Мученики: Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали во время жестокого гонения на христиан при Диоклетиане и Максимиане. Этим царям донесено было, что будто бы жители Армении и Каппадокии, возбуждаемые христианами, отказываются повиноваться царской власти и намерены совсем отпасть от Римской империи. Тогда они отправили туда Лисия и Агриколая, чтобы совсем очистить от христиан эти города. Лисий, прибыв в г. Сеталион, начал их мучить. Увидя твердость и мужество учеников Христовых, занимавший высшую военную должность в этом городе Евстратий явился к Лисию и начал публично обличать его в жестокости. Это крайне смутило Лисия, и он приказал мучить Евстратия. Когда же сослуживец и друг Евстратия, Евгений, увидел мучения его, то и он воскликнул, обратившись к Лисию: «И я проклинаю твой веру и противлюсь царскому велению». Евгения посадили в темницу. К Евстратию и Евгению присоединился Мардарий. «Я христианин, я раб Христов!» – воскликнул он. Лисий замучил Мардария и вместе с ним Евгения. В то же время был обезглавлен священник Авксентий. Но Еветратий еще не был замучен. Его вместе с Орестом замучил уже Агриколай. Орест был одним из воинов Лисия. Во время стрельбы, от движения, выпал у него висевший на груди крест. Лисий заметил это и спросил Ореста: «Значит, и ты христианин?» – «Да, я раб Господа, и это знамение ношу на отогнание всяких зол», – отвечал смело Орест. Лисий отправил его с Евстратием к Агриколаю в Севастию. Агриколай велел принести железный одр, разжечь его и положить Ореста. Орест смутился, увидя одр, и воззвал к Евстратию, прося его молитвы. «Не изнемогай, брат. Вспомни Авксентия и других святых мучеников. Сам Господь – наш помощник», – ободрял Евстратий Ореста. Тогда Орест смело подошел к одру, перекрестился, лег на него и скончался. После сего и Евстратий был сожжен в печи. Мощи святых мучеников находятся в Риме. Части мощей имеются на Афоне. Мученица Лукия была знатная и богатая девица из города Сиракуз. Вместе со своей больной матерью она прибыла в г. Катаны к чудотворным мощам св. Агафии. Когда мать получила здесь исцеление, то, в порыве благодарности к Богу, Лукия дала обет не вступать в супружество, хотя уже была обручена, и убедила мать раздать свое имущество бедным. Когда же узнал обо всем этом жених Лукии, то из мести донес правителю Пасхалию, что она исповедает веру во Христа. Правитель казнил св. Лукию. Это было в 304 г. Мощи св. Лукий хранятся в Меце, во Франции; часть их имеется в Венеции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

13-е Свв. мучч. Евстратия, Аввсентия, Евгения, Мардария и Ореста Сии мученики пострадали за исповедание Христа во время гонения при Диоклитиане. Евстратий, один из знатнейших сановников в г. Саталионе, образованный и всеми уважаемый христианин, видя, с какой твёрдостью идут на мучение за веру многочисленные исповедники Христа, и сам не захотел скрываться от преследования гонителей. Узнав, что и праведный пресвитер Авксентий вместе с другими, после истязаний был заключён в темницу, Евстратий пришёл к ним туда и сказал: – «прошу вас Христа ради помолитесь обо мне, потому что я хочу быть участником вашего подвига», – и вместе с осуждёнными усердно помолясь, сам объявил себя христианином. После жестоких истязаний он был препровождён в Севастью Армянскую (нын. Сиваш), и там, после новых испытаний, среди которых чудным образом он долго оставался невредимым, осуждён на сожжение. Готовясь к казни, Евстратий в молитвенном воодушевлении произнёс: – «Величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое, и неси мене затворил