В 1900 году в Фиваиду прибыл в качестве поклонника иеромонах Тихоновой пустыни, Калужской губернии, отец Досифей на неопределенное время. Отцом Авраамием произведена пристройка снаружи восточной алтарной стены церкви преподобных Афонских, и, когда пристройка была окончена и покрыта, выломали старую алтарную стену. Алтарь сделался довольно просторный и величественный, весьма удобный для соборных служений. Временно проживающий в Фиваиде иеромонах Досифей, желая оказать материальную помощь новостроящейся пустыни Фиваида, на средства известных ему благодетелей выстроил между Троицким корпусом и гостиной новый трехэтажный корпус со следующими подразделениями: в нижнем и среднем этажах отвели помещение для братий, а в верхнем иеромонах Досифей устроил параклис во имя преподобного Тихона Калужского и для себя келью. Работы по строительству корпуса производились под наблюдением отца Досифея и отца Авраамия. Вследствие необходимости заготовления потребного количества извести, отцом Авраамием на средства обители были устроены для этого пять больших цистерн – четыре наверху и одна на берегу моря, у пристани. В 1900 году отец Авраамий от управления Фиваидой отказался из-за болезни и отошел от всех дел пустыни. Преемники отца Авраамия 9 октября 1900 года на место отца Авраамия, по благословению отца игумена и старцев, прибыл из монастыря схимонах отец Никифор. Но, пробыв в пустыни всего лишь восемь месяцев, он уехал обратно в монастырь, а на его место 17 мая 1901 года был избран заведовать пустынью Фиваидой иеромонах отец Досифей. В том году 10 июня трехэтажный корпус и церковь преподобного Тихона Калужского Чудотворца были освящены епископом Досифеем. Под наблюдением иеромонаха Досифея была проложена новая дорога от морской пристани к скиту и складам и прочная каменная стена с целью остановить обрушение почвы. На берегу у арсана сделана бухта и крепкая каменная стена от моря на несколько саженей в протяжении к западу для защиты устроенной цистерны. В этом же 1901 году построена двухэтажная просфорня со следующим распределением помещений: вверху помещены пекарня и две кельи для просфорников, а внизу – две кладовые для муки и дров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда преподобный обратился к ней, с светолепными юношами, и сказал: не бойся девица, но пойди и позови ко мне игумена обители. Он лежит на смертном одре, отвечала Анна. Тогда преподобный взял и подал ей шелковый плат, омоченный в миро и велел отнести его к больному. Анна пошла и от имени новоявленного угодника начала звать Досифея в храм у дверей кельи. Больной сначала принял это за мечту; но Анна не переставала стужать старцу, толкуще в двери и говоря ему: если святыня твоя считает меня за привидение, то пошли хоть служителя твоего, чтобы он принял от меня свиток сей врачевания, данный тебе от блаженного. Вооружившись крестным знамением, Досифей впустил к себе девицу, взял от неё плат, и помазав от напоенного мира свое тело вдруг сделался совершенно целым и здоровым, так что встал с постели и пошел в храм. Но там небесное видение уже прекратилось и экклесиарх отпирал двери церковный для всенощного пения. Изумленный Досифей сказал ему: что это такое, отче брате, божественною силою совершается в святыни сей? Но экклесиарх с своей стороны испугался еще более, и отвечал с ужасом: что отче всечестнейший? Я ради великой болезни твоей не пошел к тебе и за благословением; ибо вчера мы оставили тебя едва живым на ложи, а се ты всецело спешишь на утреннее пение. Спешу, отвечал Досифей, исполняя веление блаженного Отца нашего Иова; он бо с ангелами в полунощи, когда ми все спали, помолился о моем спасении Пресвятой Деве Богородице, и ангельскою рукою вратом отверстым, вошла служанка госпожи нашей фундаторки, которой блаженный Отец наш Иов вручил свиток, миром исполненный и, сим исцеливши меня, немедленно повелел мне идти в церковь , как ты видишь теперь меня без всякой болезни. И лишь