281 Волокол. сб. 515, л. 419; N° 638, л. 236; в этом последнием списке замечено о Пафнутие: «В чернечестве живота его 60 и 3 лета, а как поставил сей монастырь, 74 лета». Начало: «Рождение и веспитание великаго старца Пафнотия от града Боровска, от веси Кудиновския». Другая краткая редакция следует непосредственно за пространным Вассиановым житием в обоих списках Макар, ч. миней. Начало: «В лето 6985, майя 1 преставися преп. игумен Пафнотие». 282 П. С. P. А VI, 194–221: части этой повести рассеяны здесь между летописными известиями под разными годами. 284 Первая известна нам по двум спискам, из которых один, древнейший, в макар. ч. мин., янв., по Усп. со, стр. 917, другой в ч. мин. Германа Тулупова, рукоп. Тр. Серг. л. 673, л. 219: этот сп. писан в 1627 году. Предисловие в этой ред. начинается словами: «Многим сущим преподобным и достойным Богови». Вторая известна нам также по двум спискам XVI века в волокол. сб. Моск. дух. ак 659, л. 344, и в рук. Тр. Серг. л. 735, л. 32, без начала и с другим порядком статей, чем в первом списке. Эта редакция без предисловия, прямо начинается рассказом о приходе Михаила в монастырь: пришел канун дни честнаго рожества Иоанна в нощь, и поп Макарий, покадив церковь на 9 песни, да пошел в келью, аж келья отомчена». По характеру изложения и заглавиям статей в обеих редакциях будем называть первую пространной, или редакцией «пророчеств», а вторую краткой некнижной, или редакцией «чудес». 286 Опущены, наприм, слова Михаила к посаднику Посахну, обижавшему монастырь и наказанному за это: «Не корми ты нас ни пои, а нас не обиди». Эти подробности показывают, что в редакцию пророчеств заносилось свежее предание о юродивом, главным образом державшееся на подобных изречениях, памятных современникам. 289 Пам стар, русск. лит. IV, 29. В рукописных святцах кончина Михаила помечена 1452 годом: это показание, очевидно, составилось посредством приложения 44 лет жизни юродивого в Клопской обители к 1408 году, когда uo летописи Михаил пришел в Новгород. Но: 1) неизвестно, когда Михаил пришел на Клоиско; можно только предполагать, что позже 1408 года; 2) по рассказу пространной редакции о Шемяке (пророчество 11-е) Михаил был еще жив в год смерти этого князя (1453) и. по-видимому, пережил его. Краткая редакция впадает в неточность и в известии о клопском игумне Феодосие, говоря, что он был 3 года нареченным владыкой Новгорода: пространная редакция согласно с древней Новгородской летописью показывает два года. П, С. P. A. Ill, 110; IV, 120.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

( < < back) их на западе граничила с Сузианой, на севере с Мидией и Парфией, на востоке с Кармелией, на юге примыкала к Персидскому заливу. Ранее персы зависели от мидян, греков, парфян, но с 226 г. по Р. Х. сделались самостоятельными и часто вели войны с Римской империей. ( < < back) < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > Память преподобного Михаила Клопского основания сего монастыря точно неизвестно; он находится к югу от Новгорода, в трех верстах от озера Ильменя. было 23 июня 1408 г., при великом князе Василии Димитриевиче (1389–1425 гг.) и св. митрополите Фотии. сын великого князя Димитрия Иоанновича Донского родился в 1389 г., за четыре дня до кончины отца своего. Брат его, великий князь Василий Димитриевич, дал ему в удел Тошию и Устюжну, но в 1419 г., когда Константин Димитриевич ослушался брата, тот отнял этот удел, и Константин бежал в Новгород, где ранее, в 1408 г., был наместником великого князя. В изгнании он пробыл два года; им построен в Клопском монастыре каменный храм во имя Живоначальные Троицы. Михаил Клопский происходил из боярского рода. в Клопской обители показывают колодезь, устроенный, по преданию, из того источника, который низведен молитвою блаженного Михаила во время засухи. 23 июня, в день прихода преп. Михаила в монастырь, сюда бывает крестный ход из окружных сел. блаженный Михаил был в Вяжицком монастыре. Вдруг он неожиданно очутился на колокольне и стал звонить во все колокола. На вопросы народа, что это значит, блаженный, юродствуя, отвечал: Ныне в Москве радость, и прибавил, что у великого князя родился сын Иван, который будет грозою для соседей, завладеет Новгородом, изменит его обычаи, отберет у них золото и совсем покорит своей власти. Действительно, 22 января 1440 г. родился князь Иван Васильевич, покоривший Новгород в 1471 г. Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству в 1480 г. Клопском монастыре преп. Михаил прожил 44 года и преставился в 1452 г. преп. Михаила положено праздновать всюду собором 1547 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

