Преподобный Павел Препростый Аудио Преподобный Павел Препростый Блаженный Павел был земледельцем, чрезвычайно простым и незлобивым. Он жил в Египте во времена святого Антония Великого. Павел сочетался браком с женщиной прекрасной наружности, но развращенной, которая долгое время таила от него свои прегрешения. Однажды, внезапно вернувшись с поля, он застиг ее в грехе с другим мужчиной. Рассмеявшись, он сказал им: «Хорошо, хорошо, мне до этого нет никакого дела. Клянусь Иисусом, я эту женщину больше не приму. Иди возьми ее и детей ее. А я ухожу, чтобы стать монахом». Павел удалился в глубокую пустыню, где жил святой Антоний, и постучал в дверь кельи преподобного. Выйдя, тот спросил: «Чего ты хочешь?» Павел сказал: «Хочу стать монахом». «Тебе 60 лет, – ответил святой Антоний, – ты слишком стар, чтобы стать монахом, тебе не снести скорбей пустыни. Но пойди лучше в селение, работай и живи, благодаря Бога». Поскольку Павел настаивал, обещая исполнить всё, что бы ни повелел преподобный Антоний, тот предложил ему отправиться в общежительный монастырь, где братия могли бы понести его старческую немощь. Затем он запер дверь и не выходил три дня. Однако Павел не двинулся с места ни на шаг и сидел без еды и воды перед кельей преподобного. Когда на четвертый день Антоний отворил дверь, Павел сказал ему: «Невозможно мне умереть где-нибудь, кроме как здесь». Тогда великий подвижник решил испытать Павла и принял на себя такое жительство, какого не проходил и в молодости. Он наломал пальмовых ветвей и повелел Павлу плести веревку по его примеру. Старец-послушник плел до девятого часа и с трудом сплел около 30 метров веревки, но Антоний остался недоволен и приказал ее расплести и начать работу снова. При этом Павел не возроптал, не смалодушествовал, ни разу не пришел в раздражение. После захода солнца Антоний предложил: «Хочешь, съедим кусок хлеба?» Павел ответил: «Как ты хочешь, авва», – не выказав при этом ни малейшей жадности, хотя он и не ел уже четыре дня. Антоний накрыл стол, принес сухие хлебы, размочил их в воде и начал читать псалом. Прочитав его 12 раз, он 12 раз помолился. Затем Антоний съел один хлебец, но к другому не притронулся. У старца же, который ел медленнее, еще оставался хлеб. Преподобный Антоний подождал, пока тот закончит, и предложил ему съесть еще один хлебец. Павел ответил ему: «Если ты будешь есть, то и я. Если же ты не будешь, то и я не буду». На это Антоний возразил: «Мне достаточно одного, ведь я монах». «И мне одного достаточно, – ответил Павел, – ибо я тоже хочу стать монахом».

http://pravoslavie.ru/60206.html

Скачать epub pdf Память преподобного Павла Комельского Память 10 января Преподобный Павел родился и воспитывался в царствующем славном городе Москве 424 . Родители хотели сочетать его браком, но святой Павел не пожелал сего и, тайно оставив родительский дом, не взял с собою ничего, ушел в местность, называвшуюся Прилук, находившуюся во владении монастыря Живоначальной Троицы 425 , основанную преподобным Сергием, Радонежским чудотворцем. Здесь, в обители в честь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 426 , блаженный юноша принял иноческое пострижение. Пожив здесь недолго, святой Павел перешел в обитель преподобного Сергия, где и пробыл под духовным руководством великого старца пятнадцать лет, живя в отшельнической келии 427 . После того святой Павел испросил у преподобного Сергия благословение удалиться в пустыню и жить там в полном уединении, переходя с одного места на другое. Потом блаженный подвижник отправился на Белое озеро к преподобному Кириллу в основанную им обитель Успения Пресвятой Богородицы 428 ; у преподобного Кирилла святой Павел жил некоторое время в уединенной келии и затем снова удалился в пустыню, на реку Одроль. После недолгого здесь уединения преподобный Павел пришел в Галичскую область в великую пустынь Пресвятой Богородицы 429 , и поселился в отшельнической келии, но изгнан был оттуда игуменом пустыни и перешел в Городец, на Волге, где и пребывал в Феодоровском монастыре 430 ; затем уединенно предавался иноческим подвигам в разных пустынных местах, пока не пришел в Комельский лес 431 . Здесь на берегу речки Грязовицы преподобный поселился в дупле большого липового дерева; три года прожил святой пустынник в этом дупле, день и ночь проводя в молитве и посте, со слезами работая Богу. Потом святой Павел перешел на то место, где ныне находится честная его обитель 432 ; там остался преподобный до конца своей жизни, пребывая в строгом посте. Пищею служили ему хлеб и вода, притом в самом малом количестве; эту пищу он вкушал в субботу и в воскресенье. В остальные дни святой Павел вовсе не принимал пищи, проводя все время в своей уединенной келии в молитвенном славословии. Великие лишения претерпел блаженный пустынник Христа ради и многие страдания от бесов, и все это он перенес, вспомоществуемый благодатью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

