В Клопском монастыре крест сребропозлащенный чеканный с указанием разных мощей и с надписью на исподней стороне в клеймах: «лта 7206 (1698) мсяца генваря въ день построилъ крестъ въ обитель Живоначальные Троицы и преподобнаго отца нашего Михаила Клопского чудотворца». В Климентовской церкви на Торговой стороне крест напрестольный с мощами св. Ипатия, обложен серебром; на исподней стороне надпись: «207 (1698) года декабря въ день отдала сей крестъ благословящей въ Новгородъ въ церковь къ чудотворцу 367 , по гостя Васильевича Воронина жена вдова едосья Васильевна по своихъ родителехъ въ вчное В новг. Антониевом монастыре крест напрестольный сребропозлащенный чеканный, с изображением распятого Спасителя, со св. мощами и с драгоценными камнями. На передней стороне его внизу надпись: «1701 году въ 19 день построенъ сей крестъ въ церковь ради, гд положенъ стольникъ Самойловымъ Салътыковъ, а убитъ на бою на ево великого Государя служб подъ городомъ Ругодевымъ, а убитъ на память святаго Пророка Авъдя»; а в надписях на задней стороне в пяти местах значится: «мощи святаго Bacuлiя Великого, мощи преподобнаго Николы Святоши, земля мощи святыя великомученицы Варвары, камень преподобного Ahmohiя Римлянина» 368 . 2 . К числу древних крестов без надписей относится каменный, шестиконечный, чёрного цвета, крест преподобного Антония Римлянина, находящийся вместе с его мусийными иконами у раки в Антониевом монастыре. Длина креста 8½ дюймов или 4½, вершка, ширина верхней поперечины 2 дюйма и 8 линий, а нижней поперечины 4 дюйма. В верхней части его мозаичное изображение другого креста в малом виде, с словами: ХС.; в девяти других местах вставлены мозаичные же разные фигуры, из которых четырёх теперь нет. В монастырской описи за 1696 год значится: «крест животворящей, каменной, обложен медью, римской». В Хутынском монастыре восьмиконечный медный литой крест пр. Варлаама Хутынского. Судя по беловатому цвету, он должен был лит из меди, олова и серебра, – из чего лились древние колокола и пушки, – вверху креста лицо неизвестного святого с надписью под ним: «Михаи обрачь» 369 , потом Спас с предстоящими, пред коими написано: «Михаил, Гавриилъ»; далее следует распятие с предстоящими, над распятием: Царь слвы 370 , Хс., Нка.; над предстоящими Мариа , Бог.; под распятием Голгофа с надписью: – Лоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин. 28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью. В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых. Современное состояние [ править править код ] Описание [ править править код ] Алтарь храма Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества. Искусствовед и знаток московской архитектуры Марина Иосифовна Домшлак писала, что это «безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве». Главное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Над ним находится главный купол, имеющий форму ротонды диаметром 17 метров. По углам здания расположены четыре купола гораздо меньших размеров. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

Прожив в клопской обители 44 года, блаж. Михаил скончался 11 января 1453 года. Святое тело его положено было в Троицком храме обители. Живой пред Господом праведник продолжал совершать чудеса по воле Божьей и его звали чудотворцем. По летописи, в 1562 г. «разобран был обветшавший храм, где положены были мощи преподобного отца нашего Михаила клопского чудотворца, построили новый и в нем раку чудотворцу, последнюю на иждивение царя». 71 Память чудотворца положено праздновать всюду собором 1547 года. 72 «Честные мощи твои лежат в обители, где ты при жизни столько потрудился, и источают множество исцелений для приходящих с верой. Молим, тебя, отче, исцели душевные страсти и недуги славящих тебя». 