Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Пафнутьев Боровский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1444. Ссылки:     Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21398, 36.53266 Проезд: На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (ми ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10). На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу. Далее — поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не проскочите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога приведет прямо к обители. Изменить описание объекта < (XVII в.) > Карта и ближайшие объекты Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. на берегу реки Протвы игуменом Покровско-Высоцкого монастыря преподобным Пафнутием Боровским, духовным внуком преподобного Сергия Радонежского. Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 г. Преподобный Пафнутий скончался в 1477 г., а в 1547 г. был причислен к лику святых. В 1444 г. Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 г. принято считать годом основания Боровского монастыря. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI в. были возведены оборонительные укрепления. В 1511 г. здесь соружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор. И трапезная, и собор сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00363

Первый день. Поучение 3-е. Преподобный Пафнутий Боровский. (Как должно уповать на промысл Божий?) I. Воспоминаемый ныне св. церковью преподобный Пафнутий (XV в.), мирским именем Парфений, был родом из татар; отец его сначала занимал должность баскака (татарский чиновник для сбора дани) в городе Боровске (ныне Калужской губернии), а впоследствии перешел в христианство. Родители Пафнутия были люди достаточные и владели поместьями. Пафнутий родился близ Боровска и до двадцати лет жил вместе с родителями; затем, чувствуя влечение к иноческой жизни, вступил в Покровский Боровский монастырь иноком и здесь проводил жизнь в строгом воздержании, молитве, посте и постоянных трудах. Два раза в неделю, в понедельник и пятницу, он совсем не принимал пищи, в среду ел только сухое. Телесными трудами его были: летом работа в огороде, ношение и рубка дров для братии; зимою – плетение рыболовных сетей и корзин. До самой кончины, не взирая на старость или болезни, вел преподобный этот строгий образ жизни, не послабляя себе ни в чем. Укажем несколько важнейших черт из жизни преподобнаго. Он был незлобив, терпелив в нуждах, незаботлив о своих телесных потребностях, строг к себе, снисходителен к другим. «Глубокое упование на помощь от Бога никогда не оставляло его». Так, однажды приближался праздник Пасхи, а в обители вовсе не было рыбы. Братия скорбели об этом, но преподобный сказал им: «не печальтесь: Господь утешит нас!» В великую субботу, в вечерню, клирик пришел к потоку почерпнуть воды и увидел в потоке необыкновенное количество рыбы. Закинули сети, и рыбы было наловлено в изобилии. Когда дело касалось нужд ближняго, преподобный Пафнутий первый спешил на помощь. Так во время сильного голода в окрестностях ежедневно до тысячи голодных жителей получали пищу из монастырских запасов. – Еще дар прозорливости отличал преподобнаго. Взглянув в лицо иноку, Пафнутий нередко узнавал, добрыя или худыя у кого мысли. Однажды, по одному взгляду, Пафнутий узнал убийцу. Еще при жизни преподобный творил многия чудеса, исцеляя слепых и расслабленных. Он скончался 1 мая 1478 года, 83 лет от роду, предсказав за неделю день своей кончины и благочестиво приготовив себя к этому дню. Тело его впоследствии было обретено нетленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Местоположение монастыря Боровской Пафнутиев мужской, первоклассный штатный Монастырь находится на левом берегу реки Протвы, в трех верстах, к востоку, от уездного города Боровска. Он расположен на отлогой покатости горы, при дороге от Боровска к городу Серпухову. Северную и западную стороны монастыря обнимают монастырские пруды и речка Истерма, отделяемая от прудов насыпною плотиною, имеющая течение на юг и впадающая в реку Протву. За Истермою, на правом