149. Слово о молитве, преимущественно церковной, в день памяти Преподобнаго Сергия (Говорено в Троицкой Сергиевой Лавре, 25 сент.; напечатано в Христ. Чтении 1840 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1839 год «Молитеся о нас: уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити» ( Ebp. XIII. 18 ). – Пишет святый Апостол Павел ко Евреем, то есть, к Христианам из Евреев. «Молитеся о нас»: говорим иногда и мы людям, которых почитаем сильными в молитве, или, по крайней мере, упражняющимися в ней с приметным вниманием. И ныне, для чего множество людей собралось во храме сем, если не для того наипаче, чтобы сказать Преподобному Сергию, как могущественному молитвеннику: моли Бога о нас? Воспользуемся же словами Апостола, чтоб извлечь из них о взаимной молитве некоторыя мысли, для нас полезныя. «Молитеся о нас». Подумайте, кто это просит себе молитвы других? – Павел, который некогда, с своим сотрудником Силою, в темнице Филиппийской, совершал молитвенное Богу славословие, с такою духовною силою, что «внезапу трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному, отверзошася же абие двери вся, и всем юзы ослабеша» ( Дeяh. XVI. 25–26 ); – Павел, который объятием сострадательной любви и молитвы воскресил Евтиха; – Павел, котораго молитве даровал Бог вдруг двести семдесят шесть душ, сопутников его в плавании, готовых погибнуть от кораблекрушения; – Павел, котораго сам Господь нарек «избранным сосудом» ( Деян.9:15 ) благодати Своея, и который сам о себе не обинулся исповедать: «вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» ( Фuл. IV. 13 ). И сей, вся могущий, просит себе помощи молитвенной; и от кого просит? – Не от каких либо избранных, крепких молитвенников, но от всех Христиан-Евреев, без разбора, не исключая и последняго мирянина. Что ж такое делает святый Павел? Да, что он делает, то достойно глубокаго внимания нашего, и, если будем внимательны, может подать нам немаловажныя наставления. Пример Апостола должен вразумить нас, Христиане, как настоятельна потребность взаимной друг о друге молитвы, и наипаче общественной, когда и сей, толико крепкий подвижник духовный, признает для себя нужду сей духовной помощи; как дерзко было бы опираться на силу одной собственной молитвы, хотя бы кто в ней уже имел некоторые опыты, и достиг некоторых успехов, когда на собственную молитву не дерзает положиться муж, облагодатствованный столь необыкновенно и чудесно; с каким смирением и простотою надлежит нам не отвергать, не пренебрегать молитвенной помощи немощнейшаго из верующих, когда прозорливый дух Павла не употребил в сем случае разборчивости, которую трудно употребить без возношения себя и без уничижения ближняго, и которая была бы без цели, потому что «сила» Божия «в немощех совершается» ( 2Кор.12:9 ), следственно может иногда совершиться и в немощнейших, по видимому, молитвенниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Болезнь – это наказание? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_85592.html 27 апреля 2011 Протоиерей Валентин Уляхин Болезнь – это наказание? Источник:  Православие и мир Бытует мнение, что болезнь – это наказание за проступки, отступление от веры, за нарушение церковной дисциплины. Так ли это? Мы беседуем с протоиереем Валентином Уляхиным, преподавателем кафедры Священного Писания Ветхого и Нового Завета ПСТГУ. – В православной среде существует такое мнение, что болезнь – это наказание. Как вы считаете, насколько это правильно? – Болезнь – не наказание. Болезнь – это объективный фактор нашей жизни. Без болезни не может быть человека. Единым человеком вошел в мир грех, как пишет апостол Павел, комментируя Бытие, в послании к Римлянам. И грехом вошла в мир – смерть. То есть грех непослушания привел к смертности и болезненности всякого