16 . Преподобнаго Феодора Освященнаго, ученика святаго Пахомия. Преподобнаго Ефрема Перекомскаго, Новгородскаго чудотворца. 17 . Святаго апостола Андроника и иже с ним. 18 . Святаго мученика Феодора, иже во Анкире. Святых мученик Петра, Дионисия и иже с ними. Святых седми дев. 19 . Святаго священномученика Патрикия, епископа Прусскаго, и иже с ним. Преподобнаго Корнилия, Комельскаго чудотворца. Святаго благовернаго князя Иоанна Угличскаго. 20 . Святаго мученика Фалалея. Обретение честных мощей иже во святых отца нашего Алексия, Московскаго и всея России чудотворца . 21. Сретение Владимирския чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы. Святаго равноапостольнаго царя Константина и матере его царицы Елены. Святаго благовернаго князя Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. 22 . Святаго мученика Василиска. 23 . Преподобнаго Михаила, епископа Синадскагр. исповедника. Обретенне честных мощей иже во святых отца нашего Леонтия, епископа Ростовскаго, чудотворца, Собор Ростово-Ярославских святых. Преподоб- ныя Евфросинии, игумении Полоцкия . 24 . Преподобнаго Симеона Столпника, иже на Дивнеи горе. Преподобнаго Никиты, столпника, Переяславскаго чудотворца. 25. Третие обретение честныя главы святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 26 . Святаго апостола Карпа, единаго от седмидесяти. Святаго великомученика Георгия Новаго. 27 . Святаго священномученика Ферапонта. Обретенис честных мощей преподобнаго Нила, иже на езере Селигере, на острове, зовомом Столобное, новаго чудотворца. Праведнаго Иоанна Русскаго, Исповедника . 28 . Преподобнаго Никиты, епископа Халкидонскаго. Преставление иже во святых отца нашего Игнатия, епископа Ростовскаго, чудотворца. 29 . Мученицы Феодосии. Святыя преподобномученицы Феодосии. Преставление святаго блаженнаго Иоанна, Христа ради юродиваго. Устюжскаго чудотворца. Празднование иконе Божия Матере, именуемой Споручница грешных. 30 . Преподобнаго Исаакия, игумена обители Далматския. 31 . Святаго апостола Ерма. Святаго мученика Ермия .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Св. Георгий исповедник жил в Константинополе в IX веке, при царе Феофиле; за иконопочитание был лишен имения и с женой Ириной и детьми сослан в заточение, где и скончался. Св. Павсикакий был епископом Синадским. Сначала он был врачом и лечил всех безвозмездно. За святость жизни поставили его в епископа. Он исцелил от болезни императора Маврикия. Скончался в 606 г. Преподобный Евфимий Новый происходил из Грузии и был княжеского рода. Называется Новым в отличие от св. Евфимия Великого, память коего 20 января. Воспитывался преподобный у деда, так как отец его, когда он еще был младенцем, удалился в монастырь в Константинополе. Скучая о своем сыне, дед с внуком отправился в Константинополь и умолял сына возвратиться домой. Сын не соглашался, не хотел отпускать от себя и Евфимия. Дело дошло до царя; царь сказал: «Пусть решит это Бог. К кому сам отрок пойдет, пусть и останется при том!» И отрок Евфимий, к удивлению всех, бросился к отцу. Отец облек отрока-сына в иноческие одежды. Жизнь юного инока под руководством отца была истинно подвижническая, так что стали относиться к нему с особенным уважением. Но это побудило смиренного Евфимия вместе с отцом удалиться на Афонскую гору, в лавру св. Афанасия. Здесь он был посвящен в сан священника и, кроме иноческих подвигов, принял на себя труд перевода на грузинский язык некоторых из книг священного писания, отеческих творений и житий святых. Мало того, св. Евфимий на Афоне возобновил многие храмы, устроил больницы и таким образом возвеличил св. гору. По смерти Афанасия братия упросили его принять управление лаврой, а после того и всей горой. Но недолго жил св. Евфимий в лавре: по любви к уединению удалился он в пустыню. За свою святую жизнь преподобный Евфимий удостоился дара чудес. Во время пребывания в Константинополе по делам св. горы, преподобный однажды ехал на муле и, не сходя с него, хотел было подать милостыню: но мул испугался нищего, понесся по улице, и святой был убит до смерти. Это было в 1028 г. По смерти от мощей его потекли чудеса. Мощи Евфимия почивают в обители св. Иоанна Предтечи. 