берегу её, лежит по косогору монастырский сад, крестьянская земля и Рощинская слобода с приходскою её церковью на горе; на южной стороне монастыря расположены монастырские, городские и Рощинской слободы крестьян деревянные лавки для ярмарок; за ними крестьянские дома той же Рощинской слободы, а далее река Протва; имеющая течение на восток. На восточной стороне монастыря не на дальнем расстоянии скотный монастырский двор с огородами, и Ребушинская слобода с приходскою её церковью на горе. II. Сведения об основателе монастыря, преподобном Пафнутие Монастырь Боровский основан преподобным Пафнутием в 6592 (1444) году апреля в 23 день, при владении удельного Боровского князя Василия Ярославовича, как о сем сказано в житии преподобного Пафнутия, описанном его учеником Вассианом, Архиепископом Ростовским и Ярославским и напечатанном в Чет – Минеи под 1 ч. мая. Из жизнеописания видно, что основатель сего монастыря преподобный Пафнутий произошел от рода татар ордынских. Дед его во времена властвования татар был баскаком – властителем города Боровска, в последствии, приняв христианскую веру остался навсегда в России и жил в сельце Кудинов около трех верст от города Боровска на юго-западной стороне. От сына сего баскака родился преподобный, которому при св. крещении дано было имя Парфений, а когда пришел в возраст, оставил дом родительский и вступил в число братства Покровского монастыря, находившегося на восточной оконечности горорда Боровска, вниз по течению реки Протвы на правом берегу её, и именовавшегося по возвышенности местоположения Высоким Покровским.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский) Защита слабых и борьба с ересью. 21 декабря, 2012 Защита слабых и борьба с ересью. Житие Преподобного Иосифа Волоцкого (Волоколамского). Содержание статьи Память 9/22 сентября Детство и отрочество Преподобного Иосифа Волцкого (Волоколамского) Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский) — святой Русской Православной Церкви, церковный деятель. Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) родился 31 октября 1439 года в дворянской семье. Его отец владел селом Язвище, недалеко от Волока Ламского (ныне — город Волоколамск) и состоял на службе у удельного князя Бориса Волоцкого. О детстве и отрочестве Преподобного Иосифа известно не много. В семилетнем возрасте он поступил в учение к старцу Волоколамской обители Арсению Леженке. Способный отрок всего за один год изучил Псалтирь. Еще за год — Священное Писание. Впоследствии Псалтирь, Евангелие, Апостол он читал наизусть. В двадцатилетнем возрасте юноша принял монашеский постриг с именем Иосиф в честь подвижника Иосифа Прекрасного. Восемнадцать лет Иосиф Волоцкий прожил в Боровском монастыре под руководством старца Пафнутия. Пятнадцать лет вместе с Иосифом в келье жил его тяжелобольной отец, постриженный в иночество по благословению Пафнутия Боровского. Иосиф ухаживал за родителем вплоть до его кончины. Мать, братья и племянники Иосифа Волоцкого также приняли постриг. В монастыре Иосиф стал не только чтецом и певцом во время богослужения, но экклесиархом (уставщиком). После смерти Пафнутия Боровского в 1477 году настоятелем обители стал Иосиф Волоцкий. Но уже в 1479 году он покинул монастырь из-за разногласий с великим князем Иоанном III, а также из-за недовольства братии его усилиями по внедрению в обители строгого общежительного устава, такого как в Киево-Печерском или Троице-Сергиевом монастырях. Два года Иосиф Волоцкий вместе со старцем Герасимом Черным странствовал, посещая различные монастыри. Считается, что в Кирилло-Белозерской обители он познакомился с Нилом Сорским, с которым впоследствии дискутировал. Спустя два года после оставления Боровской обители, Иосиф вновь вернулся туда, но ненадолго. В мае 1479 года он вновь покинул монастырь. Монастырь Успения Богородицы