отошёл в пустыню Свирскую, где в тесной хижине провёл один 7 лет. Когда же стали приходить к нему труженики, он построил небольшую обитель, принял священство и управление пустынным общежитием; в 1506 г. построен был храм Св. Троицы, и святитель Серапион почтил преподобного саном игумена. В сане игумена пр. Александр делил с братией все труды: в хлебне месил тесто и пёк хлебы, носил воду, рубил дрова, молол рожь; на все труды являлся первый, а одежда его была ушита заплатами. Преподобный воспитал многих искренних подвижников благочестия 377 . Украшенный даром прозрения, он скончался 85 лет в 1533 году, оставив братии в наследство нищету: «Бог дал, – писал он в завещании, – доселе рассчитываться не о чем, казны монастырской нет» 378 . § 48. Юродивые 15 и 16-го столетия Юродством для Христа очистились и прославились в 15 стол. четыре подвижника: Максим Московский, Михаил Клопский, Исидор Ростовский, Иоанн Устюжский. Бл. Исидор родился где-то в Германии и воспитан был в римском исповедании; родители его были славны и богаты, но он оставил их и латинское исповедание, принял юродство, отправился видеть православие греческое на востоке и остался в Ростове. Здесь жил он на открытом воздухе, как птица, единственным покровом его был шалаш из хвороста, среди болота: так жил он и в стужу, и в зной, но за то Господь прославлял его чудесами, ещё прежде бл. кончины, последовавшей в 1474 г. Михаил был родственником князей московских, но покинул всё для Бога. Во время утрени, в келье одного Клопского новгородского старца явился человек в рубище, за книгой Апостольских Деяний, которую списывал при свече, старец испугался, игумен изумился: чудный пришлец пел потом за Литургией, читал Апостол, читал житие за трапезой; игумен назначил ему келью, но никак не могли узнать, кто и откуда сей пришлец? Это был блаж. Михаил. В келье своей спал он на земле, не имел даже рогожи, ел однажды в неделю. Людям являлся как юрод, но вразумлял дурных людей то любовью, то чудесными наказаниями. Новгороду предсказал он падение его в час рождения Иоанна Грозного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Блаженный Михаил преставился 11 января, но в каком году, точно неизвестно, всего вероятнее, в 1456 году. Сообщили Новгородскому владыке, и он сам приехал на похороны. А когда весть о смерти разнеслась по Новгороду и окрестностям, то народ потек рекою по всем дорогам в Клопскую обитель. Когда подумали, где хоронить святое тело почившего, то нигде не могли выкопать ему могилы, до того земля была тверда от мороза. Вспомнили тогда о месте близ могилы Феодосиевой, где стоял блаженный; здесь земля оказалась мягкой, как летом. На этом месте после отпевания архиепископом и великим собором пресвитеров и диаконов и опустили в землю трудолюбное тело преподобного и блаженного старца Михаила. Господь прославил чудесами Своего угодника вскоре после его кончины. Новгородский купец Михаил Марков был почитателем блаженного Михаила при жизни его. Случилась этому купцу по торговым делам быть в Колывани. Целый год провел он за морем, счастливо вел свои дела и возвращался с нагруженным кораблем домой. На море его застигла жестокая буря. Шесть дней корабль носился по бурным волнам, много раз ему угрожала гибель; люди отчаивались в спасении. Купец вспомнил о своем благожелателе и начал молиться: «Раб Божий, блаженный Михаил Клопский, ты был моим покровителем при жизни. Помоги мне, погружаемому в пучине моря, помолись обо мне ко Господу, да спасет Он нас от потопления!» И видит за кормою святого старца, каким знал его при жизни, благообразного, светлого лицом, с седой бородой. Старец держал корму и махал рукою. Купец был поражен видением и пал ниц, а когда поднялся, то буря унялась; корабль благополучно достиг Новгорода. С чувством искренней благодарности за оказанную помощь купец поспешил в обитель Живоначальной Троицы, молился у гроба блаженного, рассказывал всем о происшествии. Он первый украсил могилу блаженного каменными плитами и постоянно возвращался к ней, не переставая прославлять Бога и угодника Его Михаила. Такое же чудесное избавление от бури подано было блаженным Михаилом князю белозерскому Василию, когда ехал он из Пскова озером Ильменем и молился святому о помощи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Скачать