Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛИМП [Греч. Ολυμπος] (ныне Улудаг, Турция), горный массив на северо-западе М. Азии (ист. обл. Вифиния и частично Геллеспонт), крупнейший средневизант. центр развития монашества, который включал как горный район О., так и соседние мон-ри на азиат. берегу Мраморного м. и на сопредельных территориях: Атроа, Арганфоний, Дагута, Пандим. О. был одним из наиболее влиятельных монашеских центров Византийской империи и благодаря близости к К-полю в кон. VIII-XI в. оказывал большое влияние на религиозную и церковно-политическую жизнь столицы. Источники Несмотря на большое количество источников, О. остается недостаточно изученным регионом Византии. Б. Ментон и Р. Жанен собрали основные сведения письменных источников об О. ( Menthon. 1935; Janin. Grands centres. P. 127-214) преимущественно агиографического характера: Жития преподобных Иоанникия Великого (BHG, N 935, 936), Петра Атройского (Ibid. N 2364), Евстратия Тарсийского (Ibid. N 645), Никифора и Никиты , игуменов Мидикийских (Ibid. N 2297, 1341), Макария , игум. Пелекитского (Ibid. N 1003), Феофана Исповедника (Ibid. N 1787, 1789, 1791), Феодора Студита (Ibid. N 1754, 1755d), Антония Нового (Ibid. N 142), Константина Синадского («Константина из иудеев») (Ibid. N 370), Илариона Грузина ( Цулая Г. В. Житие и деяния Илариона Грузина. М., 19982), Евфимия Святогорца (Vie des SS. Jean et Eithyme//Histoires monastiques georgiennes/Trad., pref. P. Peeters. Brux., 1917/1919. P. 8-68. (AnBoll; 36/37)), святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , свт. Евфимия II (I) , патриарха К-польского (BHG, N 651-652). Кроме того, были учтены произведения прп. Феодора Студита (катехизисы, Похвальное слово прп. Платону Саккудийскому, письма) и Михаила Пселла (письма), патриаршие и имп. акты и др. В последние 2 десятилетия изучение региона стало наиболее интенсивным ( Auz é py. 2003; Belke. 2009), однако количество археологических раскопок пока незначительно. В наст. время точно определено расположение лишь небольшого числа мон-рей О., гл. обр. на побережье (Элегмон, Мидикий, Пелекита, Мегас-Агрос, возможно, Саккудий). Географическое положение

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Скачать epub pdf Память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского Память 8 марта В те дни, когда Церковь была смущаема ересью иконоборства 1773 , пришел из Восточных стран в Царьград благочестивой муж Феофилакт и стал близок к светилу церковному, святому Тарасию – тогда еще мирянину и сенатору, главному в царских палатах правителю тайных дел. По смерти царя – иконоборца Константина Копронима 1774 , воцарился сын его Лев 1775 с матерью Ириною; патриарх Павел, прозванный милостивым, по доброй воле оставил престол свой, вместо же его на патриаршество возведен был святой Тарасий, который собрал седьмой Вселенский собор и проклял ересь иконоборства 1776 . Тогда блаженной Феофилакт и вместе с ним Михаил Синадский, оставили мир, приняли иночество и были посланы святейшим Тарасием в монастырь, построенный на берегу Черного моря: там подвизаясь в трудах иноческих, преуспели они в добродетелях и получили к Богу в молитвах своих дерзновение. Было время жатвенное, и стоял сильной зной, люди изнемогали от великой жажды. Святые помолились Богу, и сосуд медный сухой стал источать воду в количестве достаточном для потребностей. Так творит Господь волю боящихся его и внимает молитвам их! Чудо это было подобно тому древнему чуду, бывшему в пустыне, когда Бог извел воду из камня для жаждущего Израиля ( Исх.17:6 ) и другому, когда для Самсона, умиравшего от жажды, сухие кости ослиной челюсти стали