Р Рабангский Спасо-Преображенский монастырь Мужской, упразднённый. До Штатов 1764 года находился в Вологодской Епархии, Вологодском уезде при реке Сухоне и Рабанге, от Губернского города Вологды к северо-востоку в 32 вёрстах, а от Лопотова монастыря к югу в 10 вёрстах. Он основан в 6955/1447 году Преподобным Филиппом, первым Игуменом этого же монастыря. Но откуда он сюда пришёл, кто был родом, и в котором году скончался, неизвестно. В церковном Синодике записан только вышеупомянутый год начала монастыря и кончина сего первого Игумена Ноября 15 (но о годе не сказано) и погребения его в этой же обители, и места также не означено. По крепостям церковных земель видно, что этот монастырь снабжён был вотчинами и грамотами на оные в 7072 году от Царя Ивана Васильевича, и всё то подтверждено грамотами Царя Михаила Феодоровича в 7121 и 7126 годах. Строения монастырские все были деревянные, а Настоятельство до самого упразднения – Игуменское. Крестьян за монастырём имелось 192 души. По упразднению же церковь оного обращена в приходскую села Рабангского, и определён Священник с причтом. В этой церкви имеются два придела: 1) во имя Св. Апостола Филиппа; 2) во имя Св. Николая. Рабежская Троицкая пустынь Мужская, упразднённая и в приходскую церковь обращённая. Находилась в Новгородской Епархии в Валдайском уезде на левом берегу реки Рабежи, расстоянием от Новгорода в 205, от Валдая к югу в 40, от Осташкова к западу в 41 версте. Пустынь сия основана по благословению Преосвященного Митрополита Новгородского Иова в 1697 году Иеромонахом Иоилем. Иоиль родился в городе Вязьме от родителей духовного звания. Отец его был Антоний, а мать Елисавета. В совершеннолетнем возрасте сочетался браком, но по склонности своей к уединению, оставив супругу, отошёл в пустыню Препод. Нила Столбенского, где Игуменом Пахомием пострижен в монашество, а потом произведён и в Иеромонаха. Вскоре после того потребован в духовники Преосвященного Иова, Митрополита Новгородского, который и дозволил ему по желанию его искать место, способное для построения пустыни на Белом море или в других странах. Иоиль по многим странствованиям быв в Анзерском ските, в Кожеозерском монастыре и в Унженских пределах, возвратился в Нилову пустынь, пребывая в которой узнал через звероловов о месте, в Валдайском уезде близ сёл Полновского и Вельевского, на берегу реки Рабежи, весьма красивом и к уединению способном, и в 7205/1697 году поставил тут кельи, а в них поселил четырёх монахов. Преосвященный Митрополит Иов, услышав о возвращении его из путешествия, паки взял к себе духовником и произвёл в Архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря и вскоре перевёл в Новгородский Антония Римлянина. В 1700 году соорудил он на реке Рабеже церковь во имя Св. Троицы деревянную по следующей благословенной грамоте:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Подробную информацию о всех экспозициях Соловецкого музея-заповедника можно узнать на сайте http://www.solovky.ru/. Наиболее популярные маршруты: 1. Остров Анзер. Здесь были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа. 7 февраля 1929 года в больничном изоляторе, который сделали в скиту, окончил свой земной подвиг священномученик Петр Зверев. Там же, на месте братских могил, выросла необычная береза, ветки которой раскинулись правильным крестом. Попасть сюда можно только по морю с экскурсией. 2. Свято-Вознесенский скит на Секирной горе Большого Соловецкого острова. Во времена лагеря в скиту был штрафной изолятор, одно из самых страшных мест лагеря СЛОН. От подножия горы к скиту ведет крутая лестница — 71 м в высоту. С нее сбрасывали больных, чтобы не тратить на них патроны. 3. Остров Большой Заяцкий. Портовый комплекс, предназначавшийся для приема торговых и промысловых судов, был основан в XVI веке при святом игумене Филиппе. Летом 1702 года в гавань на Заяцком острове зашли суда Петра I. Государь приказал построить на острове деревянную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. Эта церковь сохранилась до наших дней. В лагерное время здесь был женский штрафной изолятор. Попасть на остров можно только по морю с экскурсией. 4. Остров Муксалма. Остров соединяется с Большим Соловецким островом дамбой длиной 1220 метров. Это уникальное техническое сооружение — результат труда монахов в 60-х годах XIX века. На острове находится скит преподобного Сергия Радонежского. Во время гонений XX века скит был тюрьмой. Сейчас в нем восстановлена церковная жизнь. До острова можно дойти пешком (9 км). Дамба — редкое по красоте место. Также интересно Судоходная озерно-канальная система Соловков (Большой Соловецкий остров) построена монахами в XIX веке. Общая протяженность системы — около 12 километров. По каналам перевозили стройматериалы монастырские паровые катера. Здесь можно взять лодки напрокат и самостоятельно проплыть два лодочных маршрута — «Малый круг» и «Большой круг». Прокат стоит около 100 рублей в час.