73 12 ч. Преставление преподобного белозерского Мартиниан, в мире Михаил 74 , родился в деревне Березниках, вблизи которой ныне Сямский монастырь, прославленный иконой Богоматери. Еще в юных летах оказывал он наклонность учиться грамоте; но родители не находили, у кого ему учиться; на 13 году оставил родителей и родину и прямо с поля, где боронил вспаханную отцом полосу, тайно ушел к преп. Кириллу белозерскому, о котором слышал от многих. Березники в 30 верстах от Кириллова монастыря: но это было ни почем для Миши. «Возьми меня к себе, господине!», говорил он преподобному, упав ему в ноги. Преподобный оставил добродушного отрока у себя: «прилучися, близ обители святого человек некий живяше, имя ему Олеш (Адексий) Павлов, дьяк мирский, дело его бяше книги писати и ученики учити грамотные хитрости: и зело искусен бе таковому художеству. Сего Кирилл, призвав, рече ему; друже, сотвори ми любовь Божью, научи ми отрока сего грамоте, его же видиши». Алексий Павлович с любовью выполнил поручение пр. Кирилла. Полюбив чистую душу юного Михаила, свят. старец облек его в иноческое одеяние и велел ему жить у себя в келлии. Когда блаж. Кирилл молился в своей келлии: и Мартиниан клал поклоны; он первый являлся по благовесту в храм к утреннему славословию; смущавшие его помыслы открывал св. старцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный пришел. Марфа устроила званый обед, на котором присутствовали знатнейшие новгородские сановные бояре из сторонников Литвы. Старец оглядел гостей, покачал головой и, склонившись, заплакал. До яств и питий Марфы преподобный, несмотря на просьбы хозяйки, и не дотронулся. «Что с тобою отче?» – «Смотрю я на бояр и вижу, что многие из них без голов». Слова старца, говорит жизнеописатель его, были поняты лишь тогда, когда в 1471 году после Шелонской битвы победитель, Иоанн III, велел отрубить головы новгородским боярам – сторонникам Литвы. Задумав окончательно предаться «латинской» Литве, бояре – сторонники Марфы Посадницы – выпросили у литовского короля для Новгорода в качестве наместника князя Михаила Олельковича. Плохо мирились с этим новгородцы, но Москва с этим примириться не могла. Предстояла борьба. Посадник Немир, принадлежавший к числу сторонников Литвы, поехал в Клопский монастырь к блаженному старцу Михаилу посоветоваться. Блаженный старец задал посаднику вопрос: «Откуда ты?» – «От своей пратещи (тещиной матери)». – «Что, сынок, у тебя за думы, о чем это ты все ездишь с бабами советоваться?» – «Слышно, – продолжал посадник, – летом собирается на нас походом князь Московский, а у нас есть свой князь Михаил Олелькович». – «То, сынок, не князь, а латинская грязь, – возразил блаженный, – шлите поскорее послов в Москву, бейте там челом Московскому князю, провинились вы пред ним, связавши православный Новгород с латинянами, а не то придет с великими силами, а вам, если и выйдете против него, не будет Божьего благословения, перебьет он многих из вас, а еще больше того в Москву сведет, а ваш князь Михаил поедет в свою латинщину и ни в чем вам не поможет». Как предсказал блаженный, добавляет летописец, так все и случилось. Погиб великий вольный Новгород, потому что «бабьим умом стал жить и связался с погаными». Роковые для Новгорода походы Uoahha III летописцы изображают как религиозно-карательные походы. Москва и другие православные области шли покарать новгородцев «за измену православию и отпадение в латинство», «освободить Новгород и св Софию из рук неверных».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

В монастыре пребывал священник Никифор. По наваждению диавола он прельстился панагией — иконой, облаженной золотом, серебром и драгоценными камнями. Никто не видел, как он взял ее из церкви и скрыл. Игумен и братия много печалились и сетовали. «Не скорбите, — говорит им преподобный Михаил, — дарованное нам Богом не погибнет». Затем, обратившись к Никифору, он строго произнес: «А ты отселе будешь сумасшедшим и глупым». И с того часа Никифор потерял и ум, и память, и весь смысл. По указанию же блаженного игумен и братия пошли в келлию Никифора, раскопали в ней горн и нашли панагию неповрежденной. У преступника был умысел растопить драгоценный металл, но по молитвам преподобного он не успел в своем намерении. Святитель Новгородский Евфимий I не всегда был милостив к Клопской обители. Уплата дани в архиерейскую казну была для бедной обители обременительна. Поэтому случилось, что из обители как-то взяли на архиерейский двор вороного коня. Блаженный Михаил вознегодовал, отправился в Новгород, просил владыку возвратить