человека. Мы в своих немощных телесах несем устремленность к смерти. Поэтому смерть и болезнь объективны для нас, и мы не можем быть без болезни и несем в своих бренных членах, как пишет апостол Павел, те наши болезни, которые нас сближают с крестной болезнью Господа. " Довлеет тебе благодать Моя, сила моя в немощи совершается " – это апостол Павел услышал от самого Христа. Все христианские подвижники, все апостолы, мученики, преподобные были отнюдь не богатыри. И это – главное доказательство того, что болезнь – не наказание. Вспомним описание, известное из деяний апостола Павла и его первой ученицы Феклы (это апокриф, но он один из древнейших и подтверждается в посланиях апостола). Мы видим на иконах апостола Павла как богатыря с мечом, словом Божиим обоюдоострым, апостола Петра – с ключами от Царствия Небесного, а ведь они были очень немощными. Апостол Павел был тщедушный, маленький, кривоногий, заросшие брови, глазки маленькие, нос крючком, лысый, да еще гугнивый к тому же – заикался, как Моисей. У него болели глаза (он пишет к Галатам: молодцы вы, Галаты, если бы вы могли – глаза бы свои дали мне, потому что я плохо вижу). Он страдал эпилептическими припадками. Дело в том, что апостол Павел был родом из Тарса. И там, в Киликии, далекой провинции Римской империи, периодически бушевала лихорадка. И Павел страдал последствиями этой болезни в виде припадков.

http://religare.ru/2_85592_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Парижу он предпочел Соловки О своем деде и о сокровенной тайне Троице-Сергиевой лавры читателям " Трибуны " рассказывает внук великого русского философа - " академик Павел Васильевич Флоренский 27.07.2005 543 Время на чтение 8 минут 25 ноября 1937 года на заседании Особой Тройки УНКВД Ленинг радской области П. А. Флоренский был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян в ночь с 8 на 9 декабря, накануне выборов по новой сталинской Конституции. Из обвинительного заключения по делу N- 2886: " Флоренский Павел Александрович, профессор богословия, служитель культа (поп), выходец из знатной дворянской семьи, по политубеждениям крайне правый монархист, автор печатных трудов по богословию, в которых откровенно выражены его монархические убеждения ( " Защита божества " , " Столп и утверждение истины " и т. д.). В 1928 году арестовывался ОГПУ и осужден как активный участник церковно-монархической организации на 3 года... " . Церковно-монархического заговора по свержению устоев власти не существовало. Но была тайна. Тайна, связавшая отца Павла Флоренского и его единомышленников. Ее унесли с собой в мир иной все к ней причастные. Но не исчезают бесследно мысли, хранимые в сфере духа - " пневматосфере, как называл ее П.А. Флоренский. Сегодня внук философа - " Павел Васильевич Флоренский открывает нашим читателям сокровенную тайну своего деда. Клятва у мощей - " Еще в детстве я слышал от родных разные намеки и догадывался, что они скрывают от меня какую-то тайну, - " вспоминает Павел Васильевич. - " И только став взрослым, мне довелось обо всем узнать. История эта началась накануне Страстной Седмицы 1918 года в Сергиевом Посаде, когда в дом к моему деду - " отцу Павлу Флоренскому - " постучалась соседка. Женщина только что услышала телефонный разговор своего зятя-комиссара с Москво й. Речь шла о готовящемся на Пасху глумлении над мощами преподобного Сергия. Мой дед в то время был членом Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры и к тому же священником, то есть ему можно было рассказать без опаски в уверенности, что тайна исповеди сохранится. Отец Павел отреагировал не так, как эта женщина ожидала. Впоследствии она пересказала все местному учителю Волкову и очень возмущалась. Чем ответил ей Флоренский? Сказал, что ничего страшного, надо смириться, молиться, Господь не попустит... Она не знала, что сразу же после этого разговора отец Павел поспешил на соседнюю с Дворянской улицу, где жил граф Олсуфьев, его друг. Вместе они пошли в Лавру, в келью настоятеля архимандрита Кронида, в будущем прославленного как новомученика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Краткая летопись жизни отца Павла (Груздева) 3 (16) августа 1911 (по паспорту) или 3 (16) января 1910 (по рассказам отца Павла), 10 (23) января 1910 (по другим сведениям) В деревне Большой Борок Мологского уезда Ярославской губернии, в семье Александра Ивановича Груздева (1888–1958) и Александры Николаевны Груздевой, урожденной Солнцевой (1890–1961), родился Павел Александрович Груздев. 