http://pravoslavie.ru/55392.html

Анзерский остров покрыт горами и холмами, между которыми особенно возвышается одна гора, прозванная Голгофою. Она стоит почти посреди острова в 6 верстах от Анзерского скита, с узкою вершиною, имеющею вид сахарной головы. Оттуда представляются взорам необъемлемое пространство зыблющегося моря, холмы, покрытые зеленеющимся лесом, между ними светлые озера, далее острова, рассеянные по зеркальной поверхности Белого моря, и на краю небосклона величественные здания обители Соловецкой. Полагают, что преподобный Елеазар при начале своих подвигов провел несколько времени на этой горе и после него пустынножители никогда не оставляли прекрасную гору необитаемою, но непрестанно, один после другого, имели здесь свое пребывание 10 . Поступив в число братии Анзерского скита, о.Иов считал себя последним послушником скитской братии и всем смиренно служил, стараясь особенно помогать немощным и больным. Но Богу угодно было возвысить добродетельного старца: вскоре вручено было ему начальство над скитом. Собрав в церковь братию, помолившись Пресвятой Троице и призвав на помощь преподобного Елеазара, как первоначальника своего пустынного общежительства, новый строитель обратился к скитским инокам с таким поучением:      «Молю вас, братия моя возлюбленная, подвигнемся к наследию Царствия Небесного постом и молитвою; попечемся о спасении душ наших; отвратимся от злоб наших и от пути лукавого, еже есть любодеяние, татьбы, клеветы, празднословия, свары, пиянство, объядение и братоненавидение; уклонимся и возгнушаемся сего, братия, да не оскверним души наши, но пойдем по пути Господню, ведущему нас в отечество наше небесное. Взыщем Бога рыданием и слезами, пощением, бдением, покорением воле Божией и послушанием, да обрящем милость у Бога. Возненавидим мир прелестный (обманчивый), воспоминая речение Господа «Аще кто грядет ко Мне и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братий, и сестр, еще же и душу свою – не может Мой быти ученик» ( Лк. 14: 26 ). Мы, братия, отрекшись мира, отречемся и дел его, да не возвратимся на первые грехи. Никтоже, рече Господь, возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божии ( Лк. 9:62 ). Како убежим муки бесконечной, скончающе время живота своего в лености? Нам, братие, нарекшимся инокам, прилично во вся дни плакати и каятися о грехах своих. Покаяние есть путь, приводяй к Царствию Небесному; покаяние есть ключ Царствия Небесного; без него не удобно внити никому в оное. Пригвоздим стопы наши к пути в Царствие Небесное– к нему не приближаются лукавые. Шествие по нему ныне хотя и прискорбно, но после будет радостно».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

9) Иеросхимонах Иисус в монашестве Иов, из белого духовенства, духовник Особ царствующих, был строителем с 1706 по 1714 год; потом перешел он на гору Голгофу того же Анзерского острова для безмолвной жизни и был потом основателем Распятского скита. 10) Паисий Иеромонах по избранию Анзерской братии поставлен в Строители по грамоте Преосвященного Варнавы Архиепископа Холмогорского и Важеского, и находился с 1714 по 1717 год. 11) Иона Иеромонах скитский, Анзерский постриженник, поступив из казначеев сегож скита, был кратковременно. 12) Герман монах из Анзерского братства, определен Указом Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важеского, и был с 1717 по 1720 год, а потом выбыл из скита в Юрьегорский Олонецкий монастырь. 13) Спиридон Иеромонах, избран по согласию скитян и Указом Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важеского, определен 1720 года; скончался в 1726 году в сем же ските. При нем 1724 года пристроен был к Троицкой церкви теплый придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы из Голгофского кирпича; но оный со всею церковною утварью и иконами сгорел. 14) Стефан Иеросхимонах из братства Анзерского, был кратковременно. 15) Филипп Иеромонах из братии сегож скита, посвящен во Иеромонаха Преосвященным Стефаном, Митрополитом Рязанским и Муромским, а Строителем определен в 1727 году Указом Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важеского; волею Божиею потонул в море 1728 года. 16) Глеб из монахов и казначеев скитских, был Строителем 15 лет, т. е. с 1728 по 1743 год. При нем в 1730 году совершена строением деревянная церковь во имя Преподобных Отец Зосимы и Савватия, с приделами, перенесенными за теснотою от каменной Троицкой церкви во имя Преп. Михаила Малеина и Знамения Пресвятой Богородицы, которые в сем же году освящены. 17) Евфимий Иеромонах из казначеев сегож скита, был Строителем по 1750 год. 18) Мельхиседек Иеромонах скитский 1750 года Указом Преосвященного Варсонофия, Епископа Архангельского, из Духовной Консистории последовавшего, производен в Строители, в каковом звании и пребыл до 1762 года. При нем

