Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Никон Радонежский Никон Радонежский (+ 1426 ), игумен , преподобный . Ближайший ученик и преемник преподобного Сергея Радонежского Память 7 июля , 27 сентября , 17 ноября , в Соборах Владимирских , Московских и Радонежских святых Родился в Юрьев-Польском . Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ . Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание - послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому . Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин . Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. По достижении совершеннолетия он был рукоположен в сан священника . Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: " Хорошо, что ты пришел, чадо Никон " , и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником. После преставления преподобного Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре , а затем с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (+1407).

http://drevo-info.ru/articles/11655.html

Арсению Трудолюбивому, в Дальних пещерах, глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Арсений, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших. Афанасию Афонскому , глас 3 Еже во плоти житию твоему/удивишася ангельстии чини:/како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/и уязвил еси демонския полки./Отонудуже, Афанасие ,/Христос тебе воздаде богатыми дарованьми:/сего ради, отче, моли//спастися душам нашим. Перевод: Житию твоему во плоти удивились ангельские воинства: как ты, в тело облеченный, вступил в борьбу с невидимым врагом и поразил демонов полки, всехвальный. За то, Афанасий, Христос тебе богатыми дарованиями воздал; потому, отче, ходатайствуй [пред Христом Богом] о спасении душ наших. Афанасию Высоцкому (Младшему), Серпуховскому, глас 8 Образ Божий в богосотворенней душе твоей,/ум, слово, и дух соблюдая/вперился еси отче преподобне Афанасие,/любовию ко Всетворцу Богу,/и сего ради/молитвы, труды, и подвиги добродетельныя восприим,/прешел еси в вечныя небесныя кровы./Отнюдуже назирай нас/моля Святую Троицу,/еже наследити нам горнее всерадостное блаженство. Перевод: Образ Божий в богосотворенной душе твоей: ум, слово и дух сохраняя, устремился ты, отче преподобный Афанасий, любовью к Творцу всего Богу, и потому молитвы, труды и подвиги добродетельные совершив, переселился ты в вечные небесные обители. Оттуда же наблюдай за нами, моля Святую Троицу, о том, чтобы нам наследовать небесное всерадостное блаженство. Афанасию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах, глас 3 Блаженство плачущих получити желая,/день и нощь непрестанно плакал еси,/имея во уме час Судный,/тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/преподобне Афанасие ./Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/яко да плача безконечнаго избывше,//тамо приимем вечное утешение.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Святой Савва долгое время был духовником Троицкой обители. Как гласит его Житие, «инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми». Основанная им обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы на реке Стороже была построена при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына князя Московского Дмитрия Донского. Преподобный Савва предрек князю Юрию победу над войском волжских булгар. Царь Алексей Михайлович Романов избрал Саввино-Сто-рожевский монастырь своей резиденцией. В годы его правления, в 1652 году, на территории обители были обретены мощи преподобного Саввы. По велению царя монастырь стал именоваться Лаврой, к нему было приписано 19 других монастырей. В 1919 году Саввино-Сторожевский монастырь был закрыт большевиками. На его территории размещались воинская часть, санаторий, музей. В 1995 году началось поэтапное возвращение монастырского комплекса Церкви. В 2007 году в восстановленной обители торжественно отмечали 600-летие со дня преставления преподобного Саввы. В ысоцкий мужской монастырь на берегу реки Нары под Серпуховом был построен по благословению Сергия Радонежского знаменитым князем Владимиром Андреевичем Храбрым. Серпуховской князь Владимир был двоюродным братом и сподвижником Дмитрия Донского, во время Куликовской битвы он командовал засадным полком, от которого зависел исход сражения. Князь Владимир обратился за помощью в устройстве монастыря к Преподобному Сергию. Сергий откликнулся на его просьбу и пришел в Серпухов. Место, выбранное под новую обитель, называлось Высоким, отсюда произошло и