обители коня, но безуспешно. Тогда он сказал корыстолюбивому владыке: «Пастырь наш и учитель! Мало поживешь ты; останется вся слава мира сего и богатство. Они — персть и пар, скоро являются и скоро погибают». Преподобный с молитвою на устах возвратился в обитель, а святитель сделался болен и в той болезни умер в ноябре 1429 года. Иное обращение было с обителью и совсем иное отношение установилось у преподобного к следующему Новгородскому владыке, святому Евфимию Вяжицкому. Святитель этот не только ничего не брал из обители, но сам, нередко бывая в ней, устраивал для братии обеды. Избранный на место Евфимия I новгородцами по общему согласию за свои высокие добродетели он потом оказался между двух течений в городе, из коих одно тянуло к Москве, а другое к Литве. Потом умер Московский митрополит святой Фomuй I. По таким обстоятельствам святой Евфимий оставался непосвященным, между тем как пастве новгородской нужен был епископ. В тяжкой заботе своей Евфимий прибег к блаженному Михаилу. Как-то за столом, им же, Евфимием, учрежденным для братии, он говорит: «Моли Бога о мне, Михайлушко, чтобы получить мне решение от великого князя Василия Васильевича». Блаженный берет из рук Евфимия полотенце и кладет ему на голову со словами: «В Смоленск поедешь, в Литовскую землю, там и поставят тебя».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Св. Иона, архиепископ Новгородский, родился в Новгороде. Оставшись сиротой, был воспитан чужими людьми. Однажды, когда выходил он из школы, его встретил юродивый Михаил Клопский и сказал: «Ванюша, учись, будешь архиереем в Новгороде». Достигши зрелого возраста, Иона поселился в Отенской пустыни, в 50-ти верстах от Новгорода, где поставили его игуменом. В 1458 г. новгородцы единодушно избрали его в епископа. Новгородцы любили св. Иону. Он учил их и словом и делом, не взирал ни на знатность, ни на богатство. Однажды, когда новгородцы хотели убить прибывшего в их город для поклонения святыне великого князя Василия, святитель убедил их, вместо убиения, принять князя с почестями и уважением. Когда же, впоследствии, выходили у новгородцев неудовольствия с этим князем и сыном его Иоанном III, он, отправлялся в Москву и умилостивлял князей. Св. Иону уважали не только московские князья, но и другие, даже немецкие. При нем в великом Новгороде царствовала тишина, не было войны ни с кем; и между самими новгородцами не было никаких крамол, но был мир и любовь. Случилась моровая язва в Новгороде при св. Ионе; он, по внушению свыше, совершил крестный ход, и язва прекратилась, Умер святитель в глубокой старости, в 1470 г. Современники, считая Иону святым, оставили гроб его открытым, и мощи оказались нетленными и источавшими чудеса. Они почивают в Отенской пустыни. 6-е число Преподобный Варлаам Хутынский происходил от богатых новгородцев. Еще в юных летах он почувствовал влечение к иноческой жизни, чуждался детских игр, много постился и молился. Отец и мать хотели удержать его от такой жизни. Но он говорил им: «Я читал много святых книг, и нигде не находил, чтобы родители отсоветовали что-либо доброе детям своим. Царство Небесное, которое я ищу, не дороже ли всего?» После сего родители дали ему полную свободу и сами скоро умерли. Тогда св. Варлаам раздал почти все свое имение и отправился в пустыню; затем, для большего уединения, поселился в лесу, на берегу Волхова, в 10-ти верстах от Новгорода, на холме, называемом Хутынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Отрок Иоанн был кроткого нрава, и никогда не участвовал в детских играх со своими сверстниками. Господь предизбрал его на святительский престол, когда он еще был малолетним, как о сем рассказывается в дееписании о нем. В одно время, когда отрок шел из училища, вместе с своими товарищами, игравшими дорогою, преподобный Михаил Клопский будучи ради Христа юродив, подошел к святому Иоанну и подняв его, предрек: Иоанне! учись прилежно наукам, со временем будешь ты архиепископом городу сего, и обняв его, отошел от него. Пророческое сие изречение юродивого Михаила исполнилось в последствии. По смерти Евфимия, архиепископа, св. Иона, находившийся в то время в монастыре Харитоньевском, был