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поклонный крест встречает нас недалеко от скита у горы Голгофы. Поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и я думаю о тех святых людях, которые своими страданиями здесь последовали подвигу Спасителя. Среди них был священномученик Петр (Зверев). Анзерская Голгофа стала местом его кончины. Лежа в оскверненной церкви на Голгофе, он умирал от тифа и сделал на стене надпись: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». Один из друзей видел, как великомученица Варвара пришла к умирающему и причастила его святых Христовых Таин. Трудно поверить в это здоровому румяному обывателю, но что откроется ему у порога смерти? Перед нами скит во имя Распятия Господа Нашего Иисуса Христа у горы Голгофы. Его основал преподобный Иов, которого сослал сюда Петр I, когда тому было уже более шестидесяти лет. И не захотел он возвращаться в Москву, когда сам император вручил ему амнистию. Он трудился в поте лица, подавая пример молодым монахам, жившим в скиту. Заходим в храм Воскресения Христова. Еще недавно он был залит кровью заключенных, которых содержали в этом храме. Тогда его называли «кровавой харчевней»… Молимся преподобному Иову Анзерскому. Иногда во время моих экскурсий приходил помолиться с нами скитоначальник отец Евлогий. Бывают такие люди, в присутствии которых боишься сделать какое-то неверное движение или сказать неправильное слово, чтобы не оскорбить их, и отец Евлогий принадлежит к таким людям. Однажды мне пришлось побывать в его келье, и вот по какому случаю. Второй год подряд на Анзер хотел попасть один американец (назовем его Джоном); его дед был из казаков, и внук сохранил его фамилию и православную веру. Принадлежал он к зарубежной православной церкви, которая на тот момент еще не объединилась с Русской Православной. Джон мечтал своими глазами увидеть знаменитую березу, которая выросла в форме креста у анзерской Голгофы. В первый свой визит он не успел этого сделать, и вернулся на следующий год. Я сопровождала его на Анзере, и меня попросили отвести его к отцу Евлогию. Оказалось, что в скиту поселился на время один пресвитерианец, и отец Евлогий посчитал, что ему будет интересно встретиться со своим соотечественником православной веры. Испытывая некоторое смущение, я подошла к келье скитоначальника и там увидела дощечку с надписью: «После 20.00 беспокоить только в случае пожара». А времени уже десять вечера! К счастью о. Евлогий сам вышел к нам навстречу и пригласил зайти внутрь. С благоговением и замиранием сердца я заходила в келью, которая сильно напоминала деревенскую избушку. О. Евлогий предложил американскому гостю встретиться с пресвитерианцем, а затем остаться ночевать, но тот очень боялся опоздать на самолет, и поэтому отказался. И все равно на свой рейс он не успел…