только экклесиарх отпер двери церковные, Досифей тотчас припал к земле, пред ракой блаженного Иова и воздав Богу благодарение за таковые чудеса, совершаемые преподобным, немедленно приступил к служению всенощного бдения, к общему удивлению и благоговению всех, знающих о его болезни. Спустя немного после этого, року 1661, месяца ноября 19 дня, пред урядом и актами городскими Кременецкими, и пред Стефаном Водорацким, наместником бурграфства Кременецкого и правителем Кременецкой городской канцелярии, явившись лично урожденный его милость пан Иоанн Лобос просил записать в книги следующее: что он пан Лобос, будучи посещен от Господа с немалого времени тяжкою болезнью, и потом по обету пробыв на богослужении в монастыре Почаевском, здесь при чудотворной иконе и стопе пресвятой Девы Богородицы и при реликвиях (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Занимались непрестанною молитвою не только безмолвники и отшельники, но и общежительные иноки. Святой Иоанн Лествичник говорит об иноках посещенного им Александрийского общежития, что они «и за самою трапезою не престают от умственного подвига, но условленным и введенным в обычай знаком и мановением, блаженные, напоминают друг другу о молитве, совершаемой в душе. И делают они это не только за трапезою, но и при всякой встрече, при всяком собрании» Преподобный Исаак, безмолвник Египетского Скита, поведал преподобному Кассиану Римлянину, что ему для непрестанной молитвы служит второй стих 69 псалма: Боже в помощь мою вонми, Господи помощи ми потщися Преподобный Дорофей, инок общежительного монастыря аввы Серида в Палестине, преподал ученику своему преподобному Досифею, сказано в житии Досифея, непрестанно упражняться в «Памяти Божией», заповедав ему постоянно произносить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя и: Сыне Божий, помоги мне Преподобный Досифей молился попеременно то первыми, то вторыми словами преподанной ему молитвы. Она преподана была ему в таком виде по причине новоначалия ума его, чтоб ум не уныл от единообразия молитвы. Когда блаженный Досифей тяжело заболел и приближался к кончине, то святой наставник его напоминал ему о непрестанной молитве: «Досифей! Заботься о молитве; смотри, чтоб не потерять ее». Когда болезнь Досифея еще более усилилась, опять святой Дорофей говорит: «Что, Досифей? Как молитва? Пребывает ли?» Из этого видно то высокое понятие, которое имели о поучении древние святые иноки. Преподобный Иоанникий Великий непрестанно повторял в уме молитву: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе Ученик Иоанникия Великого, преподобный Евстратий, которого святой писатель жития его назвал Божественным, стяжал непрестанную молитву: «Он всегда Господи, помилуй в себе глаголаше», — говорит писатель жития его Некоторый Отец Раифской пустыни постоянно сидел в келлии, занимаясь плетением веревок, причем говорил с воздыханием, колебля главою: «Что будет?» Произнесши эти слова и несколько помолчав, опять повторял: «Что будет?» В таком поучении он провел все дни жизни своей, непрестанно сетуя о том, что последует по исшествии его из тела Святой Исаак Сирин упоминает о некотором Отце, который в течение сорока лет молился одной следующею молитвою: «Я, как человек, согрешил; Ты, как Бог, прости меня».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

В страхе Анна остановилась и стояла неподвижно. Тогда преподобный обратился к ней «с светолепными юношами» и сказал: «не бойся, девица, но пойди и позови ко мне игумена обители». – «Он лежит на смертном одре», отвечала Анна. – Тогда преподобный взял и подал ей шелковый плат, омоченный в миро, и велел отнести его к больному. Анна пошла и от имени новоявленного угодника начала звать Досифея в храм у дверей келии. Больной сначала принял это за мечту; но Анна не переставала «стужать старцу, толкуще в двери» и говоря ему: «если святыня твоя считает меня за привидение, то пошли хоть служителя твоего, чтобы он принял