— Как этого избежать? Как вовремя заметить в себе признаки фарисейства? — Если основа фарисейства — тщеславие, то основа правильной духовной жизни — смирение, желание исполнения во всем воли Божией. Этого можно достичь, исполняя заповеди Божии. Поэтому прежде всего надо изучать евангельские заповеди, читать книги Святых Отцов, общаться с рабами Божиими и целью своей жизни ставить богоугождение через исполнение заповедей Божиих. Если человек идет по этому пути, очень скорбному и трудному, он достигнет этой цели. Фарисеем становится тот, кто с этого пути рано или поздно сворачивает и вместо воспитания в себе смирения и прочих добродетелей отравляет себя тщеславием, ведущим к возрастанию и закоснению пороков. — Может ли измениться внутренний настрой человека благодаря внешнему благочестию? — Внешние дела вряд ли могут исправить человека, если он внутренне не трудится над собой. У каждого человека есть совесть. Когда человек слушает свою совесть, которая есть голос Божий, то никакие философии, никакие общественные мнения, даже никакие Кораны, если человек родился магометанином, не помешают ему прийти ко Христу и спастись. Если человек хочет жить по своей воле и не слушает голоса совести, то этот голос постепенно заглушается, греховная воля всегда находит оправдание. Человек находит удовольствие в такой жизни, но на самом деле это удовольствие для тела, а душа омрачается, и страдания увеличиваются. Преподобный Нил Мироточивый пишет, что грех — это альфа, а уныние — это омега. И это уныние переходит в вечную муку, становится нескончаемым. Фарисеи — это люди, поправшие свою совесть, а вместе с тем поправшие закон Божий, сочинившие свой закон. Либо человек живет в противоречии со своей совестью и постоянно ею уязвляется, не имеет душевного мира и даже не имеет понятия о душевном мире, либо он принимает на себя труды по исполнению велений совести, несет труд покаяния, делания заповедей и постепенно спасается. — Если человек сознает что его духовный настрой неправильный и хочет его переменить, то возможно ли для него это? — Пока такое желание существует, есть и надежда.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Бог не отбирает Свой дар, дар Богодарованной свободы от того, на кого навесили бирку с номером. Ну не боится Бог чисел и штрих-кодов! В отличие от некоторых наших бабушек и монахов Бог не пуглив. Не уходит Он из души человеческой, если в карман человека легла бумажка с цифровым набором. Если человек призывает Духа: “Прииди и вселися в ны”, — то неужто Дух, дышащий, где хочет, остановится перед бумажкой с ИНН, как перед непреодолимой преградой? Человеку, и только человеку дана власть обретать Христа или терять Его. Преподобный Макарий Великий говорил: “Как Бог свободен, так свободен и ты. И если пожелает человек — делается сыном Божиим; а если пожелает — сыном погибели”. “Самовластие” человека, его Богодарованная свобода сохраняются навсегда и во все времена — “разумная бо тварь человек, по образу Божию созданный, в произволении спасения своего, якоже прежде бе самовластен, сице и ныне есть самовластен, и впредь будет самовластен”, — пишет святитель Димитрий Ростовский против тех, кто полагал, будто в антихристовы времена не будет свободы для спасения. А значит, не “печать антихриста”, не внешний знак отбирает у нас Христа. Но напротив, душа, свободно отрекшаяся от Христа, призовет к себе и эту внешнюю печать своей богооставленности. Как об этом еще во втором столетии писал святитель Ипполит Римский: “Та самая печать, вероятно, имеет написание " отрекаюсь " . Таково будет надписание и печать во времена этого ненавистника добра — та печать будет гласить: " Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую " ”. Так же говорит о “печати” и святой Нил Мироточивый: “На печати же написано будет следующее: " Я твой есмь " . — " Да, ты мой еси " . — " Волею иду, а не насильно " . — " И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно " . Сии четыре изречения или надписи изображены будут посреди той проклятой печати”. Это святоотеческое понимание “печати” настолько неудобно нынешним ее искателям, что они вполне сознательно восстают против отцов. В кассетах “ИНН и печать антихриста”, распространяемых некиим “Православным обществом " Дискос " ”, их собственное, компьютерно-чиповое понимание “печати” прямо противопоставляется “вере старушек” в то, что “печать” будет содержать в себе слова “твой есмь аз”. Это хорошо известный прием модернизации: когда некий модернист желает отстранить от себя некое церковное предание, он объявляет его “старушечьей верой” .