1/14 мая Русская Православная Церковь празднует память преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца. Свою многотрудную подвижническую жизнь святой Пафнутий окончил ровно 540 лет назад. Преподобный Пафнутий имел характер один из любопытнейших в древнерусском монашестве, один из самых своеобразных и крепких характеров, какие известны в Древней Руси. Василий Ключевской Внук баскака и ученик преподобного Никиты Серпуховского Икона преподобного Пафнутия Боровского Преподобный Пафнутий был правнуком баскака Владимирской Руси (сборщиком податей для Золотой Орды) Амырхана (XIII в.), дед будущего святого также был баскаком – он принял Православие с именем Мартин. Преподобный родился в 1394 году в семье Иоанна и Фотинии, отличавшихся страннолюбием и богобоязненностью, и наречен Парфением. Родители воспитывали его в любви к Церкви и благочестии. В 20 лет он с их благословения принял монашеский постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре возле Боровска. Он был отдан под руководство ученику преподобного Сергия Радонежского святому Никите Серпуховскому, у которого семь лет находился в послушании, научаясь монашеской жизни и иноческим добродетелям. В 1426 году святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, рукоположил преподобного в священный сан. За свое смирение и добросердечность Пафнутий приобрел общую любовь и почтение братии и после кончины игумена Маркелла был единогласно избран настоятелем Высоко-Покровской обители, где в течение 33 лет был игуменом и духовником. На 51-м году жизни преподобный Пафнутий тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. Чудесным образом исцелившись в праздник великомученика Георгия Победоносца , 23 апреля 1444 года преподобный ушел из монастыря с одним из учеников и поселился на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы, –здесь и был основан им Боровский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы . Вскоре к нему стали приходить желающие подвизаться и ищущие его духовного руководства. Каждый пришедший должен был сам построить для себя келью и затем нести послушания наравне с остальными.

http://pravoslavie.ru/103384.html

Боровск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.207829; 36.482794 Россия, Калужская область, Боровск Боровск, Калужская область Россия Содержание Общее описание [ править править код ] Объективно Райцентр Калужской области, расположенный примерно в 106 км к северу от Калуги и 80 км к югу от Москвы. На р. Протве. Население – около 15 тыс. человек. Субъективно Краеведы говорят, что в Боровске лучше чем где-либо сохранилась «рядовая застройка» XVI-XIX веков. Кажется, что время замерло не только в домах и геранях на окнах, но и в людях. История города [ править править код ] Первые вести о городе относятся к XIII в. Большим город никогда не был, легко передавался «большими» князьями из рук в руки. Во время нашествия Лжедимитрия II Боровск потерял большинство жителей и 6 из 16 храмов. В XVII в. в городе жило меньше тысячи человек, крепость была слабой, гарнизон – маленьким. Даже в старину Боровский край воспринимался как место для отдыха, успокоения. Так Пётр I неоднократно, порой до месяца, отдыхал на р. Истье, лечился здешними минеральными водами. В 1812 г. французы при отступлении взяли Боровск и, убедившись, что казна увезена, а вино вылито, с досады сожгли 5/6 города вместе с Пафнутиев-Боровским монастырём. 11 октября Наполеон был в городе на пути к Малоярославцу, а 14-го – уже откатываясь от Малоярославца. В Боровском уезде во всей силе развернулось партизанское движение, которое и нанесло основной урон войскам Наполеона; народные мстители убили здесь 2193 интервентов и пленили 1300. До сих пор на ул. Ленина (бывшей Успенской) стоит трёхэтажный дом, где останавливался Наполеон. В XIX в., хотя и появились в городе заводики, но всё-таки основной доход боровчанам приносил сбор грибов и огородничество. Недаром город назван в честь соснового бора. Святые [ править править код ] Преподобный Пафнутий Боровский Пафнутий Боровский до монашеского пострига носил имя Пафнутий. Родился он в селе Кудинове, около Боровска в семье принявшего православие татарина Мартина и его жены Фотинии.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровск

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный чудотворче, великий угодниче Христов, врачу благодатный, бесов прогонителю, всем любовию притекающим источаяй милости миро, восхваляем тя любовию, отче Пафнутие, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Икос 1 Ангелов Творец, провидя тя ангелом подражателя во плоти имуща быти, от юна возраста облече тя во ангельский чин. Ты же отшед от мира и облекся во иноческое одеяние, крест на рамо взем, вседушно потекл еси во след Распеншегося нас ради Господа: скорбь и труд возлюбив, прилепился еси Христу любовию и молитвами. Мы же, благодаряще о сем Бога, похвальная восписуем ти: Радуйся, послушателю Господа зовуща: возьмите иго мое на себе; Радуйся подвижниче, подвигом добрым подвизавыйся; Радуйся, избравый путь тесный, ведущий в живот; Радуйся, смирением высоких достигший. Радуйся, кротостью в землю кротких вселивыйся; Радуйся, вечное радование на небеси обретший. Радуйся, заступниче наш, и нас поминаяй пред Богом радующихся о тебе; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 2 Видяще ближнии и дальнии дивное о Бозе житие твое, дарование исцелений и сбытие проречений твоих, вельми удивляхуся и славяще Бога вопияху: Аллилуиа. Икос 2 Разум твой в Божественная вперив и Божиим светом озарився, дары благодатныя являл еси в себе, яко угль горящий огнем Божественным в тебе, сущая возгревая к любви Божией, такожде и сущих с тобою просвещая. Молися убо о нас, покровителю наш, да ревнуя житию твоему спасем души наша и тебе благоприятно поем: Радуйся, разумением воли Божией и тайн Его озаривыйся; Радуйся, сотворивый вся повеленная Христом; Радуйся, в послушаниях монастырских, яко раб неключимый послуживый; Радуйся, образе Евангельского самоотвержения; Радуйся, яко храм Божий сердце твое бысть; Радуйся, яко обитель твою яко рай возделану имел еси; Радуйся, яко велий во Царствии Божием, яко сотворивый и научивый нареклся еси;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Е.Н. Погожев Св. Преподобный Иосиф Волоколамский Преподобный Иосиф Волоколамский или Волоцкий родился вблизи тех мест, которые прославил он потом своими подвигами. Он происходил от праведных и благородных родителей, Иоанна и Марины, по прозвищу Саниных, и родился в родовом Санинском поместье, с. Язвище, которое прадеду преподобного было пожаловано от великого князя. Семи лет родители отдали его в один из Волоколамских монастырей для обучения грамоте, и мальчик выказал чрезвычайные способности. Он, по молодости своей, казался юным старцем, и не принимал никакого участия в обычных детских играх. Мир не прельщал его. Рано стал он думать о том, чтоб отказаться от мирских благ, и в двадцатилетнем возрасте, по совету одного благочестивого старца, пошел в удел Калужский, где жил тогда знаменитый подвижник, преподобный Пафнутий Боровский. Св. Преп. Иосиф Волоколамский Юный пришелец сразу увидал суровую жизнь великого старца, так как застал его с братией трудящимся над рубкой дров; только пред вечерним богослужением старец прекратил свою работу. В тот же вечер, после долгой беседы, преподобный Пафнутий принял в свою обитель молодого Санина, а затем постриг его с именем Иосиф. На него возложено было тяжелое послушание, сперва в поварне, потом в хлебопекарне. Там пеклось много хлеба, не только для всех иноков, но и для питания богомольцев и для снабжения их на дорогу. Потом приставлен он был ходить