источником живой воды ( Суд.15:19 ). Когда преподобные отцы Феофилакт и Михаил просияли, как звезды светом, добродетельным житием своим, святейший патриарх Тарасий нашел их достойными высокого архиерейского сана и, посвятив обоих, Михаила послал в Синад, а блаженного Феофилакта поставил епископом в Никомидии. Какие заботы о словесном Христовом стаде показал святой Феофилакт в Никомидии, какое попечение о нищих, сиротах и вдовицах, – о том свидетельствовали созданные им божественные храмы, больницы, странноприимные дома и неисчетная, ежедневно творимая им, милостыня. Он сам служил больным, слепым, хромым и немощным; обходя богадельни и городские площади с сосудом тёплой воды, он своими руками омывал и очищал встречавшихся прокаженных, ничем не гнушаясь при служении им.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный Константин родился в городе Синаде 8797 и был по происхождению иудей. Будучи еще малолетним, он, однажды сопровождая свою мать, увидел христианина зевнувшего и сотворившего крестное знамение на своих устах. По подражанию, и он стал делать подобное. Между тем такое наружное уподобление расположило его со вниманием относиться и ко внутреннему содержанию христианской веры. Душою он ощущал теплоту благодати Божией, и лицо его просветлело, озаряемый свыше таинственным наставлением, он в продолжение многих дней даже как бы забывал о телесной пище, не ощущая голода. Это было соблазном для окружающих его ( 1Кор. 1:23 ): одна девица еврейка однажды дерзко поглумилась над ним, но была за то им сначала умерщвлена знамением честного креста, а потом оживлена. Внимая, таким образом, чистым, верующим сердцем гласу Господа ( Евр. 4:7 ), он оставил своих родных и, как бы по указанию Божественного облака 8798 , дошел до места называемого «душевное спасение», где проживали тогда великие мужи, сиявшие добродетелями и подвигами иноческими. Представившись настоятелю этих иноков, он рассказал ему о себе все подробно: тот велел принести крест и приказал ему облобызать его. Блаженный с радостью начал лобызать святой крест и положил его себе на голову, на которой тотчас отпечатлелось знамение всечестного оружия, неизгладимо сохранившееся и впоследствии, даже до самой его смерти. После того сподобился он святого крещения и наречен был Константином. После крещения он удалился в одно близлежащее место и там ревностно посвятил себя подвигам духовной жизни, при желании принять иноческий чин, он, еще до пострижения, всех превосходил уже строгим благочестием, устрояя свою жизнь по примеру и наставлениям святого Апостола Павла. Когда же Константин произносил иноческие обеты Богу, место, где это происходило, наполнилось благоуханием, и сами собою отверзлись перед ним церковные двери. При своей душевной чистоте он удостоился еще особенного дара: он был прозорливцем, ибо перед ним открыты были даже помыслы каждого брата. Из этой обители предпринял он путешествие к Олимпу 8799 , приходил затем в Атталию 8800 , перейдя дивным образом быструю реку, посетил Миры Ликийские и многие другие места и опять пришел к Олимпу. Здесь Константин сорок дней провел без пищи, будучи закопанным в землю до чресл. Потом против воли своей он принял священный сан и, не оставляя подвижнических трудов, странствовал еще в Атрою 8801 . За восемь месяцев предсказал он о своей кончине и, согласно этому предсказанию, мирно преставился ко Господу 8802 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный Феофилакт, исповедник, епископ Никомидийский Аудио Святой Феофилакт родился около 765 года и происходил из простого звания. Еще в молодости он оставил отечество и отправился в Константинополь. Там он поступил на службу