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Добротолюбие, т. III, стр. 164. 26 Ср.: 2Кор.7:10 — «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние во спасение». 27 Эти факты передаются в «Прологе» и «Четьи-Минеях» за 8 ноября о св. архистратиге Михаиле. 28 В этих словах — намек на слово Господне ( Мф.6:6 ) о молитве в заключенной от наружного света храмине души; наружного света диавол не боится, это означает рассеянную внешними впечатлениями душу, которая делается приступной диаволу. 29 Св. ап. Павел именует злых духов мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной ( Еф.6:12 ). 30 Т. е. Антонием Великим . 31 Преподобный Нил сими подробностями живописует величие долготерпения Божия. 32 Потеряли дорогу к ковчегу — потеряли путь спасения. 33 Т. е. чуждым Богу. 34 Предание, сообщаемое здесь прп. Нилом, прекрасно уясняет ту истину, что зачатки добра, рано или поздно, пробудятся и дадут о себе знать в человеке, хотя бы человеку и пришлось терпеть падения. 35 Заповедь об евхаристии словами: «Сие творите в Мое воспоминание» 36 «Предают сатане во измождение плоти», т. е. не дают просимых благ земных, не избавляют от бедствий и страданий, чтобы сими скорбями спасти душу. 37 Ср.: 1Кор.4:5 — «Приидет Господь, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения». 38 Т. е. духов злобы. 39 «Совещательное бессилие» — это внушаемые диаволом греховные помыслы, которые часто обставляются хитрыми, якобы разумно логическими, сатанинскими доводами. Например: «И увидела Ева, что дерево (запрещенное) хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» ( Быт.3:4 ). 40 Мысль та, что полученную благодать должно приумножать и возгревать подвигами, чтобы на пять или два таланта данной (каждому в меру сил) благодати Христовой приобрести другие таланты, ср.: притчу Спасителя о талантах ( Мф.14:30 ). «Данный тебе талант от Бога трудолюбно делай, душе моя», — вопиет Церковь. В частности, священнослужители, получившие от Бога особую благодать (сравнительно с мирянами), должны молитвою, священнослужением и усердными подвигами непрестанно «возгревать дар Божий, живущий в них» ( 2Тим.1:6 ; ср.: 1Тим.4:14 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

78 Т. е. все время своей земной жизни. 79 Рот и гортань приводят пищу в желудок, а грехи языка приводят человека во чрево диавола, делают его сатанинской пищей. 80 «Недоумением» — суетною пытливостью, житейским любопытством знать то, что нас не касается и к нам не относится. «Чужую рожь веять — свои глаза порошить», — говорил знаменитый русский старец иеросхимонах Амвросий Оптинский о грехе осуждения ближних. Жажда пытливости побудила наших прародителей вкусить запрещенный плод. При осуждении ближних эта пытливость ведет к «предательству», как выражается прп. Нил, т. е. к нарушению любви к ближнему. 81 Здесь преподобный выражает ту же мысль, какую выразил псалмопевец словами: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» ( Пс.140:4 ), г. е. придумывать извинения и оправдания во грехах своих. 82 Мысль та, что Бог долготерпит великим грехам людей, ожидая покаяния, ср.: «Господь долготерпит нам, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2 Петр.3:9 ). 83 Это выражение следует понимать в том смысле, что чрез осуждение человек становится орудием диавола. 84 Мысль та, что после избавления от грехов, после победы над страстями не следует впадать в самодовольство, самохвальство, но должно смиренно помнить о своих прежних грехах, иначе, в наказание за самохвальство, прежние грехи вернутся обратно. 85 Слова сии не следует понимать так, будто св. Иаков был вторично по отречении крещен; смысл тот, что чрез покаянные подвиги св. Иаков потщился снова быть достойным благодати, воспринятой им в таинстве Крещения и утраченной чрез грех отречения. 86 Молитва — внутренний, духовный подвиг, но когда она проявляется и во вне, то становится еще и внешним делом, — «рукоделием» (например, перебирание четок, держат в руке). 87 Мысль та, что празднословие и осуждение, не принося никакой пользы празднословам и осуждающим, отнимает драгоценное время от молитвенных подвигов и других добрых дел. 88 Т. е. насладились болтовнёю, празднословием. 89 Т. е. когда приступать к работе.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