за больными монахами, а затем причислен к церковному клиру. В Пафнутьевом монастыре преподобный Иосиф получил известие о том, что родители его слабеют. Отца своего он упокоил у себя в келье, а мать уговорил постричься. Отец, утешенный заботами сына, со слезами говаривал ему: – Чем я тебе воздам, чадо? Не я тебе, а ты мне отец телесный и духовный. Так пятнадцать лет служил он своему родителю. В послушании же преподобному Пафнутию пробыл он восемнадцать лет. Пред блаженной кончиной преподобный Пафнутий выразил желание видеть Иосифа своим преемником. Недолго однако нес преподобный труды настоятельства. Тайно оставил он обитель и, притворяясь простым, не книжным иноком, стал странствовать по монастырям. Полтора года провел он в знаменитой обители преподобного Кирилла Белозерского и решил основать обитель с уставом Кириллова монастыря. Для этого взял он нисколько иноков из Боровска. Он избрал у Волоколамска лесную пустошь, где жили только дикие звери. Место обители было указано ему особым знамением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     К особенностям русского монашества можно отнести его многонациональность. Примеров тому множество. Один из них, углубляясь в древность, мы находим в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. Его основателем был внук татарина-баскака, собиравшего с русичей подати для Золотой Орды. По милости Божией дед принял Православие, а внук стал великим русским святым. Преподобный Пафнутий – Небесный покровитель города Боровска с его древними храмами. И верится, что это по молитвам святого Пафнутьева обитель, сожженная в 1812 году французами, затем оскверненная в XX веке богоборцами снова укрепляет свои позиции на духовном фронте. Радостно быть рядом со старцем      Имя духовника монастыря, схиархимандрита Власия (Перегонцева), у многих верующих, что называется, на слуху. Братия говорит, что к нему чуть ли не полмира приезжает. Понятно, что людям нужна духовная помощь – особенно в наше лукавое время, когда, например, в России исповедовать православную веру можно открыто, однако бесовские нападки настолько сильны, что у многих почва из-под ног уходит. Но каково самому отцу Власию в 84 года принимать огромный людской поток с пяти утра до девяти вечера? (Накануне церковных праздников прием бывает до пяти вечера, а в праздничный день приема не бывает, потому что на всенощной и на праздничной Литургии батюшка служит). И второй существенный вопрос: а каково братии обители, для которой духовное окормление так же насущно, как воздух и вода? Удается ли им «прорваться» к отцу Власию? Отвечая на первый вопрос, исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Пафнутий (Архипов) поведал об одном памятном разговоре со старцем: «Видя, насколько ему трудно – все-таки онкология у человека, периодически химиотерапию приходится проходить и ноги больные – ступать трудно, я однажды сказал: " А может, вы не будете принимать людей? Просто станете отвечать на их письма, записочки? " – " Я пень замшелый, – с улыбкой произнес отец Власий. – Меня Господь здесь посадил, я не могу это оставить " ». И Священноархимандрит монастыря митрополит Калужский и Боровский Климент, и отец Пафнутий, и братия – все, кто является свидетелями самоотверженного служения старца (а крест духовничества он несет более сорока лет), понимают, что человеческих сил бы на это не хватило. Господь на их глазах творит чудо…