http://pravmir.ru/iosif-volockij/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Узнайте Россию, и вы поймете, что она вам не враг, а друг...» Предстоятель РПЦЗ посетил Пафнутьев-Боровский монастырь 17.09.2014 775 Время на чтение 8 минут Паломническую поездку по святым местам России Глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) начал с визита в древнюю обитель преподобного Пафнутия, всероссийского чудотворца. Владыка отслужил молебен Преподобному, заупокойную литию о погибших защитниках монастыря от польских захватчиков, князе Михаиле Волконском с дружиной и монастырской братии. Пафнутьев-Боровский монастырь штурмовало 12-ти тысячное войско Яна Сапеги. Для сравнения: Троице-Сергиеву Лавру осаждали 3 тыс. литовцев. Здесь каждая пядь земли полита русской кровью. Как записано в хрониках, князь Михаил Волконский был изрублен поляками прямо у раки с мощами преподобного Пафнутия, все защитники обители погибли. Бывший настоятель Сергиевой Лавры архимандрит Иоасаф, проживавший на покое в Боровской обители, также погиб при осаде. Владыка Иларион служит молебен у Поклонного Креста, а затем идет в братскую усыпальницу, где покоятся останки защитников. У сопровождающих его американских священников и паломников, когда им переводят историю осады, лица становятся печальными и скорбными, они качают головами и крестятся. Гостей ведут в больничный храм пророка Илии. Уникальный храм XVII века, ставший первой общественной больницей в истории России. В этом храме больные жили и лечились. Каждый день здесь шла служба, за которой всех страждущих причащали. В те времена люди помыслить не могли, что можно исцелить тело, не позаботясь прежде о душе. «Вот здесь больные лежали, а там, в алтаре, братия возносили Богу молитвы об их здравии, через это окно их причащали», - рассказывает послушник Георгий американцам. Нашим заокеанским друзьям это не просто непонятно - для них это совершенно другой мир. Они качают головами и восхищенно переглядываются. Когда отцы-основатели Америки еще не появились на свет, в этом больничный храме русские лечили своих больных лекарствами и молитвой - есть чему удивляться.

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/18/...

Красное. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Первоначально в 1774 г. в селе был построен деревянный храм. В 1910 г. Иваном Васильевичем Зембулатовым и родственниками Челищевыми: Владимиром, Дмитрием, Петром Дмитриевичем, Николаем Владимировичем и Владимиром Николаевичем - был построен новый каменный храм с каменной колокольней. Главный престол храма, как и прежний, был освящен в честь Архангела Михаила, второй - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. После освящения нового храма старый деревянный храм стал приписным к нему. При храме была земская школа. Храм оставался действующим до 1959 г. В 1991 г. решением Калужского облисполкома храм был принят на государственную охрану как памятник архитектуры местного значения. В 1990 г. группа верующих обращалась в Боровский райисполком с просьбой об образовании общины и открытии храма в с. Красное, но тогда храм передан не был. В безвозмездное пользование Калужской епархии храм передан только 24 ноября 1994 г. В настоящее время полностью заменена обрешетка четверика и трапезной части, над четвериком крыша покрыта оцинкованным железом, частично изготовлены и установлены дверные и оконные блоки. Деревянный храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба известен с начала 17 века. В 1610-е годы он горел, но в 1621 году значился уже отстроенным заново. Возведён он был деревянным с приделом преподобного Пафнутия. Стоял храм в Мякишевской слободе Пафнутьева монастыря. Вокруг храма находился погост. В 1685 году храм вновь сгорел вместе со всеми предметами церковной утвари. На погосте осталась стоять только одна колокольня, рубленная на восемь углов, с пятью небольшими колоколами на ней. В том же году приходские люди из Мякишевской слободы Савелий Игнатьев, Ефим и Кирилл Девятые и Иван Якрвлев «с товарыщи» начали строить новую «древяную клецки поземную тёплую» церковь преподобного Пафнутия. Возможно, она возводилась как временная, поскольку согласно документам в 1704 году в слободе стоял уже кирпичный холодный храм, вновь наречённый во имя благоверных князей Бориса и Глеба с трапезной и южным тёплым приделом во имя преподобного Пафнутия.