14-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Собор был расписан в XVI веке известным изографом Феофаном Критским – одним из величайших живописцев в истории мирового искусства. В Лавре сохранились и росписи другого выдающегося мастера Эмануила Панселиноса (предположительно, учителя Феофана). Храм, ставший прообразом особого «афонского стиля», был построен таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать нуждам и богослужебным особенностям святогорского Устава. Собор имеет два придела: святителя Николая и Сорока мучеников. В последнем находятся рака с честными мощами преподобного Афанасия и замечательная икона Спасителя XII века. Также в параклисе стоят древнейшие подсвечники на Святой Горе. Они относятся к X веку. Кроме соборного храма и при нем двух параклисов во имя святителя Николая и Сорока мучеников есть еще параклисы: в честь Пресвятой Троицы, Успения Пресвятой Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Архангелов, святого Иоанна Предтечи, Всех Святых, святителя Василия Великого, святителя Модеста Иерусалимского, святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата, священномученика Харалампия, преподобного Онуфрия, святителя Николая Мирликийского, святых бессребреников Космы и Дамиана, первомученика Стефана, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, великомученика Георгия Победоносца, святого Михаила Синадского, преподобного Афанасия – основателя Лавры. В этом последнем храме находится деревянный крест святого Афанасия, в железном окладе, который носил на себе преподобный; этому кресту приписывают целительные свойства. Вне Лавры, на принадлежащей ей земле в скитах и кельях, находится 178 церквей. Во дворе монастыря стоит крестообразное здание трапезной. Она расписана изографами критской школы. Это один из самых значительных памятников на Святой Горе, во многом сохранивший облик трапезной, построенной самим преподобным Афанасием. Двадцать четыре мраморных стола, по всей видимости, попали в монастырь из Константинополя. Расписана трапезная Феофаном Критским. Кроме изображений святых есть фрески с портретами греческих философов: Пифагора, Сократа, Аристотеля, Платона, Фалеса, Плутарха. Интересна и фреска, на которой Богородица прогоняет языческую богиню Артемиду, святилище которой существовало ранее на месте, где была построена Лавра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Скачать epub pdf Память преподобного Григория Критского Память 5 января Преподобный отец наш Григорий родился в 760 году на острове Крите 274 от благочестивых супругов Феофана и Иулиании. При добром домашнем воспитании он получил и книжное образование. В то время исповедники православной веры терпели великие притеснения от еретиков-иконоборцев. С детства преданный Православию и горячо желая соблюсти правую веру во всей ее чистоте, юноша однажды взял из дома запас пищи и удалился в Селевкию 275 . Немалое время прожил он здесь, питаясь хлебом и водою и проводя в подвигах благочестия богоугодную жизнь. По смерти императора Льва IV иконоборца 276 преподобный Григорий на двадцатом году своей жизни отправился в святой град Иерусалим поклониться его святыням. Здесь он пробыл двенадцать лет, с терпением и радостью перенося жестокие притеснения от арабов 277 и евреев. Оттуда св. Григорий переселился в Рим, где принял пострижение в ангельский образ, в коем и подвизался, умерщвляя свою плоть воздержанием. В 811 году св. Никифор , патриарх Константинопольский, отправил папе св. Льву III 278 св. Михаила исповедника , епископа Синадского 279 , с соборною грамотой о венчании на царство императора Михаила Куропалата 280 . В Риме св. Михаил духовно сблизился с преп. Григорием и, возвращаясь в Константинополь, взял его с собою, а потом поместил в обители на мысе Акрите 281 . Здесь преподобный ради Христа подвергал себя великим лишениям: ходил босой, имел только одну одежду, пищу, состоявшую из небольшого количества хлеба и воды, вкушал только по одному разу через два или три дня; спал на рогоже, жилищем избрал себе глубокую яму и здесь горько оплакивал смуты, которые волновали тогда христианские церкви 282 . Впоследствии святой подвижник затворился в тесной келье; отсюда выходил он одетый в одну только кожаную одежду, чтобы наносить воды в чан, стоявший у монастырской ограды. Исполнив эту тяжелую работу, преподобный уединялся в своей келье и здесь совершал келейное правило. Так подвизаясь добрым подвигом, он предал в руки Божьи святую душу свою 283 . 