http://pravoslavie.ru/115337.html

Преподобный Иосиф Волоцкий Память 9/22 сентября Святой Иосиф родился около 1439 года в благочестивой семье, принадлежавшей к служилому дворянству. Их семейным владением была деревушка близ Волоколамска, примерно в 115 километрах от Москвы. В 20 лет Иосиф оставил мир и удалился в Саввин монастырь в Твери. Там он подвизался под духовным водительством старца Варсонофия. Тот посоветовал Иосифу пойти к преподобному Пафнутию, ученику святого Сергия, игумену Боровского монастыря. Святой Пафнутий был одним из ярких духовных светочей Русской Церкви того времени. Преподобный Пафнутий постриг Иосифа в монахи 13 февраля 1460 года и научил основам строгой монашеской жизни. Иосиф нес послушание на кухне и прислуживал в церкви. Молодой инок отличался терпением, послушанием и сострадательностью. Кроме того, у него были замечательные способности к пению. Он снискал всеобщую любовь, и старец Пафнутий предсказывал ученику путь гораздо более блистательный, чем его собственный. Во время пребывания в Боровском монастыре святой Иосиф убедил принять иноческий постриг своих родителей и братьев. 15 лет он заботился в монастырской больнице о своем отце, которого разбил паралич. В 1477 году, по смерти преподобного Пафнутия, Иосиф был избран его преемником по настоянию Великого князя Ивана III. Приняв на себя это бремя, новый игумен пожелал ввести более строгий общежительный устав, но братия монастыря воспротивилась его намерению 1 . Тогда преподобный предпринял длительную поездку по разным русским монастырям, изучая их уставы. Из всех монастырей он предпочел Белоезерский, основанный преподобным Кириллом, поскольку общежительный устав соблюдался там строго. Иосиф не вернулся в свой монастырь, но отправился в родные края, в Волоколамск. Там среди леса, в 29 километрах от города, он основал монастырь, посвященный Успению Богородицы (1479). Благодаря поддержке князя Бориса Васильевича († 1494), строительство монастыря шло быстро, и вскоре каменная церковь, украшенная великолепными росписями, была окончена (1484). Обитель получила от князя и других знатных благотворителей многочисленные пожертвования и доходы с окрестных деревень.

http://pravoslavie.ru/56259.html

Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь - православный монастырь в Калужской области. Основан в 1444 году, был закрыт в 1919 г., возвращен Церкви в 1991 году. При монастыре имеется гостиница. Содержание История [ править править код ] Пафнутий Боровский История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры. Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий , который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь. На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана. Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Пафнутье...

Борисоглебский храм (Боровск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святых князей Бориса и Глеба был построен в 1704 году прихожанами. В XIX веке был приписан к Троицкой церкви, закрыт в 1929 году, занят складом. Отреставрирован в 1985-1993, в 1992 возвращен верующим. Содержание История [ править править код ] К востоку от центра города видна пятиглавая церковь с высокой стройной колокольней. Едешь по дороге на Балабаново, и храм то исчезает в перспективе улицы, то вновь появляется, всё ближе и ближе. Он манит к себе и вблизи не разочаровывает. Правда, традиционный двусветный четверик его основного объёма искажён более поздней надстройкой, но как красивы колонки-дудочки по углам четверика, причудливые наличники в стиле московского узорочья, многорядные карнизы, перспективные порталы. Церковь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба по происхождению древняя. В 1610 г. она пострадала от нашествия поляков и литовцев. В материалах Дозора 1613 г. отмечено: " ...под посадом же Пафнутьева монастыря слободка Мякишевская на реке на Поротве, а в ней был храм Борис и Глеб сгорел " . В 1621 г.: «...церковь древяна святых страстотерпец Бориса и Глеба да придел чудотворца Пафнутия, а в церкви образы и свечи и книги и всякое церковное строение монастырское. У церкви во дворе поп Агафоник Васильев, во дворе дьякон Киприян Стефанов, во дворе пономарь Матюшка Резанцев, во дворе проскурница Аграфена, да три места бобыльских дворовых». Мякишевская слобода располагалась вокруг церкви. В 1621 г. в ней было 37 дворов, ещё 20 были сожжены в 1610 г. В 1685 г. в слободе проживало в 29 дворах 117 человек. В том же году церковь сгорела «со всяким церковным строением, только на том погосте осталась одна колокольня рублена на восемь углов, и на той колокольне 5 колоколов небольших, а ныне на том кладбище строят приходские люди той же Мякишевской слободы боровичи посадские люди Савелий Игнатов, Еуфим да Кирила Девятые да Иван Яковлев с товарищи церковь новую древяную клетцм» и подземную тёплую во имя преподобного отца Пафнутия Боровского, Чудотворца».