к святителю Тарасию, когда тот был еще протасикритом. Когда Тарасий по воле Божией был возведен на патриарший престол (784), Феофилакт принял иночество в монастыре, который Тарасий основал на левом берегу Босфора. Вместе с ним в эту обитель пошел святой Михаил, будущий епископ Синадский. Друзья по духу, они предались подвижнической брани, денно и нощно размышляя над словом Божиим, отвергая всякое удовольствие и не уступая желаниям тела. Однажды летом, вместе со всеми монахами страдая от жажды, они широко открыли монастырскую цистерну и дали воде вылиться на землю, не выпив ни капли. Подвижники так истончили свою плоть, что благодать Божия вселилась в их души, просветив также и их тела, – и святые являли собой живой образ добродетели. Святой Тарасий, не желая оставлять светильники под спудом, возвел своих учеников против их воли в епископское достоинство: святой Михаил стал митрополитом Синады, во Фригии, а святой Феофилакт был поставлен для знаменитого города Никомидии в Вифинии. Новый пастырь, подражая служению в Константинополе своего духовного отца, не ограничился наставлением в истинной вере и тем, что подавал пример евангельского образа жизни, но с усердием совершал множество благих дел. Как некогда святитель Василий в Кесарии, он создал в Никомидии настоящий город милосердия: выстроил двухэтажные дома со всем необходимым для ухода за больными, организовал лечебницу с врачами и больничными служителями, в которой исцеляли не только тела, но и души. По его указанию поблизости был построен храм, посвященный святым бессребреникам Косме и Дамиану. Каждую неделю, по окончании всенощного бдения, он предоставлял горячую баню больным из этих лечебниц и, препоясанный лентием, сам омывал их язвы, словно Христос. Отец сирот и защитник вдовиц, он с состраданием пекся о нуждах духовных овец. По примеру святого Тарасия он завел списки, куда заносились имена всех бедняков города, чтобы распределять среди них ежемесячную милостыню.

http://pravoslavie.ru/60251.html

Присутствовавший на переговорах императора с патриархом святой Феофилакт, обличая еретиков, предсказал Льву Армянину скорую гибель. За смелое пророчество святитель был отправлен в ссылку в крепость Стровиль. 21 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского. Святой Феофилакт жил в Константинополе в VIII веке во время иконоборческой ереси. После смерти императора-иконоборца Льва IV Хазара (775 — 780) на престол вступил император Константин VI (780 — 797). Произошла и смена Патриархов: святой Патриарх Павел добровольно оставил кафедру. На его место был избран святой Тарасий. По настоянию нового Патриарха был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Святой Феофилакт, преданный ученик святого патриарха Тарасия, по благословению Патриарха вместе со святым Михаилом удалился в монастырь на берег Черного моря. Подвижники трудами и молитвенным подвигом получили от Бога дар чудотворения. По их молитвам во время сильной засухи, когда жнецы на поле изнемогали от жажды, пустой сосуд стал источать столько воды, что ее хватало на целый день. После нескольких лет пребывания в монастыре они оба были посвящены Патриархом Тарасием в епископский сан — святой Михаил был поставлен епископом Синадским, а святой Феофилакт — епископом Никомидийским. Когда императорский трон занял иконоборец Лев V Армянин (813 — 820), страшная ересь вспыхнула с новой силой. На императора-иконоборца не смог повлиять и преемник святого патриарха Тарасия — святой Никифор, который совместно с епископами тщетно убеждал правителя не нарушать церковного мира. Присутствовавший на переговорах императора с патриархом святой Феофилакт, обличая еретиков, предсказал Льву Армянину скорую гибель. За смелое пророчество святитель был отправлен в ссылку в крепость Стровиль (в Малой Азии). Здесь он томился тридцать лет до самой кончины, последовавшей около 845 года. После восстановления иконопочитания в 847 году, при императрице святой Феодоре и сыне ее Михаиле, святые мощи епископа Феофилакта были перенесены в Никомидию.