в руках вражиих; но спасл еси от нужд душу мою! И ныне, Владыко, да покроет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя, яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаяннаго моего и сквернаго телесе сего: да не когда лукавый супостата совет срящет и препнет ю во тме, за неведомыя и ведомыя в житии сем бывшия мя грехи. Милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачнаго взора лукавых демонов, но да приимут ю ангели Твои светлии и пресветлии. Даждь славу имени Твоему Святому, и Твоею силою возведи мя на Божественное Твое судище: внегда судитися ми, да не приимет мя рука князя мира сего, еже исторгнути мя грешника во глубину адову, но предстани ми и буди ми Спас и заступник: телесная бо сия мучения – веселия суть рабом Твоим. Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми жития сего душу мою, и чистую покаянием и исповеданием приими, яко благословен еси во веки веков, аминь» 177 . – И перекрестясь вошёл в разожжённую печь, в которой, предав свою душу Богу, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Что за пустынник? Так мало молится, и уже спать собрался!? А он: — Ложитесь и Вы. Я-то привык по книгам правило вычитывать до ночи. Оказывается, отец Касьян молился с вечера. Вдруг ночью — не знаю, во сколько, может, полвторого — он мне: — Эи, ты! Чего спишь? Я открываю глаза: что такое? В темноте горит керосиновая лампа. Старец стоит с четками. Молится. — А ну поднимаися! Мы вскочили. Ночное правило. Начали по четкам семисловную Иисусову молитву нараспев по сто раз читать. Один круг, второи, третии... Час, полтора, два... «Вот это да, — думаю — ничего себе молитва! Такая долгая!» Где-то 2 или 2,5 часа прошло. А я осудил: мало молится! Потом нас усадил, и принялись опять петь Иисусову молитву. Я засыпаю, а он: «Ты что спишь?» И полтора часа так сидим и поем, поем. Потом быстро прочитали утреннее правило, полунощницу, жития святых, съели просфорку с водои и... пошли трудиться до четырех-пяти вечера с перерывом только на обед. Отец Касьян сидеть не дает: все время стоять надо. Прочитали небольшое молитвословие, две кафизмы, три канона. И опять четки. Молитву Иисусову читаем, читаем, читаем... Это был первыи мои опыт ночнои молитвы. Пробыли у отца Касьяна дня три-четыре. И каждую ночь так. А у меня до этого было сильное искушение от уныния и усталости. И тут вдруг все исчезло. Так на душе благостно, спокоино, хорошо! Думаю: «Вот это да! Вот, что значит Иисусова молитва!» Благодать Божия Во время, когда я пришел на Кавказ, были еще живы настоящие подвижники, связанные с Глинскои пустынью. Монах Касьян (Ермаков) был духовным чадом глинского старца схиархимандрита Виталия (Сидоренко), прожил у него в послушании 8 лет. А когда тот ушел в затвор, стал обращаться к схиархимандриту Серафиму Иеромонах Мардарии (Данилов), позже иеросхимонах Алексии, он на Кавказ приехал, когда Киево-Печерскую лавру закрыли в 1961 году. Прежде был келеиником владыки Нестора в Киеве. Отец Мардарии жил как настоящии пустынник. В безмолвии. Ложился всегда в одно время: в девять часов. Строгии распорядок. В час ночи подъем. До шести — молитва по четкам. Внимательно и сосредоточенно, без помыслов. Господь ему давал. Священническии сан принял, чтобы, живя в уединении, самому причащаться. Кроткии и смиренныи, тихии такои, благостныи. Всегда. Подоидешь к его келье — тишина! Очень тихо, спокоино. Умиротворенно читаешь молитву, а он отвечает благостно-благостно: «Аминь!» С любовью принимает: усадит, покормит. Я ему помыслы открывал.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=218...