1913 Первая встреча со святителем Тихоном (в то время архиепископом Ярославским и Ростовским) во время пребывания его в Мологском Кирилло-Афанасьевском женском монастыре в дни празднования 300-летия Дома Романовых. Владыка Тихон благословил маленького Павла памятными монетами и медальками, выпущенными по случаю юбилея. 1915 (или 1916) Павел Груздев поступает на послушание в Мологский Кирилло-Афанасьевский женский монастырь. Здесь живут три его «тетки»: родная сестра отца – инокиня Ольга (Груздева), позже постриженная в рясофор, иконописица и вышивальщица, две родные сестры бабушки – монахиня Евстолия (Петрова), которая была крестной матерью Павла, и инокиня Елена (Петрова). В монастыре Павел Груздев учится в церковноприходской школе, несет послушание на скотном дворе, поет на клиросе. После революции работает в Афанасьевской трудовой артели, образовавшейся после национализации монастырских земель. 1918 Вторая встреча со святителем Тихоном в Мологском монастыре. Патриарх Тихон подарил восьмилетнему Павлу Груздеву подрясник, скуфейку и четки, тем самым благословив его на монашество. 1929–1930 Окончательная ликвидация Афанасьевского монастыря и трудовой артели. 31 марта 1929 По ходатайству бывшего сослуживца отца, принявшего после Первой мировой войны монашеский постриг в Новгородском Хутынском монастыре, и с благословения игуменьи Августы Павел Груздев переезжает на жительство в город Новгород, где работает на судостроительной верфи Деревяницы возле Спасо-Преображенского Варлаама Хутынского мужского монастыря. В свободное от работы на верфи время Павел поет и читает на клиросе в монастыре, звонит на колокольне, следит за порядком и чистотой у раки со святыми мощами преподобного Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Преподобный Павел Латрский Новый апостол святой Павел родился в Элее, близ Пергама, приблизительно в конце IX века. Его отец погиб в морском сражении с арабами; овдовев, его мать, Евдокия, поселилась в деревне недалеко от Марикаты в Вифинии – родины преподобного Иоанникия Великого, которому она приходилась дальней родственницей. Двух сыновей Евдокия отдала учиться в монастырь святого Стефана. Брат преподобного Павла, Василий, вынужден был жениться против своей воли, но вскоре бежал и принял монашество, сперва в лавре святого Илии, на горе Олимп в Вифинии, а после на горе Микале , в окрестностях Милета. Василий трижды получил от Господа напоминание позаботиться о младшем брате, который был вынужден после смерти матери пасти деревенских свиней, чтобы заработать на хлеб. Наконец он послал за ним двух монахов, и они вскоре привели Павла в монастырь. Василий определил брата в послушники к игумену Петру, настоятелю монастыря Кария, в окрестностях горы Латр , сам же вернулся на гору Олимп, сделавшись впоследствии игуменом монастыря святого Илии. Павел, исполненный искреннего рвения, ежедневно с усердием умерщвлял в себе всяческие порывы собственной воли, во всем стараясь как можно тщательнее подражать духовному отцу и не стыдясь даже носить его поношенную одежду. Проча в душе молодому послушнику великое будущее, Петр относился к нему с неизменной суровостью и требовательностью, стремясь научить юного инока истинному подвижничеству, покоряющему плоть духу. Дабы приучить Павла побеждать сонливость, игумен заставлял его во время долгих ночных бдений кругами ходить по монастырскому двору с двумя тяжелыми камнями на плечах, не давая себе задремать. Когда Павел как-то раз заснул во время богослужения, Петр отмерил ему такую звонкую пощечину, что тот с тех пор навсегда избавился от дремотной напасти. В качестве общеполезного монастырского послушания игумен поручил Павлу должность повара, которую тот исполнял с таким сердечным усердием, что каждый раз, разжигая огонь в плите, плакал при мысли об ожидающем его, грешного, неугасимом пламени. Проводя в трудах целый день, он с наступлением вечера, когда все братия шли спать, отправлялся в лес, где всю ночь молился, взобравшись на дерево. Любовь Христова, подобно нетварному огню, так неудержимо завладела всем его сердцем, что временами преображала и самое тело преподобного, которое становилось тогда огневидным, а пальцы принимали облик десяти пылающих факелов.