   На мое замечание, что монахи в одном крупном монастыре не очень дружны между собой, отец Фаддей улыбнулся и ответил, что это действительно так, но это потому, что они лишь внешне единомышленники.    Большинство и в монастыре сохраняют свои привычки, эгоистические цели и желания. Поэтому многие святые покидали монастыри и искали уединения.    Я спросил: «Что правильно — уйти или остаться в монастыре?»    Это хотели знать и они, и получили из духового мира ответ, что оба пути правильны, когда есть дух любви. Проклятый вопрос    Однажды я шел с отцом Фаддеем от монастыря Туман к скиту преподобного старца Зосимы Синаита, который, согласно преданию, подвизался здесь в XIV веке. По дороге мы говорили на разные темы. Поняв, что меня мучает «проклятый вопрос» о происхождении зла, почему страдают праведники, а грешники живут в свое удовольствие и подобное, отец Фаддей сказал, что человеческий ум не может принять и понять то, что его превосходит. Если же все-таки может понять нечто «потустороннее», то только когда смирится. При этом отец Фаддей сослался на слова Господа в Евангелии от Иоанна, обращенные к Никодиму, смысл которых таков: «Если не понимаешь земных вещей, как поймешь Небесные?»    Человек должен достичь святости, чтобы ему что-то открылось.    Так, например, святому Нилу Мироточивому, который жил в XVII веке, открылось, что антихрист родится в еврейском народе, неестественным образом. Далее он предсказал, что его изображение предстанет перед всеми народами в виде говорящего изображения (что похоже на изображение на экране телевизора), он будет кроток, как ягненок, и соблазнит многих, пока не обретет власть. Предрек и то, что кардиналы восстанут против папы, монашество исчезнет, потому что и оно повредится. Признаки склонности монахов к материализму святой Нил почувствовал уже в то время — желание иметь собственное имущество, взаимная критика братьев, в то время как известно доброе монашеское правило: что бы ни сделал твой брат-монах, не обращай внимания, не твое дело предостерегать или укорять его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но сколько бы разумная сила, не соединенная с Источником жизни, ни старалась делать или говорить что-то хорошее, все эти (видимо) добрые слова и дела отравлены смрадом ада, потому что только Бог — Источник радости и мира, любви, добра и правды. 3. Все тварные существа ограничены, а все, что ограничено, — несовершенно. Но твар-ным созданиям дана способность совершенствоваться. 4. Тварные создания пали. Сначала не сохранили свое достоинство некоторые ангелы, а потом, из-за зависти падших ангелов, пали и наши прародители Адам и Ева. И в нас коренится это качество — адская зависть. Зависть не выбирает средств, она и Самому Богу в лицо прекословит постоянно, всюду и везде. 5. Что делает зависть? Адский дух зависти неустанно восстает против правды, против Бога. Бог — весь Любовь, а зависть не терпит, чтобы ближнему было хорошо. И когда Бог-Любовь исцелил ту женщину, которая болела и 18 лет была скорчена”, зло сразу же показало свое лицо и взбунтовалось, потому что зависть не терпит, когда кому-то делается добро. Она завидует всем и во всем. 6. Один из богоносных отцов наших, преподобный Нил Мироточивый, являлся монаху Феофану, который 18 лет жил в его пещере, и объяснял ему многие тайны Царства Небесного. Он сказал, что зависть — печать антихриста на сердце человека. Видите, как это страшно для нас! А мы часто завидуем близким, даже самым родным людям завидуем. И невдомек нам, что мы должны лечиться от зависти, чтобы обрести себя. 7. Господь наш Иисус Христос есть Бог совершенный и совершенный Человек. Как совершенный Бог Он все охватывает любовью, безграничной