http://sobory.ru/article/?object=06770

Месяц май Преставление пр. Пафнутия боровского «Приятен для учеников и соживущих подвижник добродетелей», так начинает свое описание жития пр. Пафнутия Вассиан, архиепископ ростовский, некогда ученик Пафнутия «Он может возбуждать их к подражанию, может руководить их даже и по смерти. Всего же приятнее, когда кто постарается изложить письменно деяния его. Не в короткое время, а во все времена он может возбуждать к подражанию ему и одушевлять любовию к добродетели. Так и мы решились кратко, избегая излишества, описать добродетельное и богоугодное житие мужа, усовершившегося в добродетели» 1 . Дед пр. Пафнутия был баскаком в Боровске и крестился с именем Мартина. Пафнутий, в крещении Парфений, родился в наследственном сельце Кудинове, в 3 верстах от Боровска и в свое время обучен был грамоте. На 20 году оставив дом родителей (Иоанна и Фотинии), поступил он в боровский Высокий монастырь – покрова Богородицы 2 ; здесь был наставником его Никита, ученик пр. Сергия 3 . По смерти настоятеля Маркелла братия и боровский князь Симеон Владимирович упросили его принять на себя начальство над обителью; посвященный в игумена (1431 г.) он присоединил к подвигам инока подвиги пастыря вверенных ему душ и был искусным пастырем 4 . Дни проводил он в трудах монастырских, а ночь в молитвах, представляя своею жизнью образец подвижничества. Господь одарил его даром рассудительности: иногда бывали ему откровения во сне. Раз послан был по нуждам обители в село брат и пал там в грех плотской нечистоты. Пр. Пафнутий, совершив обычное правило, склонился, чтобы несколько почить и видит прекрасный сад, с красивыми плодовитыми деревьями; одно дерево, очень красивое, вдруг упало; опечаленный тем Пафнутий, подняв вырванное дерево, опять посадил его, – оно шаталось и наклонялось к земле; но он поддержал его, утоптал около корня землю и утвердил. Проснувшись, опечалился уверенностью, что один из его духовных детей требует особенных забот о себе. Когда возвратился тот брат, преподобный сказал: «с тобою случилась неприятность»? Брат от стыда не хотел исповедать свой грех и даже не мог смотреть прямо в лицо отцу своему. Долго преподобный уговаривал его открыть больную душу свою, но наконец тот покаялся и преподобный исцелил душу его надеждою на благость Божию, готовую принимать кающегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Историко-археологическое и статистическое описание Боровского Пафнутиева монастыря (Калужской губернии), в связи с историческим сказанием о преподобном Пафнутии Боровском чудотворце Источник Местоположение монастыря Боровский Пафнутиев мужеский, первоклассный штатный монастырь находится на левом берегу реки Протвы, в трех верстах, к востоку от уездного города Боровска (Калужской губернии). Он расположен на отлогой покатости горы, при дороге от Боровска к городу Серпухову. Северную и западную стороны монастыря обнимают монастырские пруды и речка Истерма, отделяемая от прудов насыпной плотиной, имеющая течение на юг и впадающая в реку Протву. За Истермой, на правом берегу её, лежит по косогору монастырский сад, крестьянская земля и Рощинская слобода с приходской её церковью на горе; на южной стороне монастыря расположены монастырские, городские и Рощинской слободы крестьян деревянные лавки для ярмарок; за ними крестьянские дома той же Рощинской слободы, а далее река Протва, имеющая течение на восток. На восточной стороне монастыря не в дальнем расстоянии скотный монастырский двор с огородами и Ребушинская слобода с приходской её церковью на горе. Житие св. Пафнутия Боровского Месяц Май, открывающийся для вселенской церкви памятью великого Пророка Иеремии, процвел и для нас, в самый первый из своих дней, житием преподобного основателя Боровской обители, св. Пафнутия. Житие его написано одним из знаменитых учеников его, братом преподобного Иосифа Волоколамского, Вассианом 1 , архиепископом Ростовским, который воодушевил некогда красноречивым своим посланием Великого Князя Uoahha III , собирателя земли Русской, отстоять ее от полчищ Ахматовых и сокрушить навсегда иго неверных, два века тяготившее Россию. Преподобный Пафнутий происходил от рода Агарянского. Когда, попущением Божиим за грехи наши, пришел безбожный Батый, во множестве своей силы, и опустошил всю землю Русскую, Князей же её мечем пожал, как созревшие колосья, и вместо их поставил Агарянских властителей, называемых Баскаками 2 , тогда один из них был дед Пафнутиев и властвовал как Баскак в своем участке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь Россия, Калужская