http://pravoslavie.ru/58411.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 16 (29) ноября Преподобномученик Пантелеимон (Аржаных) Преподобномученик Пантеле имон родился 29 июня 1872 года в деревне Залипаевка Федоровской волости Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Тимофея Аржаных и в крещении был на­речен Павлом. Хозяйство семьи Аржаных было бедным, и, чтобы поддержать хоть какое-то благосостояние, отцу приходилось много работать. С двенадцатилетнего возрас­та Павел помогал отцу: был пастухом в деревне, работал у помещика, подрабатывал у крестьян. Когда удавалось, он отправлялся молиться в Оптину Пустынь. В 1894 году Павел был призван на действительную военную службу и зачислен рядовым в Камчатский полк. После года службы он был отправлен на фельдшерские курсы, по окончании которых назначен ротным фельдшером. В 1898 году Павел был уволен из армии. Он посту­пил фельдшером в Житомирскую губернскую больницу и одновременно учился в Волынской фельдшерской школе. Окончив школу, Павел Тимофеевич вернулся в родную деревню. Полгода он прожил дома, раздумывая над тем, каким ему путем идти дальше, тем более что и возраст уже был таков, когда серьезных ошибок можно и нужно было избегать. Семьи у него не было, а житейского опыта, сложившегося из наблюдений окружающей жизни во время службы в армии и работы фельдшером в губернской боль­нице, было достаточно. Вспомнились тогда посещения и молитвы в Оптиной Пустыни. Строгая жизнь в монастыре не пугала: за четыре года армейской службы он привык к дисциплине. В 1900 году Павел Тимофеевич направился в Оптину и пробыл там послушником около семи лет, после чего настоятель монастыря, архимандрит Ксенофонт, постриг его в мантию с именем Пантелеимон в честь великомученика и целителя Пантелеимона, учитывая его земную профессию врача, предваряя его будущее как мученика. 15 марта 1909 года епископ Калужский и Боровский Вениа­мин (Муратовский) рукоположил монаха Пантелеимона во иеродиакона. В 1911 году иеродиакон Пантелеимон был рукоположен во иеромонаха. В монастыре он нес послу­шание фельдшера в монастырской больнице.

http://fond.ru/kalendar/1262/panteleimon...