любовью. Как совершенный Человек Он дорог каждой душе, которая обращается к Нему. Нам все кажется, что любовь Божия далеко, что Бог далеко от нас. На самом же деле мы сами удаляемся от Бога, а Он не может отделиться от нас, потому что Он — Жизнь. Он весь — Любовь. О, если бы мы любили Его так же и обращались к Нему, как к своему искреннему Другу! Но мы не обращаемся к Нему так, у нас все опасливо, официально; и когда молимся, и когда делаем что-то доброе, мы все как будто слишком официальны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Как сказал преподобный авва Дорофей , отречение должно быть не только внешним, но и внутренним. Уходя в монастырь, мы отрекаемся от мира телесно – как бы обособляемся от него телом, – а потом должны отречься и душой. Это второе отречение гораздо более трудное, тяжелое, можно сказать кровавое. Оно достигается многими и многими трудами и при крайнем напряжении сил. Само собой разумеется, не без помощи Божией. Без Господа Иисуса Христа, по Его же собственным словам, мы не можем творить ничего. В чем наиболее очевидно проявляется это отречение? Конечно же, в молитве. Молитва требует внимания. Молитва требует забвения помыслов, не только явно греховных, но и тех мнимо добрых, которые мешают нам сосредоточиться (может быть, и на самом деле добрых, но в данный момент неуместных). Молитва требует глубокого, жизненного, сердечного отречения от всего. Без отречения невозможно сосредоточиться в молитве. Молясь, отрекаясь от всевозможных помыслов, мы как раз и совершаем внутреннее, духовное отречение от мира, без которого внешнее не приносит никакой пользы. При помощи Иисусовой молитвы, прибегая и к другим способам борьбы со страстями, среди которых, как говорит святитель Игнатий, для новоначальных наиболее важным является откровение помыслов; часто приобщаясь Святых Христовых Таин, участвуя с любовью в богослужении, смиряясь друг перед другом и перед всеми братьями, слушаясь всех разумно, по чину: прежде всего священноначалия, старцев и духовника, потом равных, если это не противоречит благословению, и даже младших, если это не душевредно и не противно монастырскому чину, – вы подготовитесь к тому, чтобы дать страшные обеты перед Самим Господом Иисусом Христом. А ныне, как выражается Нил Мироточивый, вы выступили в поход, но еще не вступили в битву. Человек, находящийся в таком положении, безусловно, должен внутренне всячески готовиться и вооружаться, чтобы эта битва не оказалась для него неожиданной и не принесла погибель вместо венцов. Началось время вашей подготовки к вступлению в монашество. Но эта подготовка уже борьба, с напряжением, понуждением себя. Потому с радостью и одновременно с осторожностью вступайте на этот спасительный путь, повинуясь своим старцам, со смирением отвергаясь своего разума, надеясь не на себя, а только на Господа Иисуса Христа, с усердием призывая Его в Иисусовой молитве. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

«Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» Не есть ли то, что происходит сейчас в мире, кризис веры, о котором предупреждал Господь Иисус Христос? Слова Спасителя о Его грядущем Втором пришествии, когда «пришед, найдет ли Он веру на земле» (Лк. 18: 8), говорят о времени оскудения веры по всей земле. Об этом неоднократно писали отцы Церкви. Согласно их предсказаниям, главным признаком кончины века сего станет отсутствие благодатного состояния человеческого духа (когда слово Божие принимается без лишних доказательств его достоверности), ведущее к подрыву любого авторитета власти и множеству скорбей на земле. Пророчества о Втором пришествии Иисуса Христа тесно связаны со временем отпадения человечества от христианской веры, воцарения нечестия по всей земле и прихода антихриста. Нил Мироточивый писал: «Когда за беззаконные деяния мира и нечистоту его отступит от беззаконного мира благодать Духа Святого, Который доныне содержит мир, и тогда исполнится мера беззакония мира по словам: “И не сочтуся со избранными их” (Пс. 140: 4)». Из слов преподобного явствует, что мир, в особенности христианский, отступит от Бога, от исполнения Его заповедей и погрузится во тьму греха. Отступление станет