название монастыря — Высоцкий. Здесь был построен главный храм обители, освященный в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем Высоцкого монастыря стал ученик Преподобного Сергия Афанасий Старший. Преподобный Афанасий, как и Сергий, родом был из ростовских земель. Юношей он покинул родительский дом и пешком отправился в Троицкую обитель, где и принял иноческий подвиг. Афанасий имел талант к иконописи и книгописанию. В Высоцком монастыре под его началом возникли самобытные каллиграфическая и иконописная школы. Иконы так называемого высоцкого чина оказали большое влияние на русское религиозное искусство, предположительно и на творчество Андрея Рублева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Радуйся, во Едином Бозе всю сладость жития полагати вразумляяй. Радуйся, приятное благоухание духовнаго умиления. Радуйся, обитель Высоцкую и град Серпухов молитвою твоею облагоухавый. Радуйся, делателю благий, в мале верный, над многим поставленный. Радуйся, в радость Господа твоего вшедый. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 7 Хотящу Всевышнему Мироправителю призвати праведника своего в Небесныя Скинии по немалых летех во игуменстве пребывша, на кончину изнеможение старческое и скорбь телесе приял еси, преподобне, якоже Иов оный не преставая благословляти Господа и пети Ему: Аллилуиа. Икос 7 Ново и необычайно течение совершил еси жития твоего, святче Божий, в мире сем чуждо всякия скверны греховныя, сего бо ради аще и умерл еси на земли плотию, но душею в вышнем селении всегда жив сый, нам же, во святей обители твоей живущим, теплым твоим ходатайством пособствуеши, вопиющим к тебе таковая: Радуйся, Ангелов подобниче и человеков красото. Радуйся, святости и чистоты крине благоуханный. Радуйся, терпением твоим с многострадальным Иовом сравнивыйся. Радуйся, болезньми многими здравие души стяжавый. Радуйся, жителю Божественнаго селения. Радуйся, достигий вечнаго упокоения. Радуйся, всесветлаго Царствия Христова наследниче. Радуйся, Иерусалима Горняго граждане. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 8 Слышавши убо о блаженней кончине твоей, премилостивый, обители твоея братия и многия люди собрашася на успение твое; многотрудное тело твое достодолжно с чинопением честно провождающе, погребоша оное во гробе, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа. Икос 8 Весь сладость и желание тебе, преблаженне, бысть Христос Иисус, егда в житии сем молитву Его не преставал еси повторяти; и в преселении твоем от земных в небесная истее причастился, отче, сладости и желания в невечернем дни Царствия Его. О сем ведуще и о таковом блаженном успении твоем радующеся, сия достойныя тебе приносим глаголы: Радуйся, святче Божий, свято и праведно жизнь земную совершивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Монастырь решили воздвигнуть во имя Богоматери, в честь Зачатия Ее святой праведной Анной. Когда было расчищено поросшее лесом место для обители, преподобный Сергий стал на колени и, воздев руки к небу, произнёс горячую моливу. Затем Сергий обратился к Афанасию с наставлением и увещанием быть ревностным пастырем постничествующей братии. Князь Владимир Андреевич со своей стороны усердно просил Афанасия потрудиться в строении обители и обещал дать монастырю все необходимые для этого средства. Пробыв несколько дней в Серпухове, преподобный Сергий, возложив всё упование на Бога и Пресвятую Богородицу, благословил своего ученика на устроение нового монастыря и удалился в свою обитель. Тяжело переживал преподобный Афанасий разлуку со своим духовным отцом после того, как был поставлен настоятелем Высоцкой обители, но, уповая на благословение и молитвы преподобного Сергия и обещанное содействие князя Владимира Андреевича, он ревностно принялся за устроение нового монастыря. Построили деревянную церковь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и близ неё жилые кельи для игумена и братии. В это же время возвели и оборонительные сооружения монастыря: ров и земляной вал с установленной на нём рубленой крепостной стеной. Высоцкий монастырь представлял собой полноценную небольшую крепость и был на Руси одним из первых в этом роде, так как большинство русских монастырей приобрели оборонительные функции лишь с XVI столетия. Современники отзывались о новоустроенной обители как о " чудесной и весьма красивой " . Вокруг преподобного Афанасия стали собираться монашествующие, число которых постепенно умножалось. Среди них он вскоре приобрёл достойных учеников, просиявших впоследствии святостью жизни, - преподобного Никона, преемника преподобного Сергия по настоятельству в Троицкой обители, и преподобного Афанасия, второго игумена Высоцкого монастыря. Серпуховский князь Владимир Андреевич и в частности Свято-Высоцкая обитель оставили свой след в разгроме Золотой Орды. Князь Владимир Андреевич, возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители останки своей дружины, воинов-серпуховичей.