Л. Анисов XXVIII глава Входя с владыкой в митрополичьи покои, государь вдруг выразил желание на другой день отобедать в Вифании. Владыка Платон смутился. Все приготовления были сделаны в Лавре, в Вифании даже покои были не убраны. – Покои там малы, и приготовления никакого для стола не сделано, – осторожно произнес он. – Хоть в уголке, но хотел бы там обедать, – подтвердил свое желание государь. На другой день император осматривал церкви, ризницу, семинарию, в которой воспитанники приветствовали его речами и стихотворениями, до того понравившимися Павлу I, что он прислал потом ректору Августину золотые часы, а семинаристам 2 000 рублей. Наконец отправились в Вифанию. Митрополит Платон встретил государя. Побывали в большой церкви, которую Павел Петрович похвалил, домовая же так понравилась ему, что он решил такую же сделать у себя. Похвалил государь и покои митрополита. – Вот так тесны они у тебя, – говорил он, – на что более? Здесь и поведал Павел I митрополиту Московскому о наговоре, будто стены келлии Платона оклеены государевыми письмами. – Теперь вижу – неправда, – смеялся государь. Видя доброе расположение духа Павла Петровича и то, что он все хвалит, владыка Платон осмелился в шутку сказать: – Когда, государь, все удостоилось здесь вашей похвалы, то хотя бы игуменство здесь благоволили учредить. – На что тебе игуменство? – отвечал император. – Ты сам здесь игумен. За столом Павел Петрович был весел и долго говорил с митрополитом. Доверие было восстановлено. После трапезы отправились в Лавру. Приложившись к мощам Преподобного Сергия, Павел Петрович направился к выходу из церкви. Но владыка Платон, поднеся ему образа в благословение, подал государю прошение об увольнении его от епархии. Прочитав прошение, Павел I произнес: – Сему быть нельзя. И сколько митрополит ни просил, чтоб он явил милость, государь стоял на своем: – Сему быть нельзя. Вышел из церкви, сел в карету и, напомнив, чтобы митрополит Московский скорее приезжал в Москву на ближайшие торжества, выехал под звон колоколов из Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Преподобный Павел родился в Москве от благородных родителей 109 . С молодых лет возлюбил он Господа, усердно ходил в храм Божий и благоговейно внимал святому писанию; особенно же не пропускал он случая – благотворить бедным; случалось, что, не имея денег, делился он с бедняком и своей одеждой. Благочестивые родители утешались такой добротой сына, но желали, чтобы единственный сын их вступил в брак. Павел 22 лет тайно оставил родительский дом, не взяв с собой ничего, и скрылся в Приволожскую обитель. Здесь, приняв иночество, проводил он жизнь строгую, питался хлебом и водой, трудился днём и ночью, первый являлся в храм и был слугой каждого. Ища опытного наставника, пришёл он к преподобному Сергию Радонежскому; прозорливый подвижник велел новому иноку проходить послушания монастырские; Павел перебывал и в кухне и в трапезе, везде отличаясь безответным послушанием. По прошествии нескольких лет, испросил он у Сергия дозволение жить в уединении. Вдали от обители поселился он в отшельнической келье и провёл в ней 15 лет. О пище он мало думал, пищей служили ему молитва и поучение в св. писании. Когда стали посещать безмолвного отшельника братия: это показалось ему тяжко; он так полюбил безмолвие, – в нём видел он для себя надёжный путь к спасению. Потому просил он у Сергия благословение идти в пустыню. Великий старец дал ревностному труженику медный крест на благословение. Павел жил несколько времени отшельником в Кирилловой обители; такую же жизнь хотел проводить в Галичской великой пустыни, – но это не понравилось привыкшим к общежитию, и его выгнали из великой пустыни. Переходя из одного места в другое для безмолвия, наконец, остановился он в Комельском лесу 110 . Над речкой Грязовицей, дупло старой липы Павел избрал себе кельей. Здесь прожил он три года, славя Бога вместе с пернатыми; сюда не достигал уже голос человеческий; отшельник свободно душой молился со слезами Господу, нёс суровый пост и в безмолвии очищал ум созерцаниями духовными. Затем перешёл он на реку Нурму и, полюбив место, сказал: «здесь – покой мой, здесь вселюся Построил тут хижину, не многим просторнее оставленного дупла, и выкопал колодезь в полугоре. В бдении и молитве проходили дни его. Пять дней в неделю пребывал он совсем без пищи и только в субботу и воскресение вкушал немного хлеба и воды. Злые люди, напав, связали ему руки и ноги, избили его, ограбили, что было в келье, и ушли; Бог послал добрых людей развязать связанного пустынника. Звери были милостивее к нему, не вредили ему. Раз, преп. Сергий Нуромский, живший за 4 версты от Павла, пришёл к нему и увидел вот что: стаи птиц вились около Павла, иные из них сидели на голове и на плечах его, и он кормил их из рук; тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисицы и зайцы бегали вокруг, ожидая того же 111 . Вот жизнь невинного первого человека!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010