открытой дверью для входа темных сил в лице лже-мессии на мировую арену. Эти силы тоже будут готовиться к приходу Христа, Царя будущего века, не с тем, чтобы Его прославить, а чтобы дать Ему жесточайший отпор, воспротивиться Его воцарению. Относится ли это евангельское пророчество к России? Преподобный Серафим Саровский писал: «До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение Церквей; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Согласно этим пророчествам, в начале ХХ века мир стали сотрясать раздоры и конфликты, приведшие к Первой мировой войне, в которую были втянуты многие страны и народы. Не прошли эти события стороной и Россию. Как огромная имперская держава, Россия воевала на стороне тех, с кем подписывала пакты и договоры. Это было делом чести. Однако не все соглашались с политикой, вынуждавшей Россию защищать чужие интересы. Люди, настроенные антигосударственно и антицерковно, представители левой российской интеллигенции на протяжении нескольких десятилетий вынашивали в своих атеистических сердцах то, что осмелились провозгласить в 1917 году: «Бога нет, а потому все дозволено. Бояться некого, потому что держать ответ не перед кем». В своем антирелигиозном рвении эти люди заявили, что они готовы построить новое общество без Бога, где все будет общим во благо всем.

http://pravoslavie.ru/30867.html

Славу Св. Горы в наше время составляют ряд выдающихся старцев, к-рые своей жизнью и трудами внесли неоценимый вклад в дело возрождения монашества (см. разд. «Старчество»). Св. Гора вступила в 3-е тысячелетие христианства на подъеме расцвета своих духовных сил, что является благословением Божиим для всего правосл. мира, духовной крепостью к-рого она всегда являлась. Лит.: Μωυσς Αγιορετης, μον. ρδβλθυοτεΑγιον Ορος Εκοσι χρνια μετ τν πρτη χιλιετηρδα (1963-1983)//Πρωττον. 1984. Τ. 5. Σ. 81-83; Ανδρας Αγιορετης, ρχιμ. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 19973. Σ. 253-314. Мон. Моисей Святогорец (пер. с греч. И. Дьяченко) Иеросхим. Игнатий Слепой С древности до наших дней Св. Гора является свящ. местом безмолвия, тайнозрения, подвижничества, питающим и умиряющим подвижников благочестия. Здесь непрестанно совершаются высокие аскетические подвиги. На А. можно встретить реальное воплощение христ. идеала обожения, ибо святогорские иноки желают стяжать в этой жизни не столько знание о Боге, сколько знание Самого Бога. Среди знаменитых подвижников немало простых, малообразованных в мирском понимании людей, чистотой своей жизни стяжавших благодатные дары Св. Духа и достигших высокого духовного просветления и святости. Иеросхим. Феодосий Карульский Иеросхим. Феодосий Карульский В кондаке службы афонским святым о подвижниках Св. Горы говорится: «Онебесившие Гору сию и показавшие в ней житие ангельское». За историю своего христ. существования Св. Афонская гора взрастила сонмы св. отцов, среди к-рых преподобные Петр и Афанасий Афонские, Савва и Симеон Сербские, Максим и Нифонт Кавсокаливиты, Нил Мироточивый, свт. Григорий Палама, прп. Максим Грек, сщмч. Косма Этолийский († 1779), прп. Никодим Святогорец, груз. аскет Иларион († 1864), старец Хаджи Георгий (1809-1886). Мн. святогорские иноки-аскеты старались вести себя так, чтобы внешне ничем себя не выражать, не открывать миру своего духовного величия. Искусство смирения и мудрой простоты стоит у святогорцев очень высоко, поэтому большинство афонских святых остаются при жизни неузнанными. Даже прп. схим. Силуан (Антонов) , один из величайших подвижников XIX-XX вв., при жизни оставался малоизвестным, и только после кончины († 1938) его святость была общепризнана. Там же, где и старец Силуан, в Русском мон-ре вмч. Пантелеимона, подвизался в XIX в. старец иеросхим. Иероним (Соломенцо в) , несший послушание братского духовника при игум.-старце схиархим. Макарии (Сушкине) , к-рый, по свидетельству современников, стал «духовным возобновителем Русика». Среди прославленных рус. подвижников прп. Аристоклий Афонский († 1918), исихаст Феодосий Карульский († 1937) и его ученик старец Никодим († 1984). Не только рус., но и серб., болг., греч. иноки почитали его за дар духовной рассудительности и пользовались его наставлениями.