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии: Опыт исследования древнерусского зодчества по губерниям академика архитектуры М.Т.Преображенского. Санкт-Петербург, Академия художеств, 1891 год. Лобготт Пипзам ?? Карта и ближайшие объекты Первая деревянная постройка церкви Рождества Богородицы была построена в 1444 году. В 1467 году на ее месте была возведена белокаменная церковь, расписанная Дионисием и Митрофаном. На ее месте по велению царя Федора Иоановича был построен в 1584-1586 годах, а в 1589 освящен новый собор с приделом великомученницы Ирины у северной стены. В 1837 году к западной стене собора была пристроена трапезная. Собор пятикупольный, четырехстолпный. Шлемовидное оформление куполов придало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, а затем был установлен иконостас. В южной стороне алтаря за кирпичной стеной устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь — придел Великомученицы Ирины. Эти имена взяты не случайно, приделы назывались именами Небесных покровителей — царя Федора и царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Кресты на соборе венчаются царскими коронами, что сделано также не случайно — собор строился под покровительством царя. Царь Федор Иоанович дважды приезжал сюда на богомолье в 1592-м и 1595 годах. Собор Рождества Богородицы – центральное сооружение монастыря, начало его истории положено во времена основания обители преподобным Пафнутием. В 1444 году на месте современного собора была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но уже через пару десятков лет, в 1460-х гг., вместо нее строится богатый белокаменный собор. Из жития преп. Пафнутия известно, что новый храм был расписан иконописцами Митрофаном и Дионисием. Собор был столь великолепен, что ему дивились даже московские князья. Просуществовал белокаменный храм чуть более ста лет.

http://sobory.ru/article/?object=02058

Боровск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высоком. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии: Опыт исследования древнерусского зодчества по губерниям академика архитектуры М.Т.Преображенского. Санкт-Петербург, Академия художеств, 1891 год. Лобготт Пипзам ?? Карта и ближайшие объекты В Высоковской слободе в 1410 году был основан Высоковский Покровский монастырь, из которого вышел преподобный Панфнутий. Монастырь имел каменную церковь Покрова Богородицы, которая была разрушена в 1610 году. К 1621 году на ее месте была возведена деревянная церковь. Нынешний храм возведен в 18 веке. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Высоком. 249010, г. Боровск, улица Рабочая, 4 (кладбище) Находится на месте Покровского Боровского Высокого монастыря, в котором принял монашеский постриг и был игуменом преподобный Пафнутий Боровский. Точное время его постройки неизвестно. В описях 17 и 18 веков он упоминается как один из древних, построенных в конце 16 - начале 17 веков. Храм располагался на монастырском кладбище, которое в 1771 году стало городским. Он представляет собой уникальный памятник деревянного зодчества, один из немногих сохранившихся. Храм срублен из сосны и выстроен на фундаменте из крупного камня. Снаружи обшивка стен менялась несколько раз, а тесовая кровля впоследствии была заменена железной. Небольшие квадратные окна закрывались изнутри деревянными щитами, за исключением верхних, над которыми были устроены навесы. С обеих сторон от западного входа, под колокольней, находятся небольшие клети. Эти узкие срубы без дверей служат прочным основанием для шестигранной колокольни, на которую ведет лестница из трапезной. Храм был закрыт в 1932 году. В 1960 году поставлен на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения. 24 ноября 1994 года храм передан Калужской епархии на основании постановления Правительства России от 6 мая 1994 года. В его восстановлении принимал активное участие мэр города Боровска В. Канунников. При его содействии были отремонтированы кровля с главками, потолки, двери, застеклены окна. Возле храма из руин была восстановлена каменная часовня, в которой по преданию, были похоронены родители преподобного Пафнутия Боровского. В ходе ремонтных работ, проводившихся в 2000 году, в храме был восстановлен каркас иконостаса с Царскими вратами. Вставлены новые оконные блоки и двери.

http://sobory.ru/article/?object=02052

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010