала: «Старец, мы летим! Ты понимаешь, что происходит?», – но он не отвечал. Когда же вскоре машина приземлилась, и Елена остановила её и немного успокоилась, то Старец с нежностью ответил ей: «Детка! Я же был рядом, чего ты испугалась? Ладно, теперь поехали…». Из бесед со Старцем (1) Старец избегал говорить на духовные темы бестактно, без рассуждения. Он уважал свободу и личность другого человека. Сначала он говорил людям об их интересах, а дальше – ждал когда у них у самих возникнет потребность, возникнет интерес ко Христу. Кто-то однажды спросил его:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Переведенного мною: и взглянул, и вот в стене одна скважина у Семидесяти нет. Так как все изображается как бы в образе и в виде картины, то он говорит, что он увидал в стене скважину, и ему дается повеление прокопать ее и расширить, конечно, для того, чтобы чрез раскрытую скважину он мог далее войти и видеть то, чего он не мог видеть, будучи снаружи. Чрез это дается знать, что как в церквах, так в каждом из нас чрез малые пороки обнаруживаются большие и как бы чрез некоторого рода скважины можно достигать до самых больших мерзостей. Ибо по плодам познается дерево и от избытка сердца говорят уста ( Мф. 12:33–34 ). Признаком внутреннего [настроения] человека служат нечаянно произносимые слова; таким образом, похотливого человека, искусно скрывающего свои пороки, иногда уличает бесстыдная речь, и скупость, таящаяся внутри, обнаруживается в страсти [к приобретению] маловажной вещи. Ибо чрез меньшее обнаруживается большее, и совесть не может укрываться при помощи лица и глаз, так как необузданная и сладострастная мысль просвечивается на лице и сердечные тайны обнаруживаются чрез телодвижения и жесты. Ueз.VIII:10 . И, вошедши, я взглянул, и вот всякое подобие пресмыкающихся и нечистых животных, и всякие идолы дома Израилева написаны на стене кругом со всех сторон. Не только идол ревности стоял при входе в северные врата, но и на всех стенах храма были написаны различные изображения идолов, так что не было ни одного животного, которое не было бы изображено на стене. Мы и доселе видим, что в капищах идольских и в храмах языческих безрассудная религия чтит все роды животных. Поэтому и Виргилий говорит: «И чудовищные образы всякого рода богов, и дающий Анубис» 22 , как будто бы и те не чудовища, коих он восхваляет: «Против Нептуна, Венеры и против Минервы» 23 . Можем мы и на стенах нашего храма указать изображения идольские, коль скоро мы подвергаемся всяким порокам и изображаем в сердце своем сознание грехов и разного рода образы. О них и в псалме говорится: Господи, во граде Твоем образ их уничижиши ( Пс. 72:20 ). И в другом месте: убо образом ходит человек ( Пс. 38:7 ), – в том именно смысле, что нет ни одного человека, который не имел бы какого либо образа, или святости или греха. Поэтому яростным и гневливым говорится: ярость их по подобию змиину, яко аспида и затыкающего уши свои, иже не услышат гласа обаявающих ( Пс. 57:5–6 ). И о людях непотребных: порождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущего гнева ( Мф. 3:7 ). И о людях лукавых и коварных: шедше рцыте лису тому ( Лк. 13:32 ). И о пристращающихся к женщинам: кони женонеистовне сотворишася, кийждо к жене искреннего своего ржаше ( Иер. 5:8 ). Также о безрассудных и безумствующих: не будите яко конь и меск, им же несть разумения ( Пс. 31:9 ). И еще: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе (там же), и многое подобного рода. Поставленного же нами: и вот всякое подобие пресмыкающихся и животных у Семидесяти нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иногда, не указывая повода к написанию сочинения, пр. Евгений отсылает читателя для знакомства с ним к предисловие самого сочинения (II., стр. 305 и 307). Очевидно, он считал такие указания не лишними, как и указания самых поводов, но не лишними – и только. В противном случае, если бы преосвященный считал их необходимым элементом своего