от меня свиток сей врачевания, данный тебе от Блаженного». Вооружившись крестным знамением, Досифей впустил к себе девицу, взял от нее плат, и помазав «от напоенного мура» свое тело вдруг сделался совершенно целым и здоровым, – так что встал с постели и пошел в храм. – Но там небесное видение уже прекратилось и екклесиарх отпирал двери церковные для всенощного пения. Изумленный Досифей сказал ему: – «что это такое, отче брате, божественною силою совершается в святыни сей?» Екклесиарх с своей стороны испугался еще более и отвечал с ужасом: – «что, отче всечестнейший? Я ради великой болезни твоей не пошел к тебе и за благословлением; ибо вчера мы оставили тебя едва живым на ложе, а се ты всецел спешишь на утреннее пение». – Спешу, отвечал Досифей, исполняя веление блаженного Отца нашего Иова; он бо с ангелами в полунощи, когда мы все спали, помолился о моем спасении Пресвятой Деве Богородице, и ангельскою рукою вратом отверзстым, вошла служанка госпожи нашей фундаторки, которой блаженый Отец наш Иов вручил свиток, миром исполненный и, сим исцеливши меня, немедленно повелел мне идти в церковь , как ты видишь теперь меня без всякой болезни». – И лишь только екклесиарх отпер двери церковные, Досифей тотчас припал к земле пред ракою блаженного Иова и воздав Богу благодарение за таковыя чудеса, совершаемые Проподобным, немедленно приступил к служению всенощного бдения, к общему удивлению всех, знавших о его болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

свящ. «Бр. Сл.». 1889, I, 432–3. 36 Цымла пала в Дон ниже Чира и на 20 верст выше реки Кумшак. «Книга большому чертежу». Спб. 1838. 37 О времени прихода Пафнутия на Цымлу – Доп. А. И. XII, 168. О Феодосии – 142, 150, 160, 167, 176. Откуда был поп Пафнутий? В памятниках встречается имя Пафнутия, черного попа Отеревой пустыни Нижегородского уезда, посланного за раскол под начал в Троицкую Лавру еще в 1666 году (Ркп. Моск. Синод. библ. 49–1628, по реестр. 4). Не он ли бежал на Дон? 38 «История о бегствующ. священстве» Ивана Алексеева, написанная в 1755 году: Бр. Сл. 1889, I, 434 – История похождений игумена Досифея доселе остается темною. Согласить показание памятников столь трудно, что остается только поставить вопрос, не разрешая его. Разногласие памятников объясняется тем, что Досифей укрывался по разным местам и в течении многих лет, а трудность их примирения зависит между прочим от того, что остается неизвестным, не было ли в числе расколоучителей XVII века другого иеромонаха с именем Досифея? 1) В известной книге П. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей» время игуменства Досифея в Беседном монастыре обозначено датой «1662–70» (Спб. 1877 г., стр. 94). По «Истории Выговской пустыни», Досифей, когда ушел из Беседного монастыря, – нашел себе приют в Курженской обители, хотя и не постоянный: «часто прибегал к пустынной некоей Курженской обители» (Спб. 1862, стр. 79). Между тем из другого раскольнического памятника – «Жития» боярыни Морозовой явствует, что в 1671 году Досифей был уже в Москве. Именно здесь рассказывается, что еще до взятия Морозовой под стражу некий «отец» Досифей, по просьбе боярыни, исповедал и причастил её и её двух «сподвижниц» – княгиню Урусову и жену стрелецкого полковника Марью Данилову – в доме Морозовой «в Иванове горенке». Суть дела заключается в следующем. «Егда приближахуся прияти причистое тело и кровь Христовы... зрит преподобный отец дивну вещь... дни трие... просветишася внезапу лицем... Авва поведа некиим втайне вещь сию, глаголя, яко несть сие просто, но, мню, яко сего лета имут сии страдати о Христе, еже и бысть» (Житие: Ркп.