epub pdf Память преподобного Михаила Клопского Память 11 января В пятнадцати верстах от Великого Новгорода, на берегу реки Веряжи находился монастырь, именуемый Клопским, и в нем храм во имя Живоначальной Троицы 479 . В прежние годы монастырь этот мало кому был известен, впоследствии же получил широкую славу, благодаря чудесам святого Михаила. В обители этой игуменом был Феодосий, муж добродетельный; при нем и пришел в Клопский монастырь блаженный Михаил 480 . Осталось доселе неизвестным, откуда пришел в обитель святой Михаил, и кто были его родители. Событие это совершилось летом, в то время, когда вся братия была на утрене; на девятой песни канона иеромонах, совершавший Божественную службу, окадил храм и пошел покадить в своей келии, которая находилась около храма; найдя келию открытой, между тем как он ее запер, уходя в храм, иеромонах вошел в нее и увидел сидящего человека в иноческой одежде; перед ним горела свеча, и он переписывал книгу Деяний святых Апостолов. Возвратившись в храм, иеромонах сказал о виденном игумену и братии. Те по окончании богослужения пошли к келии и нашли ее запертой изнутри. Игумен сотворил молитву, но ответного возгласа из келии не последовало. Начали стучать в дверь; но она оставалась запертой. Тогда игумен приказал разобрать крышу над сенями; войдя в них, нашли запертой и внутреннюю дверь. Когда по приказанию игумена она была взломана, и все пошли в келию, то нашли там старца, который сидел и писал. Настоятель спросил его: «Скажи мне, человек ты или дух?» Старец повторил слова игумена. Игумен сотворил молитву, старец произнес те же молитвенные слова, что и игумен. Тогда настоятель стал осенять пришельца крестным знамением и окаждать ладаном; старец же уклонялся от каждения и вел себя, как юродивый. Вместе с братией святой Михаил вошел в храм к литургии, во время которой пел на клиросе с монастырскими певцами. Игумен поручил ему прочесть Апостол, и все были до глубины души утешены красотою и вдохновенностью его чтения. По выходе из трапезы, на которой святой исполнял положенное чтение, игумен ввел преподобного Михаила в назначенную ему для жительства келию, и с того времени блаженный остался в монастыре Живоначальной Троицы, неся послушание чтеца в храме и на трапезе, и великое сердечное умиление испытывали все слушавшие его чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

8. Преподобный отец наш Михаил Клопский, Новогородский чудотворец. Преставился в 1453 г. месяца января в 11 день. 9. Преподобный отец наш Пафнутий, Боровский чудотворец. Преставился в 1479 г. месяца мая в 1 день. 10. Преподобный отец наш Макарий, Колязинский чудотворец. Преставился в 1483 г. месяца марта в 17 день. 11. Преподобный отец наш Александр, игумен Свирский. Преставился в 1533 г. месяца августа в 30 день. 12. Святой Благоверный Великий Князь Александр Ярославич [Невский], нареченный в иноцех Алексий, Владимирский чудотворец. Преставился в 1263 г. месяца ноября в 14 день. 13. Иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский новый чудотворец. Преставился в 1108 г. месяца января в 31 день. 14. Преподобный отец наш Сава, игумен Сторожевский Звенигородский чудотворец. Преставился в 1406 г. месяца декабря в 3 день. И девять местночтимых святых: 15. Иже во святых отец наш Арсений, епископ Тверской, чудотворец. Преставился в 1409 г. месяца марта в 2 день. 16–18. Святой Благоверный Князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские. Преставился в 1129 г. месяца мая в 21 день. 19–20. Святой Благоверный Князь Петр, в иноках Давыд, и Святая Благоверная Княгиня Феврония, в инокинях Евфросиния, Муромские Чудотворцы. Преставились в 1228 г. месяца июня в 25 день в един час оба. 21. Святой блаженный Прокопий, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1303 г. месяца июля в 8 день. 22. Святой блаженный Иоанн, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1494 г. месяца мая в 29 день. 23. Святой блаженный Максим, иже Христа ради юродивый Московский чудотворец. Преставился в 1434 г. месяца ноября в 11 день . Необходимо особо сказать о дате Собора 1547 года. Дело в том, что если вы наберете в поисковой системе интернета «Собор 1547 года», то в подавляющем большинстве сайтов (в том числе православных сайтов) вам дадут результат «26 февраля 1547 года». То, что данная дата указывается Википедией или на сайте «Академик», это как-то не удивляет.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