труда, они встречались бы чаще. А между тем в Словаре более таких статей, где особо говорится о жизни писателя и особо (хотя и рядом) об его литературных трудах, которые только перечисляются (см. напр., т. I., стр. 65, 75, 110; т. II., 78, 80, 81). Перечисляя эти труды, м. Евгений, под час, остерегается категорически связывать их с именем того или другого писателя, и в таком случае или ссылается на чужой авторитете (такому-то-де писателю «приписывают» такое-то сочинение, и т. п.) или же высказывается только гипотетически (I., стр. 11, 38, 65, 143, 252, 253, 338; II., стр. 10, 54, 71, 93, 142, 155 и 164). В некоторые авторитеты ученый архипастырь, как видно, веровал при этом не особенно крепко, – но все же свое мнение не решался поставить выше их мнения, а ставил последнее рядом с своим на суд и выбор читателя, который, разумеется, мало от этого выигрывал. Так, сам он составление «Жизнеописаний некоторых преподобных Киевопечерских» приписывает Поликарпу, второму архимандриту Киевопечерского монастыря (II., стр. 193); между тем-де «Н. M. Карамзин (История государства российского, т. III., пр. 171-е) описателем (этих) житий полагает не архимандрита, а простая монаха Поликарпа и архимандрита Акиндина, к коему писал он послание, уже вторая сего имени жившая в 1-й четверти XIII ст.» (Сл. II т., стр. 193–4). Так или не так думал Карамзин, – Евгений не говорит 554 . Перечислив русские сочинения Ф. Прокоповича, он замечает: «Болтин приписал ему еще «Подробную летопись от начала России до полтавской баталии», найденную и изданную Н. А. Львовым в 4 ч. ч., 1798 г., в С.-Петербурге; но она, кажется, не стоит ума Феофанова» (II., стр. 310). И здесь опять-таки заметна не решимость автора отвергнуть авторитет Болтина.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Премудрости Соломоновы чтение (глава 3): Праведных души в руце Божией,/и не прикоснется их мука./Непщевани быша во очесех безумных умрети,/и вменися озлобление исход их,/и еже от нас шествие – сокрушение,/они же суть в мире./Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут,/упование их безсмертия исполнено,/и вмале наказани бывше,/великими благодетельствовани будут,/яко Бог искуси их и обрете их достойны себе,/яко злато в горниле, искуси их/и, яко всеплодие жертвенное, прият я./И во время посещения их возсияют/и, яко искры по стеблию, потекут./Судят языком и обладают людьми,/и воцарится Господь в них во веки./Надеющиися Нань разумеют истину/и вернии в любви пребудут ему,/яко благодать и милость в преподобных Его/и посещение во избранных Его. На литии стихиры, глас 1. Самогласны: Устранивыйся Господа ради от всех земных/и отлучивыйся родителей и сродник, яко незнаем,/от Святаго Духа утешение восприим/и Бестелесным в телеси ревновав, очищено тело и просвещен ум имея,/в Боголюбие чистоты прииде,/безленостно Христу последовал еси./Емуже в Вышних, преблаженне Прокопие, со Ангельскими чинми предстоя,/моли избавится нам от лукавства вражия/и спастися душам нашим. Глас 2: Егда озарися Духом Божественным,/тогда мира вся красная отвергл еси./Ничтоже на теле своем ношаше от тленных одеяний,/наготою телесною Христови работая,/желая блаженства вечнаго, презрел еси дольняя/и ныне предстоиши Христу Богу нашему во славе со святыми Ангелы,/егоже со дерзновением моли о душах наших. Юродством премудрости достиг глубину, преблаженне,/и райская селения наследив,/и ныне веселися с лики праведных,/и чести зря Владычния доброты,/и со Ангелы предстоя Святей Троице,/поминай, блаженне, всегда чтущих память твою. Глас 4: Умом к Небеси востекая,/беседовал еси с Богом и Ангелами святыми,/людем же на земли знаками предвещал еси их ожидающая:/кого воздвигал еси/от одра болезни, радуяся,/кого же, крестообразно руки сложив,/оплакивал еси, предвещая кончину./Умоли Матерь Божию,/да вознесет всемощную молитву/к Рождшемуся от нея Христу, Сыну Божию,/даровати нам вечную жизнь во Царствии Небеснем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010