http://pravmir.ru/moi-solovki/

По смерти Елеазара 21 год управлял Анзерским скитом ученик его Никодим, в духе своего учителя. Денежное и ружное жалованье, о котором извещал скитян Патриарх Никон в 1655 г., подтверждено царскою грамотою 1662 г. Какое влияние на судьбу Анзерского скита имели события, возникшие в Соловецком монастыре по поводу исправления богослужебных книг, мы сведений не имеем, кроме краткой заметки во вкладной книге Анзерскаго скита, сделанной в 1710 г.: «Егда у противных в Соловецком острове учинися в вере смущение и устройся от них монастырю запорное укрепление, в то же время бысть и Анзерскому скиту от начальствующих тогда велие разорение и конечное сотворися ему запустение. Живущие же ту пустынники до единаго со отока разогнаны, бежали, и храмы Божии обраны, токмо стены едины в них осташа, и всем церковным утварям и записным книгам, от всяких людей врознь рознесенным сущим и растерянным бывшим, и по многому времени егда возмогоша из Соловецкаго монастыря от церковных вещей и письменных крепостей несколько возвратити». Но это отобрание церковного имущества Анзерского скита последовало уже после усмирения Соловецкого бунта. Причиною его было, вероятно, покаяние монаха Митрофана, бежавшего из Соловецкого монастыря во время осады. Он сказал, что вино и рыбу для Соловецкого монастыря во время его осады доставлял Анзерский скит. В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу Патриарха Иоасафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованные грамоты и денег 494 рубля. Но по просьбе строителя Романа царь Феодор Алексеевич велел все отобранное возвратить и продолжать ружное и денежное жалованье на скит. В 1685 г. в бытность свою в Москве Роман был награжден многими царскими вкладами для Анзерской обители. До этого времени скит был независим от Соловецкого монастыря, и такая независимость его не раз была подтверждаема царскими грамотами. Но в 1682 г. указом архиепископа Холмогорского Афанасия скит был отдан в ведение Соловецкого архимандрита, и ему велено было иметь строжайшее наблюдение за пустынниками и распоряжаться во всем по усмотрению. В 1698 г. архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а царь Петр I повелел с 1700 г. вместо ружного и денежного жалованья на 17 монашествующих и церковные потребности выдавать по окончании каждого года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении. Составитель жития преподобного Елеазара, около 1705 г., жалуется, что память об основателе скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который восстановил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Голгофе. Это был Иов, в схиме Иисус, в миру московский священник Иоанн Иоаннов, царский духовник. (См. Житие Иова Анзерского. – Сост.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После печального обряда погребения, иноки скитские на своих руках вынесли из церкви во гробе утружденное тело старца и положили оное в уготованном на самой горе, в земле, глубиною не более одного аршина, каменном склепе; поверх склепа поставили деревянную, хорошо отделанную гробницу, на которой сделана приличная памяти старца надпись, а на самую гробницу положили еще деревянную доску с надписью следующего содержания: «† Здесь скончался 1720 года, марта 6 дня, преподобный Иов (в схиме Иисус), строитель прежде бывший анзерский, а потом голгофский, рожденный 1685 года. В монашество поступил 1701 г. Строительство анзерское принял 1706 года. В схиму постригся в 1710 г. На гору Голгофу пришёл жить строителем 1714 года. Показал образ добродетелей – словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною». «От рождения жития ему было 85 лет. 1720 года, марта 9 дня, погребен здесь» С этого дня погребения, усердствующие и любящие по Бозе покойного подвижника начали отправлять на могиле его панихиды; по причине множества таковых панихид, все скитские иеромонахи не успевали вполне удовлетворять желанию усердствующих. В 1826 году, когда скит особенно приведен был в благоустройство тщанием настоятеля Соловецкого монастыря, архимандрита Досифея, постоянно назначается туда в скит, иеромонах Соловецкого братства, опытный в иноческой жизни, в качестве строителя, и десять или более под его ведением иноков также Соловецкого монастыря; последние посылаются всегда из особенно расположенных к воздержанной и безмолвной жизни, по собственному их согласию или желанию. Устав скитский, изданный самим основателем старцем Иовом, относительно церковного и келейного правила и постной трапезы; исполняется в точности доселе, исключая то, что возобновителем скита архимандритом Досифеем по немощи братии, благословлено на трапезе вкушать рыбу в те дни, в которые разрешает это святая церковь . Обитель скита, а особенно пришелец-богомолец, немало назидается в ските сем непрерывным чтением псалтири св. Давида. С давнего времени существует это отрадно-умилительное чтение, в теплом Успенском приделе, у самой гробницы основателя. Оно не прерывается ни днем, ни ночью, кроме того часа, в который совершается божественная служба в том храме. Во все остальное время, чрез каждые два часа, в ските слышатся три удара на колокольне в небольшой колокол, – этим извещается смена чтеца-инока. Цель этого чтения та, чтобы в ските непрестанно славословилось иноками имя Божие, и чтобы при этом непрестанном славословии Бога поминались на каждой славе псалтири благочестивый Самодержец России с Августейшим домом, Святейший Синод, вся братия Соловецкого монастыря, братия скитская, благодетели и посетители обители и все православные христиане, как живущие, так особенно усопшие, с испрашиванием первым долгой жизни, здравия и спасения, а последним вечного покоя, с надеждою на воскресение по вере в воскресшего Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ильин-Женевский Александр Федорович (наст. фам. Ильин; 1894 – 3 сентября 1941), советский деятель, организатор шахматной жизни в России и СССР Ильинский Михаил, заключенный священник Иннокентий (Беда; 1881 – 6 января 1928), преподобномученик, архимандрит. Арестован в феврале 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался Иоаким (Благовидов Яков Алексеевич; ум. 9 декабря 1929), архиепископ Ульяновский. Арестован в сане епископа Алатырского, викария Симбирской епархии и отправлен в 1923 г. на Соловки, где находился до 1927 г. Иоанн (Широков Андрей Алексеевич; 1893 – 19 августа 1937), епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. Арестован в сане иеромонаха в июне 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Иоанн Златоуст (27 сентября 407), святитель Иоанн, заключенный священник Иоасаф (Берсенев Николай Николаевич; 1882 – позднее 1930), иеромонах, постриженик Соловецкого монастыря. Арестован в 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Иоасаф (Жевахов Владимир Давидович; 1874 – 4 декабря 1937), священномученик, епископ Могилевский, князь. Арестован в сане епископа Дмитриевского, викария Курской епархии в сентябре 1926 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Иоасаф (Удалов Иван Иванович; 1886 – 2 декабря 1937), священномученик, епископ Чистопольский. Расстрелян Иов Анзерский (в схиме Иисус; 19 марта 1720), преподобный, основатель Голгофо-Распятского скита Ионафан, друг пророка Давида Иосиф (Петровых Иван Семенович; 1872 – 20 ноября 1937), митрополит Ленинградский. Расстрелян Иосиф, ветхозаветный патриарх Иувеналий (Масловский Евгений Александрович; 1878 – 24 октября 1937), священномученик, архиепископ Рязанский и Шацкий. Арестован в сане архиепископа Курского и Обоянского в 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Иулиания Лазаревская (20 января 1604), святая праведная Иустин, заключенный архиерей