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Михаила Исповедника Память 23 мая Воспоминаемый ныне святой Михаил, епископ Синадский 3403 , носивший имя тезоименное (одинаковое) имени Архангелу небесных сил, и житие проводил ангельское, украшенное девственною чистотою и всякими добродетелями. Еще в младенчестве он был посвящен Богу, а в юношеских летах принял монашество и явился достойным служителем Богу, подвизаясь вместе со святым Феофилактом , епископом никомидийским 3404 в патриаршество святейшего Тарасия , которым оба и были посланы в монастырь, находившийся на берегу Черного моря. Подвизаясь здесь в иноческих трудах, оба святые весьма преуспевали в добродетелях, и молитвы их имели великую силу у Бога. Однажды во время жатвы, когда в воздухе стояла невыносимая жара, так что от недостатка воды в том месте многие изнемогли от жажды, святые помолились Богу и, по молитвам их, сделалось так, что пустой медный сосуд источал воду, в достаточном количестве. Так Господь исполняет прошения и молитвы почитающих Его и приклоняет слух Свой к их молитвам. Это чудо напоминало собою то, прежде бывшее в пустыне, чудо, когда для изнемогавшего от жажды Израиля Бог извел воду из камня ( Исх.17:6 ) и другое, – когда, ради Самсона (судии израильского), умиравшего от жажды, Бог источил родник живой воды из высохшей кости ослиной челюсти ( Суд.15:19 ). После того, святейший патриарх Тарасий, видя такую добродетельную жизнь этих преподобных отцов, сиявших как звёзды на небе, признал их достойными высокого архиерейского сана. Блаженного Феофилакта он посвятил в сан митрополита Никомидии, а святого Михаила посвятил в епископы города Синад, и оба они пасли стадо Христово, своею жизнью подавая добрый пример своей пастве. Когда же отошел от здешней жизни ко Господу святейший патриарх Тарасий, а после него принял престол константинопольской церкви святой Никифор , снова поднялась буря ереси иконоборческой, которая уже была осуждена на седьмом вселенском соборе святых отец 3405 . Нечестивый император Лев Армянин 3406 , заразившись той ересью, поднял гонение на Церковь Христову, отрицая почитание святых икон и называя их идолами, поклоняющихся же им подвергал мучениям и смерти. Прежде всего он изгнал святейшего патриарха Никифора, а также и прочих православных архиереев с их престолов, а вместо них назначил своих единомышленников-еретиков, – и водворилась на святых местах мерзость запустения ( Дан.9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Павсикакие, епископа Синадского Память 13 мая Родиной блаженного Павсикакие был город Апамея 3221 , и он происходил от знатных, благородных и усердных в истинном христианском благочестии родителей. Во время своего воспитания, будучи еще в юном возрасте, он предался строгому посту, молитве и другим суровым подвигам, почему и принял впоследствии иночество. Питаясь только небольшим количеством хлеба и водою и достигши чрез молитву дара врачевания, он исцелял телесные, а вместе с тем и душевные недуги. Так, вступив в брань с бесами, он заочно изгонял их из бесноватых, возвращал зрение слепым, выпрямлял скорченных и совершал другие дивные чудеса. Когда об этом распространилась молва, то он стал известен и Константинопольскому архиепископу, блаженному Кириаку 3222 , который, совершив над ним