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Зато рассказывает о нем в его жизнеописании его духовный сын, сотрудник по исправлению книг и сподвижник по заключениям, протопоп Иоанн Наседка следующее: «Жил в лавре под руководством архимандрита Дионисия инок Досифей, проходивший послушание в больнице, о нем многие соблазнялись и осуждали его, не понимая, что путь его подвижнический: он казался им помешанным». Протопоп спросил своего старца, что он думает об этом иноке, и ему показалось, что вопрос этот огорчил его. Когда же он спросил его о причине этого огорчения, преподобный ответил ему следующее: «Вам, в миру живущим, не подобает говорить об иноках потому, что вы, не понимая иноческого пути, или превозносите иноков паче меры — и этим вредите им, или же осуждаете — и этим наносите вред себе». Когда же инок Досифей, которого тот же протопоп Наседка прозвал «Досифеем крепкого жития», заболел к смерти, случилось так, что старец его должен был ехать в Москву по делам обители. Благословляя его, он сказал: «Подожди меня!» Вернувшись из Москвы, архимандрит Дионисий увидел, что Досифей ждет его у монастырских врат. Тогда он благословил его и сказал: «Иди, чадо, с миром!» Досифей пошел в свою келью. Через несколько минут братия пришли сказать, что он только что скончался.  Прп. Дионисий скончался в 1633 г. •  Детство и начало священнической и иноческой жизни преподобного прошло в Тверской земле, во Ржеве и Старицах. В Старицком Успенском монастыре начался подвижнический путь св. Дионисия.   •  Погребен в Троице-Сергиевой лавре. Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский (+ 1633) Память его празднуется 27 нояб. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Диодор (иногда называемый Дамианом) родился в конце XVI в.  в семье крестьян-поморов.  Когда ему было 15 лет, родители отпустили его на богомолье в Соловецкий монастырь, и он больше не вернулся. Прожив 3 года трудником, он в 19 лет принял постриг с именем Диодор (или Дамиан). Через некоторое время отец его пришел посетить его и также остался в обители, став иноком. Впоследствии поступил в монастырь и его брат. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 528-529; Ч. 6. С. 955-956; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова. К., 1831. Ч. 3. С. 78. 15; Строев. Списки иерархов. С. 401. 19; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 173; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 68. 276; Голубинский. Канонизация святых. С. 322; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 312; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 309, 464, 465, 471, 574, 575; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 225. А. А. Романова Иконография Прп. Досифей Верхнеостровский. Фрагмент иконы. 2-я пол. XIX в. (Петропавловская ц. на о-ве Белов) Прп. Досифей Верхнеостровский. Фрагмент иконы. 2-я пол. XIX в. (Петропавловская ц. на о-ве Белов) О существовании изображений Д. свидетельствует тропарь преподобному («Темже и мы, притекающе ко святей иконе твоей, умильно глаголем...»). В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 27 нояб. о святом сказано: «Рус, аки Козма, риза преподобническая, в руке свиток сжат» (РНБ. Погод. 1931. Л. 70 об.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 101). В Петропавловской ц. на о-ве Белов сохранились 2 единоличные иконы Д. 2-й пол. XIX в. одного извода, к-рый, возможно, восходит к надгробному образу. Святой изображен средовеком с русыми волнистыми волосами на прямой пробор и небольшой раздвоенной бородой, в рост, вполоборота влево, в рясе, мантии и схиме (на одной иконе параман не виден, на плечах, вероятно, куколь), с большим крестом в деснице (у плеча) и длинными четками в левой руке. Более ранняя икона, с нек-рой индивидуализацией образа (глубоко посаженные глаза, острый нос, морщины), написанная на светло-зеленом фоне в академической манере, происходит из иконостаса придела Смоленской иконы Божией Матери (в наст. время в главном иконостасе церкви). Образ посл. трети XIX в. (находится в интерьере храма) с надписью на золотом фоне: «Стый пре: оцъ нашъ Досифей», тоже исполнен с приемами светотеневой моделировки формы. Д. представлен в рост, в монашеской мантии и куколе в числе подвижников XV в.