Да вели, Господа ради, ис Крестново монастыря по возу порожской рыбы семги да сигов свжесольныхъ по дв бочки давать на год. Да стократно молю твою милость, не задержав, отпусти чернца Мардария, занеже состархся и изнемогох, не могу без него церковного правила исправлять,//(л. 235) а священникъ худо видит. И на старость не вели гладною смертию уморить. благослови тя душа моя, и благо ти будетъ во вся дни живота Да пожалуй, Господа ради, прикажы чернца Мардария кормить своимъ жалованием дворцовымъ, ибо егда и за приставом был, и тогда ты, государь, жаловал, кормил и поилъ довольно. Вм, яко вруеши глаголющему: сотвориши обдь или вечерю, не зови другъ твоих, ни сосд богатых, ни братии, ни сродниковь. Но егда сотвориши обд или вечерю, зови нищих, маломощных, иже не имут, что ти воздати, воздано же ти будет во Царствии А воистинно скудне и нищие насъ нын нт, потому што другой год уже кириловские никакихь столовых запасов не даютъ, а в миръ вытти не выпустят, а в клью ничто милостыни не даетъ, а купить нгде, здсь пустое мсто, а городы удалли, да и в городах купить ничево не добыть. Господа ради, сотвори милостыню, да аще богато обогатил тя Господь, пожалуй рыбки и икорки. Да умилосердися надо мною, гршнымъ, и над приставомъ, над князь Самойломъ Шайсуповым, вели ево переменить: он со всякие нужды помирает, да и меня уморилъ, потому што нихто ни в чомъ ево не слушаютъ. И кириловские старцы и нынешнего, 184 (1675)-го, году октября въ де[нь] берут с выти со крестьянъ по два рубли, а говорятъ, бутто на мой росход. Рис. 34. Фрагмент челобитной патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (после 22 октября – до 5 декабря 1675 г.). РГАДА, ф. 27, он. 1, д. 140а, ч. 4, л. 234. Примечания Л. 231–232 «Да загра//дятся уста, глагалющая неправедная». – Пс. 62:12 . Л. 233 Да будет правда твоя, правда вовки, и слово твое истино! – Фраза составная: первая часть напоминает высказывания, неоднократно встречающиеся в псалмах; ср.: Пс. 110:3; 111:3, 9 и др.: вторая часть – Ин. 17:17 . Возможно, в целом фраза есть стилистическое подражание выражению из псалма: Пс. 118:142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Строго определённого места библейским цитатам в структуре эпистолярных сочинений патриарх Никон не отводил. Довольно часто цитату можно встретить в конце послания патриарха. Письмо Алексею Михайловичу, в котором Никон обращается к царю с просьбой о прощении и проявлении к нему, Никону, духовной любви, завершается словами из Евангелия от Луки: «Господа ради, прости, да сам Господом прощен будеши: „ Отпустите, – рече, – и отпустится вам “ ( Лк. 6:37 ) 1033 . На писмо, Господа ради, не позазри, мало вижу, а набло писать не могу. Здравствуй, великий государь, со всмъ своим благодатным домом на многа лта» 5, л. 23–23об.). В челобитных Никона Алексею Михайловичу библейская цитата, как правило, сопровождала просьбы патриарха к царю, которые, согласно требованиям этой разновидности делового письма, излагались в конце повествования: «Да стократно молю твою милость, не задержав, отпусти чернца Мардария, занеже состархся и изнемогох, не могу без него церковного правила исправлять,//а священникъ худо видит. И на старость не вели гладною смертию уморить... Да пожалуй, Господа ради, прикажы чернца Мардария кормить своимъ жалованием дворцовымъ, ибо егда и за приставом был, и тогда ты, государь, жаловал, кормил и поилъ довольно. Вм, яко вруеши глаголющему: „ Егда сотвориши обдъ или вечерю, не зови другъ твоих, ни сосд богатых, ни братии, ни сродниковъ. Но егда сотвориши обд или вечерю, зови нищих, маломощных, иже не имут, что ти воздати, воздано же ти будет во Царствии Божии “ ( Лк. 14:12–14 ) 1034 . А воистинно скудне и нищие насъ нын