274 Остров Крит, называемый иначе Кандия, – от главного города того же имени, находился в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде «царицею островов» Средиземного моря. 275 В древности известно несколько городов с именем Селевкии: и в Малой Азии, и в Месопотамии, и в Сирии, и Палестине. По близости расположения от острова Крита здесь следует разуметь малоазийский приморский город в Киликии, в юго-восточной части Малой Азии. 282 Разумеются волнения, вызывавшиеся иконоборцами на Востоке и новым учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына – на Западе. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского Память 8 марта В те дни, когда Церковь была смущаема ересью иконоборства 1773 , пришел из Восточных стран в Царьград благочестивой муж Феофилакт и стал близок к светилу церковному, святому Тарасию – тогда еще мирянину и сенатору, главному в царских палатах правителю тайных дел. По смерти царя – иконоборца Константина Копронима 1774 , воцарился сын его Лев 1775 с матерью Ириною; патриарх Павел, прозванный милостивым, по доброй воле оставил престол свой, вместо же его на патриаршество возведен был святой Тарасий, который собрал седьмой Вселенский собор и проклял ересь иконоборства 1776 . Тогда блаженной Феофилакт и вместе с ним Михаил Синадский, оставили мир, приняли иночество и были посланы святейшим Тарасием в монастырь, построенный на берегу Черного моря: там подвизаясь в трудах иноческих, преуспели они в добродетелях и получили к Богу в молитвах своих дерзновение. Было время жатвенное, и стоял сильной зной, люди изнемогали от великой жажды. Святые помолились Богу, и сосуд медный сухой стал источать воду в количестве достаточном для потребностей. Так творит Господь волю боящихся его и внимает молитвам их! Чудо это было подобно тому древнему чуду, бывшему в пустыне, когда Бог извел воду из камня для жаждущего Израиля ( Исх.17:6 ) и другому, когда для Самсона, умиравшего от жажды, сухие кости ослиной челюсти стали источником живой воды ( Суд.15:19 ). Когда преподобные отцы Феофилакт и Михаил просияли, как звезды светом, добродетельным житием своим, святейший патриарх Тарасий нашел их достойными высокого архиерейского сана и, посвятив обоих, Михаила послал в Синад, а блаженного Феофилакта поставил епископом в Никомидии. Какие заботы о словесном Христовом стаде показал святой Феофилакт в Никомидии, какое попечение о нищих, сиротах и вдовицах, – о том свидетельствовали созданные им божественные храмы, больницы, странноприимные дома и неисчетная, ежедневно творимая им, милостыня. Он сам служил больным, слепым, хромым и немощным; обходя богадельни и городские площади с сосудом тёплой воды, он своими руками омывал и очищал встречавшихся прокаженных, ничем не гнушаясь при служении им.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Присутствовавший на переговорах императора с патриархом святой Феофилакт, обличая еретиков, предсказал Льву Армянину скорую гибель. За смелое пророчество святитель был отправлен в ссылку в крепость Стровиль. 21 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского. Святой Феофилакт жил в Константинополе в VIII веке во время иконоборческой ереси. После смерти императора-иконоборца Льва IV Хазара (775 — 780) на престол вступил император Константин VI (780 — 797). Произошла и смена Патриархов: святой Патриарх Павел добровольно оставил кафедру. На его место был избран святой Тарасий. По настоянию нового Патриарха был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Святой Феофилакт, преданный ученик святого патриарха Тарасия, по благословению Патриарха вместе со святым Михаилом удалился в монастырь на берег Черного моря. Подвижники трудами и молитвенным подвигом получили от Бога дар чудотворения. По их молитвам во время сильной засухи, когда жнецы на поле изнемогали от жажды, пустой сосуд стал источать столько воды, что ее хватало на целый день. После нескольких лет пребывания в монастыре они оба были посвящены Патриархом Тарасием в епископский сан — святой Михаил был поставлен епископом Синадским, а святой Феофилакт — епископом Никомидийским. Когда императорский трон занял иконоборец Лев V Армянин (813 — 820), страшная ересь вспыхнула с новой силой. На императора-иконоборца не смог повлиять и преемник святого патриарха Тарасия — святой Никифор, который совместно с епископами тщетно убеждал правителя не нарушать церковного мира. Присутствовавший на переговорах императора с патриархом святой Феофилакт, обличая еретиков, предсказал Льву Армянину скорую гибель. За смелое пророчество святитель был отправлен в ссылку в крепость Стровиль (в Малой Азии). Здесь он томился тридцать лет до самой кончины, последовавшей около 845 года. После восстановления иконопочитания в 847 году, при императрице святой Феодоре и сыне ее Михаиле, святые мощи епископа Феофилакта были перенесены в Никомидию.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