http://pravenc.ru/text/180309.html

И старец отвечал ему: «иди с миром, чадо, и престань Св. Троице, и молись о нас». Преп. Досифей скончался. Но братия недоумевали, чем так заслужил усопший эти напутственные слова ему преп. Варсануфия. Он был так молод, так недолго подвизался в обители, не отличался таким постничеством, как другие, не всегда поспевал к началу церковной службы, а иногда, занятый уходом за больными, и вовсе не приходил. Что же он такое сделал? Не знали братия того великого смирения, той великой чистоты душевной, которой достиг в столь малое время почивший преп. Досифей, и потому так судили. – Но Господь вскоре открыл о блаженном пребывании юного Досифея. В обитель пришел один великий отшельник; случилось, что он в видении узрел некоторых прежде почивших старцев сей обители, богоугодивших Богу. Он видел их веселящимися в царствии Божием, и между ними был юный Досифей. Тогда братия возблагодарили Господа, что св. юноша в малое время сподобился угодить Ему своею жизнью и подвигами. а) Почему так? Потому, что смирение – это незыблемое основание всех христианских добродетелей, – это единый верный и прямой путь к славе вечной, – путь, который указал нам Сам Господь наш Иисус Христос, Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, темже и Бог Его превознесе: потому и в последователях Его Ему всего приятнее смирение и всесовершенная преданность воле Божией. Без дара пророчеств, говорит преподобный Иоанн Лествичник , без прозорливости, знамений и чудес, многие спаслись, но без смирения никто не войдет в брачный чертог. И, действительно, на кого взирает Господь Бог оком благоволения, любви и милосердия? Токмо на кроткого, и смиреннаго, и молчаливаго, и трепещущего Словес Моих, говорит Сам Господь. Кому подает Он Свою вседействующую и всеосвящающую благодать? Смиренным; ибо сказано: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Кому обещает Он истинное величие и славу? Смиренным: смиряяй себе вознесется, говорит Господь. Смиритеся убо, увещевает апостол, под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время. Какая жертва самая благоприятная Богу? Дух сокрушен, отвечает пророк, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Кто больший в царствии небесном? Смиренный: иже смирится, яко отроча, говорит Господь, той болий есть в царствии небесном; аще не смиритеся и будете яко дети, не внидите в царствие Божие. Словом: какие бы ни совершили вы дела, какие ни стяжали бы добродетели, без смирения – все будет тщетно, весь труд ваш потерян напрасно: Господь отвратит от вас лице Свое, как отвратил Он лице от многих добродетелей гордившегося ими фарисея. Без смирения никто не войдет в брачный чертог, напротив, если стяжете смирение, то из него, как из благоплодного корня, сами собой произрастут все другие добродетели: кротость, братолюбие, сострадание, скромность, терпеливость, дух покаяния, всегдашнее умиление и слезы, беспечалие о всем житейском и непрестанное трудолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но через 2 года иеросхимонах Пантелеймон переселяется на безмолвие к часовне явления Глинской Чудотворной иконы Божией Матери, где было положено начало первому скиту Глинской пустыни. Упокоился старец Пантелеймон 26 февраля 1831 г. на 75-м году жизни. Иеросхимонах Антоний был подвижником, служащим примером для братии. В 1831–1833 гг. он безмолвствовал в скиту Глинской пустыни, позже был назначен помощником братского духовника, а потом и духовником Глинской пустыни. О. Антоний удостоился от Господа дара слез, обильно истекавших во всякое время. За год до смерти он принял схиму без изменения имени, проходил высокий подвиг в келейном уединении и безмолвии 313 . Блаженная кончина старца Антония последовала в 1842 г. Монах Досифей (в миру Димитрий Колченков) поступил в Глинскую пустынь до 1840 г., в 1849 