нт, потому што другой год уже кириловские никакихъ столовых запасов не даютъ, а в миръ вытти не выпустят, а в клью нихто милостыни не даетъ, а купить нгде, здсь пустое мсто, а городы удалли, да и в городах купить ничево не добыть. Господа ради, сотвори милостыню, да аще богато обогатил тя Господь, пожалуй рыбки и икорки» 36, л. 234–235). В конце послания царю о ссоре с Романом Боборыкиным Никон подводит итог повествования, как бы напоминая царю главные темы письма, а затем в качестве заключительного назидания приводит библейскую цитату: «Богъ же Святый да дастъ теб благодать и помыслъ благъ, быти смирену и кротку быти, и на вся заповди Божия зрти, и творити, нас, смиреных богомолцов ваших, не обидти, ни на суд мирский привлачити чрез законы, ниже преобидит в чем-любо, священных церквей и монастырей не насиловати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

б) Разгневанный судья велел мучить Евстратия, но Господь сохранил служителя Своего и после ужасных истязаний явил его здравым и невредимым. Видя это, многие из народа стали славить Бога христиан; а один из товарищей Евстратия, Евгений, воскликнул громогласно: «Лисий, и я христианин и проклинаю ложных богов твоих!». Лисий велел взять Евгения и вместе с Евстратием отвести в темницу. в) На следующий день Лисию предстоял дальний путь в город Никоноль. Он велел за собой вести и узников. Пришли они по пути в отечественный город Евстратия и Евгения; граждане вышли из домов своих, чтобы видеть Евстратия, которого очень любили и уважали, но не смели подойти к нему, боясь гнева начальника. Но один человек, по имени Мардарий, явил изумительную ревность к вере. Он был человек небогатый; выстроил он себе новый дом и сам крыл его, как вдруг увидел узников и между ними Евстратия. Поспешно слез он с крыши и сказал жене своей: «Видишь ли этого знатного мужа; он не поберег ни сана, ни богатства своего, а, оставив все, сделался жертвою Богу. Блажен ты, Евстратий, и в сей жизни был ты славен, и в будущей сподобишься неизреченной радости!» – Что мешает и тебе идти тем же путем? – возразила жена Мардария, христианка. Та же мысль была на уме и у Мардария. Одевшись наскоро, он обнял детей своих и, став на колена, воскликнул: «Владыко, Боже Отче Вседержителю и Господи Иисусе Христе и Душе Святый, Единое Божество и Единая Сила, помилуй меня грешного и охрани вдовицу и сирот моих; я же, Владыко, с великою радостью и усердием иду к Тебе!». Потом он поцеловал детей и жену, попросил ее не печалиться о нем; зашел еще проститься с другом и присоединился к узникам христианам, восклицая: «И я христианин!». Всех узников отвели в городскую темницу, а с ними и Мардария, и возвестили о нем Лисию. Лисий страшно разгневался и тут же осудил на смерть сперва пресвитера Авксентия, который был усечен мечом, а потом Мардария и Евгения. Мардарий на все вопросы отвечал только: «Я христианин». Он был повешен стремглав и опален огнем. Во время этого ужасного истязания, он твердил только: «Господи, благодарю Тебя, что сподобил меня сих благ; приими душу мою в мире». Евгений был жестоко замучен, а Евстратий был ввержен в огненную пещь, где тело его, по смерти, осталось невредимым от огня (По Ч.-М. дек.). 8. Примеры, показывающие, что Господь не оставляет без Своей всесильной помощи св. мучеников