обл., г. Боровск. Пафнутьев Боровский монастырь расположен на левом берегу реки Протвы, в 3 км к юго-востоку от города Боровска Калужской области. Он был основан в 1444 году преподобным Пафнутием Боровским (1395–1477). Перенеся тяжелую болезнь, святой подвижник оставил Боровский Покровский Высокий монастырь, где был игуменом, и поселился в пустынном месте. Вскоре к нему собрались искатели иноческого жития, и возникла обитель. При кончине преподобного в монастыре было 95 человек братии. Великие князья московские, а потом цари и знатные люди делали богатые вклады в обитель, что позволяло вести в монастыре каменное строительство и приглашать наиболее известных мастеров для росписи храмов. Великие князья часто приезжали в монастырь к преподобному Пафнутию для духовного совета, позже монастырь неоднократно посещали венценосные особы. До самой Смуты XVII b. семейное предание русских царей считало преподобного Пафнутия покровителем царской семьи. В XVI b. Свято-Пафнутьев монастырь занимал стратегически выгодное положение на подступах к Москве и был одним из известнейших в России. Для его укрепления во второй половине XVI b. были выстроены каменные стены и башни. В 1610 году в стенах монастыря держали оборону войска во главе с князем Михаилом Константиновичем Волконским, когда Лжедмитрий II шел на Москву с поляками и литовцами. Лжедмитрий вошел в обитель только с помощью изменников. Сам князь Волконский, двенадцатитысячное войско и вся монастырская братия, а также укрывшиеся в монастыре окрестные жители были убиты, а монастырь разграблен. В конце XVII b. обитель достигла своего наибольшего расцвета. Тогда же завершено строительство всех ныне существующих зданий, кроме храма в честь Всех Святых и трапезной пристройки собора Рождества Богородицы. В период церковного раскола здесь содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум. В 1812 году войска Наполеона разорили Боровск, а в Свято-Пафнутьевом монастыре устроили конюшню. Особенно от неприятеля пострадали верхние этажи монастырских построек, где французские солдаты жгли костры. Тогда же сгорела богатая монастырская библиотека.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец (+ 1515) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 сент. в день преставления, 18 окт. 2-я общецерковная память святого, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с собором Новгородских святых и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с собором Тверских святых. Мирское имя прп. Иосифа (род. 1440) было Иван Санин. Род Саниных вышел из Литвы и обосновался около города Волоколамска, где имел несколько деревень и сел. В семье его было строгое церковное направление. Учился Иван Санин в монастыре, и с детства его влекло к монашеству. Дружил он только с юным князем Борисом Кутузовым, который впоследствии постригся под именем Авраамия. Двадцати лет Иван Санин, с разрешения родителей, пошел познакомиться с окрестными монастырями с целью поступить в один из них. Старец Варсонофий Тверской (память его 2 марта) сказал ему: «Иди в Боровск к старцу Пафнутию». Старца Пафнутия (память его 1 мая) юноша застал за рубкой дров. Умиленный этим, он бросился умолять постричь его, что мудрый Пафнутий и сделал, дав ему имя Иосиф. Как ни были родители его подготовлены к уходу сына из мира, они были потрясены, и отца его разбил паралич. Прп. Пафнутий и братия отнеслись к горю нового инока сочувственно и послали его матери утешительное письмо. А отца его прп. Пафнутий немедленно принял в свой монастырь, постриг его и поручил заботам прп. Иосифа, и Иосиф в течение 15 лет, до самой его кончины, ухаживал за парализованным отцом. Мать же его, Марина, стала монахиней Марией в Волоколамском женском монастыре. За ними ушли в монашество и прочие их сыновья, кроме одного. Это были: епископ Тверской Акакий, Ростовский Вассиан, а впоследствии и брат их Елеазар, получивший имя Евфимий. Два племянника прп. Иосифа — Досифей и Вассиан, получившие фамилию Топорковых, — стали монахами-иконописцами и расписали церковь Волоколамского монастыря вместе со знаменитым иконографом Дионисием, учеником Андрея Рублева; Дионисий создал фрески Ферапонтовского Белозерского монастыря. Вассиан Топорков стал потом епископом Коломенским. К этому надо прибавить, что дед и бабка прп. Иосифа, родители его отца, также приняли монашество; судя по помяннику, среди ближайшей его родни насчитывается 14 мужских имен монашеских и лишь одно мирское и четыре женских — все монашеские.

http://sedmitza.ru/lib/text/437627/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010