Эта-то беспорядочность и произвол, вероятно, и послужили для Макария одним из главных побуждений созвать Соборы 1547 и 1549 гг., чтобы соборне обсудить и определить, каким святым следует праздновать по всей ли России или только местно. Автор упомянутого нами выше сказания о русских святых, перечислив тех из них, которым Церковь наша праздновала повсеместно еще до митрополита Макария, представляет перечень и новопрославленных чудотворцев, которым она установила праздновать уже при Макарии на Соборах 1547–1549 гг., составляющих по единству их предмета и по внутренней связи их между собою как бы один Собор, причем подразделяет этих чудотворцев на пять классов. К первому классу отнесены святители: митрополит Иона, архиепископы Новгородские Иоанн, Никита, Нифонт, Евфимий и Иона, епископы – Стефан Пермский, Арсений Тверской, Иаков Ростовский и Сербский архиепископ Арсений. Ко второму – праведные: князь Александр Невский, князь Всеволод Псковский, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские и Михаил Клопский. К третьему – мученики: великий князь Михаил Тверской, Иоанн Сочавский, пострадавший в Белеграде, и Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавшие в Литве. К четвертому – преподобные: Пафнутий Боровский, Никон Радонежский, ученик Сергиев, Савва Сторожевский, Макарий Колязинский, Дионисий Глушицкий, Павел Комельский, Савватий и Зосима Соловецкие, Александр Свирский , Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский. К пятому – юродивые Христа ради: Максим Московский, Иоанн и Прокопий Устюжские. Каким из этих святых установлено праздновать, в частности, на Соборе 1547 г., мы уже знаем из официального документа – окружной грамоты митрополита Макария, равно как знаем и то, что двенадцати из них установлено праздновать повсюду в Русской Церкви, а девяти – только местно. Теперь, имея в виду представленный перечень святых, легко можем указать в нем и тех чудотворцев, в честь которых установил праздники Собор 1549 г.: это святители – Никита, Нифонт, Евфимий и Иона Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский и Арсений Сербский; праведный Всеволод Псковский; мученики – Михаил Тверской, Иоанн Сочавский и Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские; преподобные – Савва Сторожевский, Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Отрок Иоанн, ходя в училище, никогда не принимал никакого участия в забавах своих сверстников, свойственных детскому возрасту; держал себя больше вдали от прочих детей, и только изредка иногда, стоя где-нибудь в стороне, безмолвно смотрел на игры и забавы своих товарищей. Зато, все свое старание и усердие он прилагал к книжному учению, и этим еще более расположил к себе свою благодетельницу, которая, видя в своем питомце редкую кротость и прилежание, более и более привязывалась к нему любовию; в свою очередь, и питомец, видя постоянно нежное о нем попечение сердобольной воспитательницы, старался утешать ее своим постоянным благонравием и прилежанием. И вот, этому-то сироте-отроку, по неисповедимым судьбам Божиим, еще с детства предназначено было свыше быть святителем на кафедре св. Софии, великим молитвенником и заступником своей паствы. Однажды преподобный Михаил Клопский, еще прежде поселения его в Клопском монастыре, явился в Новгороде при архиепископе Иоанне III в 1403 году. Будучи никому неведом в Новгороде, и сам никого не зная, преподобный Михаил ходил по улицам города в нищенском одеянии, представляясь юродивым. Игравшие в это время дети, завидя преподобного Михаила, юродственно идущего по улице, тотчас оставили свои игры, толпою побежали к нему навстречу и стали всячески издеваться и насмехаться над блаженным. Некоторые же, более резвые, бросали ему в лицо и на голову сор, выметаемый из домов, а другие бросали даже камни в ноги праведника. Один только отрок Иоанн не принимал никакого участия в глумлениях неразумных детей над блаженным. Он смиренно стоял в углу одной улицы и, быть может, с грустью смотрел на дерзкие глумления своих сверстников. Блаженный Михаил, не обращая внимания на выходки шалунов, направляется прямо к стоящему на углу улицы отроку Иоанну, и, чтобы поддержать о себе мнение окружающей его толпы, как о юродивом, берет испугавшегося отрока за волосы и, приподняв его выше себя, говорит: «Иванец, учись книгам прилежно: ты будешь архиепископом Новгорода». Потом обнял его с любовию и удалился 687 . Это пророчество преподобного в точности исполнилось через 