епископское рукоположение, назначил его епископом синадской церкви 3223 . Став епископом, святой Павсикакий немедленно же пращею 3224 слова изгнал из своей паствы церковных волков 3225 и, как зараженные члены тела, словесным мечом своим изрубил и повыбрасывал их вон, чтобы они не причинили какого-либо вреда и здоровым членам. Заботясь так ревностно о своей пастве и тем содействуя ей в деле спасения, преподобный совершил путешествие в город Константинополь и исцелил там императора Маврикия от недуга, которым он был тогда одержим, за что император с золотою печатью послал ему в его город заслуженное им вознаграждение в количестве одной литры 3226 золота. Когда преподобный возвращался из Константинополя в Синаду, то, находясь в Силоне 3227 , он молитвою извел из земли источник воды, и его спутники утолили жажду. Прожив так благочестиво и богоугодно и совершив спасение многих, святой Павсикакий оставил эту жизнь и отошел к возлюбленному им Господу 3228 . 3221 Город Апамея находился в юго-западной Сирии при реке Оронте. Этот город был в древности главными городом Сирийской области Апамены и получил свое название от Апамы, супруги Селевка I, правителя Сирии. 3225 Под именем церковных волков разумеются еретики и вольнодумцы, а также люди, ведущие зазорный образ жизни и упорные в своей развращенности. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых " Житие преподобного Григория Акритского в изложении Димитрия Ростовского " Преподобный отец наш Григорий родился в 760 году на острове Крите от благочестивых супругов Феофана и Иулиании. При добром домашнем воспитании, он получил и книжное образование. В то время исповедники православной веры терпели великие притеснения от еретиков-иконоборцев. С детства преданный православию, и горячо желая соблюсти правую веру во всей ее чистоте, юноша однажды взял из дома запас пищи и удалился в Селевкию . Немалое время прожил он здесь, питаясь хлебом и водою и проводя в подвигах благочестия богоугодную жизнь. По смерти императора Льва IV иконоборца , преподобный Григорий на двадцатом году своей жизни, отправился в святой град Иерусалим поклониться его святыням. Здесь он пробыл двенадцать лет, с терпением и радостью перенося жестокие притеснения от арабов и евреев. Оттуда св. Григорий переселился в Рим, где принял пострижение в ангельский образ, в коем и подвизался, умерщвляя свою плоть воздержанием. В 811 году св. Никифор патриарх константинопольский отправил к римскому папе св. Льву III-мy св. Михаила исповедника, епископа Синадского , с соборною грамотой о венчании на царство императора Михаила Куропалата . В Риме св. Михаил духовно сблизился с преп. Григорием и, возвращаясь в Константинополь, взял его с собою, а потом поместил в обители на мысе Акрите . Здесь преподобный ради Христа подвергал себя великим лишениям: ходил босой, имел только одну одежду, пищу, состоявшую из небольшого количества хлеба и воды, вкушал только по одному разу через два или три дня; спал на рогоже, жилищем избрал себе глубокую яму и здесь горько оплакивал смуты, которые волновали тогда христианские церкви . Впоследствии святой подвижник затворился в тесной кельи; отсюда выходил он одетый в одну только кожаную одежду, чтобы наносить воды в чан стоявший у монастырской ограды. Исполнив эту тяжелую работу, преподобный уединялся в своей кельи и здесь совершал келейное правило. Так подвизаясь добрым подвигом, он предал в руки Божьи святую душу свою . Источник: Сайт www.idrp.ru Статья опубликована участником [ otcgnd ] 2014-01-19, последний раз редактировалась участником [ otcgnd ] 2014-02-04. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Григорий Акритский, прп. " .