http://pravenc.ru/text/77102.html

1. 20 января 1998 года Дорогая мамуля! Выполняю твою волю и сразу пишу ответ, хотя времени на это нет, в приемной ждут люди, еще гора неразобранной корреспонденции. Почти каждый день беру остаток работы на дом, а дома хотелось бы что-нибудь интересное почитать, да времени нет. Завтра надо отдать в редакцию «Горницы» новый материал — записал воспоминания о втором обретении святых мощей преподобного Серафима и путешествии в Дивеево в 1991 году. Преподобный мне помогает. Прошлый год в день его памяти (15 января) после Литургии просил у губернатора помощи — денег на строительство храмов. За год получил более двух миллиардов. Сегодня завез в администрацию аналогичное письмо, помолись, чтобы нашли возможность мне помочь. Пью таблетки — сбиваю давление, но когда устану, болят плечи. Врачи говорят — отложение солей (остеохондроз). Ну да это для спасения души полезно. Праздники прошли замечательно. Приеду — привезу кассету с видеозаписью и все расскажу. Послезавтра начнем проводить Рождественские чтения — надо учителей и директоров приводить к Богу, но они, многие, остались в душе атеистами. Во грехе им жить легче, а о детях они мало думают. Твои проблемы по школе мне известны. Такая картина везде — где директор инициативный и думающий, там нас приглашают и слушают. Но с этого года таких стало меньше, а жаль! Думаем, с этого года начнем выпускать «Епархиальные Ведомости» — пишу статьи и туда. На днях, наверное, встречусь с Игорем Николаевичем, врачом-психиатром из Иркутска — духовным чадом дедушки Николая. Он в свое время часто бывал на К. Маркса, увозил духовную литературу в Сибирь сумками. Есть для тебя от него подарок. Но это сюрприз, привезу в начале февраля в Москву. А может быть, успеют в типографии напечатать книгу о дедушке (автобиографию). Пока писал, уже трижды прерывали. Телефон звонит, но я его не поднимаю, потому что пишу письмо моей мамочке. Крепко целую. Храни вас всех Господь. До встречи. Твой Сергий, бывший Серафим. 2. 1999 год И вот уже весна девяносто восьмого. До конца двадцатого века остается менее двух лет. Вчера услышал приятную весть: опубликовали Указ Президента России Б. Н. Ельцина «О подготовке к встрече третьего тысячелетия и о праздновании тысячелетия христианства». Как же все изменилось за какие-то десять лет! Разве могли верующие россияне семидесятых годов представить себе такой ход событий? Пожалуй, что нет. Разве что те, кто хорошо знал пророчества старцев, таких, как преподобный Серафим Саровский и афонский старец Нил Мироточивый, могли ожидать того, что уже произошло, а это — распад Советского Союза, дарование подлинной свободы в вопросах веры и все вытекающие отсюда последствия.

http://azbyka.ru/fiction/arxipastyr-sibi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010