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Первый после открытия обители настоятель - архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне епископ Угличский. При нем обитель практически полностью восстановлена, возобновлено почитание Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 1994 г. обретены мощи преподобного Афанасия Высоцкого (младшего). Высоцкий Богородицкий монастырь, 3 класса, в городе Серпухове, на месте, называвшемся «Высокое», на берегу реки Нары. Основан в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, с благословения преподобного Сергия, который первым игуменом его поставил ученика своего Афанасия. В 1571 году монастырь подвергся опустошению от татар, а в смутное время от казацких шаек. В Зачатиевском соборе, в иконостасе, находится 7 икон, присланных первым игуменом монастыря Афанасием из Царьграда. В приделе Рождества Богородицы замечательны царские врата и иконостас XVI века. В храме святого Афанасия Афонского и преподобного Сергия находится гробница Афанасия II-ro, приемника первого игумена монастыря. В ризнице монастырской хранятся крашениныя ризы преподобного Сергия. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат князя Димитрия Донского, Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Преп. Афанасий Высоцкий проходил подвиг иночества под руководством св. Сергия Радонежского и был у него в совершенном послушании, а потому и сам приобрел способность руководить другими. Он основал Серпуховский Высоцкий монастырь и в это время был старцем преп. Никона Радонежского. Св. Афанасий был человеком книжным, переписывал книги и брал свои поучения из Василия Великого и из Исаака Сирина . Оставил игуменство «Бога ради», т.е. для «духовного делания». Сопровождая мит. Киприана в Царьград, он поселился в Предтечевом монастыре (Студийском) «яко един от убогих». Здесь он продолжал заниматься переписыванием книг. Так, им в 1401 г. было переписано и послано в Россию «Око Церковное» – устав. Его ученик, по его настоянию, в 1392 году переписал Сборник отеческих сочинений (400 глав преп. Марка, слово Симеона Нового Богослова , несколько слов Иоанна Златоустог о и Исаака Сирина ). «Пожив в молчании (исихия) со св. старцы преподобный в старости глубокой преставился Господу». У архим. Леонида, в его книге «Святая Русь» сказано, что св. Афанасий скончался и был погребен в бывшей Предтеченской обители в Константинополе, куда он удалился на покой в 1387 г. Преп. Арсений Коневецкий, новгородец по происхождению и медник по ремеслу, сначала проходит начальные ступени монашеского послушания и подвига в одной из новгородских обителей близ Хутынского монастыря в продолжении 11-ти лет. В 1373 году едет на Афон, откуда вынес общежительный устав и получил заповедь основать обитель на Дальнем Севере. Путешествуя по Северу, он был занесен бурею к острову Коневцу, где водрузил крест (1393 г.). Пять лет подвизался уединенно, а в 1398 году основал общежительный монастырь. После этого преп. Арсений еще раз путешествует на Афон. Такое дальнее и трудное путешествие могло быть оправдано только необходимостью получить духовные указания о внутреннем делании. В этот момент на Афоне был особенный расцвет заветов Григория Синаита и Григория Паламы . Преп. Савва Вишерский ушел на Афон приблизительно в 1411 г. Пробыл там около трех лет. «Из дальнейшей жизни преподобного, – говорит его житие, – видно, что впечатления Афона остались надолго в душе его». Вернувшись, поселяется на р. Вишере, потом на р. Соснице, но монастырь основывает на Вишере. Он подвизается на столпе. «К нему стекались иноки и миряне для духовной пользы». Другими словами – был старцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность. 25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы. 24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П. Современное состояние [ править править код ] В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме. В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы». Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Высоцкий_монас...