http://pravicon.com/info-3720

Скачать epub pdf Память преподобного Григория Критского Память 5 января Преподобный отец наш Григорий родился в 760 году на острове Крите 274 от благочестивых супругов Феофана и Иулиании. При добром домашнем воспитании он получил и книжное образование. В то время исповедники православной веры терпели великие притеснения от еретиков-иконоборцев. С детства преданный Православию и горячо желая соблюсти правую веру во всей ее чистоте, юноша однажды взял из дома запас пищи и удалился в Селевкию 275 . Немалое время прожил он здесь, питаясь хлебом и водою и проводя в подвигах благочестия богоугодную жизнь. По смерти императора Льва IV иконоборца 276 преподобный Григорий на двадцатом году своей жизни отправился в святой град Иерусалим поклониться его святыням. Здесь он пробыл двенадцать лет, с терпением и радостью перенося жестокие притеснения от арабов 277 и евреев. Оттуда св. Григорий переселился в Рим, где принял пострижение в ангельский образ, в коем и подвизался, умерщвляя свою плоть воздержанием. В 811 году св. Никифор , патриарх Константинопольский, отправил папе св. Льву III 278 св. Михаила исповедника , епископа Синадского 279 , с соборною грамотой о венчании на царство императора Михаила Куропалата 280 . В Риме св. Михаил духовно сблизился с преп. Григорием и, возвращаясь в Константинополь, взял его с собою, а потом поместил в обители на мысе Акрите 281 . Здесь преподобный ради Христа подвергал себя великим лишениям: ходил босой, имел только одну одежду, пищу, состоявшую из небольшого количества хлеба и воды, вкушал только по одному разу через два или три дня; спал на рогоже, жилищем избрал себе глубокую яму и здесь горько оплакивал смуты, которые волновали тогда христианские церкви 282 . Впоследствии святой подвижник затворился в тесной келье; отсюда выходил он одетый в одну только кожаную одежду, чтобы наносить воды в чан, стоявший у монастырской ограды. Исполнив эту тяжелую работу, преподобный уединялся в своей келье и здесь совершал келейное правило. Так подвизаясь добрым подвигом, он предал в руки Божьи святую душу свою 283 . 274 Остров Крит, называемый иначе Кандия, – от главного города того же имени, находился в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде «царицею островов» Средиземного моря. 275 В древности известно несколько городов с именем Селевкии: и в Малой Азии, и в Месопотамии, и в Сирии, и Палестине. По близости расположения от острова Крита здесь следует разуметь малоазийский приморский город в Киликии, в юго-восточной части Малой Азии. 282 Разумеются волнения, вызывавшиеся иконоборцами на Востоке и новым учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына – на Западе. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Константин. [Инфографика] : Значение имени : восходит к латинскому constans -  «постоянный, стойкий»; День памяти : 3 июня; Святой равноапостольный Константин Великий :Император  Константин Великий (272-337 гг.) - первый император-христианин (306-337 гг.). Назван равноапостольным, поскольку не только прекратил гонения на христиан, длившиеся с перерывами около 300 лет, но фактически сделал христианство основным вероисповеданием Римской империи. Житие святого. Подготовил Игорь Цуканов ;  Другие святые и известные люди с именем Константин : [ Преподобный Константин Синадский (VIII век). Будучи по рождению иудеем, юноша заинтересовался христианством. Втайне изучив Священное Писание, он сбежал из дома в монастырь, где принял Крещение. После того, как Константин приложился к кресту, изображение святыни отпечаталось у него на голове. Впоследствии  Константин стал странствующим проповедником. День памяти преподобного Константина - 8 января; Священномученик Константин (Верецкий) (1874-1918). Священником стал в 37 лет, служил в Ростове. Своими яркими проповедями привлекал многих людей в Церковь. Большевистский переворот называл наказанием для народа, обличал измену царю, новые порядки. Расстрелян большевиками после сдачи города «белыми» 23 февраля 1918 года. День памяти священномученика  Константина — 23 февраля; Константин Победоносцев (1827-1907). Один из главных идеологов  «консервативных реформ» Александра III. Профессор Московского университета, член Государственного совета. Был воспитателем будущих императоров Александра III и Николая II. C 1880 по 1905 гг. занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода. Считал православие одной из главных опор государственного строя России; Великий князь Константин Романов (1858-1915). Внук Николая I. Поэт, публиковавшийся под псевдонимом «К.Р.». На его стихи написаны романсы П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Глава Императорского Православного Палестинского общества, председатель Академии наук]; Интересные факты ;Ил.: Святой император Константин Великий приносит Константинополь в дар Пресвятой Богородице. Мозаика над входом в Собор Святой Софии, Х в.; Сон Константина и битва у Мульвийского моста. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина, XI в.; Голова колосса Константина, одного из нескольких прижизненных общественных изображений императора. Музеи Римского Капитолия; Во главе Первого Вселенского собора — Константин Великий. Фреска, Бухарестский монастырь, Румыния, XVIII век//Фома. - – июнь 2020. – С.28-29. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-206-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010