50 лет, спустя 4 года после блаженной кончины самого угодника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Прожив в Клопской обители 44 года, блажен. Михаил скончался 11 января 1453 года. Святое тело его положено было в Троицком храме обители. Живый пред Господом праведник продолжал совершать чудеса по воле Божией, и его звали чудотворцем. По летописи, в 1562 г. «разобран был обветшавший храм, где положены были мощи преподобного отца нашего Михаила Клопского чудотворца, построили новый и в нём раку чудотворцу, последнюю на иждивение царя» 129 Память чудотворца положено праздновать всюду собором с 1547 года 130 . «Честные мощи твои лежат в обители, где ты при жизни столько потрудился, и источают множество исцелений для приходящих с верою. Молим тебя, отче, исцели душевные страсти и недуги славящих тебя» 131 . Празднование Елецкой иконе Божией Матери, в г. Ельце Снимок с Черниговской Елецкой, о которой см. 5 февраля Она находится в соборе уездного города Ельца, Орловской губернии; но когда прославилась, сведений не сохранилось. 120 Ркп. житие преп. Михаила, описанное Михаилом Тучковым, по воле архиеп. Макария, – в сборнике Сергиевой лавры 8 у Ундольского и в минее м. Макария. 121 Иноком называется блаж. Михаил в Степ. книге: «инок свят от вельможеска роду, живый в монастыре Клопском, внезапу нача звонити». 2, 99. Преподобным именуется он и в грамотах 1563 г. Ист. акт. 1, 302, 551 и в церк. службе. 122 По описанию Тучкова, князь Константин назвал Михаила сыном Максимовым. Так и в прологе. Степ. книга называет Михаила членом «вельможеского роду», а не княжеского. К тому же вовсе невероятно, чтобы Михаил, сын великого князя Симеона (1353 г.), известный по летописи в 1348 г., мог дожить до 1452 г. 124 По летописям (собр. л. 3, 109. 138. 4. и 119. Никон. л.5:75) в 1419 г. князь Константин в Новгороде, лишённый отчины и бояр своих и игум. Феодосий построили храм; а отчина возвращена князю в 1421 году. 128 Тучков говорит при том: «бысть нужи некоей належащи монастырю от архиепископа Евфимия, о всегда насильствием среброимания; о всегда монастырских коней отнятием». 130 А. э. 1. 213. Ркп. служба св. Михаилу, написанная в 1547 году у Румянцева 397. Она же в печ. минее. «Преподобный Михаил Клопский», в грам. 1563 г. ист. а. 1, 320, 451.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Варнава Ветлужский. Июнь, 11 1445 Преподобный Арсений Коневецкий (Коневский). Июнь, 12 1447 Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский. Март, 27 1454 Святитель Питирим епископ Пермский. Январь, 29 1456 Преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый. Январь, 11 ок.1456 Преподобный Иоасаф Каменский, или Спасокубенский, Вологодский чудотворец. Сентябрь, 10 1457 Преподобный Филипп Рабангский. Ноябрь, 15 1457 Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский. Март, 11 1458 Преподобный Паисий Галичский. Май, 23 1460 Преподобный Савва, Вишерский столпник, Новгородский чудотворец. Октябрь, 1 1460 Святитель Иона, митрополит Московский И Всея России, Чудотворец. Март, 31 1461 Преподобный Варлаам Важский, или Шенкурский. Июнь, 19 1462 Святитель Трифон, епископ Ростовский. Февраль, 1 1468 Святитель Иона, архиепископ Новгородский. Ноябрь, 5 1470 Преподобный Евфимий Сянжемский. Январь, 20 1470 Святитель Иона епископ Пермский. Январь, 29 1471 Священномученик Исидор Пресвитер и иже с ним 72 мученика Юрьевских. Январь, 8 1472 Блаженный Исидор Твердислов, Христа Ради Юродивый, Ростовский чудотворец. Май, 14 1474 Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский. Март, 28 1476 Преподобный Пафнутий Боровский. Май, 1 1477 Преподобный Зосима, игумен Соловецкий. Апрель, 17 1478 Преподобный Герман Соловецкий. Июль, 30 1479 Преподобный Александр Ошевенский. Апрель, 20 1479 Преподобный Макарий Глушицкий. Октябрь, 13 1480 Преподобный Серапион Спасоелеазаровский. Сентябрь, 8 1480 Преподобный Евфросин, во Святом Крещении Елеазар, Псковский. Май, 15 1481 Преподобный Антоний Краснохолмский. Январь, 17 1481 Святитель Вассиан I, Архиепископ Ростовский. Март, 23 1481 Преподобный Досифей Верхнеостровский. Октябрь, 8 1482 Преподобный Макарий Калязинский (Колязинский). Март, 17 1483 Преподобный Мартиниан Белоезерский (Белозерский). Январь, 12 1483 Святитель Геронтий, митрополит Московский. Май, 28 1489 Преподобный Тихон Медынский, или Калужский. Июнь, 16 1492 Преподобный Ефрем Перекомский. Май, 16 1492

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010