вызван на открывшуюся епископскую кафедру. По вступлении на святительский престол св. Иона отличался справедливостью, милосердием и ревностью в распространении веры Христовой. Им сооружены в Новгороде многие церкви в сотрудничестве с другими благочестивыми мужами, написаны многие каноны и службы святым, между коими канон св. митрополиту Московскому Ионе, от руки коего принял св. Иона Новгородский сан епископский. Управляя паствою Новгорода, св. Иона являлся миротворителем между правительством и народом, умилостивляя царя за граждан своего города. Будучи в старых летах, был он приглашаем в Москву для занятия московской архиерейской кафедры, но приглашения сего по старости, не принял. Св. Иоана скончался в глубокой старости; немного спустя (около 2 лет) по его преставлении, святое его тело издало благоухание, и многие являлись чудеса от него. 6 ноября Воспоминание о необыкновенном явлении в природе В царствование Льва Великого , 6 Ноября в полдень, все небо покрылось облаками, и было пасмурно, облака представлялись как бы огненными, и это продолжалось до 40 дней. Думали тогда все, что от такового явления сгорит земля. Это сверхъестественное явление привело всех в ужас, и по повелению царя и патриарха, по всем церквам назначены были крестные ходы, да отвратит Господь гнев Свой, праведно движимый, народ молился усердно, со слезами, и смиловался Христос Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1408 г. прибыл в пределы Новгородские и другой подвижник, преподобный Михаил, сродник великих князей Московских и поселился в Клопском монастыре 571 . Архиепископ Иоанн правил Новгородскою паствою 27 лет (30 лет без трех). Достигнув глубокой старости и чувствуя изнеможение, он постригся в схиму; а затем, 20 января 1414 г., совсем оставил святительскую кафедру и поселился в Деревяницком монастыре 572 . Здесь он пробыл около трех лет; преставился 24 июня 1417 г. на рождество св. Иоанна Предтечи, и погребен в притворе церкви святого Воскресения 573 . Замечательно, архиепископу Иоанну как будто не суждено было и эти немногие дни уединения провести в покое и безмятежии: ибо в тот год, когда он переселился в Деревяницкую обитель, сгорели владычние хоромы, в которых жил его предшественник, архиеп. Алексий, и самый храм Богоматери огорел 574 . Из современных архиеп. Иоанну чудесных и других событий в Новгороде замечательны след.: В 1396 г. сотворилось знамение от образа Владычня в церкви св. Евпатия на Щирковой улице: «аки вино идяше от иконы» 575 . В октябре 1399 г. на память великомученицы Анастасии было помрачение солнца и сделалась тьма; вместо солнца явился на небе серп, а потом показалось солнце и испускало кровавые лучи с дымом 576 . В 1402 г. «являлась в вечернюю зарю на западе звезда не мала, аки копейным образом, вверху ея аки лучь сияше, иже на востоце восходяще и на западе летнем являшеся, юже видехом весь той (март) месяц, тако восходящую. Сие же является, заметил летописец, грех ради наших, прообразует, и претит, и велит нам покаятися от грех наших» 577 . 30 ноября 1409 г. было страшное чудо в церкви св. Михаила на Сковородке: «Звук бысть в маковице; сей же звук слышаша попы и черньци святого Михаила, по два дни и по две нощи» 578 . В 1410 г. было знамение в церкви св. Георгия, конец Лубянки; «от иконы св. Богородицы молебной идяше аки кровь» 579 . В этом же 1410 г. «Новгородцы начали торговати промежи себе лобци и гроши литовскими и артуги немецкими, а куны отложиша при посадничестве Григория Богдановича и при тысяцком Василии Есифовиче» 580 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