г. пострижен в мантию с именем Досифей. Вел строгую подвижническую жизнь, пребывая в сильной брани с врагами спасения. За свою благочестивую жизнь и долголетнее служение в храмах, посвященных Царице Небесной, подвижник Досифей был удостоен чести видеть в алтаре Пресвятую Богородицу, а также сподобился слышать ангельское пение при смерти старца Феодота. Братия также замечали у о. Досифея дар прозрения и целения 314 . Скончался старец Досифей 5 ноября 1874 г. на 64-м году от рождения. Схиархимандрит Илидор (в миру Иоанн Голованицкий) много лет подвизался в иночестве в Глинской пустыни, где достиг высоких духовных дарований. До поступления в Глинскую пустынь Иоанн пробыл некоторое время в Софрониевой пустыни, которая достигла совершенства трудами старца Феодосия, ученика преподобного Паисия Величковского . Там Иоанн усвоил, что от монаха требуются не одни телесные подвиги и труды, но и внутреннее делание в сердце 315 . Из Софрониевой пустыни Божиим Промыслом Иоанн перешел в Глинскую пустынь, где его с радостью принял игумен Филарет, ученик старца Феодосия. Через два года Иоанн был пострижен старцем Филаретом в рясофор с именем Иоиль, и по пострижении вручен для духовного руководства схимонаху Пахомию. По смерти старца Пахомия Иоиль обращается за советами непосредственно к игумену Филарету, и под его руководством усиленно трудится над своим духовным совершенствованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Авва Серид поручил его руководству новопостриженного инока Досифея. В прошлом он был блестящим молодым офицером, родственником одного генерала, жил в роскоши и мало задумывался о спасении души. И вот однажды он более из любопытства, чем ради того, чтобы прикоснуться к святыне, отправился в Иерусалим. И там, в Гефсимании, Досифей, подобно русскому великому князю Владимиру, был поражен увиденным им изображением Страшного Суда. Когда он рассматривал это изображение, ему было видение «благолепной Жены, облеченной в багряницу», которая «объясняла ему муку каждого из осужденных» 665 . На вопрос юноши, что должно делать, чтобы избавиться от сих мук, она отвечала ему: «Постись, не ешь мясо, и молись часто, и избавишься от мук» 666 , после стала невидима. Досифей пытался затем отыскать Ее в Святом Городе, но тщетно, «ибо, – как пишет авва Дорофей , составивший житие своего послушника и ученика – случай, необычный в агиографии, – то была Святая Мария Богородица» 667 . Досифей вернулся на воинскую службу, но образ его жизни резко изменился. Он неукоснительно соблюдал заповеди, которые были ему даны перед изображением Страшного Суда. Его товарищи по оружию, наблюдая эту происшедшую с ним перемену, сказали ему однажды: «Юноша! То, что ты делаешь, неприлично человеку, хотящему жить в мире; если ты хочешь так жить, то иди в монастырь, и спасешь душу» 668 . Его привели в обитель аввы Серида, и тот, как уже было сказано, вручил его окормлению аввы Дорофея . Досифей скоро преуспел в науке послушания и совершенного отсечения своей воли; пользуясь руководством старца, он достиг высокой степени бесстрастия и по воле Божией еще в юные годы отошел ко Господу, а его наставник составил в похвалу ему и для назидания братии его краткое житие. В течение девяти лет до преставления преподобного старца Иоанна Дорофей прислуживал ему как келейник, внимая наставлениям великого старца. После того как преподобный Варсонофий окончательно затворился для мира, авва Серид скончался и через пятнадцать дней после преставления преподобного Иоанна Пророка – это было не ранее 540 г., – он оставил киновию, в которой принял постриг, и поселился неподалеку от прежней своей обители, между Газой и Маюмом. Вокруг него затем собрались ученики, и он стал игуменом новой киновии, о которой, однако, нет сведений. В этой обители он и отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010