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших «ради молитв преподобных» безденежно, и несколько сот наемных рабочих. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Подвижники благочестия Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) — первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV — XVI ), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов( в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.). Разрушение Соловецкого монастыря XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения — офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины. Добровольное заточение

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

Иночество процвело на Соловецком острове, и обитель преподобных Савватия, Зосимы и Германа воспитала многих подвижников, достойных памяти потомства. Влияние этих замечательных мужей было весьма благотворно для окружавшей их среды, а жизнь их остается поучительною для всех. Кроме подвижников, просиявших в Соловецкой обители, в ней приняли монашество и духовно возросли приснопамятные иерархи Российской Церкви – патриархи Иоасаф I и Никон, митрополиты – Исидор новгородский, Иларион псковский, Игнатий тобольский, Рафаил астраханский, Иов новгородский; архиепископы – Маркелл вологодский и Варсонофий архангелогородский. Патриарх Никон, оставивший в нашей церковной истории неизгладимую память, пострижен в иночество преподобным Елеазаром, основателем Анзерскаго скита, который и был первым местом строгих подвигов его. Здесь, в течение четырех лет, Никон созревал для будущих великих дел церковного управления и научался терпению, которое было необходимо ему при последующей превратности судьбы его. Таким образом духовное влияние Соловецкой обители, не ограничиваясь ближайшими пределами, распространялось на все наше отечество.         Преподобный Савватий, Соловецкий первоначальник и чудотворец Жизнь в Кирилло–Белоезерском монастыре. – Переход в Валаамскую обитель. – Свидание с Германом. – Прибытие на Соловецкий остров. – Предвещательное знамение. – Предчувствие кончины. – Отплытие к реке Выге. – Встреча с игуменом Нафанаилом. – Причащение. – Беседа с Иоанном. – Кончина и погребение. – Перенесение мощей. – Прославление. Первым местом иноческих подвигов преподобного Савватия был Кирилло–Белоезерский монастырь. Проводя жизнь свою в посте, бдении и молитвах, он служил назидательным примером для всех иноков. Послушание игумену и братии и прилежное исполнение монастырских служб приобрело ему уважение и любовь со стороны знавших его. Но, не терпя славы человеческой, смиренный инок замыслил удалиться из монастыря в уединенное место. Дошел до него слух, что на озере Нево (ныне Ладожское), на острове Валаам, есть пустынный монастырь Преображения Господня, в котором иноки, приобретая нужное для жизни трудами рук своих, отличаются особенною строгостью своих подвигов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010