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Здравствуй, дорогой Евстратий! Святой ответил: — Всемогущий Бог, Которому я служу, да вознаградит тебя достойно за твое приветствие, судия! — Об угождении Богу и заботься, — сказал Лизий, — а теперь возьми эти сапоги и обуйся и с веселием отправляйся с нами в путь. Сапоги же эти были железные и подбитые длинными и острыми гвоздями. Их крепко привязали к ногам святого ремнями, а Лизий запечатал узел своим перстнем и велел вести за собою святого, связанного вместе с другими узниками, и во всю дорогу бить и понукать его, чтобы шёл скорее. Сам Лизий с своими воинами отправился вперед. Чрез два дня они пришли в город Араврак — на родину Евстратия и Евгения. Когда они приблизились к Аравраку, все жители вышли им на встречу, желая посмотреть на блаженного Евстратия, но никто из друзей и знакомых не осмелился подойти к нему из боязни быть схваченным, так как известно было, что Лизий уже отдал соответственное приказание. Между прочим по дороге к Аравраку жил некто Мардарий, человек незнатного происхождение и небогатый, но вполне довольный своим положением. Когда проводили Евстратия и других христиан, он занят был устройством крыши на своем новом доме. Взглянув на проводимых мимо святых узников, он узрел между ними, как бы светлую звезду, святого Евстратия и, немедленно слезши с крыши вниз, сказал своей жене по армянски: — Видишь ли, жена, одного из начальников этой страны, известного своим родом и богатством и удостоенного почестей за воинскую службу? Видишь ли, как он пренебрег всем и идет, чтобы быть жертвою, угодною Богу? Блажен тот, кто и в сей жизни был славен, и у Владыки нашего Христа получит великую награду и будет удостоен неизреченного блаженства вместе с Ангелами. Благочестивая женщина отвечала мужу: — Возлюбленный супруг мой! Что препятствует и тебе идти тем же путем, каким идет он и вместе с ним сподобиться святой кончины, чтобы быть заступником на небесах мне и нашим малым детям и всему твоему роду? Мардарий сказал ей: — Дай мне обувь и я пойду в вожделенный путь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

- Здравствуй, дорогой Евстратий! Святой ответил: - Всемогущий Бог, Которому я служу, да вознаградит тебя достойно за твое приветствие, судия! - Об угождении Богу и заботься, - сказал Лизий, - а теперь возьми эти сапоги и обуйся и с веселием отправляйся с нами в путь. Сапоги же эти были железные и подбитые длинными и острыми гвоздями. Их крепко привязали к ногам святого ремнями, а Лизий запечатал узел своим перстнем и велел вести за собою святого, связанного вместе с другими узниками, и во всю дорогу бить и понукать его, чтобы шёл скорее. Сам Лизий с своими воинами отправился вперед. Чрез два дня они пришли в город Араврак - на родину Евстратия и Евгения. Когда они приблизились к Аравраку, все жители вышли им на встречу, желая посмотреть на блаженного Евстратия, но никто из друзей и знакомых не осмелился подойти к нему из боязни быть схваченным, так как известно было, что Лизий уже отдал соответственное приказание. Между прочим но дороге к Аравраку жил некто Мардарий, человек незнатного происхождения и небогатый, но вполне довольный своим положением. Когда проводили Евстратия и других христиан, он занят был устройством крыши на своем новом доме. Взглянув на проводимых мимо святых узников, он узрел между ними, как бы светлую звезду, святого Евстратия и, немедленно слезши с крыши вниз, сказал своей жене по армянски: - Видишь ли, жена, одного из начальников этой страны, известного своим родом и богатством и удостоенного почестей за воинскую службу? Видишь ли, как он пренебрег всем и идет, чтобы быть жертвою, угодною Богу? Блажен тот, кто и в сей жизни был славен, и у Владыки нашего Христа получит великую награду и будет удостоен неизреченного блаженства вместе с Ангелами. Благочестивая женщина отвечала мужу: - Возлюбленный супруг мой! Что препятствует и тебе идти тем же путем, каким идет он и вместе с ним сподобиться святой кончины, чтобы быть заступником на небесах мне и нашим малым детям и всему твоему роду? Мардарий сказал ей: - Дай мне обувь и я пойду в вожделенный путь.