глаголюще: что ти есть, юроде, недостоин с человеки беседовати; нецыи несмыслении пястьми св. Андрея пхаху, а инии бияху» 388 . Когда во время сильных морозов зимою св. Андрей хотел у нищих «под кровом с ними приклонитися, то они палицами его от себе аки пса отгоняху, вопиюще на него и глаголюще; отъиди, отъиди, псе, отсюду» 389 . Списатель его жития, вообще, замечает, что св. Андрей «многа претерпе поругания и биения» 390 . Св. Исидор Твердислов «многу досаду и укорение прием от безумных, и биение, и яко юрод вменяем ими и безумен, и многа досаждения, и укорения, и раны прият» 391 . Св. Иоанн Устюжский «многая озлобления подъем, биения, пхания и оплевания от безумных человек» 392 . Св. блаженная Исидора «в толицем бяше от всех сестер» 393 презрении, яко ниже пищи с нею кая вкусити хотяше, от всех же бе уничижаема, поношаема, и озлобляема и от всех часто бываше биема, и всегда ненавидима, и злословима»; сестры вот как сами сознавались с плачем преподобному Питириму 394 о поруганиях, причиненных ими св. Исидоре: «иная глаголаше: аз всегда ругахся ей; иная: аз помои возливах на ню; иная: аз пястьми биях ю; иная: аз палицею ударях ю; инии же иныя от них сотворенныя оной пакости исповедаху» 395 . Св. Аврамия Смоленского братия монастыря изгнала вон из обители, в которой он в течении 5 лет терпел от завистливых монахов озлобления 396 . Св. Прокопий Устюжский «бываше от многих поругаемый, многа зело озлобления от безумных человек прият, и ранами озлобляемый, а наипаче от несмысленных детей» 397 . «Дети метаху на св. Симеона камением и палицами бияху, вопиюще: чернец юродивый, чернец юродивый» 398 . Ветряная молодежь смеялась над св. Феодором Новгородским, поносила и била его 399 . Когда св. Михаил Клопский был в Новгороде, то толпа детей на улице стала смеяться над его юродством, бросая в него камни и всякую нечистоту 400 . Св. Симон Юрьевецкий терпел много разного рода обид и оскорблений: многие смеялись над ним, как над безумным, укоряли его в притворстве, толкали и били его 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Примеры родства в русской святости и истории Как на самый ранний пример семейной святости на Руси следует указать на княгиню Ольгу (†969; пам. 11 июля), внуком которой был равноапостольный Креститель земли Русской — князь Владимир (†1015; пам. 15 июля); сыновья его, страстотерпцы Борис и Глеб (†1015; пам. 24 июля), явились первыми канонизованными святыми на Руси. Это первый в истории Руси пример княжеской семейной святости, но не последний. “Так, благоверный князь Глеб Владимирский (†1175; пам. 20 июня) был сыном благоверного князя Андрея Боголюбского (†1174; пам. 4 июля). Замужем за другим его сыном была благоверная царица Грузинская Тамара (†1213; пам. 1 мая). Благоверный князь Михаил Черниговский (†1246; пам. 20 сент.) имел дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (†1250; пам. 25 сент.). На другой его дочери — Марии — был женат благоверный князь Василий Ростовский (†1238; пам. 4 марта), погибший в битве с татарами на реке Сити. Благоверный князь Даниил Московский (†1303; пам. 4 марта) был четвертым сыном благоверного князя Александра Невского (†1263; пам. 23 ноября). На внучке князя Александра, преподобной Марфе (†1300; пам. 8 ноября), был женат благоверный князь Довмонт Псковский (†1299; пам. 20 мая), защитник северных рубежей нашей страны, продолжатель дела героя Невской битвы” 14 . Благоверная княгиня Анна Кашинская (†1338; пам. 2 окт.) до принятия монашества была супругой благоверного князя Михаила Тверского (†1318; пам. 22 нояб.). Но после его гибели в Золотой Орде она, овдовев, ушла в монастырь. Архимандрит Леонид называет его мать, княгиню Ксению, в лике святых града Твери 15 . В Житии преподобного Михаила Клопского (†1456; пам. 11 янв.), канонизованного на Макарьевском Соборе в 1547 году, говорится, как однажды Клопский монастырь посетил князь Константин. Во время трапезы он обратил внимание на чтеца, читавшего книгу Иова из Библии. После трапезы князь сказал «игумену и старцам: “Поберегите его — нам человек той своитин!» 16 . Выяснению его родственныхñâÿçåé ïîñâÿòèë ñòàòüþ Â. Л. Янин. Он пишет: «Таким образом, мы приходим к предположению о том, что “своитин” князя Константина Дмитриевича был неизвестным родословцам сыном Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка и дочери великого князя Ивана Красного Анны Ивановны. Сейчас мы назвали бы его двоюродным братом Константина Дмитриевича, но, коль скоро он был родственником Константина только по женской линии и не носил княжеского титула, генеалогическая этика обозначала такую родственную связь лишь как свойство» 17 .

http://pravmir.ru/o-stepenyah-rodstva/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010