Скоро собрались к нему ученики. Первый из них был преподобный Никон, будущий игумен Лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а второй – Амос, сын знатных родителей из Ярославской области, который при пострижении назван Афанасием. Блаженный игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преподобный Афанасий был другом святого митрополита Киприана, и, когда Киприан, по неудовольствию великого князя Димитрия, вынужден был удалиться из Москвы в Киев и потом в Царьград, Афанасий, оставив игуменство, добровольно последовал за ним в изгнание. В Царьграде, в Предтеченской обители, старец купил себе келлию и жил с несколькими учениками, занимаясь то молитвою, то списыванием книг 18 , то делами благотворения. Святитель Киприан, возвращаясь в Москву по приглашению преемника Димитриева, сильно упрашивал Афанасия возвратиться с ним вместе и обещал ему почести. Но смиренный старец отказался. «Келлия моя мне дороже всех почестей», – сказал он. Святитель отвечал ему: «О ум рассудительный! О взор светлый! Возлюбил ты горькое и скорбное, зная, что, по слову пророка, эта горечь слаще меда. Дивлюсь твоему подвижническому житию; скорблю, что и я не могу наслаждаться им». Таким образом, он остался в Константинополе, но и там трудился для блага Церкви Русской. В 1401 году преподобный Афанасий прислал в свою обитель списанный (а может быть, и переведенный им) церковный устав, с которого снято потом много списков в России. Этот устав он назвал «оком церковным». Он прислал также несколько икон византийского искусства, которые и теперь целы в Высоцком монастыре. Там, в Константинополе, он и скончался в глубокой старости в первых годах XV века. Между тем основанная им обитель находилась под управлением ученика его Афанасия, который вел жизнь богоугодную и скончался 12 сентября 1395 года 19 . Высоцкий, или Высокий, Богородицкий Зачатиевский монастырь 3-го класса (с 1764 г.) Московской губернии, Серпуховского уезда, в одной версте от Серпухова по дороге в Тулу, на возвышенном берегу реки Нары, против Владычнего женского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Крутицкий Ювеналий освятил Богоявленский храм Николо-Пешношского монастыря 11 декабря 2013 г. 16:17 8 декабря 2013 года, в неделю 24-ю по Пятидесятнице, в день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Николо-Пешношском монастыре митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Богоявленского храма — шестого возрожденного храма одной из древнейших обителей Подмосковья. В этот день правящего архиерея встречали игумен обители Григорий (Клименко) с братией, а также глава Дмитровского муниципального района Московской области В.В. Гаврилов. Владыка митрополит совершил освящение Богоявленского храма, расположенного в колокольне монастыря, и Божественную литургию в Никольском соборе в сослужении: епископа Серпуховского Романа , благочинного монастырей Московской областной епархии ; игуменов мужских епархиальных монастырей: Борисоглебского монастыря в Дмитрове Августина (Шорникова), Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова монастыря в Можайске Авеля (Пивоварова), Николо-Берлюковской пустыни Евмения (Лагутина), Вознесенской Давидовой Пустыни Сергия (Куксова) и Богородицерождественского Бобренева монастыря в Коломне Петра (Дмитриева), а также благочинного Дмитровского церковного округа протоиерея Афанасия Чорногуза; духовенства Дмитровского и Рогачевкого благочиний Московской областной епархии. За богослужением молились многочисленные прихожане, паломники, а также благотворители и труженики обители. Во время Литургии владыка митрополит совершил диаконскую хиротонию насельника Пешношского монастыря монаха Аристарха (Ильина). Начало возрождению монашеской жизни в Пешношской обители, основанной в 1361 г. одним из ближайших учеников преподобного Сергия Радонежского — преподобным Мефодием Пешношским, было положено в 2007 г. 2 сентября того года состоялось торжественное богослужение, которое возглавил владыка Ювеналий — первая Божественная литургия за 80 лет после разорения. К этому времени, из всего уникального архитектурного ансамбля монастыря, состоящего из семи сохранившихся храмов, колокольни, братских корпусов, стен и башен, окружающих обитель, Церкви были возвращены Сергиевский храм над мощами преподобного Мефодия Пешношского, монастырская колокольня с Богоявленским храмом и Мефодиевским храмом-усыпальницей, большая часть дворянского некрополя и трапезная церковь Сретения Господня. Заботы о реставрации возвращенных храмов возрождающейся обители принял на себя глава Дмитровского муниципального района В. В. Гаврилов. 17 июня 2008 г., в день празднования памяти преподобного Мефодия, состоялось освящение первого возрожденного монастырского храма во имя преподобного Сергия Радонежского. В течение последующих пяти лет в монастыре ежегодно совершался чин Великого освящения одного из возрожденных храмов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010