12. Святителей Епифания, епископа Кипрскаго (403), и Германа, патриарха Константинопольскаго (740). Прославление священномученика Ермогена, патриарха Московскаго и всея России (1913). Преподобнаго Дионисия Радонежскаго (1633). Святителей Савина, архиепископа Кипрскаго, и Полувия, епископа Ринокирскаго (V). 13. Мученицы Гликерии девы и с нею Лаодикия, стража темничнаго (ок. 177). Праведныя Гликерии девы, Новгородския (1522). Преподобномученика Макария, архимандрита Каневскаго, Переяславскаго чудотворца (1678). Мученика Александра Римскаго (284–305). Святителя Павсикакия, епископа Синадскаго (VI– VII). Святаго Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами (IX). Преподобнаго Евфимия Иверскаго (1028) (груз.). Преподобных Амфилохия (1452), Макария (1462), Тарасия (1440) и Феодосия Глушицких. 14. Святаго мученика Исидора (251). Блаженнаго Исидора, Христа ради юродиваго, Ростовскаго чудотворца (1474). Преподобнаго Никиты, затворника Печерскаго, епископа Новгородскаго (1108). Мученика Максима (ок. 250). Преподобнаго Серапиона Синдонита (V). Святителя Леонтия, патриарха Иерусалимскаго (1175). Иконы Божия Матери Ярославския (Печерския). 15. Преподобнаго Пахомия Великаго (348). Святителя Исаии, епископа Ростовскаго, чудотворца (1090). Благовернаго царевича Димитрия Угличскаго, Московскаго и всея России чудотворца (1591). Преподобнаго Исаии Печерскаго (1115). Преподобнаго Пахомия Нерехтскаго (1384). Преподобных Евфросина и ученика его Серапиона Псковских (1481). Преподобнаго Ахиллия, епископа Ларисийскаго (IV). 16. Преподобнаго Феодора Освященнаго, ученика святаго Пахомия (368). Преподобнаго Ефрема Перекомскаго, Новгородскаго чудотворца (перенесение мощей, 1545). Преподобных Кассиана (1537) и Лаврентия (1548), Комельских. Святителя Александра, епископа Иерусалимскаго (213–250). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Блаженныя отроковицы Музы (V). Святителя Георгия, епископа Митиленскаго (IX). 17. Святаго апостола Андроника и святыя Иунии (I). Мученика Николая Болгарскаго (1555).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) память П. отмечена под 30 тобе/тубаха (25 янв.; SynAlex. Vol. 3. P. 713-720). В приводимом здесь сказании о П. не говорится о прп. Пахомии, но упоминается др. подвижник, по имени Таласон (или Латсун/Латсон), который принял исповедь П., раскаявшегося в том, что он едва не поддался соблазну нечистого духа. Согласно этому источнику, П. также имел дар укрощения животных, они брали пищу из его рук, а раз в неделю ворон приносил ему хлеб. Подобный мотив встречается в др. житиях егип. подвижников, напр. в Житии прп. Онуфрия Великого. В эфиоп. Синаксаре близкое к этому сказание помещено под 17 сане (11 июня; Le Synaxaire éthiopien. P., 1907. T. 1: Mois de Sanê/Éd. I. Guidi. P. 104-108), причем той же датой ему предшествует текст отдельного сказания о св. Латсуне (Ibid. P. 99-104). В гробнице Рамсеса IV, часть к-рой использовалась как церковь (с V в.), имя П. указано на стенах среди имен др. подвижников. В визант. Синаксарях память отшельника по имени Паламон помещена под 12 авг. без сказания (SynCP. Col. 885), так что нельзя точно сказать, что имеется в виду именно учитель прп. Пахомия Великого. Некий св. Паламон упомянут в Житии прп. Константина Синадского (Житие прп. отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исп. Никиты, игум. Мидикийского/Пер., сост. Д. Е. Афиногенов. М., 2001. С. 33, 35). Из этого памятника следует, что мощи П. в IX в. хранились в некоем мон-ре на Кипре, а десница позже была перенесена в мон-рь в Никее (см. ст. Иакинфа монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы). Поскольку др. одноименный подвижник неизвестен, то упомянутый в Житии прп. Константина святой отождествляется с П., чья память указана под 12 авг., однако то, что обстоятельства перенесения мощей егип. подвижника на Кипр неизвестны, заставляет подвергнуть сомнению это отождествление. В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония память П. указана под 11 янв. с уточнением, что это учитель прп. Пахомия Великого, подвижник Фиваидский (MartRom. P. 15). В совр. редакции Римского Мартиролога память преподобного помещена под 25 янв. (MartRom (Vat.). P. 110).