http://pravicon.com/info-3329

Прости меня». Поклонился, оставил хлеб и вышел. Я обрадовался, благодарил Бога. Не слыша удаляющихся шагов брата, отворил двери келлии, осмотрел все кругом, но его нигде не было видно. Это меня удивило. Сердце преисполнилось необъяснимой радости. Попробовал хлеба: в нем был необыкновенно приятный вкус. После чаепития пошел я к имениннику благодарить за посещение и за хлеб. Но он уверял, что не приходил ко мне и хлеба не приносил. Значит, посетил меня не земной гость, а, должно быть, ангел хранитель моего обидчика. Когда я все рассказал, благодать Божия коснулась сердца брата, он пришел в умиление и просил прощения. Так, дивным промышлением Божиим, у нас восстановились добрые братские отношения». Боясь человеческой славы, старец заповедал до его смерти никому не говорить о явлении ему ангела. Ради того же смирения в духе истинного монашества, о. Мардарий никому не открывал своих келейных подвигов, но о них можно судить по следующему факту. В одно время за дверями своей убогой келлии подвижник услышал голос настоятеля и, на произнесенную для входа молитву Иисусову, поспешил ответить: «Аминь». При входе аввы, отец Мардарий смиренно повергся ему в ноги и просил благословения. В келлии отец настоятель увидел на угольнике перед иконами раскрытую Псалтирь, которую не успел закрыть Мардарий. И что замечательно: Псалтирь была раскрыта на 41-м псалме. Первые слова, которые бросились в глаза отцу игумену, были: «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь». Как бы желая убедиться, авва посмотрел в лицо подвижника: левый слезящийся глаз был особенно красен и слезлив. Несомненно, что свое келейное правило о. Мардарий совершал со слезами.    За шесть дней до смерти о. Мардарий ужинал с одним из своих учеников и, предчувствуя близость вечной разлуки, сказал: «Из этих чашек мне более есть не придется». Ученик спросил: «Почему вы так, батюшка, говорите»? Старец, скрывая свое крайнее изнеможение, отвечал: «Я здоров, но думаю завтра сходить в больницу; может, там и останусь». На другой день он был принят в монастырскую больницу по старческой немощи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Очевидно, что патриарх Никон предпочитает маркировать цитаты из Священного Писания, делать их явными и заметными в структуре своих сочинений, используя для этого традионные способы: мастер ораторской прозы Кирилл Туровский цитаты из Библии передавал героям повествования, которые говорили реальным языком Писания 1030 ; а прием введения библейской цитаты при помощи глаголов говорения был типичным у средневековых книжников 1031 . Строго определенного места библейским цитатам в структуре эпистолярных сочинений патриарх Никон не отводил. Довольно часто цитату можно встретить в конце послания патриарха. Письмо Алексею Михайловичу, в котором Никон обращается к царю с просьбой о прощении и проявлении к нему, Никону, духовной любви, завершается словами из Евангелия от Луки: «Господа ради, прости, да сам Господом прощен будеши: „ Отпустите, – рече, – и отпустится вам » ( Лк. 6:37 ) 1032 .//На писмо, Господа ради, не позазри, мало вижу, а набело писать не могу. Здравствуй, великий государь, со всем своим благодатным домом на многа лета» л. 23 – 23 об.). В челобитных Никона Алексею Михайловичу библейская цитата, как правило, сопровождала просьбы патриарха к царю, которые, согласно требованиям этой разновидности делового письма, излагались в конце повествования: «Да стократно молю твою милость, не задержав, отпусти чернца Мардария, занеже состарехся и изнемогох, не могу без него церковного правила исправлять,//а священник худо видит. И на старость не вели гладною смертию уморить... Да пожалуй, Господа ради, прикажы чернца Мардария кормить своим жа- лованием дворцовым, ибо егда и за приставом был, и тогда ты, государь, жаловал, кормил и поил довольно. Вем, яко веруеши глаголющему: „ Егда сотвориши обед или вечерю, не зови друг твоих, ни сосед богатых, ни братии, ни сродников. Но егда сотвориши обед или вечерю, зови нищих, маломощных, иже не имут, что ти воздати, воздано же тн будет во Царствии Божии» ( Лк. 14:12 – 14) 1033 . А воистинно скуднее и нищие нас ныненет, потому што другой год уже кириловские никаких столовых запасов не дают, а в мир вытти не выпустят, а в келью нихто милостыни не дает, а купить негде, здесь пустое место, а городы удалели, да и в городах купить ничево не добыть. Господа ради, сотвори милостыню, да аще богато обогатил тя Господь, пожалуй рыбки и 36, л. 234 – 235).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010