http://pravenc.ru/text/2578702.html

Святых мученик Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины Лампсакийских († ок. 249–251), Ираклия, Павлина и Венедима Афинских 19 мая Святаго священномученика Патрикия, епископа Прусскаго и с ним трех священномученик пресвитеров Акакия, Менандра и Полиена († ок. 100) Преподобнаго Корнилия Комельскаго (†1537) Преподобнаго Корнилия Палеостровскаго, Олонецкаго († ок. 1420) Преподобнаго Игнатия Вологодскаго, в миру благовернаго князя Иоанна Углечскаго (†1523) Святых мученик братии Парфения и Калогерия (†250) Преподобнаго Сергия Шухтомскаго (†1609) Приложение : Святаго благовернаго великаго князя Димитрия Донскаго (†1389) 20 мая Святителя Алексия Митрополита, Московскаго и всея России чудотворца (обретение и пренесение мощей, 1431) Святаго благовернаго князя Довмонта, во святом Крещении Тимофея, Псковскаго (†1299) Святаго мученика Фалалея и с ним святых мученик Александра и Астерия († ок. 284) 21 мая Празднование Пресвятей Владычипе нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, нарицаемыя «Владимирская» (1521) Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, нарицаемыя «Красногорская» (1603) Святых равноапостольных царя Константина (†337) и матере его царицы Елены (†327) Святых благоверных князей Константина (†1129) и чад его Михаила и Феодора (XII), Муромских Преподобнаго Кассиана Грека, Углечскаго (†1504) 22 мая Святаго мученика Василиска († ок. 308) Святаго великомученика Иоанна-Владимира, благовернаго князя Сербскаго (†1015) Святаго праведнаго Иакова Боровичскаго († ок. 1540; службу зри 23 октября) 23 мая Святителя Леонтия, епископа Ростовскаго (†1073; обретение мощей, 1164) Собор Ростово-Ярославских святых Канон молебный трием святителем Ростовским Леонтию, Исайи и Игнатию Преподобныя Евфросинии, игумении Полоцкия (†1173) Преполобнаго Михаила Исповедника, епископа Синадскаго (†821) Преподобнаго Паисия Галичскаго (†1460) 24 мая Преподобнаго Симеона столпника, Дивногорца (†596) Преподобнаго Никиты столпника, Переяславскаго (†1186) 25 мая

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Управляют не пастыри, а волки (ср. Ин. 10:11–12 ), имея таких же в своем распоряжении. Если же где-нибудь случайно окажется овца Христова, они спешат отдать ее на растерзание зверям. Двое из моих прежних учеников 1006 , теперь безбожно пастырствуя, неистовствуют сильнее прочих: одних из своих соучеников они поглощают, увлекая их в ересь, иных наказывают сильнее, чем всякого другого. Нужно ли перечислять? Всё смешалось и разорено [теперь], когда прежнее зло сплелось с нынешним нечестием, всё более и более растущим. Для чего я высказал это? С одной стороны, для того, чтобы найти облегчение в жалобе на [смущающие] мою смиренную душу печали; а с другой стороны, чтобы побудить твою святость быть более упорным в бдении над словом [Православия] и молиться Благому Богу нашему об отрешении предержащих. Я уверен, что Человеколюбец смягчится, ибо ты праведен. 363.К игумену Константину 1007 К прежнему письму присоединяю и это и обращаюсь к твоей отеческой святости, к которой я отношусь со всем любезным расположением ввиду не только еще с самого начала установившихся между нами отношений во Христе, (497) но и одинаковых наших страданий в мученичестве за Христа. Я слышал, что ты сначала прекрасно и горячо подвизался в исповедании в столице, затем был сослан во Фракию, а теперь снова взят и препровожден в Византий. О, блаженный, ты проходишь путем благочестия. Но радуйся, ибо тебе готовятся навек богосплетенные венцы и нетленные награды. Изреки и нам, смиренным, слова жизни. Таковы, хотя и вкратце изложенные, твои деяния. [Так ли это] или нет, но ты не оставляй усиленной молитвы обо мне, негодном, чтобы я спасся. 364. К Михаилу, [епископу] Синадскому 1008 Я давно узнал, что разрушители благочестия перевели тебя, столп и утверждение истины (ср. 1Тим. 3:15 ), из прежнего заключения 1009 и держат [теперь] в столице. И хотел было написать твоему блаженству, но сдерживал себя потому, что уже несколько раз я обращался [к тебе], но не удостаивался ответа. Но так как я решил, что для меня, малого и ничтожного, очень много значит услышать от тебя даже одно приветствие, которое я теперь письменно получил через твоего сподвижника, отца моего святого [игумена монастыря] Кафарского (των Καθαρα) 1010 , я радостно воспользовался этим, как поводом написать.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010